Научная статья на тему 'К вопросу объективности в политической журналистике'

К вопросу объективности в политической журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2514
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ОБЪЕКТИВНОЕ ОТРАЖЕНИЕ СОБЫТИЙ / СМИ / ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ / АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ / POLITICAL JOURNALISM / OBJECTIVE REFLECTION OF EVENTS / PERSONAL OPINION / EXPLICIT AND IMPLICIT EXPRESSION / ABSOLUTE AND RELATIVE OBJECTIVENESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Туркова Т. А.

Предпринимается попытка рассмотреть политическую журналистику как особую сферу современной журналистики, а также различные подходы в освещении политических событий в контексте объективности информации и факторы, влияющие на стиль и способ представления материала аудитории политическим обозревателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On objectiveness in political journalism

The article presents an attempt to regard political journalism as a special sphere of modern journalism together with the approaches used to cover political events in the context of objectiveness. Also the article touches upon the question of factors affecting the style and manner of presentation of the material to the audience by the political observer

Текст научной работы на тему «К вопросу объективности в политической журналистике»

УДК 811

Т.А. Туркова, ассистент, (4872) 37-29-04 [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

К ВОПРОСУ ОБЪЕКТИВНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

Предпринимается попытка рассмотреть политическую журналистику как особую сферу современной журналистики, а также различные подходы в освещении политических событии в контексте объективности информации и факторы, влияющие на стиль и способ представления материала аудитории политическим обозревателем.

Ключевые слова: политическая журналистика, объективное отражение

событий, СМИ, личное мнение, явное и скрытое выражение, абсолютная и относительная объективность.

В силу многополярности мира, смены политических режимов, явления политического плюрализма, которое наблюдается во многих странах мира, политическая журналистика в XXI веке получает много дополнительных стимулов к развитию. Говорить о явлении политического плюрализма в России на сегодняшний день нельзя, поскольку отмечается явное стремление к монополии «партии власти» и оппозиционные движения очень слабы. Однако политическая журналистика существует независимо от количества партий в стране, поскольку отражает все происходящие процессы, тему политического лидерства, смены политических ориентиров и направлений внешней и внутренней политики и т.д. По мнению А.Н. Баранова, интерес к изучению политических текстов, в том числе и журналистских материалов политической тематики, отчасти объясняется «социальным заказом» - попытками освободить политическую коммуникацию от манипуляций общественным сознанием, что должно способствовать более объективному освещению политических событий [1, с. 254]. В данной статье нашей задачей является рассмотрение форм взаимодействия власти и политической журналистики и попытка найти ответ на вопрос, возможна ли абсолютная объективность в политической журналистике.

Политическая журналистика (ПЖ) - обширный раздел

журналистики, освещающий широкий круг политических явлений и политической науки. Чаще всего ПЖ рассматривают в более узком смысле, относя ее конкретно к освещению деятельности государственных органов управления и социально-политических процессов. Тем не менее она может включать в свою предметную область любую сферу социальной жизни - от науки до спорта и международной жизни.

Политическая проблематика определяется П. Бурдье «как пространство принятия позиций» [2]. В секторе печатных СМИ в конце

прошлого - начале этого века появилось значительное количество изданий, претендующих на роль информационного игрока на политическом поле. К числу таких изданий относятся лидеры общенационального чтения «Аргументы и факты», «Комсомольская правда»; самое читаемое

московское издание «Московский комсомолец»; газеты качественного ряда - «Ведомости», «Время новостей», «Коммерсант», «Московские новости», «Независимая газета», «Новые известия», «Российская газета»; газеты с известными брендами - «Известия», «Новая газета», «Советская Россия», «Труд», журналы «Власть», «Политический класс», «Россия в глобальной политике», «Эксперт»; популярные интернет - СМИ -«Газета.ру.», «Русский журнал». Среди радиостанций и телеканалов телеведущий, руководитель центра стратегических исследований религии и политических событий современного мира Максим Шевченко выделяет "Эхо Москвы", "Маяк" и "Радио России", Первый канал, канал "Россия", НТВ и Рен-ТВ, обосновывая свой выбор тем, что перечисленные СМИ предоставляют аудитории разнообразие мнений и аналитических исследований [4].

