МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 658:622:338.32
Е. А. Куклина, Е. Л. Кантор
К вопросу об управлении производственной мощностью промышленного предприятия
В статье рассматриваются вопросы проектирования промышленного предприятия в контексте обоснования его производственной мощности, приводятся методологические подходы к определению уровня экономической активности предприятия с учетом отраслевых особенностей, анализируются экономические результаты увеличения объема производства за счет эффекта масштаба.
The article deals with problems of projection of the industrial enterprise in the context of substantiation of its production capacity. The methodological approaches to determining the level of economic activity of the enterprise with the account of the branch peculiarities are given. The economic results of production increase due to economies of scale are analyzed.
Ключевые слова: промышленное предприятие, производственная мощность, проектирование, управленческая экономика, модель поведения фирмы, максимизация прибыли, добывающая промышленность.
Key words: industrial enterprise, production capacity, projection, management economics, model of company behavior, profit maximization, extractive industries, economies of scale.
Экспозиция вопроса.
Уровень экономической активности (производственная мощность, объем производства) является одним из ключевых параметров, обеспечивающих предприятию возможность формирования конкурентных преимуществ, захвата соответствующей доли рынка, обеспечения устойчивого развития в долгосрочной перспективе.
Параметр «производственная мощность» закладывается на стадии проектирования предприятия, и задачи проектирования промышленных предприятий составляют значительную часть общего объема проектных задач фирмы. Концепция промышленного предприятии в значительной степени определяется создаваемым производством, которое, в свою очередь, определяется намеченной к реализации производственной программой, являющейся результа-
© Куклина Е. А., Кантор Е. Л., 2012
64
том сбытовой деятельности фирмы в соответствии с выбранной моделью ее поведения в рыночном пространстве.
Существует значительное количество моделей, позволяющих объяснить поведение фирм и их управляющих в терминах их задач и целей.
К их числу относятся такие модели, как максимизации прибыли; максимизации продаж; максимизации роста; максимизации добавленной стоимости (японская модель); управленческого поведения и др. Модели максимизации продаж и роста отличаются от модели максимизации прибыли в части краткосрочных целей, но сближаются с ней в максимизации прибыли в отдаленной перспективе. По оценкам, наибольшей популярностью в настоящее время пользуется модель максимизации прибыли, которая позволяет прогнозировать поведение коммерческой организации в условиях правовых, моральных и социальных ограничений [4; 7 и др.].
Экономисты давно склонны считать, что главной целью организации любого типа должна быть максимизация ее выгод по отношению к затратам. Для коммерческой организации выгоды, которые она стремится получить, выражаются в форме прибыли. Поскольку рыночная экономическая система позволяет фирмам в нерегулируемых отраслях получать столько, сколько они смогут получить, первоначально предполагалось, что поведение фирмы наилучшим образом может быть описано при помощи модели максимизации прибыли, разработанной в рамках исследований по теории микроэкономики фирмы.
Ранее варианты моделей максимизации прибыли сосредоточивались на решениях, максимизирующих прибыль к краткосрочной перспективе, т. е. позволяющих максимизировать суммарный краткосрочный доход за вычетом общих затрат. В более поздних вариантах таких моделей предполагалось, что цель фирмы состоит в максимизации стоимости фирмы в перспективе на будущее, т. е. в долгосрочной. Поскольку стоимость фирмы в длительном интервале определяется потоком ее будущих прибылей, которые могут соответствовать, а могут и не соответствовать ожиданиям, модель впоследствии была развита с тем, чтобы включить в нее текущую стоимость будущих денег (будущих прибылей) и концепцию риска.
Существует два основных способа максимизировать прибыль фирмы, первый - управление выручкой, при этом возможны следующие варианты:
• увеличение чистой выручки за счет увеличения цены реализации единицы продукции (например, за счет повышения качества и придания ей новых потребительских свойств, повышающих потре-
бительскую стоимость) при неизменном объеме реализации продукции в натуральном выражении;
• увеличения объема реализации (в натуральном выражении) при неизменных ценах;
• увеличение и объема реализации, и цены единицы продукции одновременно.
