Научная статья на тему 'Политика vs журналистика: политические стандарты региональной журналистики в канун выборов'

Политика vs журналистика: политические стандарты региональной журналистики в канун выборов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
972
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Россошанский Андрей Владимирович

Статья посвящена изучению состояния региональной политиче-ской журналистики, той роли, которую она играет во взаимодей-ствии основных политических сил и общества в период избира-тельной кампании. Используя методологию количественного и качественного контент-анализа публикаций ведущих саратовских сетевых изданий, автор оценивает степень реализации функций политической журналистики. Делается вывод, что подавляющее большинство медиаресурсов представляют не столько матери-алы политической журналистики, сколько различные PR-тексты, выполняя определенный политический заказ. В качестве про-гноза отмечается, что при сохранении существующих тенденций сокращении сферы политики, доминировании партии власти, политическая журналистика в Саратовском регионе исчезнет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика vs журналистика: политические стандарты региональной журналистики в канун выборов»

УДК 342.843.5

ПОЛИТИКА VS ЖУРНАЛИСТИКА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В КАНУН ВЫБОРОВ

А. В. Россошанский

Россошанский Андрей Владимирович, кандидат политических наук, заведующий кафедрой электронных средств массовой информации и коммуникации, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, avrossoshanskiy@mail.ru

Статья посвящена изучению состояния региональной политической журналистики, той роли, которую она играет во взаимодействии основных политических сил и общества в период избирательной кампании. Используя методологию количественного и качественного контент-анализа публикаций ведущих саратовских сетевых изданий, автор оценивает степень реализации функций политической журналистики. Делается вывод, что подавляющее большинство медиаресурсов представляют не столько материалы политической журналистики, сколько различные PR-тексты, выполняя определенный политический заказ. В качестве прогноза отмечается, что при сохранении существующих тенденций - сокращении сферы политики, доминировании партии власти, политическая журналистика в Саратовском регионе исчезнет. Ключевые слова: политика, политическая журналистика, региональные СМИ.

Policy vs. Journalism: the Political Standards of Regional Journalism on the Eve of Elections

A. V. Rossoshanskiy

Andrey V. Rossoshanskiy, ORCID 0000-0002-8403-718X, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, avrossoshanskiy@mail.ru

The article is devoted to studying of the regional political journalism, the role it plays in the interaction of the main political forces and society in the period of electoral company. Using the methodology of quantitative and qualitative content analysis of publications of leading Saratov editions, the author assesses the degree of implementation of functions of political journalism. The conclusion is that the vast majority of media are not so much material of political journalism, how many different PR-texts, fulfilling a political order. As the forecast notes that if current trends - reduction in the sphere of politics the dominance of the ruling party, political journalism in the Saratov region will disappear.

Key words: politics, political journalism, regional media. DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-4-467-477

«...О всемогущий издатель, газету нашу насущную даждь нам днесь» - так иронично рассуждает один из персонажей Дж. Джойса. Пародийная молитва как нельзя лучше характеризует сложную оценку и роль журналистики в культурном пространстве современности. Во многом профессиональная журналистика совре-

менности существует подобно кантовской вещи-в-себе или оправдывает и обеспечивает существование самих журналистов. Подобная резкая оценка этой профессиональной деятельности набирает значительные обороты: «Эпоха "настоящих СМИ" записана где-то в исторической памяти», - заявляет один из медиа-аналитиков сайта Forbes.ru1; «.. .нет такой профессии - журналист... Профессиональная журналистика - это ничто. Это мыльный пузырь», - излишне категорично добавляет служитель этой профессии2. Но и не принимая подобных однозначных оценок, трудно не согласиться с Михаилом Таратутой, написавшим об утрате журналистикой чувства особой значимости: «Так некогда безраздельная властительница дум, четвертая власть из монолитной информационной твердыни превратилась в бесконечный лабиринт информ-ресурсов, откуда каждый черпает не обязательно то, что ему дают, а то, что он хочет получить»3.

