Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ECONOMICS OF ENTREPRENEURSHIP
К вопросу об оценке результативности программных механизмов развития малого и среднего предпринимательства
To the question of evaluation of the effectiveness of program mechanisms for the development of small and medium-sized entrepreneurship
УДК 332.012
Е. А. Трушкова, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (Екатеринбург, Россия)
Оценка результативности программных механизмов развития малого и среднего предпринимательства в условиях институциональных преобразований становится особенно актуальной. Данные преобразования связаны с процессами реформирования, развитием поведенческой экономики, интеграцией государственной политики развития предпринимательства в систему стратегического планирования, а также ролью стратегических и программных механизмов. В работе автор подчеркивает, что необходимо проводить оценку кросс-эффектов реализации государственных программ с точки зрения достижения общих целей — развития малого и среднего предпринимательства — либо контекстных целей — к примеру, повышения предпринимательской активности граждан, развития молодежного предпринимательства. Рассмотрено понятие кросс-эффекта, выявлены условия его применения. Подчеркнуто, что такой метод позволяет выявить перекрёстные эффекты при реализации нескольких государственных программ или оценить степень воздействия нескольких про-
© Трушкова Е. А., 2018
E. A. Trushkova, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Yekaterinburg, Russia)
грамм на достижение целей одной программы, и наоборот. Выявлена представленность малого и среднего предпринимательства на примере государственных программ Архангельской области. Проведен анализ перекрестного воздействия государственных программ Архангельской области в части достижения контекстных целей развития молодежного предпринимательства. Определены дальнейшие перспективы исследования кросс-эффектов.
Ключевые слова: государственные программы, результативность, кросс-эффект, малое и среднее предпринимательство, Архангельская область, оценка.
Evaluation of the effectiveness of the program mechanisms for the development of small and medium-sized businesses in the conditions of institutional transformation becomes particularly relevant. These transformations are connected with the processes of reforming, the development of the behavioral economy, the integration of the state policy of development of entrepreneurship into the system of strategic planning, as well as the special role of strategic and program mechanisms. In this paper, the author emphasiz-
Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 3
es that it is necessary to assess the cross-effects of the implementation of state programs in terms of achieving common goals - the development of small and medium-sized businesses or contextual goals - for example, increasing entrepreneurial activity of citizens, developing youth entrepreneurship. The concept of cross-effect is considered, conditions of its application are revealed. It is emphasized that this method allows to identify cross-effects in the implementation of several government programs, or to assess the impact of several programs on the achievement of the objectives of one program and vice versa. The representation of small and medium enterprises on the example of state programs of the Arkhangelsk region is revealed. The analysis of the cross-impact of the state programs of the Arkhangelsk region in the part of achieving the contextual goals of the development of youth entrepreneurship is analyzed. Further prospects for the study of cross effects have been determined.
Keywords: state programs, effectiveness, cross-effect, small and average business, Arkhangelsk region, assessment.
Введение
Анализ и оценка уровня развития малого и среднего предпринимательства является важным этапом регионального стратегического планирования. Безусловно, по своему назначению предпринимательство выполняет важные функции [27, с. 251]. Прежде всего, способствует ускорению практического применения достижений научно-технического прогресса [3, с. 46], экономическому росту [18, с. 85], вносит вклад в развитие инновационной и социальной деятельности (малые инновационные компании, социальное предпринимательство], обеспечение занятости населения [29, с. 68], а также предоставление качественных товаров и услуг и т. д.
Характерным признаком данной предметной области является то, что динамичное развитие институциональных основ в сфере предпринимательства часто приводит к отставанию теоретико-методологических положений и методических подходов от практики их применения.
В настоящее время изучение проблемы оценки результативности стратегических и программных механизмов развития малого и среднего предпринимательства должно быть связано с происходящими изменениями в области государственного управления и планирования.
Предпосылки оценки результативности программных механизмов. Процессы реформирования
Мировые менеджериальные тенденции (New Public Management, Good Governance] затронули бюджетную, административную, публичную системы государственного управления, институты общественного участия и стратегическое планирование. Прежде всего, главным ориентиром проводимых реформ является внедрение механизмов оценки программ и проводимой политики в целях повышения результативности и эффективности управленческих решений при достижении социально-экономических приоритетов развития Российской Федерации и его субъектов.
Оценка представляет собой аналитическую процедуру, предназначенную для измерения прямых эффектов, результативности и долгосрочных последствий реализации государственных программ, отраслевых политик, ассессмента воздействия, а также программ развития, проектов некоммерческого сектора, корпоративных программ (оценка регулирующего воздействия, оценка воздействия на конкуренцию, оценка воздействия на окружающую среду как направление оценки в области экологии и устойчивого развития, оценка воздействия на бедность], аудит эффективности и т. д. Оценка стратегического или программного документа помогает сосредоточить внимание исполнителей на достижении конкретных результатов; проанализировать существующие тенденции; обеспечить своевременную корректировку [10]. С развитием института оценки понятие «результативность» стало применяться в отношении органов власти и интерпретируется как «совокупность параметров, в соответствии с которыми можно дать оценку деятельности государственных или муниципальных органов» [11; 32].
Таким образом, в последнее время стало уделяться больше внимания вопросам внедрения специальных методов модернизации государственного управления, основанных на оценке государственных программ и проводимых политик. В виду этого оценка результативности стратегических и программных механизмов развития малого и среднего предпринимательства также не должна остаться без внимания.
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3
Развитие поведенческой экономики.
