Научная статья на тему 'К вопросу определения понятия «Группа компаний»'

К вопросу определения понятия «Группа компаний» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6064
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППА КОМПАНИЙ / МАТЕРИНСКАЯ КОМПАНИЯ / ДОЧЕРНЯЯ КОМПАНИЯ / АССОЦИИРОВАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРИРОВАННАЯ КОМПАНИЯ / ПЕРИМЕТР ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Настенко Д.А.

В статье проанализирована проблема определения сущности, структуры и критериев выделения групп компаний как особых экономических единиц, исследованы подходы к нормативному регулированию их деятельности в государствах с развитой экономикой и на наднациональном уровне, обоснована важность закрепления понятия «группа компаний» в российском законодательстве в контексте перехода к Международным стандартам финансовой отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу определения понятия «Группа компаний»»

ПРОБЛЕМЫ. МНЕНИЯ. РЕШЕНИЯ

УДК 657.6: 006.32

к ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ГРУППА КОМПАНИЙ»

Д. А. НАСТЕНКО,

аспирант кафедры теории бухгалтерского учета E-mail: denis_kr@list. ru Кубанский государственный аграрный университет

В статье проанализирована проблема определения сущности, структуры и критериев выделения групп компаний как особых экономических единиц, исследованы подходы к нормативному регулированию их деятельности в государствах с развитой экономикой и на наднациональном уровне, обоснована важность закрепления понятия «группа компаний» в российском законодательстве в контексте перехода к Международным стандартам финансовой отчетности.

Ключевые слова: группа компаний, материнская компания, дочерняя компания, ассоциированное предприятие, совместная деятельность, структурированная компания, периметр группы.

Одной из наиболее выраженных тенденций экономики является стремительное усложнение общей архитектуры бизнес-структур. Еще сравнительно недавно основной единицей хозяйственной жизни признавалось предприятие, т. е. некая система, потребляющая факторы производства и выпускающая товары. В ХХ в. в экономической теории утверждается понятие «фирма». С точки зрения Р. Коуза, фирма представляет собой сложную структуру, переплетение контрактов, внутрифирменных институтов и социальных взаимоотношений, формирование которых обусловлено стремлением к снижению трансакционных издержек. Таким образом, фирма, по Р. Коузу, есть «отношение... устанавливаю-

щее пределы власти предпринимателя, в которых он может управлять. факторами производства» [11].

Ситуация, сложившаяся к концу XX — началу XXI в., несколько скорректировала представление о субъекте хозяйственной деятельности. Примечательно, что в англоязычной экономической литературе понятие «фирма» было вытеснено в этот период более общим — «бизнес», хотя и трактуемым практически аналогично определению «фирмы» [17], но акцентирующим внимание не на институциональном, а на деятельностном аспекте.

Современные фирмы (в качестве синонимов или уточняющих определений используются такие понятия, как «корпорация», «концерн», «холдинг», «группа компаний» и др.) часто представляют собой весьма сложные образования, далеко не всегда подпадающие под ставшее классическим определение «юридически оформленный субъект экономической деятельности, возможно, включающий в свой состав несколько предприятий» [1]. Их индивидуализация как участников хозяйственного оборота представляется весьма сложной задачей, важной не только с позиций развития экономической науки, но и с нормативно-правовой точки зрения.

Огромное значение имеет подобная индивидуализация и для сферы бухгалтерского учета, где наибольшее распространение получило определение «группа компаний». Так, в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (МСФО) (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» (утвержденным приказом Минфина России от 18.07.2012 N° 106н в ред. поправок, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2012 № 143н) (приложение А) «группа компаний» (Group) — это группа из двух или более компаний, где одна компания контролирует все остальные.

«Группа» (от нем. Gruppe, фр. Groupe) представляет собой совокупность, «несколько предметов, расположенных близко друг от друга, соединенных вместе; совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности, а также совокупность предметов, объединенных общностью признаков» [4].

Очевидно, что минимальная группа компаний состоит из двух субъектов, а верхнего предела группа не имеет. В современном бизнесе встречаются структуры, имеющие сотни и даже тысячи дочерних, ассоциированных и иных связанных компаний.

Следует отметить, что общепринятого определения понятия «группа компаний» до сих пор не выработано. О. В. Осипенко рассматривает понятия «группа компаний» и «холдинг» как синонимичные, считая, что это «компании, связанные отношениями, основанными на классической субординационной зависимости в сфере корпоративного управления» и предлагая использовать также определение «интегрированная корпоративная структура» [5].

