Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 245 — 250. State service and personnel. 2021. No. 5. P. 245 — 250. Научная статья УДК 343.9
DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-245-250
ISSN 2312-0444 (print) ISSN 2312-0444 (print)
NIION: 2012-0061-05/21-139 MOSURED: 77/27-008-2021-05-338
К вопросу об оценке криминогенное™ отношений в сфере семьи и брака в условиях советской государственно-правовой системы1
Андрей Анатольевич Кочин1, Валентин Станиславович Харламов2
1 НИИ ФСИН России, Москва, Россия, [email protected]
2 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье раскрыты особенности советского семейного законодательства и охарактеризованы наиболее значимые нормативные правовые акты, регулировавшие отношения в сфере семьи и брака в советской России. Особое внимание обращено на факторы изменения семейной политики, в качестве которых выступали марксистская идеология, демографическая картина, Великая Отечественная война, особенности социально-экономического развития государства.
Ключевые слова: семейные отношения, криминальное насилие, нормотворчество, законодательство, преступления
Для цитирования: Кочин A.A., Харламов B.C. К вопросу об оценке криминогенности отношений в сфере семьи и брака в условиях советской государственно-правовой системы // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. C. 245—250. DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-245-250.
Original article
To the question of assessing the criminogenic^ of relations in the sphere of family and marriage in the conditions of the soviet state legal system
Andrey A. Kochin1, Valentin S. Kharlamov2
1 Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
2 Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
St.-Petersburg, Russia, [email protected]
Abstract. The article reveals the features of Soviet family legislation and describes the most significant normative legal acts regulating relations in the field of family and marriage in Soviet Russia. Special attention is paid to the factors of changing family policy, which were Marxist ideology, demographic picture, the Great Patriotic War, the peculiarities of socio-economic development of the state.
Keywords: family relations, criminal violence, rulemaking, legislation, crimes
For citation: Kochin A. A., Kharlamov V. S. To the question of assessing the criminogenicity of relations in the sphere of family and marriage in the conditions of the soviet state legal system // State service and personnel. 2021. (5):245—250. (In Russ.). DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-245-250
Октябрь 1917 года привел к изменениям всей системы общественных связей в стране. Перемены затронули и семейные отношения. Значительной трансформации подверглось правовое регулирование в сфере противодействия внутрисемейному насилию.
Советская власть начала выстраивать новый образ семьи. Впервые в истории лидеры Советского государства, вооруженные марксистскими
© Кочин А.А., Харламов В.С., 2021.
представлениями о перспективах существования брака и семьи при социализме, возвели в ранг официальной государственной идеологии установку на отмену семьи. Указанный идеологический императив воспринимался властью как руководство к действию.
Формы правового регулирования семейных отношений в первые годы советской власти определялись методом проб и экспериментов [16]. Так, в 1923 году было принято распоряжение председателя окружного исполкома Андийского
№ 5/2021
округа Дагестана, по которому сельские советы насильно выдавали вдов и девушек замуж. За отказ выйти по указанию сельского совета замуж женщины подвергались аресту [12, с. 47]. Во Владимире и некоторых иных провинциальных городах России в 1918 году был распространен специальный «декрет» о «национализации» женщин. Отечественный социолог А. Г. Харчев приводит выдержку из этого правового акта: «После 18-летнего возраста всякая женщина объявляется государственной собственностью. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая замуж, обязана под страхом строгого взыскания зарегистрироваться в «бюро свободной любви» при комиссариате призрения. Зарегистрированной в «бюро свободной любви» предоставляется право выбора мужчины в возрасте от 19 до 50 лет себе в сожители-супруги... Право выбора из числа девиц, достигших 19 лет, предоставляется также и мужчинам. Выбирать мужа или жену предоставляется желающим раз в месяц... Мужчинам в возрасте от 19 до 50 лет предоставляется право выбора женщин, записывающихся в бюро, даже без согласия последних, в интересах государства. Дети, произошедшие от такого рода сожительства, поступают в собственность республики» [21, с. 133].
Сложно решался вопрос о производстве абортов. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» было запрещено производство абортов, за исключением случаев, когда это требуется медицинскими показаниями [10]. Постановлением были введены требования об обязательной публикации объявлений о разводе, рассмотрении дела о разводе дважды в различных судебных инстанциях, увеличении размеров госпошлины [10].
После Великой Отечественной войны в семейном законодательстве появилась новелла, касающаяся браков с иностранцами. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами» от 18 марта 1947 года были запрещены браки между гражданами СССР и иностранцами [7].
