5.12. К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА НЕЗАКОННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АЗАРТНЫХ ИГР
Харьков Александр Владимирович, соискатель. Место учебы: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Должность: Начальник. Место работы: ОРЧ УР № 1 ГУ МВД России по Московской области. Подразделение: 2-й отдел. E-mail: [email protected]
Аннотация: При определении непосредственного объекта незаконных организации и проведения азартных игр возникают сложности в установлении значимости общественных отношений, на которые направлено преступное посягательство. Это негативно влияет на оценку степени общественной опасности деяния. В данной статье автор критически оценивает характеристики общественных отношений, на которых посягает деяние, предусмотренное ст. 171.2 УК РФ и определяет основной, дополнительный и факультативный непосредственные объекты.
Ключевые слова: уголовная ответственность, азартные игры, незаконный организация и проведение азартных игр, непосредственный объект преступного посягательства.
ON THE DETERMINATION OF THE DIRECT OBJECT OF ILLEGAL ORGANIZATION AND CONDUCT OF GAMBLING
Kharkov Alexander Vladimirovich, competitor. Place of study: Academy of Prosecutor General office of Russian Federation. Position: Head. Place of employment: ORCh UR #1 GU MVD Russia in Moscow region. Department: 2nd Department. E-mail: [email protected]
Annotation: In determining the direct object of illegal organization and conduct of gambling there are difficulties in establishing the importance of public relations, which is directed criminal trespass. This negatively affects the assessment of the degree of public danger of the act. In this article the author critically evaluates the characteristics of public relations, which encroaches act under Art. 171.2 of the Criminal Code defines the basic, additional and optional immediate objects.
Keywords: criminal liability, gambling, illegal organization and conduct of gambling, the immediate object of a criminal assault.
Проблема противодействия преступности является одной из ключевых проблем во внутриполитической деятельности нашего государства[например, 7; 8; 11]. При этом большое значение приобретает правильная квалификация содеянного и определение степени общественной опасности совершенного преступления, которые во многом зависят от уяснения содержания нормы правоприменителями. При этом восприятие степени общественной опасности, безусловно, зависит от понимания природы тех общественных отношений, на которые посягает конкретное деяние[21, с. 25].. В связи с этим актуализируется необходимость точного определения непосредственного объекта преступлений.
С учетом предмета нашего научного интереса, в настоящей статье мы рассмотрим проблематику определения непосредственного объекта состава преступления, предусмотренного ст. 171.2 УК РФ, характеризующуюся дискуссионностью. Анализ представленных
в литературе точек зрения выявил по меньшей мере три точки зрения по данному вопросу.
В рамках первой точки зрения рассматриваемое деяние представляется в виде разновидности незаконной предпринимательской деятельности[24, с. 531; 25, с. 435]
Например, М.В. Талан отмечает, что основным непосредственным объектом ст. 171.2 УК РФ являются общественные отношения, регулирующие порядок организации и проведения азартных игр[23, с. 160].
Аналогичной точки зрения придерживается и А.А. Лихолетов, который при этом выделил наличие дополнительного непосредственного объекта - отношений в сфере налогообложения[10, с. 17], которые безусловно страдают в связи с отсутствием сборов, связанных с регистрацией игорной деятельности и её осуществлением. Помимо этого данный автор выделил факультативный непосредственный объект, представленный общественными отношениями регулирующими здоровье населения и общественную нрав-ственность[10, с. 17-18]
Другая позиция также позволяет воспринимать незаконные организацию и проведение азартных игр, как деяния, также посягающие на экономическую деятельность, но не связанную с незаконным предпринимательством, а на отношения в сфере налогообложения.
Например, Н.И. Мосечкин указывает, что основным непосредственным объектом ст. 171.2 УК РФ выступают общественные отношения, обеспечивающие сбор налогов и иных платежей с объектов игорного бизнеса. При этом в качестве факультативного объекта данного состава преступления, по мнению указанного автора выступают общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения и сохранность нравственных устоев общества[14, с. 29-33].
