Научная статья на тему 'Земельная реформа и перспективы ее развития в республике Дагестан'

Земельная реформа и перспективы ее развития в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
720
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Земельная реформа и перспективы ее развития в республике Дагестан»

В стране целом и в Республике Дагестан в частности идет, хотя очень медленно, процесс перехода к уже многоукладному земельному строю. Очень важно на этом этапе избежать крайностей и крупных просчетов при решении таких чрезвычайно сложных проблем как земельные отношения. Необходимо глубоко обосновать цели формирования новых для сельского хозяйства отношений, их сущность и содержание, принципы регулирования и управления земельными ресурсами.

Разрабатывая модели эволюционного формирования земельных отношений в регионе, следует внести коррективы с учетом:

- особенностей региона и территорий: природных, национальных, демографических, социально-экономических, экологических, геополитических;

- много ли в регионе по-настоящему заинтересованных хозяев, желающих взять в частную собственность землю для сельхозпроизводства;

- уровня глобального риска, связанного с растущим влиянием «невидимой руки рынка» и человеческой личной деятельности в управлении экономикой;

- уровня идейной целесообразности и экономической эффективности раздробления сельскохозяйственного производства, превращения его из крупнотоварного в мелкотоварное, из специализированного - в многоотраслевое, из модернизированного - в кустарное;

- степени правового обеспечения концепции формирования многоукладного земельного строя, как основы сохранения устойчивого землепользования и землевладения, гражданского оборота земли и связанной с ней недвижимости;

- наличия специальных целеориентирующих нормативных документов для региона в соответствии с комплексными территориально-межотраслевыми программами, проектами организации землепользования, технологиями оптимизации производственно-экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

- выбора экономического механизма хозяйствования, при котором достигается устойчивое функционирование и конкурентоспособность сельскохозяйственных формирований;

- создания условий для здоровой конкуренции разным собственникам (частному, коллективному, государственному) при функционировании многоукладной структуры земельного рынка;

- взаимной увязки динамики развития земельных отношений, степени разветвленности рыночной инфраструктуры и интенсификации сельскохозяйственного производства и т.д.

При переходе к принципиально новой организационно-экономической основе сельского хозяйства, формирующейся на земле, по нашему мнению, нельзя руководствоваться одной формулой «или-или» и двигаться революционными скачками, тормозящими адаптацию к цивилизованным рыночным отношениям.

Мудуев Ш.С

Земельная реформа и перспективы ее развития в Республике Дагестан

Суть земельной реформы заключается в создании условий для формирования многоукладной экономики на основе многообразия и равенства различных форм собственности на землю (государственная, муниципальная и частная) и развития различных форм хозяйствования на земле.

Земельная реформа является важнейшим элементом структурной перестройки экономики республики, целью которой является повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.

Реформа в такой аграрной республике как Дагестан, где в основном население занято производством, переработкой и сбытом продукции сельского хозяйства была и остается наиболее важным всенародным делом. Поэтому вопросы, связанные с землей должны решаться продуманно в строгом соответствии с существующей федеральной и республиканской законодательной базами.

В тоже время нельзя не учитывать изменившуюся реальную ситуацию в стране и республике.И эти изменения требуют внесения поправок в существующие законы.

Основными направлениями государственной политики в проведении земельной реформы являются:

- осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации и Республики Дагестан формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации;

- вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;

- перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам;

- повышение плодородия почв и охрана земель;

- разграничение государственных земель на федеральные, республиканские, муниципальные;

- создание системы государственного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли.

На первом этапе проведения реформы осуществлены меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требующим значительных финансовых затрат, и обеспечить экономическую базу проведения следующего второго этапа.

