--------------------------------------70--------------------------------------
УДК 338.45:662.7 Д.Д. Малышева
ЭКСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ
В статье рассмотрена экспортная стратегия российских нефтяных компаний в рамках государственной энергетической стратегии России, в частности ее влияние на структуру экспорта нефти и нефтепродуктов. Автором проанализированы позитивные изменения в российском топливно-энергетическом секторе, вызванные одновекторной направленностью стратегии государства и топливных компаний.
Ключевые слова: экспортная стратегия нефтяных компаний, энергетическая стратегия, структура экспорта нефти и нефтепродуктов.
D.A. Malysheva
EXPORT STRATEGY OF OIL COMPANIES
The present article considers the export strategy of Russian oil companies in frames of the Russian Federation Energy Strategy including its influence on the structure of oil and petroleum products export. The author analyzed the positive changes in the Russian fuel and energy sector generated by the one-sided strategy of the Government and oil companies.
The key words: export strategy of oil companies, energy strategy, structure of oil and petroleum products export.
Министерством энергетики России в 2002 г. была принята новая редакция Энергетической стратегии России на период до 2020 г., результатами реализации которой должны стать, с одной стороны, максимальное использование энергетического потенциала страны на основе создания правильной экономической мотивации субъектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и потребителей их продукции, поддержки российского экспорта, а с другой стороны, страхование рисков существующих и перспективных ограничений развития.
Основной целью стратегии является перевод ТЭК в режим устойчивого развития на основе экономической модели, соответствующей основным направлениям общей социально-экономической политики государства и базовым принципам функционирования рыночной экономики.
Реализация стратегии потребует разработки и принятия комплексного энергетического законодательства; определения системы реализации государственной энергетической политики, статуса единого топливноэнергетического баланса России, институционализации долгосрочных инструментов энергетической политики и их приоритета над краткосрочными; идентификации широкого спектра потенциальных угроз энергетической безопасности страны и создания специальной системы страхования рисков возникновения кризисных ситуаций стихийной рыночной и геополитической природы; разработки секторальных планов стимулирования экономического развития отраслей ТЭК, учитывающих общую логику государственной энергетической политики; выработки единой экспортной политики в энергетической сфере.
Касательно производственного сектора ТЭК России в документе говорится о том, что позитивные изменения структуры производства требуют объективно более длительного времени в связи с длительностью инвестиционного цикла и формированием условий для начала основных изменений. Основные изменения в части совершенствования структуры производства, всплеска инвестиционной активности в приоритетных секторах
развития ТЭК, реализации потенциала энергосбережения начали происходить в 2005 - 2006 гг. и дали первые результаты к 2007 - 2008 гг
Для максимизации объемов переработки добытой нефти крупные российские топливные компании начали осуществлять капитальные вложения в модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). В рамках данного процесса преследуются следующие цели:
- увеличение нефтеперерабатывающих мощностей,
- повышение качества выпускаемых нефтепродуктов, увеличение производства высокооктановых бензинов;
- производство автомобильных бензинов и дизельного топлива в соответствии с европейскими стандартами;
- увеличение доли выхода светлых нефтепродуктов, в том числе для повышения эффективности экспортной деятельности;
- автоматизация управления технологическими объектами;
- снижение эксплуатационных затрат;
- обеспечение требований промышленной безопасности.
Так, благодаря капитальным вложениям в модернизацию российских нефтеперерабатывающих заводов группы ЛУКОЙЛ в 2006 - 2008 гг производственные мощности увеличились на 1,4%; группы ТНК-ВР - на 5,4%.
Совместная стратегическая направленность государства и нефтеперерабатывающих предприятий на увеличение доли нефти, направленной на переработку, позволит снизить отставание российской нефтяной промышленности от мировой. На сегодняшний день из 27 отечественных НПЗ лишь 18 осуществляют процессы глубокой переработки сырья, остальные 9 заводов и все 35 мини-НПЗ не способны выпускать продукцию современного уровня. Глубина нефтепереработки в России составляет 71,4%, что существенно ниже среднемирового показателя. И это несмотря на то что за 2003 - 2008 гг были построены 10 установок глубокой переработки. Наибольшая доля в реализации этих про-
♦
♦
ектов принадлежит ЛУКОЙЛу, также значительный вклад внесла ТНК-ВР [1]. Стоит заметить, что глубина переработки на заводах группы ЛУКОЙЛ выше среднероссийского значения и в 2008 г. составила 76% (74% в
2007 г.).