Третья точка зрения строится на идее того, что преступление, предусмотренное ст. 171.2 УК РФ посягает на совершенно другую группу общественных отношений - здоровье населения и общественную нравственность. Соответственно, незаконные организация и проведение азартных игр имеют и другой родовой объект - общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и общественный поря-док[20, с. 147].
Как мы видим, подходы существенно разняться между собой. Для разрешения этих противоречий, по нашему мнению, следует затронуть социальную обусловленность криминализации деяния, предусмотренного ст. 171.2 УК РФ.
В Пояснительной записке к законопроекту, предполагающему декриминализацию данного деяния было указано, что политика либерализации уголовного законодательства в сфере противодействия экономическим преступлениям, привела к декриминализации в рамках ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» деяний, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без специального разрешения, а также с нарушением лицензионных требований и условий. Это привело к формированию у правоприменителей мнения, что подобная декриминализация не позволяет привлекать к уголовной ответственности лиц за организацию и проведения азартных игр, требующих наличия специального разрешения и лицензии, что повлекло резкое сокращение фактов возбуждения уголовных дел по фактам незаконной предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса[18]. Как мы видим, инициатор законопроекта
(Президент РФ) обосновал необходимость криминализации незаконных организации и проведения азартных игр не с необходимостью урегулирования отношения в сфере налогообложения или охраны общественного здоровья и общественной нравственности, а именно с необходимостью охраны общественных отношений в сфере организации предпринимательской деятельности
Аналогично эту инициативу восприняло и Правительство Российской Федерации, в своем Отзыве на законопроект отметившее, что введение ст. 171.2 УК РФ позволит урегулировать вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и обеспечит единообразие правоприменительной и судебной практики в борьбе с этим видами правона-рушений[16].
С позиции юридической техники, также представляется, что ст. 171.2 УК РФ является специальной нормой по отношению к ст. 171 УК РФ, так как незаконные организация и проведение азартных игр являются разновидностью незаконного предпринимательства и способы совершения данных преступлений совпада-ют[22, с. 412]. Сказанное заставляет нас согласиться с представителями точки зрения, указывающими, что основной непосредственный объект данных преступлений связан с общественными отношениями, возникающими по поводу законных организации и проведения азартных игр.
При этом мы не отрицаем, что преступления, связанные с незаконными организацией и проведением азартных игр, посягают на отношения в сфере налогообложения, однако эти отношения страдают только лишь потому, что деятельность по организации и проведению азартных игр осуществляется незаконно, без прохождения соответствующей процедуры лицензирования и регистрации, что соответственно делает невозможным постановку субъекта незаконной деятельности на учет в налоговый орган. Следовательно, отношения, связанные с налогообложением страдают вторично - дополнительно к отношениям в сфере законной организации игорного бизнеса и зависят от них.
По нашему мнению, лица, совершающие незаконные организацию и проведение азартных игр посягают на общественные отношения в сфере налогообложения косвенно и преследуют в первую очередь цель извлечения выгоды от самой незаконной деятельности, возможность проведения которой ограничена законодателем, что во многом и объясняет причину совершения данного преступления. Таким образом, общественные отношения, связанные с полным и своевременным формированием доходной части бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет поступления налоговых платежей и сборов[9, с. 181] следуют рассматривать в качестве дополнительного непосредственного объекта ст. 171.2 УК РФ.
Что касается общественных отношений в сфере нравственности и здоровья населения, то здесь, на наш взгляд, вопрос о рассмотрении их в качестве непосредственного объекта ст. 171.2 УК РФ еще более неоднозначен. Полагаем, что причина этого связана с некоторой неопределенностью в объяснении социальной обусловленности введения Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» [15], в котором были сформулированы положения по созданию игорных зон и специфики организации и проведения
азартных игр, повлекшего в последующем и введение в уголовный закон ст. 171.2 УК РФ.
Так, в Пояснительной записке к проекту федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» вообще отсутствует какое-либо упоминание о необходимости, значимости и обусловленности реформирования предпринимательской деятельности, связанной с азартными играми, выражающимся в допущении возможности её осуществления только в нескольких территориальных зонах, а не повсеместно на территории России[19]. Анализ документации, сопутствующей внесению законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации и его обсуждению, также выявили противоречивость.