С развитием поведенческой экономики в современных условиях наблюдается рост сравнительных, эмпирических исследований, касающихся ценностно-мотивационных аспектов предпринимательской активности в России. К примеру, исследование «Doing business» использует количественные показатели, которые оценивают уровень благоприятности правовых норм для предпринимательской деятельности и защиты прав собственности [30]; «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor] ориентирован на оценку уровня предпринимательской активности и факторов, препятствующих и стимулирующих предпринимательскую активность в России [30]. Похожие сравнительные исследования России с другими странами позволяют выявить основные факторы реализации и развития предпринимательства, найти новые механизмы и инструменты реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства в зависимости от задач социально-экономической политики развития Российской Федерации.
Интеграция государственной политики в сфере предпринимательства в систему стратегического планирования. С началом административных реформ в Российской Федерации произошли серьезные сдвиги и в части интеграции государственной политики предпринимательства в систему стратегического планирования. Несомненно, что стратегическое начало развития предпринимательства в субъектах Федерации было положено с 1992—2000 гг., поскольку именно в этот период активно начинают разрабатываться федеральные целевые программы.
С появлением Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ» формируется системный подход к решению как общих вопросов регионального развития, так и в части государственной поддержки и развития предпринимательства. В этот период возросшее внимание к последнему было актуализировано состоянием экономики регионов, поскольку предпринимательство рассматрива-
лось в качестве перспективного направления улучшения социального благополучия субъектов федерации и их экономической стабилизации. Справочно: всего с начала 1992 г. до марта 1996 г. было выпущено 32 указа Президента и 56 постановлений Правительства о неотложных мерах по стабилизации экономического и социального положения, о финансировании различных программ на уровне субъектов РФ. Однако федеральные целевые программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства отличались громоздкостью, плохой управляемостью и низкой контролируемостью [2, с. 32]. В связи с чем с момента принятия Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» предпринята попытка составления среднесрочных программ в 2002—2004 гг. [19]. Принятие закона дало толчок активизации концепций саморазвития регионов [9, с. 53] в 2006—2010 гг. Ключевыми инструментами регионального планирования развития предпринимательства становятся стратегии и программы. Путем утверждения в 2007 году нормативного акта «Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации» [22] была предпринята попытка решить задачу унификации, как процесса разработки, так и самого документа. Но качество многих принятых региональных документов оставляло желать лучшего, поскольку нормативно закрепляемые в «Требованиях» критерии к оценке качества стратегий развития межведомственными комиссиями носили общий характер. Наличие определенной «свободы» субъектов Федерации в решении вопросов территориального развития, в том числе и в сфере предпринимательства, послужило причиной образования в 2010 г. института оценки регулирующего воздействия. Целеполагающим основанием в создании принципиально нового института явилась потребность в снижении административных барьеров в отношении бизнеса, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата.
В 2012 году активно начинают разрабатываться «дорожные карты» (план мероприятий] по социальным, экономическим и инвестиционным вопросам развития. И тогда впервые мероприятия по достижению целей развития малого и среднего бизнеса были проработаны и представлены в «дорожной карте» как неко-
Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 3
ем инструменте информационной поддержки принятия управленческих решений. Скорее всего, тогда дорожные карты по предпринимательству по своему смыслу и содержанию носили отраслевой характер, по сравнению с нынешними. На данный момент дорожные карты ориентированы на программную и стратегическую поддержку принятий решений органамивласти.Так,например,Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 08.12.2016] утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой»] по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [25]. Принятие данной стратегии определило долгосрочные ориентиры для регионов по развитию малого и среднего бизнеса, а также обеспечению консолидации усилий органов власти в части реализации функций поддержки предпринимательства.
Между тем законодательному закреплению отраслевой стратегии развития предпринимательства предшествовало становление нового этапа стратегического планирования в Российской Федерации. В соответствии с принятым законом в 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [26] стратегическое планирование осуществляется на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. Многие отмечают, что именно в этот период начался переход от практики нескоордини-рованной разработки планов развития страны и её регионов к единой в организационно-правовом, информационном и методическом отношениях системе разработки документов стратегического планирования [23]. Тем самым отмечена значимость взаимосвязи деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в решении задач социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления ее национальной безопасности. В законе обозначен перечень стратегических документов, разрабатываемых как на уровне Федерации, так и на уровне субъекта Российской Федерации, а также муниципального образования, важнейшим из которых
признана стратегия социально-экономического развития. Еще одной особенностью данного этапа является то, что становится обязательной разработка государственных программ на региональном уровне и муниципальных программ, что закрепило повсеместный переход на программное бюджетирование [14, с. 14; 28, с. 154].
Роль стратегических и программных механизмов развития малого и среднего предпринимательства. Рассматриваемые механизмы ориентированы прежде всего:
— на формирование долгосрочных приоритетных целей активного развития системы малого и среднего предпринимательства, выборе методов их достижения в рамках национального правового поля и институциональных ограничений национальной экономической системы [1, с.110];
— формирование устойчивых внутренних связей на основе вовлечения участников малого и среднего предпринимательства в инновационные процессы, диверсифицирующие занятость и повышающие уровень воспроизводственной сбалансированности, а также создающие в регионе почву для модернизационного прорыва мезоэкономики [13, с. 123];
— возможность оказания значительного воздействия на формирование развития региона: позволяют идентифицировать приоритеты, обеспечивающие выполнение основных задач регионального управления; обеспечивают возможность внесения оперативных изменений в стратегию развития с учетом малого и среднего предпринимательства [16].
