Научная статья на тему 'К вопросу обычного права на Кавказе (традиция и современность)'

К вопросу обычного права на Кавказе (традиция и современность) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
159
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРЦЫ КАВКАЗА / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / TRADITIONAL LAW / ОБЫЧНЫЙ (ГРАЖДАНСКИЙ) ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК / COMMON (CIVIL) LEGAL ORDER / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / ТРАДИЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL AND PRESENT DAY CALTURE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / CAUCASIAN HIGHLANDERS / STATE LEGAL ORDER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Квициани Джони Джокиевич

В статье показана необходимость трансформации (синтеза) традиционного обычного права горцев Кавказа с его нравственно-этическими нормами (принципами) в современный гражданский правопорядок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Matter of Traditional Law in the Caucasus (Tradition and Present Day)

The article demonstrates the urgency of transforming the traditional law of the Caucasian Highlanders with its morel and ethic norms (principles) into present day civil legal law.

Текст научной работы на тему «К вопросу обычного права на Кавказе (традиция и современность)»

УДК 340.1(479)

К ВОПРОСУ ОБЫЧНОГО ПРАВА НА КАВКАЗЕ (традиция и современность)

Д.Д. Квициани

Проблемы демократических преобразований в постсоветских странах и, в частности на Кавказе, находятся в центре внимания отечественных и зарубежных ученых. Методологический плюрализм в нашем обществе позволяет по-новому взглянуть на историю горцев Кавказа, которые еще недавно, по мнению "форма-ционистов" стояли в стороне от всемирного культурно -цивилизационного развития.

Вместе с тем сегодня культурно-циви-лизационная парадигма позволяет "обнаружить", что горцы Кавказа по уровню своего общественно-культурного развития наиболее адаптивны к новым, демократическим требованиям гражданских обществ. Исторически в горах Кавказа, где, по мнению многих грузинских ученых, феодальные отношения развивались на местной почве, формы хозяйствования и культура во многом разнились (не совпадали) между собой из-за ограниченности хозяйственных возможностей. Культура же горцев Кавказа в XVIII-XIX вв., многие из которых имели "вольные общества" или назывались "демократическими", демонстрировала высокий уровень развития.

Последнее, надо полагать, было об-условленно перманентным диалогом "гор с равниной", и наоборот. В схожих природно-климатических условиях Кавказа среда обитания человека приходится на горы, предгорья и равнину. Вахушти Багратиони положил природные условия в основу вертикальной зональности территории, которые и формировали традицию районирования каждого уголка земли на историко-географические, хозяйственно-культурные единицы [1]. Д. Мус-хелишвили признавая полицентристские устремления каждой из них, вместе с тем отмечает существование и постепенное их слияние, как закономерность историко-геогра-фического развития конкретной страны'' [2].

Квициани Джони Джокиевич - Full профессор Института кавказоведения факультета гуманитарных наук Тбилисского государственного университета им. Ив. Джа-вахишвили, 0128, Грузия, г Тбилиси, пр.Чавчавадзе,1, e-mail: kvitsiani@yandex.ru, т. (99532)2222108, 2704228.

На интенсивность диалоговых отношений между "зонами" влияла их относительная географическая близость.

А.И. Робакидзе в своем труде "Очерки общественного развития сванов" отмечает, что высокий уровень развития сванов (устного, музыкального и хореографического фольклора, строительного искусства и других отраслей народного творчества а также наиболее рентабельные, применительно к местным условиям, формы хозяйствования) свидетельствует об одном из мощных источников обогащения общегрузинской культуры [3].

Дагестанский ученый М.А. Агларов, рассматривая кавказскую цивилизацию в историко-культурном контексте, подчеркивает, что на Кавказе, где община сформировалась на базе политических образований типа полисов, без общего государства, но с развитыми институтами саморегулирования, в конечном счете модифицировалась в ее высшую форму - в гражданскую общину [4, с. 294]. Здесь же автор обращает внимание на то, что гражданская община основана на полноте прав самоуправления, организации публичной власти и наличии прав граждан на частную собственность. По мнению М.А. Агларова, "гражданское состояние общества было характерно и для остальных регионов Кавказа. Гражданская община на Кавказе вследствие подключения ее в государственные системы (Грузинское царство, имамат Шамиля, Российская империя) постепенно трансформировалась в крестьянскую, а затем в колхозно-крестьянскую общину" [4, с. 294].