Основной функцией журналистского произведения политической, как, впрочем, и любой другой, тематики является воздействие на аудиторию, хотя бы и с применением манипулятивных технологий [3]. Однако кроме вышеупомянутой существует ряд функций, обеспечивающих непрерывную связь всех элементов политической системы, постоянное взаимодействие власти и общества. Информационная функция - основная функция СМИ, определяющая и влияющая на их деятельность, позволяет создать картину политической жизни. Аналитическая функция позволяет выявить причинно-следственные связи политических процессов и явлений и на более профессиональном уровне прогнозировать ситуации и говорить об альтернативах. Функция инновации реализуется в сотрудничестве СМИ с экспертами в области социальнополитических процессов, имеющими навыки прогнозирования. В этом случае средства массовой информации способны активизировать поиск наилучших вариантов и решений проблемы с технологической и ресурсной точек зрения. Они создают условия для свободной дискуссии, доступной не только для компетентных специалистов, но и для широкой публики. Функция критики и контроля приобретает приоритетное значение, если мы говорим о СМИ как о «четвертой власти». Все вышеназванные функции объединяет одна цель - укрепление взаимодействия политической и социальной систем, открытость политического процесса гражданам, представленная в форме объективных репортажей политических обозревателей. Четкая реализация этих функций позволяет вывести ПЖ на качественно новый уровень и значительно повысить уровень объективности [5].

Взаимосвязь политики и СМИ прослеживается в разных аспектах и формах. Как мы уже упоминали, политический режим оказывает влияние на систему средств массовой информации и ставит для нее задачи, выводя на первый план одну из четырех рассмотренных выше функций. В медиапространстве интересы политики и массмедиа основаны на взаимной выгоде и взаимном интересе, в частности, совпадении интересов СМИ и политических ньюсмейкеров, сотрудничающих по принципу «информация в обмен на публичность». Мнения самих журналистов о том, какова же позиция ПЖ по отношению к власти и наоборот, варьируются. Правда, все сходятся в одном: задача политического журналиста — выступать представителем своих читателей, слушателей или зрителей [5]. Он выступает как беспристрастный наблюдатель и посредник, информирует о планах и намерениях власти, возможных последствиях этих планов для общества. А власти он сообщает о возможной реакции со стороны общества на предпринимаемые действия. Таким образом, происходит некое совмещение посредничества и оппозиции, и мы говорим о том, что ПЖ может и должна сочетать сотрудничество и оппонирование во взаимодействии с властными структурами.

Для многих журналистов и исследователей журналистики главным фактором в работе является объективность, хотя определяется объективность по-разному: как «строгое следование фактам» [6],

«освещение, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений» [7], «точное освещение фактов и событий в форме беспристрастного описания» [8], «достоверное отражение реальности» [9]. Тем не менее, у Дж. Мэррилла выдвигается идея о том, что «Ни один журналист не знает правды, ни один материал не может точно соответствовать действительности... Журналисты не могут быть объективными, даже если они этого захотят. Они попадают в естественную ловушку субъективности. Их индивидуальность неотъемлемо присутствует в материале» [7, с. 182]. Нельзя не учитывать и тот факт, что каждый репортер создает материал на основе собственных фоновых знаний. Конечно, такая субъективность неумышленна, она возникает сама по себе, вне связи с умышленной предвзятостью при освещении, например, политических событий [9].

При достижении максимально возможной объективности на первом месте всегда правило «двух рук»: в споре выслушивается и одна сторона, и другая. Объективная реальность всегда предполагает существование разных точек зрения, и они все по возможности должны быть представлены. Второе правило стремящегося к объективности журналиста - не использовать информацию, полученную из сомнительного источника. Если такая информация действительно представляет общественный интерес и/или ее необходимо предать огласке, не будучи уверенным в ее достоверности, профессиональный журналист сделает оговорку в материале. Читатель должен понимать степень достоверности такой

информации. Третье правило - четко разграничивать факт и комментарий, не оставлять никаких сомнений у читателя относительно того, где факт, а где чье-то мнение. Четвертое - исключить аморальные способы получения информации: подслушивание, подглядывание, кражу документов и др.

