Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ПОДОПЫТНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППАМИ В ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ'

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ПОДОПЫТНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППАМИ В ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ПОДОПЫТНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППАМИ В ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ»

ды, контактировавшие с остальными покрытиями, были светлыми, прозрачными, без постороннего запаха и привкуса.

Результаты химических исследований вытяжек из пластин приведены в таблице.

Из таблицы видно, что при ужесточенных в 10 раз условиях эксперимента в модельные среды пымывались окисляющиеся (1,9—2,3 мг Ог/л) и бронирующиеся (0,09— •0,19 мг Вгг/л) вещества. Концентрация формальдегида и фенола в зависимости от марки покрытия колебалась и составляла соответственно 0,1—0,25 и 0,01 мг/л (следы).

Из хлебопекарных форм, покрытых лестосилом СМФ-Ре, СМ-Ре, СМФ-СДКО и СМ-СДКО, не обнаружена миграция в модельные среды органических веществ и продуктов их превращения. В модельных растворах, выдержанных в формах с антиадгезионным составом марки МФ-100Ж, найден формальдегид на уровне 0,02 мг/л.

Выводы. 1. Установлена возможность выделения в модельные среды из покрытий на основе полиорганосилок-санов продуктов деструкции — фенола и формальдегида — при агравации эксперимента за счет увеличения площади поверхности в 10 раз.

2. Лнтнадгезнонные покрытия марок СМФ-Ре, СМ-Ре, СМФ-СДКО, СМ-СДКО и МФ-100Ж при натурных условиях эксплуатации отвечают гигиеническим требованиям и могут быть рекомендованы для использования в хлебопекарной промышленности. %

Литература. Бутников Н. Д., Ильин П. Т. Молочные бутылки, упрочненные силнконизацией. М.. 1973, с. 33. Красовский Г. П., Фридлянд С. А., Мазаев В. Т. и др. — В кн.: Гигиена и токсикология высокомолекулярных со-

единений и химического сырья, используемого для их синтеза. Л., 1969, с. 185.

Jlanno В. Г.. Селаври Т. В , Семененко Э. И. — В кн.: Энциклопедия полимеров. М.. 1977, т. 3, с. 357.

Методические рекомендации к определению днфеннлолпро-пана, а также некоторых фенолов в его присутствии./ Васьковская Л. Ф., Ляшенко О. Н., Бродская H. М. и др. Киев, 1976.

Методические указания по гигиенической оценке лакированной консервной тары. / Антонович Е. А., Пестова А. Г., Бурштейн А. Л. и др. Киев, 1977.

Рыболова Г. В., Пятичарская Л. В., Генель С. В. — В кн.: Применение полимерных пленочных материалов и покрытий в пищевой промышленности. М., 1975, с. 3.

Станкевич В. В.. Кофанов В. И. — В кн.: Гигиена применения полимерных материалов и изделий из них. Киев, 1969, выи. 1, с. 438.

Станкевич В. В., Генель С. В., Гноевая В. Л. и др. — В кн.: Токсикология и гигиена применения полимерных материалов в пищевой промышленности. М., 1980, с. 69.

Сухарева Л. В., Петрова Л. И.. Гуричева 3. Г.— В кн.: Санитарно-химнчсские методы исследования полнмери-зационных пластмасс. Л., 1969, с. 26.

Ткачев Н. И. Полимеры в хлебопекарной, кондитерской, макаронной и дрожжевой промышленности. М., 1970, с. 22.

Хамидуллин Р. С.. Румянцева Л. А., Анисимова 3. А. и др. — В кн.: Материалы по гигиенической оценке пестицидов и полимеров. М., 1977, с. 73.

Шевченко М. Г., Генель С. В., Феофанов В. Д. Гигиенические требования к полимерным материалам, применяемым в пищевой промышленности. М., 1972, с. 49.

Поступила 15.11.82

УДК 615.9.076.9:57.082.2

Р. Е. Сова, В. О. Шефтель

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ПОДОПЫТНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППАМИ В ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ

ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев

В последние годы на страницах гигиенических журналов ведется оживленная дискуссия по проблеме нормы. Центральным моментом дискуссии оказалось обоснование ^критериев значимости сдвигов, наблюдаемых в токсикологических исследованиях. Ряд интересных, хотя и дискуссионных положений выдвинут Е. И. Люблиной и соавт. Они совершенно правильно вносят ясность в вопрос об использовании критерия Стьюдента или сигмальных отклонений при оценке сдвига для групповых средних и для отдельных наблюдении.