Таким образом, на Кавказе, надо полагать, гражданский правопорядок общины складывался самостоятельно без диктата государства, а географические условия приводили горцев к преимущественному развитию духовной культуры, ее начал в их социальной организации. Об этом говорит история традиционного обыч-

Joni Kvitsiani - Full Professor of the Institute of caucasology oa the Humanities Faculty at the Tbilisi State University named after Iv. Javakhishvili, 1, I. Chavchavadze Avenue, Tbilisi, Georgia, 0128, e-mail: kvitsiani@yandex.ru, ph. (99532)2222108, 2704228.

ного права, которая и сегодня присутствует в повседневности кавказских горцев, являясь одним из маркеров их идентичности.

Неслучайно проблемы обычного права народов Кавказа с 90-х годов XX века оказались в центре внимания ученых Армении, Азербайджана, Грузии. В трудах российских ученых Т.М. Айтберова, И.Л. Бабич, Х.М. Ду-манова, М.-С.А.-М. Исмаилова [5] и других рассмотрены многие аспекты теории обычного права, его особенности в прошлом и их проявление в современности. Важное значение имеют регулярно проводимые в городах Юга России (Северного Кавказа) конференции по проблемам обычного права Кавказа. Особо необходимо отметить не имеющий аналогов фундаментальный проект, осуществимый по инициативе и под руководством Д.Ю. Шапсугова многотомная "Антология памятников права народов Кавказа", публикуемая с 2009 г. [6].

Много внимания уделялось и уделяется вопросам обычного права учеными Грузии [7]. О силе обычного права, его гражданственных начал в общественных отношениях говорит тот факт, что в горных районах Грузии, в самый расцвет ее государственности при царях Георгии III и Тамар, наряду с государственными наказаниями, существовала и система композиций, которая стала доминировать в позднем Средневековье, в условиях ослабления государственности [8].

Следует отметить, что, если в средневековом грузинском законодательстве нашли отражение нормы адатного права, то позже, в обычном праве, вплоть до наших дней, большая часть обычаев, перенятых из официальных законов, бытует в жизни.

Р. Гуджеджиани, анализируя эволюцию обычного права и его отдельных норм у горцев Грузии, приходит к выводу, что система композиций и другие правовые нормы наказания средневековой "неприступности" в новое время приобретают уже более смягченный вид. Например в Сванети уже достаточно было просить прощение у церкви и "тайно привязать к ее дверям быков", что давало право быть прощенным, и как прежде, не подвергаться строгому наказанию. Аналогичное наблюдалось и у хевсур. По обычному праву церковь имела право приютить преследуемого кровником. Также по грузинскому миропониманию -"гость от бога" - провинившийся в лице гостя - мог укрыться в чужой семье, общине...

В новое время нормы обычного права из рациональных соображений применялись

для "борьбы с кровной местью" и установления мира и справедливостьи, консолидируя общину. Важно отметить также, что существование единого обычного права во всех уголках Грузии во многом было обусловлено религиозным (христианским) влиянием на обычное право [9].

Аналогичные эволюционные процессы имеют место у горцев Северного Кавказа. Однако, к сожалению, отдельные авторы не замечают подобных трансформаций общественных отношений. Все еще имеют место и такие оценки, как: в Кабарде не существовала частная собственность на землю; в Дагестане с его "вольными" обществами, совершившими в своей истории "первую революцию" - переход от родовой организации общества к иерархической" [10], - "основным принципом адата являлось применение принципа ответственности не по отношению личности, а к тому коллективу, которому она принадлежит" [11].

В связи с этим надо согласиться с мнением М.А. Агларова, который указывает на ошибочность взглядов некоторых кавказоведов, в том числе М.М. Ковалевского, подразумевающего, "в общине (джамаате) механическое соединение "родовых" общин, т.е. он не видел принципиальной разницы между родом и джамаатом. На самом же деле, по мнению М.А. Агларова, обычное право по сути уже было "общинным публичным правом", правом, где "ответственность целиком и полностью индивидуализирована", и "адат не был конфессионален и даже не имел такой окрашенности". Существование в каждом джамаате своего адата, а в союзе обществ - общесоюзного соответственно формировало юридическое сознание носителей права, что являлось фактором первостепенной важности в формировании самосознания в пределах общин и их союзов на уровне, превосходящем обычное сознание объединенных хозяйственной кооперацией крестьян или иных сообществ [12].