С. Кучер, главный редактор журнала «National Geographic Travel», в радиопередаче «Ищем выход» на радиостанции «Эхо Москвы» 17 октября 2010 года сказал: «... независимой политической журналистики не

существует. ... При каких условиях она, в принципе, возможна? Она возможна в обществе, в котором есть сильная, независимая от власти экономика, есть сильный, независимый от власти бизнес - потому что мы знаем, что за независимыми СМИ, в смысле, способными свободно размышлять о чем-то, комментировать что-то, должен стоять сильный бизнес - ну, так принято во всем мире. Иначе - нет. ... В 90-е гг. у нас был плюрализм - у нас не было независимой журналистики, по большому счету, у нас был плюрализм. Сейчас у нас нет ни того, ни другого. Потому что независимого бизнеса нет, ... а все СМИ, серьезно влияющие на общественное мнение - я имею в виду, в первую очередь, телевидение, радио и крупнейшие газеты, так или иначе, контролирует государство - то есть, есть цензура» [10].

В настоящее время опытные представители ПЖ говорят если не о кризисе, то об отсутствии развития этой области, которое спровоцировано политической обстановкой в стране. Радужных перспектив для ПЖ также не рисуют. Многие ведущие журналисты, например, В. Кара-Мурза, говорят о том, что в Кремле, в Белом доме, в Думе терпимее должны относиться к журналистам, а не вводить все новые ограничения на виды предоставляемой информации и способы ее освещения, сохраняя видимость отсутствия цензуры, что создает еще больше трудностей в создании объективных журналистских материалов.

Обычно выделяют два возможных пути развития ПЖ: либо она будет легально сосуществовать с государственной, либо «уйдет в подполье». Не все понимают, что журналистику не следует подвергать цензуре. Показательна ситуация в регионах, где ПЖ уже почти исчезла. Но многое зависит от развития страны. По словам В. Панюшкина, политическая журналистика нужна. Но на вопрос, есть ли она, он отвечает «... ну, конечно, в каких-то остаточных, рудиментарных своих формах она есть. Но в нормальном виде ее нет, потому что нет политики» [10].

Хотя качественная политическая журналистика с профессионалами высокого уровня может быть посредником в рабочем диалоге власти и общества и тем самым способствовать становлению и развитию гражданского общества, успешному и эффективному развитию страны, все же собственно факт существования качественной политической журналистики в современной России может быть поставлен под сомнение в силу того, что в политическом спектре страны явно нет политического

плюрализма. Монополия «партии власти» существенно ограничивает деятельность политических журналистов, что вызывает опасения относительно дальнейшего развития журналистики политической тематики. Кроме того, объективность в политической журналистике -понятие относительное, поскольку абсолютной объективности в журналистике не бывает в принципе. При освещении же политических событий журналист зависит от многих обстоятельств и учитывает ряд факторов, косвенно ограничивающих его деятельность.

Список литературы

1. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. ЛКИ, 2007.

360с.

2. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002. С.148-155.

3. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000. 446с.

4. Скрипт он-лайн конференции «Русская» повестка дня в политической журналистике» ведущего Первого канала, главного редактора общественно-политического журнала «Смысл» М.Л. Шевченко на сайте «Медиакратия» 19 июня 2007 года // Медиакратия [сайт] URL: http://www.gipp.ru/openarticle.php?id=18219&type=2 (дата обращения: 25.12.2010)

5. Десять интервью о политической журналистике: сб. интервью/ под ред. Л.Л. Реснянской. М., 2001. 102с.

6. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001. 320с.

7. Дэннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997. 384 с.

8. Сиберт С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: Вагриус, 1998. 224 с.

9. Копнина Г.А. Речевое манипулирование. М.: Флинта, 2008.

176 с.

10. Эхо Москвы [сайт] URL: http://www.echo.msk.ru/programs/exit/46874/ (дата обращения: 25.12.2010)

T.A. Turkova

On objectiveness in political journalism

The article presents an attempt to regard political journalism as a special sphere of modern journalism together with the approaches used to cover political events in the context of objectiveness. Also the article touches upon the question of factors affecting the style and manner of presentation of the material to the audience by the political observer.

Key words: political journalism, objective reflection of events, mass media, personal opinion, explicit and implicit expression, absolute and relative objectiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.