Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ ЛЕТНОГО СОСТАВА 790-ГО ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА В БИТВЕ ЗА КАВКАЗ'

К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ ЛЕТНОГО СОСТАВА 790-ГО ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА В БИТВЕ ЗА КАВКАЗ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
790-Й ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК / БИТВА ЗА КАВКАЗ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карташев Андрей Владимирович

Статья посвящена малоизвестным фактам участия 790-го истребительного авиационного полка в битве за Кавказ. Отмечаются боевые заслуги летного состава. Указывается, что участие в битве за Кавказ стало важным этапом становления и развития полка, формирования его боевых традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE PARTICIPATION OF THE 790TH FIGHTER AVIATION REGIMENT IN THE BATTLE FOR THE CAUCASUS

The article is devoted to the little-known facts of participation of the 790th Fighter Aviation Regiment in the battle for the Caucasus in 1942-1943. It is indicated that after the formation of the regiment, it performed the tasks of air defense of the Black Sea coast of Georgia, stormed enemy troops and facilities in the passes of the Caucasus, then was on the defense of the Kizlyar - Astrakhan railway. In early September 1942, he joined the 219th bomber aviation division and accompanied bombers and attack aircraft to strike targets located in the occupied territory of the North Caucasus. During the offensive, he participated in the liberation of the cities of Mineralnye Vody, Armavir, Kropotkin, Krasnodar. The personal participation of the pilots of the regiment in the hostilities is noted, their military awards are indicated, the names of the dead are called. Combat losses were the reason that during the air battles in the Kuban the regiment did not take part, from April 1943 until the end of the battle for the Caucasus was in reserve.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ ЛЕТНОГО СОСТАВА 790-ГО ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА В БИТВЕ ЗА КАВКАЗ»

perpetuating the memory of the fallen defenders of the Fatherland (to help the leaders of patriotic detachments and clubs, local historians, heads of museums, search parties)]. Saransk, Mordovian Republican Patriotic Association "Poisk", 2006, p. 21.

16. Ivlev I.I. Armiya Otechestva: sprav. izdanie. T. 1 [Army of the Fatherland: Reference edition. Vol. 1]. Cheboksary, Novoe Vremya, 2021, 564 p., p. 170.

17. TsAMO RF [CAMD RF], f. 12702, inv. 0000001, case 0077, sh. 78.

18. Tieke W. Marsh na Kavkaz. Bitva za neft. 1942-1943 gg. [A march to the Caucasus. The battle for oil. 1942-1943]. Moscow, Eksmo, 2005, 444 p.

19. Afanasenko V.I. Podvigi voinov NKVD na rubezhe reki Manych [The exploits of the soldiers of the People's Commissariat of Internal Affairs at the turn of the Manych River]. In: Velikaya Otechestvennaya voyna v istorii v pamyati narodov Yuga Rossii: so-bytiya, uchastniki, simvoly: materialy vseros. nauch. konf., posvyashchennoy 75-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne (Rostov-na-Donu, 10-11 sent. 2020 g.) [The Great Patriotic War in history in the memory of the peoples of the South of Russia:

events, participants, symbols: materials of the All-Russian Society. scientific Conf. dedicated to the 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War (Rostov-on-Don, September 10-11, 2020)]. Rostov-on-Don, Publishing house of Southern Scientific Center RAS, 2020, pp. 150-156.

20. TsAMO RF [CAMD RF], f. 51, inv. 932, case 43, pp. 16.

21. Popov Vladimir Nikolaevich [Popov Vladimir Niko-laevich]. Available at: https://pamyat-naroda.ru/he-roes/person-hero79762429/.

22. TsAMO RF [CAMD RF], f. 224, inv. 760, case 258. Map of the situation of the North Caucasian Front by the morning of 07/30/42.

23. Pshenyanik G.A. Krakh plana "Edelveys". Sovets-kaya aviatsiya v bitve za Kavkaz. 1942-1943 [The collapse of the Edelweiss plan. Soviet aviation in the battle for the Caucasus. 1942-1943]. Moscow, Tsen-trpoligraf, 2013, 380 p.

Поступила в редакцию 13 февраля 2021 г.

УДК 94(47).084.8:358.43

DOI 10.18522/2072-0181-2022-109-59-67

К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ ЛЕТНОГО СОСТАВА 790-го ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА

В БИТВЕ ЗА КАВКАЗ

А.В. Карташев

TO THE QUESTION OF THE PARTICIPATION OF THE 790th FIGHTER AVIATION REGIMENT IN THE BATTLE FOR THE CAUCASUS

A.V. Kartashev

Битва за Кавказ с военно-исторической точки зрения изучена довольно подробно. В то же время многие вопросы микроистории остаются пока вне поля зрения ученых. Одной из таких лакун является тема участия большинства воинских частей и соединений в этом значимом и масштабном собы-

Карташев Андрей Владимирович - доктор исторических наук, доцент, начальник центра изучения истории медицины и общественного здоровья Ставропольского государственного медицинского университета, 355017, г. Ставрополь, ул. Мира, 310, e-mail: andreyy_kartashev@ rambler.ru, т.: 8(8652)353072.

тии Великой Отечественной и Второй мировой войн. Среди этих формирований есть воинская часть, которая и ныне продолжает находиться на защите Отечества, - 790-й истребительный авиационный Ордена Кутузова III степени полк, расположенный в Тверской области и выполняющий задачи противовоздушной обороны Мо-

Andrey Kartashev - Stavropol State Medical University, 310 Mira Street, Stavropol, 355017, e-mail: andreyy_ kartashev@rambler.ru, t.: 8(8652)353072.