Например, в заключении Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму по указанному законопроекту отмечено, что введение данного закона имеет своей целью обеспечить эффективное правовое регулирование отношений в сфере игорного бизнеса[6], то есть причина введения указанного закона объясняется исключительно организационно-управленческими соображениями в сфере экономической деятельности.
Комитет по бюджету и налогам в свою очередь отметил, что предлагаемый законопроектом режим государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации создан в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граж-дан[5]. При этом в общественном сознании принятие данного закона воспринималось и воспринимается, как правило, именно в контексте защиты нравственности и здоровья населения, находящегося под угрозой игро-мании в связи с неконтролируемым развитием игорного бизнеса[12], хотя не менее распространена идея о том, что создание игорных зон связано со стремлением усилить инвестиционные потоки к регионы, в которых предусматривается их создание, что повлечет их экономическое развитие
Например, депутат Государственной Думы Р.Ф. В. Усачев, подтверждая, что создание игорных зон задумывалось как инструмент привлечения инвестиций в конкретные регионы, указал, что развитие игорного бизнеса негативно влияет именно на здоровье насе-ления[1].
Следует отметить, что исследователи действительно обращают внимание на социальную опасность иг-романии (лудомании), которая влечет не только психические заболевания, но и снижение социальных, профессиональных и семейных ценностей, что выражается в межличностных конфликтах, потере социальных связей, снижении трудовой активности, рост кри-миногенности и т.п. [17, с. 25-30]. Не случайно патологическое влечение к азартным играм, как один из видов расстройства привычек и влечений, включено в международную классификацию болезней[13].
В этом смысле распространение игромании, безусловно, следует рассматривать как угрозу здоровью населения, как совокупного состояние здоровья членов социальной общности, измеряемое комплексом социально-демографических показателей: рождаемостью, смертностью, средней продолжительностью жизни, заболеваемостью, уровнем физического развития[4, с. 106-110]. Негативно сказывается распространение игромании и на нравственность, представляющей из себя совокупность идей и ценностей, выступающих в качестве ориентира дозволенного поведения, сло-
жившегося на основе понимания справедливости, добра и зла, границ дозволенного и запрещенного[3, с. 14_15], поскольку с одной стороны утеря социально-полезных связей влечет изменение ценностных ориентиров, а с другой стороны само по себе азартное поведение и стремление к легкой наживе воспринимается в общественном сознании негативно[14, с. 30] и рост количества лиц, увлеченных азартными играми способно изменить устоявшиеся нравственные принципы.
Сказанное заставляет нас согласиться с тем, что деятельность по незаконным организации и проведению азартных игр в какой-то степени негативно влияет на общественную нравственность и здоровье населения.
Интерес в этой связи представляет позиция В.Н. Винокурова, который, опираясь на идею о том, что Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» был принят в целях защиты нравственности, приходит к выводу, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 171.2 УК РФ, призванной обеспечивать реализацию данного закона, будут общественные отношения защищающие права и законные интересы граждан в сфере организации и проведения азартных игр, т.е. - защищающие общественную нравственность и здоровье население. Исходя из этого, автор делает вывод, что ст. 171.2 УК РФ следует переместить в гл. 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» [2, с. 5051]. Мы не можем согласиться с этой точкой зрения.
Во-первых, отметим, что однозначно ассоциировать введение указанного закона со стремлением законодателя обеспечить защиту общественной нравственности и здоровья населения от распространения игорного бизнеса, нельзя, поскольку очевидно стремление законодателя упорядочить эту сферу предпринимательской деятельности и способствовать улучшению инвестиционного климата в отдельно взятых регионах.
