РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ1
Сорокина Наталья Юрьевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и региональной экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
В статье представлен авторский подход к раскрытию содержания экономической безопасности региона, в соответствии с которым ее достижение является результатом устойчивого социально-экономического развития территории. Представлена динамическая интерпретация основных категорий, характеризующих экономическую безопасность на национальном и региональном уровне. Проблема обеспечения экономической безопасности регионов исследована в рамках континуума «конвергенция - дивергенция». Доказано, что теория конвергенции имеет потенциал развития применительно к проблеме формирования приоритетов государственной региональной политики, нацеленной на обеспечение экономической безопасности территорий и их устойчивого долгосрочного социально-экономического развития. Обосновано, что вызовы и угрозы экономической безопасности региона при различных условиях могут выступать источниками как дивергентных, так и конвергентных изменений в региональной и национальной экономике. Ключевые слова: экономическая безопасность, регион, устойчивое развитие, конвергенция, дивергенция.
ENSURING THE ECONOMIC SAFETY OF REGIONS AS RESULT OF THEIR SUSTAINABLE
DEVELOPMENT
Sorokina, Natalia Yu.
PhD, Assistant Professor of the Department for National and Regional Economy of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36, Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Author's approach to disclosure of content of economic safety of the region according to which her achievement is result of steady social and economic development of the territory is presented in article. Dynamic interpretation of the main categories characterizing economic security at national and regional level is presented. The problem of ensuring economic security
1 Статья подготовлена по результатам исследования, проведенного при поддержке внутреннего гранта РЭУ им. Г. В. Плеханова по теме «Методология разработки и реализации концепции устойчивого социально-экономического развития регионов в системе стратегического планирования Российской Федерации», проект № 26.8785.2017/БЧ.
of regions is investigated within a continuum "convergence - divergence". It is proved that the theory of convergence has development potential in relation to a problem of formation of priorities of the state regional policy aimed at ensuring economic security of territories and their sustainable long-term social and economic development. It is proved that calls and threats of economic security of the region under various conditions can act as sources of both divergent, and convergent changes in regional and national economy. Keywords: economic safety, region, sustainable development, convergence, divergence.
В стратегических документах российского государства под экономической безопасностью понимается состояние защищенности экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются условия для реализации стратегических приоритетов того объекта,
о безопасности которого идет речь. Такой подход к пониманию экономической безопасности представляется вполне обоснованным, поскольку он позволяет рассматривать проблему в ее статическом и динамическом аспектах (рисунок).
Вызовы - совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности
Угрозы - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам страны в экономической сфере
Риск - возможность нанесения ущерба национальным интересам в экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности страны
Рис. Динамическая интерпретация содержания термина «экономическая безопасность»
Статический аспект реализуется в категории «состояние защищенности», под которой понимается текущая надежная безопасность, защита от внешних и внутренних угроз и вызовов. Не углубляясь в дискуссию о возможности и целесообразности ее достижения, можно утверждать, что состояние защищенности является, с одной стороны, гарантом текущего устой-
чивого функционирования, а с друг ой -важнейшим услQвием будущего долгосрочного развития. Динамический аспект проблемы заключен в категории «стратегические приоритеты», под которыми понимаются ключевые, важнейшие направления деятельности в целях обеспечения экономической безопасности. В Стратегии экономической безопасности Российской
Федерации до 2030 года и других документах стратегического планирования в сфере национальной и экономической безопасности реализация приоритетов увязана с интересами - объективно значимыми экономическими потребностями объекта экономической безопасности. При таком понимании проблемы деятельность в сфере обеспечения экономической безопасности, содержание которой заключается в противодействии вызовам и угрозам экономической безопасности и защите экономических интересов, должна отражать динамичное представление об экономической безопасности как о социально-экономической системе, развивающейся в пространстве и во времени. Представленная динамическая интерпретация основных категорий, характеризующих экономическую безопасность, позволяет полнее раскрыть содержание экономической безопасности региона с привлечением концептуального аппарата общей теории систем.
Современный этап развития экономической науки связан с системной парадигмой, предложенной Я. Корнаи, а также его предшественниками, уже ставшими классиками данного направления: Л. фон Бер-таланфи, У. Эшби, Дж. фон Нейманом, Н. Винером и др. Ее ключевые положения раскрываются и конкретизируются в трудах отечественных ученых, среди которых следует отметить работы Г. В. Клейнера, В. И. Маевского, В. С. Степина, Д. С. Чер-навского, О. О. Смирновой, Е. В. Попова, О. В. Иншакова, В. В. Попкова и др. Сегодня системный подход провозглашен в качестве методологической основы исследований широкого спектра проблем социально-экономического развития России, в том числе проблем экономической безопасности.