Второй способ - управление издержками (полной себестоимостью). Цель любого предприятия в условиях рыночной экономики -снижение себестоимости. Это можно сделать на трех стадиях: проектирования (при проектировании); технологической подготовки производства (при подготовке); производства (процессе производства продукции).
Большая часть затрат закладывается на стадиях проектирования и подготовки производства1, поэтому очень важно именно на этих стадиях задействовать все существующие резервы ее снижения [5; 6].
При технологической подготовке производства снизить затраты можно за счет унификации и стандартизации; снижения материалоемкости; снижения трудоемкости; снижения косвенных расходов.
Важным резервом снижения себестоимости продукции предприятия является повышение уровня его экономической активности на рынке, что проявляется в увеличении объемов производства и позволяет получить экономию производственных затрат за счет эффекта масштаба вследствие сокращения величины условнопостоянных затрат.
В связи с последним тезисом необходимо отметить следующее. Принято считать, что эффект масштаба - явление, присущее в основном реалиям рыночной экономики, и цель минимизации затрат может иметь место исключительно в условиях реализации принципов коммерческого расчета. В отношении этого необходимо вспомнить, что концентрация производства являлась одной из основных форм организации промышленного производства в условиях плановой экономики, а принципами размещения производства как раз были принципы специализации и кооперирования, которые наиболее четко проявлялись в возможности организации массового крупносерийного производства.
Эффект масштаба может по-разному влиять на результаты деятельности предприятия, экономические последствия увеличения производственной мощности могут быть как положительными (экономия, выгода), так и отрицательными (убытки, ущерб).
1
1 Так например, для предприятии машиностроительной отрасли эта доля затрат составляет 75-90 %.
С учетом всего изложенного выше, представляется необходимым в рамках предлагаемой научной статьи рассмотреть следующие вопросы, связанные с обоснованием (выбором) производственной мощности промышленного предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономики:
• проектирование предприятия промышленности (в контексте обоснования его производственной мощности);
• методологические подходы к определению уровня экономической активности предприятия как субъекта рыночных отношений (с учетом отраслевых особенностей);
• оценка экономических результатов увеличения объема производства.
Проектирование промышленного предприятия.
Промышленное производство в России растет, это подтверждают как статистические данные, так и участники рынка. Общеизвестно, что все крупные отечественные предприятия пережили последнюю реконструкцию не позднее середины 80-х гг. ХХ в. В этот период строились предприятия максимальной производительности (в рамках плановой экономики казалось оправданным строительство предприятий-гигантов с самой высокой в мире производственной мощностью) и замкнутого цикла (т. е. с очень высокой глубиной производства). Таким образом, большинство крупных предприятий в нашей стране были построены по принципам серийного и крупносерийного (а иногда и массового) производства.
Чудовищное падение производства в 90-е гг., финансовый кризис, разрыв экономических связей надолго сделали проблему модернизации производства неактуальной. Некоторое оживление производства после финансового кризиса 1998 г. также не требовало никаких дополнительных инвестиций - возраст технологического оборудования составлял 10-15 лет (это еще вполне работоспособный возраст), а экономическая конъюнктура позволяла «стрелять из пушки по воробьям», т. е. производить на оборудовании, рассчитанном на 100 тыс. изделий, всего 5-7 тыс. и получать прибыль. Производитель мог игнорировать запросы потребителя по модификации изделий и их адаптации к требованиям рынка.
Однако сегодня ситуация меняется стремительно и кардинально, о чем свидетельствует следующее.
Технологическое оборудование имеет срок службы более 20 лет и, как правило, находится на грани полной выработки своего ресурса.
Вследствие формирования конкурентной среды необходимо осуществлять постоянный мониторинг производственных затрат.
Наблюдается стабилизация и даже некоторый рост сбыта старых моделей изделий, выпускаемых на протяжении многих лет.