Во-вторых, степень влияния на здоровье населения и общественную нравственность законного игорного бизнеса по большому счету такая же, как и при незаконных организации и проведения азартных игр. При этом, законный игорный бизнес рассматривается как общественно полезный род деятельности. И.Н. Мосеч-кин в связи с этим совершенно справедливо отметил, что рассматриваемым общественным отношениям вред причиняется не всегда и зависит от ряда факторов, таких как, например, допуск в игорное заведение несовершеннолетних, играманов, расположение игорного заведение в рядом с культурными объектами и т.д. [14, с. 29-33]. При этом, конечно, следует согласиться с тем, что незаконные организация и проведение азартных игр предполагают отсутствие контроля со стороны уполномоченных органов и, следовательно, возможность создания условий, более благоприятствующих негативному влиянию на общественную нравственность и здоровье населения более высока, нежели при организации законного игорного бизнеса
Учитывая непостоянство посягательства на общественную нравственность и здоровье населения, общественные отношения, обеспечивающие их, следует рассматривать в качестве факультативного непосредственного объекта, категория которого как раз связывается с необязательностью причинения вреда отношениям при совершении конкретного преступления
при наличии часто встречающихся случаев этого[26, с. 73].
Таким образом, необходимо отметить, что основным непосредственным объектом состава преступления, предусмотренного ст. 171.2 УК РФ являются общественные отношения, возникающие по поводу законных организации и проведения азартных игр. Дополнительным непосредственным объектом ст. 171.2 УК РФ являются общественные отношения, связанные с полным и своевременным формированием доходной части бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет поступления налоговых платежей и сборов от организации и проведения азартных игр, факультативным объектом - общественные отношения, обеспечивающее соблюдение общественной нравственности и безопасности населения.
Список литературы:
1. Венявский С. Нужно радоваться, что «Азов-Сити» уйдет с Дона, заверяет депутат ГД [Электронный ресурс] РИА Новости : информ-портал. сайт. URL https://ria.ru/society/20101028/290223802.html (Дата обращения 1 декабря 2016 года)
2. Винокуров В.Н. Об увеличении объема и роли защищающих (публично-правовых) отношений как объекта уголовно-правовой охраны // Российский юридический журнал. 2015. N 4. С. 50-56.
3. Гогин А.А. К вопросу о защите нравственности как фундаментальной социальной ценности // История государства и права. 2015. N 13. С. 14 - 15.
4. Жариков Ю.С. К вопросу об объекте преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков // Современное право. 2011. N 3. С. 106 - 110.
5. Заключение Комитета по бюджету и налогам по проекту федерального закона № 344588-4 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», внесен Президентом Российской Федерации, первое чтение [Электронный ресурс] Государственная Дума РФ :офиц. сайт. - URL http://asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_4.nsf/ByID/B290744 56CDD25CCC3257226003C254F/$File/344588-4Z.RTF?OpenElement (Дата обращения 1 декабря 2016 года)
6. Заключение по проекту федерального закона № 344588-4 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (внесен Президентом Российской Федерации) Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму [Электронный ресурс] Государственная Дума РФ :офиц. сайт. -URL
http://asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_4.nsf/ByID/39AD05 A36287A406C32572250050D2EA/$File/Заключ.doc?Ope nElement (Дата обращения 1 декабря 2016 года)
7. Звонов А.В. Режим уголовного наказания в системе карательного содержания уголовного наказания // Библиотека уголовного права и криминологии. 2016. № 4 (16). С. 71 -77.
8. Казакова В.А. Логика развития российской уголовной политики на современном этапе // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 4. С. 14-18.
9. Коновод А.А. Объект и объективная сторона уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица как основные ориентиры в расследовании // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. С. 181-188.
10. Лихолетов А.А. Уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия незаконному
игорному бизнесу: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Саратов, 2013. 26 с.
11. Лунеев В.В. Экономика и преступности. Проблемы противодействия экономической преступности // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 6. С. 202-209.
12. Луцкая В. Игровые деньги в правовом поле // Рос. газ, 2014. 20 март.
13. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [Электронный ресурс] medi.ru: информ-портал. сайт. - URL http://medi.ru/icd10/ icd10.htm (Дата обращения 23.октября .2016 года)
14. Мосечкин И.Н. Проблема определения непосредственного объекта незаконных организации и проведения азартных игр // Российский следователь. 2015. № 14. С. 29 - 33.
