Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ'

К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
251
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маликов Б. З., Николаева Т. В.

В статье раскрыты функции уголовно-исполнительных инспекций через призму уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных правоотношений, в том числе в целях обеспечения политики депенализации в сфере реализации уголовной ответственности. Авторами раскрыт императивный и процедурный формат уголовно-исполнительных правоотношений. Авторы определяют правовой статус осужденных как юридическую конструкцию, на основе которой выстраиваются уголовно-исполнительные правоотношения. Делается вывод о том, что деятельность уголовно-исполнительных инстпекций связана с реализацией уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маликов Б. З., Николаева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CRIMINAL-EXECUTIVE AND CRIMINAL-PROCEDURAL LEGAL RELATIONS IN THE ACTIVITIES OF CRIMINAL-EXECUTIVEINSPECTIONS

The article reveals the functions of criminal enforcement inspections through the prism of criminal enforcement and criminal procedural legal relations, including in order to ensure the policy of depenalization in the sphere of the implementation of criminal responsibility. The authors have revealed the imperative and procedural format of criminal and executive legal relations. The authors define the legal status of convicts as a legal structure on the basis of which criminal and executive legal relations are built. It is concluded that the activities of criminal enforcement agencies are connected with the implementation of criminal enforcement and criminal procedural relations.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ»

тостан. Оп. 2. 250 л.

4. Сафонов Г. И. Проблемные вопросы тактики назначения судебной автотехнической экспертизы // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2017. № 3. С. 223 - 226.

5. Уголовное дело № 1-300/2017 // Архив Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан. Оп. 1. 240 л.

6. Гольчевский В. Ф., Власов Ф. М., Несмеянов А. А., Чепурных Н. К. и др. Теоретические основы решения практических задач автотехнической экспертизы / под ред. Гольчевского В. Ф. Иркутск : ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2017. 220 с.

© Афзалетдинова Г. Х.

УДК 343.847.07(470)

Б. З. МАЛИКОВ, профессор кафедры уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор (г. Уфа)

B. Z. MALIKOV, Professor of the Department of Criminal Law and Criminology of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor (Ufa)

Т. В. НИКОЛАЕВА, заместитель начальника кафедры уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

T. V. NIKOLAEVA, Deputy Head of the Department of Criminal Law and Criminology, Ufa Law Institute of the Ministry ofInternal Affairs of Russia, Candidate of Law (Ufa)

К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ

ON THE ISSUE OF CRIMINAL-EXECUTIVE AND CRIMINAL-PROCEDURAL LEGAL RELATIONS IN THE ACTIVITIES OF CRIMINAL-EXECUTIVE

INSPECTIONS

Аннотация. В статье раскрыты функции уголовно-исполнительных инспекций через призму уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных правоотношений, в том числе в целях обеспечения политики депенализации в сфере реализации уголовной ответственности. Авторами раскрыт императивный и процедурный формат уголовно-исполнительных правоотношений. Авторы определяют правовой статус осужденных как юридическую конструкцию, на основе которой выстраиваются уголовно-исполнительные правоотношения. Делается вывод о том,

что деятельность уголовно-исполнительных инстпекций связана с реализацией уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных отношений.

Ключевые слова и словосочетания: уголовно-исполнительные инспекции, уголовно-исполнительная система, исполнение наказаний, уголовно-исполнительные и уголовно-процессуальные правоотношения, исполнение наказания.

Annotation. The article reveals the functions of criminal enforcement inspections through the prism of criminal enforcement and criminal procedural legal relations, including in order to ensure the policy of depenalization in the sphere of the implementation of criminal responsibility. The authors have revealed the imperative and procedural format of criminal and executive legal relations. The authors define the legal status of convicts as a legal structure on the basis of which criminal and executive legal relations are built. It is concluded that the activities of criminal enforcement agencies are connected with the implementation of criminal enforcement and criminal procedural relations.

Keywords and phrases: penitentiary inspections, penitentiary system, execution of sentences, criminal and criminal procedural legal relations, execution of punishment.

Современные уголовно-исполнительные инспекции (далее - УИИ) наделены разнообразными по характеру и содержанию функциями, являясь субъектами уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных правоотношений в сфере исполнения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных и обязательных работ, ограничения свободы, уголовно-правовых мер испытания в виде условного осуждения и отсрочки исполнения наказания, меры пресечения в виде домашнего ареста. Деятельность уголовно-исполни-тельный инспекции сопряжена с одной стороны, с реализацией задач по исполнению приговоров судов в части реализации кары и исправлению осужденных к указанным видам наказаний и мерам испытания, а с другой стороны, - с исполнением судебного решения о применении уголовно-процессуальной меры пресечения в виде домашнего ареста (ст. 107 УПК РФ). Таким образом, уголовно-исполнительные инспекции стали органом уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), осуществляющим исполнение приговоров судов на осужденных к наказаниям, не связанным с их лишением свободы, условно и с отсрочкой исполнения наказания, а также уголовно-процессуальной меры пресечения - домашнего ареста, по

правовой природе и процедуре исполнения схожего с исполнением наказания в виде ограничения свободы.

