Научная статья на тему 'К вопросу об ускорении внедрения инноваций в топливно-энергетическом комплексе'

К вопросу об ускорении внедрения инноваций в топливно-энергетическом комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЭК / ПРОБЛЕМЫ ТЭК / НЕФТЯНАЯ И ГАЗОВАЯ ОТРАСЛИ / ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ / INNOVATION ACTIVITY OF FUEL AND ENERGY COMPLEX / FUEL AND ENERGY COMPLEX ISSUES / OIL AND GAS INDUSTRIES / PROBLEMS OF ELECTRICAL POWER ENGINEERING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипова Ирина Михайловна, Наумова Татьяна Александровна

Масштабность топливно-энергетического комплекса и потребности его модернизации указывают на то, что потенциал применения инноваций в ТЭК Российской Федерации огромен. В статье выделены причины стремления к инновационным энергетическим мероприятиям, обусловленные качественным процветанием отрасли, а также раскрыты проблемы роста ускорения темпов внедрения инноваций и пути их решения в разных секторах топливно-энергетического комплекса России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO SPEED-UP INNOVATION INTRODUCTION IN FUEL AND ENERGY COMPLEX

The scale of the fuel and energy complex and the need in its modernization indicate a huge potential of innovation application in the energy industry of the Russian Federation. The reasons for striving of innovative power-producing measures condition on qualitative prosperity of the industry are identified. The problems of growth of innovation introduction rates and the ways to solve them in different sectors of the fuel and energy complex of Russia are disclosed.

Текст научной работы на тему «К вопросу об ускорении внедрения инноваций в топливно-энергетическом комплексе»

Таблица 3

Оптимизационная матрица_

Данные\ переменные Доходы от реализации без НДС и с НДС Внедреализаци-онные доходы без НДС и с НДС Материальные расходы Расходы на оплату труда и оплата 3 дней по БЛ Ежемесячные суммы амортизации и годовая сумма амортизации Прочие расходы Всего покупок за период вкл. НДС Остаточная стоимость ОС на начало периода Потенциально возможный годовой доход ИП Физпоказатели CI LQ s CM

ДОСН 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

РОСН 0 0 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0

НДСП 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

НДСУ 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0

ОСТИ 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 0 0

Д 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ВСФ 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Р 0 0 1 1 1(см п 3,4 ст 346.16) 1 0 0 0 0 0 0 0

СтП 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0

Для ЕНВД 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1

Следующим шагом должна стать формализация и автоматизация алгоритмов, описанных в [4] и в данной статье. Такой программный продукт позволит оптимизировать налоговое бремя предприятия. Для пользователя этот софт будет выглядеть как известный из теории систем «черный ящик», на вход которого он,

пользователь, будет подавать определенные данные. На выходе тот же пользователь получит рекомендации по использованию допустимых законодательством систем налогообложения, наиболее выгодных для каждого вида деятельности, и расчет минимально допустимого налогового бремени.

Библиографический список

1. Новиков В.С. Инновации в туризме: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007.208 с.

2. Чернуха А.В. Налоговое стимулирование инновационной деятельности предприятия // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 3. С. 1-4.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации / под ред. Безгодовой Т. М.: Эксмо, 2012. Ч.1 и 2. 412 с.

4. Найденова Л.В. Способ получения дополнительных инвестиций для инновационной деятельности туристского предприятия за счет оптимизации налогового бремени // Вестник ИрГТУ. 2012. № 9(68). С. 292-295.

УДК 338.3

К ВОПРОСУ ОБ УСКОРЕНИИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ

© И.М.Осипова1, Т.А.Наумова2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Масштабность топливно-энергетического комплекса и потребности его модернизации указывают на то, что потенциал применения инноваций в ТЭК Российской Федерации огромен. В статье выделены причины стремления к инновационным энергетическим мероприятиям, обусловленные качественным процветанием отрасли, а также раскрыты проблемы роста ускорения темпов внедрения инноваций и пути их решения в разных секторах топливно-энергетического комплекса России. Ил. 3. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: инновационная деятельность ТЭК; проблемы ТЭК; нефтяная и газовая отрасли; проблемы электроэнергетики.

1Осипова Ирина Михайловна, кандидат экономических наук; доцент кафедры экономики и менеджмента; тел.: 89501200360, e-mail: [email protected]

Osipova Irina, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: 89501200360, e-mail: [email protected]

2Наумова Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента.

