Научная статья на тему 'К вопросу определения коэффициента готовности трактора'

К вопросу определения коэффициента готовности трактора Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
196
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трактор / работоспособное / неработоспособное состояния / ко- эффициент готовности / теория граф состояний надежности / плотность распределе- ния / параметр потока восстановлений / функция готовности / восстановление / оператив- ный коэффициент готовности. / Tractor / efficiency / inoperable condition / availability ratio / reliability theory of the state graph / the distribution density / flow rebounds parameter / availability function / recovery / operational availability coefficient

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Г. И. Жидков, Г.А. Любимова

В статье представлены аналитические расчеты по определению коэффициента готовноститрактора с учетом его работоспособности при эксплуатации на основании теории граф состояний.Получено выражение коэффициента готовности трактора в зависимости от коэффициента готов-ности составляющих его механизмов без составления и решения дифференциальных уравнений,позволяющее повысить достоверность его определения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Г. И. Жидков, Г.А. Любимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of tractor readiness factor coefficient determination.

The article presents the analytical calculations to determine the availability factor of the tractor, taking into account its efficiency when operating on the basis of the theory of the state graph. We got the readiness tractor ratio expression, depending on its constituent mechanisms availability factor without setting up and solving differential equations, which allows increasing their liability of its determination.

Текст научной работы на тему «К вопросу определения коэффициента готовности трактора»

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Результаты расчетов на ЭВМ модельных решений краевой задачи с функцией источника (*) приведены в таблице 2, где т - время в часах, 0т - точное решение в метрах, 0 - приближенное решение [5] в метрах, 5 - погрешность в %.

Таблица 2

т 0.2 0.8 36 38

0т x1=z1=0.15 x1=z1=0.65 x1=z1=38.3 x1=z1=39.2

0 0.082 0.511 39.877 40.013

5 19 12 10 6

Таким образом, линеаризованные решения дают более точный результат.

Библиографический список

1. Алексашенко, А.А. Методы определения гидрохимических параметров и прогноза водно-солевого и теплового режимов мелиорируемых земель [Текст]: дис. ... /Алексашенко А.А. - М., 1984. - 363 с.

2. Боровой, Е.П. Аналитический подход к определению параметров контура увлажнения почвы на основе решения уравнения влагопереноса [Текст]/ Е.П. Боровой, Е.А. Ветренко //Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2009. - №4. - С. 52-57.

3. Ветренко, Е.А. Моделирование влагопереноса в ненасыщенных почвогрунтах при внутрипочвенном орошении яблоневого сада [Текст] / Е.А. Ветренко //Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. -2014. - №4(36). - С. 219-222.

4. Новосельский, С.Н. Применение уравнений баланса для прогноза водного и солевого режимов ненасыщенных почво-грунтов при внутрипочвенном и капельном орошении [Текст]/ С.Н. Новосельский, Д.Ф. Шульгин //Формирование и прогноз природных процессов. - Калининград: Изд. Калининского государственного университета, 1980. - С. 69-78.

5. Плешакова, Л.И. О некоторых методах численного решения одной задачи пространственной неустановившейся фильтрации [Текст]/ Л.И. Плешакова, В.Г. Пряжинская // Прикладная механика и техническая физика. - 1965. - №2. - С. 141-142.

E-mail: vera.nekrasova@list.ru

УДК 631.372

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ГОТОВНОСТИ ТРАКТОРА

Г. И. Жидков, кандидат технических наук, доцент Г.А. Любимова, кандидат педагогических наук, доцент

Волгоградский государственный аграрный университет

В статье представлены аналитические расчеты по определению коэффициента готовности трактора с учетом его работоспособности при эксплуатации на основании теории граф состояний. Получено выражение коэффициента готовности трактора в зависимости от коэффициента готовности составляющих его механизмов без составления и решения дифференциальных уравнений, позволяющее повысить достоверность его определения.

Ключевые слова: трактор; работоспособное, неработоспособное состояния, коэффициент готовности, теория граф состояний надежности, плотность распределения, параметр потока восстановлений, функция готовности, восстановление, оперативный коэффициент готовности.

183

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

При расчете будем считать, что в течение заданного времени работы трактора допускаются отказы и вызываемые ими перерывы в работе. В этом случае имеет большое значение свойство готовности трактора - способности находиться в процессе эксплуатации в работоспособном состоянии. Тогда процесс эксплуатации можно выразить в виде схемы (рис. 1).

J1)

tB

(1)

(2)

J2)

tB121

и-----и

J3)

tB

(3)

X а X а X 0

t1 t'i t2 t'2 t3 t'3

0

t

а

Рисунок 1 - Процесс эксплуатации трактора

После отказа (этот момент отмечен крестиками) трактор некоторое время находится в неработоспособном состоянии, т.е. восстанавливается. В результате ремонта он переходит в работоспособное состояние.