Очевидна необходимость разработки и постановки на производство многочисленных модификаций старых изделий и, конечно, новой продукции.
Резко возрастает стоимость производственных площадей, становится проблемой найти персонал для обслуживания старого оборудования.
Современный уровень коммуникаций позволяет находить производителей комплектующих на условиях, экономически более выгодных, чем организация собственного производства.
Необходимость модернизации производства очевидна. Также очевидно, что строить новые предприятия на основе ранее существовавших принципов невозможно: они не выдержат конкуренции. В этих условиях необходимо, прежде всего, по-новому осуществлять проектирование производства, решать вопросы планирования производственной программы и производственной мощности, выбора, поставки и расстановки оборудования, планирования персонала с учетом целей и задач функционирования предприятия в условиях рыночных отношений.
Опыт западных стран в области проектирования промышленных предприятий определяет следующие направления проведения проектных работ [1]:
• выбор места расположения производства;
•разработка генерального плана застройки (планы застройки, включая выбор и размещение сооружений и производственных помещений);
• проектирование структуры промышленного предприятия (структурирование процессов производства и логистики, включая проектирование схем их организации и кадрового обеспечения в рамках установленных помещений), а также практическая их реализация и ввод в эксплуатацию.
Конкретное воплощение проектных работ по перечисленным направлениям образует концепцию промышленного предприятия, на базе которой представляется возможным сформулировать три целевые задачи:
• обеспечение высокой экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
• обеспечение высокой гибкости и вариантности использования производства;
• обеспечение высокой привлекательности предприятия: гуманные условия работы, оплаты труда, социальные гарантии и системы
мотиваторов, соблюдение экологических и эстетических требований (внешний вид производственных зданий и сооружений).
Основой для проектирования промышленных предприятий являются производственные программы, намечаемые к реализации, которые характеризуются такими тенденциями, как увеличение вариантности готовой продукции; сокращение жизненного цикла продукта; уменьшение размеров серии продукта; сокращение сроков обновления продукции; расширение ассортимента видов продукции; сокращение сроков поставки [1, с. 13-14].
Существуют типовые варианты проектирования промышленных предприятий:
• проектирование нового предприятия (вариант «новое строительство»);
• перестройка и обновление действующих предприятий (вариант «реинжиниринг»);
• расширение действующих предприятий (вариант «расширение»);
• сокращение размеров предприятий (вариант «сокращение»)1.
Решающим исходным моментом процесса проектирования (той
«печкой, от которой пляшут») является планирование производственной программы, в которой указываются виды (номенклатура) и объем (распределенный по времени и количеству) изделий, которые должны быть выпущены за определенный (календарный) период времени (как правило, за год). Таким образом, производственная программа является главным фактором, определяющим содержание процесса проектирования.
Расчет производственной программы - важнейшая управленческая задача, имеющая жизненное значение для предприятия. Система факторов, которые оказывают влияние на формирование производственной программы как ключевого параметра производства, включает: возможности сбыта (потенциал сбыта), возможности производства (производственный потенциал), производственную стратегию и др.
Для обеспечения эффективного решения задач проектирования промышленного предприятия необходимо соблюдение общепринятых принципов проектирования, которые накоплены мировой практикой и сформулированы на основе теоретического анализа результатов реализации проектов с учетом современных требований к процедуре проектирования и научных методов проектирования.
1
1 В российских условиях этот вариант используется в целях адаптации промышленных предприятий к новым экономическим условиям. Особенно это касается наиболее крупных предприятий, спроектированных в советское время для выпуска максимального количества продукции.
л
Выделяют следующие принципы проектирования1: анализа создания стоимости; целостности проектирования; этапности проектирования; ориентации на продукт и функциональные проблемы предприятия; экономической эффективности проектирования; вариантности проектирования; «идеального» проектирования; обеспечения соответствия проекту; обеспечения гибкости проекта; комплексности; систематизации и унификация; децентрализации проектирования.