На втором этапе проводятся ряд ресурсоемких мероприятий, направленных на проведение работ по рациональному и эффективному использованию земельных ресурсов. Существовавшая система землеустройства республики подверглась существенному разрушению на первом этапе земельной реформы (1991 -2000г.г.), что существенно сказалось на сельскохозяйственном землевладении, землепользовании и плодородии земель сельскохозяйственного назначения. Перераспределение земель затронуло практически все сельскохозяйственные предприятия, в результате чего изменилось их количество, площади землевладений и состав угодий в них. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы во владения земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных хозяйств населения и организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Практически ликвидирована монополия государственной собственности на землю. На начало 2000 года

Земельный фонд республики составляет 5182.4 тыс. га из которых:

земли в административных границах - 5027 тыс. га

земли, находящиеся за пределами административных границ республики - 265.2 тыс. га из них:

в пользовании юридических лиц - 107.2 тыс. га в аренде - 158.0 тыс. га

земли, используемые другими республиками - 109.8 тыс. га из них:

в пользовании юридических лиц - 109.8 тыс. га

В пределах административных границ земли сельскохозяйственного назначения занимают площадь - 4231.2 тыс. га земли населенных пунктов - 122.8 тыс. га

земли промышленности транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения - 37.4 тыс. га

земли особо охраняемых территорий - 29.8 тыс. га

земли лесного фонда - 421.7 тыс. га

земли водного фонда - 27.0 тыс. га

земли запаса - 157.8 тыс. га

Весь республиканский земельный фонд находится в государственной и муниципальной собственности. В пределах административных границ всего гражданам предоставлено - 181.2 тыс. га из них:

земли сельскохозяйственного назначения во владении и пользовании гражданами - 66.2 тыс. га в аренде - 35.4 тыс. га

земли населенных пунктов во владении и пользовании гражданами -79.6 тыс. га В пределах административных границ юридическим лицам предоставлено - 4196.1 тыс. га из них:

земли сельскохозяйственного назначения в пользовании юридических лиц - 4040.6 тыс. га

в аренде - 49.4 тыс. га

земли населенных пунктов в пользовании юридических лиц -38.8 тыс. га

в аренде - 0.1 тыс. га

Из 5027 тыс. га земель, составляющих земельный фонд республики на долю сельскохозяйственных угодий приходится 3400.5 тыс. га или 67.6%. Пахотные угодья занимают 532.2 тыс. га, что составляет 10.5% общей площади и 15.7% площади сельхозугодий, многолетние насаждения - 67.3 тыс. га или 1.3% общей площади и 2% сельхозугодий, 2798.4 тыс. га кормовые угодья или 56% общей площади и 82.2% сельхозугодий.

Земли сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов (4354.0 тыс. га) занимают 86.6% общей площади республики, на долю сельскохозяйственных угодий приходится 3265.4 тыс. га (75%), при этом 513.4 тыс. га (11.8%) занято пашней, 65.3 тыс. га (1.4%) под многолетними насаждениями, 2684.3.(61.6%) кормовые угодья.

Из 272.8 тыс. га земель, находящихся за пределами административных границ республики и используемыми другими республиками на кормовые угодья приходится 270.4 тыс. га (99.1%).

В республике имеется 387 тыс. га орошаемых сельскохозяйственных угодий или 11.4% общей площади сельхозугодий, в том числе орошаемой пашни - 282.8 тыс. га (72.6%), под многолетними насаждениями - 44.4 тыс. га. (11.5%), под кормовыми угодьями 59.5 тыс. га (15.3%).

Наибольшее количество орошаемых земель закреплены за государственными и муниципальными унитарными сельхозпредприятиями 137.1 тыс. га, из них: 101.7 тыс. га -пашня, 19.5- многолетние насаждения, 15.8 -кормовые угодья;

У колхозов - всего 137.9 тыс. га орошаемых земель в т.ч. 94.3 тыс. га пашня, 6.9 тыс. га многолетние насаждения, 36.5 тыс. га кормовые угодья;

У администраций, граждан - всего орошаемых земель 70.3 тыс. га в т.ч. 52.6 тыс. га пашня, 13.7 тыс. га многолетние насаждения, 4.0 тыс. га - кормовые угодья

В настоящее время в сельхозпредприятиях Республики проводится работа по их реформированию, отлаживанию внутрихозяйственных отношений с одновременным приведением организационно-правовых форм в соответствие с законодательством. В ходе реорганизации в республике создано 848 сельхозпредприятий: 468 колхозов, 245 совхозов, 1 межхозяйственное предприятие, 37 акционерных обществ, 72 сельхозкооператива и 25 сельхозпредприятий.