Достаточно низкий балл ценностного потенциала профессиональной деятельности журналиста современности не спасают и теоретические концепции, реализуемые в образовательных школах подготовки журналистов. Так, в СПбГУ доказательно разрабатывается концепция роли журналиста, где главным отмечается беспристрастное отображение действительности, обобщение материала и создание преобразующего воздействия на социальные ситуации4. Региональные школы продолжают настаивать на высоком гражданском служении «журналиста как сына Отечества». И, попадая в парадокс пафоса, не коррелируют с современностью. А шокирующая характеристика политического журналиста М. Максимовской современного зрителя, жаждущего успеха и денег, неважно какой ценой, легко меняющего свои убеждения и идеологию, может и воспринимается как пересказ серии антиутопического британского сериала, созданного по сценарию телеведущего и писателя Чарли Брукера «Черное зеркало», но узнаваема и в российской массмедийной ситуации5.

Вряд ли можно полностью согласиться с возложением вины только на низкие профессиональные стандарты журналистики. Французский исследователь Ф. Кабедош настаивает, что коммуникационные и информационные технологии сопровождают, а не определяют социальные из-менения6. В различных общественных формациях средства массовой информации определены структурой политических отношений. Доста-

точно вспомнить значение СМИ для проведения реформ в эпоху перестройки. Учитывая весь широкий спектр оценок этого исторического артефакта от «лихих 90-х» до «времени свободы», нельзя не учесть модернизации отечественных СМИ. Именно в этот период журналистика обретает функцию, позволяющую вести общественный диалог. Без освоения дискуссионных практик, без которых власть и общество не способны находить лучшие стратегии развития, не возможна была реализация политических и экономических реформ. Именно в этот момент отечественная журналистика реализует свою профессиональную миссию организатора общественного диалога.

Демократический переход в России столкнулся со сложно преодолимыми преградами из объективных условий и субъективных ошибок. Но для СМИ этот переход закончился резким обструктизмом публичного пространства и возвратом под государственный контроль общенациональных каналов. Гораздо тяжелее оказалась ситуация со средствами массовой информации в регионах, где этатизация, т. е. огосударствление, приобрела параметры отчетливо выраженной тенденции.

В данной статье предпринята попытка изучить региональную ситуацию прерывания диалога СМИ и власти. Мы стремимся дать ответ на вопрос, почему СМИ, обладающие огромным коммуникативным опытом ведения такого диалога, не удалось справиться с вызовом времени, а главное, продемонстрировать современный региональный аспект развития политической журналистики.

Чаще всего под политической журналистикой понимают раздел журналистики, рассматривающий состояние внешней и внутренней политики, но трактуют и в более узком значении - освещение деятельности государственных органов власти и управления в конкретный период времени. Конечно же, основной задачей журналистского произведения любой тематики и направленности является воздействие, а порой и манипуляция общественным сознанием.

В рамках политической журналистики выделяется несколько функций, обеспечивающих постоянное взаимодействие власти и общества. Традиционно выделяют следующие: информационная, аналитическая, функция инновации и функция критики и контроля. Если информационная функция создает определенную картину политической реальности, то аналитическая должна прогнозировать и описывает причинно-следственные уровни политических процессов; привлекает мнение экспертов и способствует прогнозированию политических изменений функция инновации. Но главным становится желание объединения и укрепления взаимодействий политической и социальной системы, это отводится функции критики и контроля, что и

позволяет говорить о СМИ как о «четвертой власти».

Но на СМИ оказывает влияние политическая ситуация, она же диктует и приоритет функций. Совпадение интересов СМИ и политических ньюсмейкеров характеризует принцип сотрудничества «информация в обмен на публичность». И если позиция политической журналистики в отношении к власти может варьировать, то задача политического журналиста остается неизменной

- выступать представителем своей аудитории. Таким образом, происходит некое совмещение посредничества, беспристрастного наблюдателя, информатора общества о планах властных структур с оппонированием, сообщением о возможной реакции общества на политические решения.

Рассмотрение задач политической журналистики не может обойтись без рассмотрения понятия объективности. Многочисленные теоретические аксиомы о журналистской объективности звучат утопически на фоне современной практики: «Все, что касается политики, согласуется, иногда перестраховывается и на всякий случай не дает ничего... Пропаганда, конечно, мощно промывает головы, особенно в регионах, - заявляет ведущий сотрудник телеканала «Россия», -Я сам был шокирован тем, насколько люди однобоко воспринимают. насколько легко все-таки управлять Россией. Я удивляюсь - как можно так рассуждать, а они в ответ - "вы же сами сказали". Я пытаюсь им объяснять: "Надо же анализировать. Смотрите РБК, смотрите Дождь". - "А что такое Дождь?".— "Включите и посмотрите".