сквы. Несмотря на то, что полк практически на протяжении всей битвы за Кавказ входил в состав 4-й воздушной армии, К.А. Вершинин в своих мемуарах впервые упоминает о нем применительно к декабрю 1943 г. [1]. В.В. Кушне-рев, рассматривая состав советской авиации на Кавказе, просто назвал 790-й истребительный авиационный полк (ИАП) [2, с. 48]. Нам приходилось упоминать 790-й ИАП и фамилии его летчиков, наносивших штурмовые удары по войскам на перевалах Кавказа [3]. Наиболее объемной публикацией об истории полка является статья в научно-популярном журнале «Авиация и космонавтика» [4]. К сожалению, в ней отсутствует научный аппарат - ссылки на источники, а период Великой Отечественной войны рассмотрен не так подробно, как это позволяют сделать архивные материалы. В частности, за рамками данной публикации остались заслуги и награды большинства летчиков, за общими цифрами потерь нет конкретных фамилий. Подобная информация чрезвычайно важна и интересна в наши дни. Как видно, глубокого изучения история полка в годы войны не получила. Более того, в интернете на разных сайтах опубликован ряд заметок о 790-м ИАП, которые порой содержат недостоверные сведения и ошибки, искажающие как само прошлое полка, так и фамилии рядовых летчиков и командиров.

Целью данной статьи является расширение знаний о периоде участия полка в битве за Кавказ за счет применения антропологического подхода. К задачам исследования следует отнести уточнение условий формирования, основных этапов боевого пути 790-го ИАП на протяжении битвы за Кавказ, установление наиболее активных участников воздушных боев, определение характера боевых заданий и итогов боевых действий. Работа построена на анализе информации, содержащейся в архивных источниках из баз данных Минобороны России «Память народа», «Подвиг народа», ОБД «Мемориал», и ее синтезе в интересах достижения цели и задач исследования.

790-й ИАП был сформирован 13 февраля 1942 г. в г. Кировабаде Азербайджанской ССР в 11-м запасном авиационном полку (ЗАП) на базе 69-го ИАП, находившегося на переформировании и переучивании, поэтому первоначально получил наименование 69-й «А». Приказом войскам Закавказского военного округа № 0034 от 8 марта 1942 г. был преобразован в 790-й ИАП и вооружен 20 самолетами ЛаГГ-3.

Формирование полка происходило под руководством Героя Советского Союза майора Ю.Б. Рыкачева, который стал его первым командиром. Военным комиссаром полка был батальонный комиссар Ф.Н. Дубковский, начальником штаба - капитан В.С. Никонов [5].

Как свидетельствуют наградные документы базы данных «Подвиг народа», основу командно-начальствующего состава части составили представители 69-го ИАП. В частности, Ю.Б. Рыкачев служил в этом полку помощником командира, Ф.Н. Дубковский - военным комиссаром, В.С. Никонов - начальником оперативного отделения. Выходцами из этого полка были начальник связи капитан Я.А. Носачев, командир звена капитан И.Н. Песков, летчик младший лейтенант П.К. Серегин и др. Позже коллектив пополнился представителями соседних полков дивизии, в которую со временем он был включен. Часть летного состава пришла из 863-го ИАП, как, например, командир эскадрильи старший лейтенант А.П. Балашев, командир звена лейтенант М.Я. Дуплоноженко. Командир эскадрильи старший лейтенант Т.Т. Матвиенко, командиры звеньев лейтенант А.Л. Чиркин и младший лейтенант М.Л. Сибикеев, пилот старший сержант А.К. Санников прибыли из 926-го ИАП в сентябре 1942 г. Это были уже довольно опытные командиры и начальники, закаленные в предыдущих боях. В частности, 69-й полк участвовал в обороне Одессы. Именно за эти бои 11 летчиков полка получили звание Героя Советского Союза, в том числе и Юрий Борисович Рыкачев [6], а 69-й ИАП был награжден орденом Красного Знамени. Позже полк будет переименован в 9-й гвардейский и получит почетное наименование Одесского.

Однако значительное количество летчиков в новом полку боевого опыта не имело. Старший лейтенант С.И. Буряк до прихода в полк служил в 11-м ЗАП, на базе которого формировался 790-й ИАП, старший сержант П.К. Бабайлов был инструктором Руставской летной школы, которую окончил в 1941 г. На 1 августа 1943 г. более двух третей летного состава, а именно 24 человека, составляла молодежь в возрасте от 18 до 25 лет. Возраст от 26 до 30 лет имели семеро, от 31 до 35 лет - трое. Командир 229-й авиационной дивизии в характеристике 790-го ИАП отмечал: «Полк своим кадровым составом может вести боевую работу в дневное время. Молодой летный состав требует тренировки» [5].

Боевую работу 790-й ИАП начал 15 мая 1942 г. с аэродрома Мериа в 30 км к юго-восто-

ку от Поти в составе ВВС 46-й армии, которая прикрывала границу СССР с Турцией, Черноморское побережье у берегов Грузии, а с августа участвовала в обороне Клухорского, Марухского и Санчарского перевалов. При этом по вопросам выполнения боевых задач 790-й ИАП был оперативно подчинен району ПВО г. Поти. Первоначально главной задачей полка была охрана военно-морской базы Поти. Боевая деятельность предусматривала: уничтожение бомбардировщиков и самолетов-разведчиков на подступах к району Поти, Батуми; охрану участка Очемчири, Сарп, Кутаиси от высадки морского и воздушного десанта противника [5].