Несмотря на это, «проекция» методов стратегического планирования на начала государственной политики в сфере малого и среднего бизнеса или, что равнозначно, интеграция этой политики в вертикаль организационно-правовых форм и институтов стратегического планирования потребует от нашей науки в ближайшее время значительных теоретико-методологических и методических продвижений [2, с. 34]. Это обусловлено, во-первых, необходимостью адаптации новых механизмов и методов государственного управления на уровне субъектов Федерации; во-вторых, активной фазой административной реформы; в-третьих, формированием институциональной базы стратегического планирования, поскольку даже на государственном уровне «Стратегия-2030» находится на стадии разработки.
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3
Таким образом, основные направления развития малого и среднего предпринимательства должны находить отражение в стратегиях и государственных программах социально-экономического развития регионов России, поскольку важнейшей функцией региональных органов власти в системе государственно-территориальных отношений является представительство своих интересов и их трансляция на федеральном уровне [15, с. 134].
В статье стратегии и государственные программы рассматриваются как механизмы реализации государственной политики в сфере предпринимательства, поскольку позволяют, с одной стороны, применить осуществить функции и полномочия органов власти в части принятия долгосрочных управленческих решений по созданию благоприятных институциональных условий для осуществления предпринимательской модели экономического поведения населения, с другой стороны — интегрировать деятельность органов власти, представителей бизнес-сообществ, стейкхолдеров для достижения целей развития малого и среднего бизнеса на основе принципов результативного и эффективного управления.
Согласно основным направлениям бюджетной политики необходимо обязательное отражение в государственных программах целевых значений стратегий развития. Таким образом, на сегодняшний день госпрограммы являются основным инструментом государственной политики социально-экономического развития и реализуются на федеральном и региональном уровнях по блокам:
1] «Содействие занятости населения» в рамках приоритетного направления «Новое качество жизни». Здесь приведены общие требования по разработке государственных программ субъектами Федерации, включая положения по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости;
2] «Экономическое развитие и инновационная экономика». Включает подпрограмму «Развитие малого и среднего предпринимательства»;
3] «Воспроизводство и использование природных ресурсов». Одной из задач программы является развитие предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
4] «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (показатель — количество чел. часов, затрачиваемое на деятельность, связанную с уплатой налогов предприятиями малого и среднего бизнеса] в рамках приоритетного направления «Эффективное государство».
С переходом на принципы программного бюджетирования во многих субъектах федерации самостоятельные программы развития малого и среднего бизнеса стали частью (подпрограммой] развития экономики региона. Таким образом, снижается интерес региональных органов власти к проблемам развития малого и среднего бизнеса, а также совершенствованию форм поддержки предпринимательства исходя из изменений законодательства в перспективе.
В связи с этим в статье мы обращаем внимание на необходимость проведения оценки государственных программ, цели, задачи, мероприятия, показатели и индикаторы которых ориентированы на развитие малого и среднего предпринимательства. Поскольку государственные программы реализуются в различных сферах жизнедеятельности общества, являются стратегическим документом, необходимо выявление кросс-эффектов реализации государственных программ с точки зрения достижения общих целей — развития малого и среднего предпринимательства — либо контекстных целей — к примеру, повышения предпринимательской активности граждан.
Понятие кросс-эффекта и его предназначение
В большом англо-русском словаре понятие «cross effect» рассматривается как перекрестный эффект, кросс-эффект или взаимное (перекрестное] воздействие [17]. По сути, оценка кросс-эффектов представляется как часть оценки результативности стратегических и программных механизмов развития. В отечественной литературе сложилось несколько подходов к результативности госпрограмм, рассматриваемых:
— как степень достижения поставленных целей, например роста числа субъектов малого и среднего бизнеса, численности персонала [24, с. 40];
— полнота достижения результата как от-
Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 3
ношение фактически достигнутого результата программы (программного мероприятия] к требуемому (доля выполнения плана] [12, с. 22];
— реализация запланированной деятельности и получение положительного эффекта [8, с. 106].
Однако оценка кросс-эффектов позволяет выявить перекрёстные эффекты при реализации нескольких государственных программ, или оценить степень воздействия нескольких программ на достижение целей одной программы и наоборот. Есть несколько предназначений метода кросс-эффекта:
первое — для выявления дополнительных результатов (перекрестных эффектов], которые могут быть получены при реализации государственных программ;
второе — для координации деятельности различных ведомств и создания синергии между ними в части реализации мероприятий государственных программ;
третье — для оценки взаимного влияния государственных программ на достижение целей, задач, реализацию мероприятий и ожида-
емых результатов;
четвертое — для анализа контекстных целей развития, например создания условий для повышения уровня предпринимательской активности, устремлений предпринимателей, развития молодежного предпринимательства, что особенно актуально в аспекте развития поведенческой экономики.
Государственные программы Архангельской области
Проведем анализ контекстных целей развития молодежного предпринимательства на примере государственных программ Архангельской области.
Для начала следует отметить, что существуют и другие государственные программы социально-экономического развития, которые тем или иным образом затрагивают вопросы малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим их в таблице в соответствии с ключевыми федеральными направлениями реализации государственных программ.