Аналогичным образом этот вопрос решается И. М. Трах-тенбергом и соавт. К числу дискуссионных относится, на наш взгляд, тезис о том, что в оценке патологии изменение высокопластичных показателей более значимо, чем жестких показателей и констант. Это в какой-то мере парадоксальное утверждение не может быть доказано тем, что высокопластнчные показатели изменяются чаше и быстрее в ответ на вредное воздействие.

С. В. Сперанский установил, что отдельные показатели состояния лабораторных животных могут изменяться быстро и в значительных пределах и при отсутствии регистрируемых воздействий.

Бактериологические, паразитологическне и морфологические исследования в течение ряда лет 320 лаборатор-них нелинейных мышей, выращиваемых в питомниках, позволили выявить у большинства признаки скрыто протекавших (в основном инфекционных) процессов. Так, у 83,3 % животных обнаружены периваскулярные инфильтраты в легких, у 25 % — пневмония, у 80 % — очаговые

поражения и гранулемы в печени и др. (В. Л. Белянип). В. И. Бойкова и С. Г. Шерашов отметили наличие поражений в легких (лабораторные и сегментарные пневмонии, мелко- и крупноочаговые, частью абсцеднрующие) у 28 % клинически здоровых лабораторных крыс.

Приведенные данные свидетельствуют о существовании своеобразного фона спонтанных изменений в органах лабораторных животных, который может существенно исказить результаты эксперимента. Это еще раз подчеркивает необходимость системного подхода к оценке состояния подопытных и контрольных животных, а также важность учета стойких интегральных показателей, характеризующих состояние организма в целом или отдельных его систем. При оценке глубины развивающейся адаптации или патологии изменения pH крови и температуры тела, несомненно^ более значимы для организма, чем снижение активности отдельного фермента или увеличение количества микроэлемента в крови, даже если чисто математические различия между опытом и контролем будут выражены совершенно одинаково.

Основатель современной теории эксперимента Fisher в своем классическом эссе «Математика дамы, дегустирующей чай> подчеркивает, что экспериментатор может проявить большую или меньшую требовательность, решая для себя, при сколь малой вероятности случайной реализации явления он готов признать, что его наблюдения подтверждают определенный результат.

Основываясь на данной концепции, мы предложили отказаться от общепринятого в биологии для всех случаев уровня вероятности, равного 0,05.

Е. И. Люблина и соавт. правильно приводит предлагаемые нами уровни значимости, а на следующей странице указывают неправильные. Это может дезориентировать читателей как, по-видимому, дезориентировало и авторов отклика. Как можно утверждать, что в результате использования дифференцированного подхода «... в гигиенических исследованиях исчезнет достоверность изменений многих показателей, на которых базируются заключения о неблагоприятном влиянии того или иного фактора:», если мы предлагаем для жестких констант Я = 0,1? Совершенно ясно, что в таком случае достоверность появится там, где она не будет зарегистрирована при Р — 0,05. Для высоко-пластичных показателей мы рекомендуем /'=0,01, как справедливо указывают авторы отклика на с. 59, а не Р = 0,001, как представлено на с. 60.

В то же время следует отметить, что предлагаемый дифференцированный подход допускает отклонения от рекомендуемых уровней значимости в случаях достаточно глубокого обоснования важности для организма конкретного высокопластичного показателя, при постановке исследования с определенной целью, например, поиск ранних симптомов, дифференциальная диагностика интоксикаций и др.

Различия в подходе к выбору уровня значимости могут быть связаны с отождествлением величины показателя в контроле и нормы данного показателя. Ясность в этот вопрос вносит расчет числа наблюдений, достаточного для достижения определенной степени точности регистрации величины показателя (Д. Сепетлиев).

Для расчета достаточного числа наблюдений используем формулу:

Ч = -д5-.

где / — коэффициент Стьюдеита; о — среднее квадратиче-ское отклонение изучаемого показателя; Д — максимальный размер ошибки выборки, допускаемой в данном исследовании. Необходимая информация о величине а и Д может быть получена на основании данных предварительных исследований или литературы (М. Л. Рылова; И. М. Трахтенберг и соавт.).

Расчет показал, что для большинства биологических показателей минимальное число наблюдений 25 и более. Учитывая, что в контрольную группу включается обычно 10—12 животных, регистрируемый в этой группе показатель может рассматриваться только как один из возможных вариантов нормы. Более того, даже характер распределения показателя в различных контрольных группах может, согласно теории вероятности, быть неодинаковым.