Для того чтобы понять, какой характер носили боевые действия авиации на подступах к обороняемому 790-м ИАП объекту, приведем такой пример. В один из майских дней 1942 г. группа немецких бомбардировщиков, имевшая в своем составе более 30 самолетов, взяла курс на Поти. Авиация противника действовала волнами, по шесть самолетов в каждой, выходя на город с небольшими интервалами времени. Первая волна была обезврежена зенитчиками, последующие - встретили советские истребители, лишь последней группе немецких бомбардировщиков удалось выйти к цели [7]. К сожалению, об участии конкретных авиационных частей в отражении этого налета авторы исторического очерка не сообщили.

Есть сведения о том, что уже 15 мая 1942 г. полк приступил к боевым вылетам, которые первыми выполнили летчики 2-й авиационной эскадрильи. В тот же день был открыт боевой счет полка: командир эскадрильи старший лейтенант Калугин сбил первый вражеский самолет [4]. Командир эскадрильи 790-го ИАП старший лейтенант Михаил Иванович Калугин (1914-1942), уроженец Кировской области, выпускник Чугуевского авиационного училища, согласно данным ОБД «Мемориал», 24 августа 1942 г. не вернулся с боевого задания на самолете ЛаГГ-3 из района станицы Наурской.

Столкновение летчиков полка с противником произошло 4 июня 1942 г. Барражируя над районом Поти, сержант Георгий Жадин был наведен наземной радиостанцией на вражеский самолет-разведчик «Хенкель-111», атаковал его с хвоста и дал по нему очередь из пушки. Бортовой стрелок открыл ответный огонь и подбил мотор истребителя. Пилот вышел из боя и привел раненый самолет на свой аэродром. Но и Хе-111 тоже был подбит в 120 км от берега, его судьба осталась не выясненной [8, л. 139].

Очередная победа полка была одержана 17 июня. В 5 км юго-западнее Поти капитан А.А. Лопатко из 35-го ИАП ПВО на самолете МиГ-3 атаковал и подбил немецкий самолет Ю-88, шедший курсом на Батуми. Противник с пикированием начал отходить, но на высоте 3000 м в 60 км от берега был встречен парой 790-го ИАП, которая довершила его уничтожение. Сбитый «Юнкерс» упал в море в 5 км северо-восточнее порта Ризе (Турция) [9].

Охраняя морскую базу Поти, во время одного из налетов вражеской авиации сержант Г.Ф. Жадин 16 июля вылетел по тревоге на перехват. Он атаковал звено вражеских бомбардировщиков Ю-88, идущее на Поти. Летчик навязал бой ведущему «Юнкерсу», но и сам был обстрелян с борта ведомого бомбардировщика. Атакованный Ю-88 был сбит. Пилот Жадин, отогнав остальные бомбардировщики противника, вернулся на свой аэродром, самолет получил четыре пробоины, а летчик - ожог на руке [8, л. 139 об.].

16 июля в 50 км юго-восточнее порта Поти на высоте 5000 м произошел воздушный бой с 25 бомбардировщиками противника. В этом бою участвовал и сержант А.А. Блещунов. Бомбардировщик Ю-88, сбитый им, упал в море, остальные, побросав бомбы, обратились в бегство. Но от огня бомбардировщиков самолет Алексея Блещунова загорелся, летчик, не дотянув машину до берега, выпрыгнул с парашютом. В 20 км от берега его подобрал советский катер [8, л. 135].

К середине августа противник вышел к перевалам Главного Кавказского хребта. На Клухорском и Санчарском участках немецкие горные стрелки преодолели его и спустились по южным склонам на 10-15 км, чем создали угрозу Черноморскому побережью. Возле селения Псху находилась площадка для посадки самолетов У-2 и Р-5, которая стала использоваться вражеской авиацией для снабжения своих войск [10].

В связи с этим 790-й ИАП был привлечен командованием 46-й армии для решения задач в интересах наземных войск, оборонявших перевалы. Так, пилот старший сержант П.К. Бабай-лов выполнил 22 боевых вылета на штурмовку войск в районах перевалов Клухор, Санчаро, деревни Псху и поселка Теберда. Своими действиями он разбил 10 и зажег 12 крытых груженых автомашин, уничтожил на аэродроме два самолета Ме-109, рассеял и частично уничтожил до взвода пехоты противника. Три подобных вылета сделал старший сержант П.Н. Алейников.

Штурмовку войск в этих районах часто возглавлял командир эскадрильи старший лейтенант А.П. Балашев. В ходе 18 боевых вылетов он разбил и поджег 25 груженых автомашин, два здания и один бензозаправщик с горючим, рассеял и частично уничтожил до роты пехоты [11, л. 257-261].

В августе-сентябре 1942 г. одиночными самолетами и небольшими группами фашистская авиация стала бомбить железнодорожные станции и перегоны Кизляр - Черный Рынок -Улан-Хол на железной дороге, соединяющей Кавказ с Астраханью [5, с. 118]. С 23 августа по 6 сентября 1942 г. в составе 44-й армии, базируясь на аэродроме Кизляр, полк осуществлял охрану подступов к железной дороге Кизляр -Астрахань. За этот период было выполнено 174 боевых вылета, проведено четыре воздушных боя, сбито два истребителя Ме-109 и поврежден один бомбардировщик Ю-88. Полк потерял три самолета и одного летчика. К этому периоду относится эпизод, описанный в наградном листе пилота Жадина. 5 сентября, выполняя полет на разведку войск противника в районе станицы Наурской, лейтенант С.И. Буряк в паре с сержантом Г.Ф. Жадиным атаковали и подожгли самолет, пикировавший в хвост самолета лейтенанта А.Д. Левченко, чем спасли ему жизнь [12].