Деятельность уголовно-исполнительных инспекций предопределена нормами и принципами общепризнанных международных актов, правил и стандартов по обеспечению прав человека в пенитенциарной сфере, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, ведомственными актами Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний и др. Тем самым, ее содержание имеет правовой, нормативный и исполнительно-принудительный характер. Она направлена на исполнение судебных решений в сфере применения и реализации уголовной ответственности, меры уголовно-процессуального пресечения и наказания виновных в совершении преступлений лиц. Правовой формат их деятельности представляет собой систему нормативных актов различных уровней юридической силы, видов нормативного регулирования общественных отношений (предмета), оснований и форм осуществления государственного принуждения (уголовно-исполнительного либо

процессуального). Уголовно-исполнительные инспекции представляют собой вид государственного органа и службы, обеспечивающие властные полномочия в сфере правосудия и правопорядка. Исходя из целей уголовной ответственности и наказания, задач Уголовно-исполнительного кодекса РФ и уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), их деятельность является процедурной в механизме исполнения приговоров судов в части реализации кары способом применения государственного принуждения. Вместе с тем она является и исправительной по своему содержанию. Поэтому указанная деятельность УИИ, как и в целом учреждений и органов УИС, может быть признана неотъемлемой составной частью механизма отправления правосудия [1, с. 135-136]. УИИ являются структурами силового ведомства, призванными осуществлять государственное принуждение и судебно-властные решения в уголовно-исполнительной форме посредством реализации правоотношений.

В отличие от других учреждений и органов УИС, УИИ не только призваны выполнять разнопорядковые функции в механизме уголовно-исполнительной и уголовно-процессуальной деятельности, но и они действуют в открытом социальном пространстве, применяют неординарные виды карательно-исправительного принуждения и уголовно-процессуального пресечения, взаимодействуя с различными структурами гражданского общества, исполняют судебные решения при участии администрации и трудовых коллективов по месту работы осужденных (ст.ст. 28, 34, 35, 38, 43, 44 УИК РФ), и руководителей муниципальных образований (ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 39 УИК РФ). Их деятельность подконтрольна со стороны государства (ст.ст. 19-22 УИК РФ) и общества (ст. 23 УИК РФ).

Исполнение УИИ домашнего ареста и запрета определенных действий (ч. 11

ст. 105.1. УПК РФ) обеспечивается также в открытом социальном пространстве в формате ограничения свободы. Основанием этой работы является судебное решение. Осуществляется она в форме контрольно-надзорных мер за пребыванием лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, в определенном месте и соблюдением ими запретов (ст. 107 УПК РФ) и обязанностей, направленных на ограничение их общения, а также за невыполением ими определенных действий (ст. 105.1 УПК РФ). В домашнем аресте «изоляция» таких лиц от общества не является физическим воздействием путем заключения в специализированное учреждение (помещение), с организацией их охраны и конвоирования, обеспечения постоянного надзора и строгого режима. В домашнем аресте изоляция заключается в императиве предписания физическим лицам пребывать по месту жительства и соблюдать правоограничения, установленные судом. Указанные меры пресечения обеспечиваются способом осуществления надзорно-контрольных мер.

Правовая природа таких уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных отношений различна, так как у них специфичны предметы и методы правового регулирования, самостоятельные отраслевые системы норм, определяющих специфику содержания правоотношений. Не схожи по сущности и последствиям юридические факты таких разнопорядковых правоотношений. Они также отличаются характером правомочий их субъектов и участников. Эти особенности находят отражение в нормативных правовых актах, регламентирующих различные по своей сущности и содержанию направления деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Поэтому они должны учитываться в профессиональной подготовке сотрудников данной службы, а также влиять на содержание уголовно-исполнительной политики, учитывающей специфичность раз-

личных направлений их деятельности по реализации задач правосудия в открытом социуме и при участии институтов гражданского общества.