Следовательно, в процессе эксплуатации трактора чередуются периоды времени безотказной работы t и времени восстановления В'\

Случайное время между очередными восстановлениями (обозначены кружками)

равно

. (1) Если время безотказной работы и время восстановления независимы, то плотность распределения их суммы по известному из теории вероятностей [1] правилу о композиции распределений будет:

/о(0 = /о/Mg (t - x)dx, (2)

где f(x) - плотность распределения времени безотказной работы; g(t) - плотность распределения времени восстановления (ремонта) трактора.

Поток восстановлений с параметром ш0 (t) определяется по формуле:

"о(0 = />п(0 + /о "oCOfo (t - T)dr, (3)

где т - текущее время; fon (t) - плотность распределения времени между очередными восстановлениями.

Плотность />п (t) распределения времени до появления n-го восстановления и параметр потока восстановлений ш0 (t) связаны зависимостью

2п=1^0 = /оп(0 (4)

Надежность трактора по аналогии со сложными объектами можно оценить при помощи мгновенных и числовых показателей.

В качестве мгновенного показателя используется параметр потока восстановлений ^o(t). На практике чаще применяют вероятность Г(tj) застать трактор работоспособным (готовым к применению) в момент времени , либо вероятность П(£[) = 1 — Г(tj) того, что трактор в момент времени будет неработоспособным (будет находиться в состоянии вынужденного простоя). Зависимость Г(£^) называется функцией готовности.

184

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Функции готовности Г(£[) и простоя П(£[) находятся в предположении, что при t = 0 трактор работоспособен, т.е. Г(0) = 1, П(0) = 0.

Трактор может находиться в момент времени t в работоспособном состоянии при осуществлении одного из двух, несовместимых событий:

а) трактор в течение времени (0, £) не отказал;

б) трактор отказывал и восстанавливался, и после последнего восстановления больше не отказывал.

Вероятность T(t) застать трактор работоспособным в момент времени t равна сумме вероятностей появления указанных событий. Вероятность появления первого события равна вероятности безотказной работы P(t) трактора в течение времени (0, £). Для определения вероятности появления второго события возьмем малый интервал времени (т,т0 + dr), который предшествует £. Вероятность того, что на этом интервале закончится последнее n-ое восстановление и трактор больше не откажет за оставшееся время (t — т), будет:

/оп (r)dr • p(t — т). (5)

Возьмем сумму по всем n восстановлениям и тогда получим:

Z“=i /оп (r)drp(t — т) = ^0(r)drp(t — т), (6)

где о)0(т)- параметр потока восстановлений.

Проинтегрировав выражение (6) по т от 0 до £, получим:

JoP(t — T)w0(T)dr. (7)

Откуда следует, что вероятность застать трактор работоспособным в момент времени £:

Г(t) = P(t) + Jo P(t — r)w0 (r)dr. (8)

Выражение можно решить, применив узловую теорему восстановления:

limt^„ J* Q(t — x)dH (x) = — J“ Q(x)dx, (9)

u mto u

где mt0 - математическое ожидание времени между очередными событиями потока; Q(x)- невозрастающая интегрируемая функция на интервале (0, от); П(х) - ожидание числа отказов на интервале (0,х).

На основании того, что математическое ожидание случайной величины t0 = t + tB равно mt + mtB и, что

limt^„ P(t) = 0; limt^m ш0(t)

i

(10)

будем иметь:

ит^”Г(с) = ;^т;^Ср(с)Л:

mt

mt+mtB

= Kr

(11)

Из выражения (11) следует, что вероятность T(t) при t ^ от стремится к установившемуся значению Кг, не зависящему от законов распределения случайных величин t и tB.

Полученная величина Кг часто отождествляется с коэффициентом готовности, который определяется как вероятность того, что объект окажется работоспособным в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых использование объекта по назначению не предусматривается.

На основании выражения (11) коэффициент готовности можно понимать как долю времени, в течение которого трактор работоспособен, от общего времени эксплуатации трактора.

В соответствии со свойствами процесса восстановления можно установить особенность процесса приближения T(t) к установившемуся значению Кг, т.е. при фиксированных значениях mt и mtB стационарный режим наступает медленнее, чем меньше дисперсия случайной величины t = t + tB.

185

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Тогда

Коэффициент готовности часто определяют по формуле:

Kr=-LJ0tr(t)dt.

ссл

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

limt^OT Kr = Kr .