6 сентября 1942 г. 790-й ИАП вошел в состав 219-й бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии. В состав дивизии входили два бомбардировочных полка на американских самолетах Б-3 «Бостон» и один полк на советских пикирующих бомбардировщиках Пе-2. Базируясь вместе с бомбардировщиками на аэроузле Грозный, полк принимал участие в боевых действиях под Нальчиком и обороне Грозного. Включившись в боевую работу на новом направлении, экипажи полка действовали в районах Моздока, Нижнего Курпа, Эльхо-тово и юго-восточнее Нальчика, сопровождая экипажи бомбардировщиков и штурмовиков. За период до 7 января 1943 г. полк произвел 868 боевых вылетов с налетом 808 часов, провел более 50 воздушных боев, в которых было сбито 65 самолетов противника и подбито еще 13. Свои потери составили 22 самолета-истребителя и 9 бомбардировщиков, потеряно 11 летчиков. За это время в полку выросли отличные летчики, в совершенстве владевшие приемами воздушного боя, - лейтенант А.Л. Чиркин, старший сержант П.К. Бабайлов, имевшие на своем счету по девять сбитых вражеских самолетов, лейтенант С.А. Абрамов, капитан Т.Т. Матвиенко и др.

За боевые заслуги 22 человека были удостоены правительственных наград. Техническим составом полка только с 9 сентября по 15 ноября 1942 г. было введено в строй 36 самолетов [13].

Но начало боевой работы полка в составе 219-й БАД было омрачено безвозвратными потерями. По данным ОБД «Мемориал», 7 сентября не вернулись после выполнения боевого задания три экипажа: военкома полка батальонного комиссара Ф.Н. Дубковского, штурмана полка старшего лейтенанта В.Ф. Витюгова и пилота сержанта С.Я. Дашевского [14].

В боевой характеристике 790-го ИАП отмечено, что Ф.Н. Дубковский не вернулся с боевого задания 9 сентября. В этот день, согласно боевому донесению 219-й БАД, выполняя задачу по прикрытию штурмовиков в районе Терской, дивизия произвела 23 самолетовылета ЛаГГ-3 и шесть вылетов на патрулирование в районе Старо-Щедринской, Николаевской. С задания не вернулись 4 ЛаГГ-3, один из которых вынужденно сел в районе Грозного [15, л. 183-186]. Согласно списку потерь, 9 сентября не возвратились на свой аэродром сержанты Д.М. Федорен-ко, Я.М. Скубицкий [16, л. 75]. Кто был третьим? Возможно, Феодосий Никитич Дубковский.

К 9 сентября относится еще один боевой эпизод, который удалось восстановить по наградным документам. Восьмерка ЛаГГ-3 дралась с превосходящим по силам в два с лишним раза противником. В этом групповом бою было сбито пять Ме-109ф. В боевом строю истребителей находились заместитель командира эскадрильи старший лейтенант А.Д. Кучерявый и командир звена лейтенант С.И. Буряк. Летчики встретили группу «Мессершмиттов», стремившуюся атаковать советские бомбардировщики. В результате боя задача по прикрытию своих бомбардировщиков истребителями 790-го ИАП была выполнена. Один из пяти сбитых Ме-109 был на счету Андрея Денисовича Кучерявого.

10 сентября при возвращении из района Моздока после бомбардировки войск противника в районе Малгобека младший лейтенант Хо-рольский и сержант Жадин завязали бой с тремя вражескими истребителями. В это время командира группы старшего лейтенанта Кучерявого уже преследовали два Ме-109. Хорольский бросился ему на выручку, а Жадин один продолжал вести бой против трех вражеских истребителей: один был сбит, остальные обратились в бегство. 10 сентября при сопровождении бомбардировщиков юго-западнее Моздока на высоте 2500 м сержант Блещунов, отбив атаку двух «Мессер-

шмиттов», отстал от своей группы. Заметив еще четверку Ме-109, он вступил с ними в бой. Будучи ранен, не покинул поля боя, пока его самолет не получил серьезные повреждения. Алексей сумел вывести горящую машину из штопора и мастерски без повреждений посадил ее в гористой местности на небольшой площадке. В этом бою Алексей Блещунов записал на свой счет один сбитый Ме-109 [8, л. 135]. 16 сентября в районе станицы Ищерской бомбардировщики, сопровождаемые истребителями 790-го ИАП, были атакованы большой группой вражеских самолетов. В этом бою самолет сержанта Жадина был подбит, а сам Георгий ранен, попал в госпиталь [8, л. 139].

