К ВОПРОСУ ОБ УПРАЗДНЕНИИ ФЕДЕРАЦИИ ЭРИТРЕИ С ЭФИОПИЕЙ
М. НЫГУСИЕ КАССАЕ
Кафедра всеобщей истории Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, 117198 Москва, Россия
Проблема упразднения федерации Эритреи с Эфиопской империей изучается в контексте развития внутриполитической ситуации в стране, политики США и взаимоотношений Эфиопии с арабскими государствами.
Вторая половина 1950-х годов стала периодом, поставившим под вопрос дальнейшее существование провозглашенной в 1952 году федерации Эритреи с Эфиопией. С самого начала федерацию не только не принимали, но и сама идея ее введения не получила должного разъяснения. Поэтому против нее стали бороться как в Эфиопии, так и в автономной Эритрее. Значение создания федерации большинством граждан страны, включая аристократию и знать, не понималось. Многие полагали, что Эритрея, присоединившись к Эфиопии, стала всего лишь одной из провинций империи. Вопрос о важности или об опасности федерализма обсуждался лишь некоторой частью эфиопской интеллигенции, проживающей в Аддис-Абебе и Асмаре. Некоторые выражали свое беспокойство, полагая: если, следуя примеру Эритреи, и другие провинции империи, особенно известные своей непримиримостью северные провинции Тыгре и Годжам, потребуют таких же прав, это станет концом существования с трудом собранного государства. Другие относились к федерации положительно, считая, что прогрессивные законы и конституция автономии помогают правительству Хайле Селассие I проводить реформы в области внутренней политики [1, с. 375]. О том, как будет это правительство функционировать в ходе разделении полномочий между властями автономии и представителями центра, не говорилось.
11 сентября 1952 года, в день подписания Федерального акта, и позже, когда Хайле Селассие I поехал в Эритрею, стало ясно, что эритрейская политическая элита не воспринимала всерьез федеральное управление и автономию, поэтому судьба федерации оказалась под вопросом. Единственное, что спасло федерацию от немедленного упразднения, - это позиция министра Пера Вольде Иоханнеса Вольде Гиоргиса (главного архитектора внешней политики империи; во многом под его влиянием Хайле Селассие I начал ориентироваться на США) и министра иностранных дел Аклилу Хабте Волда. Министры предупреждали о последствиях для внешнеполитических отношений страны как с Западом, который обеспечивал дипломатическую поддержку присоединения Эритреи, так и с советским блоком и арабо-мусульманским миром, которые готовы были способствовать созданию независимого государства Эритреи [1, с. 375]. Как пишет Зевуде Рета, Хайле Селассие знал, что судьба федерации под вопросом. Вместо открытых высказываний о своей позиции, он предпочел ждать. При этом своими практическими действиями он способствовал скорейшему завершению непонятной для традиционной Эфиопии формы правления. Об этом свидетельствует назначение на пост заместителя представителя Эфиопии в Эритрее Асфха Вольде Микаэля (опытный политик, работал переводчиком у итальянских властей в годы оккупации; после
освобождения Эфиопии в 1941 г. служил секретарем наследного принца Асфха Восана, затем занимал несколько руководящих должностей), который был ярым противником федерализма, и руководителя правительства автономии Эритреи Тедла Байру. Будучи членами партии «юнионистов» - организации, которая боролась за присоединение Эритреи к Эфиопии, оба пользовались большим влиянием, но поскольку Асфха поддерживал сам император, его линия имела больший успех у эритрейской элиты. Примером может служить коллективное письмо эритрейской знати императору Хайле Селассие I. Инициатором написания этого письмо был Асфха Вольде Микаэль. В нем говорилось «о несправедливости позиции, занимаемой министром иностранных дел Эфиопии Аклилу Хабте Вольдом относительно просьб народа Эритреи о ликвидации федерации и о полном присоединении Эритреи к родине... Мы просим разрешения Вашего Величества (императора) на приезд сюда Аклилу Хабте Вольда и просим обсудить с нами, какую боль причиняет нам это хлопотное дело, которое называется федерацией» [1, с. 377]. Хайле Селассие не торопился с решением.