Иной подход предлагает П. С. Семенюта, понимая под группой компаний различные интеграционные объединения, дифференцировать которые можно, исходя из целей создания групп, принципа интеграции, механизма конструкции групп, типа структуры управления, права собственности.

По мнению В. В. Грузенкина, «группой компаний являются организованные и (или) контролируемые одним или несколькими лицами два и более самостоятельных хозяйствующих субъекта, связанных или не связанных между собой юридическими или иными отношениями, управляемых

из одного центра с целью получения прибыли» [2]. В данном определении, хотя и максимально приближенном к современному пониманию корпоративной группы, нельзя согласиться с дефиницией в части «и (или)»: только контроль, а отнюдь не факт организации может выступать объединяющим признаком.

Отсутствие единообразной трактовки понятия «группа компаний» обусловлено тем, что практически весь понятийный аппарат развитой рыночной экономики в отечественной науке находится еще в стадии развития. В известной степени подтверждает этот вывод и работа по реформированию гражданского законодательства. Так, в ст. 65.1 проекта федерального закона № 47538-61 все юридические лица предполагалось разделить на две группы: корпоративные и унитарные. В соответствии с логикой авторов законопроекта подавляющее большинство участников хозяйственного оборота по новому российскому законодательству должно было попасть под категорию «корпорации» независимо от состава и количества участников. И хотя эта статья законопроекта в итоговый документ не попала2, сам факт ее обсуждения на уровне второго и третьего чтений свидетельствует об определенном кризисе понятийного аппарата применительно к определению хозяйствующих субъектов.

В этой связи уместно обратиться к мировому опыту, где категория «группы компаний» достаточно проработана. Так, М. Пети отмечал, что в большинстве стран — членов Европейского Союза имеется собственное, более или менее специфическое определение группы компаний, подчеркивая важность данного вопроса для права, бухгалтерского учета и отчетности, трудового права, налогового права, права конкуренции или права несостоятельности [16].

Д. Маклин определяет группу компаний как «кластер юридически отдельных фирм, связан-

1 Законопроект № 47538-6 «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 12.04.2012).

2 Федеральный закон от 30.12.2012 N° 302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (принят в третьем чтении 24.04.2013).

ных управленческими отношениями» [10]. По мнению Р. Гранноветера, отношения в группе могут носить как формальный, так и неформальный характер, а объединяющим признаком выступает общий административный или финансовый контроль [14].

Европейские специалисты применяют два подхода к толкованию понятия «группа компаний» (связанные предприятия): юридически самостоятельные организации (единицы), связанные отношениями экономической зависимости, а также проводящие единую хозяйственную политику [9]; организации, в которых один из участников обладает контролем над другими. Иными словами, между ними должны существовать отношения власти и подчинения или субординации [15].

В ряде государств отношения юридических лиц, входящих в одну группу, закреплены нормативно. Такое регулирование имеет место в Германии (Закон об акционерных обществах 1965 г., кн. 3), Бразилии (Закон об акционерных обществах 1976 г., гл. 20—22.), Португалии [12] и ряде других стран. Так, Закон об акционерных обществах Германии исходит из понимания группы компаний как «особой экономической единицы», при этом принимается во внимание «фактическое наличие или отсутствие единого центра принятия решений, а также связей между предприятиями, характеризующих последние как господствующее и зависимое» [8]. Отдельные сходные нормы содержат и законы ряда других европейских государств, в частности с 2004 г. ряд специальных норм, направленных на повышение общего уровня регулирования групп компаний, появился в законодательстве Италии [6], а немецкое понимание группы компаний принято за основу при составлении всех нормативных актов Европейского Союза.

Даже в правовых системах Великобритании и США, где регулирующие вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов минимизированы, в рамках налогового и бухгалтерского учета группы компаний рассматриваются как особые экономические субъекты.

В отечественном праве понятие «группа компаний» не закреплено, хотя и используется в ряде законодательных актов, в том числе и в Федеральном законе от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О

консолидированной финансовой отчетности» (ред. от 29.12.2012). Учитывая темпы интеграции РФ в мировую экономическую систему, можно было бы рекомендовать раскрытие в российском законодательстве рассмотренного понятия, тем более что тенденция к его введению в единое нормативное русло прослеживается не только на национальном, но и на наднациональном уровне, и развитие МСФО является одним из ярких тому доказательств.