17 сентября в районе Ищерской отличились летчики эскадрильи старшего лейтенанта А.П. Балашева. В напряженном бою с шестью истребителями противника один самолет сбил сам командир, еще по одному - пилоты П.Н. Алейников и П.К. Бабайлов. В этот день против шести немецких истребителей, возможно, в том же бою, участвовали заместитель командира эскадрильи лейтенант А.Д. Левченко и командир звена лейтенант С.И. Буряк. Сергей Буряк получил три ранения в ногу, на его самолете были разбиты рули управления. Но Сергей продолжал отбивать атаки противника, связав его боем, а потом успешно посадил свой самолет на ближайший аэродром [12, л. 288]. А для Андрея Левченко этот день закончился гибелью. Как отмечено в списке потерь, это произошло в воздушном бою в районе Малгобека. Летчика похоронили на кладбище села [16, л. 76]. Тем не менее истребители выполнили задачу - бомбардировщики вернулись на свой аэродром без потерь.

23 сентября полк сделал 34 самолетовылета на сопровождение бомбардировщиков Б-3 «Бостон», вылетавших на уничтожение скопления танков и автомашин противника в 8 км северо-западнее Ищерской. 12 ЛаГГ-3 возвратились из района Ищерской из-за плохих метеоусловий. Два ЛаГГ-3, экипажи лейтенанта Чирки-на и политрука Супрунова, возвратились с задания, у ведущего не убирались шасси [15, л. 221].

27 и 28 сентября разыгрались крупные воздушные бои с участием подразделений 790-го ИАП. 27 сентября при сопровождении бомбардировщиков в районе Озерной более 10 истребителей противника попытались прорваться к бомбардировщикам 219-й БАД. Но истребители 790-го ИАП вступили с ними в бой. Со второй атаки юго-восточнее Озерной Александр Бала-

шев уничтожил «Мессершмитт». Меткими очередями Павел Бабайлов зажег второй Ме-109 и сбил его.

На следующий день, 28 числа, восьмерка ЛаГГ-3 790-го ИАП, в составе которой находились А.П. Балашев, П.К. Бабайлов, П.Н. Алейников, шла на сопровождение бомбардировщиков Б-3 своей дивизии. Но в районе цели Озерная на них напали 20 истребителей противника. В этом бою советские летчики уничтожили восемь вражеских самолетов. Петр Алейников первым открыл счет сбитым «Мессершмиттам». Александр Балашев и Павел Бабайлов работали в паре. Одного немца сбил командир. Еще один Ме-109 прорвался к бомбардировщикам и пытался поджечь один из них. Путь ему преградил старший сержант Бабайлов. Объятый пламенем немецкий самолет рухнул на землю. В этот день Павел Бабайлов вылетал трижды, и в последнем из вылетов совместно с лейтенантом Артемьевым сбил еще один Ме-109. Не обращая внимания на состояние здоровья, Павел при температуре 39,8 дрался в этот день, превозмогая боль, и одерживал победы.

В те же дни, 27 и 28 сентября, другие группы истребителей 790-го ИАП сопровождали бомбардировщики 219-й БАД в районе села Нижний Курп. Эти бои были необычными. Две девятки Б-3 «Бостон» сопровождало 10 истребителей 790-го ИАП. Враг бросил на борьбу с ними более 20 своих истребителей. Пять летчиков во главе с командиром эскадрильи старшим лейтенантом Т.Т. Матвиенко находились в группе непосредственного прикрытия. Фашистские самолеты парами с разных сторон атаковали советские бомбардировщики. Матвиенко, командуя по радио, умело организовал бой, из которого эскадрилья вышла победителем. В результате этих грамотных и смелых действий группа Матвиенко уничтожила шесть немецких истребителей. В оба дня отличился лейтенант М.Я. Дупло-ноженко, сбивший два немецких истребителя. В бою 27 сентября командир эскадрильи старший лейтенант Т.Т. Матвиенко сбил два и подбил один вражеский истребитель. Своих потерь эскадрилья не имела.

В паре с командиром полка майором Ры-качевым 27 сентября вылетал старший сержант А.К. Санников. Оба летчика находились в группе непосредственного прикрытия бомбардировщиков Б-3. При отходе «Бостонов» от цели летчики заметили атакующий снизу Ме-109. Пара Рыка-чева атаковала немецкий самолет. С дистанции 100 м Санников открыл огонь, сбил «Мессер-

шмитт» и вновь занял место в боевом строю. 28 числа Санников уничтожил еще один вражеский самолет.

Хорошо проявил себя в групповых воздушных боях в районе Моздока командир звена младший лейтенант М.Л. Сибикеев. Он возглавлял одну из групп непосредственного прикрытия в количестве пяти ЛаГГ-3. 27 сентября эта пятерка сбила два самолета противника и подбила еще один. 28 сентября Сибикеев лично сбил один Ме-109 и вместе с командиром эскадрильи Матвиенко подбил еще один, который сел на советской территории [11, л. 257-326].

10 октября при налете фашистских бомбардировщиков на Грозный в воздух по тревоге поднялся старшина П.Н. Алейников. Первым набросившись на врага, он расстрелял один Ю-88 [17, л. 44 об.].

11 октября 790-й ИАП днем произвел семь самолетовылетов на прикрытие своих войск. Налет составил 6 часов 15 минут. Один ЛаГГ-3, летчик старший лейтенант А.Д. Кучерявый, не выполнил задания из-за неисправности материальной части - отказал мотор, при посадке на свой аэродром самолет получил поломку, летчик остался невредим [15, л. 248].

12 октября полк сделал девять самолетовылетов на сопровождение бомбардировщиков, выполнявших разведку аэродромов противника. Один ЛаГГ-3 летчика лейтенанта А.И. Артемьева не выполнил задания из-за течи воды в кабине и произвел вынужденную посадку на свой аэродром. На 12 октября в 790-м ИАП было 10 исправных истребителей и пять неисправных [18].