- "Но они же врут все!"»7. Отсутствие опыта критического восприятия информации, ментальное послушание равно характерно как для потребителя политической журналистики, так и для ее создателя. «Журналисты не могут быть объективными, даже если они захотят. Они попадают в естественную ловушку субъективности. Их индивидуальность неотъемлемо присутствует в материале», - выдвигает идею Дж. Мэррилл8. Но в современном медиапространстве неумышленная субъективность и влияние личных фоновых знаний журналиста легко заменяется умышленной предвзятостью при освещении тех или иных политических событий.

Еще в середине 2000-х гг. С. Кучер в эфире радиостанции «Эхо Москвы» говорил об отсутствии независимой политической журналистики: «Она возможна в обществе, в котором есть сильная, независимая от власти экономика, есть сильный, независимый бизнес. В 90-е гг. у нас был плюрализм - у нас не было независимой журналистики. Сейчас у нас нет ни того, ни другого. Потому что независимого бизнеса нет, а все СМИ, серьезно влияющие на общественное мнение., контролирует государство»9. Спустя несколько лет, в 2015 г. в эфире со Светланой Сорокиной в честь 5-летия «Дождя» ведущие журналисты независимых медиа единоглас-

но приходят к мнению об ухудшении атмосферы и современного общества, и журналистики: «.изменилась атмосфера в обществе. Сейчас она жесткая, мрачноватая, непредсказуемая по тенденциям. в регионах еще большая тотальная зависимость от власти, от губернаторов, мэров и разного рода чиновников.»10

На наш взгляд, интересным видится возможность понаблюдать тенденции, происходящие в региональной журналистике именно в настоящий период времени. Участие в губернаторских выборах и выборах в облдуму 10 сентября 2017 г. должно, в принципе, спровоцировать активизацию политической жизни, а соответственно, и увеличить количество материалов политической журналистики.

Нами был проведен количественный и качественный обзор следующих сетевых изданий регионального значения: интернет-газета «4 власть», интернет-издание и сетевые информационные агентства «Общественное мнение», «Взгляд-инфо», «Версия-Саратов», «Свободные новости», материалы Центра журналистских расследований «Медиаликс 64», а также привлекались материалы официального портала Правительства Саратовской области для уточнения и проверки официальной информации. При анализе журналистских материалов в выборку попали в основном новостные заметки, но в большинстве случаев учитывались и материалы статей, обзоров, видеоматериалы. При обращении к текстам информационного агентства «Версия-Саратов», сетевого издания «Общественное мнение», интернет-газеты «4 власть» принимались во внимание разделы новостей, политики и аналитики. В публикациях «Медиаликс 64» рассматривался также раздел блогов. Запрос на сайте информационного агентства «Взгляд-инфо» предоставлял и видеосюжеты, а сайт «Свободных новостей» активно включал в новостную сетку материалы «Газеты недели в Саратове».

Мы посчитали количество публикаций, освещающих деятельность ведущих партий, участвующих в выборах 2017 г.: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко». Партия «Коммунисты России», участвующая в выборах на пост губернатора, а также «Патриоты России» и «Родная партия» не учитывались как нерелевантные, существующие, скорее, не в качестве реальных политических сил, а заслуживших репутацию партий-сполеров.

Выбор аналитических материалов заслуживает пояснения. Материалы были взяты с 10 мая по 10 августа 2017 г., на наш взгляд, обращение к этому временному промежутку позволяет обнаружить общую тенденцию, происходящую в политической журналистике региона. С другой стороны, предвыборный и послевыборный месяцы можно рассматривать как отдельные этапы кампании и заслуживают более пристального и подробного изучения.

Также мы соотнесли частотность появления материалов по деятельности каждой из партий с упоминаниями представителей этих партий. Персонификация политических публикаций позволяет выявить наиболее весомые фигуры в политической жизни региона, лидеров политической жизни. Но, естественно, только количественный анализ публикационной активности сетевых ресурсов не мог ответить на вопрос о состоянии политической журналистики региона, поэтому помимо количественного упоминания учитывалось и смысловое значение этих публикаций. При анализе мы выделили тексты, отражающие процесс формирования определенного имиджа или образа партий или кандидатов от партий, для конкретных социальных групп. Нами были взяты электронные ресурсы различной политической направленности: от провластных до считающих себя оппозиционными, в которых появлялись и PR-тексты, формирующие как положительный образ - стабильность, ответственность, надежность, забота о населении, отчет о реализации программ партий, так и «черный пиар», PR со знаком минус, содержащий некий негативный образ, или развенчивающие мотивацию социально-политических действий тех или иных партий.