Согласно определению, содержащемуся в МСФО (IFRS) 10, ключевым при определении группы является наличие контроля. В состав группы входят материнская компания, а также подконтрольные ей хозяйствующие субъекты, относящиеся к одной из следующих категорий: дочерние, совместные, ассоциированные и структурированные, при этом каждый из субъектов при определении группы должен быть подвергнут тщательному анализу на соответствие трем важнейшим признакам контроля: наличие полномочий, подверженность рискам, связанным с переменным доходом, либо наличие прав на получение дохода, возможность использования полномочий.

Традиционно уровень контролируемости определялся на основании наличия той или иной доли акций (доли в капитале) компаний, но в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 10 перечень характеристик, подлежащих оценке, начиная с 2013 г. существенно расширился (табл. 1), причем по каждому фактору необходимо анализировать данные как материнской компании, так и компаний, определенных как подконтрольные ей, включая дочерние, совместные, ассоциированные, структурированные.

Следует признать и общую необходимость большей унификации базовых понятий современной экономики. Так, представление о корпоративной группе в рамках МСФО стало результатом достаточно длительных дискуссий, тогда как, по сути, оно достаточно близко определению транснациональной компании (ТНК), разработанному ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development Конференция ООН по торговле и развитию) еще в 1990 г.: «Инкорпорированная или неинкорпорированная компания, включающая в себя материнскую компанию (parent

Таблица 1

Условия включения в периметр консолидации в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 10

Признак отнесения компании к категории «контролируемая» Условия контролируемости Факторы, подлежащие оценке

Наличие полномочий Наличие доли в уставных капиталах подконтрольных компаний Финансовые вложения; уставы эмитентов; сведения о количестве и типах акций в собственности материнской компании; потенциальное право голоса, которые могут быть реализованы на отчетную дату (облигации с возможностью конвертации в акции; форвардные договоры, опционы и др.)

Подверженность рискам/ наличие прав на получение дохода Анализ того, имеет ли инвестор право на переменные суммы возврата на инвестицию (либо несет связанные с ней риски) вследствие своего участия в объекте инвестиций Дивиденды; прочие распределения экономических выгод (например, проценты по долговым ценным бумагам); изменения стоимости инвестиции в объект инвестиций; вознаграждение за обслуживание активов или обязательств объекта инвестиций; комиссии и риск понесения убытков вследствие предоставления кредитной поддержки или источников ликвидности; остаточные доли участия в активах и обязательствах объекта инвестиций в случае его ликвидации; налоговые льготы; доступ к источникам ликвидности, который имеется у инвестора вследствие его участия в объекте инвестиций; выгоды, доступ к которым отсутствует у прочих участников компании (например, экономия вследствие масштабов производства, сокращение затрат, доступ к дефицитной продукции, запатентованные знания или синергетический эффект)

Возможность использования полномочий Полномочия возникают вследствие определенных прав, которые могут включать: право голоса; потенциальное право голоса (например, опционы или конвертируемые инструменты); право на назначение старшего руководящего персонала; право на принятие решений в рамках договора на управление; право на отстранение от руководства Доля прав голоса, принадлежащая инвестору, в сравнении с долей и распределением прав голоса среди остальных правообладателей. Наличие потенциального права голоса у других сторон

enterprise) и ее зарубежные отделения (foreign affiliates) — дочерние компании (subsidiary enterprise), ассоциированные компании (associate enterprise) и филиалы (branch). Признак контроля со стороны материнской компании определен через установление ее минимальной доли в зарубежном отделении (доля в 10 % простых акций или голосов для инкорпорированного предприятия либо ее эквивалент для неинкорпориванного предприятия)» [18].

Опыт, наработанный различными странами и мировым сообществом в целом, показывает, что уже достаточно давно назрела необходимость

максимально корректного определения понятия «группа компаний», учитывая доминирующую роль этого явления в современной экономике и масштабы его влияния на всю экономическую систему. В качестве одного из вариантов можно предложить следующее: это особая экономическая единица, состоящая из юридически самостоятельных компаний, объединенных экономическими отношениями и имеющих единый центр или центры управления и контроля.

