УДК 34
Семерков Сергей Сергеевич Semerkov Sergey Sergeevich
Студент Student
Всероссийский государственный университет юстиции
(РПА Минюста России) All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ЯНТАРЯ, НЕФРИТА ИЛИ ИНЫХ ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ, ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
ЛИБО ЖЕМЧУГА
CRIMINALISTIC THE CHARACTERISTIC OF ILLEGAL CIRCULATION OF AMBER, THE GREENSTONE OR OTHER SEMIPRECIOUS STONES, PRECIOUS METALS, JEWELS OR PEARLS
Аннотация: В статье исследуются вопросы, касающиеся универсального подхода к понятию и содержанию криминалистической характеристики преступлений, указываются особенности криминалистической характеристики преступлений, совершаемых в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Кроме того, в рамках настоящей статьи позволили предложить урегулирование разногласий, существующих в федеральном законодательстве по вопросам оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, разрешить отдельные вопросы квалификации уголовно наказуемых деяний, сделать вывод о необходимости расширения круга предметов посягательства, ответственность за которое предусмотрена ст. 191 УК РФ, и предложить редакцию диспозиции статьи, обеспечивающей уголовно-правовую защиту драгоценных металлов и драгоценных камней, а также приравненных к ним предметов.
Abstract: In clause the questions, concerning the universal approach to concept and the maintenance criminalistic characteristics of crimes are investigated, features criminalistic characteristics of the crimes made in sphere of a turn of precious metals and jewels are specified. Besides within the limits of present clause have allowed to offer settlement of the disagreements existing in the federal legislation concerning a turn of precious metals and jewels, to resolve
separate questions of qualification of penal acts, to draw a conclusion on necessity of expansion of a circle of subjects of an encroachment, the responsibility for which is stipulated by item 191 UK the Russian Federation, and to offer edition of a disposition of clause providing criminally alegal protection of precious metals and jewels, and also the subjects equal to them.
Ключевые слова: драгоценные металлы, драгоценные камни, уникальные янтарные образования, жемчуг, незаконный оборот, аффинаж.
Keywords: precious metals, jewels, unique amber formations, pearls, illegal circulation, refining.
Драгоценные камни и драгоценные металлы являются стратегически важными товарами, обеспечивающими экономическую стабильность государства. Этим обусловлен повышенный интерес к ним представителей преступной среды, существовавший во все времена. Золотовалютные резервы подвергаются преступным посягательствам, что негативно отражается на кредитной, денежной и валютной системах. В результате этих посягательств нарушаются не только внутриэкономические, но и внешнеэкономические отношения, оказывающие влияние также на политическую сферу.
В российской литературе на протяжении достаточно длительного времени проходят обсуждения проблемы понятия и содержания криминалистической характеристики рассматриваемых в рамках настоящей статьи преступлений.
Представляется весьма верным, что вовсе не стоит стремиться непосредственно к разработке единого универсального набора компонентов криминалистической характеристики рассматриваемых преступлений, поскольку данную типологию просто невозможно вывести вследствие большого количества особенностей различных групп и видов преступлений. Тем самым набор компонентов криминалистической характеристики не может быть строго обязательным непосредственно для различных видов преступлений, так как отдельные компоненты, криминалистически информативные для одних групп преступлений, будут малоинформативными либо же вообще неинформативными для иных.
Международный научный журнал 220
В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что сведения о личности потерпевшего считается весьма малоинформативными, так как в случае хищений, нарушений правил сдачи государству, незаконном обороте драгоценных металлов и драгоценных камней, а также незаконной предпринимательской деятельности в рассматриваемой области, в первую очередь, наносится, прежде всего, ущерб государству, экономической безопасности государства в общем, в том числе различным акционерным обществам, а не отдельным гражданам. На основании этого, считается весьма нецелесообразным говорить об обобщенной характеристике личности потерпевшего как структурном компоненте криминалистической характеристики. Именно по этой же причине вовсе не следует стремиться к формированию универсальной ее модели; унификацию структуры правильнее все же определять к рассматриваемым категориям преступлений.
При этом, исследуя группу преступлений, которые совершаются в области оборота драгоценных металлов и камней: хищений, незаконного оборота, нарушений правил сдачи государству драгоценных металлов и камней и незаконного предпринимательства в указанной области, мы пришли к выводу о целесообразности формирования комплексной криминалистической характеристики, указанной группы преступлений [3].
Возможность подобного комплексирования предопределяется, во-первых, единым предметом (а именно, драгоценными металлами и драгоценными камнями), во-вторых, весьма сходными способами и условиями совершения уголовных преступлений, а в-третьих, последовательностью действий самих преступников (иными словами вначале драгоценные металлы либо камни похищаются, либо же незаконно разрабатываются на брошенных месторождениях и только после этого реализуются).
Таким образом, подводя итог научного исследования, следует отметить, что комплексную криминалистическую характеристику рассматриваемой группы преступлений образуют следующие элементы ее структуры:
1. предмет преступного посягательства;
2. обстановка совершения преступлений, в которую входят условия, способствующие совершению данной группы преступлений;
3. способ совершения преступлений;
4. данные о личности возможного преступника и мотивах его преступного поведения;
5. особенности организованной преступной деятельности [4].
Драгоценные металлы и драгоценные камни обладают особым статусом,
обеспечивая экономическую стабильность государства, выступая гарантом его платежеспособности. В связи с этим регулирование сделок и операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляется федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и законом Российской Федерации «О недрах». Спорные вопросы определения предмета преступления в ст. 191 УК РФ [1] обсуждаются в юридической литературе.