Обратимся к сетевому ресурсу «4 власть». Данное издание позиционирует себя как «независимый» информационный источник, хотя редактор издания В. Рогожин, по сведениям другого издания, выдвинул свою кандидатуру в депутаты облдумы, а приводимые самим издательством эпиграфы из цитат лидеров партии власти от № 1 В. Володина до С. Авезниязова («Ребята из офиса Навального отвечают: они идут, т. к. модно. Эти люди ведут Россию в тупик») не оставляют сомнения в политической направленности самого издания. Охранительская идеология, продуцируемая информационным ресурсом, проявляется и в количестве, и в качестве журналистских материалов (рис. 1).

Как можем заметить из диаграммы, наибольшее количество публикуемых материалов относится к освещению деятельности партии «Единая Россия», замыкает список по количеству публикаций партия «Яблоко». Например, статья «Половина россиян воспринимают работу Госдумы положительно» содержит сведения, что «наивысшую оценку среди фракций получила партия "Единая Россия"» (см. подобнее: http:// www.4vsar.ru/news/92537.html). Текст статьи в большей степени отражает грамотно построенное PR-обращение, убедительно создающее необходимый имидж партии и ее представителей. Именно поэтому подобные публикации были отнесены к PR-текстам. Из данных рис. 1 видно соотношение всех материалов и имидживых статей, раскрывающих реализацию проектов партии, благоустройство дворов, общие оценки работы думы и правительства.

персон ифированные

персон ифированные

1,5

1

0,5

персон ифированные в

персон ифированные

г

персон ифированные д

10.05-10.06 ш 10.06-10.07

о 10.07-10.08

Рис. 1. Анализ материалов медиаресурса «4 власть», посвященных партиям: а - «Единая Россия»; б - «Справедливая Россия»; в - КПРФ; г - ЛДПР;

д - «Яблоко»

Из общего контекста выделяются материалы, содержащие обращение обманутых дольщиков к В. В. Володину. В связи с вниманием власти к этой проблеме увеличиваются и упоминания депутатов, занимающихся, реально или мнимо, ее разрешением, а не только посещением детских домов и спортивных мероприятий. В данном издании лидирующее место занимает В. Максимов, представитель партии «Единая Россия» (например, «Василий Максимов: Проблемой обманутых дольщиков будем заниматься до ее окончательного решения» (Ьйр:/^'№№.4у8аг. ги/пс№8/93194.Ь1т1)). Проблема обманутых доль-

щиков появилась не накануне выборов, она обострилась в обращениях граждан к власти как минимум с октября 2016 г. Именно тогда некоторые сетевые ресурсы опубликовали обращение пострадавших к спикеру Госдумы (см. подробнее: «Володин инспектирует пешеходную зону на Волжской» (http://media1eaks64.com/photoga1lery/ vo1odin-inspektiruet-peshehodnuyu-zonu-na-vo1zhskoy#hcq=EGbhKsq)). Пристальное внимание «4 власти» к проблеме в предвыборный период позволяет предположить, что подобные статьи представляют собой убедительный пример РЯ-материалов, содержащих некий отчет о

а

б

деятельности партийных лидеров и оправдывающих их назначение на должность.

На втором месте по частотности употребления в этом издании находятся «Справедливая Россия» и ее региональный лидер З. Самсонова. Так, например, в публикации от 29 мая 2017 г. представлена новость о проведении в «Тау Галерее» детского шоу «День друзей», где спонсором явилась депутат облдумы З. Самсонова. Подобное использование образов-«якорей» стал уже традиционным признаком РЯ-материала, что, к

сожалению, лишает текст права отнести его к области политической новостной журналистики.

Для сравнения обратимся к другому изданию - «Медиаликс 64» (рис. 2). Сетевой ресурс характеризует себя как Центр журналистских расследований и специализируется не только на новостной журналистике, но и на разоблачительных материалах. Здесь, как и в предыдущем издании, можем заметить сходную тенденцию интересов. Первое место занимает партия власти, хотя материалы содержат элементы «чер-

I

персонифированные

а

персонифированные б

а

персонифирова........