Принятие управленческого решения в отношении планирования производственной мощности предприятия и расчета производственной программы должно основываться на анализе динамики долгосрочных затрат.
Методологические подходы к определению уровня экономической активности промышленного предприятия. Для решения управленческой задачи оптимального планирования производственной мощности в соответствии с выбранной фирмой моделью поведения (например моделью максимизации прибыли) и в целях обеспечения возможности снижения затрат при увеличении ее производственной мощности, необходимо сделать следующие допущения: цены на факторы производства остаются постоянными; производственная функция при увеличении производства не меняется; оптимальное сочетание факторов производства будет поддерживаться при любом уровне выпуска продукции.
Последнее допущение соотносится с понятием «пропорциональное увеличение производства», для обеспечения которого требуется, чтобы все факторы производства изменялись одновременно в одной и той же пропорции. Если это выдерживается, то возможен один из трех следующих результатов.
1. Увеличение экономической эффективности при увеличении масштаба производства: уровень выпуска продукции увеличивается в большей пропорции, нежели увеличиваются в объеме факторы производства.
2. Отсутствие увеличения экономической эффективности при увеличении масштаба производства: уровень выпуска продукции увеличивается в той же самой пропорции, в которой происходит увеличение объемов факторов производства.
3. Уменьшение экономической эффективности при увеличении масштаба производства: уровень выпуска продукции увеличивается
1
' В рамках настоящей статьи мы ограничиваемся формулированием лишь самих принципов, оставляя за рамками их содержание, что обусловлено исключительно требованиями к объему публикации.
в меньшей пропорции, нежели увеличиваются в объеме факторы производства.
С точки зрения экономической эффективности производства эффект масштаба является аналогом эластичности производства, и таким образом можно сказать, что три приведенных выше результата соответствуют ситуациям, при которых эластичность производства: 1) больше единицы; 2) равна единице; 3) меньше единицы.
Необходимо отметить при этом, что в действительности изменения уровня выпуска продукции могут быть значительно более неравномерные, что может быть вызвано такими причинами, как специализация производства, производительность технологического оборудования, различной производительностью оборудования разного типа и т. д.
Увеличение, сохранение на постоянном уровне или уменьшение экономической эффективности производства при его расширении отражает те изменения в экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, которые происходят вследствие пропорционального увеличения используемых факторов производства. Но при этом необходимо понимать, что эффект масштаба представляет собой некую концепцию производства, а управленческое решение (что и сколько необходимо производить) должно основываться прежде всего на оценке величины спроса на конкретную продукцию. Даже если теоретически будет иметь место пропорциональное увеличение масштаба производства, предприятие может оказаться без прибыли вообще, если ее продукция не может быть реализована, как бы эффективно она не производилась. И наоборот, если существует повышенный спрос, то в таком случае пропорциональное увеличение выпуска может обеспечить значительное увеличение общей прибыли, даже если имеет место уменьшение экономической эффективности при расширении производства. Несмотря на то что увеличение стоимости единицы продукции будет уменьшать долю прибыли в цене единицы продукции, общая прибыль фирмы может возрасти благодаря увеличению объема продаж.
Таким образом, увеличение экономической эффективности производства при увеличении его масштаба представляет собой долгосрочную концепцию планирования развития производства, которая позволяет руководству фирмы оценить влияние увеличения всех факторов производства в одинаковом количественном соотношении и принять соответствующее решение по производству. Но при принятии решения в отношении уровня выпуска продукции в долгосрочной перспективе, необходимо учитывать уровень спроса и другие факторы.
Предложенный методологический подход к определению производственной мощности промышленного предприятия с позиций «управленческой экономики» / «экономики управления» (назовем его «управленческий подход») применим для предприятий обрабатывающих отраслей промышленности, которые получают сырье и основные материалы со стороны как основу своей будущей готовой продукции.
