Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ И ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ'

К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ И ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
523
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ / ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Котова Арина Александровна

Цель: Обоснование предложений по совершенствованию уголовно-правового противодействия незаконному обороту драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней. Методология: В процессе исследования были использованы системный и формально-юридический методы. Результаты: На основании проведенного исследования предлагается внесение изменений в уголовное законодательство в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней в части уточнения предметов рассматриваемых преступлений, а также перемещения статьи, предусматривающей ответственность за их самовольную добычу, из главы 26 УК РФ «Экологические преступления» в главу 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности». Обоснована также необходимость разработки единой классификации драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, утвержденной постановлением Правительства РФ. Новизна/оригинальность/ценность: Важность исследования обусловлена последними изменениями УК РФ в области незаконного оборота драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, которые требуют разработки теоретических предложений по применению новых положений уголовного закона. Значимость результатов исследования заключается в разработке положений по совершенствованию уголовного законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Котова Арина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF CRIMINAL LIABILITY FOR ILLEGAL TRAFFIC OF PRECIOUS METALS, PRECIOUS AND SEMIPRECIOUS STONES

Purpose: Substantiation of proposals for improving of combating crimes in the sphere of illegal traffic in the Russian Federation of precious metals, precious and semiprecious stones. Methodology: Systemic and formal-legal methods were used in the research process. Results: On the basis of the conducted research, it is proposed to amend the criminal legislation in the field of illegal traffic of precious metals, precious and semiprecious stones in terms of clarifying the subjects of the crimes under consideration, as well as moving the article, providing for liability for the unauthorized extraction of precious metals, precious and semiprecious stones, from Chapter 26 of the Criminal Code of the Russian Federation «Environmental Crimes» into Chapter 22 of the Criminal Code of the Russian Federation «Crimes in the Sphere of Economic Activity». It is also proposed to develop a unified classification of precious metals, precious and semi-precious stones, approved by the decree of the Government of the Russian Federation. Novelty/originality/value: The importance of the study is due to the latest changes in the Criminal Code of the Russian Federation in the field of illegal traffic in precious metals, precious and semi-precious stones, which require the development of theoretical proposals for the application of new provisions of the criminal law. The significance of the research results lies in the development of provisions for improving the criminal legislation in this area.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ И ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ»

DOI 10.52068/2304-9839_2021_52_3_88 Котова А.А.

К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ И ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Цель: Обоснование предложений по совершенствованию уголовно-правового противодействия незаконному обороту драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.

Методология: В процессе исследования были использованы системный и формально-юридический методы.

Результаты: На основании проведенного исследования предлагается внесение изменений в уголовное законодательство в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней в части уточнения предметов рассматриваемых преступлений, а также перемещения статьи, предусматривающей ответственность за их самовольную добычу, из главы 26 УК РФ «Экологические преступления» в главу 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности». Обоснована также необходимость разработки единой классификации драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, утвержденной постановлением Правительства РФ.

Новизна/оригинальность/ценность: Важность исследования обусловлена последними изменениями УК РФ в области незаконного оборота драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, которые требуют разработки теоретических предложений по применению новых положений уголовного закона. Значимость результатов исследования заключается в разработке положений по совершенствованию уголовного законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: драгоценные металлы, драгоценные камни, незаконный оборот, уголовная ответственность, экономические преступления.

Kotova А.А.

TO THE QUESTION OF CRIMINAL LIABILITY FOR ILLEGAL TRAFFIC OF PRECIOUS METALS, PRECIOUS AND SEMIPRECIOUS STONES

Purpose: Substantiation of proposals for improving of combating crimes in the sphere of illegal traffic in the Russian Federation of precious metals, precious and semiprecious stones.

Methodology: Systemic and formal-legal methods were used in the research process.

Results: On the basis of the conducted research, it is proposed to amend the criminal legislation in the field of illegal traffic of precious metals, precious and semiprecious stones in terms of clarifying the subjects of the crimes under consideration, as well as moving the article, providing for liability for the unauthorized extraction of precious metals, precious and semiprecious stones, from Chapter 26 of the Criminal Code of the Russian Federation «Environmental Crimes» into Chapter 22 of the Criminal Code of the Russian Federation «Crimes in the Sphere of Economic Activity». It is also proposed to develop a unified classification of precious metals, precious and semi-precious stones, approved by the decree of the Government of the Russian Federation.

