Научная статья на тему 'Способы выражения авторской позиции журналиста в контексте объективности'

Способы выражения авторской позиции журналиста в контексте объективности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7821
802
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / АВТОРСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ / ЯВНОЕ И СКРЫТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ МНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Туркова Т. А.

Рассматриваются основные приемы, используемые журналистами для отражения личной позиции и личного отношения к информации, представляемой в материале. Авторы приходят к выводу, что объективность информации всегда относительна, поскольку зависит от системы ценностей и личности журналиста. Однако при этом не должна иметь место сознательная субъективность, которая является результатом перечисленных приемов явного и скрытого воздействия на аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы выражения авторской позиции журналиста в контексте объективности»

L. Stolyarova.

Analysis of the structural elements of a comic strip.

The article presents an examination of different definitions of a comic strip, the elements of its structure and their traits are studied, so as the main features of a comic strip as a genre. The role of the interaction of verbal andpictographic elements of a comic strip is shown.

Key words: comic strip, phylactery, grafic elements,paragraphic elements, ideogram.

Получено 10.03.2010

УДК 802.0

Т.А. Туркова, ассистент, (4872) 37-70-78, tomka-turkova@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ЖУРНАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ОБЪЕКТИВНОСТИ

Рассматриваются основные приемы, используемые журналистами для отражения личной позиции и личного отношения к информации, представляемой в материале. Авторы приходят к выводу, что объективность информации всегда относительна, поскольку зависит от системы ценностей и личности журналиста. Однако при этом не должна иметь место сознательная субъективность, которая является результатом перечисленных приемов явного и скрытого воздействия на аудиторию.

Ключевые слова: информация, объективность, субъективность, авторская точка зрения, явное и скрытое выражение мнения.

В журналистике можно выделить два аспекта информации: объективный

- представление фактов и субъективный - отражение авторского видения тематики материала. В рамках данной статьи наше внимание будет обращено в большей степени на субъективный аспект, в частности - навыражение авторской позиции журналиста. Наша задача - рассмотреть явные и скрытые приемы выражения авторской позиции в журналистике, а также попытаться ответить на вопрос: соответствует ли выражение личного мнения автора критериям объективного предоставления информации?

Для многих журналистов и исследователей журналистики объективность является главным фактором в работе, хотя определяется объективность по-разному: как «строгое следование фактам» [1], «освещение, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений» [2], «точное освещение фактов и событий в форме беспристрастного описания» [3], «достоверное отражение реальности» [4]. Тем не менее, у Дж. Мэррилла выдвигается идея о том, что «Ни один журналист не знает правды, ни один материал не может точно соответствовать действительности... Журналисты не могут быть объективными, даже если они этого захотят. Они попадают в естественную ловушку субъективности. Их индивидуальность неотъемлемо присутствует в материале. Они, например, решают, какие части материала сократить, а какие нет, принимают решение о том, на чём заострить внимание, а что сгладить, какие цитаты использовать, а какие нет, что перефразировать, а где использовать прямую речь» [2]. Нельзя не учитывать и тот факт, что каждый репортер создает материал на основе

собственных фоновых знаний. Свой отпечаток накладывают происхождение, образование, круг общения, семья, друзья, система ценностей и взглядов. Конечно, такая субъективность неумышленна, она возникает сама по себе, вне связи с умышленной предвзятостью при освещении событий [4].

Таким образом, критерий объективности информации, хотя и является основополагающим для журналиста, редко возможно соблюсти полностью, даже если автор стремится к этому. Личные убеждения журналиста, система ценностных ориентиров, общая картина мировоззрения составляют авторскую позицию, которая может быть выражена в материале явно или скрыто, т.е. эксплицитно или имплицитно.

Среди основных приемов эксплицитного проявления авторской позиции в первую очередь следует назвать ^ агитацию;

^ антиагитацию;

^ использование эмоционально-окрашенной лексики и лексики сниженного разговорного уровня;

^ использование глаголов, выражающих отношение говорящего.

Трудно сказать, какой прием встречается чаще: агитация или

антиагитация. Актуальность этих способов возрастает в период предвыборных кампаний, причем нередко в одной статье или репортаже по радио или телевидению агитация и антиагитация соседствуют, что способствует привлечению внимания аудитории.

Эмоционально-окрашенные слова не характерны для публицистического текста, но использование их оправданно в стилистических целях, в нашем случае

- для отражения авторского взгляда и влиянии авторской позиции на формирование мнения у читателей или слушателей. К словам разговорного стиля, которые могут отражать авторскую точку зрения, относятся сленговые выражения, жаргонизмы, окказионализмы, сокращения и т.д. Зачастую перечисленные лексические единицы обладают негативной коннотацией.

Оценочные глаголы и глаголы, эксплицитно выражающие отношение говорящего, также не являются нейтральными лексическими единицами, особенно в публицистическом тексте. При частотном использовании автором они позволяют без труда определить, выражает ли тот согласие, несогласие, насмешку или открытое недовольство фактами и комментариями участников интервью, опроса, дебатов и др.