Контексты упоминания предпринимательства в государственных программах развития Архангельской области [27]
Стратегическая цель: формирование в области эффективной, динамично растущей и сбалансированной экономики
Подцель: создание благоприятных условий для ведения бизнеса
1. Направление «Инновационное развитие и модернизация экономики»
Государственные программы цель задачи ожидаемые результаты мероприятия индикаторы
Развитие торговли в Архангельской области (2014—2020 годы) + + + +
Развитие с/х и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия в Архангельской области на 2013—2020 годы + + + +
Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 — 2020 годы) + + + + +
2. Направление «Новое качество жизни»
Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Архангельской области (2014—2020 годы) + +
Культура русского Севера (2013—2020 годы)» +
Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Архангельской области в 2014—2019 годах + +
Количество упоминаний 3 3 2 5 5
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3
Исходя из таблицы, можно сделать вывод о том, что практически все указанные программы содержат показатели и мероприятия (27 %), касающиеся предпринимательства. Меньшее количество анализируемых программ содержат упоминания сферы предпринимательства в целях (16 %], задачах (16 %] и ожидаемых результатах (12 %). Большинство упоминаний содержатся в государственных программах, реализуемых в рамках федерального направления «Инновационное развитие и модернизация экономики».
Таким образом, из вышесказанного следует, что в Архангельской области в настоящее время сформирована нормативно-правовая база реализации программного механизма развития малого и среднего предпринимательства. Благодаря проведенному анализу авторами установлено, что порядка 28 % от всех реализуемых в Архангельской области государственных программ содержат цели, задачи, показатели, мероприятия и ожидаемые результаты, ориентированные на развитие малого и среднего предпринимательства в регионе.
Анализ государственных программ в аспекте достижения контекстных целей развития молодежного предпринимательства выявил следующее (рис. 1].
Во-первых, прослеживается связь государственных программ по задачам, мероприятиям и показателям в отношении молодежного предпринимательства, в том числе и в достижении
14 000,00
долгосрочных социально-экономических целей развития Архангельской области. Так, стратегической целью развития Архангельской области [26] является формирование эффективной, динамично растущей и сбалансированной экономики, а именно структуры экономики, обеспечивающей занятость населения, благоприятных условий для ведения бизнеса. Эта цель поддерживается анализируемыми программами и подпрограммами. Как указано в федеральных документах, в целях развития эффективного и гибкого рынка квалифицированного труда органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют политику действий на рынке труда, направленных на разработку и реализацию мер в области содействия занятости населения, координацию деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения и развития предпринимательства и самозанятости, содействие обеспечению потребности экономики в рабочей силе, в том числе с учетом модернизации и инновационного развития, повышение конкурентоспособности на рынке труда отдельных групп населения, в том числе и молодежи [21].
Во-вторых, ключевым нормативным документом развития молодежного предпринимательства является подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области» государственной программы «Экономическое развитие и ин-
12 000,00
10 000,00
8 000,00
6 000,00
4 000,00 2 000,00
0,00
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. федеральный бюджет областной бюджет
Рис. 1. Ресурсное обеспечение задачи развития молодежного предпринимательства подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области», тыс. руб.
ПП «Развитие малого и среднего предпринимательства»
стимулирование граждан, в т.ч. молодежи, к осуществлению предпринимательской деятельности
обеспечение • доступности инфраструктуры поддержки МСП
"V5-\
повышение
доступности финансовых ресурсов
предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса
пропаганда развитие моло-
предприни- дежного пред-
мательства приниматель-
ства
количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), завершивших обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания МСП,
О количество субъектов МСП, созданных физическими лицами в возрасте до 30 лет, ед.;
количество физ. лиц в возрасте до 30 лет, вовлеченных в реализацию мероприятий, т. ед.;
Министерство по делам молодежи и спорта, администрация, правительство, Минэкономразвития
ГП «Развитие торговли в Архангельской области»
ПП «Активная политика занятости и социальной поддержки безработных граждан»
ПП «Оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом»
ГП «Развитие с/х и регулирование с/х продукции, сырья и продовольствия»
развитие торговой деятельности и формирование эффективной торговой политики
предотвращение роста напряжения на рынке труда
повышение уровня кадрового обеспечения торговой сферы
создание условии для роста занятости населения за счет информационного обеспечения,
реализация мер активной политики занятости
1.развитие системы подготовки кадров
содействие самозанятости безработных граждан, в том числе оказание финансовой поддержки при открытии собственного дела
1. реализация образовательных программ по инновационному предпринимательству среди молодежи;
Министерство АПК и торговли; Министерство образования и науки; Министерство труда, занятости и социального развития
Доля открывших собственное дело в общей численности зарегистрированных в отчетном периоде безработных граждан, %
Министерство труда, занятости и социального развития
стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительстваа
формирование механизмов организации добровольного переселения на постоянное место жительства в Архангельскую область соотечественников, проживающих за рубежом
отбор участников программы, в т.ч. соотечественников трудоспособного возраста, достигших 18 лет,
желающих переселиться на постоянное место жительства в Архангельскую область с целью осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности; ведения с/х деятельности
Численность участников и членов их семей трудоспособного возраста, переселившихся на постоянное место жительства в Архангельскую область, чел.
Министерство труда, занятости и социального развития
повышение конкурентоспособности продукции АПК на основе финансовой устойчивости сельского хозяйства и модернизации производства
поддержка малых форм хозяйствования
создание и развитие крестьянских и фермерских хозяйств, в том числе поддержка к/ф хозяйств
количество крестьянских, фермерских хозяйств, осуществляющих проекты создания и развития своих хозяйств с помощью гранатовой поддержки, ед.