Novelty/originality/value: The importance of the study is due to the latest changes in the Criminal Code of the Russian Federation in the field of illegal traffic in precious metals, precious and semi-precious stones, which require the development of theoretical proposals for the application of new provisions of the criminal law. The significance of the research results lies in the development of provisions for improving the criminal legislation in this area.

Keywords: precious metals, precious stones, illegal traffic, criminal liability, economic crimes.

Одним из приоритетных направлений современной уголовной политики Российской Федерации является борьба с преступлениями в сфере экономической деятельности, которые причиняют материальный ущерб, исчисляемый сотнями миллиардов рублей (п. 5 Краткой характеристики состояния преступности в России за январь-

декабрь 2020 года) [9]. Значительная часть преступлений совершается в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней. Об этом свидетельствует статистика ГИАЦ МВД России (Таблица № 1) [9].

Таблица № 1

Статистика преступлений, предусмотренных статьями 191 и 192 УК РФ

Год Статья 191 УК РФ Статья 192 УК РФ

2020 115 15

2019 75 4

2018 65 3

2017 77 2

2016 102 3

ЕиКЛБТЛЫ ЛОУОСЛСУ 3 (52) 2021

Повышенный интерес к данным составам преступлений обусловлен предметом посягательства. Драгоценные камни и драгоценные металлы - это предметы, обладающие природной уникальностью и высокой стоимостью, а в Федеральном законе от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» они обозначены понятием «ценности». Анализ данного нормативно-правового акта позволяет определить значение рассматриваемых предметов для государства. Так, драгоценные металлы и драгоценные камни «составляют часть золотовалютных резервов Российской Федерации», «предназначены для обеспечения производственных, финансовых, научных, социокультурных и иных потребностей РФ» (статья 6), «для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей РФ» (статья 8) и т. д.

В части предмета преступления статьи 191, 192 УК РФ обладают особой бланкетностью. Во-первых, драгоценные металлы и драгоценные камни включены в предмет изучения гражданского права, что связано с их ролью в публично-правовых отношениях. С.В. Янкевич утверждает, что они появились в российском законодательстве как объекты финансового права [12]. Во-вторых, понятия, раскрывающие предмет рассматриваемых преступлений, а также их перечень, содержатся в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Гражданском кодексе РФ, а также ряде подзаконных нормативно-правовых актов. В-третьих, указанные нормативные акты изменяются и дополняются новыми предметами подобного рода. Эти обстоятельства оказывают влияние на механизм уголовно-правовой охраны подобной сферы общественных отношений.

Анализ законодательства в области оборота драгоценных металлов, драгоценных камней позволил выявить ряд проблем, связанных с определением указанных ценностей и установлением их перечня. Так, понятия драгоценных металлов и драгоценных камней раскрываются в статье 1 обозначенного выше федерального закона путем их перечисления. Перечень рассматриваемых предметов содержится также в томе IV раздела XIV «Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)». Однако в данном документе приведена классификация рассматриваемых ценностей, которая призвана обеспечить «единообразное применение товарной номенклатуры», а не способствовать регулированию оборота драгоценных металлов и камней. В свою очередь, понятие полудрагоценных

камней в федеральном законе не раскрывается, а их перечень закреплен в Постановлении Правительства РФ от 11.09.2020 № 1406 «Об утверждении перечня полудрагоценных камней в целях применения статьи 7.5 КоАП РФ и статей 191 и 255 УК РФ».

Следует отметить, что уголовная ответственность за самовольную добычу янтаря, нефрита и иных полудрагоценных камней, а также за их незаконный оборот была установлена в частях 1, 2 и 3 статьи 191 УК РФ и частях 2 и 3 статьи 255 УК РФ в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 № 500-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ». На необходимость включения этих ценностей в предмет соответствующих преступлений неоднократно указывалось в научной литературе [2]. Данные изменения являются важным этапом дифференциации уголовной ответственности в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней. Однако обновленное законодательство решило не все проблемы и, кроме того, породило ряд новых спорных вопросов. Например, В.В. Власенко и А.В. Жеребченко указывают, что обновленная редакция статьи 191 УК РФ требует установления не только более точных критериев разграничения незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней с другими составами преступлений, но и критериев разграничения составов внутри самой статьи 191 УК РФ [3]. Авторы также усматривают проблему квалификации незаконного оборота уникальных янтарных образований, которые по своей природной ценности и экономической стоимости приравниваются Правительством РФ к золоту и иным драгоценным металлам и драгоценным камням, ответственность за которые предусмотрена частями 4 и 5 статьи 191 УК РФ [3]. Однако законодатель не включил уникальные янтарные образования в число предметов преступления, предусмотренных данной нормой. В связи с этим А.В. Чернов и С.В. Габаев предлагают новую редакцию части 4 статьи 191 УК РФ, которая устраняет этот пробел [11]. Полагаем, что такое решение было бы закономерным и правильным.

