Таким образом, в связи с вышеизложенным, трансформация традиций демократических принципов общественной самоорганизации горцев Кавказа, конкретно, обычного права с его нравственно-этическими нормами (принципами) в современный гражданский правопорядок при поддержке (воле) государства и в сотрудничестве с ним может явиться важным фактором построения демократических обществ на Кавказе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вахушти Багратиони. География Грузии // ЗКОРГО. Тифлис, 1904. Кн. 24. Вып. 5.
2. Мусхелишвили Д.Л. Историческая география и общественное развитие // Проблемы исторической географии России. Вып.1. Формирование государственной теории России. М.: Наука, 1982. 212 с. С. 17-30.
3. Робакидзе А. Очерки общественного быта сванов. Тбилиси: "Мецниереба", 1993. 138 с. С. 67.
4. Агларов М.А. Кавказская цивилизация: историко-культурный контекст//Археология, этнология, фольклористика Кавказа. Тбилиси: "Меридиани", 2011. С. 191-196.
5. См.: Айтберов Т.М. О древнейших формах обычного права в Дагестане и об актуальных проблемах его изучения. Махачкала: Полиграф, 2006. 188 с.; Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов М.: ИЭА, 1999. 238 с.; Думанов Х.М. Социальная структура кабардинцев в нормах адата. Нальчик: Эльбрус, 1990. 262 с.; Исмаилов М.А. История государства и права Дагестана. Махачкала: ИПЦ ДгУ, 2006. 400 с.; и др.
6. Антология памятников права народов Кавказа: В 4 ч. Ч. 1. Т. 1. Памятники права адыгов (черкесов) и акты органов Российского государства / Гл. ред. Д.Ю. Шапсугов. Ростов н/Д: СКАГС, 2009. 672 с.
7. См., напр.: Джавахишвили Ив. История грузинского права // Соч.: В 12 т. Т. 6, 7. Тбилиси: Мецниереба, 1982. 464 с. 422 с. (на груз. яз.); Ха-радзе Р.Л. Грузинская семейная община. Тбилиси: Заря Востока, Ч. 1. 1960; 202 с. Ч. 2. 1961. 160 с.; Долидзе И.С. Обычное право Грузии: Тбилиси: АН ГССР, 1960. 198 с. (на груз. яз); Надареишви-ли Г. История грузинского государства и права. Тбилиси, 2005. 312 с. (на груз. яз.); Давиташвили Г. Организация суда и процесс в грузинском обычном праве. Тбилиси: Изд-во ТГУ, 2004. 246 с. (на груз. яз.); и др.
8. Надареишвили Г. Указ. соч. С. 118.
9. Гуджеджиани Р. Обычное право // Этнография/ этнология Грузии, Тбилиси: Универсали, 2010. С. 311-333 (на груз. яз.).
10. Блиев М. Россия и горцы Большого Кавказа на пути к цивилизации. М.: Мысль, 2004. 878 с. С. 43.
11. Дмитриев В.А. Адаты и шариат у кавказских горцев // Россия и Кавказ. История. Религия. Культура. СПб.: Журнал "Звезда", 2003. 192 с. С. 107-127.
12. Агларов М.А. Общинное (публичное) право -адат в Дагестане до присоединения к России // Археология, этнология, фольклористика Кавказа. Махачкала, 2007. С. 234-237.
13. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик: ЭльФа, 1999. 96 с. С. 3.
14. Джон Грей. Поминки по просвещению. М.: Праксис, 2003. 368 с. С. 272.
15. Джин Л. Коэн, Эндрю Арато. Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь мир, 2003. 784 с. С. 520.
16. Анцифирова Н.А. Онтологические основания правового порядка // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 2. С. 97-100.
17. Катанчиев Т.М. Кабардинское обычное право его особенности. Нальчик, 2003. 194 с. С. 191.
5 июня 2012 г.
УДК 94(470.67+560) "18": 332.2].001. 36
ВАКФ В ДАГЕСТАНЕ И ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ XIX в.
П.А. Ибрагимова
Изучение традиционных структур мусульманских обществ привело к тому, что тема вакфов стала неотъемлемой частью работ по социально-
Ибрагимова Патимат Абдусаламовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры электронных СМИ Дагестанского государственного университета, 367025, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 37, e-mail: [email protected], т. 8(8722)780576.