Naumova Tatyana, Candidate of Economics, Senior Lecturer of the Department of Economics and Management.

TO SPEED-UP INNOVATION INTRODUCTION IN FUEL AND ENERGY COMPLEX I.M. Osipova, T.A. Naumova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The scale of the fuel and energy complex and the need in its modernization indicate a huge potential of innovation application in the energy industry of the Russian Federation. The reasons for striving of innovative power-producing measures condition on qualitative prosperity of the industry are identified. The problems of growth of innovation introduction rates and the ways to solve them in different sectors of the fuel and energy complex of Russia are disclosed. 3 figures. 5 sources.

Key words: innovation activity of fuel and energy complex; fuel and energy complex issues; oil and gas industries; problems of electrical power engineering.

Ответственность топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в переходе на инновационный путь развития России крайне высока, так как он в большей мере формирует российскую экономику. ТЭК - это 30% основных фондов страны, 30% промышленной продукции по стоимости; на его потребности и нужды уходит более 12% продукции металлургии, 10% продукции комплекса машиностроения. ТЭК дает около 55-60% экспорта РФ и полностью обеспечивает сырьем химическую промышленность. Одна треть всех железнодорожных грузов страны - это продукция топливно-энергетического комплекса. Морской транспорт обеспечивает половину перевозок, связанных с ТЭК, а транспортировка по трубам - исключительная деятельность топливно-энергетического комплекса. В настоящее время развитие РФ основывается на использовании сырья и природных недр, поэтому именно с ТЭК напрямую связаны такие макроэкономические показатели, как инфляция, безработица и благосостояние жителей страны. Существование ТЭК закладывает в государстве основы процветания множества побочных, сопутствующих производств, дает возможность миллионам людей осуществлять свой бизнес. По статистическим данным топливно-энергетический комплекс обеспечивает не менее 60% валютных поступлений в Россию. Россия вырабатывает 13% всей энергии, производимой в мире, при том, что её население составляет менее 3% населения Земли [1].

Исходя из значимости, масштабности межотраслевого комплекса и потребностей модернизации, потенциал применения инноваций в топливно-энергетическом комплексе России огромен.

Объём рынка ТЭК России составляет примерно 20 трлн. рублей в год. Инвестиционные программы предприятий топливно-энергетического комплекса составляют 2,6 трлн. рублей ежегодно. Для создания и внедрения инноваций необходимы инвестиции как в предприятия ТЭК, так и в смежные отрасли. Объём инвестиций в топливно-энергетическом комплексе в ближайшие 10 лет оценивается в 30 трлн. рублей [2]. Зарубежный опыт показывает, что при эффективном государственном управлении в энергетической сфере в перспективе могут быть созданы отдельные инновационные отрасли, такие как добыча сланцевого газа, возобновляемые источники энергии, личный электротранспорт, интеллектуальные электрические сети. Каждое из данных направлений является мощнейшим стимулятором инновационного экономического разви-

тия. Это дополнительные возможности для прироста благосостояния страны, создания рабочих мест, диверсификации экономики.

Причины стремления к инновационным мероприятиям в топливно-энергетической отрасли следующие:

1. Характер и структура минерально-сырьевой базы. В будущем процент добычи нефти и газа в регионах со сложными условиями и низкой освоенностью увеличится, так как большинство традиционных месторождений нефтегазовой отрасли находятся на грани истощения. Особенность проблемы заключается в экстенсивном способе выработки и добычи углеводородов: из множества месторождений выбираются самые крупные с нефтью, обладающей лучшими свойствами. В разрабатываемых месторождениях уже добыт 41% нефти, содержащейся в нефтяных пластах. В Западной Сибири на сегодняшний день извлечено 26,6%. Причем нефть взята в лучших, самых удобных месторождениях, где для добычи требуется минимум издержек. Месторождения, что залегают на больших глубинах, а также месторождения тяжелой нефти разрабатываются в последнюю очередь отчасти потому, что расходы на разведку, бурение и эксплуатацию месторождений, расположенных в труднодоступных районах, превышают доход от продажи добытой нефти.

2. Необходимость повышения энергоэффективности предприятий топливно-энергетического комплекса и всей экономики. Энергоёмкость российской экономики в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем во многих других странах. Сохранение высокой энергоёмкости российской экономики приводит к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа требует кардинального повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов [3]. В связи с этим Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» поставлена глобальная задача снижения энергоёмкости ВВП России к 2020 году не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом.

