Научная статья на тему 'К вопросу определения структуры в теории и практике изобразительной грамоты'

К вопросу определения структуры в теории и практике изобразительной грамоты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ / ШКОЛА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ / ТЕОРИЯ РИСУНКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / CREATIVITY / PEDAGOGY OF ART / ART EDUCATION / AESTHETIC WORLD-VIEW / LIFE DRAWING / ARTISTIC TOOLS SCHOOL / THEORY OF DRAWING / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сомова А.В., Манжосова М.В.

В статье рассматриваются ключевые положения теории изобразительной грамоты, предлагается структурная модель формально-языковых категории описания натуры на уроках живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу определения структуры в теории и практике изобразительной грамоты»

Сомова А.В.

Педагог ИЗО и ДПИ, МБОУ ДОД ДШИ №15 Кировского района г.о. Самара

Манжосова М.В.

Студентка, кафедра «Живопись»,

Тольяттинский государственный университет

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

Аннотация:

В статье рассматриваются ключевые положения теории изобразительной грамоты, предлагается структурная модель формальноязыковых категории описания натуры на уроках живописи.

Ключевые слова: творчество, педагогика искусства, художественное образование, рисование с натуры, школа изобразительной грамоты, теория рисунка, образовательная программа.

Keywords: creativity, pedagogy of art, art education, aesthetic world-view, life drawing, artistic tools school, theory of drawing, educational program.

Введение Федеральных государственных требований к программному содержанию начальной предпрофессиональной подготовки, реализуемой в детских художественных школах и детских школах искусств, актуализирует вопрос создания структурной модели теории изобразительной грамоты, понятийный аппарат которой имеет весьма широкий диапазон. Анализ ведущих учебников по методике обучения изобразительному искусству [1; 2; 3; 4] выявил отсутствие данного раздела. Это приводит к тому, что теория рассматривается весьма хаотично в привязке к практической учебнотворческой деятельности. Вне логической обоснованности теоретических компонентов программного содержания практика приобретает весьма сумбурный характер, формирует у учащихся поверхностные знания, которые быстро нивелируются, не имея устойчивых связей с предшествующим и последующим материалом.

Данная проблема была обнажена при тест-опросе участников олимпиады по академическим дисциплинам среди учащихся детских школ

искусств и детских художественных школ. Из 259 респондентов тридцати учебных заведений лишь один участник дал правильный ответ, что доказывает недостаточность внимания учителей на развитие у учащихся знаний теории изобразительной грамоты. Анализ рисунков подтвердил слабость понимания участниками её основных положений.

Признанной формой освоения основ изобразительной грамоты является рисование с натуры. Рисование с натуры осуществляется в двух форматах: академического рисунка и академической живописи.

Эффективность освоения их методов зависит от упорядочения информационного потока, воспринимаемого рисующим, и его симбиоза с практикой. Натура имеет множество свойств, часть из них воспринимается сразу, другая требует определенных знаний и тренировки зрения. Поэтому сложные действия художественно-эстетического восприятия и

воспроизведения качеств натуры формируются только посредством поэтапного усвоения отдельных операций, ориентирующих рисующего в системе построения художественно формы. Благодаря чему вырабатывается представление о том, что окружающий мир - не хаотичное смешение форм и явлений, его красота заключатся в строгой закономерности, иерархии и соподчиненности.

Проблема необходимости системно-структурного определения понятийного аппарата в теории изобразительной грамоты поднималась

В. А. Подчеваровым [5]. Ограничив исследование проблемами формирования теории учебного рисунка, он положил в её основу трехуровневую классификацию свойств натуры: предметные признаки (внутренние), зрительные явления (внешние), логически определяемые. В базовый уровень были выведены понятия, выражающие содержание элементарных средств языка рисунка; во второй класс - включены понятия, описываемые терминами элементарного уровня; на основе сплава терминологии первого и

второго классов автором формируются понятия третьего повышенного уровня сложности.

Развивая эту теорию, О.И. Пекина предложила рассматривать язык изобразительного искусства «в диалектике анализа натуры и выбора средств изображения, путем ответа на вопросы: «Что наблюдаю?», «Как это устроено?», «Что влияет на характер воспринимаемого?», «Как и чем это изображается?»» [6, 197]. Раскрывая алгоритмическую соподчиненность основных терминов, автор группирует их в два блока «предметноаналитический» и «пространственно-образный». Первый блок составляют термины устойчивых качеств натуры, группируемых как: признаки

(визуально наблюдаемые) и устройство (логически определяемые). Второй блок составляют термины, характеризующие натуру в обусловленности к условиям восприятия и целям изображения через средства воспроизведения [6, 199].