Интерпретация фундаментальных положений теории систем в контексте экономической безопасности регионов дана в целом ряде работ авторитетных российских исследователей, среди которых следует назвать труды В. К. Сенчагова, Г. Ю. Гагариной, В. И. Орехова, А. И. Татаркина, А. Ю. Скопина и др. Можно утверждать,
что системная парадигма заявлена в качестве концептуальной основы в значительном количестве исследований, в то же время ее реализацию нельзя признать полностью законченной. Исследователям удалось достичь определенной методологической упорядоченности, в частности, в вопросе определения содержания основных структурных компонентов экономической безопасности региона; создать некий теоретический базис для проведения научных исследований в данной проблемной области; раскрыть сущностные характеристики проблемы с привлечением материала истории, социологии, философии, политологии и других общественных наук. Несмотря на достигнутые успехи, по-прежнему остаются актуальными исследования, посвященные выработке общетеоретических положений, трансформирующих эмпирическую сторону процесса обеспечения экономической безопасности регионов в объектно-сущностную.
В рамках системной парадигмы экономическая безопасность региона (по аналогии с национальной экономической безопасностью) рассматривается как система, основанная на взаимодействии внутренних подсистем и находящаяся под влиянием внешних систем и сред. При кажущейся очевидности подход не означает механический перенос понимания экономической безопасности с макроэкономического на мезоэкономический уровень, поскольку на региональном уровне трансформируются подходы к пониманию источников угроз и вызовов экономической безопасности, а следовательно, механизмов ее обеспечения.
Современный этап развития мировой экономики отличается чрезвычайной нестабильностью, источником которой выступает внешняя по отношению к системам национального и регионального уровня среда. Однако ее воздействие на экономическую безопасность макро- и ме-зоэкономических систем имеет различную природу возникновения и механизмы реализации. Источником внешних угроз и вызовов для региональной социально-эконо-
мической системы является дальнее (мировая экономика) и ближнее (национальная экономика) внешнее окружение. Именно поэтому в научных кругах довольно долго существовало мнение, что экономическая безопасность регионов представляет собой производную от национальной экономической безопасности. Следует отметить справедливость такого подхода в отношении стран, пространственное развитие которых характеризуется незначительной поляризацией. Эффективная государственная политика поддержания экономического роста в таких странах способна обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие регионов и на этой основе минимизацию угроз и вызовов их экономической безопасности. Что же касается государств, отличающихся существенными разрывами в социально-экономическом развитии территорий (к их числу относится и Российская Федерация), достижение высокого уровня национальной экономической безопасности не является гарантом минимизации угроз и вызовов экономической безопасности отдельных регионов. Источником угроз и вызовов экономической безопасности таких стран выступает не столько внешняя, сколько внутренняя среда, важнейший элемент которой - социально-экономические процессы на региональном уровне. Применение фундаментальных положений теории систем к проблеме обеспечения экономической безопасности регионов позволяет исследовать ее с нового ракурса - в рамках континуума «конвергенция - дивергенция».
Под конвергенцией (сопуе^еге - приближаться, сходиться) в экономике понимается процесс сближения различных социально-экономических систем, экономической и социальной политики регионов и стран в процессе их развития. Дивергенция - это «движение по расходящимся линиям» [5], сопровождающееся увеличением разрывов в уровнях социально-экономического развития территорий, усилением различий между национальными моделями экономики. Разработкой теории кон-
вергенции в отношении социально-экономических систем различных уровней занимались такие известные зарубежные ученые, как у. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, П. Сорокин, Р. Арон, Ф. Перру, Я. Тинбер-ген и др. Приоритет в развитии теории конвергенции в России принадлежит академику А. Д. Сахарову и его ученикам. Следует отметить, что на рубеже XX-XXI вв. концепция конвергенции была признана неактуальной, поскольку одна из двух общественных формаций - социалистическая - потерпела крах и основной мировой общественной системой была провозглашена система либерального капитализма. В настоящее время наблюдается возрастание интереса исследователей к теории конвергенции: возникает новая концепция конвергенции в контексте перехода к новым экономическим укладам [2], а формирующееся в настоящее время общество все чаще называют конвергентным. По нашему убеждению, теория конвергенции имеет потенциал развития применительно к проблеме обеспечения экономической безопасности регионов, в частности, при формировании приоритетов государственной региональной политики, нацеленной на обеспечение экономической безопасности территорий и их устойчивого долгосрочного социально-экономического развития.