Совсем другая ситуация для предприятий добывающих отраслей промышленности, которые это самое сырье, так же как и продукцию первичной переработки, производят (добывают) в процессе производственной деятельности. Типичный пример - предприятия по добыче полезных ископаемых - горнодобывающие комбинаты, производственный цикл которых включает процессы, связанные с обеспечением доступа к полезному ископаемому, подготовку запасов к выемке, непосредственно добычу, транспортировку полезного ископаемого на поверхность, его обогащение и доведение до стадии концентрата.
Одна из важнейших особенностей добывающей промышленности - ограниченность запасов полезных ископаемых, что приводит к ограниченности (конечности) срока службы горных предприятий и объема их производства. Так как добывающее предприятие вынуждено постоянно воспроизводить фронт горных работ по мере отработки подготовленных и извлеченных из недр запасов, в технологическом отношении оно является непрерывной стройкой, одновременно с которой происходит и производство продукции.
В связи с тем, что с укрупнением производства его экономическая эффективность, как правило, повышается, можно вроде бы говорить о целесообразности увеличения мощностей добывающих предприятий. Но такое решение потребовало бы резкого увеличения первоначальных капитальных вложений и привело бы к нерациональному использованию основных фондов и значительному увеличению годовых амортизационных отчислений (а следовательно и себестоимости продукции). Поэтому увеличение размера добывающего предприятия (и тем самым, сокращение срока его службы) целесообразно лишь в пределах рационального использования основных фондов (и их амортизации). Иначе говоря, при определении мощности добывающего предприятия следует исходить также из объема извлекаемых запасов.
Добывающие производства отличаются повышенной фондоемкостью (капиталоемкостью). Причем в составе основных фондов добывающих предприятий преобладает неподвижная их часть (здания, сооружения), которая представляет, образно говоря, единое целое с разрабатываемым месторождением и амортизация которой увязана со сроком службы всего предприятия.
72
Таким образом, оптимизация размеров добывающих предприятий должна рассчитываться с учетом срока службы последних и определяться на основании максимально возможной эффективности производства.
Методом определения оптимальных размеров (годовой производительности) предприятий для разработки месторождения (участка) является расчет экономической эффективности капитальных вложений в строительство и эксплуатацию добывающих предприятий [2, 3].
Таким образом, методологически верным и единственно приемлемым является «отраслевой подход» к определению производственной мощности предприятий добывающих отраслей промышленности.
Оценка экономических результатов увеличения объема производства. Эффект масштаба производства - пропорциональное увеличение или уменьшение объема производства, которое связано с увеличением всех факторов производства. Если имеется положительный эффект, обусловленный увеличением масштаба производства при постоянных ценах на факторы производства, то он сопровождается соответствующим снижением долгосрочных удельных затрат. В экономической литературе такой эффект принято называть экономией, обусловленной увеличением масштаба производства или эффектом масштаба. При отрицательном эффекте, который приводит к увеличению долгосрочных удельных затрат, говорят о недостатках, обусловленных увеличением масштаба производства.
Экономические преимущества и недостатки, связанные с масштабом производства, могут достигаться как в рамках отдельного предприятия, так и фирмы в целом (понимая при этом совокупность нескольких автономных предприятий, являющихся подразделениями одной фирмы).
Экономические преимущества и недостатки, обусловленные увеличением масштаба производства (на уровне предприятия - завода)
В литературе, касающейся прикладных вопросов управленческой экономики, приводятся, как правило, следующие причины, по которым при увеличении масштаба производства может быть получена экономия затрат: более эффективное использование труда вследствие его разделения и специализации; механизация простых технологических операций; выполнение специальных задач силами предприятия; специализация и более высокая производительность технологического оборудования; централизация и интеграция этапов производства в единый технологический процесс, использование или реализация побочных (попутных) продуктов; экономия
транспортных расходов за счет создания и эксплуатации собственного парка транспортных средств [4; 7 и др.].