В границах теории изобразительной грамоты, предлагаемая

О.И. Пекиной система структурирования базовых оперативных единиц терминология рисунка, является своеобразным фундаментом живописи. Базируясь на его понятийном аппарате, ключевые дефиниции искусства живописи могут быть представлены в аналогичном двухблочном формате:

- внутренние (предметно-аналитические): признаки и модусы;

- внешние (пространственно-образные): факторы восприятия и

средства воспроизведения.

Фактически, определяя содержание учебно-творческой деятельности на уроках живописи, еще на стадии организации учебной постановки, учитель обязан позаботиться о её теоретическом наполнении. В хорошо организованном натюрморте ученик должен легко выявлять и характеризовать признаки натуры: величина, абрис, пластичность, цвет (предметный и обусловленный), материальность.

Логически определяемые качества натуры (устройство) в живописи конечно же важны, но доминирующую позицию здесь занимают модусы, как терминология описывающая свойства предмета, присущих ему только в некоторых состояниях и зависящих от окружения предметов и тех связей, в которых он находится (факторов восприятия) [7].

Осваивая секреты искусства живописи, учащиеся должны научиться выявлять и характеризовать изобразительными средствами следующие модусы: поверхность (градация цветового тона рельефа, блик), объем (цветовой контраст света и тени, касание, регистр по светлотности и насыщенности, нюанс), целостность гармония, цветовое единство,

теплохолодность, рефлекс, освещенность, полутень, контур.

С позиции формирования точности, строгости, определенности и целостности языка изобразительного искусства системно-структурная модель теории живописи должна осваиваться в специально заданных (созданных) условиях, целенаправленно меняющие факторы восприятия, тем самым способствуя преодолению константности восприятия. Данный раздел изучает: пространство (планы, глубина, воздушная перспектива), освещение (дневное, вечернее, холодное, теплое, искусственное, направленное и рассеянное), цветовые отношения, иллюзорность (константность, эффект Пуркине, иррадиация).

Искусство живописи основано не только на развитии восприятия. Оно не возможно вне освоения практических приемов и средств воспроизведения. Они в свою очередь делятся на изобразительные и выразительные средства.

В арсенале современного художника находится большое количество изобразительных материалов. Каждый из них имеет свои уникальные качества и возможности, технологические ограничения и требования. Все материалы имеют свой выразительный голос, который раскрывают: пятно, мазок, линия (статика, динамика, ритм), акцент, цветовая гамма, колорит, экспрессивность, гармонизация, цветовой контраст (одновременный,

краевой, последовательный, светлотный, хроматический, теплохолодность), валёр, текстура, фактура, отбор, идеализация, стилизация, обобщение, условность, детализация, моделировка и интерпретация (тоновое, цветовое, светотеневое решение).

Представленная классификация изучаемых оперативных единиц теории изобразительного искусства упорядочивает её содержание в рамках программного содержания курса «Жвопись». Облегчает ранжирование информации и определения уровня сложности учебно-творческих задач на каждом этапе обучения. Позволяет четко задавать требования к результатам обучения.

Список литературы:

1 Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.

2 Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе : учебник для студентов ХГФ / Н.Н. Ростовцев. - М. : АГАР, 1998.

3 Рылова, Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству: учебно-методический комплекс (инновационная модель) / Л.Б. Рылова. - Ижевск : ИД «ERGO», 2006. - 408 с.

4 Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.М. Сокольникова. - М. : Изд.центр «Академия», 1999. - 368 с.

5 Падчеваров В.А. Управление познавательной деятельностью

школьников на уроках рисования с натуры. - Ростов н/Д : Ростовский-на-Дону гос. пединститут, 1978. - 48 с.

6 Пекина О. И. Дидактика художественного образования:

прогностическая методика планирования учебного содержания по рисунку // Вектор науки ТГУ. - 2015. - №2 (32-1). - С. 196-204.

7 Философия: Энциклопедический словарь. Содержание.

ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

Под

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.