В ведение сельских поселковых и городских администраций передано 976.8 тыс. га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади 62.1 тыс. га. Определены 169.5 тыс. владельцев земельных долей (паев), которым передано 491.6 тыс. га земель. Сформирована значительная прослойка крестьянских (фермерских) хозяйств - 25.5 тыс. хозяйств, в распоряжение которых передано 63.1 тыс. га, в том числе: сельхозугодия 60.2тыс.га (95.4%), из которых пашня составляет 35.8 тыс. га

Решается проблема обеспечения граждан земельными участками:

- под личные хозяйства 381.2 тыс. семей получили земли на площади 91.9 тыс. га;

- под коллективные сады 67.3 тыс. граждан получили землю на площади 4.4 тыс. га;

- под огороды - 3.6 тыс. граждан на площади 0.5 тыс. га;

- под индивидуальное жилищное строительство 135.3 тыс. граждан получили участки на площади 8.6 тыс. га.

Средний размер земельных участков личных хозяйств населения вырос с 0.15 до 0.32 га., под садоводство - с 0.04 до 0.08 га. Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю на площади 151.8 тыс. га. выданы 72,1 тыс. гражданам. Более 40 тыс. га орошаемой пашни используется крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и арендаторами.

Несмотря на ожидаемые положительные сдвиги в эффективном использовании земельных ресурсов, по ходу земельной реформы, площади многолетних насаждений (67.3 тыс. га в 1999 г.) сократились (68.3 тыс. га в 1998г.). Допустили наибольшее сокращение Кизилюртовский (84 га), С. Стальский (317 га), Тарумовском (134 га.), Табасаранский (176 га), Сергокалинский (281 га) районы.

Сложилось неблагополучное положение в использовании земель сельскохозяйственного назначения. Использование пашни во всех категориях хозяйств находится в особенно тревожном состоянии. Из имеющихся 421.9 тыс. га пашни не используется вообще 113.8 тыс. га в общественном секторе и в КФХ, в том числе по причине сильного засоления - 13.8 тыс. га, мелкоконтурности - 4.5 тыс. га, гибели озимых - 9.8 тыс. га, из-за отсутствия финансовых и материально-технических ресурсов - 85.7 тыс. га. Большие площади пашни не используются сельхозпредприятиями Ногайского (26.4 тыс. га, 78%), Кизлярского (12.1 тыс. га, 23%), Дербентского (5.2 тыс. га, 38%), Магарамкентского (5.2 тыс. га, 46%), Карабудахкентского (4.4 тыс. га, 20%) районов равнинной зоны, Буйнакского (5.4 тыс. га,31%), Табасарансокго (3.2 тыс. га, 40%) районов предгорной зоны и Ах-тынского (2.5 тыс. га, 79%), Докузпаринского (1 тыс. га, 83%) Хивского (3 тыс. га, 62%), Лакского (2,6 тыс. га, 53%), Цумадинского (1,7 тыс. га,74%), районов горной зоны.

Хотя в сельскохозяйственном производстве республики важное значение имеют орошаемые земли, на которых производится 70% продукции растениеводства, в реформенные годы они используются крайне неудовлетворительно. В Бабаюртовском (3.3 тыс. га), Кизлярском (5.7 тыс. га), Тарумовском (3.9 тыс. га), Дербентском (1.6 тыс. га) районах, а всего в республике в 1999 г. не использовано 39.3 тыс. га, или 17% от всей имеющейся в общественном секторе орошаемой пашни. К основным причинам использования орошаемой пашни можно отнести ежегодную неготовность оросительной системы, отсутствие минимального потребного объема механической очистки (12 млн. куб. м.), из-за чего остаются неиспользованными 23.3 тыс. га, сильную засоленность орошаемых земель, в результате которой в 2000 году по оценкам неиспользованной останется 13.8 тыс. га орошаемой пашни.