Ученые отмечают также несоответствие диспозиций статей 191 и 192 УК РФ нормам обозначенного отраслевого законодательства в части использования терминологии [8]. Так, исходя из положений частей 1 и 2 статьи 191 УК РФ, янтарь и нефрит являются полудрагоценными камнями (на это указывает формулировка «янтарь, нефрит и иные полудрагоценные камни»), что

противоречит указанному выше постановлению Правительства РФ, устанавливающему перечень полудрагоценных камней. Данный подзаконный акт коротко определяет, что к полудрагоценным камням относятся «берилл, в том числе аквамарин и гелиодор». На наш взгляд, из формулировки предмета преступления, предусмотренного частями 1, 2 статьи 191 УК РФ и частями 2, 3 статьи 255 УК РФ, а также из их названия необходимо исключить слово «иные» с целью приведения уголовного закона в соответствие с нормами законодательства в области оборота рассматриваемых ценностей.

В свою очередь, из законодательного определения драгоценных камней следует, что к ним непосредственно относится жемчуг. Возникает вопрос, для чего в Уголовном кодексе РФ жемчуг вынесен за пределы понятия «драгоценные камни» и отдельно указан в качестве предмета посягательства. Рассматривая данную проблему, Е.Н. Бархатова и Н.Е. Беломестнов сделали вывод о необходимости исключения слова «жемчуг» из названия и диспозиции статьи 191 УК РФ [2]. Полагаем, что такая позиция является правильной. Однако она не была учтена законодателем при принятии последних изменений УК РФ в части установления ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в 2019 году.

Подобные недостатки формулировок предмета рассматриваемых преступлений вызваны отсутствием единой классификации драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, а также приравненных к ним природных образований. На наш взгляд, для целей охраны законного оборота рассматриваемых ценностей необходимо в едином подзаконном правовом акте, а именно в постановлении Правительства РФ, установить их конкретный перечень.

Также следует отметить, что законодательное определение драгоценных металлов позволяет относить к ним «драгоценные металлы в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном, а также в сырье, сплавах, ... ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления». В свою очередь, УК РФ включает в предмет преступления, предусмотренного статьей 191 УК РФ, драгоценные металлы только в чистом и аффинированном виде, то есть металлы, не прошедшие производственную обработку. Ювелирные и бытовые изделия, а также лом таких изделий не относятся к предмету указанного состава преступления. Такое несоответствие, на наш взгляд, не является пробелом.

Следует согласиться с Е.Н. Бархатовой в том, что драгоценные металлы в составе ювелирных изделий и лома из них «с точки зрения гражданского права являются частью конкретной вещи, которая принадлежит конкретному владельцу» [1].

Особого внимания заслуживает криминализация самовольной добычи янтаря, нефрита и иных полудрагоценных камней, так как фактически частями 2 и 3 статьи 255 УК РФ предусмотрены два новых состава преступления, в том числе состав с административной преюдицией. Указанное дополнение уголовного закона обращает внимание на длительное время существовавшую проблему отсутствия уголовно-правовой охраны добычи драгоценных металлов и драгоценных камней как одного из этапов оборота рассматриваемых ценностей. О необходимости осуществления комплексной уголовно-правовой охраны единого процесса оборота драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, включающего не только их обращение, но и добычу, писали в своих работах Р.О. Степанов [10], А.Г. Иванов [7] и другие. Однако законодатель устранил данный пробел лишь в части полудрагоценных камней, по-прежнему оставив за пределами уголовно-правовой охраны незаконную добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, которые имеют, на наш взгляд, более высокую степень общественной опасности.

Кроме того, в настоящее время ст. 191 и 255 УК РФ, регулирующие одну сферу общественных отношений, а именно отношения в области добычи и оборота драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, имеют различный подход к определению крупного ущерба. Так, крупным ущербом для целей ст. 191 УК РФ является стоимость драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, превышающая 2 миллиона 250 тысяч рублей, в то время как ст. 255 УК РФ в качестве крупного ущерба устанавливает стоимость ценностей на сумму свыше одного миллиона рублей.

