Научная статья на тему 'Учебники по изобразительному искусству в системе эстетического воспитания детей'

Учебники по изобразительному искусству в системе эстетического воспитания детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3078
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНИК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ / КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ART TEXTBOOKS / ART EDUCATIONAL CONCEPTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыкова Елена Сергеевна

Статья посвящена научному обзору современных учебников по изобразительному искусству. Рассматриваются учебники, соответствующие федеральному Государственному образовательному стандарту второго поколения. Анализируются концепции художественного образования, которые легли в основу создания современных учебников для учащихся общеобразовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Textbooks on art in the system of children aesthetic education

The article describes scientific review of art textbooks. The article reviews art textbooks in accordance to federal educational government standard of second generation. The article examines the concept of art education, which are in the basis level of modern textbooks for the second level education.

Текст научной работы на тему «Учебники по изобразительному искусству в системе эстетического воспитания детей»

дов России : материалы Второго Всерос. науч.-практ. семинара. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. — Ч. 2. — С. 116— 118.

ГУМЕНЮК Алла Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент (Россия), профессор кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии», член Союза архитекторов России, член Союза художников России, член Российской ассоциации искусствоведов, заслуженный работник культуры.

ВАЛЮТА Полина Андреевна, аспирантка, ассистент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии». Адрес для переписки: gumenyuk-alla@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.12.2013 г.

©А. Н. Гуменюк, П. А. Валюта

УДК 7 371 3 Е. С. ЛЫКОВА

Омский государственный педагогический университет

УЧЕБНИКИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Статья посвящена научному обзору современных учебников по изобразительному искусству. Рассматриваются учебники, соответствующие федеральному Государственному образовательному стандарту второго поколения. Анализируются концепции художественного образования, которые легли в основу создания современных учебников для учащихся общеобразовательных учреждений. Ключевые слова: учебник по изобразительному искусству, концепции художественного образования.

Особенностью сегодняшнего этапа развития художественного образования и эстетического воспитания в России является внедрение образовательных стандартов второго поколения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» строится с учетом современных процессов обновления, происходящих в образовании. Уникальность и значимость учебного предмета изобразительного искусства в общеобразовательной школе определяется нацеленностью на развитие эстетического воспитания и творческого потенциала ребенка, формированием ассоциативнообразного пространственного мышления, интуиции. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом.

К настоящему времени сложились и действуют на практике концепции художественного образования в общеобразовательной школе. Каждая из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу, учебники и учебно-методические комплекты. Мы остановимся только на некоторых концепциях, которые явились теоретической и методической базой для создания современных учебников для начального и основного общего образования.

Первую концепцию всеобщей графической грамоты представляла программа «Изобразительное искусство», написанная Н. Н. Ростовцевым, В. С. Кузиным. Данная программа реализовывалась в большинстве школ СССР и разрабатывалась в Научно-исследовательском институте школ Министерства просвещения РСФСР. Это направление имело свои истоки — время становления Российской академии художеств (начало XVIII в.), когда методы и принципы подготовки профессиональных художников в крайне упрощенном виде были «спущены» в общеобразовательные школы на уроки рисования. Главным содержанием и методом профессиональной и общеобразовательной подготовки считалось рисова-

ние с натуры, вначале простых плоских предметов, затем объемных (бытовых и геометрических) в отдельности и их групп (учебные натюрморты) с помощью правил и законов линейной перспективы. Основной теоретической и методической базой обучения являлась классическая школа реализма, разработанная мастерами русской академической школы (Д. Н. Кардовский, П. Я. Павлинов, П. П. Чистяков и др.).

Авторы В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина, С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина в создании современных учебников и учебно-методических комплектов начального и основного общего образования являются последователями данной концепции, модернизировав накопленный научный, художественный и педагогический опыт, ориентируясь на требования стандарта второго поколения.

Комплекс учебников «Изобразительное искусство» для 1—4 классов авторов В. С. Кузина, Э. И. Ку-бышкиной создан на основе классических традиций отечественного художественного образования [ 1 — 5], у истоков которого стояли П. П. Чистяков, И. Н. Крамской, И. Е. Репин. В конце XX века изобразительное искусство, как общеобразовательный предмет, было дидактически адаптировано к общеобразовательной школе академиком Российской академии образования В. С. Кузиным. Комплекс учебников «Изобразительное искусство» для 5 — 9 классов авторов С. П. Ломова, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазиной разработан в системе научно-педагогической школы академика В. С. Кузина на базе федерального Г осударственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечивает преемственность обучения изобразительному искусству в начальной и основной школе [6—11].

