Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ'

К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7063
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ПРОИЗВОДСТВА / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / КОНЦЕПЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голощапова К.В., Полонский Д.М.

В статье рассмотрена отдельные вопросы практической реализации положений главы 25 КоАП РФ, которая посвящена участникам производства по делам об административных правонарушениях. Проанализированы права и обязанности участников, раскрыты понятия административная ответственность и административное производство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Голощапова К.В., Полонский Д.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT PARTICIPANTS IN PROCEEDINGS IN CASE OF ADMINISTRATIVE OFFENSES

The article examines certain issues of the practical implementation of the provisions of Chapter 25 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, which is devoted to the participants in proceedings in cases of administrative offenses. The rights and obligations of the participants are analyzed, the concepts of administrative responsibility and administrative proceedings are disclosed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

К.В. Голощапова, студент Д.М. Полонский, канд. юрид. наук, доцент Белгородский государственный университет (Россия, г. Белгород)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-6-2-149-153

Аннотация. В статье рассмотрена отдельные вопросы практической реализации положений главы 25 КоАП РФ, которая посвящена участникам производства по делам об административных правонарушениях. Проанализированы права и обязанности участников, раскрыты понятия административная ответственность и административное производство.

Ключевые слова: административный процесс, административно-юрисдикционные производства, административные процедуры, административно-правовой статус, концепция административно-юрисдикционной деятельности полиции МВД России.

К участникам производства по делам об административных правонарушениях определены главой 25 КоАП РФ. Это: Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; Потерпевший; Законные представители физического лица; Законные представители юридического лица; Защитник и представитель; Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей; Свидетель; Понятой; Специалист; Эксперт; Переводчик; Прокурор.

Состав участников каждого административного производства может быть различен. Не исключено участие всего лишь одного лица - лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

(например, при назначении штрафа).

Также в главе 25 КоАП РФ закрепляет права каждого из участников административного производства, их обязанности, а также административная ответственность.

Рассмотрим статус каждого из участников более подробно.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - это физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение путем действия или бездействия, за совершение которого предусмотрена административная

ответственность. Он вправе: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются с участием лица, совершившим правонарушение. Однако КоАП определил обстоятельства, в соответствии с которыми производство может быть рассмотрено без участия данного лица (ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, ч.3 ст.28.6 КоАП РФ).

При этом орган, ведущий производство по делу, вправе постановить обязательное участие лица, в отношении которого ведется производства.

Несовершеннолетние лица, на которых обсуждение обстоятельств дела может оказать отрицательное воздействие, могут быть удалены на время рассмотрения дела, либо к ним может быть приставлен педагог или психолог.

Потерпевшим лицом является лицо (физическое или юридическое), которому путем административного правонарушения нанесен вред (моральный, физический, имущественный). Права потерпевшего идентичны с правами лица, в отношении которого ведется административное производство. Дело об административном

правонарушении рассматривается с участием потерпевшего за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.25.2 КоАП РФ. Для допроса потерпевшего могут распространяться правила допроса свидетеля, установленные ст. 25.6 КоАП РФ.

Законными представителями физического лица могут являться: родители, усыновители, опекуны и попечители. Законные представители защищают интересы лица, в отношении которого ведется административное производство, либо потерпевшего, которые в силу своего возраста или психического состояния не могут самостоятельно защищать свои права (являются недееспособными).

Представитель юридического лица - это его руководитель или иное лицо, предусмотренное законом учредительными документами органом юридического лица.

Защитник в административном производстве призван защищать лицо, в отношении которого ведется производство. В качестве защитника может выступать адвокат или иное лицо.

Представитель призван оказывать юридическую помощь потерпевшему.

Защитник и представитель допускаются к производству с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Права защитника и представителя: знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей может быть допущен к производству в качестве защитника на основании ходатайства лица, в отношении которого ведется производство.

Свидетелем по делу об административном правонарушении является лицо, которому известны те или иные обстоятельства правонарушения.

После вызова суда или органа, в производстве которого находится дело, свиде-

тель обязан явиться и дать правдивые показания, которые должен заверить своей подписью.

Права свидетеля расширены:

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

Если свидетелем является лицо, не достигшее возраста четырнадцати лет, то к нему в обязательном порядке должен быть приставлен педагог или психолог.

За дачу ложных показаний свидетель предупреждается об административной ответственности (влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей -ст. 17.9 КоАП РФ).

За отказ или уклонение от обязанностей свидетель несет административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ.

Понятной - это любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Понятой призван удостоверить факт совершения тех или иных процессуальных действий в ходе рассмотрения административного дела. Если возникнет необходимость, понятой может быть также опрошен в качестве свидетеля.

Понятой вправе делать замечания в ходе совершения правонарушений в процессуальных действиях. Это должно быть отражено в протоколе.

Количество понятых, участвующих в процессуальных действиях - не менее двух.

Глава 27 КоАП РФ предусматривает случаи, когда участие понятых является обязательным

(ст. 27.7, 27.8, 27.9, 27.10, 27.13, 27.14.).

Специалист - это любое совершеннолетнее лицо, незаинтересованное в исходе дела, обладающее специальными знаниями, которые помогут выявить обстоятельства по делу, оказать содействие в обнаружении новых доказательств.

После вызова суда или органа, в производстве которого находится дело, специалист обязан явиться и принять участие в действиях, требующих специальных знаний, давать пояснения, которые должен заверить своей подписью.