3. Уровень влияния топливно-энергетического комплекса на экологию. Решение экологической задачи зависит от массового внедрения современных энергоустановок, полного использования попутного

нефтяного газа, повышения КПД котельных и угольных электростанций, а также увеличения доли атомных электростанций, доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе. Чтобы не допустить технологического отставания, необходимо обеспечить научные разработки, производство и внедрение данных технологий, а также интеграцию российского научного потенциала в мировых научных исследованиях [2].

4. Глубина переработки углеводородов. Качество выпускаемых нефтепродуктов серьезным образом отстает от мирового. Доля бензинов, удовлетворяющих требованиям Евро 3,4, составляет 38% от всего объема выпускаемого бензина, а доля дизельного топлива, удовлетворяющего требованиям класса 4,5, всего лишь 18%. По предварительным оценкам, объем переработки нефти в 2010 г. составил около 236 млн тонн, при этом было произведено: бензина -36,0 млн тонн, керосина - 8,5 млн тонн, дизтоплива -69,0 млн тонн ( рис. 1) [4].

При этом объем переработки нефтяного сырья по сравнению с 2005 г. увеличился на 17%, что при весьма низкой глубине переработки нефти привело к выпуску значительного количества нефтепродуктов низкого качества, которые не востребованы на внутреннем рынке и поставляются на экспорт в качестве полуфабрикатов (рис. 2). Структура же производства продукции на российских НПЗ за предыдущие десять лет (2000-2010) практически не изменилась и серьезно отстает от мирового уровня.

Доля выработки топочного мазута в России (28%) в несколько раз выше аналогичных показателей в мире - менее 5% в США, до 15% в Западной Европе. Качество автомобильных бензинов улучшается вслед за изменением структуры парка автомобилей в РФ. Доля выпуска низкооктановых автобензинов А-76(80) сократилась с 57% в 2000 г. до 17% в 2009 г. Увеличивается также количество малосернистого дизельного топлива. Вырабатываемый в России бензин в основном используется на внутреннем рынке, что суще-

ственно снижает поступления в бюджет [4].

В рамках энергетической стратегии до 2030г. предполагается увеличение глубины переработки нефти до 85%. К 2020 г. планируется, что качество 80% выпускаемого бензина и 92% дизельного топлива будет соответствовать ЕВРО 5. При этом следует учитывать, что в Европе уже к 2013 г. будут введены более жесткие экологические требования к топливам, соответствующие Евро 6.

2000г. 2005г. 2010г.

Рис. 1. Переработка нефти и производство основных нефтепродуктов в РФ, млн т (без учета ОАО «Газпром») [4]

5. Необходимость модернизации предприятий ТЭК. Технический уровень большинства НПЗ также не соответствует передовому мировому уровню. Наблюдается высокая степень износа основных фондов и, как следствие, повышенный уровень энергопотребления. На российских НПЗ около половины всех печных агрегатов имеют КПД 50-60%, при среднем показателе на зарубежных заводах 90%. Крупные же заводы России, в основном, имеют длительные сроки эксплуатации: количество предприятий, пущенных в эксплуатацию более 60 лет назад - максимальное (рис. 3).

40

4,6

23,3 26'4

28,9

0 ,---1---т

2000г. 2005г. 2009г = Экспорт

■ Внутренний рынок

70

28,3

70

2000г. 2005г. 2009г. И Экспорт

■ Внутренний рынок

2000г. 2005г. 2009г. К Экспорт

■ Внутренний рынок

Бензин Топочный мазут Дизельное топливо

Рис. 2. Производство и распределение топлива, млн т[4]

0

0

-2,8

22,3

22,3

52,6

9 60 лет и более Ф 50-59 лет ■ 30-49 лет менее 30

Рис. 3. Сроки эксплуатации российских НПЗ [4]

Масштабность вышеперечисленных причин обуславливает значительную инновационную активность компаний ТЭК. Однако практически во всех отраслях топливно-энергетического комплекса темпы внедрения инноваций, к сожалению, пока довольно низкие.