Предлагая определение драгоценных металлов и драгоценных камней, законодатель, избегая сложных и не знакомых обывателю физико-химических характеристик, служащих основанием отнесения металла или камня к драгоценному, пошел по пути перечисления известных металлов и камней, относящихся к драгоценным. В соответствии с определением, предложенным в федеральном законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления [6].
К драгоценным камням относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. Кроме того, закон предполагает отнесение к драгоценным камням уникальных янтарных образований, которые признаны таковыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Безусловно особого внимания заслуживают природные драгоценные камни и жемчуг, как предмет преступного посягательства, ответственность за которое предусмотрена ст. 191 УК РФ. Если в случае с драгоценными металлами законодательные расхождения не существенны и, кроме того, в диспозиции ст. 191 УК РФ предмет преступления конкретизирован за счет слов «за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий», то по поводу драгоценных камней возникает некоторая путаница.
В соответствии с федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным камням относятся алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, жемчуг. Кроме того, в законе указано, что к драгоценному камню приравнивается уникальное янтарное образование при условии его соответствия требованиям, перечисленным в постановлении Правительства РФ «Об утверждении порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням». Согласно постановлению для того, чтобы быть приравненным к драгоценному камню, янтарное образование должно быть уникальным, т. е. обладать следующими признаками:
1. массой более 1 кг;
2. целостностью не менее 80 %, без трещин и сквозных раковин;
3. с хорошо сохранившимися включениями флоры и фауны размером более 10 мм [5].
Обращаясь к ст. 191 УК РФ, видим, что законодатель выделил в качестве самостоятельного предмета жемчуг, входящий по умолчанию в категорию драгоценных камней, при этом оставив без внимания уникальные янтарные
образования, либо включив их в разряд драгоценных камней, либо же не приняв их во внимание. Исходя из отсутствия судебной практики о незаконном обороте уникальных янтарных образований, можно сделать вывод о том, что законодатель, руководствуясь тем, что янтарь отнесен к полудрагоценным камням, решил исключить его из предмета регулирования ст. 191 УК РФ. Вместе с тем, поскольку Правительством РФ янтарь отнесен к стратегически важным ресурсам, уголовным законом предусмотрена ответственность за его контрабанду (ст. 2261 УК РФ), не охватывающую иные действия по незаконному обороту.
Подобное решение законодателя представляется необоснованным и противоречащим федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», а также фактическому значению уникальных янтарных образований для резервного валютного фонда государства. На сегодняшний день уникальные янтарные образования оставлены вне уголовно-правовой защиты. Кроме того, излишним представляется указание в диспозиции статьи на термин «природных» применительно к драгоценным камням, поскольку в ст. 1 федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» указано, что камни искусственного происхождения, обладающие свойствами драгоценных камней, к таковым не относятся. Хотя в последнее время синтетические монокристаллы получили широкое распространение. Их производство носит массовый характер, вследствие чего у них отсутствуют индивидуальные признаки, что делает стоимость монокристаллов ничтожной по сравнению с натуральными алмазами.
Справедливо утверждение о том, что не следует признавать предметом преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, также камни, которые по своим физико-химическим свойствам соответствуют драгоценным, но в установленном законом порядке признаны непригодными для изготовления ювелирных изделий и использования в бытовых целях. В данном случае утрачивается их ценность по критерию полезности, в отличие от искусственно
выращенных кристаллов, ценность которых утрачивается по причине отсутствия уникальности. Примечательно, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 19.14 «Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих» указывает на аналогичный подход законодателя к определению предмета правонарушения. Тем не менее предупреждение незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней должно опираться на четко сформулированные законодательные нормы [2].
Резюмируя изложенное, подчеркнем обозначенную выше рассогласованность отдельных норм федерального законодательства, регулирующих оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, и предлагаем изложить название ст. 191 УК РФ в следующей редакции: Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, драгоценных камней, а также уникальных янтарных образований, приравненных к драгоценным камням. Как можно заметить, из названия исключен такой предмет, как жемчуг, поскольку входит в понятие драгоценных камней, а также слово «природные», поскольку указание на то, что искусственно полученные камни не относятся к драгоценным, присутствует в федеральном законе, а потому подчеркивать данный факт излишне. С учетом предложенного названия следует также скорректировать диспозицию статьи, указав в ней соответствующий предмет преступления.
Библиографический список:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 13.06.1996; № 63-Ф3 ; ред. от 27.12.2019// Собрание законодательства РФ. -2010. - № 25. - Ст. 2954.
2. Байгускаров И. Р., Загидуллина Л. У. Способы совершения преступлений в сфере промышленности, незаконного оборота драгоценных камней и металлов // Отечественная юриспруденция. - 2017. - №2 6. - С. 89-92.
3. Бархатова Е.Н. Особенности законодательного регулирования ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2019. № 2 (89). С. 43-52.
4. Никонович С.Л. О структуре комплексной криминалистической характеристики преступлений, совершаемых в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней // Глобальная трансформация России в эпоху цифровизации: проблемы, особенности, тенденции. 2019. С. 218-223.
5. Спектор Л.А., Махмудов М.М. Уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 6-2. С. 110-114.
6. Трунцевский Ю. В., Акопян О. А., Веремеева О. В. О драгоценных металлах и драгоценных камнях: научно-практ. комментарий к федеральному закону от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» / под ред. И. И. Кучерова, Н. А. Поветкиной. - М., 2018. - 288 с.