Таким образом, анализ состояния обычного права у горцев Кавказа до колонизации этого края Российской империей свидетельствует о том, что здесь сложился гражданский правопорядок во многом объективно, не по воле какого-либо государства. Вместе с тем горцы Грузии при установлении такого порядка апеллировали к христианской религии, которая признавала за государством главную роль в формировании гражданского правопорядка.

Поэтому неслучайно, что на разных этапах истории аграрной цивилизации у горцев Грузии, гражданский правопорядок свободно "уживался" с государственным. Что же касается горцев Северного Кавказа, то из-за отсутствия такой традиции в обществах с обычным (гражданским) правопорядком понадобилось пятидесятилетняя война с Российской империей, чтобы установившийся в "вольных обществах" гражданский правопорядок син-кретизировать с религией и адаптировать его с государственным.

Здесь же следует заметить, что сегодня у горцев Кавказа общественные институты, являясь носителями морально-нравственных начал, пользуются большим уважением. Например, общественные формы взаимоотношений у адыгских народов, включающие в себя как одно целое моральные и юридические правила и установления ("Адыгэ хабзэ") "являются эталоном общекавказской нравственной философии" [13].

Сегодня важно определить, в какой форме государственного устройства найдут возможность трансформации в современный гражданский порядок заложенные в культуре горцев Кавказа коллективизм и индивидуализм, уважение к личности, ее свободе, равенству, самоуправлению и др. Гражданский правовой порядок ничего общего не имеет с гражданским и гражданско-процессуальным правом и должен поддерживаться общественным мнением, его нравственно-этическими нормами, заложенными в традиционной культуре.

Для реализации этой задачи на Кавказе следует выбрать форму современного гражданского общества - либерального или плюралистического. На наш взгляд, перспектива -за плюралистической формой организации. По словам Джона Грея, одного из лучших политических теоретиков современности, "различные правовые и политические институты являются желательными и оправданными в различных культурных исторических средах". По его мнению, "в условиях Российской Федерации плюралистическая теория может обеспечить мирное сосуществование различных культурных традиций" [14].

В связи с этим важно также мнение предлагаемое Д. Коэном и Э. Арато об "об-ществоцентристской" модели организации гражданского общества, отличной от "госу-дарствоцентристской" (Гегель) и "экономико-центристской" (Маркс), которая будет диффе-

ренцирована не только от государства, но и от экономики [15].

Нет сомнения, что вышеотмеченные принципы гражданского общества наиболее близки к культурной традиции кавказцев. Однако в настоящее время, как на Северном, так и на Южном Кавказе, сформирован не гражданский, а государственный правовой порядок. Поэтому "гражданские инициативы и возникающие на их основе общественные отношения, складывающиеся в гражданский правопорядок, в существенной своей массе отходят в теневую область жизни общества" [16].

Таким образом, неслучайно, что на Кавказе, где не обращают должного внимания на процессы гражданского правопорядка, который должен выступать гарантом государственного прававого порядка, имеются проблемы социально-политического и экономического характера. Поэтому речь должна идти не об антогонизме, а о сотрудничестве, тем более что в Грузии такой опыт сотрудничества общества и государства имел место, о чем мы говорили выше.

Речь идет о необходимости создания условий для формирования гражданского правопорядка, основанного на "местной почве", традиционных морально-этических нормах поведения. Горское общество Кавказа сегодня, являясь составной частью независимых государств, не противостоит государству. Наоборот, оно во многом, сохранив "свое лицо", готово сотрудничать с государством в построении современных гражданских обществ и в их реморализации. Видимо, надо согласиться с мнением профессора из Кабардино-Балкарии Т.М. Катанчиева о том, что «в сегодняшней нашей реальной жизни соблюдение "адыгэ хабзэ" и "адыгэ нэмыс" ценного и неподражаемого наследия прошлого, выделявшего адыгский этикет и его носителя", может быть полезно всем горцам Кавказа, "независимо от национальности и вероисповдания"» [17].

Отметим, что такие традиционные нормы поведения на Кавказе были универсальны. Поэтому они и должны лечь в основу нового гражданского правпорядка. Пока же в странах Кавказа, в силу преимущественно вертикальной формы государственного правления и слабого уровня развития демократии, остается проблемой разрешение имеющегося противоречия между новым общественным, с одной стороны, и государственным правопорядком, - с другой.

Таким образом, в связи с вышеизложенным, трансформация традиций демократических принципов общественной самоорганизации горцев Кавказа, конкретно, обычного права с его нравственно-этическими нормами (принципами) в современный гражданский правопорядок при поддержке (воле) государства и в сотрудничестве с ним может явиться важным фактором построения демократических обществ на Кавказе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вахушти Багратиони. География Грузии // ЗКОРГО. Тифлис, 1904. Кн. 24. Вып. 5.