Сегодня это завершённая предметная линия для начального и основного общего образования создана на базе издательства «Дрофа». Концептуальная идея издательства, объединяющая все учебники начальной

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

школы — «Ритм», а учебники основной школы — «Вертикаль». Эта линейка по изобразительному искусству традиционная, но она осмыслена и осовременена авторами в значительной степени, построена на глубоких традициях реалистической художественной школы. Программа, которая реализуется сегодня, среди учителей в разговоре называлась «ку-зинская». Научным редактором и составителем программы изначально был Н. Н. Ростовцев, а в дальнейшем В. С. Кузин. Авторы современных учебников продолжают классическую линию обучения, где сбалансирован такой вид деятельности, как рисование с натуры. А рисование с натуры — это предметнообучающий фактор, который присутствует во всех областях. В программе даются основы науки, и учителю изобразительного искусства необходимо ответственно относиться к преподаванию предмета, в основе которого лежит именно рисование с натуры как образовательной составляющей. Ребенок узнает мир, изображая его, через тактильные составляющие, осмысливая, анализируя его. Образовательный компонент в данной классической линейке является базовым. Это то, что практически отсутствует во всех других линейках. Их сейчас свыше 18, каждая школа работает по той или иной линейке, реализация различных линеек выполняет требования стандарта. Но стандарты дают общее представление, а моделирование учебного процесса зависит от педагогического коллектива, от профессиональной согласованности действий предметников, администрации школы [12].

Автор другой линейки учебников для 1—4 классов Н. М. Сокольникова. Учебники изданы в издательстве «Астрель», разработан новый учебно-методический комплект для начальной школы «Планета знаний». Линейка предполагает включение элементов современного искусства в общеобразовательную структуру, в связи с этим включаются элементы дизайна, и порой эта линейка выглядит перегруженной [13].

Вторая концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ», разработана в конце 60-х — 70-х годах XX века в лаборатории Научно-исследовательского института художественного воспитания Б. П. Юсовым. Основная идея концепции «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися». Художественный образ — главный метод и результат процесса создания и восприятия произведения искусства. Графическая, изобразительная грамота превратилась в средство создания художественного образа в различных видах и жанрах искусства. В программе появились разнообразные виды изобразительной деятельности на плоскости, в объеме (лепке), в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению, на основе фантазии и воображения. Был введен новый раздел — эстетическое восприятие окружающей действительности и искусства. Искусство в школе стало пониматься как предмет, художественно развивающий и художественно воспитывающий.

Третья концепция приобщения к мировой художественной культуре была отражена в программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной в начале 70-х годов XX века группой авторов НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством Б. М. Неменского. Ее главная идея — формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя опыт предыдущих концепций, в том числе и теории художест-

венного воспитания (теории свободного воспитания), разработанной в 20 — 30-е гг. XX века (теоретическое наследие П. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Т. Шацкого, Л. С. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ в этой концепции занял место средства формирования художественной культуры учащихся, личность ребенка выдвинул на первый план, усилив социальные функции искусства [14, с. 79 — 80].

Авторы Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Ко-ротеева, Н. А. Горяева, О. В. Островская, А. С. Питерских, Г. Е. Гуров, опираясь на разработанную концепцию в создании современных учебников и учебно-методических комплектов начального и основного общего образования, осуществили доработку программ и учебников, ориентируясь на требования стандарта второго поколения. Эта линейка сегодня сбалансирована с линейкой классического направления, но в ней так же большое внимание уделяется творческому развитию и воспитанию, но, как известно, развитие, без обучения существенно отстает.

Четвертая концепция комплексного подхода к изучению народной культуры отражена в программе для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», разработанной коллективом авторов под руководством Шпикаловой Тамары Яковлевны. В 90-е годы XX века с ростом национального самосознания и развитием интереса к народной культуре инновационная работа была направлена на разработку нового раздела в рамках программы изобразительного искусства, посвященного народному декоративно-прикладному творчеству и национальным традициям в культуре и быту. Основной задачей, наряду с обучающими и развивающими задачами, является приобщение детей к культурному национальному наследию.