Актуальность дискуссии в научном сообществе о том, должны ли мы воспринимать зарубежный опыт служб про-бации, как единственный и достаточно верный, брать его за основу для формирования в России службы исполнения альтернатив лишению свободы, видимо, уже исчерпала себя [2, с. 39-52, 52-54]. Мы не отрицаем положительные стороны организации служб пробации, но они рассчитаны на совершенно иные социально-экономические условия, национальные традиции и возможности в противодействии преступности, а также практику органов уголовной юстиции. Нам представляется, что в России уже с учетом социальных, экономических, географических, природно-климатических, ментальных, национальных особенностей, сложившейся структуры гражданского общества, форм организации труда и общественно-полезной деятельности, наработанного опыта в советское и постсоветское время по формированию системы исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также наработок в применении домашнего ареста и запрета определенных действий, уже создана своя государственная служба с должными материальными и организационными ресурсами. Она системно уже встроена и отлажена на протяжении 100 лет в механизм правосудия. В этот исправительный процесс включены институты гражданского общества. Не случайно УИИ получили адекватное своему содержанию деятельности наименование. Со временем они должны стать органом государства в УИС, который будет играть важную роль в реализации вектора депенализации в уголовной политике. Уже в настоящее время они активно аккумулируют в своем содержании деятельности правовые и организационные формы и методы работы для расширения

сферы применения альтернатив лишению свободы, активизации социального участия в работе с лицами, находящимися в режиме уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального контроля, а также специально-предупредительного воздействия на основании судебных решений.

УИИ в уголовно-исполнительных правоотношениях выступают от имени государства в качестве правомочных субъектов по исполнению приговоров и иных судебных решений, актов помилования и амнистии в части наказания, условного осуждения, а также отсрочки исполнения наказания. Их правомочия, как субъекта уголовно-исполнительных правоотношений, определены нормами Общей части УИК РФ (ст.ст. 7, 16), а также нормами Особенной части УИК РФ (ст.ст. 25-30, 33-60, 602, чч. 1, 6, 7 ст. 173, 176-178, 187-190). Обеспечивая государственное принуждение в реализации конкретных мер уголовно-правового характера, УИИ, как и другие учреждения и органы УИС, в применении кары не выходят за рамки, предписанные приговором суда и уголовно-исполнительным законодательством. Поэтому они не могут рассматриваться в качестве карательных и репрессивных органов, так как их деятельность представляет собой моделирование уголовно-исполнительных правоотношений с карательной силой по форме и содержанию, соответствующей приговору суда, уголовному закону, и, обеспечиваемых процедурно в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.

УИИ при исполнении уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера являются субъектами уголовно-исполнительных правоотношений, наделенными от имени государства властными полномочиями по применению уголовно-судебного и уголовно-исполнительного принуждения. Эта деятельность соответствует целям и задачам правосудия, выстраивается на принци-

пах законности, гуманизма, демократизма, отвечает интересам правопорядка, а также личной ответственности и потребностям в ресоциализации самих осужденных.

В системе уголовно-исполнительных правоотношений УИИ руководствуются нормами уголовно-исполнительного законодательства. Кроме того, вопросы дифференциации и индивидуализации наказания, а также механизмы уголовно-обеспечительного формата исполнения приговоров судов делают необходимым их обращение к положениям уголовного и уголовно-процессуального законодательства, в которых находят отражение права и законные интересы осужденных, а также отдельные обязательные императивы по изменению правового положения осужденных. Например, нормы Уголовного кодекса РФ определяют основания и судебный порядок досрочной отмены условного осуждения и снятии с осужденного судимости (ч. 1 ст. 74), принятия решения в период срока исполнения ограничения свободы о частичной отмене, либо о дополнении ранее установленных судом осужденным ограничений (ч. 3 ст. 53), а в случае злостного уклонения осужденных от отбывания исправительных работ предусматривают замену неотбытого наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50). Нормативы карательного блока наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, определены уголовным законодательством. В процедурах исполнения приговоров судов и иных актов, их изменяющих, вопросы освобождения от наказания, его смягчения, замены более строгим видом наказания решаются только в судебном порядке или на основании актов о помиловании и амнистии. УИИ обеспечивают только необходимые для этого процедур-

ные вопросы. Например, по достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста или в случае смерти ребенка УИИ по месту жительства осужденного с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, поведения осужденного, его отношения к воспитанию ребенка, отбытого и неотбытого сроков наказания, направляет в суд представление об освобождении осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо о замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ч. 4 ст. 178 УИК РФ), в случае соблюдения осужденным условий отсрочки отбывания наказания и его исправления уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о сокращении срока отсрочки отбывания наказания и об освобождении осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости. При этом указанное представление не может быть внесено ранее истечения срока, равного сроку наказания, отбывание которого было отсрочено (ч. 5 ст. 178 УИК РФ).

