К ВОПРОСУ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Аннотация. Статья посвящена вопросамустойчивогоразвития социально-экономических систем. Отмечается, что в современных условиях при формировании концепции устойчивого развития регионов России необходимо комплексно учитывать экологические, экономические и социальные аспекты. На основании проведенного исследования определены основные ориентиры политики регионов, нацеленной на устойчивое социально-экономическое развитие территорий.
Ключевые слова: социально-экономическая система, регион, концепция устойчивого развития, экологическое устойчивое развитие, экономическое устойчивое развитие, региональный хозяйственный механизм.
TO THE QUESTION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS
Annotation. Article is devoted to questions of sustainable development of social and economic systems. It is noted that in modern conditions when forming the concept of sustainable development of regions of Russia it is necessary to consider in a complex ecological, economic and social aspects. Based on the conducted research the main reference points of the policy of regions aimed at sustainable social and economic development of the territories are determined. Keywords: social and economic system, region, concept of sustainable development, ecological sustainable development, economic sustainable development, regional economic mechanism.
Интенсивный рост экономической деятельности, непрерывные процессы глобализации, направленность экономики на инновационный путь развития выдвигают перед регионами, с одной стороны, новые возможности, а с другой - новые проблемы достижения долгосрочного динамического развития и высокого уровня качества жизни населения. В этих условиях одной из важнейших стратегических задач является обеспечение устойчивого, сбалансированного развития ее регионов. Понятие «устойчивость» и «устойчивое развитие» являются распространенными и используются во многих областях науки и сферах жизнедеятельности человека. При этом необходимо отметить, что причины такого широкого применения - не столько универсальность данных терминов, сколько их непроработанность и неоднозначность, а также отсутствие выработанного механизма определения методики и критериев его оценки. Кроме того, до сих пор нет четкого понимания того, как соотносятся между собой данные понятия, как и нет единого взгляда на их толкование.
Обратимся к терминологии понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Впервые проблему устойчивости как экономической категории исследовали на кануне кризиса 1929 г. Огромный вклад в исследование и изучение этой проблемы был сделан русским ученым В.В. Новожиловым. В своих работах он спроектировал теорию устойчивого развития системы, в основу которой легли рыночные механизмы, поддающиеся контролю с помощью централизованного планирования и управления [7]. Экономика рассматривалась как эмпирическая наука, а возможность переложить ее на математические модели и алгоритмы - как путь анализа и обобщения закономерностей. В последствии, в экономико-математических моделях считали устойчивость - свойством системы. Это свойство трактовалось как база, или начальное состояние, в котором должна оставаться система при небольших изменениях внешней среды.
УДК 332.1 О.А. Петрина Е.В. Савкина
Olga Petrina Ekaterina Savkina
© Петрина О.А., Савкина Е.В., 2017
Начиная со второй половины XX в. наблюдается рост интереса ученых к исследованию проблемы устойчивого развития социально-экономических систем, появляется множество подходов к определению сущности данной категории, из которых условно выделяют четыре группы. Первая группа исследователей (Л.И. Алабакин, Т.М. Конопляник, Д.В. Гордиенко, А.Л. Бобров) рассматривает устойчивость отчасти, как техническую систему, которой свойственны надежность, прочность, стабильность, целостность и безопасность. Так, один из приверженцев данной подхода Л.И. Алабакин считает, что устойчивость определяется, прежде всего, исходя из критерия безопасности, стабильности, способности ее к постоянному обновлению, самосовершенствованию [3; 16]. Сторонники второго подхода (С.М. Ильясов, Т.Г. Краснова, Н.Ф. Реймерс, О.В. Коломийченко) под устойчивостью понимают относительную неизменность основных параметром социально-экономической системы на протяжение какого-либо периода времени. Любая система, по их мнению, в том числе и социально-экономическая, должна быть стабильна, но при этом должно идти развитие ее компонентов. Развитие системы заключается в изменении в процессе функционирования основных параметров системы, но при этом ее стабильность остается на необходимом уровне [4; 10]. Третья группа исследователей под основой устойчивости социально-экономической системы понимают динамическое равновесие. Так, Н.В. Чайковская полагает, что при изменении параметров внешней и внутренней среды в определенных, допустимых пределах - система всегда будет устойчива [5; 18]. И наконец, четвертая группа специалистов (М.Ю. Калинчиков, А.И. Дружинин, Л.Л. Терехов) считают, что устойчивость системы проявляется в ее развитии, в возможности самосовершенствоваться, при этом сохраняя возможность к стабильному функционированию. Каждая система претерпевает изменения, которые могут сопровождаться временными спадами, через них развивающаяся система переходит из одного стабильного (устойчивого) состояния в другое. Так, по мнению Л.М. Озиной устойчивость означает способность системы неизменно развиваться под влиянием эндогенных и экзогенных факторов, вместе с тем обеспечивая достойное качество и эффективность результатов [2; 8].