Министерство агропромышленного комплекса и торговли
Рис. 2. Анализ государственных программ Архангельской области в аспекте достижения контекстных целей развития молодежного предпринимательства
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3
вестиционная деятельность в Архангельской области (2014—2020 годы]». Ресурсное обеспечение развития молодежного предпринимательства задачи 1 «Стимулирование граждан, в том числе молодежи к осуществлению предпринимательской деятельности (пропаганда предпринимательства]» осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов. Доля областного бюджета в ресурсном обеспечении данного направления составляет 22,35 %, федерального — 77,65 % (рис. 1].
В-третьих, есть и другие государственные программы (подпрограммы], которые тем или иным способом могут повлиять на достижение целей развития молодежного предпринимательства, оказывая взаимное влияние:
— государственная программа «Развитие торговли в Архангельской области (2014— 2020 годы]»;
— подпрограммы «Активная политика занятости и социальной поддержки безработных граждан» и «Оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом» государственной программы «Содействие занятости населения Архангельской области, улучшение условий и охраны труда (2014—2020 годы]»;
— государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013— 2020 годы.
Государственная программа «Развитие торговли в Архангельской области (2014— 2020 годы]» [5] мероприятиями «Развитие системы подготовки кадров», касающимися реализации образовательных программ по инновационному предпринимательству среди молодежи, вносит вклад в решение задач подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Архангельской области» [6] — стимулирование граждан, в т. ч. молодежи, к осуществлению предпринимательской деятельности, включающей:
— вовлечение молодежи в мероприятия по молодёжному предпринимательству;
— проведение образовательных программ, тренингов, образовательных курсов по предпринимательству среди молодежи;
— отбор физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно], имеющих способности к занятию предпринимательской деятельно-
стью, с целью прохождения обучения по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий;
— организацию обучения физических лиц в возрасте до 30 лет по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий;
— осуществление мониторинга эффективности мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.
При этом качественный показатель государственной программы, касающийся развития торговли (реализация образовательных программ по инновационному предпринимательству среди молодежи], дополняет количественные показатели подпрограммы развития малого и среднего предпринимательства — количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно], завершивших обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания МСП (тыс. ед.].
Помимо этого, наблюдается взаимное перекрестное воздействие подпрограмм «Развитие малого и среднего предпринимательства» и «Активная политика занятости и социальной поддержки безработных граждан» [4] государственной программы Архангельской области «Содействие занятости населения Архангельской области, улучшение условий и охраны труда (2014—2020 годы]». Так, достижение контекстных целей развития молодёжного предпринимательства возможно за счет активной политики занятости молодежи (финансовой поддержки при открытии собственного дела Министерством труда, занятости и социального развития] и обеспечения доступности инфраструктуры поддержки (предоставления субсидий начинающим предпринимателям от Министерства экономического развития]. При этом меры как экономической политики в регионе, так и политики занятости могут взаимно оказывать влияние на достижение результатов реализации государственных программ (количество субъектов МСП, созданных физическими лицами в возрасте до 30 лет, ед.; доля открывших собственное дело в общей численности зарегистрированных в отчетном периоде безработных граждан, %].
CORPORATE GOVERNANCE AND INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NORTH Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 3
Исходя из отраслевой направленности взаимное влияние было установлено между задачами, мероприятиями, показателями подпрограмм «Развитие малого и среднего предпринимательства в Архангельской области», «Активная политика занятости и социальной поддержки безработных граждан», «Оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом» и государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013— 2020 годы» [7]. Общими для этих программных документов является поддержка и развитие малых форм хозяйствования, включая привлечение молодежи к осуществлению сельскохозяйственной деятельности и развитию фермерского хозяйства.
Как можно заметить, общими видами поддержки субъектов молодежного предпринимательства, обозначенных в анализируемых программах, являются финансовая, информационная, образовательная (консультационная] поддержка, развитие инфраструктуры поддержки МСП, инновационного, сельскохозяйственного предпринимательства, выставочно-ярмароч-ной деятельности.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что совокупность целей, задач, мероприя-
тий, показателей, мер поддержки и деятельности исполнителей представляют единый программный (стратегический] механизм развития малого и среднего предпринимательства. Такое количество реализуемых государственных программ в части достижения целей развития малого и среднего бизнеса, в том числе и контекстных целей развития молодежного предпринимательства, требует комплексного подхода к их оценке. Использование метода оценки кросс-эффектов отвечает современным тенденциям в области государственного управления и планирования, поскольку ориентирован на повышение результативности и эффективности принятия управленческих решений при достижении социально-экономических эффектов. Дальнейшее исследование предполагает проведение межрегиональных сравнений в использовании программного механизма развития малого и среднего предпринимательства, выявление и обоснование эффектов взаимного влияния целей, задач, мероприятий, показателей государственных программ, а также обуславливает дальнейшие перспективы данного направления исследования в части создания методики оценки кросс-эффектов реализации государственных программ.
Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием ФАНО России для ФГБУН «Институт экономики УрО РАН» на 2018 г.
Список литературы
1. Блинов А. О., Бухтиярова Т. И. Государственная стратегия управления развитием малого и среднего предпринимательства // Социум и власть. 2016. № 4. С. 108—113.
2. Бухвальд Е. М., Виленский А. В., Малыгина И. В. Стратегическое планирование и новые подходы к политике развития и поддержки малого и среднего предпринимательства// Интеллект, инновации, инвестиции. 2015. № 1. С. 31—39.
