Площадь земельных долей, используемых предприятиями в 2004 г., составила около 86% от их наличия в РФ. Наиболее распространенными среди сделок с земельными участками стали соглашения об аренде земель сельскохозяйственного назначения. За период с 2002 по 2004 г. количество соглашений по аренде земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, возросло с 85 тыс. ед. до 92,8 тыс. ед.
Наряду с проблемами, касающимися документального оформления и учета сделок с данной категорией земель, ограничение оборота земельных участков связано с несоответствием спроса и предложения земель сельскохозяйственного использования. Так как оборот земель различается по регионам страны, то не всегда спрос со стороны хозяйств может быть удовлетворен наличием соответствующих площадей земель, структура которых складывалась в течение длительного периода времени [3].
Опыт развитых стран показывает, что рынок сельскохозяйственных земель является наиболее пассивным сегментом национального рынка. Во многих странах действуют нормы рационального использования таких земель, существуют земельные программы, обеспечивающие вывод поврежденных земельных участков из оборота, предусмотрены ограничения на вывод сельскохозяйственных угодий из производства и установлены запреты на перепродажу участков в течение нескольких лет после покупки [4].
В настоящее время основными задачами в сфере регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения можно назвать создание единой системы учета данных об операциях с землями сельскохозяйственного назначения, обеспечение со стороны государства механизмов принуждения к выполнению договорных обязательств в отношении использования земель в сельском хозяйстве, упрощение механизма переоформления прав собственности на землю.
Литература
1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2004 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kadastr.ru.
2. Сборник сведений о состоянии и использовании земель в федеральных округах Российской Федерации в 2003 году [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kadastr.ru.
3. Рынок земель сельскохозяйственного назначения: практика ограничений / Н.Шагайда // Вопросы экономики. -2005, № 6. - С.119-128.
4. Методы и механизмы государственного регулирования агропромышленного производства /В.Садков, О.Попова // Общество и экономика . - 2004, №3. - С. 66-84.
К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ НА УРОВНЕ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Н.В. Вайцель, асп. Алтайского государственного аграрного университета, Г. М. Гриценко, зам. дир. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства, зав. каф. Алтайского государственного аграрного университета
Процесс управления земельными отношениями в рамках ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» столкнулся с рядом проблем, обусловленных, в первую очередь, недостаточной проработанностью функций, структур и методов управления земельными отношениями на муниципальном уровне, в основе которых оказался недостаточно обоснованный подход к трактовке понятия «управление земельными отношениями». Под данным процессом на уровне сельского муниципального района предлагается понимать действия управляющей подсистемы, обеспечивающие посредством организационных и экономических форм, методов, условий и положений реализацию прав и интересов субъектов земельных отношений, удовлетворение общих потребностей населения района в эффективном использовании земель сельскохозяйственного назначения.
В условиях перехода к эффективному многоукладному земледелию важнейшими субъектами земельных отношений выступают сельскохозяйственные предприятия и организации, производящие сельскохозяйственную продукцию; государственные сельскохозяйственные организации, использующие землю для сельскохозяйственного производства, научных и учебных целей; граждане, использующие земельные уча-
стки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства; органы местного самоуправления в сельских поселениях.
Современные земельные отношения представляют собой сложный комплекс правового, административно-организационного, экономического и социального взаимодействия между субъектами права собственности на землю по поводу владения, пользования и распоряжения ею как ограниченным природным ресурсом, средством производства, имуществом и товаром. Объекты земельных отношений, т.е. земельные ресурсы, используемые в АПК сельских территорий, имеют свою специфику, определяемую многими параметрами: географическое положение района и совокупность его природных характеристик, определяющих характер использования земли; структура сельскохозяйственных угодий, т.е. соотношение площадей пашни, сенокосов, пастбищ, многолетних насаждений и др.; качественный состав почв и их мелиоративное состояние; местоположение конкретных массивов земельных угодий; сложившиеся размеры землепользования по различным категориям сельскохозяйственных товаропроизводителей и др. [1, с. 6]. Данные характеристики наряду с формирующейся правовой базой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях определяют состояние сис-
темы управления земельными отношениями и требуют внимания при разработке моделей экономического регулирования.
