Д. В. Новоченко Д. В. Малова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА1
В статье анализируются факторы, влияющие на возможность перехода регионов к устойчивому и инновационному развитию, и проводится сравнение маркетинговых стратегий, используемых двумя российскими регионами.
Ключевые слова и словосочетания: устойчивое развитие, социально-экономическое развитие регионов, маркетинговое позиционирование, маркетинг территорий.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве одной из ключевых государственных задач рассматривается обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов. Государственная власть признала необходимость устойчивого развития. Была принята Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, которая концептуально определила новый курс развития нашей страны на обозримое будущее. По мнению ряда исследователей, региональный аспект имеет приоритетное значение при переходе к устойчивому развитию в Российской Федерации2.
В настоящее время российское экономическое пространство характеризуется значительными диспропорциями в развитии регионов (в частности, по уровню производственных сил, экономической конъюнктуре, положению населения, а также направленности и темпам экономических преобразований). В значительной степени различия ситуации в региональных экономиках определяются не только действующими сегодня факторами, но и сложившимися задолго до настоящего времени тенденциями и перспективами.
Для реального перехода к устойчивому развитию необходимо эффективное взаимодействие федеральной и региональной властей, а также региональных предприятий и организаций, так как устойчивость развития экономики регионов во многом зависит от взаимодействия государственных структур с субъектами частной и смешанной форм собственности.
На государственном уровне следует стремиться к сбалансированности развития страны с учетом текущего экономического положения, социальной проблематики и экологических ограничений, для чего надо уточнить Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в частности, выделить положение об особой роли устойчивого развития экономики российских регионов, в том числе экономических районов, для преодоления системного кризиса. При этом важно наполнить категории устойчивости и устой-
1 Статья подготовлена по результатам исследования, проведенного при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14.B37.21.0023.
2 См.: Пономарева М. А. Совершенствование экономического механизма управления устойчивым развитием в российских регионах. - Ростов н/Д : Содействие - XXI век, 2011.
чивого развития социально-экономическим содержанием, дать четкое определение терминов в принимаемых документах.
Отработку модели устойчивого развития, приемлемой для конкретной страны, целесообразнее всего осуществлять на региональном уровне, где инерционность процессов ниже, чем на уровне макросистемы, выше возможности оперативного принятия управленческих решений, маневра силами и средствами, а связь экономических, политических и других управленческих решений с социальными процессами выявляется более непосредственно. Разумеется, такую работу нельзя вести без участия и поддержки федеральных государственных органов, однако принцип использования «региональных полигонов» для перехода всей страны на путь устойчивого развития представляется оптимальным.
На региональном уровне меры, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду или дифференциации населения по уровню жизни, могут рассматриваться как способствующие устойчивому развитию только в том случае, если в процессе принятия решения учтены все аспекты и последствия их реализации в комплексе. Любой реализуемый проект должен соответствовать экономическим, социальным и экологическим потребностям территории и населения, проживающего на ней. Приоритетными проектами должны стать те, которые могут дать тройной эффект: экономический, экологический и социальный.
Одна из главных целей регионализма - минимизировать неравенство территорий, которое в современной России не сокращается, а возрастает. С учетом значительной дифференциации регионов России по уровню научно-технического (инновационного) развития и масштабам природоохранной деятельности, обусловленной, в свою очередь, как различием в уровне экономического потенциала, так и особенностями проводимой в них политики, факторы и условия перехода каждого субъекта Российской Федерации носят специфический региональный характер. Однако, несмотря на все многообразие регионов России, все же можно выделить ряд общих и весьма существенных факторов и условий, оказывающих влияние на саму возможность перехода регионов к устойчивому и инновационному развитию.
Среди факторов, влияющих на возможность перехода регионов к устойчивому и инновационному развитию, выделяют политико-правовой, экологический, технологический, экономический, институционально-структурный, социальный, информационный и фактор глобализации и кооперации (табл. 1).
Российские регионы вступают в период постоянно нарастающей конкуренции. Глобализация фактически сформировала рынок территорий, на котором каждая территориальная единица старается предложить наиболее привлекательный продукт в виде внутренних условий для проживания, отдыха или ведения бизнеса. В этих условиях усложняется задача исполнения бюджета, привлечения иностранных и внутренних инвестиций, обостряется конкуренция за талантливые кадры. Ответить на эти вызовы времени регионам могут помочь маркетинговые технологии. Чем более узнаваем будет регион, чем больше позитивных ассоциаций он будет в себе нести, тем проще будет справляться с этими задачами. Вот почему сейчас все большую популярность набирает маркетинг территорий.