Советская государственная машина, расширяя свои регулятивные функции, прямо или косвенно способствовала вытеснению традиционных семейных ценностей. Индикатором перемен являлось законотворчество. Одним из первых изменений в семейном праве становится упроще-
ние регистрации и расторжения брака. 18 декабря 1917 года принимается Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния», который лишил церковь полномочий в сфере семейных отношений [6]. Как отмечают исследователи, в первых нормативных актах был реализован тезис В. И. Ленина о максимальном упрощении процедуры развода как действенной предпосылки раскрепощения женщины, который стал главным обоснованием нового законодательства о разводе. Этим законодательством свобода брака и развода были возведены в культ [20, с. 45]. В принятом в 1918 году «Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» провозглашено направление деятельности на деприватизацию семейной жизни и социализацию семейных функций [2]. Например, запрещалось усыновление и отменялся принцип общности имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, при невыполнении которой суду предоставлялись полномочия лишения их родительских прав. В начальный период советской власти отдельными декретами, постановлениями и инструкциями были упразднены суд и тюрьмы для малолетних и несовершеннолетних преступников [14, с. 22—24].
21 октября 1918 года было издано постановление ВЧК, которое объявляло, что «пометки в паспортах о церковном венчании, присвоение на основании церковного венчания женщине фамилии лица, с которым она венчалась, отметка милицией таких лиц как состоящих в браке и выдача венчавшейся паспорта на фамилию гражданина, с которым она венчалась, является саботажем декрета о гражданском браке, присвоением чужой фамилии и звания мужа или жены, т.е. срывом декретов рабоче-крестьянского правительства, а для служащих милиции - преступлением по должности» [22].
Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 года не фокусировал внимание на проблеме уголовно-правовой охраны личности в силу идеологических штампов о примате государственных и общественных интересов над личными. Задача уголовного законодательства РСФСР ограничивалась лишь охраной «социалистического государства рабочих и крестьян и установленного в нем правопорядка от общественно-опасных действий (преступлений) путем применения к лицам, их совершающим... мер социальной защиты» (статья 1 УК РСФСР в ред. 1926 года) [15, с. 8]. Семейные отношения как объект правовой охраны не рассматривались. Уголовным кодексом РСФСР не закреплялась в качестве самостоятельных объек-
№ 5/2021
тов уголовно-правовой охраны защита семьи как социума, охрана прав и интересов домочадцев. Законодателем не допускалась мысль о том, что в советской семье могут быть нарушены права ее членов в результате внутрисемейных преступлений. В соответствии с новой государственной идеологией в передовой советской семье криминал изживает себя в отличие от семьи капиталистической. Лидировали в уголовно-правовом регулировании по степени общественной опасности государственные, контрреволюционные преступления. Превалирование интересов государства над интересами личности относилось к политической доминанте.
Проявление жестокости в семье в период социалистического развития России объяснялось «пережитками прошлого». Пролетарско-кресть-янское происхождение зачастую служило смягчающим обстоятельством при назначении наказания за насильственные действия в семье. В случае совершения классовым врагом внутрисемейного преступления его криминальное поведение не только осуждалось пролетарской моралью, но и достаточно строго преследовалось в уголовном порядке советскими судами.
Следует признать, что семейная ячейка послереволюционной России была оставлена беззащитной перед лицом преступных посягательств. Законодатель отказался от вычленения в структуре УК самостоятельной главы о преступлениях против семьи. Такой порядок сохранялся вплоть до 1996 года. Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 года устранил ответственность родителей за жестокое обращение с ребенком, присвоение или растрату имущества несовершеннолетнего, вовлечение несовершеннолетнего в преступление. По Уголовному кодексу РСФСР 1926 года жестокое обращение в отношении детей со стороны родителей также не преследовалось. В то же время к перечню противоправных деяний законодатель добавил норму, предусматривающую ответственность за «злостное, несмотря на имеющуюся к тому возможность, уклонение от платежа присужденных судом средств на содержание детей» (ст. 158) [3; 4].
В Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 года к важным новациям следует отнести следующие:
■ охрана фактических (незарегистрированных) брачных отношений;
■ допущение усыновления, декретирование регистрационного порядка установления отцовства по одностороннему заявлению матери;
■ изменение супружеских имущественных отношений и повышение брачного возра-
ста женщины до брачного возраста мужчины (до 18 лет); ■ закрепление правомочий детей на получение содержания от родителей и немощных родителей на получение содержания от детей [1]. Руководство страны изменило приоритеты семейной политики. Коррекция государственных идеологических установок заключалась в отказе от идеи отмены института семьи и в декларировании курса на укрепление новой советской семьи, соответствующей требованиям социалистического строительства. Закрепленные в законодательстве в 30-годах XX века новые идеологические установки действовали впоследствии в военное и послевоенное время. В Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» подчеркнута важнейшая роль семьи в воспитании детей и установлена ответственность родителей за ненадлежащую заботу о подрастающем поколении. А именно: наложение административных штрафов на родителей до 200 руб. за озорство и уличное хулиганство детей; возложение на родителей и опекунов материальной ответственности за ущерб, причиненный детьми; уголовную ответственность опекунов за использование опеки в корыстных целях [11]. В Постановлении ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» отражена значимая роль женщины в деторождении и увеличена ответственность за уклонение от уплаты алиментов, запрещено производство абортов, за исключением случаев, когда это требуется медицинскими соображениями, а также затруднена процедура развода [10].
В годы Великой Отечественной войны, 1941— 1945 гг., брачно-семейные отношения подверглись государственной интервенции со стороны органов власти. В 1941 году известный советский цивилист Г. М. Свердлов, обосновывая командно-административные методы в семейной сфере, утверждал: «Социалистической государство оставляет за собой весьма значительную сферу прямого и активного вмешательства в семейные отношения. Оно отвергает взгляд на отношения между полами как на отношения индивидуалистические, личные, нейтральные для общества и государства. Государство кровно заинтересовано в индивидуальном семейном отношении,
№ 5/2021
оно диктует, властно указывает, определяет условия, гарантирующие интересы коллектива, обеспечивающие выполнение долга по отношению к коллективу» [19, с. 58-68]. Как совершенно справедливо отметила профессор Н. С. Нижник, «посредством всевозможных запретов и санкций, чрезмерной регламентации общественной и личной жизни государство стремилось не только усилить свое влияние на институты брака и семьи, но и расширить собственный контроль над всей системой семейных отношений... Семья представляла собой первичную ячейку общества, формируемую для решения двуединой задачи — создания условий, необходимых для высокоэффективного труда во благо государства, а также рождения и воспитания строителей и защитников «самого прогрессивного в мире» социально-политического строя» [18, с. 126; 17, с. 375—377].
Государственный императив нашел отражение в нормативных правовых актах. В период войны семейная политика советской власти была направлена на создание условий для демографического роста. В связи со значительными потерями в составе мужского населения государственные меры направлялись на поддержание рождаемости, что привело к развитию института усыновления и закреплению особых «материнских» прав. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 08.09.1943 «Об усыновлении» обеспечивалась определенная охрана прав усыновленных детей [8]. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"» ужесточалась бракоразводная процедура, и признавался законным только зарегистрированный брак, а фактический брак, легализованный в 1926 году, утратил силу и юридическое значение [9]. Незарегистрированные отношения сожителей вплоть до настоящего времени стали находиться вне законодательной регламентации. Рассматриваемым Указом ПВС СССР была узаконена дискриминация детей, рожденных вне брака, запрещалось установление отцовства. Это приводило к ликвидации права на получение алиментов от фактического отца. В свидетельстве о рождении внебрачных детей в графе «отец» ставился прочерк, что создавало существенные трудности при установлении законных отношений между отцом и родными детьми. Значительно ухудшилось положение одиноких матерей с детьми. Мизерные государственные пособия, устанавливаемые для одиноких матерей, не могли заменить алиментов. Из-
за усложнения проблем с процедурой развода был спровоцирован рост незарегистрированных брачных отношений. Декларируя заботу о детях, охрану прав и интересов домочадцев, государство на практике санкционировало бесправие внебрачных детей, существенное снижение безопасности членов семьи.
В связи с принятием нового Уголовного кодекса РСФСР 1960 года вплоть до 1996 года доминирующий вектор развития уголовного законодательства в семейной сфере был направлен на охрану прав и интересов подрастающего поколения. В УК РСФСР 1960 года введены ст. 122 «Злостное уклонение от уплаты алиментов или от содержания детей», ст. 124 «Злоупотребление опекунскими обязанностями», ст. 1241 «Разглашение тайны усыновления» ст. 125 «Похищение или подмена ребенка», ст. 1629 «Незаконное усыновление» [5]. Уголовно-правовой защитой обеспечивались и другие домочадцы (в частности, родители — в соответствии со ст. 123 УК РСФСР «Злостное уклонение от оказания помощи родителям»). Уголовный кодекс РСФСР 1960 года существенно расширил перечень деяний, ориентированных на защиту личных, семейных, имущественных и иных интересов членов семьи. Однако уголовно-правовые нормы, предусматривавшие охрану членов семьи, были рассредоточены в разных главах Кодекса. Особый объект охраны домочадцев позволял говорить о необходимости их институциализации в Уголовном кодексе, но законодатель решился на этот шаг лишь к 1996 году.