В энергетике более 30% турбинного оборудования электростанций России составляют мощности 19701980-х гг. постройки. Если учитывать, что срок службы энергетического оборудования около тридцати лет, большинство российских электростанций подошли к концу срока использования. Для поддержания их работоспособности в них меняется очень многое. Однако такие замены не влияют положительно на экономику предприятия, так как его технический уровень консервируется. Это приводит к неэффективному использованию дорогостоящего топлива (2/3 электроэнергии, выработанной из 1 т мазута, надо продать для его закупки); увеличивает угрозу крупных аварий. Кроме замены или модернизации, необходимо нарастить существующие энергомощности.

6. Погашение перспективного спроса. Для стабильной работы системы энергоснабжения ее суммарная мощность должна быть примерно на 10-15% выше возможного максимума нагрузки. С учетом постоянно растущего спроса на электроэнергию в некоторых районах страны энергопотребление приближается к максимально установленной мощности территориальных станций, то есть резерва практически не остается, а часть регионов начинает испытывать дефицит мощностей.

Проблемы роста ускорения темпов внедрения инноваций и их решения, по мнению Министерства энергетики РФ [5], можно разделить.

С одной стороны, поставщики инновационных услуг часто не понимают долгосрочного спроса на инновационные услуги предприятиями топливно-энергетического комплекса, а с другой - непосредственно сами покупатели - инициаторы инновационного спроса, не готовы работать сегодня с новыми технологиями, которые ещё не апробированы их компаниями.

Анализ лучшего мирового опыта, проведённый Минэнерго России, показывает, что существует опыт Норвегии, где организована электронная биржа идей, технологий и проектов, подкреплённых конкретными долгосрочными заказами. Принцип действия основан на общеотраслевой системе закупок, в которой заре-

гистрированы и работают основные потребители и поставщики нефтегазовой отрасли, где введены свои чёткие стандарты квалификации поставщиков и где за счёт прозрачной и понятной системы закупок в конечном итоге обеспечена работа конкурирующих между собой компаний, в том числе и на рынке высокотехнологичной продукции. Такой механизм стимулирует появление новых бизнесов и существенно облегчает доступ компаний-операторов к высокотехнологичным услугам с гарантиями качества и в конечном итоге обеспечивает конкурентоспособность нефтегазовой отрасли.

Необходимость реализации новых инструментов и новых форм отсева и коммерциализации технологий не является стандартным подходом для российских энергетических компаний. Существует мировой опыт, который показывает, что такой инструмент, как корпоративные венчурные фонды, которые управляются профессиональными инвестиционными управляющими, позволяет существенно повысить внутрикорпоративную конкуренцию за идею, за капитал. Положительным примером является опять же норвежский фонд Energy Capital Management компании Statoil, который просматривает и ведёт постоянный отсев новых идей, сталкивает новые идеи с существующими технологическими подходами внутри компании.

Необходимость в повышении качества инновационной деятельности российских компаний требует большой отдачи от вложений. Опережая зарубежные компании по доле затрат на НИОКР к выручке, наши компании примерно в 5-10 раз уступают им в количестве зарегистрированных патентов.

Также, по данным Министерства энергетики РФ, обозначены конкретные приоритетные технологические положения, которые будут определять будущее отраслей топливно-энергетического комплекса на 1015 лет в нефтяной отрасли.

Во-первых, это сланцевая революция, которая произошла в мировой нефтегазовой отрасли. Она обязана своим появлением технологии множественного гидроразрыва нефте- и газоносного пласта. Сама по себе технология не нова, но ноу-хау технологии заключается в нахождении правильной комбинации использования этой технологии и других технологий воздействия на пласт для максимизации нефтеотдачи. Эффективность использования данных технологий позволит раскрыть потенциал трудноизвлекаемых

запасов нефти и газа, и поэтому первой важной технологической задачей является технология применения множественного гидроразрыва пласта в комплексе с другими методами стимулирования нефтеотдачи.

Второе направление потенциала - нефте- и газодобыча на российском шельфе. Прежде всего, это российская Арктика. Потенциал этот не может быть раскрыт без существенного технологического прорыва в создании автономных систем подлёдного и подводного освоения и обустройства месторождений с применением современных, новых роботизированных комплексов.

Третьим важным направлением является комплекс технологий, связанный со сжижением газа, прежде всего на основе технологии GTL, и сжижением метана угольного пласта. Во всём мире достаточно давно строятся большие заводы GTL, но это не новая технология для экспорта сжиженного газа: крайне перспективным направлением видится технология мини-GTL, которая может позволить строить относительно компактные установки для сжижения газа. Прорыв в этом направлении принципиально изменил бы структуру и конкурентоспособность российской отрасли.