в

общее кол-во персонифированные PR-тексты

г

персонифированнь д

10 06-10.07 0 10.07-10 08

Рис. 2. Анализ материалов медиаресурса «Медиаликс 64», посвященных партиям: а - «Единая Россия»; б - «Справедливая Россия»; в - КПРФ; г -ЛДПР; д - «Яблоко»

ного пиара». Издание активно использует слухи и инсайдерскую информацию (наиболее яркий пример - материалы о родственниках депутатов «Единой России» (см.: http://media1eaks64.com/ news/rodstvennik-dmitriya-hanenko-zaderzhan-po-podozreniyu-v-narkotorgov1e#hcq=XNRyKsq)).

Интересным, на наш взгляд, видится увеличение количества публикаций о деятельности КПРФ и ЛДПР. Издание подробно раскрывает перипетии прохождения муниципального барьера О. Алимовой на пост губернатора Саратовской области (см. подробнее, например: «Выборы. Алимова ведет переговоры с Володиным и Радаевым» (http://media1eaks64.com/news/ vybory-a1imova-vedet-peregovory-s-vo1odinym-i-radaevym#hcq=i4JBKsq)). Политическая позиция издания объясняет и наименьшее количество РЯ-публикаций, направленных на освещение деятельности КПРФ и ЛДПР. Но аутсайдером в рейтинге остается партия «Яблоко», а качество публикаций раскрывается в упоминаниях о финансовых трудностях руководителя регионального отделения партии и об отказе в выборах на пост губернатора.

Анализ двух других информационных ресурсов - «Общественное мнение» и «Взгляд-инфо» - указывает на небезосновательность мнения З. Самсоновой, которая в заметке от 05.05.2017. в ИА «Версия-Саратов», заявляет, что деятельность регионального отделения «Справедливой России» в областной думе «не раскрывается в полном объеме и надлежащем качестве». Как и в предыдущих медиаресурсах, приоритетным остается освещение деятельности партии власти.

Тематикой сетевого издания «Общественное мнение» становится обсуждение проблем дольщиков, хотя количество участников этого обсуждения расширяется. Героями публикаций становятся О. Баталина, Н. Панков, В. Володин, В. Радаев, В. Максимов.

Вторым по количеству публикационной активности становится деятельность КПРФ. Но при этом тексты о деятельности партии персонифицированы в деятельность лидера - О. Алимовой. Необходимо отметить и привлечение мнения экспертов в обсуждение политической проблематики. Например, «Эксперт: "Оппозиции созданы «тепличные условия» для участия в выборах"». Регулярно и подробно Д. Олейник и глава меди-агруппы «ОМ» А. Колобродов рассматривают и анализируют внутрипартийное состояние партии коммунистов и деятельность О. Алимовой.

Отдельно необходимо указать и на цикл публикаций, затрагивающих судебное разбирательство журналиста С. Вилкова и действующего депутата от партии «Единая Россия» С. Курихи-на. Но опять же, данный цикл статей как нельзя лучше отражает общепартийные настроения и тенденции «Единой России». Так, в публикации от 25.05.2017. приводится недвусмысленное мнение секретаря генсовета партии С. Неверова накануне проведения праймериз с требовани-

ем расставаться с пережитками криминальных 1990-х гг., о сигналах, что во власть пытаются прорваться «темные личности» 90-х.

Таким образом, журналистская деятельность данного сетевого издания предполагает наличие не только РЯ-текстов различной направленности, но и претендует на наличие на своих страницах политической журналистики, хотя и в рамках все той же охранительской идеологии (рис. 3).

Как видим из данных рис. 4, проанализировав сайт «Взгляд-инфо», принципиального различия в освещении и подаче материала найти сложно. Тематика, тон и тенденции строятся на общей провластной идеологии. Велика доля и РЯ-материалов в освещении деятельности партии № 1, остальные материалы обсуждают единственную интригу предвыборной борьбы - прохождение О. Алимовой муниципального фильтра. Запрос о деятельности партии «Яблоко» показал ноль результатов.

Интересным представляется и элемент информационной борьбы с изданием «Общественное мнение». В ответ на обвинения журналиста Вилкова, «Взгляд-инфо» подробно освещает расследование уголовного дела редактора «ОМ» А. Колобродова.