В заключение необходимо подчеркнуть, что обсуждение® проблемы нормы и критериев значимости сдвига целесообразно продолжить, поскольку, как показывают сообщения последних лет, многие актуальные вопросы в этой проблеме далеки от согласованного понимания участниками дискуссии. В частности, нуждаются в обсуждении методы постановки токсикологического эксперимента, а также статистической оценки различий в подопытной и контрольной группах. На наш взгляд, значительно более объективная информация по сравнению с применением критерия I Стьюдеита может быть получена в остром опыте путем использования дисперсионного и ковариационного анализа, а в хроническом опыте — регрессионного, особенно последовательного анализа.

Литература. Белянин В. Л. — В кн.: Морфологический контроль биомедицинскнх экспериментов на животных. М.. 1978, с. 5—6. Бойкова В. И., Шерашоы С. Г.—Там же, с. 31—32. Люблина Е. И., Фролова А. Д.. Дворкин Э. А. и др. —-л

Гиг. труда, 1981, № 5, с. 59—60. Показатели нормы у лабораторных животных в токсико-" логическом эксперименте. / Трахтенберг И. М., Сова Р. Е., Шефтель В. О. и др. М„ 1978. Рылова М. Л. Методы исследования хронического действии вредных факторов среды в эксперименте. Л., 1964. j, Сепетлиев Д. Статистические методы в научных медицинских исследованиях. М., 1968. Сперанский С. В. — В кн.: Актуальные вопросы промыш*

ленной токсикологии. Л., 1970, с. 169—179. Fisher A. R. — In: Newman J. R. The World oi Mathematics. New York, 1956, v. 3, p. 1512—1523.

Поступил» 10.11,81

УДК 613.692:613.636J:656.132

Б. А. Пластунов, И. И. Дацснко, В. С. Петрус, В. А. Пластунов

ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОБНОГО ФАКТОРА В УСЛОВИЯХ ПАССАЖИРСКИХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Львовский медицинский институт, Львовский НИИ эпидемиологии и микробиологии

Интенсивные темпы развития пассажирского автомобильного транспорта общего пользования и в первую очередь автобусного выдвигают в число актуальных гигиенических проблем обеспечение оптимальных условий труда водителей и перевозки пассажиров. Имеющиеся в литературе материалы по санитарно-гигиенической оценке внутрисалонной среды автобусов касаются исключительно физико-химических факторов в салонах (И. И. Даценко; Г. И. Сидоренко и М. И. Карачунская; М. Г. Шандала и Ю. Г. Прнгода; В. М. Ретнев; Б. А Пластунов). Изучению же микробного фактора, обусловленного большим скоплением людей в относительно небольшом салоне автобуса. не уделялось должного внимания.

Настоящая работа посвяшена саннтарно-микробиологи-ческой оценке воздушной среды городских пассажирских автобусов ЛИАЗ-677 по общей бактериальной обсеменен-ностн и наличию саннтарно-показателышх микроорганизмов (гемолитических стрепто- и стафилококков). Исследования проводили в осенний сезон в период резкого учащения острых респираторных заболеваний у населения, когда вероятность взаимного заражения пассажиров в условиях городского транспорта резко повышается.

Пробы воздуха отбирали прибором Кротова, подключенным к аккумуляторам автобуса. Пробы брали со скоростью 20 л/мин на протяжении 2 мин на кровяной агар, позволяющий одновременно определить общую микробную обсемененность и выявить гемолитические формы (Г. А. Багдасарьян и соавт.). После инкубации в течение 48 ч при 37°С подсчитывали число колоний и идентифицировали микроорганизмы по тестам, изложенным в «Кратком определителе бактерий Берги». Исследования проводили в пустых автобусах на стоянке и параллельно в атмосферном воздухе, а также при движении автобусов в зоне дыхания стоящего пассажира при различных режимах вентиляции, отопления, пассажирозагрузки салонов и погодных условиях.

Полученные данные о микробной обсемененности воздуха салонов приведены в таблице. В автобусах во время стоянки с закрытыми форточками содержание микроорганизмов практически не отличалось от такового в наружной ^ атмосфере при различных погодных условиях (Р>0,05), однако при открытых форточках оказалось в 1,3 раза выше (Р<0,05). В ходе рейса с пассажирами микробное загрязнение воздушной среды автобусов увеличивалось в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.