Напряженную боевую работу 790-й ИАП вел с 30 октября по 7 ноября на Нальчикском направлении. Действуя в составе 217-й истребительной авиационной дивизии, экипажи полка прикрывали штурмовики. Многие летчики делали по четыре-пять боевых вылетов, борясь с численно превосходящими силами противника.

30 октября в боях за Гизель в составе шести самолетов во главе с майором Рыкачевым летчики полка дрались против 18 Ме-109ф. В этом групповом бою был сбит один самолет и один подбит. Победу записал на свой счет командир звена лейтенант С.И. Буряк [17, л. 50]. За семь дней боев командир звена лейтенант А.И. Артемьев лично сбил два вражеских самолета Ме-109ф и один в составе группы [19]. Три самолета Ме-109 за эти семь дней в 12 боевых вылетах сбил пилот младший лейтенант С.Е. Бе-седин [8, л. 46].

2 ноября в районе Гизели при сопровождении бомбардировщиков группа из пяти истребителей 790-го ИАП была атакована десятью Ме-109ф. В бою участвовала пара в составе командира эскадрильи Матвиенко и командира звена Алейникова. Защищая ведущего, Петр Алейников сбил один Ме-109.

5 декабря лейтенант Буряк в составе группы из семи самолетов дрался против 20 Ме-109ф и Ме-109г. В паре со старшиной П.Н. Алейниковым они сбили по одному «Мессершмитту» и еще один подбили [17, л. 44 об., 50 об.].

После того как войска Закавказского фронта, измотав врага, с начала января 1943 г. перешли в решительное наступление на всем фронте, советские наземные войска в тесном взаимодействии с авиацией уничтожали отступающего врага, стремясь окружить его группировку на Северном Кавказе. Однако вследствие плохих метеоусловий действия авиации 4-й воздушной армии были ограничены: в январе 1943 г. было всего пять летных дней, ограниченно летных -восемь. Соответственно, и противодействие со стороны истребительной авиации противника было минимальным. Всей 4-й воздушной армией за этот месяц в воздушных боях было сбито всего 12 самолетов противника [20, с. 254].

В этот период части 219-й БАД наносили бомбовые удары по ж/д станциям, перегонам, мостам и скоплениям автомашин противника, в узких местах и на переправах уничтожали технику и живую силу врага, срывали эвакуацию вооружения и имущества в тыл, чем способствовали наступлению войск Северной группы Закавказского фронта.

Двигаясь вслед за наземными частями, 219-я БАД с аэродромного узла Грозный 8 января 1943 г. перебазировалась на аэродром Тулатово (Беслан), откуда действовала по отходящим мотомеханизированным частям противника в районе Минеральных Вод и по скоплению эшелонов на станции Курсавка, ночью наносила удары по самолетам противника на аэродроме Армавир.

18 января дивизия перелетела на аэроузел Солдатская, откуда бомбила ж/д мост через р. Куму у поселка Канглы и эшелоны на перегонах Невинномысск, Минеральные Воды. С 21 января части 219-й БАД, перелетев на аэродром Минеральные Воды, действовали по ж/д перегонам и эшелонам на станциях Сосыка, Ти-хорецк. 24 января полки вновь сменили место базирования: с аэродрома Невинномысск наносили бомбовые удары по ж/д мосту у станции

Сосыка и скоплению эшелонов на станции Ку-щевская [21].

Продолжая гнать немецко-фашистских захватчиков с Кавказа, летчики 790-го ИАП вместе с бомбардировочными полками дивизии с аэродрома Армавир (с 1 февраля 1943 г.) дрались за Краснодар, не раз сопровождали туда бомбардировщики и умело отбивали атаки вражеских истребителей, чем обеспечивали выполнение боевых задач ударными группами. Участие в боях за столицу Кубани отмечено в наградных листах С.И. Буряка, П.К. Бабайлова, М.Л. Сибикеева. И только в представлении к награде лейтенанта Сибикеева сообщается об одном сбитом Ме-109.

6 февраля полки 219-й БАД перебазировалась на аэроузел Мирская, Кропоткин, откуда действовали по отходящим частям противника в районе Темрюка и косы Чушки. Из-за непригодности аэродромов Мирская и Кропоткин в весеннюю распутицу 21 февраля дивизия вернулась на аэродром Армавир. Отсюда экипажи бомбардировщиков в сопровождении истребителей продолжали наносить удары по переправам и войскам противника в районе Темрюка и косы Чушки.

5 марта дивизия собралась на аэродроме Мирская, откуда вылетала на уничтожение живой силы и техники врага в районе Абинской и Крымской, а 17 марта перелетела на аэродром Кореновск, нанося с него удары по артиллерии, технике и живой силе противника в районе Крымской и Новороссийска.

В этот период 790-й ИАП выбыл из состава 219-й БАД, а ему на смену пришел 298-й ИАП, вооруженный самолетами «аэрокобра» [5, л. 7]. С этого момента полк был включен в 229-ю истребительную авиационную дивизию (ИАД).