Тем временем руководитель Эритреи Тедла Байру совершил политический поступок, который позднее стал одной из причин формирования оппозиции со штаб-квартирой в арабских странах. 14 марта 1953 г. на выборах в парламент Эритреи победил Вольде Аб Вольде Мариям, один из основателей партии «юнионистов», после получения независимости ставший оппонентом автономных властей. Руководители автономии во главе с Тедлой Байру считали победу Вольде Аба сфальсифицированной. Это стало причиной политических репрессий по отношению к нему, и затем - эмиграции в Судан и Каир. Вольде Аб стал одним из первых официально признанных политических эмигрантов, начал вести радиопередачи из Каира, основной целью которых было ведение антиэфиопской пропаганды с целью добиться независимости Эритреи.
Неопытность эритрейских властей в сфере управления государством осложняла и без того тяжелую экономическую ситуацию в Эритрее. Покидая Эритрею, англичане полностью разрушили промышленные предприятия и сооружения, построенные итальянцами. В течение 1951-1952 гг. англичане демонтировали и продали за пределы Эритреи оборудование промышленных предприятий и портов, взорвали и уничтожили портовые и иные хозяйственные сооружения, а также административные здания. По данным Сильвии Панкхерст, материальный ущерб в результате разрушительных действий британских властей составил 197163850 американских долларов [6, с. 12]. За постройки и сооружения, которые остались под управлением местных и федеральных властей, эфиопскому правительству пришлось выплатить Великобритании 950 тыс. ф. ст. [5]. Таким образом, Эфиопской империи пришлось вкладывать огромные средства в экономику Эритреи. С целью увеличения доходов казны администрация автономии принимала непопулярные законы, в частности, были увеличены налоги на земельные участки, что вызвало недовольство сельских жителей. 6 февраля 1954 г., во время официального визита императора в Эритрею, в результате агитации сторонников партии «юнионистов» народ многих областей Эритреи обращался к императору с просьбой об уменьшении налогов и упразднении статуса автономии.
Хайле Селассие I, считавший долгом облегчить бремя своих эритрейских подданных, в выступлении 8 февраля 1954 г. фактически отменил закон администрации Эритреи об увеличении налогов, обещая, что как и в предыдущие годы, эфиопское правительство оплатит все налоги народа Эритреи [1, с. 408-409]. Это действие императора подорвало и без того пошатнувшийся авторитет
администрации автономии, а также стало причиной активизации оппозиции, которая считала этот жест императора противоречащим положениям конституции автономии. С целью привлечения внимания международного сообщества оппозиция направила обращение Генеральному секретарю ООН, где говорилось: «Федеральный акт и Конституция Эритреи 1952 г. не действуют. Правительство Эфиопии, узурпируя представленные Эритрее законом права, проводит собственную политику» [1, с. 394]. На обращение так называемой оппозиции Генеральный секретарь ООН не дал ответа, и эфиопские власти не выступили с опровержением. ООН и зарубежные государства воздержались от критики в адрес Хайле Селассие. Скорее всего, в его действиях не обнаружили ущемления прав народа Эритреи, тем более что в течение 1952-1954 гг. правительством Хайле Селассие I было немало сделано для оздоровления экономической жизни Эритреи. Эритрейцам разрешалось беспрепятственно трудиться в Эфиопии. Как пишет Дж. Спенсер, «не получившие работы ни от итальянского, ни от британского режима, эритрейцы ринулись в Эфиопию в таком количестве, что в итоге оказались в доминирующем положении в ВВС Эфиопии, в полиции, составили 40% офицерского состава, в телекоммуникациях и 100% водителей такси в Аддис-Абебе» [7, с. 303].