В зоне Черных земель и Кизлярских пастбищ, ранее закрепленных за Республикой Грузия, из-за резкого сброса численности овцепоголовья, не используется 44.6 тыс. га земель, выделенных хозяйствам республики в 1991-1996 гг. Многими хозяйствами, за которыми закреплены земли, грубо нарушается порядок использования Черных земель и Кизлярских пастбищ (ежегодно оставляют 400-500 тыс. голов овец, участились факты вспашки пастбищ под бахчу и другие культуры, в то же время множество хозяйств не содержат овец), отсутствует контроль над использованием пастбищных земель. Задолженность по земельному налогу составляет 853 тыс. рублей.

158 тыс. га земель в административно-территориальных границах Республики Калмыкия закреплены за 7 районами республики. Согласно договоренности между Правительствами республик Калмыкия и Дагестан, использование этих земель с 1993 г. осуществляется на арендных началах, однако хозяйства республики воздерживаются от заключения арендных договоров на продолжение этих отношений. Задолженность хозяйств Республики Дагестан по арендной плате за землю Лаганскому району Республики Калмыкия составила 777.8 тыс. руб. Из 35 хозяйств (в 1999 г.) содержали овец только 22 (с учетом частного сектора они содержали 56.7 тыс. голов овец и 1.2 тыс. голов КРС).

На сопредельной территории Ставропольского края за хозяйствами республики закреплено 57.2 тыс. га земель Дахадаевского (39.9 тыс. га), Буйнакского (17.2 тыс. га), Ку-линского (3.6 тыс. га), Каякентского (2 тыс. га) районов, однако эти земли используются крайне неэффективно (не содержат скот хозяйства Дахадаевского, Каякентского районов). С 1999 г. перестали перегонять овец в Муганьские степи, здесь содержится лишь 7 тыс. и 400 голов овец и КРС выходцами из Ахтынского района.

Продолжаются работы по инвентаризации земель в рекреационной зоне и населенных пунктов, расположенных на побережье Каспийского моря, а также работы по делимитации государственной границы Республики Дагестан с Республикой Грузия и Азербайджанской Республикой.

Постановлением Правительства Республики Дагестан «О порядке определения нормативной цены земли и ценового зонирования территории Республики Дагестан» определены оценочные зоны, нормативная цена земли и базовые размеры арендной платы за землю в разрезе административных районов, городов республики по категориям земель и видам сельхозугодий. Установлены повышающие коэффициенты к нормативной цене земли с учетом конкретного расположения земельного участка. Предоставлено право администрациям районов и городов принимать решения и уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли и базовые размеры арендной платы.

Для регулирования земельных отношений используется система земельных платежей, включающая земельный налог, арендную плату и нормативную цену. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.

Поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней продолжают расти (в 1996 г. - 15.2 млн. рублей, в 1997 году - 28 млн. рублей, в 1998 году - 28 млн. рублей в ценах соответствующих годов).

Земельные платежи призваны решать такие важные для аграрного производства задачи, как: стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель; повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, создание инфраструктуры в сельских населенных пунктах и формирование специальных фондов финансирования мероприятий по совершенствованию земельных отношений. Реализация этих задач в республике особенно актуальна, так как в процессе реформирования, значительно сократились объемы выполнения основных видов работ по повышению плодородия почв республики, по коренному и поверхностному улучшению кормовых угодий, вводу мелиорированных земель, обводнению пастбищ, восстановлению и комплексной реконструкции орошаемых и осушенных земель, агрохимическому окультуриванию полей, проведению природоохранных и противоэрозионных мероприятий. Земельные платежи в данном случае должны являться источником воспроизводства почвенного плодородия и повышения эффективности земледелия. Однако в республике этот рычаг не используется, в то время как в других регионах РФ 60% земельного налога идет на восстановление и улучшение почвенного плодородия. Существующая система земельных платежей в республике регулируется законом «О плате за землю», принятом в 1995 г. Закон требует совершенствования с учетом изменившейся реальной ситуации.