экономической истории мусульманских стран. Необходим комплексный подход в анализе института вакфа и использование данных вакф-ных документов для исследования как общих
Patimat Ibragimova - Ph.D. in History, associate professor of Electronic Mass-Media Department at the Daghestan State University, 37, M. Gadgieva Street, Makhachkala, 367025, e-mail: [email protected], ph. +7(8722)780576.
проблем, так и частных сюжетов социальной и экономической истории Дагестана. Показать реальные масштабы деятельности вакфов в XIX в. по выявленным документальным источникам.
Внимание в трудах исследователей Х.-М. Хашаева, М.С. Мейера, П.В. Шлыкова, П.А. Ибрагимовой, В. Мутафчиевой и др. [1] сконцентрировано на социально-экономическом потенциале вакфов, их роли и значении для развития земельных отношений.
Вакф* представляет собой не только религиозный и правовой институт, но и, в первую очередь, важную социально-экономическую категорию, которая и сегодня не утратила своего значения в мусульманских обществах. Со времени возникновения вакфы играли значительную роль в формировании и функционировании мусульманского общества, на протяжении столетий определяли многие аспекты социально-экономической и религиозной жизни.
Самым первым вакфом в истории называется покупка Пророком Мухаммадом земли в Медине и строительство на ней мечети, известной в наши дни как Мечеть Пророка. Сподвижники Мухаммада также стремились проявить активность в деле учреждения вакфов. Например, халиф Умар по рекомендации Пророка учредил вакф на землях Хайбара. Продукты, полученные на этих землях, распределялись между неимущими, направлялись на продажу для освобождения рабов, предоставлялись гостям и проезжим путешественникам. Некоторая их часть доставалась управляющему вакфом. В данном случае имело место буквальное соблюдение требований шариата, касающихся порядка учреждения и управления вакфами. По свидетельству историков, во времена Пророка и праведных халифов не было ни одного состоятельного сподвижника Мухаммада, который не учредил бы вакф [2, с. 32].
Подобным образом в первые годы существования мусульманского государства были учреждены, как религиозные (направленные на удовлетворение потребностей культа), так
* Вакф (араб. лЗЧ, множ. араб. Ьб'Ч, аукаф; тур. уакф остановка, приостановление, удержание) - в мусульманском праве имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. В вакф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое (например, в вакф не могут быть переданы деньги).
и гражданские вакфы (имевшие целью удовлетворение материальных интересов людей). Институт вакфа получил широкое распространение в мусульманском мире примерно с XI в. в связи с интенсивным основанием медресе (школ), обителей, мазаров и накоплением у них дарений. Вакфы становятся основным источником существования культовых учреждений.
Много общего, особенно в сфере развития форм собственности, в частности вакф-ной, имели земельные отношения в Дагестане, в Османской империи.
В традиционных обществах мусульманского Востока частная собственность нередко выступала как ограниченная и незащищенная от произвола представителей центральной власти. Лишь доходы вакфов были освобождены от контроля государства, поскольку, согласно шариатской традиции, вакфное имущество рассматривалось как собственность, принадлежащая Аллаху [3, с. 33].
В мусульманском праве вакф обозначает неотчуждаемое имущество, переданное каким-то одним человеком или группой лиц на религиозные и благотворительные цели общине, организации или отдельному человеку. При передаче движимого и недвижимого имущества в вакф права собственности на него как бы приостанавливаются: то, что стало вакфом, уже нельзя продать, подарить и, что самое важное, наследовать. Отсюда становится ясен смысл слова "вакф", которое в переводе с арабского означает "остановка, задержка". Имущество, ставшее вакфом, перестает быть собственностью учредителя вакфа, однако оно не становится и собственностью того, в пользу кого оно было передано, обращено в вакф и кто будет в дальнейшем получать с него доходы. Таким образом, учреждение вакфа - не есть акт купли-продажи или передачи собственности в наследство. Вакф учреждается в первую очередь "во имя Аллаха" (фи саб'иль Аллах), вакфная собственность переходит к единственному, в понимании мусульман, истинному владельцу всего имущества, к Аллаху, и лишь доходы от вакфного имущества используются на благо мусульманской общины (уммы). [4, р. 59-62; 5, 6].