В регулировании земельных отношений, развитии земельного рынка, контроле за надлежащим использованием земельных участков на уровне сельского муниципального района важная роль принадлежит органам местного самоуправления (муниципалитетам), которые в меру своей компетентности осуществляют
местную (локальную) земельную политику, при этом являясь объектом трансформации в ходе развития муниципального уровня власти в стране.
Большая часть земель сельскохозяйственного назначения продолжает оставаться в ведении крупных коллективных сельхозпредприятий. Например, в Завьяловском районе, расположенного в степной зоне Алтайского края, они имеют в своем ведении 157,2 тыс. га, или 94% (табл. 1).
1. Распределение земель сельскохозяйственного назначения по землепользователям
в Завьяловском районе в 2005 г.
Категории земель Землепользователи
Сельхозпредприятия всех форм собственности К Ф)Х ЛПХН и прочие Всего по району
Тыс. га В % к итогу Тыс. га В % к итогу Тыс. га В % к итогу Тыс. га В % к итогу
Общая площадь 157,2 94,0 7,9 4,7 2,1 1,3 167,2 100,0
Из них в собственности: 102,4 92,0 7,0 6,3 1,8 1,7 111,2 100,0
долевой государственной и муниципальной 54,8 97,9 0,9 1,6 0,3 0,5 56,0 100,0
В связи со вступлением в силу с 01.01.2006 г. ФЗ № 131 изменились и ставки земельного налога, устанавливаемые теперь нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований [2].
Однако проведенные нами исследования показывают, что новая система налогообложения (0,3% кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения) привела к существенному повышению налоговых ставок по сельхозпредприятиям, в частности, для пашни более чем в 2 раза (табл. 2).
2. Расчет ставок земельного налога 1 га пашни по сельхозпредприятиям Завьяловского района, р.
Наименование сельхозп редп риятия Кадастровая стоимость Ставка земельного налога в 2005 г. Ставка земельного налога в 2006 г. Расчет в % к действующей ставке
СПК «Заря Алтая» 14 906 16,81 44,71 375,9
СПК «Фрунзенский» 9 401 9,11 28,2 309,5
СПК «Путь к коммунизму» 11 170 17,21 33,51 194,7
СПК «Камышенский» 13 183 11,88 39,54 332,8
СПК «Искра» 12 077 11,09 36,23 326,6
СПК «Завьяловский» 13 682 11,09 41,04 370,0
СПК «Тумановский» 13 122 16,67 39,36 236,1
СПК «Харитоновский» 14 224 13,86 42,67 307,8
СПК «Чернавский» 11 709 15,59 35,12 225,3
СПК «Чистозерный» 12 877 11,09 38,63 348,3
Итого по району 12 470 13,21 37,41 283,2
Мин. 9 401 9,11 28,2 194,7
Мах. 14 906 16,81 44,71 375,9
Размах вариации, раз 1,59 1,85 1,59 1,93
Данный вариант земельного налогообложения, при сохранении других видов налогов и платежей, приведет к значительному увеличению налогооблагаемой базы сельхозтоваропроизводителей района и может ухудшить их финансово-экономическое положение, снизив конкурентоспособность их продукции.
Кроме того, для перехода на новую систему налогообложения земельным комитетам на местах необходимо составить полный перечень сведений о наличии и кадастровой стоимости земельных участков по всем категориям землепользователей. В За-вьяловском районе в свое время собственниками были выделены отдельные земельные участки за счет земельных долей из общедолевой собственности сельхозпредприятий и переданы в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, минуя проце-
дуру государственной регистрации договора аренды. В результате на балансе сельхозпредприятия эта земля уже не числится и вместе с этим официально отсутствует информация об использовании ее в крестьянских (фермерских) хозяйствах на праве аренды. Эта ситуация позволяет не платить земельный налог с данных земельных участков. Поэтому речь должна идти об ужесточении контрольных функций со стороны земельных комитетов и представительных органов местного самоуправления за соблюдением земельного законодательства участниками многоукладного землевладения и землепользования на территории сельских образований. Отсутствие на муниципальном уровне нормативноправовой базы в области земельного контроля по регулированию экономической ответственности за
нарушение порядка и эффективности землепользования снижает эффективность контрольной деятельности органов по управлению земельными ресурсами. При этом уплаченные денежные средства по штрафным санкциям могут стать альтернативой увеличения отчислений по земельному налогу сельхозтоваропроизводителями в муниципальный бюджет.