Четвертое направление - планирование к строительству экспортно-ориентированных нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов на терминалах магистральных нефтепроводов в пограничных и приморских центрах для увеличения доли высококачественных нефтепродуктов в экспортируемой товарной продукции. Среди планируемых к строительству компаниями - 57 новых установок по улучшению качества: по гидроочистке, риформингу, алкилированию и изомеризации.

Для увеличения глубины переработки нефтяного сырья запланировано построить около 30 установок и несколько реконструировать. Часть из этих проектов находится на стадии реализации. Значительный объем работ по модернизации осуществляет ОАО НК «Роснефть» на принадлежащих ей НПЗ.

Перспективные технологии в угольной отрасли являются пятым направлением, по которому ведутся исследования, разработки и внедрения. Из них выделяют, первое - бесшахтные технологии и разработки угольных месторождений на основе газификации, гид-ролизации, биотехнологий. Внедрение данных технологий позволит исключить нахождение человека под землёй и существенно повысить безопасность. Второе важное направление - это технология глубокой переработки угля, то есть производство синтетического жидкого топлива и других продуктов углехимии. Внед-

рение данной технологии, на наш взгляд, позволит создать новые продукты, открыть новые современные рынки сбыта.

Шестое направление касается электроэнергетики:

1. Новые технологии и разработки в области высокотемпературной сверхпроводимости. Этим занимаются сегодня ФСК, Росатом на стадии опытно-конструкторских разработок. Применение данных технологий позволит снизить потери энергии в оборудовании на 80%, а также позволит существенно увеличить пропускную способность сетей.

2. Создание отечественного угольного энергоблока, ориентированного на супер-, сверхкритичные параметры пара. Применение данной технологии позволит существенно повысить КПД работы электростанций до 44-50%.

3. Совместное предприятие «РусГидро» и французской корпорации Alstom по производству на территории Российской Федерации гидроэнергетического оборудования для малых ГЭС и ГЭС средней мощности. Также компании ФСК России (Федеральная сетевая компания «ЕЭС России»), «Силовые машины», Toshiba создали совместное предприятие по выпуску силовых трансформаторов, пуск завода будет уже в 2013 году.

Разработка и утверждение энергетическими компаниями программ инновационного развития - это седьмое приоритетное направление. Кроме этого, организовано взаимодействие с научными учреждениями - Российской академией наук, вузовской наукой, институтами развития, такими как «Сколково», «Рос-нано», Внешэкономбанк. Созданы и территориальные кластеры. Запущена и набирает оборот государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В 2009 году было принято решение о разработке подпрограммы развития силовой электротехники и энергетического машиностроения на период 2012-2016 годов. Данным проектом подпрограммы подразумевается поддержка создания ряда ключевых инновационных технологий, включая такие, как парогазовые установки, элементы угольного блока на суперсверхкритичных параметрах, внутри-цикловая газификация.

Таким образом, содействовать ускорению темпов внедрения инноваций в топливно-энергетическом комплексе будет обеспечение производства высокотехнологичной продукцией за счет внедрения новых инновационно-направленных российских разработок и мероприятий, что является приоритетом для решения стратегических задач по развитию ТЭК России.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Топливно-энергетический комплекс ( ТЭК) [Электронный ресурс] http://biznestoday.ru/pr/108-toplivno-energeticheskijkompleks-tek.html.(дата обращения 4.10.2010)

2. Петров В. Объем инвестиций в ТЭК // Российская газета -Федеральный выпуск №190 (5863) 20 августа 2012.

3. Задачи энергосбережения и повышения энергоэффективности [Электронный ресурс]

http://minenergo.gov.ru/activity/energoeffektivnost/problem/(дат а обращения 4.10.2010)

4. Чернышева Е.А. Проблемы и пути развития глубокой пе-

реработки нефти в России // Бурение и нефть. 2011. №5. С.12-17.

5. Стенограмма выступления министра энергетики РФ А.В. Новака на совещании у Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева по вопросам инновационного развития отраслей экономики (в части АПК и ТЭК) (Ростов-на-Дону, 17.08.2012) [Электронный ресурс] http://minenergo.gov.ru/press/doklady/13098.html.(дата обращения 4.10.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.