С точки зрения динамического подхода достижение экономической безопасности регионов следует рассматривать как результат их устойчивого развития. Под устойчивым понимается развитие, направленное на создание условий для достойного качества жизни населения, которое должно быть обеспечено ныне живущим и будущим поколениям. Именно такой подход провозглашен международными организациями и национальными правительствами и поддержан учеными, исследующими проблемы обеспечения устойчивого развития территориальных социально-экономических систем. Во Всемирной стратегии охраны природы, подготовленной Международным союзом охраны природы (IUCN) в
сотрудничестве с Программой ООН по окружающей среде (UNEP) и Всемирным фондом дикой природы (WWF), устойчивым провозглашено такое развитие, которое «обеспечивает реальное улучшение качества жизни людей и в то же время сохраняет природное разнообразие Земли» [4]. Также оно нашло отражение в принятых на 70-й сессии Генеральной ассамблеей ООН «Целях устойчивого развития», которые будут определять приоритеты развития мирового сообщества в ближайшие пятнадцать лет (2016-2030 гг.) [4].
При таком понимании проблемы потенциальные и реальные вызовы и угрозы экономической безопасности региона следует разделять на две группы:
- вызовы и угрозы, действие которых носит конвергентный характер, результатом противодействия которым становится сближение уровней социально-экономического развития регионов, при этом каждая территория не утрачивает свою идентичность, а развитие регионов и страны в целом приобретает долгосрочный устойчивый характер;
- вызовы и угрозы, действие которых носит дивергентный характер, в процессе противодействия которым усиливаются разрывы в социально-экономическом развитии территорий, возникает опасность потери отдельными регионами своих уникальных конкурентных преимуществ, обостряются угрозы национальной и экономической безопасности Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно логике диалектического подхода между конвергенцией и дивергенцией имеются сложные связи и зависимости, как между анализом и синтезом, дедукцией и индукций и другими полярными процессами. По сути, движение социально-экономической системы в направлении конвергенции или дивергенции во многом определяется эффективностью механизмов регулирования, среди которых важнейшим является институт государственного регулирования. Применительно к проблеме обеспечения экономиче-
ской безопасности регионов можно утверждать, что одни и те же вызовы и угрозы при различных условиях могут выступать источником (катализатором) как дивергентных, так и конвергентных изменений в региональной экономике. Примеры вызовов и угроз экономической безопасности региона, имеющих потенциал региональной конвергенции или выступающих источниками угроз региональной дивергенции, представлены в таблице.
Идентификация и диагностика условий, при которых действие вызовов и угроз будет носить позитивный, конвергентный характер, представляют собой важную научно-практическую задачу, решение которой будет способствовать обеспечению экономической безопасности регионов России. При такой постановке проблемы можно утверждать, что важную роль в определении направлений региональной социально-экономической динамики играют следующие факторы, влияющие на устойчивое развитие территории:
- институционально-правовые - совокупность федеральных и региональных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы управления устойчивым развитием территории, а также институтов публичной власти, обеспечивающих их реализацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях государственного устройства Российской Федерации;
- организационно-управленческие, представляющие собой информацию об организационных структурах, методиках, этапах, конкретных процедурах и особенностях управляющего воздействия;
- эколого-экономические - параметры и показатели, отражающие влияние состояния региональной экономики на процесс обеспечения устойчивого развития территории, а также результаты этого процесса, в частности экологические;
- социальные - совокупность социальных условий, созданных в регионе и способствующих (препятствующих) устойчивому развитию территории.
Вызовы и угрозы экономической безопасности региона
Вызовы и угрозы экономической безопасности региона
Потенциал региональной конвергенции Угрозы региональной дивергенции
Потребность во включении в систему национальной безопасности государства усиливает интеграционные процессы на региональном уровне Осложнение геополитической обстановки
Усиление центростремительных тенденций, распространение интеграционной регионализации, заключающейся в стремлении к созданию сильной национальной экономики путем учета интересов и потребностей регионов Ухудшение внешнеэкономических позиций страны Усиление центробежных тенденций, распространение дезинтеграционной регионализации, акцентирующейся на приоритетности интересов и потребностей своего региона в ущерб интересам и потребностям других регионов и страны в целом
Возрастание стоимости специфических региональных ресурсов Усиление напряженности между регионами по вопросу распоряжения региональными ресурсами и доходами от их использования
Сокращение численности трудоспособного населения Усиление миграционных процессов, угроза оттока населения из менее развитых в более развитые в экономическом и социальном плане регионы страны
Участие регионов в национальных, наднациональных и международных программах и проектах защиты окружающей природной среды Обострение экологических проблем
Снижение уровня жизни населения региона Усиление дезинтеграционных процессов, углубление межрегиональной дифференциации, развитие сепаратистских настроений в обществе, тенденций к автономизации и суверенизации регионов
Совокупность указанных факторов формирует условия для устойчивого развития региональной социально-экономической системы посредством построения институтов управления, деятельность которых нацелена на эффективное развитие и использование регионального потенциала; проведения результативной региональной социально-экономической поли-
тики; формирования современного развитого хозяйственного комплекса с разветвленной инфраструктурой; поддержания достойного уровня и качества жизни населения. Результатом станет развитие потенциала внутри- и межрегиональной конвергенции как основы обеспечения экономической безопасности территории.