В компетенции муниципального района по управлению земельными отношениями находятся вопросы ведения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности, которые преимущественно сдаются в аренду. Например, в Завьяловском районе в аренду сдается 100% районного фонда перераспределения земель - 32 тыс. га, что, по оценке, способно обеспечить поступление в бюджет около 2,5 млн р. Однако по данным отчета комитета администрации района по экономическому анализу, прогнозированию и управлению муниципальным имуществом, составленным на 20.10.2005 г., задолженность в районный бюджет сельхозпредприятий и частных лиц, арендующих земли сельскохозяйственного назначения из районного фонда перераспределения, составила около 1,5 млн р. Часть крестьянских хозяйств имеют задолженность за прошлые годы, что потребует иных подходов к управлению земельными отношениями. В частности, на первом этапе необходимо перезаключить договоры аренды земель, перерегистрировать и привести в соответствие с действующим законодательством, на втором -применить к неплательщикам штрафные санкции, что сегодня сделать практически невозможно.
Решением Завьяловского районного собрания депутатов утверждены ставки арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения районного фонда перераспределения на 2006 г. в размере: пашня -90 р. /га, сенокосы - 36 р./га, пастбища - 18 р./га
[3] и регламентированы земельные отношения по предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных в границах черты поселений, находящихся в муниципальной собственности и (или) в ведении органов местного самоуправления, а также по прекращению прав на землю [4].
Но до сих пор ни этими, ни иными документами не определен порядок использования невостребованных земельных долей и участков. Так, например, за последние десять лет в СПК «Завьяловский» 12,3% собственников земельных долей умерли, а наследники не вступили в свои права. Следует отметить, что с 01.01.2006 г. понятие «налог на наследование» прекращает свое действие. Если раньше завышенная величина налога вынуждала сельских жителей отказываться от наследства, то с отменой налога на наследование реальным вариантом оборота земельных долей является передача их по наследству детям, близким родственникам, работающим или желающим работать на данной терри-
тории и непосредственно в сельском хозяйстве. По нашему мнению, это направление земельного оборота должно стать наиболее приоритетным. Процесс передачи земельной доли должен проходить на добровольной основе и регулироваться нормативноправовыми актами, которые следует принять на уровне муниципального образования «Завьяловский район». Разработанные положения должны включать: организационно-экономический механизм реализации оборота, правовые аспекты, меры ответственности за допускаемые нарушения и др. По истечении же предельного срока земля должна переходить в муниципальную собственность. В счет этой доли следовало бы выделять земельный участок, который поступит в фонд перераспределения и может быть в дальнейшем предоставлен сельхозорганизации, крестьянскому (фермерскому) хозяйству или гражданину для использования в сельскохозяйственных целях.
Таким образом, для организации эффективного управления земельными отношениями на уровне сельских территорий необходимо разработать на муниципальном уровне нормативно-правовую базу в области земельного контроля по регулированию экономической ответственности за нарушение порядка и эффективности землепользования, за снижение плодородия почв, загрязнение земель, использование сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных целей, принять ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы налогообложения и оборота земельных долей сельхозтоваропроизводителей. А при нецелевом использовании земель сельскохозяйственного назначения предусматривать принудительные меры воздействия к их собственникам - предупреждение, штраф, изъятие земель, как возмездное, так и безвозмездное.
Литература
1. Чередникова, А.О. Развитие земельных отношений как фактор повышения эффективности сельскохозяйственного производства/ А.О.Че-редникова. - Воронеж: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР, 2005. - 161 с.
2. Постановление № 246/б от 03.08.2005 г. «О введении земельного налога на территории муниципального образования сельское поселение «Завьяловский сельсовет».
3. Постановление № 188 от 27.12. 2005 г. «Об утверждении ставок арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения районного фонда перераспределения на 2006 год».
4. Положение № 130 от 28.10.2005 г. «О порядке предоставления земельных участков и прекращения прав на землю в границах муниципального образования «Завьяловский район».
ПРОБЛЕМЫ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ
В.В. Печенкина, д.э.н., доц. Красноярского государственного аграрного университета
С введением в действие закона «Об обороте ний стала необходимой методика внутрихозяйствен-
земель сельскохозяйственного назначения» и ак- ной оценки сельскохозяйственных угодий, позво-
тивным развитием агропромышленных формирова- ляющая: во-первых, обеспечить сопоставимость ре-