Под нажимом юнионистов Секретарь администрации автономии (руководитель автономии) 11 сентября 1954 г., в годовщину присоединения Эритреи, сделал историческое заявление: «Моей радости не было бы предела, если бы народ моей страны... вместо федеральной администрации выбрал путь абсолютного воссоединения моей родины с Эфиопией» [1, с. 420]. Это заявление лидера Эритреи вызвало протест со стороны оппозиции, но попытка его отстранения, согласно ст. 75 Конституции Эритреи, не увенчалась успехом. Парламент был досрочно закрыт. Заявление руководителя Эритреи стало неожиданностью для Аддис-Абебы, поэтому руководство Эфиопской империи, которое считало необходимым не допустить обсуждения эритрейского вопроса на международной арене, быстро отмежевалось от лидера Эритреи. В ответ на требование представителей США, Великобритании и Франции объяснить происшедшее в Асмаре, представитель МИДа Эфиопии дал понять, что сделанное заявление - сугубо личное мнение лидера Эритреи; улучшение, изменение или упразднение администрации федерации касается только эритрейцев. Правительство Эфиопии лишь содействует тому, чтобы Конституция и Федеральный акт соблюдались [1, с. 422].
В правительстве Хайле Селассие существовали две точки зрения по поводу отношения к автономии Эритреи - за и против. За сохранение федерации выступали министр Пера и юстиции и министром иностранных дел. Они исходили, во-первых, из международных обязательств, которые взяло на себя правительство Эфиопии; во-вторых, из сложившегося на Ближнем Востоке и Африканском Роге политического положения. В случае упразднения федерации противники Эфиопии на международной арене немедленно начали бы не только пропагандистскую войну против Эфиопии, но и вооружение так называемых борцов за независимость. Это было нежелательным для империи, у которой не было достаточных средств и армии для отражения атак партизан. В-третьих, Эфиопская империя не была готова принять управление автономией, так как МВД Эфиопии еще не подготовило необходимые ресурсы и кадры для управления столь важной частью империи. При этом Вольде Георгис и Аклилу не скрывали своего желания упразднить федерацию, но они считали разумным, если это сделают сами эритрейцы на референдуме [1, с. 425]. Сторонники немедленного упразднения федерации не учитывали риски в случае выполнения пожеланий руководителя автономии. Они считали, что в своем
выступлении от И сентября 1954 г. Тэдла Байру отражал желание эритрейцев покончить с этой непонятной для эфиопского народа формой управления [1, с. 426]. По-видимому, император Хайле Селассие был сторонником упразднения федерации. Об этом свидетельствует и то, что в Конституции 1955 г. нигде не говорится о федерации. Так, статья 1 Конституции гласила: Империя Эфиопии охватывает все территории, находящиеся под суверенной властью эфиопской короны, включая острова и территориальные воды. Суверенитет и территория империи неделимы. Территория империи и суверенное право над нею неотчуждаемы. Все эфиопские подданные, проживающие как в пределах империи, так и вне этих пределов, образуют эфиопский народ [3, с. 384]. Любопытно, что ни эритрейские власти, ни оппозиция не высказывали своего мнения по поводу статьи. Под давлением министра Пера и министра иностранных дел Хайле Селассие I принял решение не ускорять упразднение федерации. Об этом свидетельствует его позиция во время парламентского кризиса в Эритрее. Своим указанием он восстановил работу парламента Эритреи, хотя на основании статьи 48 руководитель автономии издал указ о приостановлении работы на 20 дней. Этим Хайле Селассие I ускорил завершение деятельности первого правительства Эритреи. 29 июля 1955 г. руководитель автономии Тедла Байру добровольно ушел в отставку. Его преемником был избран Асфха Вольде Микаэль.