2. Мусхелишвили Д.Л. Историческая география и общественное развитие // Проблемы исторической географии России. Вып.1. Формирование государственной теории России. М.: Наука, 1982. 212 с. С. 17-30.

3. Робакидзе А. Очерки общественного быта сванов. Тбилиси: "Мецниереба", 1993. 138 с. С. 67.

4. Агларов М.А. Кавказская цивилизация: историко-культурный контекст//Археология, этнология, фольклористика Кавказа. Тбилиси: "Меридиани", 2011. С. 191-196.

5. См.: Айтберов Т.М. О древнейших формах обычного права в Дагестане и об актуальных проблемах его изучения. Махачкала: Полиграф, 2006. 188 с.; Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов М.: ИЭА, 1999. 238 с.; Думанов Х.М. Социальная структура кабардинцев в нормах адата. Нальчик: Эльбрус, 1990. 262 с.; Исмаилов М.А. История государства и права Дагестана. Махачкала: ИПЦ ДгУ, 2006. 400 с.; и др.

6. Антология памятников права народов Кавказа: В 4 ч. Ч. 1. Т. 1. Памятники права адыгов (черкесов) и акты органов Российского государства / Гл. ред. Д.Ю. Шапсугов. Ростов н/Д: СКАГС, 2009. 672 с.

7. См., напр.: Джавахишвили Ив. История грузинского права // Соч.: В 12 т. Т. 6, 7. Тбилиси: Мецниереба, 1982. 464 с. 422 с. (на груз. яз.); Ха-радзе Р.Л. Грузинская семейная община. Тбилиси: Заря Востока, Ч. 1. 1960; 202 с. Ч. 2. 1961. 160 с.; Долидзе И.С. Обычное право Грузии: Тбилиси: АН ГССР, 1960. 198 с. (на груз. яз); Надареишви-ли Г. История грузинского государства и права. Тбилиси, 2005. 312 с. (на груз. яз.); Давиташвили Г. Организация суда и процесс в грузинском обычном праве. Тбилиси: Изд-во ТГУ, 2004. 246 с. (на груз. яз.); и др.

8. Надареишвили Г. Указ. соч. С. 118.

9. Гуджеджиани Р. Обычное право // Этнография/ этнология Грузии, Тбилиси: Универсали, 2010. С. 311-333 (на груз. яз.).

10. Блиев М. Россия и горцы Большого Кавказа на пути к цивилизации. М.: Мысль, 2004. 878 с. С. 43.

11. Дмитриев В.А. Адаты и шариат у кавказских горцев // Россия и Кавказ. История. Религия. Культура. СПб.: Журнал "Звезда", 2003. 192 с. С. 107-127.

12. Агларов М.А. Общинное (публичное) право -адат в Дагестане до присоединения к России // Археология, этнология, фольклористика Кавказа. Махачкала, 2007. С. 234-237.

13. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик: ЭльФа, 1999. 96 с. С. 3.

14. Джон Грей. Поминки по просвещению. М.: Праксис, 2003. 368 с. С. 272.

15. Джин Л. Коэн, Эндрю Арато. Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь мир, 2003. 784 с. С. 520.

16. Анцифирова Н.А. Онтологические основания правового порядка // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 2. С. 97-100.

17. Катанчиев Т.М. Кабардинское обычное право его особенности. Нальчик, 2003. 194 с. С. 191.

5 июня 2012 г.

УДК 94(470.67+560) "18": 332.2].001. 36

ВАКФ В ДАГЕСТАНЕ И ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ XIX в.

П.А. Ибрагимова

Изучение традиционных структур мусульманских обществ привело к тому, что тема вакфов стала неотъемлемой частью работ по социально-

Ибрагимова Патимат Абдусаламовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры электронных СМИ Дагестанского государственного университета, 367025, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 37, e-mail: patimaibragimova@mail.ru, т. 8(8722)780576.

экономической истории мусульманских стран. Необходим комплексный подход в анализе института вакфа и использование данных вакф-ных документов для исследования как общих

Patimat Ibragimova - Ph.D. in History, associate professor of Electronic Mass-Media Department at the Daghestan State University, 37, M. Gadgieva Street, Makhachkala, 367025, e-mail: patimaibragimova@mail.ru, ph. +7(8722)780576.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.