Список литературы
1. Гагарина Г. Ю. Чайникова Л. Н. Пространственный аспект экономического роста России и его инновационная составляющая // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского политехнического университета. Экономические науки. - 2015. -№ 1 (211). - С. 18-32.
2. Глазьев С. Ю. От рыночного фундаментализма к конвергентной модели // Новое интегральное общество. Общетеоретические аспекты и мировая практика / под ред. Г. Н. Цаголова. - М. : ЛЕНАНД, 2016.
3. Мельникова Д. М. Оценка региональной дифференциации городов и периферийных территорий Приволжских регионов // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. - 2015. - № 7 (79).
4. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной ассамблеей ООН 25 сентября 2015 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN /N15/291/92/ PDF / N1529192.pdf?OpenElement
5. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. - 4-е изд. - М. : Инфра-М, 2016.
6. Сенчагов В. К., Иванов Е. А. Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России. - М., 2015.
7. Сорокина Н. Ю. Обоснование выбора целевого показателя устойчивого развития старопромышленного региона / / Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2014. - № 6 (90). - С. 70-76.
8. The World Conservation Strategy: Living Resource Conservation for Sustainable Development / International Union for Conservation of Nature (IUCN), United Nations Environment Programme (UNEP) and World Wide Fund for Nature (WWF). - Gland, Switzerland, 1980.
References
1. Gagarina G. Yu. Chaynikova L. N. Prostranstvennyy aspekt ekonomicheskogo rosta Rossii i ego innovatsionnaya sostavlyayushchaya [Spatial Aspect of Economic Growth in Russia and its Innovation Component]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki [Science and Technical Bulletin of the St. Petersburg Polytechnic University. Economics], 2015, No. 1 (211), pp. 18-32. (In Russ.).
2. Glaz'ev S. Yu. Ot rynochnogo fundamentalizma k konvergentnoy modeli [From Market Fundamentalism to Convergent Model]. Novoe integraVnoe obshchestvo. Obshcheteoreticheskie aspekty i mirovaya praktika [New Integral Society. General Theoretic Aspects and World Practce], edited by G. N. Tsagolov. Moscow, LENAND, 2016. (In Russ.).
3. Mel'nikova D. M. Otsenka regional'noy differentsiatsii gorodov i periferiynykh territoriy Privolzhskikh regionov [Assessing Regional Differentiation of Cities and Remote Territories in Privolzhskiy Regions]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami, elektronnyy nauchnyy zhurnal [Managing Economic Systems: E-Academic Journal], 2015, No. 7 (79). (In Russ.).
4. Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustoychivogo razvitiya na period do 2030 goda. Rezolyutsiya, prinyataya General'noy assambleey OON 25 sentyabrya 2015 g. [Transforming our World: The Agenda in the Field of Sustainable Development up to 2030. The Resolution adopted by the UN General Assembly on 25 September 2015]. [E-Resource]. (In Russ.). Available at: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/ PDF/N1529192.pdf?OpenElement
5. Rumyantseva E. E. Novaya ekonomicheskaya entsiklopediya [New Economic Encyclopedia], 4th edition. Moscow, Infra-M, 2016. (In Russ.).
6. Senchagov V. K., Ivanov E. A. Struktura mekhanizma sovremennogo monitoringa ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Structure of the Mechanism for Advanced Monitoring of Russia Economic Security]. Moscow, 2015. (In Russ.).
7. Sorokina N. Yu. Obosnovanie vybora tselevogo pokazatelya ustoychivogo razvitiya staropromyshlennogo regiona [Substantiating the Choice of Target Indicator of Sustainable Development in Oil-Industrial Region]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Izvestiya of St. Petersburg State Economics University], 2014, No. 6 (90), pp. 70-76. (In Russ.).
8. The World Conservation Strategy: Living Resource Conservation for Sustainable Development / International Union for Conservation of Nature (IUCN), United Nations Environment Programme (UNEP) and World Wide Fund for Nature (WWF). Gland, Switzerland, 1980.