Специалист вправе с разрешения судьи или органа, в производстве которого находится дело, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям, делать заявления и ходатайства по поводу совершаемых процессуальных действий.

За отказ от выполнения надлежащих обязанностей специалист несет административную ответственность.

В качестве эксперта может выступать любое совершеннолетнее лицо, незаинтересованное в исходе дела, обладающее специальными знаниями в области науки, техники, искусства и т.д., которые могут выявить обстоятельства по делу, оказать содействие в обнаружении новых доказательств для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. За дачу ложного экспертного заключения специалист несет административную ответственность (влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей - ст.17.9 КоАП РФ).

Права и обязанности эксперта схожи с обязанностями специалиста.

Для осуществления сурдоперевода или перевода с иностранного языка в производство об административном правонарушении может быть привлечен переводчик - любое совершеннолетнее лицо, незаинтересованное в исходе дела, обладающее специальными знаниями в области сурдоперевода или иностранного языка.

Права и обязанности переводчика идентичны с правами и обязанностями специалиста и переводчика.

Подробное описание участия прокурора в административном деле представляет ст. 39 КАС РФ, а также ст. 25.11 КоАП РФ.

Прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту законных интересов граждан; самостоятельно возбудить дело об административном правона-

рушении; участвовать в рассмотрении дела, приносить протесты, ходатайства и т.д.

Прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенным несовершеннолетним, а также в случае возбуждения дела самим прокурором.

В силу ст. 25.12 КоАП РФ определила обстоятельства, по которым то или иное лицо в силу обстоятельств не может принимать участие по рассмотрению административного дела. При наличии предусмотренных ст. 25.12 КоАП РФ обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежит отводу.

При этом хотим обратить внимание на проблему, поставленную отдельными авторами о некоторой неопределенности правового статуса сотрудника полиции как участника производства по делу об административном правонарушении в суде общей юрисдикции [2].

Так, в случае необоснованности требования суда о возвращении материалов для устранения недостатков сотрудники полиции не вправе обжаловать подобные решения судей, так как не являются участниками дела.

В качестве примера, приедем положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 [3], где в п. 10 разъясняется, что должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в гл. 25 КоАП РФ, в силу чего они не вправе обжаловать вынесенные по делу определения судей.

Отсюда становится не ясна роль сотрудника полиции в производстве, когда вынесенное судьей по существу решение может быть обжаловано, а промежуточное определение нет.

В результате складывается не совсем понятная практика, когда должностные лица органов внутренних дел, составив-

шие протокол об административном правонарушении, при оспаривании определений о возвращении материалов для устранения недостатков вынуждены обращаться к соответствующему прокурору с ходатайством о принесении протеста. В большинстве случаев почтовая пересылка необходимых материалов, подготовка процессуальных документов приводят к истечению срока давности привлечения к административной ответственности, являющегося безусловным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ), и утрате возможности привлечения лица к административной ответственности по причине несовершенства законодательства об административных правонарушениях.

При этом, отсутствуют конкретные основания, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 29.4

Библиографический список

1. Ко декс РФ об ад министративных пр авонарушениях от 30 .12.2001 (р ед. от 01 .05.2019) (с из м. и до п.,вс туп. в си лу с 17 .05.2021)

2. Султанов К.А. Неопределенность правового статуса сотрудника полиции как участника производства по делу об административном правонарушении в суде общей юрисдикции // Административное и муниципальное право. 2018. №12. С. 43-47.

3. Пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2015 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // СПС "КонсультантПлюс".

4. Федорова (Казина) Т.В. О некоторых актуальных вопросах в правоприменительной деятельности органов административной юрисдикции // Административное право и процесс. 2018. №2. С. 51-56.

5. Князева Ирина Николаевна. Надзорное производство по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: вопросы теории и практики: Диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Ирина Николаевна Князева. [Место защиты: Юж.-Ур. гос. ун-т]. Челябинск, 2011. 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-12/570.

КоАП РФ, для возвращения материалов дела в орган, должностному лицу, направившему их в суд, они приводят к возникновению разных спорных ситуаций. Так, в практике возникают ситуации, когда спецбатальоны ГИБДД в рамках директив уполномочены составлять протоколы на незакрепленной территории в рамках борьбы с коррупцией [4].

С учетом указанных проблем поддерживаем, мнение автором о необходимости четкого закрепление процессуальных прав и обязанностей сотрудников полиции в законодательстве об административных правонарушениях, предусматривающих возможность его полноценного участия в процедуре обжалования промежуточных определений суда, препятствующих принятию дела к своему рассмотрению.

TO THE QUESTION ABOUT PARTICIPANTS IN PROCEEDINGS IN CASE

OF ADMINISTRATIVE OFFENSES

K.V. Goloshchapova, Student

D.M. Polonsky, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Belgorod State University (Russia, Belgorod)

Abstract. The article examines certain issues of the practical implementation of the provisions of Chapter 25 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, which is devoted to the participants in proceedings in cases of administrative offenses. The rights and obligations of the participants are analyzed, the concepts of administrative responsibility and administrative proceedings are disclosed.

Keywords: administrative process, administrative-jurisdictional proceedings, administrative-legal status, administrative-jurisdictional activity concept of the police of the Ministry of internal Affairs of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.