Т а б л и ц а 1
Факторы, влияющие на возможность перехода регионов к устойчивому и инновационному развитию
Наименование фактора Содержание фактора и его роль в обеспечении устойчивого развития региона
1. Политико-правовой Государственное регулирование социально-экономических процессов регионального развития на основе разработки правовой базы устойчивого и инновационного развития (законодательные основы природопользования в регионе, охраны окружающей среды и восстановительных работ; нормативно-правовые акты, регламентирующие региональное развитие и обеспечивающие их достаточную самостоятельность в проведении экологической и научно-технической политики)
2. Экологический Наличие (сохранность) природных ресурсов региона, масштабы территории и особенности географического положения характеризуют исходные (стартовые) условия обеспечения устойчивого развития. Эффективная региональная политика по управлению техногенными, инновационными, коммерческими и другими рисками - важная часть стратегии устойчивого развития региона
3. Технологический Только наличие в регионе развитого рынка высокотехнологичной продукции и эффективно функционирующей региональной инновационной системы позволит обеспечить экологически эффективную модернизацию производства на базе внедрения ресурсосберегающих, малоотходных, экологически чистых технологий, а также проведение в регионе природоохранных и природовосстановительных работ. Необходимо воспроизводство и обновление основных фондов для обеспечения инновационной направленности регионального развития в целях предотвращения риска возникновения экологического ущерба, а также создание условий для воспроизводства необходимых трудовых, природных и иных ресурсов, финансового и производственного капитала
4. Экономический Обеспечение функционирования в регионе эффективной системы финансовых и экономических инструментов регулирования эколого-экономического взаимодействия и инновационного процесса
5. Институционально-структурный Изменение отраслевой структуры экономики региона (сокращение удельного веса ресурсоемких и отходоемких добывающей и обрабатывающей отраслей на фоне расширения сферы услуг и высокотехнологичного, наукоемкого сектора экономики). Создание соответствующих институтов реализации стратегии устойчивого и инновационного развития в регионе. Образование является генератором главной производительной силы общества в экономической системе современного типа, т. е. наличие соответствующего кадрового потенциала
6. Информационный Роль региональных средств массовой информации в достижении устойчивого развития, в повышении уровня информированности потребителей о важности инноваций в обеспечении экономического роста, о необходимости устойчивых способов производства и потребления, в повышении уровня ответственности всех субъектов экономики в отношении окружающей природной среды, в проявлении инновационной активности
7. Социальный Усиление роли основных социальных групп населения в осуществлении перехода экономики на путь устойчивого развития посредством повышения ответственности за любые хозяйственные и иные действия, за разработку, внедрение, распространение инноваций
8. Глобализация и кооперация Глобализация, с одной стороны, является фактором неустойчивости регионального развития, а с другой стороны, может служить средством ее преодоления путем обмена между странами (регионами) достижениями научно-технического прогресса, способствующими устойчивому развитию
Задача модернизации экономики региона, основанной на маркетинговом, пространственном развитии, в условиях усиливающейся ресурсно-сырьевой специализации России требует корректировки стратегии социально-экономического развития.
Проведенное сравнение маркетингового позиционирования Ульяновской и Калужской областей показывает особенности маркетинговых концепций развития данных регионов. Можно видеть, что цели имеют разную направленность: для Ульяновской области приоритетной является задача достижения консенсуса между различными целевыми аудиториями и более полное их вовлечение в работу по построению бренда региона; Калужская область обозначает в качестве своих приоритетов инновационное развитие, создание кластеров, пространственную организацию территории (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Цели и приоритеты
Ульяновская область Калужская область
Маркетинговая концепция Ульяновской области ставит целью повышение инвестиционной привлекательности региона за счет ясного и четкого позиционирования конкурентных преимуществ Ульяновской области; обеспечение консенсуса государства, бизнеса, общественных сил и населения по вопросам будущего развития области и ее позиционирования; обеспечение вовлечения бизнеса, общественных сил и населения в процесс позитивных социально-экономических преобразований, привлечение туристов на объекты области и новых талантливых специалистов на предприятия региона Система стратегических приоритетов Калужской области: обеспечение роста качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности региона и устойчивого экономического развития; пространственная организация и комплексное развитие территорий на основе нового «пакета ресурсов»; создание инновационной инфраструктуры, влияющей на весь диапазон задач социально-экономического развития области; поддержка развития кластеров, влияющих на основные показатели социально-культурного и экономического развития области
Целевые аудитории обоих регионов во многом сходны, различие заключается в том, что Ульяновская область в качестве одной из своих целевых аудиторий обозначает внешние товарные рынки, а Калужская область - федеральную власть. Это может говорить о том, что Ульяновская область видит перспективы своего развития в увеличении экспортной составляющей своего бюджета. Основой для развития данной составляющей может служить авиационный кластер. Калужская же область собирается сосредоточить свои усилия на более тесном контакте с федеральным центром с учетом его интересов (табл. 3).