С целью совершенствования правового обеспечения земельной реформы и регулирования земельных отношений на стадии подготовки находятся законы Республики Дагестан «О внесении изменений и дополнений в Законы РД «О земле», «О земельном налоге», «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан». Уже при-

няты постановления Правительства РД «О порядке определения нормативной цены земли и ценового зонирования территории Республики Дагестан», «О наличии земель и распределения их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям по состоянию на 1 января 1999 года»

Несмотря на ряд положительных итогов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали не последовательно и крайне медленно. В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства. На государственном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.

Земельная реформа коснулась, в основном, земель сельскохозяйственного назначения.

Средства, поступающие в форме платежей за землю, расходуются не по целевому назначению, что часто противоречит существующему законодательству.

До сих пор не проведено разграничение земель на земли федеральной, республиканской и муниципальной собственности.

В аграрном секторе первый этап реформы не полностью решил возложенные на него задачи: владельцы земельных долей лишены возможности реализовать права по распоряжению ими; переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется болезненно и медленно; новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций, в силу различных объективных и субъективных причин, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий; не создана система ипотечного кредитования.

Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ (особенно в 1997 и 1998 гг.) осуществлялось крайне отрицательно: в 1997 г. финансирование земельной реформы из федерального и республиканского бюджета составило менее 10% от бюджетных назначений. В итоге в 1997-98 гг. были практически свернуты землеустроительные работы, тормозится создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ.

Неудовлетворительно организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений.

В настоящее время в республике проводятся работы следующего этапа земельной реформы, которые предусматривают осуществление комплекса землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим, экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных производителей в целях создания условий для их кооперирования, рационального использования земель, сохранения и повышения плодородия почв. Сюда относятся в первую очередь установление соответствующих стандартов, правил, нормативов плодородия земель, систематическое проведение агротехнических, агрохимических, противоэрозионных мероприятий. Большая роль должна отводиться оптимальным и научно обоснованным севооборотам. Необходимо осуществлять регулярный контроль и ревизии земель, не используемых (консервируемых) в сельском хозяйстве, с целью выявления, уточнения их качественного состояния и последующего вовлечения в оборот наиболее плодородных и, напротив, выведение из интенсивного оборота низкоплодородных земель, в сильной степени подверженных эрозии и иным негативным процессам - загрязнению, окислению и т.д. Работа эта, требует дополнительных средств. Поэтому возникает целесообразность аккумулирования части земельного налога в бюджетах всех уровней с последующим использованием этих средств на повышение плодородия почв и нужды сельского хозяйства.

Мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках Государственной комплексной Программы повышения плодородия почв в Республике Дагестан в 1996-2000 гг.

Однако, следует отметить, что, в связи с ухудшением материально-технической обеспеченности хозяйств всех форм хозяйствования, ростом цен на материальные ресурсы (диспаритет цен) резко сократилось внесение в почву органических и минеральных удобрений, что привело к дальнейшему ухудшению плодородия почв. Если в 80-х гг. вносилось 65-70 тыс. тонн минеральных удобрений ежегодно, то в 1999 г. внесено 1,5 тыс. т. (в 40 раз). Уменьшилось их внесение на 1 га со 130 кг. до 3 кг. на га. И это привело к резкому сокращению производства зерновых, а урожайность снизилась с 23 до 10-11 ц/га.

Агрохимические обследования, проведенные в Бабаюртовском районе, показали что содержание гумуса в почве, снизилось на 0,4%, фосфора на 5 мг и калия на 6 мг на 1 кг. почвы. Аналогичное положение и в других районах. Резко сократилось и применение органических удобрений (в 80-х гг. вносилось 1,3 млн. т., в 1999 г. - 128,5 тыс. га в общественном секторе).