Закономерным является вопрос о расположении нормы, предусматривающей уголовную ответственность за самовольную добычу драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, в структуре УК РФ. Так, Р.А. Забавко справедливо отмечает, что ответственность за самовольную добычу указанных предметов и их последующий оборот должна быть предусмотрена в одной главе УК РФ. По мнению указанного специалиста, уголовную ответственность за обозначенные деяния необходимо установить именно в статье 255 УК РФ [4]. На наш взгляд, такая позиция не

EURASIAN ADVOCACY 3 (52) 2021

соответствует сложившейся в УК РФ системе охраны общественных отношений, так как при осуществлении незаконных сделок с драгоценными металлами, драгоценными и полудрагоценными камнями под угрозу ставятся именно отношения в сфере экономики, а не отношения, обеспечивающие экологическую безопасность и охрану недр земли. На это указывает и пояснительная записка к законопроекту о введении уголовной ответственности за самовольную добычу янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, в которой приводятся данные нанесения большого материального ущерба от рассматриваемых незаконных действий. В частности, указывается, что «средняя оценочная стоимость незаконно добытого нефрита составляет около 30,3 миллионов рублей в год» [6]. В связи с изложенным полагаем, что допущена законодательная неточность с размещением нормы об ответственности за незаконную добычу полудрагоценных камней в ст. 255 главы 26 УК РФ «Экологические преступления». Данную статью, на наш взгляд, необходимо перенести в главу 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности».

17 мая 2021 года в Государственную Думу РФ был внесен новый законопроект, который предусматривает определенные изменения и дополнения в ст. 191, 192 и 255 УК РФ [5].

Полагаем, что внесение предлагаемых изменений является закономерным и обусловленным практикой применения уголовного закона в данной области. Вместе с тем считаем необходимым дополнить перечень изменений уголовного законодательства в области добычи и оборота рассматриваемых ценностей следующими положениями:

- исключить из названия и диспозиций статей 191 и 255 УК РФ слова «иные» применительно к полудрагоценным камням;

- предусмотреть в качестве предмета преступлений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 191 УК РФ, уникальные янтарные образования, приравненные Правительством РФ к драгоценным камням;

- переместить статьи, предусматривающие ответственность за самовольную добычу драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, из главы 26 УК РФ «Экологические преступления» в главу 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности».

Таким образом, несмотря на совершенствование уголовного законодательства в сфере незаконного оборота в Российской Федерации драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных

металлов, в рассматриваемой области остается ряд нерешенных проблем: не учтена в полной мере бланкетность диспозиции и отраслевое законодательство, отсутствует единая терминологическая база в области борьбы с незаконным оборотом драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней и другие. Отсутствие единой классификации драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, а также приравненных к ним стратегически важных ресурсов негативно отражается на охране указанных ценностей от незаконного оборота и способствует ошибкам при квалификации подобных преступлений. Для решения выявленных проблем необходимо разработать единую классификацию драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, утвержденную постановлением Правительства РФ, а также привести нормы УК РФ в соответствие с законодательством РФ в области оборота рассматриваемых ценностей.

Кроме того, до настоящего времени нет судебного толкования по делам данной категории, что не позволяет говорить о соблюдении единых подходов для применения соответствующих уголовно-правовых норм. Полагаем, что необходимо разработать рекомендации по квалификации преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней и их отграничению от смежных деяний в рамках судебного толкования.

Пристатейный библиографический список

1. Бархатова Е.Н. Особенности законодательного регулирования ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. № 2 (89). С. 43-52.

2. Бархатова Е.Н., Беломестнов Н.Е. Янтарь - природное богатство вне уголовно-правовой защиты // Legal Concept. 2019. № 4. С. 174-180.

3. Власенко В.В., Жеребченко А.В. К вопросу о новеллах уголовного законодательства в сфере противодействия незаконному обороту драгоценных металлов, полудрагоценных и драгоценных камней либо жемчуга // Вестник экономической безопасности. 2020. № 5. С. 116-120.

4. Забавко Р.А. Уголовная ответственность за незаконные добычу и оборот янтаря, нефрита и других полудрагоценных камней // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10. № 8А. С. 131-142.

5. Законопроект № 1172932-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ (в части уточнения ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней)» // Официальный сайт СОЗД ГАС «Законотворчество» [Элек-

тронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/1172932-7.

6. Законопроект № 657608-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ (в части установления ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней)» // Официальный сайт СОЗД ГАС «Законотворчество» [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/657608-7.

7. Иванов А.Г. Преступления в сфере оборота драгоценных металлов и камней: монография / под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.В. Кулыгина; РПА Минюста России, Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал. М.; Хабаровск: РПА Минюста России, 2011.