Доходы с церковных земель - вакфов -шли на содержание мечетей и духовенства, а также на нужды таких учреждений как караван-сараи, школы, госпитали, богадельни,
на сооружение фонтанов, колодцев, дорог, мостов, кладбища [7] и на благотворительные цели вообще.
Практика учреждения вакфов восходит к первым векам ислама, а своими корнями уходит в ранний исламский обычай выплаты милостыни - "садака"*, о которой неоднократно упоминается в Коране (сам вакф в Коране не упоминается). Передавая садака нуждающимся, человек непременно говорил, что это он делает "во имя Аллаха" (фи саб'иль Аллах). Это позволяет определить вакф как один из видов милостыни, особенностью которой является ее продолжительный, непреходящий характер. В отличие от садака, которая имеет преимущественно однократный характер, вакфное имущество бессрочно "приостанавливается" для нужд бедных [8, 8. 33-36].
Вакфами именовалось движимое и недвижимое имущество, право собственности на которое по волеизъявлению учредителя (государя или других лиц) передавалось в пользу религиозных (мечети, медресе, дер-вишские обители - ханака**, гробницы святых) и благотворительных учреждений (странноприимные дома, приюты для престарелых и сирот) [9, 10].
Сообщения письменных источников о строительстве все новых и новых культовых сооружений в Дагестане свидетельствуют о неуклонном росте вакфных земель и вакфных поступлений. Содержание мечетей, представителей духовенства, обитателей ханака должно было осуществляться за счет поступлений с вакфных земель. Кроме того, вакфные поступления поддерживали существование сравнительно многочисленных школ-медресе [11]. В связи с поэтапным распространением ислама на территории Дагестана шел процесс роста мечетей и медресе, что вело, естественно, к увеличению вакфа вообще.
* Садака (множ. садакат, араб. - в исламе
добровольная милостыня (в отличие от закята - обязательных налогов), которую мусульманин выплачивает по собственному усмотрению и желанию. Садака может выплачиваться не только деньгами в качестве подаяния беднякам, но и в виде еды, одежды и прочего имущества не только беднякам, но и сиротам, путешественникам, воинам.
** Ханака, Завия, Теккие (перс. - хангах,
араб. ЗЬдУ - завийа, тур. tekke, крымскотат. 1ек(уе, босн. 1екуа) - суфийский "странноприимный дом" мусульманских стран, изначально ханаки были скромными приютами дервишей, но затем превратились в целые комплексы, детально продуманные и богато украшенные.
Согласно исламскому праву, вакфное имущество не могло быть продано, заложено, подарено или передано в руки частного лица. В вакф могла быть обращена только безусловная собственность учредителя, приносящая пользу (доход) и нерасходуемая - нельзя было завещать пищу, одежду, деньги [12].
Сведения о вакфе можно также обнаружить в ряде канонических хадисов, на основании которых базируется законно установленный характер вакфа. Пророк сказал: "Когда человек умирает, есть только три благих дела, которые переживут его. Это непрекращающаяся милостыня во имя Бога; ценные знания, которые он сумел передать другим людям; и сын, который будет за него молиться" [13, р. 59]. Исламская традиция утверждает, что все сподвижники Пророка, которые обладали достаточным для этого материальным достатком, учреждали вакфы.
В XIX в. в Османской империи 1/3 всех земель относилась к категории вакфа [14-16], а по всему Дагестану мечетские земли составляли свыше 13 тысяч десятин (0,9 %) [17]. Эти данные по мечетским землям приводятся из материалов фондов архива по Республике Дагестан [18-20]. Вакф мог возникнуть и увеличиваться только при наличии частной земельной собственности, которой хозяин земли мог распоряжаться по своему усмотрению и передавать в пользу мечети. Вакфные земли в Дагестане находились в распоряжении мечетей. Это были земли, которые сдавались мечетями отдельным лицам для обработки за определенную часть урожая или же обрабатывались сообща всеми жителями селения (тогда весь урожай поступал в пользу мечети), а также земли, которые находились в пользовании наследника с обязательством вносить в мечеть определенную завещателем долю урожая или продукции животноводства. К вакфному имуществу также относились не только пахотные земли и сенокосы, но и сады, леса, постройки, скот и т. д.