3. Васильева О. Р. Экономическая роль государства в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства // Часопис економiчних реформ. 2017. № 1 (25). с. 46—49.
4. Государственная программ Архангельской области «Содействие занятости населения Архангельской области, улучшение условий и охраны труда (2014—2020 годы)». URL: https://dvinaland.ru/budget/-wbp6wg00 (дата обращения: 18.07.2018).
5. Государственная программа «Развитие торговли в Архангельской области (2014—2020 годы)». URL: https://dvinaland.ru/budget/-m621yd1a (дата обращения: 18.07.2018).
6. Государственная программа «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014—2020 годы)». URL: https://dvinaland.ru/budget/-9g4v0cym (дата обращения: 18.07.2018).
7. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013—2020 годы. URL: https:// dvinaland.ru/budget/-mcx96xuf (дата обращения: 18.07.2018).
8. Гребнева Н. А. Сущность и содержание понятия результативности государственных программ // Современные проблемы образования и науки. 2015. С. 103—106.
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3
9. Дорошенко С. В. Политика регионального развития: основания для перехода и принципы оценки// Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера — 2014»: материалы Четвертого Всероссийского научного семинара: в 2 частях. Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2014. С. 267—274.
10. Дорошенко С. В., Нигметов К. К. Оценка стратегий и программ как направление модернизации государственного управления: опыт Республики Казахстан // Модернизация России: ключевые проблемы и решения: сб. трудов XIV Международ. науч. конф. М., 2014. URL: http://www.rkpr.inion.ru/inion/items. html?category=100002649 (дата обращения: 18.07.2018).
11. Дорошенко С. В., Ноженко Д. Ю., Соломатин Я. И. Внедрение новых механизмов оптимизации государственного регулирования в российских регионах // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 8 (299). С. 53—56.
12. Козельский В. Н. К вопросу об оценке эффективности и результативности государственных программ в России // Власть. 2012. № 7. С. 19—22.
13. Колесниченко Е. А., Смольянинова Е. Г. Стратегия развития предпринимательства на региональном уровне: тенденции реализации// Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 5—6. С. 122—126.
14. Кулаков Д. Н., Мусин Д. С. Подходы к оценке эффективности бюджетных расходов на реализацию государственных программ // Финансы. 2015. № 10. С. 14—20.
15. Матвеев А. В., Сумская Т. В. Регион как объект и как субъект политического пространства власти // Вестник НГУ: Социально-экономические науки. 2000. Т. 1. В. 1. С. 127—141. С. 134.
16. Медков А. Д. Формирование механизма стратегического управления малым и средним предпринимательством на региональном уровне // Российское предпринимательство. 2014. № 13 (259). С. 145—154.
17. Мюллер В. К. Большой англо-русский и русско-английский словарь. М.: Эксмо, 2009. 1008 с.
18. Нарынбаева А. С., Кайдарова С. Е., Байбашева Г. К. Роль малого и среднего предпринимательства в обеспечении экономического роста // Вестник Международного университета Кыргызстана. 2015. № 1 (27). С. 85—88.
19. Николаев М., Махотаева М. Обобщение опыта планирования социально-экономического развития в субъектах РФ // Вопросы экономики. 2002. № 5. С. 51—64.
20. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Информационно-справочная система Гарант. URL: http://base.garant.ru/70684666/ (дата обращения: 18.07.2018).
21. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298. URL: http://programs.gov.ru/Portal/ programs/passport/07 (дата обращения: 18.07.2018).
22. Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации: Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 г. № 4. URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=390023#05802809159935636 (дата обращения: 18.07.2018).
23. Развитие системы стратегического планирования на федеральном, региональном и местном уровнях: состояние, проблемы и задачи: Рекомендации по итогам интернет-обсуждения (Утверждены решением Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (протокол № 24 от 22.01.2013 г.)). URL: http://region.council.gov.ru/activity/other_activities/29981 (дата обращения: 18.07.2018).
24. Совершенствование механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: монография / Под общ. ред. В. В. Алещенко, В. В. Карпова // Омский научный вестник. 2015. 188 с.
25. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года. URL: http:// smb.gov.ru/mediacenter/bisnessnews/17746.html (дата обращения: 18.07.2018).
26. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года // URL: https:// strategyrf.ru/29/documents (дата обращения: 18.07.2018).
27. Трушкова Е. А., Воронина Л. В. Реализация программно-целевого подхода к развитию малого и среднего предпринимательства в Архангельской области // Моделирование сценариев устойчивого развития северных регионов России в современных условиях: сборник статей международ. науч.-практич. конф. 2017. С. 251—259.
Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 3
28. Тютюнник И. Г. Совершенствование государственных программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов // Экономические стратегии. 2016. № 5. С. 154—159.
29. Экономический потенциал населения в контексте регионального развития: социокультурный аспект: кол. моногр. / А. Г. Шеломенцев, О. А. Козлова, С. В. Дорошенко, А. И. Кузьмин, М. Н. Макарова, Е. А. Трушкова и др. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017, 194 с.
30. Doingbusiness. URL: http://russian.doingbusiness.org/, http://gsom.spbu.ru/gsom/centers/eship/projects/ gem/ (дата обращения: 18.07.2018].
31. Kuhlman S. Performance Measurement and Performance Comparison in German Local Governments / S. Kuhlman. 2004. P. 34—46.
References
1. Blinov A. O., Bukhtiyarova T. I. Gosudarstvennaya strategiya upravleniya razvitiyem malogo i srednego predprinimatel'stva [State Strategy for Managing the Development of Small and Medium-Sized Enterprises] // Social life and power. 2016. №4. pp. 108—113.