Применение к осужденным основных средств исправления сопряжено с соблюдением нормативного регламента исправительного процесса нормами иных отраслей права (гражданского, брачно-семейного, трудового), а также ведомственными нормативными актами. УИИ в интересах исправления осужденных и предупреждения правонарушений с их стороны имеют право контролировать и оценивать поведение осужденных в быту и иных сферах социального участия и проявления, применяя основанные на законе меры реагирования. Сами УИИ не вправе ограничивать права осужденных. Они на основе уголовно-исполнительного законодательства лишь вправе санкционировать отдельные действия осужденных. Например, дать согласие на увольнение с работы, перевод на другую работу, переезд в другую местность, поддерживать ходатайства осужденных при

обращении в суд или давать аргументированное заключение по поводу возражений о применении судом положений уголовного закона о смягчении наказания либо об освобождении от его отбывания.

Императивный формат уголовно-исполнительных правоотношений отражает сущность государственно-властного метода применения уголовно-правового принуждения на принципах: а) судебного порядка применения наказания; б) строгой индивидуализации применения кары и правоограничений в приговоре суда или ином акте правомочного государственного органа; в) обязательности исполнения приговора суда, вступившего в законную силу и, обращенного к исполнению, а также безотлагательного выполнения осужденным его предписаний в части правоограничений и возложения обязанностей; г) неукоснительного соблюдения осужденными порядка и условий исполнения наказания или иных мер уголовно-правового характера; д) учета отношения осужденных к процедурам применения основных средств исправления в целях послабления карательного принуждения либо освобождения от такового.

Процедурный характер уголовно-исполнительных правоотношений является правовой гарантией обеспечений прав и законных интересов осужденных, а также формой воспрепятствования возложения на них обязанностей и запретов, не предусмотренных нормативно-правовыми актами. Сам регламент некоторых разрешительных и дисциплинарных процедур строго определен и он обязателен для персонала УИИ. Например, ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания определена в нормах ст. 58 УИК РФ. Более того, порядок применения мер поощрения и взыскания к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы регламентирован нормами ст. 59 УИК РФ.

Правовой статус осужденных представляет собой юридическую конструкцию, на основе которой выстраиваются уголовно-исполнительные правоотношения. Правовой статус осужденных -это нормативное отражение сущности и содержания уголовно-исполнительных правоотношений в целом и конкретных их видов с учетом правовой регламентации исполнения видов наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ в Общей части нормативно закрепляет и выражает смысл уголовно-исполнительной правовой материи - основы уголовно-исполнительных правоотношений, начиная с целей и задач уголовно-исполнительного законодательства, закрепления системы норм, принципов, оснований уголовно-исполнительной деятельности, смысла и направленности исправительного воздействия, установления механизмов контроля и гарантий прав и законных интересов осужденных. В Особенной части находят отражение нормы, регламентирующие исполнение конкретных видов наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных.

Осужденный, как субъект уголовно-исполнительных правоотношений, представляет собой, физическое лицо, которому в силу его виновности в совершении преступления, судом вынесен обвинительный приговор о наказании, либо применении иной меры уголовно-правового характера. Этот статус осужденный имеет на период исполнения и отбывания наказания. Приговор суда, либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, и, обращенные к исполнению, а также акт помилования или амнистии являются основанием для исполнения наказания (ст. 4 УИК РФ). Тем самым, указанные документы порождают возникновение и изменение уголовно-исполнительных

правоотношений.

Осужденные к наказаниям в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, условно, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, ставятся на учет УИИ на основании копии обвинительного приговора (определения, постановления) суда, вступившего в законную силу и, в отношении них обеспечивается исполнение приговора суда, а также уголовно-исполнительный и исправительный процесс.

Таким образом, деятельность УИИ связана с реализацией уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных отношений, они действуют в открытом социальном пространстве, применяют неординарные виды карательно-исправительного принуждения и

уголовно-процессуального пресечения, взаимодействуя с различными структурами гражданского общества, исполняют судебные решения при участии администрации и трудовых коллективов по месту работы осужденных и руководителей муниципальных образований. Уголовно-исполнительные инспекции представляют собой государственный орган, обеспечивающий политику депенализа-ции в сфере реализации уголовной ответственности. Они также представляют собой реальный фактор, активизирующий институты гражданского общества на участие в проблемах уголовно-исполнительной деятельности с осужденными и другими категориями лиц, являющимися субъектами уголовно-правовых отношений, за которыми судами сохранено право доказывать свое исправление в условиях свободы.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Маликов Б. З. Теоретические проблемы сущности и содержания лишения свободы и их выражения в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве России : дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань : АПУ Минюста России, 2004. С. 135 - 136.

2. Хуторская Н. Б. Организация и деятельность служб пробации за рубежом. Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации. Материалы международной конференции. РМ. М. 2001. 107 с.; Уткина С. С. Органы «пробации» в контексте международных правовых стандартов. Там же. 107 с.

© Маликов Б. З.

© Николаева Т. В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.