К способам имплицитного выражения авторской позиции журналиста относятся:

^ слова-индикаторы;

^ авторский домысел;

^ подбор фактов;

^ апелляция к публике;

^ формальная и логическая структура текста;

^ сравнение.

Авторы часто демонстрируют свое отношение к изложенным фактам в скрытой форме, поскольку открытое нарушение требований объективности может спровоцировать у аудитории ощущение давления и попытки убедить в собственной правоте, а не помочь формированию взгляда и суждений читателя или слушателя. Искусное владение скрытыми приемами выражения авторской позиции свидетельствует о высоком уровне журналистского мастерства [5]. В этом случае требуется не только хорошее знание языка, но и умение чувствовать оттенки значений слов, особенно полисемантических, и «играть» с этими оттенками.

Слова-индикаторы «занимают в тексте как бы особое положение и создают определенную установку на его понимание и интерпретацию. Такие слова можно назвать словами-индикаторами, явно или незаметно направляющими ход мысли читателя или слушателя» [5].

Говоря о понятии «авторский домысел», следует различать «вымысел» и «домысел». Домысел выражает не то, что никогда не может иметь место в реальности, а то, что автор добавляет от себя и что не присутствует в фактической информации. Журналист может проинформировать аудиторию о возможных обстоятельствах, реакции сторон, мыслях, комментариях и т.д.

Однако для скрытого выражения авторской позиции необязательно домысливать несуществующую информацию. Иногда достаточно воспользоваться приемом подбора фактов, то есть вынести на суд аудитории особым образом структурированную информацию. Говоря точнее, журналист подбирает только факты, формирующие положительное отношение читателей или слушателей и доказывающие справедливость идеи или правоту лица, либо, напротив, исключительно факты, которые вызовут неприязнь аудитории. Перед автором стоит выбор: какую информацию дать в номер или эфир, а какую оставить «за кадром». Очевидно, что выбор делается на основе личной оценки исходя из личностных убеждений и отношения к рассматриваемым фактам, либо под влиянием «заказчика». В последнем случае субъективность уже становится умышленной [6].

Следующий из названных приемов скрытого отражения авторской точки зрения, апелляция к публике, проявляется, когда журналист дает понять, что его взгляд как автора материала разделяет если не все общество, то хотя бы одна социальная группа. В данном случае объективное представление информации и убедительная аргументация не главное. Автор обращается к психологическим уловкам (часто учитывая конформизм), пытаясь привлечь читателя или слушателя на сторону уже создавшейся группы людей, при этом высоко оценивая личность получателя информации и выражая уверенность в том, что тот «пойдет по правильному пути и разделит точку зрения большинства» [7].

Сравнение является не только распространенным стилистическим приемом, но и одним из приемов непрямого воздействия на аудиторию, не неся при этом значительной образной нагрузки. В основе этого приема лежит противопоставление в материале кандидатов или идей без четко организованной аргументации и выводов, но с интерпретацией на основе личных ценностных

ориентиров.

В завершение вышесказанного можно отметить, что любой прием основан на психологических приемах манипуляции сознанием, особенно в том, что касается имплицитного выражения авторской позиции. Отвечая на вопрос, соответствует ли критерию объективности выражение в материале авторской точки зрения, можно сказать, что любой журналист - это, прежде всего, личность со своей системой ценностей и убеждений, которые неизбежно будут отражаться на материале и манере представления информации. То есть «чистой» объективности в принципе быть не может. Тем не менее, мы можем считать объективным представление информации с некоторым «налетом» так называемой неосознанной субъективности, констатацию фактов с отражением взглядов автора. Главное, чтобы это отражение не становилось целью автора или не преобладало над сообщением фактов и их беспристрастным анализом. Цель журналиста - сообщить аудитории информацию, разъяснить обстоятельства, охарактеризовать личность, но главное - помочь читателю или слушателю сформировать свою точку зрения, не навязывая авторскую позицию. По сути, любое авторское отношение к рассматриваемым фактам, лицам, событиям, не навязываемое явно или скрыто, можно считать не противоречащим объективности.

Список литературы

1. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб: Издательство Михайлова В.А., 2001, 320 с.

2. Дэннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. Вагриус, 1997, 384с.

3. Сиберт С., Шрамм У!, Питерсон Т. Четыре теории прессы. Вагриус, 1998, 224с.

4. Копнина Г.А. Речевое манипулирование. Флинта, 2008, 176с.

5. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект-Пресс, 2000, 208с.

6. Рощин С.К. Психология и журналистика. М., 1989, 192с.

7. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательнопсихологический подход. М., 1998, 245с.

8. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973, 215с.

T.A. Turkova.

Ways of expressing the journalist’s point of view in the context of objectiveness.

The article touches upon the main linguistic means used by journalists to express their own point of view concerning the information presented. The authors of the article come to the conclusion that objectiveness of information is always relative as it depends on the system of values and personality of a journalist. However, intentional subjectiveness as a result of referring to the means of explicit and implicit influence on the audience should not be demonstrated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.