2. Bukhval'd E. M., Vilenskiy A. V., Malygina I. V. Strategicheskoye planirovaniye i no-vyye podkhody k politike raz-vitiya i podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva [Strategic planning and new approaches to the policy of development and support of small and medium-sized enterprises] // Intellect, Innovations, Investments. 2015. №1. pp. 31—39.
3. Vasil'eva O. R. Ekonomicheskaya rol' gosudarstva v razvitii malogo biznesa i chast-nogo predprinimatel'stva [Economic role of the state in the development of small business and private entrepreneurship] // Chasopis ekonomi-chnyh reforms. 2017. No. 1 (25]. pp. 46—49.
4. Gosudarstvennaya programm Arkhangel'skoy oblasti «Sodeystviye zanyatosti naseleniya Arkhangel'skoy oblas-ti, uluchsheniye usloviy i okhrany truda (2014 — 2020 gody)» [State programs of the Arkhangelsk region «Assistance to employment of the population of the Arkhangelsk region, improvement of conditions and labor protection (2014— 2020]»]. (In Russ] Available at: https://dvinaland. ru/budget/-wbp6wg00 (accessed: 18.07.2018].
5. Gosudarstvennaya programma «Razvitiye torgovli v Arkhangel'skoy oblasti (2014 — 2020 gody)» [State program «Development of trade in the Arkhangelsk region (2014 — 2020]»]. (In Russ] Available at: https://dvinaland. ru/budget/-m621yd1a (accessed: 18.07.2018].
6. Gosudarstvennaya programma «Ekonomicheskoye razvitiye i investitsionnaya deyatel'nost' v Arkhangel'skoy oblasti (2014—2020gody)» [State program «Economic development and investment activities in the Arkhangelsk region (2014—2020]»]. (In Russ] Available at: https://dvinaland.ru/budget/-9g4v0cym (accessed: 18.07.2018].
7. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkovsel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya Arkhan-gel'skoy oblasti na 2013 — 2020 gody [The State Program for the Development of Agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and foodstuffs of the Arkhangelsk region for 2013—2020]. (In Russ] Available at: https://dvinaland.ru/budget/-mcx96xuf (accessed: 18.07.2018].
8. Grebneva N. A. Sushchnost' i soderzhaniye ponyatiya rezul'tativnosti gosudarstvennykh programm [Essence and content of the concept of effectiveness of state programs] // Modern problems of education and science. 2015. pp. 103—106.
9. Doroshenko S. V. Politika regional'nogo razvitiya: osnovaniya dlya perekhoda i prin-tsipy otsenki [ Regional development policy: the grounds for transition and the principles of assessment] // Actual problems, directions and mechanisms for the development of the productive forces of the North — 2014 «: materials of the Fourth All-Russian Scientific Seminar: in 2 parts. Syktyvkar: LLC «Komi republican printing house», 2014. pp. 267—274.
10. Doroshenko S. V., Nigmetov K. K. Otsenka strategiy iprogramm kak napravleniye mo-dernizatsiigosudarstven-nogo upravleniya: opyt Respubliki Kazakhstan [Evaluation of strategies and programs as a direction of modernization of public administration: the experience of the Republic of Kazakhstan ]// Sb. Works of the XIV International Scientific Conference «Modernization of Russia: Key Problems and Solutions», Moscow, 2014. (In Russ] Available at: http:// www.rkpr.inion.ru/inion/items.html?category=100002649 (accessed: 18.07.2018].
11. Doroshenko S. V., Nozhenko D. YU., Solomatin Ya. I. Vnedreniye novykh mekhanizmov op-timizatsiigosudarst-vennogo regulirovaniya v rossiyskikh regionakh [The introduction of new mechanisms for the optimization of state regulation in the Russian regions ]// Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2013. №. 8 (299]. pp. 53—56.
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3
12. Kozel'skiy V. N. K voprosu ob otsenke effektivnosti i rezul'tativnostigosudar-stvennykh programm v Rossii [On the issue of assessing the effectiveness and effectiveness of state programs in Russia] / / Power. 2012. №7. pp 19—22.
13. Kolesnichenko E. A., Smol'yaninova E. G. Strategiya razvitiya predprinimatel'-stva na regional'nom urovne: tendentsii realizatsii [Strategy of entrepreneurship development at the regional level: implementation trends] // Socio-economic phenomena and processes. 2011. №5—6. pp. 122—126.
14. Kulakov D. N., Musin D. S. Podkhody k otsenke effektivnosti byudzhetnykh raskhodov na realizatsiyugosudarst-vennykh programm [Approaches to assessing the effectiveness of budget expenditures for the implementation of state programs] // Finances. 2015. №10. pp.14—20.
15. Matveyev A. V., Sumskaya T. V. Region kak ob»yekt i kak sub»yekt politicheskogo prostranstva vlasti [Region as an object and as a subject of the political space of power] // Vestnik NSU: Socio-economic sciences. 2000. Volume 1. Issue 1. pp. 127—141.
16. Medkov A. D. Formirovaniye mekhanizma strategicheskogo upravleniya malym isrednim predprinimatel'stvom na regional'nom urovne [Formation of the mechanism of strategic management of small and medium-sized enterprises at the regional level] // Journal of Russian Entrepreneurship. 2014. No. 13 (259). pp. 145—154.