Рассматриваемые изменения стали толчком к началу второго этапа реализации Энергетической стратегии, который продлится до 2010 - 2012 гг. и позволит окончательно сформировать в России новый энергетический сектор, готовый к вызовам нового времени. К концу второго этапа в России не останется экономических условий для развития экономически неэффективных, неэкологичных производств, конкурентоспособными в новых условиях смогут быть только наиболее передовые компании, проекты, технологии.
Крупнейшие российские топливные компании в последнее время все больше внимания начинают уделять развитию и применению новых технологий. В 2008 г. была впервые разработана «Среднесрочная целевая программа научно-технического развития группы «ЛУКОЙЛ» на 2010 - 2011 годы», определившая основные приоритеты и направления научно-технического развития, а также план по осуществлению инвестиций в этой сфере. И уже в 2008 г. наблюдался рост на 40% финансирования в научно-технической сфере.
В рамках реализации Энергетической стратегии были пересмотрены экспортные пошлины на вывоз нефти и нефтепродуктов, была проведена дифференциация экспортной пошлины на светлые и темные нефтепродукты. До ноября 2004 г. их экспорт обходился лишь на 10% дешевле вывоза нефти, а после этого пошлины на сырье и светлые нефтепродукты стали составлять пропорцию100:65, на сырье и темные нефтепродукты - 100:40 [1].
В 2008 г. Правительством РФ были предприняты дальнейшие меры по сокращению налогового бремени на нефтяную отрасль. В том числе была изменена система расчета экспортной пошлины, которая подразумевала ее установление ежемесячно (а не два раза в месяц как ранее) на основании мониторинга цен. Это позволило сократить разрыв между колебанием цен на нефть и экспортной пошлиной. Следует отметить, что ставка экспортной пошлины напрямую зависит от цены нефти на мировом рынке, поэтому изменение цен на мировом рынке при реализации нефти не сильно сказывается на чистой выручке экспортеров (табл. 1).
В условиях сложившейся налоговой политики и рыночной конъюнктуры нефтяным компаниям стало выгодно переориентировать объемы нефти с неэффективных экспортных направлений на нефтеперерабатывающие предприятия для последующей продажи продуктов нефтепереработки на внутреннем и внешнем рынке.
Совершенствование системы налогообложения в отраслях ТЭК, проводимое в рамках реализации энергетической стратегии, направлено на стимулирование роста производства, снижение издержек и создание благоприятного инвестиционного климата, а также на выравнивание конкурентных условий различных производителей топливно-энергетических ресурсов и на поддержку энергосбережения.
В связи с политикой государства и экономической целесообразностью очевидной тенденцией в экспортной стратегии нефтяных компаний последних лет является увеличение доли экспорта нефтепродуктов по сравнению с сырой нефтью. Динамика экспорта нефти и нефтепродуктов компаниями ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР представлена в табл. 2.
Переориентация российских топливных компаний с экспорта сырой нефти на ее переработку привела к увеличению общих объемов переработки нефти в России. Общие объемы переработки нефти в России выросли в
2008 г. на 3%, до 236 млн т. Данная тенденция объясняется большей рентабельностью продаж нефтепродуктов по сравнению с экспортом сырой нефти и отражает более либеральный налоговый режим экспорта нефтепродуктов по сравнению с экспортом нефти.
В рамках данного направления одной из стратегических задач компании ЛУКОЙЛ является повышение уровня сбалансированности добычи и переработки нефти, т.е. добычи и переработки в условиях ускоренного роста добычи нефти.
Так, в 2006 г. объем переработки составлял только 50% ее добычи. С помощью целевой диверсификации перерабатывающих мощностей к 2016 г планируется перерабатывать 70% добытой нефти, в том числе и для ее отправки на экспорт. Тогда же, в 2006 г., в рамках стратегии компании ставится и задача увеличения нефтеперерабатывающих мощностей до 100 млн т/год к 2016 г
Анализируя структуру российского экспорта нефтепродуктов, рассмотрим данные, представленные в табл. 3 и 4.
Из них видно, что цены реализации бензинов на внутреннем и международном рынке отличаются не существенно, а даже небольшая существующая разница сглаживается более выгодным налогообложением при реализации на внутреннем рынке. Разница же в ценах реализации дизельного топлива и мазута составляет от 18% до 21% и от 39% до 44% соответственно. Стоит отметить, что за рассматриваемый период (2006 - 2008 гг.)
ставки акцизов, применяемых при реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке в российских рублях, не изменялись (наблюдается небольшой рост при пересчете в доллары США в связи со среднегодовым снижением курса доллара по отношению к рублю на 9,4%). За аналогичный период экспортные пошлины выросли на 75%.