Способность к саморазвитию характеризуется, как одно из важнейших свойств, в процессе которого происходят качественные необратимые изменения, сопровождаемые усилением одних связей и ослаблением других. Помимо этого, в качестве основных свойств социально-экономических систем, учеными выделяются следующие свойства: способность системы к саморегулированию, способность стабильно функционировать под влиянием различных факторов, сохраняя динамическое равновесие, способность системы к развитию в долгосрочной перспективе, опираясь на собственные адаптационные возможности, наличие множества взаимосвязанных подсистем, образующих ее целостность.
Понятия «устойчивое развитие» в современном толковании появилось в 1987 г. в докладе «Наше общее будущее» Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). Устойчивое развитие (sustainable development) трактуется как развитие, которое способно привести к удовлетворению потребностей современного поколения, не ставя под угрозу возможность будущих поколений, удовлетворять свои потребности [1]. На конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, проводимой ООН в 1992 г., термин «устойчивое развитие» позиционировали как название новой концепции существования всего человечества. Концепция устойчивого развития была сформулирована как способ преодоления главной для современной цивилизации экологической угрозы, существовавшей в виде некой опасности и связанной с перенаселением, с невосполнимым расходованием природных ресурсов и с загрязнением окружающей среды. На конференции были провозглашены 27 принципов сотрудничества государств в области защиты целостности глобальной системы окружающей среды и развития.
Помимо определения, данного ООН, в настоящее время имеется множество взглядов на тол -кование данного термина, из которых можно сформулировать три основных подхода:
- в рамках первого подхода, под устойчивым развитием понимается непрерывный процесс, осуществляющий постоянное движение;
- в рамках второго подхода - устойчивое развитие рассматривается как не только процесс непрерывного движения, но и как защита существующих параметров, обеспечивающих функционирование региона;
- в рамках третьего подхода - устойчивое развитие представляет собой способность региона сохранять условия и параметры своего функционирования.
Для устойчивого развития экологический фактор является необходимым, но не достаточным. В современных условиях концепция устойчивого развития должна объединять три аспекта: экологический, экономический и социальный. Главной целью экологического устойчивого развития является благополучие человека путем обеспечения целостности и жизнеспособности биологических и физических природных систем, их способность к саморегуляции и самовосстановлению, сохранение окружающей среды, как источника ресурсов. Экономическое устойчивое развитие предполагает оптимальное использование ограниченных природных ресурсов и применение ресурсосберегающих технологий и технологий для развития экономики. Устойчивое социальное развитие, прежде всего, направлено на справедливое распределение ресурсов и возможностей между всеми членами общества, на обеспечение и поддержание высокого уровня и качества жизни человека, сохранение его здоровья и преодоление разрыва в уровне доходов различных слоев населения.
Началом реализации принципов концепции устойчивого развития ООН в нашей стране стал Указ Президента РФ от 04.02.1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», в котором предусмотрена разработка концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития [14]. В 1996 г. была принята «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», в соответствии с которой в стране необходимо осуществить переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей [15]. Концепцией были определены основные направления перехода к устойчивому развитию:
- создание правовой основы перехода к устойчивому развитию. В рамках национальной стратегии устойчивого развития были разработаны и приняты Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 гг., Национальная Стратегия и Основные направления Национального Плана действий по сохранению биоразнообразия (2001 г.), Экологическая Доктрина Российской Федерации (2002 г.), федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.), Энергетическая стратегия Российской Федерации (2003 г.), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.» (2013 г.), Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (2012 г.). Программные и прогнозные документы федерального уровня должны служить ориентиром при разработке региональных программ перехода к устойчивому развитию и вместе с соответствующими правовыми актами и нормативами определять экономические условия их реализации;
- разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при этом биосфера воспринимается не только как поставщик ресурсов, но и как основа жизни, сохранение которой должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы;
- оценка емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;
- формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения [15].