Тщательный анализ количества вакфов, большого разнообразия их уставных целей, номенклатуры бенефициаров и распорядителей позволил оценить реальные масштабы деятельности вакфов, доказать общеизвестный на сегодняшний день факт того, что вплоть до конца XIX в. все общественные или "муниципальные" службы (социальное обеспечение, образование, религиозные организации, строительство и поддержание дорог и мостов,
систем водоснабжения, больниц, странноприимных домов, постоялых дворов и т. д., т. е. обеспечение функционирования существующей социальной инфраструктуры) финансировались и осуществлялись в основном за счет вакфов [21].
Общей чертой мусульманской традиции являлась практика основания многочисленных культурно-религиозных центров (имаретов) на базе вакфной собственности, которая возникла задолго до появления на исторической арене Османской империи [3, с. 33]. Имареты представляли собой комплекс сооружений, которые объединяли в одно целое мечети, исламские школы (с определенным количеством комнат для учащихся), а также караван-сараи и различные благотворительные учреждения. Эти мусульманские комплексы приводили к возникновению в каждом вакфе надежного и крепкого ядра из мусульман, служили надежной опорой для исламского духовенства, способствуя дальнейшему распространению и укреплению исламской конфессии, исламской культуры.
В документах по Дагестану термин "имарет", как таковой, не встречается, однако можно сказать, что культурно-религиозные центры в Дагестане имелись. В документальных источниках по Дагестану, к примеру, в "Цахурском вакфе" (1826)*, "Оротинском вак-фе" (XIX в.) [22], "Списках араканской Джума-мечети" (XIX в.) [23], "Вакфах мечети Малла" (вторая половина XIX в.)** и других, указывается, какие отчисления делались на содержание мечетей, медресе, приютов для сирот и т. п., что позволяет идентифицировать дагестанские комплексы с османскими имаретами.
Как в Дагестане, так и в Османской империи завещатель фиксировал часть дохода, которую можно было использовать для строительства учреждений и на продовольственные нужды. Иногда завещания содержали большое количество деталей, указывающих количество продовольственных продуктов, которые следовало раздавать ежедневно и на сумму оплаты за работу, и на необходимость следить за состоянием собственности [24]. Несмотря на то, что львиную долю доходов от вакфов присваивали завещатели, следует признать, что под контролем улемов находился значительный фонд недвижимости и огромные доходы, способные обеспечить численно большую прослойку господствующего класса [16].
* Полевой материал автора 2004 г.
** Полевой материал автора 2008 г.
Для представителей различных слоев населения обращение их имущества в вакф было единственным средством обойти шариатские нормы его раздела. В отличие от "истинных" вакфов, созданных исключительно в религиозных и благотворительных целях, "семейные" вакфы представляли собой имущество, завещанное в пользу своих потомков без права передачи в чужие руки. В Османской империи распространение получила разновидность "семейных" вакфов - тевлиет и эвляд (наследственное управление) [25], предполагающая отчисление части дохода с завещанного имущества в пользу того или иного религиозного центра.
К вакфам перешло большинство монастырских и церковных земель в Болгарии. Положение вакфов в Османской империи было сходно с положением монастырских земель в европейских феодальных государствах. Они пользовались широким иммунитетом: не облагались налогами и были изъяты из ведения государственной администрации [26]. Владения вакфов постоянно увеличивались за счет вкладов частных лиц, которые, превращая свои земли в вакф, охраняли тем самым их от конфискаций и тяжелого обложения налогами со стороны государства. В этом случае земля становилась номинальной собственностью вакфа, а владельцы сохраняли фактическую собственность на землю, пользуясь значительной частью ее доходов и всеми привилегиями, которые имели вакфы.
На практике "неистинные", или "ложные", вакфы выступали как скрытая форма частной собственности. Близость вакфной и частной собственности подчеркивается также и тем обстоятельством, что в вакф могло быть обращено имущество, которое находилось в частной собственности [3, с. 34]. Толь -ко земельные собственники могли завещать в пользу мечети пахотные поля.
Вакф представлял собой собственника, которому принадлежала основная масса общественных сооружений. Средства, полученные от местного населения, частично расходовались на сооружение объектов общественного значения - школы, бани, больницы, дома призрения, библиотеки и т. п.