Одной из причин неэффективного использования земель сельскохозяйственного назначения является наличие, состояние и использование машинно-тракторного парка. По сравнению с 1991 г. количество тракторов в республике уменьшилось на 43%, грузовых автомобилей на 49%, зерновых комбайнов на 30%, почвообрабатывающей и посевной техники на 45% и 65% соответственно, кормоуборочных комбайнов на 60%. Из имеющихся в настоящее время 7105 тракторов, 6321 ед. (89%) с отработанными амортизационными сроками эксплуатации.

Проблематично и обеспечение хозяйств высокопродуктивными качественными семенами районированных сортов, что отрицательно сказы вается на получение высоких урожаев. В этой области ушла в тень деятельность научно-исследовательских учреждений республики и ученых, работающих в них.

Вместо заключения хочется отметить, что в ходе земельной реформы в Республике Дагестан достигнуты определяющие в становлении нового земельного строя преобразования. Осуществлен переход от государственной монополии на землю к различным формам собственности, заложены основы многоукладного земледелия. Формируются основы земельного рынка. Сформирован фонд перераспределения земель.

Однако, пока еще, реформы не решили возложенные на нее задачи, конечной целью которых является экономически эффективное и экологически безопасное использование земли: владельцы земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению; переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно; новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий; не создана система ипотечного кредитования.

Одна из причин такого положения в том, что земельная реформа проводится в условиях столь глубокого экономического кризиса, что отдельные положительные результаты обесцениваются. В настоящее время перед республикой стоит сложная задача по завершению реформирования, которая должна соединить свободу владения и распоряжения землей с государственным регулированием, обеспечить эффективное использование земельных ресурсов и социальную справедливость при их распределении.

Стратегия и тактика дальнейших преобразований в сфере сельскохозяйственного землевладения и землепользования должны заключаться в постепенном движении к такому типу организации землепользования, который обеспечивал бы создание условий для рационального и эффективного использования республиканского земельного потенциала, экономическую и социальную стабильность сельскохозяйственного производства республики.

Одним из важнейших путей (решения проблемы) повышения эффективного использования земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения является передача земель в частную собственность и владение, создание и закрепление пастбищных земель за сельскими общинами на вечное пользование без права продажи и передачи (при-сельские пастбищные угодья), создание резервного фонда пахотных земель для перспективного развития населенных пунктов (10-15%) с правом передачи в краткосрочную аренду всем желающим (на конкурсной основе). Определение и закрепление паев (долей) за постоянно проживающими и занимающимися сельским хозяйством (пенсионерами и инвалидами) летних и зимних пастбищных угодий с правом передачи в аренду, субаренду пользователям с обязательной регистрацией в администрациях сел и районных земельных комитетах.

Для решения обозначенной проблемы, на наш взгляд, представляется необходимым:

- оптимизация структуры сельскохозяйственного землепользования на основе наиболее экономически выгодного и рационального использования резерва земель, производственного потенциала и инфраструктуры;

- создание условия для дальнейшей демократизации земельных и производственных отношений с целью предоставления хозяйствующим субъектам дополнительных возможностей проявления самостоятельности и инициативы;

- обеспечение формирования современного агробизнеса на основе равноправного представительства на рынке сельхозтоваропроизводителей не зависимо от организационно-правовых форм собственности и хозяйствования;

- осуществление государственной поддержки материально-техническими и финансовыми ресурсами специализированных и эффективно функционирующих предприятий, обеспечив строгий контроль за их целевым использованием и своевременным возвратом;

- осуществление регулярного государственного контроля над использованием и охраной сельскохозяйственных угодий и особенно пашни;

- разработка и реализация мер по стимулированию целевого использования земель с применением передовых технологий производства;

- использование земель сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению и по фактам не использования их, подвергать двух (и более) кратному обложению земельным налогом пользователей этих земель;

- создание по зонам республики машинно-технологических станций для проведения агротехнических работ по эффективному использованию земель;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- средства, поступающие в местные бюджеты от налога на землю направлять на повышение плодородия почв;

- производить залужение неиспользуемых площадей пашни, особенно орошаемых, путем посева люцерны и других, перспективных многолетних трав.

Бабаханов С. Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.