Исследование устойчивого развития обычно проводится на трех уровнях: мировом (мегаэко-номика), национальном (макроэкономика), на региональном (мезоэкономика), на уровне предприятий (микроэкономика). Для такой страны, как Российская Федерация, которая характеризуется федеративным устройством и разветвленной структурой правления, особо актуальным является проведение исследования на региональном уровне, так как переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов [12; 13]. Каждый субъект обладает собственной внутренней и внешней средой, что характеризует его как социально-экономическую систему. Внешняя среда региональной системы состоит из институтов федеральных округов и федерального управления в целом, а внутренняя - из социальной, экономической, экологической подсистем. Следовательно, устойчивое развитие региона во многом зависит от политики федерального регулирования, а национальной экономики от состояния составляющих ее региональных систем. Стратегия региона должна, с одной стороны соответствовать федеральным задачам, а с другой, - учитывать местные особенности региона [9; 17]. Все это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.
Политика устойчивого развития региона должна быть направлена на снижение негативного воздействия промышленности на окружающую среду, рациональное размещение промышленных зон, разработку и внедрение ресурсосберегающих технологий, освоение альтернативных источников энергии, формирование сбалансированной межрегиональной инфраструктуры, сбалансированное социально-экономическое развитие, повышение инвестиционной активности и конкурентоспособности территории [6; 11]. Важнейшими мерами достижения указанных целей является формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду, природоохранные мероприятия на селитебных и незастроенных территориях, развитие социальной инфраструктуры, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, реконструкция региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, под устойчивым развитием социально-экономической системы региона понимают способность к стабильному функционированию и развитию в долгосрочной перспективе в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, стремясь к достижению основных целей социально-экономического развития региона. В то же время -это комплексный процесс, реализация которого ведет к решению основных проблем населения, повышению уровня и качества жизни, обеспечению более эффективного управления регионом и в целом к благосостоянию государства.
Библиографический список
1. Брутланд, Г. X. Наше общее будущее : доклад МКОСР / Г. X. Брутлагд. - М. : Прогресс, 1989. - 372 с.
2. Гершанок, Г. А. Формирование системы устойчивого развития локальных территорий на основе оценки социально-экономической и экологической емкости / Г. А. Гершанок. - М. : Экономика, 2006. - 418 с.
3. Кечеруков, Р. К. Механизмы достижения устойчивого развития экономики региона / Р. К. Кечеруков // Бизнес в законе. Серия «Экономика и экономические науки». - 2000. - № 4. - С. 340-342.
4. Коломийченко, О. В. Стратегическое планирование развития регионов России : методология и организация / О. В. Коломийченко, В. Е. Рохчин. - СПб. : Наука, 2003. - 235 с.
5. Кретинин, В. А. Теоретические аспекты устойчивого развития региона и критерии его оценки [Электронный ресурс] / В. А. Кретинин, Е. С. Бордяшов // Экономика региона. - 2007. - № 18. - Режим доступа : http://journal.vlsu.ru/index.php?id=16 (дата обращения : 1.02.2017).
6. Милькина, И. В. Инновации как фактор конкурентоспособности территорий / И. В. Милькина // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. - № 13. - С. 123-129.
7. Новожилов, В. В. У истоков подлинной экономической науки / В. В. Новожилов. - М. : Наука, 1995. -234 с.
8. Новоченко, Д. В. Устойчивое развитие региона / Д. В. Новоченко, Д. В. Малова // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. - 2013. - № 4(58).
9. Петрина, О. А. Государственная поддержка моногородов в России / О. А. Петрина // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 6. - С. 151-156.
10. Рубцов, В. А. Управление развитием территории на пути к устойчивому развитию / В. А. Рубцов, С. Р. Хуснутдинова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2009. - Т. 4. -№ 1(11). - С. 35-37.
11. Сибиряев, А. С. Приоритетные направления инновационной политики в наукоградах / А. С. Сибиряев // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 7. - С. 237-241.
12. Сираждинов, Р. Ж. Повышение эффективности территориального планирования / Р. Ж. Сираждинов // Труды Братского государственного университета. Серия «Экономика и управление». - 2010. - Т. 1. -С. 135-139.
13. Соколова, С. В. Зоны территориального развития - новый инструмент государственной поддержки муниципальных образований / С. В. Соколова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 7. - С. 137-140.
14. Указ Президента РФ от 4.02.1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // Российская газета. - 1994.
15. Указ Президента РФ от 1.04.1996 г. № 440 «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Российская газета. - 1996.
16. Ускова, Т. В. Управление устойчивым развитием региона: монография / Т. В. Ускова. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2009. - 355 с.
17. Хмельченко, Е. Г. Применение инструментов маркетинга в управлении системой формирования имиджа муниципальных образований / Е .Г. Хмельченко // Муниципальная академия. - 2016. - № 4. - С. 62-66.
18. Чайковская, Н. В. Проблемы экономической устойчивости хозяйственной системы региона / Н. В. Чайковская // Региональная экономика: теория и практика. - 2005. - № 6. - С. 33-35.