15. О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ ; ред. от 01.05.2016 // СЗ РФ 2007. № 1 (1 ч.). ст. 7.
16. Официальный отзыв № 1138п-П4 от 22 марта 2011 г. на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вносимый в Государственную Думу Президентом Российской Федерации Электронный ресурс] Государственная Дума РФ :офиц. сайт. -URL : http://asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_5.nsf/ByID/ E07694E323D4D136C3257869001 DEFFB/$File/Официа льный%20отзыв^ос?ОрепЕ1ете^ (Дата обращения 12.11.2016 года)
17. Пешин Н.Л., Песков А.Н. Спорт и азартные игры (о некоторых проблемах государственного и правового регулирования) // Спорт: экономика, право, управление. 2015. № 4. С. 25 - 30.
18. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] Государственная Дума РФ :офиц. сайт. - URL http://asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_5.nsf/ByID/00F70C 65668D9E07C3257869001DB175№1е/Пояснительная о/о20записка^ос?ОрепЕ1етеП (Дата обращения 12.11.2016 года)
19. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» [Электронный ресурс] Государственная Дума РФ :офиц. сайт. - URL http://asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_4.nsf/ByID/298FAB A9282D9E30C32571 FF003D36F2/$File/Pz.rtf?OpenElem ent (Дата обращения 1 декабря 2016 года)
20. Просвирин Е.В., Севостьянов Р.А. Проблемы уголовно-правового регулирования организации и ведения незаконного игорного бизнеса: монография - М.: Юрлитинформ, 2013. -208 c.
21. Расторопов С.В. Уголовно-правовая охрана здоровья человека от преступных посягательств : монография. 2-е изд., перераб. и доп. СПБ: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006. 462 с.
22. Семенихин В.В. Ответственность организаций и их руководителей. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гросс-Медиа, РОСБУХ, 2014. 985 с.
23. Талан М.В. Преступления против экономической деятельности // Уголовное право России: особенная часть: учебник / под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. М.: Статут, 2012. 943 с.
24. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / В.А. Блинников, А.В. Бриллиантов, О.А. Вагин и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. 1184 с.
25. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учебник / Т.Б. Басова, Е.В. Благов, П.В. Головненков и др.; под ред. А.И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2013. 704 с.
26. Улезько С.И. что и законный игорный бизнес также всегда причиняет вред или создает угрозу причинения вреда этому же объекту, несмотря на наличие разрешения и проведение деятельности на территории игорных зон // Общество и право. 2013. №4 С. 7074
Рецензия
на статью соискателя Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Харькова Александра Владимировича на тему: «К вопросу определения непосредственного объекта незаконных организации и проведения азартных игр»
В настоящее время в силу прошедших трансформационных процессов на постсоветском пространстве одной из острых проблем является обеспечение социальной и экономической безопасности страны. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что государственные органы вынуждены разрабатывать и совершенствовать комплекс мер направленных на обеспечение надлежащей безопасности граждан, как в социальном, экономическом, так и иных аспектах. Именно с учетом этого и изменяющейся объективной реальности законодатель принял Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 430-Ф3 «О внесении изменений в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 14.1.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», один из аспектов которого было изменение ст. 171.2 УК РФ «Незаконные организация и проведение азартных игр».
Автор справедливо отмечает комплексность данных мер, однако в силу ограниченности объема работы справедливо акцентирует внимание лишь на вопросе определения непосредственного объекта незаконных организации и проведения азартных игр. В статье критически оцениваются характеристики общественных отношений, на которых посягает деяние, предусмотренное ст. 171.2 УК РФ и определяет основной, дополнительный и факультативный непосредственные объекты.
Работа написана логически грамотно, понятным стилем изложения.
Вывод: статья А.В. Харькова «К вопросу определения непосредственного объекта незаконных организации и проведения азартных игр» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и может быть рекомендована к опубликованию в № 8 журнала «Пробелы в Российском законодательстве» за 2016 г.
Рецензент:
доктор юридических наук, профессор С.В. Расторо-пов