17. Myuller V. K. Bol'shoy anglo-russkiy i russko-angliyskiy slovar' [A large English-Russian and Russian-English dictionary]. Moscow: Eksmo, 2009. — 1008 p.
18. Nikolayev M., Makhotayeva M. Obobshcheniye opyta planirovaniya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya v sub»yektakh RF [Generalization of the experience of planning socio-economic development in the subjects of the Russian Federation] // Issues of economics.2002. № 5. pp. 51—64.
19. Narynbayeva A. S., Kaydarova S. Ye., Baybasheva G. K. Rol' malogo i srednego predprinimatel'stva v obespeche-nii ekonomicheskogo rosta [The role of small and medium-sized businesses in ensuring economic growth] // Bulletin of the International University of Kyrgyzstan. 2015. No. 1 (27). pp. 85—88.
20. Federal'nyy zakon ot 28 iyunya 2014 g. № 172-FZ «O strategicheskom planirova-nii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law of June 28, 2014 № 172-FZ «On Strategic Planning in the Russian Federation»]. (In Russ) Available at: http://base.garant.ru/70684666/ (accessed: 18.07.2018).
21. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. № 298 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Sodeystviye zanyatosti naseleniya» [Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 298 «On approval of the state program of the Russian Federation» Assistance to employment of the population «]. (In Russ) Available at: http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/07 (accessed: 18.07.2018).
22. Prikaz Ministerstva regional'nogo razvitiya RF ot 27 fevralya 2007 g. № 4 «Ob utverzhdenii Trebovaniy k strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya sub»yekta Rossiy-skoy Federatsii» [Order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation No. 4 of 27 February 2007 «On Approving the Requirements for a Strategy for the Socio-Economic Development of a Subject of the Russian Federation»]. (In Russ) Available at: http://www.consul-tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=390023#05802809159935636 (accessed: 18.07.2018).
23. Rekomendatsii po itogam internet-obsuzhdeniya na temu «Razvitiye sistemy stra-tegicheskogo planirovaniya na federal'nom, regional'nom i mestnom urovnyakh: sostoyaniye, problemy i zadachi» (Utverzhdeny resheniyem Komiteta po federativnomu ustroystvu, regio-nal'noy politike, mestnomu samoupravleniyu i delam Severa (protokol № 24 ot 22.01.2013 g.)) [Recommendations on the results of the Internet discussion on «The development of strategic planning at the federal, regional and local levels: the state, problems and tasks» (Approved by the decision of the Committee on the federal structure, regional policy, local government and the affairs of the North (Protocol No. 24 of 22 January 2013))]. (In Russ) Available at: http://region.council.gov.ru/activity/other_activities/29981 (accessed: 18.07.2018).
24. Sovershenstvovaniye mekhanizma gosudarstvennoy podderzhki sub»yektov malogo i srednego predprinimatel'stva: monografiya [Improving the mechanism of state support for small and medium-sized businesses: monograph] / Under the general. ed. V. V. Aleshchenko, V. V. Karpova. Omsk: Omsk Scientific Bulletin, 2015. 188 p.
25. Strategiya razvitiya malogo isrednego predprinimatel'stva na period do 2030goda [Strategy for the development of small and medium-sized businesses for the period until 2030]. (In Russ). Available at: http://smb.gov.ru/me-diacenter/bisnessnews/17746.html (accessed: 18.07.2018).
26. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Arkhangel'skoy oblasti do 2030 goda [Strategy of socio-economic development of the Arkhangelsk region until 2030]. (In Russ) Available at: https://strategyrf.ru/29/docu-ments (accessed: 18.07.2018).
27. Trushkova Ye. A., Voronina L. V. Realizatsiya programmno-tselevogo podkhoda k razvitiyu malogo i srednego predprinimatel'stva v arkhangel'skoy oblasti [Implementation of a program-targeted approach to the development of
CORPORATE GOVERNANCE AND INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NORTH Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 3
small and medium-sized businesses in the Arkhangelsk region] // «Modeling scenarios for sustainable development of northern regions of Russia in modern conditions»: a collection of articles of an international scientific and practical conference. 2017. P. 251—259/
28. Tyutyunnik I. G. Sovershenstvovaniye gosudarstvennykh programm kak osnovnogo instrumenta povysheniya effektivnosti byudzhetnykh raskhodov [Perfection of state programs as the main tool for increasing the efficiency of budget expenditures] // Economic Strategies. 2016. №5. pp.154—159.
29. Ekonomicheskiy potentsial naseleniya v kontekste regional'nogo razvitiya: sotsiokul'turnyy aspekt: kol. monogr. [Economic potential of the population in the context of regional development: socio-cultural aspect: monograph] / A. G. Shelomentsev, O. A. Kozlova, S. V. Doroshenko, A. I. Kuzmin, M. N. Makarova, E. A. Trushkova, etc. Ekaterinburg: Institute of Economics UB RAS, 2017. 194 p.
30. Doingbusiness. URL: http://russian.doingbusiness.org/, http://gsom.spbu.ru/gsom/centers/eship/proj-ects/gem/ (дата обращения: 18.07.2018).
31. Kuhlman S. Performance Measurement and Performance Comparison in German Local Governments. 2004. P. 34—46.
Для цитирования: Трушкова Е. А. К вопросу об оценке результативности программных механизмов развития малого и среднего предпринимательства // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3. С. 98—111.
For citation: Trushkova E. A. To the question of evaluation of the effectiveness of program mechanisms for the development of small and medium-sized entrepreneurship // Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 3. Р. 98—111.