Вакфы были глубоко интегрированы в различные секторы экономики, что позволяло им удовлетворять самые разнообразные потребности: "человек мог родиться в вакф-ном доме, спать в колыбели, приобретенной
за деньги вакфа, и питаться на его средства, читать книги из вакфной библиотеки, а затем стать учителем вакфной школы и получать жалование от вакфа, наконец, умереть и быть похороненным на кладбище, принадлежащем вакфу, в гробу, также приобретенном на средства вакфа" [8, 8. 27]. В целом вакфы являлись важным фактором социальной политики, обладая, с одной стороны, сервисно-благотворительными, а с другой, - социально-интегра-тивными функциями.
Постоянным и основным источником дохода являлось завещание в пользу мечети определенного участка мулька, либо всего мулька. Мечети получали доходы не только от вакфа, но и от таких обязательных пожертвований, как, например, закят, который поступал с золота, серебра, пшеницы, ячменя, сушеного винограда, со всех видов скота [27].
Мечети обладали экономическими возможностями не только для содержания духовенства, но и для подготовки в медресе служителей культа. Крестьяне, приносящие в мечеть шариатский налог, руководствовались религиозными чувствами.
Вакфные учреждения выступали в качестве поставщиков зерна, мяса, масла и другой сельскохозяйственной продукции, потреблявшейся горожанами, и способствовали развитию обмена между городами и сельскими районами.
Наряду со светскими феодалами богатели и мечети, сосредоточившие в своем распоряжении в виде вакфов огромные земельные площади. Это повышало политическую роль мусульманского духовенства. Вакфы давали ему материальную силу, господство ислама -моральную [7, с. 22].
Основной признак вакфа, его главное отличие от других видов земельной собственности в Дагестане и в Османской империи -"вечный" характер.
В Османской империи вакфы, развиваясь пропорционально росту политического и экономического могущества государства, достигли пика своего развития, превратившись в один из самых влиятельных институтов исламского общества.
Широкое распространение практики учреждения вакфов было вызвано рядом причин экономического характера. Наиболее ощутимой выгодой от учреждения вакфа было то, что имущество, переданное в вакф, становилось в большей степени защищенным от захвата светскими властями и получало определенную свободу от контроля со сто-
роны государства. Кроме того, учреждение вакфа позволяло обойти шариатские нормы раздела имущества при наследовании. Все это делало учреждение вакфа очень привлекательным и в дальнейшем привело к тому, что вакфы в Османской империи стали крупнейшими собственниками городского недвижимого имущества - земли, жилых зданий, помещений, предназначенных для торго-во-ремесленной деятельности, и связанных с городом деревень. Вакфы представляли собой автономный институт, который служил интересам общества и государства. Каждый вакф состоял из двух частей: с одной стороны, социальные учреждения, воплощающие в жизнь религиозно-благотворительные задачи вакфа, с другой - доходные объекты, создание и поддержание которых становилось главной задачей администрации вакфа с момента его учреждения [28].
Таким образом, вакфы в Османской империи XIX в. оказались лишены значительной доли финансово-экономической самостоятельности. В вакфах находились значительные ресурсы как наличных средств, так и недвижимой собственности. Поэтому османские реформаторы стремились к сокращению доли вакфной собственности как части стратегии по ограничению влияния консервативных кругов, связанных прежде всего с мечетями и религиозными школами. В Дагестане в сравнении с Османской империей наблюдалось отдача земель в вакф, вернее - полное их отчуждение в пользу религиозных учреждений практиковалось не всегда. Значительную роль играли отдача в распоряжение мечети определенной доли урожая с земельных участков, или же внесение продуктов (обычно хлеба и жира) в пользу мечети. Причем, если учесть, что к XIX в. эти пожалования были строго регламентированы, связаны с определенными пахотными или же сенокосными участками, то можно предположить длительную историю этого процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. См., напр.: Moutaftchieva Vera. Le vakif - un aspekt de la structure socio-économique de l' Empire Ottoman (ХУе-XVIIe s.). Sofia, 1981. 316 p.; Хашаев Х.-М. Общественно-экономический строй Дагестана в XIX веке. Махачкала, 1954. 98 с.; Ибрагимова П.А. Вакф в Дагестане // Восток. М.: РАН, 2007. С. 94-106; и др.
2. Ahmed H. Role of Zakah and Awqaf in Poverty Alleviation // Occasional Paper № 8. Saudi Arabia: Islamic Development Bank, Jeddah, 2004. Р. 25-35.