Новый руководитель автономии начал деятельность по упразднению управления автономии. На состоявшихся парламентских выборах в Эритрее Асфха сумел устранить своих противников, таких как Ибрагим Султан и Идрис Мухаммед Адем, - будущих лидеров Фронта освобождения Эритреи. Затем Асфха принялся за осуществление планов по упразднению федерации. Начал он с изменения такого важного атрибута, как государственный флаг. Согласно конституции, Эритрея имела собственный государственный флаг, но 24 декабря 1959 г. зелено-желто-красный флаг Эфиопской империи был объявлен единственным флагом. Парламент Эритреи одобрил это решение [3, с. 384]. Далее на повестке дня стоял вопрос о правительстве Эритреи. Согласно Федеральному акту (п. 2 ст. 4), органом управления Эритреей являлось правительство Эритреи, а его руководителем - глава исполнительной власти (отметим, что Хайле Селассие I никогда не употреблял данных слов, руководителя Эритреи он всегда называл «администратором») [1, с. 489]. На состоявшемся в мае 1960 г. заседании парламент Эритреи путем тайного голосования высказался за предложение переименовать правительство Эритреи в администрацию Эритреи, а его руководителя - в администратора. Спустя некоторое время, 14 ноября 1962 г., парламент Эритреи проголосовал (голосование также было тайным) за упразднение федерации. И на этот раз эритрейская политическая элита не выступила против [3, с. 384]. Данную позицию эритрейской элиты тогдашний советник императора Джон Спенсер объяснил следующим образом: «Эритрейцы проводили такую политику в надежде получить большой кусок от федерального пирога» [7, с. 303]. Можно согласиться с выводом Спенсера, так как не известны документы, доказывающие вмешательство Аддис-Абебы в деятельность парламента Эритреи. Император Хайле Селассие I издал указ об упразднении федерации лишь 15 ноября 1962 г., исходя из решения парламента Эритреи, который выразил волю народа, проживающего в Эритрее [3, с. 385]. Эритрея стала 14-й провинцией Эфиопии, а император Хайле Селассие I стал первым правителем страны, объединившим все эфиопские земли.
США были первым государством, отреагировавшим на это событие. Представитель Госдепартамента США написал послу США в Эфиопии Ричардсу,
что этот шаг императора «поставил США в трудное положение, ... тем не менее США надеются, что союз может укрепить Эфиопскую империю и создать благоприятные условия для того, чтобы идти вперед с планами, нацеленными на реформы и модернизацию» [2, с. 446]. США обещали содействие в недопущении обсуждения этого вопроса в ООН. «Мы располагаем сведениями о том, что Сомали, поддержанная арабскими государствами, может внести на рассмотрение вопрос о «формальной» аннексии Эритреи Эфиопией... Мы с трудом одобряем действия Хайле Селассие I, при этом должны сказать Абдирашиду (премьер-министру Сомали, находившемуся с визитом в США), что обращаться с протестом по этому вопросу в ООН не только бесполезно (так как США и их союзники не поддерживают Сомали), но и в дальнейшем это обострит сомалийско-эфиопские отношения» [2, с. 448]. Хотя Хайле Селассие удалось получить поддержку официального Вашингтона, во внешней политике империи продолжала сохраняться напряженность. Арабские страны Ближнего Востока стали уже в открытую атаковать Эфиопию. Началась отправка оружия для эритрейцев из Сирии и Южного Йемена через Красное море.
Таким образом, упразднение федерации, на наш взгляд, стало дополнительной причиной осложнений во внутренней и внешней политике императора Хайле Селассие I. Правительство Эфиопии не подготовило условий для создания административного аппарата управления новой провинцией, не было программы действий в условиях возникновения так называемой оппозиции. Несомненно, прежде чем взяться за сложное дело упразднения федерации, необходимо было подробно изучать проблемы, которые могли возникнуть, и найти пути их решения. «Никто из министров правительства Хайле Селассие не был информирован о предстоящем упразднении федерации. Ни совет министров, ни парламент Эфиопии не были готовы работать в новых условиях. Никто из эфиопских политиков не имел представления о том, какой будет новая администрация Эритреи, будет ли она подчиняться министру внутренних дел или будет создана специальная комиссия, подчиняющаяся лично императору. Никто не имел ответа на вопрос: что даст упразднение федерации Эфиопской империи?» [1, с. 511]. Не была учтена международная обстановка, особенно на Ближнем Востоке, где проживала так называемая эритрейская политическая эмиграция, которая сразу после упразднения федерации начала создавать фронты по освобождению Эритреи.