ИА «Версия-Саратов» (рис. 5) содержит наименьшее количество РЯ-материалов, не существует и фаворитов партийной жизни, а на первое место выходит КПРФ, правда, связано это с обсуждением муниципального фильтра и его прохождения партией. Думается, одной из заслуг этого издания является разделение новостной объективности и едко-иронического пафоса журналистских статей и материалов, носящих жанровые признаки политического памфлета (см., например, публикацию о долгостроях от 11.08.17 (http://nversia.ru/rubric/view/id/9246)).

Последним в нашем обзоре региональной политической журналистики хотелось бы отметить материалы ИА «Свободные новости». Архитектура сайта включает в себя не только публикации ИА, но и материалы «Газеты недели в Саратове», что заметно увеличило количество публикаций. Но следует отметить, что погоня за количеством публикаций приводит к вторичности или повтору материалов других изданий (рис. 6).

Либерально-демократическая направленность издания демонстрирует внимательное отношение к партии «Яблоко». Именно оно публикует материалы чаще других. Но, на наш взгляд, именно недостаточно активная политическая деятельность самой партии ограничивает частоту ее появления в прессе. На фоне других информационных ресурсов ИА «Свободные новости» выделяются наличием публикаций в жанре политической журналистики. Но обнаружить нам их удалось в материалах «Газеты недели в Саратове». Именно газетные тексты представляют попытку провести аналитическое осмысление политической жизни региона (например,

общее кол-[

персонифированные

а

0,8 0,6 0,4 0,2

общее кол-во

персонифированные б

общее кол-во

I

персонифированные в

общее кол-во

0,8 0,6 0,4 0,2

персонифированные

г

общее кол-во персонифированные

д

□ 10 05-10.06 ш 10 06-10.07 □10.07-10.0

Рис. 3. Анализ материалов медиаресурса «Общественное мнение», посвященных партиям: а - «Единая Россия»; б - «Справедливая Россия»; в - КПРФ; г - ЛДПР; д - «Яблоко»

газетная статья в № 29 «Будет скучно. Но могут случиться сюрпризы» от 08.08.2017 г.). Однако недостаток значимых политических событий в регионе толкает издание на сознательное использование слухов. «Газета недели в Саратове» использует раздел «Беседы с инсайдером», со-

держащий политически ангажированные версии происходящих событий в регионе.

Таким образом, мы приходим к ряду выводов. Во-первых, наиболее ощутимо для аудитории, как и для самих работников СМИ, взаимосвязь медиа и политики выражается в освещении

общее кол-во персонифированные РР-тексты

16 14 12 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 6 4 2 0

8 7 6 5 4 3 2 1 0

Рис. 4. Анализ материалов медиаресурса «Взгляд-Инфо», посвященных партиям: а - «Единая Россия»; б - «Справедливая Россия»; в - КПРФ; г - ЛДПР

— I

_ 1

|| 1

а

■ 1

общее кол-во персонифированные РР-тексты

б

И

общее кол-во персонифированные РР-тексты

в

ш

общее кол-во

персонифированные

РР-тексты

110 06-10.07 0 10.07-10 08

г

политической ситуации. Область политической журналистики выделяется своей предметной специализацией и своеобразным содержанием. При этом подавляющее большинство саратовских медиаресурсов не столько представляют материалы политической журналистики, сколько демонстрируют определенные политтехноло-

гии со стороны ее учредителей, владельцев или групп влияния.

В настоящее время многие журналисты говорят о кризисе, об отсутствии развития этой области журналистики. Думается, именно состояние современного политического режима определяет и тенденции развития современной политической

Рис. 5. Анализ материалов медиаресурса «Версия-Саратов», посвященных партиям: а - «Единая Россия»; б - «Справедливая Россия»; в - КПРФ; г - ЛДПР; д - «Яблоко»

общее кол-во персонифированные РИ-тексты

а

16 -у

общее кол-во персонифированные РЯ-тексты

г

общее кол-во персонифированные РР тексты

д

Рис. 6. Анализ материалов медиаресурса «Свободные новости», посвященных партиям: а - «Единая Россия»; б - «Справедливая Россия»; в - КПРФ; г - ЛДПР;

д - «Яблоко»

журналистики. Нельзя не согласиться с мнением В. В. Панюшкина, так охарактеризовавшего современную политическую журналистику: «.конечно, в каких-то остаточных, рудиментарных своих формах она есть. Но в нормальном виде ее нет, потому что нет политики»11. На наш взгляд, данная ситуация показательна для саратовского региона, где политика, а вслед за ней и политическая журналистика близится к нулю. Как показал проведенный нами анализ, монополия партии власти значительно сужает деятельность политических журналистов и в конце концов может привести к утрате этого вида журналистики в регионе. Место политической журналистики вытесняют политические РЯ-материалы.