3. Мейер М.С. Османская империя в XVIII веке. Черты структурного кризиса. М.: Наука, 1991. 262 с.
4. Peters R. Wakf in Classical Islamic Law // Encyclopaedia of Islam, 2nd edition: in 12 vol. Vol. 11. L.-Leiden, 2003. Р. 59-64.
5. Торнау Н.Е. Мусульманское право. Сочинение барона Торнау. Вып. 1: О праве наследства по закону. СПб., 1866. С. 17.
6. Нофаль И.Г. Курс мусульманского права, читанный в 1884/85 г. в учебном отделении Восточных языков при Азиатском департаменте профессором И. Нофалем. Вып. 1: О собственности. СПб.: Во-ен.-учеб. ком. Глав. штаба, 1886.
7. Миллер А.Ф. Краткая история Турции. М.: ОГИЗ. Политиздат, 1948. 304 с.
8. Kazici Z. Osmanh Osmanli Vakif Medeniyeti. istanbul: Bilge Yayinlari, 2003. 268 с.
9. Петрушевский И.П. Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII-XIV веков. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 454 c. С. 248.
10. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Опыт исто-рико-социологического исследования. М.: Наука, 1984. 302 с. С. 81.
11. Шихсаидов А.Р. Дагестан в X-XIV вв. Опыт социально-экономической характеристики. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975. 176 с. С. 78.
12. Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб.: Тип. 2. Отд. собств. е.и.в. канцелярии, 1850. 476 с. С. 308.
13. Deguilhem R. Wakf in the Ottoman Empire to 1914 // Encyclopaedia of Islam. Vol. 11. L.-Leaden, 2000. Р. 87-92.
14. Орешкова С.Ф. Османский феодализм: типологические наблюдения // Типы общественных
отношений на Востоке в средние века. М.: Наука, 1982. 268 с. С. 117.
15. Кириллина С.А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина XIX - начало XX в.). М.: Наука, 1989. 204 с. C. 26.
16. Смилянская И.М. Социально-экономическая структура стран Ближнего Востока на рубеже нового времени. М.: Наука, 1979. 252 с. С. 177.
17. Османов Г.Г. Социально-экономическое развитие дагестанского доколхозного аула. М.: Наука, 1965. 368 с. С. 40, 48.
18. ЦГА РД. Ф. 80. Оп. 2. Д. 4. Л. 124-129.
19. ЦГА РД. Ф. 80. Оп. 1. Д. 24. Л. 236-237.
20. ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 3. Д. 9. Л. 10-21.
21. Шлыков П.В. Вакфы в социально-политической истории Турции (1923-2008 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. 2010. 30 с. С. 13.
22. Оротинский вакф. Сборник документов // Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 280.
23. Перечень вакуфных земель с. Аракани XIX в. // Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 362.
24. Moutaftchieva Vera. Op. cit. P. 111.
25. Новичев А.Д. История Турции. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1963. 314 с. C. 55.
26. История Болгарии: В 2 т. Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1954. 576 с. C. 168.
27. Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 264 с. C. 156.
28. Шлыков П.В. Вакфы Турции: трансформация традиционного института. М.: Изд. Дом Марджа-ни, 2011. 560 с. C. 43.
29 августа 2012 г.
УДК 32
ПУТИ И СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИИ НА ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ ДАГЕСТАНЕ
Г.Ф. Гебеков
Клерикализация общественно-политической и культурной жизни в целом по стране и в Дагестане в частности актуализирует проблему сохранения и дальнейшего развития светских основ государства и общества. Все чаще этот вопрос поднимают ученые Северного Кавказа, особенно из Дагестана. Данный вопрос стано-
Гебеков Гебек Физулиевич - кандидат исторических наук, младший научный сотрудник отдела социологии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, 367030, г. Махачкала, ул. Ярагского, 75, e-mail: [email protected].
вится предметом рассмотрения и на научных конференциях Южного научного центра РАН, ставшего основной площадкой для предметного диалога исследователей Северного Кавказа, и в целом Юга России.
Необходимость утверждения светских принципов диктуется тем обстоятельством, что сам по себе светский этос неразрывно
Gebek Gebekov - Ph.D. in History, junior researcher of the Sociology Department at the Institute History, Archeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Center of the Russian Academy Science, 75, Yaragskogo Street, Makhachkala, 367030, e-mail: [email protected].