Авторы Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова в создании современных учебников и учебно-методических комплектов начального и основного общего образования опираются на данную концепцию, на требования стандарта второго поколения. Эта линейка ориентируется на народное и декоративно-прикладное искусство, а учителя хорошо знают, что увлечение прикладной деятельностью в начальной школе влияет на развитие абстрактного, объемно-пространственного, конструктивного, логического мышления и т.д., но воспитательная функция искусства в этой линейке очень обоснована.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» представлен рядом учебных программ и учебно-методических комплектов, разработанных различными авторскими коллективами. Общеобразовательному учреждению при выборе программы необходимо обеспечить преемственность образования, ведь начальная школа является фундаментом всего последующего обучения. Учителю общеобразовательной школы предоставляется возможность сделать выбор варианта программы и её методического обеспечения. В учебном процессе могут быть использованы различные учебники, учебно-методические материалы, книги, пособия, но приоритет необходимо отдавать образовательным технологиям, где конкретно обозначены цели и задачи обучения, развития и воспитания. Так, например, в программных материалах авторов В. С. Кузина, С. П. Ломова, С. Е. Игнатьева, Б. М. Неменского, Н. М. Сокольниковой, Т. Я. Шпикаловой и других, где обучение направлено

на развитие личностных качеств и формирование духовно-нравственных художественно-эстетических потребностей, где творческие задания формируют художественную культуру, способствуют воспитанию любви к родному краю, ее художественной культуре. Все вышеперечисленные авторы в разработке современных учебников и учебно-методических комплектов опирались на научную школу художественно-педагогического наследия, на исторически сложившиеся концепции по изобразительному искусству.

Учебникам для учащихся начальной и основной школы по дисциплине «Изобразительное искусство» отводится важное место в образовательном процессе. Учебник организует деятельность учителя в соблюдении логики и последовательность изучения материала, облегчает работу учителя, давая опору в виде уже подготовленного, отобранного и апробированного материала.

Утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 (Приложение 1) федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/14 учебный год. Учебники, содержание которых соответствует федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 1 — 4 классов, представляют собой 13 завершенных предметных линий для начального общего образования. Из них: одна образовательная система учебников «Открываю мир», четыре комплекта — «Школа 2100», «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Перспектива», девять учебно-методических комплектов. Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 — 9 классов, имеют шесть завершенных предметных линий для основного общего образования, из них три учебно-методических комплекта.

Таким образом, учителю изобразительного искусства необходимо знать, что изменяющиеся общественные ценности, все более насыщенные информационные потоки находят свое отражение в современных методиках преподавания изобразительного искусства. В то время как самые современные методики, предлагаемые авторами, через какое-то время могут устареть, оказаться несостоятельными. Методики, которые в своем развитии опираются на научную школу художественной педагогики, исторически сложившуюся, прошедшую художественно-педагогическую практику в течение ни одного десятилетия, составят основу педагогической деятельности по изобразительному искусству как фундамента всего последующего эстетического воспитания в процессе художественного образования.

Библиографический список

1. Изобразительное искусство. 1 — 4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С. П. Ломов [и др.]. — 5-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2012. — 46 с.

2. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 1 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. С. Кузин, Э. И. Кубы-шкина. — 13-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2009.— 110 с.

3. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 2 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. С. Кузин, Э. И. Кубы-шкина. — 13-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2010. — 111 с.

4. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 3 кл.: учебник/

B. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. — 13-е изд., дораб. — М.: Дрофа, 2011. — 125 с.

5. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. С. Кузин. — 10-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2009. — 174 с.

6. Искусство. Изобразительное искусство. 5 — 9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С. П. Ломов [и др.]. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2013. — 77 с.

7. Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство 5кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 /

C. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. — М. : Дрофа, 2012. — 140 с.

8. Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство.

5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. — М. : Дрофа,

2012. — 140 с.

9. Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство.

6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений В 2 ч. Ч. 1 / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. — М. : Дрофа,

2013. — 156 с.

10. Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. — М. : Дрофа, 2013. — 158 с.

11. Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 5 кл. : рабочая тетрадь / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2013. — 70 с.

12. Ломов, С. П. Дидактика художественного образования: моногр. / С. П. Ломов. — М.: Педагогическая академия, 2010. — 104 с.

13. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: 2-й кл. : учебник для четырехл. нач. шк. / Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов. — М. : АСТ : Астрель, 2010. — 141 с.

14. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика : учеб. пособие / Л. Б. Рылова. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. — 310 с.

ЛЫКОВА Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания, заместитель декана по учебной работе факультета искусств.

Адрес для переписки: dekanat.izo@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2014 г.

© Е. С. Лыкова

Книжная полка

Пендикова, И. Г. История графического дизайна : учеб. пособие / И. Г. Пендикова ; ОмГТУ. -Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. - 316 с. - ISBN 978-5-8149-1639-6.

Рассматриваются этапы зарождения и развития графического дизайна в контексте становления дизайна как вида профессионально-творческой деятельности, выявляются и описываются стилевые особенности художественных направлений и жанров на основе индивидуального творческого почерка мастеров графического дизайна. Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата 072500.62 «Дизайн», 54.03.01 «Дизайн», магистратуры 072500.68 «Дизайн», 54.04.01 «Дизайн».

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.