Но когда предприятие (завод) становится слишком большим, его геометрия в пространстве может нести угрозы, могут возникнуть существенные недостатки, обусловленные увеличением масштаба производства. Такими недостатками являются: возможность появления «узких» мест в технологическом процессе; увеличение транспортных расходов при перемещении материальных ресурсов (сырья, материалов, готовой продукции); увеличение нескоординированности действий и усложнение контроля.
Экономические преимущества, обусловленные увеличением масштаба производства (на уровне фирмы с несколькими заводами)
Для фирм, владеющих несколькими предприятиями (заводами), функции производства и затрат можно разделить как для фирмы (компании) в целом, так и для каждого из входящих в нее заводов.
В идеальном случае каждый из заводов должен иметь оптимальный размер. Это означает, что достижение каких-либо экономических эффектов, связанных с варьированием размеров предприятия, более невозможно. Это вовсе не означает, что все заводы имеют одинаковые размеры, даже если они производят одинаковый ассортимент продукции. Это означает лишь, что для географического положения каждого из заводов затраты должны быть таковы, чтобы минимум краткосрочных средних затрат совпадал с минимумом долгосрочных средних затрат.
Возможные причины появления экономии, обусловленной увеличением масштаба производства при увеличении фирмы, могут быть следующими:
• передача нескольких заводов под единое руководство, т. е. централизация управления, делает более экономичным административно-управленческий аппарат;
• крупная фирма может позволить себе держать специализированный персонал (юристов, специалистов по налогообложению, финансовых аналитиков и пр.);
• более крупная фирма может удовлетворить все запросы покупателя, использовать общую сбытовую сеть, производить несколько изделий в одном технологическом процессе;
• крупная фирма может использовать массовый маркетинг, проводить масштабные национальные рекламные компании;
• крупные фирмы имеют существенные преимущества на финансовых рынках, они могут привлекать ссудный капитал на более выгодных условиях (более низкие ставки ссудного процента), выпускать облигации и т. д.
Выводы.
1. В условиях рыночных отношений необходимо по-новому осуществлять проектирование производства, решать вопросы планирования производственной программы и производственной мощности.
2. Для обеспечения эффективного решения задач проектирования промышленного предприятия необходимо соблюдение общепринятых принципов проектирования, которые накоплены мировой практикой и сформулированы на основе теоретического анализа результатов реализации проектов с учетом современных требований к процедуре проектирования.
3. «Управленческий подход» к определению производственной мощности промышленного предприятия применим для предприятий обрабатывающих отраслей промышленности, которые получают сырье и основные материалы со стороны как основу будущей готовой продукции.
4. Оптимизация размеров добывающих предприятий, т. е. расчет годовой производственной мощности шахты (рудника, карьера) должна выполняться с учетом срока их службы и определяться на основании максимально возможной эффективности производства.
5. Эффект масштаба представляет собой концепцию производства, и независимо от возможности получения экономического эффекта в виде экономии эксплуатационных затрат управленческое решение в отношении производственной мощности предприятия, функционирующего в рыночной среде конкретной отрасли, должно основываться на оценке величины спроса на продукцию этого предприятия.
Список литературы
1. Грундиг К.-Г. Проектирование промышленного предприятия: Принципы. Методы. Практика / пер. с нем. - М.: Альпина-Бизнес Букс, 2007. - 340 с.
2. Кантор Е.Л. Оптимизация производственной мощности предприятий по добыче полезных ископаемых // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С.Пушкина: науч. журн. Сер. Экономика. - № 2. - 2009. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. -С. 36-52.
3. Кантор Е.Л. Экономика добывающей промышленности (вопросы теории и методологии): моногр. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2010. - 188 с.
4. Кит П., Янг Ф. Управленческая экономика: инструментарий руководителя. - 5-е изд. / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2008. - 624 с.
5. Куклина Е.А. Планирование на предприятии: консп. лекций. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011, заказ 241. - 128 с.
6. Куклина Е.А., Лебедев В.Г. Планирование и анализ затрат и результатов на предприятии: консп. лекций. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010, заказ 66. - 107 с.
7. Сио К.К. Управленческая экономика: пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2000. -671 с.