И в-третьих, хотелось бы подчеркнуть, что подобная качественная подмена приводит к нивелированию не только профессионального журнализма, но и делает невозможным роль посредника в рабочем диалоге общества и власти, мешает развитию гражданского общества. Кроме того, отсутствие абсолютной и относительной объективности в освещении политических событий ограничивает профессиональную деятельность журналиста.

В завершение хотелось бы привести яркий пример максимально возможной объективности, реализованной в статье сайта русской службы ВВС В. Бойко, который сам жил и работал в Саратове12. В ней представлен аналитический обзор реализации урбанистических проектов спикера Госдумы В. Володина. Журналист использует всем хорошо знакомые аксиомы создания журналистского текста: правило «двух рук», когда представляется точка зрения противоположных сторон, однозначно разграничивает факт и комментарий, а информация не оставляет у читателя сомнений, где представлено чье-то мнение, исключает появление информации, полученной из сомнительного источника. Способ подачи и манера изложения материала оставляет право читателя самостоятельно принять и прокомментировать происходящие вокруг него события.

Примечания

1 Гатов В. Журналисты не понимают, что их эпоха прошла. Битву за роль «четвертой власти» ведут не СМИ, а новые партизаны Wikileaks. URL: http://www. forbes.ru/tehno-opinion/budushchee/61484-zhurnalisty-ne-ponimayut-chto-ih-epoha-proshla (дата обращения: 17.07.2017).

2 Расходов П. Ольга Романова : «Мы существуем для пяти процентов населения». URL: http://www.e-xecutive. ru/management/practices/1428358-olga-romanova-my-suschestvuem-dlya-pyati-protsentov-naseleniya (дата обращения: 16.08.2017).

3 Таратута М. На пепелище прекрасного дома. URL: http://echo.msk.ru/blog/taratuta/1934774-echo/ (дата обращения: 17.07.2017).

4 См.: БлохинИ. Н. Журналистика в мире национальных отношений. СПБ., 2008.

5 Максимовская М. Цинизма стало слишком много. URL: https://www.kleo.ru/items/planetarium/marianna_ maksimovskaya_tcinizm.shtml (дата обращения: 28.08.2017).

6 Цит. по: Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. М., 2003. С. 326.

7 Исповедь пропагандиста. Часть I. Как делают новости на государственном ТВ. URL: http://echo.msk.ru/blog/ insider_1/2022138-echo/ (дата обращения: 28.08.2017).

8 ДэннисЭ., МэрриллДж. Беседы о масс-медиа. М., 1997. С. 219.

9 Кучер С., Панюшкин В., Дубнов В. Политическая журналистика в России умерла? URL: http://echo.msk.ru/ programs/exit/46874/ (дата обращения: 17.07.2017).

10 Светлана Сорокина вернулась. Есть ли надежда вернуть правду на федеральные каналы? // Спецэфир со Сванидзе, Тимченко, Киселевым, Бородиной, Мяс-никовой и Бахтиным. URL: https://tvrain.ru/teleshow/ sorokina/svetlana_sorokina_vernulas_est_li_nadezhda_ vernut-386536/ (дата обращения: 23.08.2017).

11 Кучер С., Панюшкин В., Дубнов В. Указ. соч.

12 См.: Бойко В. Володинская деревня : как благоустраивают Саратов. URL: http://www.bbc.com/russian/ features-40933280 (дата обращения: 26.07.2017).

Образец для цитирования:

Россошанский А. В. Политика vs журналистика: политические стандарты региональной журналистики в канун выборов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 467-477. DOI: 10.18500/1818-96012017-17-4-467-477.

Cite this article as:

Rossoshanskiy A. V. Policy vs. Journalism: the Political Standards of Regional Journalism on the Eve of Elections. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2017, vol. 17, iss. 4, рр. 467-477 (in Russian). DOI: 10.18500/1818-9601-2017-174-467-477.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.