Т а б л и ц а 1
Структура выручки российского экспортера нефти, дол./баррель
2004 2005 2006 2007 2008 2008/2004, %
Цена нефти сорта Юралс* 34,3 50,5 61,3 69,3 94,8 176
Экспортная пошлина 7,6 17,8 26,9 28,2 48,4 537
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 5 9 11,4 13,2 18,3 266
Чистая выручка 21,7 23,7 23 27,9 28,1 29
Процент налогового бремени 36,7 53,1 62,5 59,7 70,4 92
•Основной сорт нефти, реализуемый с российских месторождений
Динамика экспорта нефти и нефтепродуктов за 2005 - 2008 гг.
Экспорт нефти из России, млн т
Компания 2005 2006 2007 2008
млн т % отклонения млн т % отклонения млн т % отклонения
ЛУКОЙЛ 45,8 44,1 -4% 42,2 -4% 39,5 -6%
ТНК-ВР 42,4 41,9 -1% 33,7 -20%
Экспорт нефтепродуктов из России, млн т
Компания 2005 2006 2007 2008
млн т % отклонения млн т % отклонения млн т % отклонения
ЛУКОЙЛ* 16,6 20,5 24% 25,1 22% 25,8 3%
ТНК-ВР 14,6 14,9 2% 17,3 16%
* В 2008 г. невысокий процент прироста экспорта нефтепродуктов за счет более высокой доходностью на внутреннем рынке.
Т а б л и ц а 3
Сравнение цен на продукты нефтепереработки в 2006 - 2008 гг.
Наименование продукта 2006 Отклонение цен на мировом рынке по сравнению с внутренним 2007 Отклонение цен на мировом рынке по сравнению с внутренним
Мировой рынок Внутренний рынок Мировой рынок Внутренний рынок
Бензин АИ-95 625,9 617,4 1,4% 703,9 712,8 -1,3%
Бензин А-92 611,1 559,1 8,5% 693,8 631,9 8,9%
Дизельное топливо 577,9 473,1 18,1% 634,0 503,8 20,5%
Мазут 286,9 175,1 39,0% 339,0 194,2 42,7%
Наименование продукта 2008 Отклонение цен на мировом рынке по сравнению с внутренним
Мировой рынок Внутренний рынок
Бензин АИ-95 842,8 807,8 4,2%
Бензин А-92 830,8 740,1 10,9%
Дизельное топливо 901,5 710,6 21,2%
Мазут 459,7 255,5 44,4%
Т а б л и ц а 4
Сравнение налогообложения 1 т реализуемого нефтепродукта при реализации на международном
и внутреннем рынках
Наименование продукта 2006 2007 2008
Экспортная пошлина Акциз, руб. Акциз, дол.* Экспортная пошлина Акциз, руб. Акциз, дол.* Экспортная пошлина Акциз, руб. Акциз, дол.*
Бензин АИ-95 143,4 3629,0 133,5 151,6 3629,0 141,9 251,5 3629,0 146,0
Бензин А-92 143,4 3629,0 133,5 151,6 3629,0 141,9 251,5 3629,0 146,0
Дизельное то пли во 143,4 1080,0 39,7 151,6 1080,0 42,2 251,5 1 080,0 43,4
Мазут 77,3 31,5 81,6 35,0 135,5 46,0
•Акциз оплачивается при продаже на внутреннем рынке бензинов и ДТ, НДС при продаже мазута. Сумма налога пересчитана в доллары США по среднегодовому обменному курсу.
Эти факторы во многом обусловили наибольшую долю дизельного топлива и мазута (65 - 70%) в структуре российского экспорта нефтепродуктов, в то время как доля бензинов незначительна и имеет тенденцию к сокращению. И это несмотря на то что акцизы при реализации дизельного топлива на внутреннем рынке и НДС при продаже мазута в 2 - 3 раза меньше экспортной пошлины при экспортной отгрузке.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что экспортная стратегия крупных нефтеперерабатывающих предприятий реализуется в рамках стратегии государства в топливно-энергетической сфере. Она динамична и зависит от следующих основных факторов: объема и качества нефтеперерабатывающих мощностей, нало-
говой политики государства, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках.
Реализация государством совместно с крупнейшими топливными компаниями страны энергетической стратегии способствовала росту промышленного сектора России, модернизации производственных мощностей, развитию научного потенциала. Все это создает условия для полноценного функционирования современного, устойчивого и конкурентоспособного на мировых энергетических рынках топливно-энергетического комплекса России.
1. Батутов А. Антикризисные коррективы // Нефть России. №3. 2009.