(12)

(13)

В теории надежности используется оперативная готовность. Для этого можно найти выражение для определения вероятности r(t, t + т) того, что трактор не только окажется работоспособным в момент времени £, но и проработает безотказно на заданном интервале (£, £ + т). Такую готовность можно получить на основе таких же выводов, как и при нахождении выражения (8), т.е. по аналогии напишем

Г(£, £ + т) = P(t + т) + / P(t + т — х)ю0 (x)dx. (14)

В действительности функцию готовности Г(£) можно рассматривать как частный случай функции Г(£, £ + т) при условии, что т = 0. При т ^ от функция Г(£, £ + т) превращается в условную вероятность безотказной работы трактора, найденную в предположении, что в момент времени £ трактор работоспособен.

Установившееся значение функции

Густ(т) = limT(£, £ + т) = —-—/” Р(х) dx = Kr = — /” Р(х) dx. (15)

у mt+mtB т mt т

При показательном законе распределения времени между отказами трактора и времени восстановления в результате решений уравнений (8...15) функция готовности примет вид:

г(о=^Ъ+^Ъехр[—("+^)t]. (16)

Откуда следует, что

Kr = limr(£) =-^= mt

£0+^.

(17)

Тогда установившиеся значение вероятности будет определяться выражением:

Г(£, £ + т) = + -^^ехр[—(ш + ц)£]| ехр(—шт). (18)

Густ(т) = Krexp(—^т). (19)

Таким образом, оперативный коэффициент готовности или готовность на промежутке (£, £ + т) есть произведение коэффициента готовности на вероятность безотказной работы.

Рассмотрим возможные состояния, в которых может находиться трактор. На рисунке 2 изображен граф состояний, на котором обозначены возможные состояния.

Символами шг, ш2 ... швобозначены интенсивности отказов; р1, р2 ■■■ Рп - интенсивности восстановления соответствующих узлов.

Для нахождения коэффициента готовности используем теорию надежности, приведенную в работе Гнеденко Б.В. [2]

Рисунок 2 - Г раф состояний трактора

186

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

На данном графе приведены следующие состояния: 0 - все механизмы трактора работоспособны; 1 - двигатель неработоспособен, остальные механизмы работоспособны; 2 - шасси неработоспособно, остальные работоспособны; 3 - гидросистема неработоспособна, остальные работоспособны.

Эти разработки позволяют находить выражения для показателей надежности по графу состояний без составления решения дифференциальных выражений.

Выражение для стационарной вероятности нахождения в j-ом состоянии можно получить, используя следующее правило:

переходы проходят кратчайшие (без возвращения) пути из всех крайних состояний в каждое состояние системы и перемножают все интенсивности переходов, соответствующие проходимым стрелкам (каждая интенсивность перехода учитывается только один раз). Вероятность нахождения в j-ом состоянии для графов будет:

pj

д]

(20)

где Д/, Д£- произведения интенсивностей переходов из всех крайних состояний соответственно j-е и i-е при движении по кратчайшему пути в направлении стрелок; к+1 -число состояний системы.

Крайними считаются состояния, имеющие не более одной выходящей стрелки.

Применяя это правило, можно получить формулу коэффициента готовности без составления и решения дифференциальных уравнений.

Причем разбивка трактора на n механизмов не будет оказывать влияния на общий результат, так как узлы, не попавшие в разбивку, входят в те или иные механизмы, т.е. их отказы учтены в надежности тех составных частей, в которые они входят. Для n=3, согласно рисунку 2 и выражению (20), при движении из крайних состояний в направлении стрелок имеем:

Kr = P0

М1М2М3

или

1+уП

Вероятность нахождения в j-м состоянии будет:

р = ^ip р Mi

Из соотношения Kr = —— имеем:

Подставив в формулу (22) выражение (24), получим

Kr 1

1

^ЧкЬ"1

1 11^1 |^2 !^3 (21)

Ml М2 М.З (22)

(23)

КГ; 1-КГ; . (24)

(25)

Таким образом, получено выражение для определения коэффициента готовности трактора в зависимости от коэффициентов готовности составляющих его механизмов с помощью теории графа состояний без составления и решения дифференциальных уравнений.

Библиографический список

1. Вентцель, Е.С. Теория вероятностей и её инженерные приложения [Текст]/Е.С. Вент-цель, Л.А. Овчиров. - М.: Высшая школа, 2000. - 250 с.

2. Гнеденко, Б.В. Математические методы в теории надежности [Текст]/ Б.В. Гнеденко, Ю.К. Беляев, А.Д. Соловьев; под ред. Б.В. Гнеденко. - М.: Наука, 1973. - 303 с.

E-mail: gds-08@mail.ru 187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.