Возможность нескольких центров управления достаточно проработана в рамках ЮНКТАД, предложившей в Кодексе поведения ТНК, разра-

Таблица 2

Сравнительная оценка определений понятий «ТНК» в трактовке ЮНКТАД и «группа компаний» в трактовке МСФО (IFRS) 10

Аспект

ТНК (ЮНКТАД)

Группа компаний (МСФО)

Примечание

Определение

Элементы структуры по определению

Инкорпорированная или неинкорпорированная компания, включающая в себя материнскую компанию) и ее зарубежные отделения — дочерние компании, ассоциированные компании и филиалы

Материнское предприятие и его дочерние предприятия

Элементы структуры, детализованные в нормативных документах

Материнская компания, дочерние компании, ассоциированные компании, филиалы_

Материнская компания, дочерние компании

Материнская компания, дочерние компании,

совместные предприятия, ассоциированные предприятия, структурированные предприятия

В определении ЮНКТАД дана более детальная характеристика структуры компании, но не учтены структурированные компании (в известной степени функции структурированных компаний выполняют филиалы) и совместная деятельность. Формулировка МСФО недостаточно корректна в части определения группы как структуры, состоящей из материнской и дочерней компаний, при этом далее по тексту дается определение дочерней компании как компании, находящейся под контролем

Критерии контроля

Доля 10 % простых акций

Наличие полномочий в отношении объекта инвестиций. Подверженность рискам, связанным с переменным доходом от участия в объекте инвестиций, или наличие права на получение такого дохода. Возможность использовать свои полномочия в отношении объекта инвестиций с целью оказания влияния на величину дохода инвестора

Понятие контроля более детально определено в документах МСФО

батывавшемся в 1980-е гг., следующее «уточняющее» определение ТНК: «Предприятие, которое имеет отделения как минимум в двух государствах. Отделения должны быть таким образом связаны, чтобы иметь возможность оказывать влияние друг на друга и использовать совместные ресурсы. У предприятия должен быть один или несколько центров принятия решений в целях проведения согласованной политики» [13]. Действительно, в ряде случаев формируются такие наднациональные структуры, где единая материнская компания отсутствует, а существуют холдинговые компании двух различных «национальностей», объединенных путем взаимного обмена акциями и назначением общих директоров («Юнилевер», «Ройал Датч Шелл» и др.). По нашему мнению, этот фактор должен быть учтен и при дальнейшей работе над МСФО в части выработки единых подходов к определению понятия «группа компаний».

Исходя из предложенной трактовки, ТНК следует рассматривать как один из вариантов группы компаний. Можно с уверенностью предположить, что в условиях глобализации мировой экономической системы, а следовательно, повышения интенсивности межстрановых материальных, финансовых, информационных потоков все большее число компаний будет вовлечено в транснациональную деятельность, что в итоге приведет к нивелированию понимания ТНК как специфического экономического субъекта. Более того, для национальных и мировой экономических систем главное значение имеют масштабы деятельности и степень влияния групп компаний на хозяйство, финансы и другие системообразующие параметры в целом, чем факт перемещения тех или иных факторов (продуктов) производства между странами. Транснациональные компании следует понимать как форму группы компаний, деятельность которой осуществляется более чем

в двух странах. При этом требования со стороны контролирующих организаций (национальных и международных) должны быть общими для всех подобных экономических субъектов.

Особую актуальность корректное понимание группы компаний имеет для российской экономики. Значительное число российских групп компаний создавалось и продолжает создаваться без образования юридически прозрачных структур. По мнению ряда экспертов, делалось это осознанно: «устранялась малейшая возможность проследить связи между предприятиями, чтобы защитить активы от рейдеров, претензий госорганов, использовать «серые» налоговые схемы» [3].

В условиях стабилизации экономической ситуации юридическая и финансовая прозрачность компаний стала одним из условий их успешного рыночного развития. Не менее важным стимулом к легализации групп как особых субъектов хозяйствования стал и рост потребности во внешних источниках финансирования. Любые действия компании, связанные с привлечением внешних инвестиций и сделок с бизнесом, требуют наличия финансовой отчетности. Отчетность компании, сформированная в соответствии со стандартами МСФО, выступает, таким образом, одним из важнейших факторов, влияющих на ведение бизнеса, позволяя снизить риски инвесторов, минимизировать стоимость привлекаемого капитала, укрепить репутационную составляющую, улучшить имидж компании.