8. Семерков С.С. Криминалистическая характеристика незаконного оборота янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга // Цифровая наука. 2020. № 4 (4). С. 219-226.

9. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2020 года // ГИАЦ МВД России [Электронный ресурс]. URL: https://media.mvd.ru/files/ application/2041459.

10. Степанов Р.О. Уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

11. Чернов А.В., Габеев С.В. Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга: проблемы, детерминируемые новой редакцией ст. 191 УК РФ // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 3 (124). С. 97-109.

12. Янкевич С.В. Правовое регулирование обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации (Финансово-правовые аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 3.

References (transliterated)

1. Barxatova E.N. Osobennosti zakonodatel"nogo regulirovaniya otvetstvennosti za nezakonny"j oborot dragocenny"x metallov i dragocenny"x kamnej // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2019. № 2 (89). S. 43-52.

2. Barxatova E.N., Belomestnov N.E. Yantar" - prirod-noe bogatstvo vne ugolovno-pravovoj zashhity" // Legal Concept. 2019. № 4. S. 174-180.

3. Vlasenko V.V., Zherebchenko A.V. K voprosu o novellax ugolovnogo zakonodatel"stva v sfere protivode-

jstviya nezakonnomu oborotu dragocenny'x metallov, poludragocenny'x i dragocenny'x kamnej libo zhem-chuga // Vestnik e'konomicheskoj bezopasnosti. 2020. № 5. S. 116-120.

4. Zabavko R.A. Ugolovnaya otvetstvennost" za nezakonny'e doby'chu i oborot yantarya, nefrita i drugix poludragocenny'x kamnej // Voprosy" rossijskogo i mezh-dunarodnogo prava. 2020. T. 10. № 8A. S. 131-142.

5. Zakonoproekt № 1172932-7 «O vnesenii izmenenij v Ugolovny'j kodeks RF i Ugolovno-processual'ny'j kodeks RF (v chasti utochneniya otvetstvennosti v sfere proizvod-stva, ispol'zovaniya i obrashheniya dragocenny'x metallov i dragocenny'x kamnej)» // Ofidal'ny'j sajt SOZD GAS «Zakonotvorchestvo» [E'lektronny'j resurs]. URL: https:// sozd.duma.gov.ru/bill/1172932-7.

6. Zakonoproekt № 657608-7 «O vnesenii izmen-enij v Ugolovny'j kodeks RF i Ugolovno-processual'ny'j kodeks RF (v chasti ustanovleniya otvetstvennosti za samovol'nuyu doby'chu i nezakonny'j oborot yantarya, nefrita ili iny'x poludragocenny'x kamnej)» // Ofidal'ny'j sajt SOZD GAS «Zakonotvorchestvo» [E'lektronny'j resurs]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/657608-7.

7. Ivanov A.G. Prestupleniya v sfere oborota dragocenny'x metallov i kamnej: monografiya / pod red. d-ra yurid. nauk, prof. V.V. Kuly'gina; RPA Minyusta Rossii, Dal'nevostochny'j (g. Xabarovsk) filial. M.; Xabarovsk: RPA Minyusta Rossii, 2011.

8. Semerkov S.S. Kriminalisticheskaya xarakter-istika nezakonnogo oborota yantarya, nefrita ili iny'x poludragocenny'x kamnej, dragocenny'x metallov, dragocenny'x kamnej libo zhemchuga // Cifrovaya nauka.

2020. № 4 (4). S. 219-226.

9. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar'-dekabr" 2020 goda // GIACz MVD Rossii [E'lektronny'j resurs]. URL: https://media.mvd.ru/files/application/2041459.

10. Stepanov R.O. Ugolovnaya otvetstvennost" za nezakonny'j oborot dragocenny'x metallov, prirodny'x dragocenny'x kamnej ili zhemchuga: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006.

11. Chernov A.V., Gabeev S.V. Nezakonny'j oborot yantarya, nefrita ili iny'x poludragocenny'x kamnej, dragocenny'x metallov, dragocenny'x kamnej libo zhemchuga: problemy", determiniruemy'e novoj redakciej st. 191 UK RF // Aktual'ny'e problemy" rossijskogo prava.

2021. № 3 (124). S. 97-109.

12. Yankevich S.V. Pravovoe regulirovanie obrashheniya dragocenny'x metallov i dragocenny'x kamnej v Ros-sijskoj Federacii (Finansovo-pravovy'e aspekty"): dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2015. S. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.