Т а б л и ц а 3
Целевые аудитории
Ульяновская область Калужская область
Жители бизнес-региона Инвесторы Туристы Внешние товарные рынки Местные и новые жители Федеральная власть Инвесторы Туристы
И Ульяновская, и Калужская области позиционируют себя как инновационные и туристические центры. Другие направления, выбранные этими регионами, обусловлены их историей, географическим положением, уровнем развития и специализацией, сформировавшейся в большинстве своем еще в советскую эпоху.
Ключевое сообщение Ульяновской области: гарантированное будущее авиапрома дает перспективы для развития науки, транспорта, притока туристов, увеличения объема инвестиций, роста уровня жизни. Калужской областью для формирования позитивного имиджа было выбрано 5 направлений, которые составят «лицо» региона: космонавтика, инновации, великое прошлое, экология и гармоничное сочетание традиций и инноваций (табл. 4).
Т а б л и ц а 4
Предложения для целевых аудиторий
Ульяновская область Калужская область
• Центр авиационной промышленности РФ • Логистический центр Поволжья • Центр ядерной медицины • Инновационный центр Поволжья • Центр экологического туризма • Центр космонавтики • Инвестиционный центр • Инновационный центр • Центр исторического туризма • Центр экологического туризма
Логотип Калужской области, разработанный дизайн-студией Артемия Лебедева, представляет собой объединение букв К и О, в сочетание которых вкладываются три значения: во-первых, это начальные буквы Калужской области; во-вторых, значение О + Ка = Ока - река, которая протекает в Калужской области; в-третьих, буквы можно прочитать как ОК (о'кей), т. е. все хорошо (табл. 5).
Т а б л и ц а 5
Образ и логотип
Ульяновская область Калужская область
Регион, готовый к взлету Калужская область - традиции правильных решений ® Калужская
Как и в случае с выбором предложения для целевых аудиторий, на развитие кластеров в Ульяновской и Калужской областях большое влияние оказывает исторически сложившаяся специализация данных регионов и их географическое положение (транспортно-логистическая направленность обоих регионов). Помимо этого немаловажны перспективы развития отдельных отраслей и их инновационная составляющая (табл. 6).
Исследованные регионы активно занимаются формированием своих маркетинговых концепций развития и уже имеют сформулированное ценностное предложение для выделенных целевых аудиторий. Дальнейшие исследования могут быть направлены на выяснение того, насколько это ценностное
предложение воспринимается целевыми аудиториями как внутри региона, так и за его пределами.
Т а б л и ц а 6
Кластеры
Ульяновская область Калужская область
В стратегии развития Ульяновской области предусмотрено развитие следующих кластеров: авиационного, автомобильного, приборостроительного, цементного, транспортно-логистического, стекольного и ядерно-инновационного. При этом ключевыми для Ульяновской области должны стать авиационный кластер и транспорт-но-логистический кластер «Волжский транзит» В настоящий момент на территории Калужской области отсутствуют организованные кластеры. Стратегией социально-экономического развития Калужской области предусматривается развитие следующих кластеров: автостроительного, образовательного, транс-портно-логистического, агропищевого, кластера биотехнологий и фармацевтики, турист-ско-рекреационного
Индикаторы устойчивого развития должны отражать экономические, социальные и экологические аспекты удовлетворения потребностей современного поколения без ограничения потребностей будущих поколений.
На региональном уровне индикаторы предназначены для решения следующих задач:
1) определения целей;
2) управления;
3) оценки положения региона в стране и мире;
4) планирования стратегии.
Для планирования стратегии устойчивого развития региона советником Комиссии ООН по устойчивому развитию А. Аткиссоном разработан метод пирамиды ISIS (рис. 1)1.
Рис. 1. Пирамида ISIS
ISIS обеспечивает переход от разработки и анализа индикаторов (Indicators) к системному анализу и отображению результатов - составлению карты (Systems), затем к инновациям, осуществляемым в рамках системы
1 См.: Аткиссон А. Как устойчивое развитие может изменить мир. - М. : Бином, Лаборатория знаний, 2012.