В свою очередь переход к МСФО требует достаточно четкой регламентации и такого вопроса, как определение понятия «группа компаний». В России юридически оформленные типы корпоративных структур чрезвычайно разнообразны: это акционерные компании, учрежденные государством и приватизированные по индивидуальным планам; государственные компании; частные корпорации на основе крупных акционерных компаний, образованные квазиклассическим способом слияний и поглощений, вертикальной и горизонтальной интеграции; разнообразные региональные конгломераты смешанной собственности; кооперативные структуры под эгидой федеральных ведомств; финансово-промышленные группы, созданные в соответствии с законодательством или по соглашениям со странами

СНГ; кооперативные структуры, в том числе «оболочные» и сетевые, действующие на основе различных соглашений, например франчайзинго-вые, многоотраслевые конгломераты, и др.

В 2000 г. некоторые эксперты утверждали, что в России существует лишь около 200 компаний, имеющих необходимость использования МСФО [7]. К началу второго десятилетия XXI в. ситуация кардинально изменилась. Сегодня счет компаний, представляющих собой сложные интегрированные структуры, отвечающие критериям «группы», идет уже на тысячи, активно осваивают отечественные корпорации и мировые рынки. В связи с этим поиск универсальных подходов к определению четких правил, координирующих взаимоотношения материнских и контролируемых компаний, является одной из важнейших задач.

Необходимость выработки единых подходов к такому экономическому феномену, как «группа компаний», обусловлена всем ходом цивилизационного развития. Формализованным подтверждением актуальности поиска приемлемого и общепризнанного понимания данного термина является и переход на МСФО. Можно предложить следующее определение: «группа компаний» — это особая экономическая единица, состоящая из юридически самостоятельных компаний, объединенных экономическими отношениями и имеющих единый центр или центры управления и контроля.

Определение периметра группы включает проведение следующих процедур оценки всех финансовых вложений компании, при этом каждая инвестиция должна оцениваться на предмет отнесения к категории «контролируемых». В соответствии с требованиями МСФО (IFRS 10) исследуются три важнейших признака контроля: наличие полномочий, подверженность рискам, связанным с переменным доходом, либо наличие прав на получение дохода, возможность использования полномочий.

Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь. М.: Наука, 2000. URL: http://dic. academic. ru/dic. nsf/enc3p/308726.

2. Грузенкин В. В. Как разные типы российских владельцев организуют свой бизнес и как

построить систему владения бизнесом в группе. М.: Центр инновационных решений для владельцев бизнеса London Bridge, 2012.

3. Каланов А. МСФО для неформального холдинга // Финансовый директор. 2010. № 12.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997.

5. Осипенко О. В. Российские холдинги. Экспертные проблемы формирования и обеспечения развития. М.: Статут, 2008.

6. Федчук В. Д. Группы компаний в праве Италии: послереформенный опыт // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 1.

7. Accounting Report. 2000. №2 3.3; 2001. №2 4.3; 4.4; 2002. № 5.1.

8. Aktiengesetz vom 06.09.1965 // BGBI IS 1089; 20.12.2012; BGBI IS 2751.

9. Bezard P., Davin L., Echard J. -F., Jadaud B., Sayag A. Lex groups des societes. Une politigui legislative. P., 1975.

10. Business Groups: Between Market and Firm / by James R. Maclean. 2005. October 14; accessed 2006. May 6.

11. Coase R. The Nature of the Firm // Economica. Vol. 4, №. 16. 1937. November. P. 386—405. http://

www. cerna. ensmp. fr/Enseignement/CoursEcoIndus/ SupportsdeCours/COASE. pdf.

12. Code of commercial companies 1986 г. in Portugal (^digo das Sociedades Comercais 1986).

13. Completion of the Code of Conduct on Transnational Corporations.

14. Granovetter M. ). Business groups // The Handbook of Economic Sociology / eds. J. N. Smelser and R. Swedberg. Princeton: Princeton univ. press, 1994. P. 453—475.

15. MercadalM., JaninM. Societis commercials. P., 1985.

16. Petite М. The Conditions for Consolidation Under the 7th Company Law Directive // Common Market Law Review. 1984. № 21.

17. Sullivan A.; Steven M. Sheffrin Economics: Principles in action. New Jersey, 2003.http://en. wikipedia. org/wiki/International_Standard_Book_ Number

18. Transnational corporations, extractive industries and development: world investment report. 2010 // United Nations Conference on trade and development. Mode of access: URL: http// www. unctad. org/en/docs/wir2010_en. pdf (дата обращения: 01.08.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.