Один из первых фронтов освобождения Эритреи был создан в Каире среди мусульман-эритрейцев во главе с Идрисом Мохаммедом Адемом. Арабский Ближний Восток стал не только центром по подготовке и финансированию борцов за исламизацию западного побережья Красного моря, но и центром радикализма, который начал готовить боевиков и снабжать их оружием советского производства с целью «сбрасывания Израиля в море», освобождения эфиопских мусульман от ига христианского угнетателя и освобождения Эритреи и захваченных Эфиопией сомалийских территорий. С самого начала Фронт освобождения Эритреи (ФОЭ) рассматривался как инструмент давления на эфиопские власти. Так как многие члены фронта и его руководство были выходцами из мусульманской части населения Эритреи, весь мусульманский мир считал фронт не только борцом за свободу, но и организацией по освобождению Эритреи, распространению влияния ислама. Фронту начали оказывать помощь практически все мусульманские государства Ближнего Востока, Северной Африки, в том числе Судан, который предоставил ему базу и штаб-квартиру в Кассале, близ северо-западной границы Эфиопии [4, р. 23]. Руководство фронта активно эксплуатировало идею «борьбы за освобождение мусульман от жестокого гнета христиан» и начало публично заявлять,
что ведет священную войну - джихад - против христианской Эфиопии [7, с. 318]. Фронту освобождения Эритреи были предоставлены штаб-квартиры в Каире, Бейруте, Дамаске, Багдаде, Алжире. Судя по тем средствам и информационной поддержке, которыми располагал фронт в последующие годы, можно сделать вывод о том, что решение ФОЭ позиционировать себя как мусульманско-арабское движение было правильным. До середины 1960 г. членами ФОЭ были в основном выходцы из мусульманской части населения Эритреи. Был создан политический отдел Фронта, целью которого являлось расширение членской базы путем вербовки христианского населения Эритреи. Бывший лидер юнионистов и первого правительства Эритреи Тедла Байру, назначенный послом Эфиопии в Швеции, предпочел стать представителем фронта в Дамаске, к фронту присоединился также Вольде Аб Вольде Мариям, ставший главой Хартумского отдела ФОЭ. С середины 1960 г. Фронт предпринимал вооруженные нападения на представителей властей в Эритрее, объявил войну империи. Наряду с подрывной деятельностью ФОЭ усиливал давление на внешнюю политику Эфиопии. Усилия императора Хайле Селассие I по улучшению отношений с арабскими государствами не давали результатов. После прихода к власти таких радикальных лидеров, как Муамар Каддафи в Ливии, Саддам Хусейн в Ираке, Хафез Асад в Сирии, ФОЭ начал подготовку боевиков на специальных базах, что осложнило отношения Эфиопской империи с этими государствами. Проблема Эритреи стала предметом обсуждений во время встречи в верхах эфиопского руководства с лидерами арабских государств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рета Зевуде. Проблемы Эритреи в годы правления императора Хайле Селассие I. - Аддис-Абеба, 2000 (на амхар. яз.).
2. Foreign Relations of the U.S. 1961-1963. Vol. XXI.
3. Jams C.N., Clapham P. Ethiopian Constitutional Development. - Addis Ababa, 1972.
4. Legum C., Lee B. Conflict in the Horn of Africa. - L., 1977.
5. New Times and Ethiopian news. 23.01.1954.
6. Pankhurst S. Why are we destroying the Ethiopian ports?..
7. Spencer J.H. Ethiopia at bay. A personal account of the Haile Selassies. - Year. Algonac (Micigan), 1984.
TO THE ABOLITION OF ERITREA AND ETHIOPIA FEDERATION
NIGUSIE KASSAYE M.
The World History Chair Peoples' Friendship University of Russia 10a Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia
The problem of abolition of Eritrea federation with the Ethiopian empire is studied in the context of development of an internal political situation in the country, the USA policy and interrelations of Ethiopia with the Arab states.