(Innovations), и в конце к стратегическому планированию, чтобы добиться культурных изменений (Strategies). Все эти переходы осуществляются на основе видения устойчивого развития и набора выбранных определений и ценностей.
Базой для ISIS служит так называемый компас NEWS, помогающий оценить общую устойчивость региона. Она оценивается по 100-балльной шкале, где значение 100 соответствует идеальной устойчивой ситуации, а 0 отражает состояние коллапса и является средним значением четырех оценок, а именно: природы (Nature), экономики (Economy), общества (Society) и благополучия (Wealth).
O^ature
Weit-being —щщ SB?- Economy
Society
Рис. 2. Компас NEWS
Под природой понимается состояние основных экосистем, которые используются с целью достижения устойчивого развития. В качестве численных индикаторов обычно применяются оценки качества, объемы выбросов, степень биоразнообразия, количество потребляемых ресурсов.
Под экономикой понимаются все способы, при помощи которых люди взаимодействуют с природой и друг с другом для производства нужных товаров и услуг. Основными индикаторами здесь являются производительность, эффективность и результативность, относящиеся к таким направлениям, как сельское хозяйство, энергетика, производство, торговля, услуги и информация.
Общество представляет собой категорию, включающую социальные системы, структуры и институты. Примерами показателей являются численность населения, уровень безопасности, общий уровень компетенции, степень активности людей в важных для них социальных процессах, доля голосующих, тенденции развития школьного образования, уровень преступности и т. д.
Благополучие фокусируется на отдельных лицах, а также на сетях личных отношений, которые имеют решающее значение для здоровья и счастья людей. Данная категория охватывает семейные отношения, доступ к образованию и личному развитию, возможность получения медицинского обслуживания. Примерами показателей могут служить уровень детской смертности, данные опросов людей о воспринимаемом ими качестве жизни и т. д.
Для характеристики устойчивого развития используется ряд показателей, которые можно рассматривать на разных иерархических уровнях: глобальном, национальном, региональном, локальном, отраслевом и даже для от-
дельных населенных пунктов. В соответствии с Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию показатели устойчивого развития можно разделить на показатели окружающей среды, экономики и социальной сферы.
К показателям окружающей среды относятся потребление чистой первичной продукции, потребление природных ресурсов, загрязнение природных сред, биоразнообразие, техногенные и природные аварии и др.
Экономические показатели включают объем валового национального продукта, материалоемкость и энергоемкость ВВП, использование отходов и их переработку, долю экспорта природных ресурсов во внешней торговле и т. д.
В составе показателей социальной сферы можно выделить показатели состояния здоровья, качества жизни, социальной активности и демографические показатели.
К показателям устойчивого развития рекомендуется относить показатели балансового типа, показывающие соотношение между запасом природного капитала и степенью его потребления с учетом компенсационных мер.
Для каждого уровня показателей устойчивого развития - глобального, национального и регионального - определяется ведущий фактор. К примеру, на региональном уровне возрастающую роль получает человеческий (социальный) фактор. Интегральные показатели, куда относятся откорректированный с учетом экологического фактора ВРП, региональный экопродукт и индекс потенциала человеческого развития, используются для мониторинга процессов перехода к устойчивому развитию.
На уровне региона сохраняется значение компонентных показателей, но также возрастает роль интегральных показателей, в частности оценки природ-но-ресурсного и человеческого потенциала.
Факторы, оказывающие влияние на возможность перехода регионов РФ к устойчивому развитию, важны при разработке стратегии такого перехода, а выбор показателей устойчивого развития позволяет определить успешность реализации разработанной стратегии и проводить мониторинг отдельных программ, включенных в стратегию.
Список литературы
1. Аткиссон А. Как устойчивое развитие может изменить мир. - М. : Бином, Лаборатория знаний, 2012.
2. Визгалов Д. В. Маркетинг городов. - М. : Фонд «Институт экономики города», 2008.
3. Марфенин Н. Н. Устойчивое развитие человечества. - М. : Изд-во МГУ, 2006.
4. Новикова Е. В. Макроэкономические индикаторы социально-экономического развития регионов Российской Федерации // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 3 (45).
5. Пономарева М. А. Совершенствование экономического механизма управления устойчивым развитием в российских регионах. - Ростов н/Д : Содействие - XXI век, 2011.