В боевой характеристике 790-го ИАП командира 229-й ИАД было записано, что с января по апрель 1943 г. одной эскадрильей в составе 10 экипажей полк прикрывал железнодорожный узел Армавир - Кропоткин и сопровождал штурмовую и бомбардировочную авиацию. Полк произвел 1553 боевых самолетовылета с общим налетом 1396 часов 44 минуты, произвел 71 воздушный бой, сбив 81 самолет противника [5, л. 17]. Боевая характеристика была составлена на 1 августа, из чего следует, что с апреля в течение четырех месяцев полк боевых действий не вел. В той же характеристике указано, что на 1 августа 1943 г. полк имел в боевом составе 12 самолетов ЛаГГ-3, в том числе 11 исправных, 34 человек летного состава. С сентября по декабрь 1942 г. погибло по меньшей мере 17 человек:

A.П. Балашев, А.А. Блещунов, С.И. Богачев,

B.Ф. Витюгов, С.Я. Дашевский, Ф.Н. Дуб-ковский, М.Я. Дуплоноженко, М.И. Калугин,

B.А.Киселев,А.Д.Левченко,И.Н.Песков,А.С.Са-пронов, П.К. Серегин, Я.М. Скубицкий, Ф.И. Тка-ченко, Д.М. Федоренко, П.А. Щуров [14, л. 210; 22]. Эти потери говорят о том, что в полку образовался дефицит опытных летчиков.

Наградные документы летчиков 790-го ИАП свидетельствуют о том, что с апреля по ноябрь 1943 г. полк боевых вылетов не делал. В боевой характеристике 229-й ИАД, подписанной командующим 4-й воздушной армией генерал-лейтенантом авиации К.А. Вершининым в конце июля 1943 г., было записано: «Дивизия в составе 88 и 249 ИАП и кадрами 790 и 926 ИАП готова выполнять любые боевые задания, днем на всех высотах в любых метеоусловиях. Техсо-став способен обеспечить подготовку матчасти к боевым вылетам в любых условиях дня и ночи. Молодой летный состав 790 и 926 ИАП требует тренировки» [5, л. 5]. Как видно из документа, полк только личным составом мог вести боевые действия, а молодой летный состав нуждался в учебно-боевой подготовке.

Из представления 790-го ИАП к званию Севастопольского следует, что он возобновил боевую работу с ноября 1943 г., когда битва за Кавказ уже была победоносно завершена [23]. Исходя из этого, становится понятным, что полк находился в резерве, пополнялся личным составом и боевой техникой и выполнял учебные полеты.

Следует отметить, что за успешное выполнение боевых заданий командования в период с августа 1942 г. по март 1943 г. многие летчики полка были удостоены правительственных наград. Самый результативный летчик полка П.К. Бабайлов - будущий Герой Советского Союза, - имея в марте 1943 г. на счету 140 боевых вылетов и 11 сбитых самолетов противника, был награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени. Двух орденов были удостоены П.Н. Алейников,

C.И. Буряк, А.Д. Кучерявый, Т.Т. Матвиенко, А.К. Санников, М.Л. Сибикеев. Ордена Красного Знамени были удостоены С.А. Абрамов,

A.И. Артемьев, А.П. Балашев, М.Я. Дуплоноженко, А.И. Розентул. Орденом Красной Звезды был отмечен начальник штаба полка капитан

B.С. Никонов. Орденом Отечественной войны I степени был награжден командир полка Герой Советского Союза Ю.Б. Рыкачев. С 11 апреля 1943 г. он приступил к исполнению обязаннос-

тей заместителя командира 216-й смешанной авиационной дивизии. На его место был назначен майор В.В. Поварков. До него обязанности командира временно исполнял Т.Т. Матвиенко.

Таким образом, в ходе исследования было установлено, что основными источниками комплектования 790-го ИАП стали 69-й ИАП, героически оборонявший Одессу, и истребительные авиационные полки, входившие в состав 219-й БАД, в которую полк влился с 6 сентября 1942 г. В период битвы за Кавказ полк участвовал в противовоздушной обороне Черноморского побережья, наносил штурмовые удары по противнику в районе горных перевалов, оборонял железную дорогу Кизляр - Астрахань, сопровождал бомбардировщики и штурмовики к объектам ударов в оборонительный и наступательный период битвы на территории Северного Кавказа. С апреля 1943 г., будучи в резерве 229-й ИАД, боевых действий не вел и не смог пополнить боевой счет в период воздушных сражений на Кубани. Наиболее результативными летчиками полка в битве за Кавказ стали П.Н. Алейников, П.К. Бабайлов, С.И. Буряк, А.Д. Кучерявый, Т.Т. Матвиенко, М.А. Сибикеев, А.Л. Чиркин. В ходе битвы за Кавказ не вернулись после выполнения боевых заданий военком полка Ф.Н. Дубковский, штурман полка В.Ф. Витюгов, командиры эскадрилий М.И. Калугин и А.П. Ба-лашев, один заместитель командира эскадрильи, четыре командира звена и восемь пилотов. Эти потери привели к тому, что полку потребовалось время на восстановление своего боевого потенциала. Проведенное исследование позволяет утверждать, что участие в битве за Кавказ стало для 790-го ИАП этапом его становления и заложило основы боевых традиций воинской части, требующих сохранения памяти о летчиках, героически сражавшихся в небе Северного Кавказа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вершинин К.А. Четвертая воздушная. М.: Воени-здат, 1975. 348 с. С. 294.

2. Кушнерев В.В. Советская авиация в обороне Кавказа (1942) // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 2. С. 48-50.

3. Карташев А.В. Бои на Ставрополье: жаркий август сорок второго. Ставрополь: Изд-во СтГМУ 2021. 260 с. С. 118.

4. 790-й истребительный авиационный ордена Кутузова III степени полк // Авиация и космонавтика. 2007. № 7. URL: https://massolit.site/book/ aviatsiya-i-kosmonavtika-2007-07.

5. ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации). Ф. 51. Оп. 932. Д. 139. С. 16-18.

6. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 15. Л. 289.

7. Бакинский округ противовоздушной обороны: исторический очерк: 1920-1974 гг. Баку: Азер-нешр, 1974. 363 с. С. 134.

8. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 381.

9. ЦАМО. Ф. 20262. Оп. 1. Д. 2. Л. 10.

10. Пшеняник Г.А. Крах плана «Эдельвейс». Советская авиация в битве за Кавказ, 1942-1943. М.: Центрполиграф, 2013. 380 с. С. 113-177.

11. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 618.

12. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 199. Л. 288.

13. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682527. Д. 30. Л. 274.

14. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 11458. Д. 203. Л. 210.

15. ЦАМО. Ф. 319. Оп. 0004798. Д. 0038.

16. ЦАМО. Ф. 58. Оп. 818883. Д. 1706.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 1878.

18. ЦАМО. Ф. 319. Оп. 0004798. Д. 0038. Л. 249.

19. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 199. Л. 284.

20. Карташев А.В. Советская авиация в боях за освобождение Ставрополья в январе 1943 г. // История народов Кавказа: диалог культур, языков и религий (К 100-летию со дня рождения профессора В.П. Невской): материалы международной науч.-практ. конф. (Ставрополь, 1-2 ноября 2019 г.). Ставрополь: Изд-во СКФУУ 2019. С. 254-256.

21. ЦАМО. Ф. 51. Оп. 932. Д. 138. Л. 7.

22. ЦАМО. Ф. 58. Оп. 818883. Д. 1708. Л. 29.

23. ЦАМО. Ф. 244. Оп. 3000. Д. 503. Л. 152.

REFERENCES

1. Vershinin K.A. Chetvertaya vozdushnaya [Fourth air]. Moscow, Voenizdat, 1975, 348 p., р. 294.

2. Kushnerev V.V Kulturnaya zhizn Yuga Rossii, 2013, no. 2, pp. 48-50.

3. Kartashev A.V Boi na Stavropolie: zharkiy avgust sorok vtorogo [Fighting in the Stavropol Region: hot August Forty-Two]. Stavropol, Publishing house of Stavropol State Medical University, 2021. 260 p., р. 118.

4. Aviatsiya i kosmonavtika, 2007, no. 7. Available at: https://massolit.site/book/aviatsiya-i-kosmonavtika-2007-07.

5. TsAMO RF (Tsentralnyy arkhiv Ministerstva oborony Rossiyskoy Federatsii) [CAMD RF (Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation)], f. 51, inv. 932, case 139. P. 16-18.

6. TsAMORF [CAMD RF], f. 33, inv. 682524, case. 15, sh. 289.

7. Bakinskiy okrug protivovozdushnoy oborony: is-toricheskiy ocherk: 1920-1974 gg. [Baku Air Defense District: Historical essay: 1920-1974]. Baku, Azerneshr, 1974, 363 p. P. 134.

8. TsAMO RF [CAMD RF], f. 33. inv. 682526, case 381.

9. TsAMO RF [CAMD RF], f. 20262. inv. 1, case 2, sh. 10.

10. Pshenyanik G.A. Krakh plana «Edel'veys». Sovets-kaya aviatsiya v bitve za Kavkaz, 1942-1943

[The collapse of the Edelweiss plan. Soviet aviation in the battle for the Caucasus, 1942-1943]. Moscow, Tsentrpoligraf, 2013. 379 p. P. 113-177.

11. TsAMO RF [CAMD RF], f. 33. inv. 682524, case 618.

12. TsAMO RF [CAMD RF], f. 33. inv. 682525, case 199, sh. 288.

13. TsAMO RF [CAMD RF], f. 33. inv. 682527, case 30, sh. 274.

14. TsAMO RF [CAMD RF], f. 33. inv. 11458, case 203, sh. 210.

15. TsAMO RF [CAMD RF], f. 319. inv. 0004798, case 0038.

16. TsAMO RF [CAMD RF], f. 58. inv. 818883, case 1706.

17. TsAMO RF [CAMD RF], f. 33. inv. 686044, case 1878.

18. TsAMO RF [CAMD RF], f. 319. inv. 0004798, case 0038, sh. 249.

19. TsAMO RF [CAMD RF], f. 33. inv. 682525, case 199, sh. 284.

20. Kartashev A.V Sovetskaya aviatsiya v boyakh za osvobozhdeniye Stavropol'ya v yanvare 1943 g. [Soviet aviation in the battles for the liberation of Stavropol in January 1943]. In: Istoriya narodov Kavka-za: dialog kultur, yazykov i religiy (K 100-letiyu so dnya rozhdeniyaprofessora V.P. Nevskoy): materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferent-sii [History of the peoples of the Caucasus: a dialogue of cultures, languages and religions (To the 100th anniversary of the birth of Professor V.P. Nevskaya): materials of the international scientific and practical conference]. Stavropol: Publishing house of North-Caucasus Federal University, 2019, pp. 254-256.

21. TsAMO RF [CAMD RF], f. 51. inv. 932, case 138, sh. 7.

22. TsAMO RF [CAMD RF], f. 58. inv. 818883, case 1708, sh. 29.

23. TsAMO RF [CAMD RF], f. 244. inv. 3000, case 503, sh. 152.

Поступила в редакцию 21 февраля 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.