Таким образом, признание существования массива преступлений против прав и интересов членов семьи и, прежде всего, несовершеннолетнего означало дискредитацию государственной системы воспитания, не способной в зародыше искоренить внутрисемейные преступления, слабость советских правоохранительных структур и неэффективность советской семьи в борьбе с криминалом. Это была слишком высокая цена, которую советская власть была не в состоянии заплатить за обеспечение внутрисемейной безопасности. Особенно, если учесть активную популяризацию лозунгов о ближайшей полной и окончательной ликвидации преступности вообще.
Список источников
1. Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 года // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского Правительства РСФСР. 1926. № 82. Ст. 612.
2. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года // СУ РСФСР 1918. № 11. Ст. 160.
№ 5/2021
3. Собрание Кодексов. 3-е изд. М.: НКЮ РСФСР, 1927.
4. Собрание Кодексов. 4-е изд. М., 1925.
5. Уголовный кодекс РСФСР // ВВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591; 1982. № 49. Ст. 1821; СЗ РФ. 1995. № 11. Ст. 939.
6. Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» // СУ РСФСР 1917. № 11. Ст. 160.
7. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15.02.1947 «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1947. № 10.
8. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 08.09.1943 «Об усыновлении» // ВВС СССР. 1943. № 34.
9. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"» // ВВС СССР. 1944. № 60.
10. Постановление ЦИК и СНК СССР от 27.06.1936 «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» // СЗ СССР. 1936. № 34. Ст. 309.
11. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31.05.1935 «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // СЗ СССР. 1935. № 32. Ст. 252.
12. Гаджиев Д.М. Власть и особенности предупреждения преступности в Республике Дагестан: Монография. Махачкала, 2007.
13. Дорохина О.В. Семейная политика государства как объект исследования // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1997. № 2. С. 118—137.
14. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1: Учение о преступлении / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М., 2002.
15. Научно-популярный практический комментарий Уголовного Кодекса РСФСР с дополнениями и изменениями по 15 августа 1927 г. / Под ред. М.Н. Гернета и А.Н. Трайнина М.: Право и жизнь, 1927.
15. Научно-популярный практический комментарий Уголовного Кодекса РСФСР с дополнениями и изменениями по 15 августа 1927 г. / Под ред. М.Н. Гернета и А.Н. Трайнина М.: Право и жизнь, 1927.
16. Нижник Н.С. Год 1917: начало революции в семейно-брачных отношениях // Гражданское общество в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 25—31.
17. Нижник НС. Законодательные основания государственной политики в сфере семейно-брач-ных отношений в период Великой Отечественной войны // Государство. Право. Война: 60-летие Великой Победы / Авт. и рук. проекта Р.А. Ромашов, Н.С. Нижник. СПб., 2005. С. 373—384.
18. Нижник Н.С. Нормативные основания регулирования семейно-брачных отношений в годы Великой Отечественной войны // Проблемы права в современной России: Сб. статей международной межвузовской научно-практической конференции. Т.2. СПб.: Политех. ун-т, 2010. С. 125—132.
19. Свердлов Г.М. О предмете и системе социалистического семейного права // Советское государство и право. 1941. №1. С. 58—68.
20. Уенкова О.Г. Институт расторжения брака по законодательству Российской Федерации и стран континентальной правовой семьи (сравнительно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
21. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.
22. Семейное право: Учебное пособие. Авторский коллектив allpravo.ru.URL:http://www. allpravo.ru/library/doc100p0/instrum102/item 169.html (дата обращения: 28.10.2021).
References
1. The code of laws on marriage, family and guardianship 1926 // Collection of laws and orders of the workers 'and peasants' Government of the RSFSR. 1926. №. 82. St. 612.
2. The code of acts of civil status, marriage, family and guardianship law, 1918 // SU RSFSR 1918. №. 11. St. 160.
3. Collection of Codes. 3rd ed. M.: NKYU RSFSR, 1927.
4. Collection of Codes. 4th ed. M., 1925.
5. Criminal Code of the RSFSR // Air Force of the RSFSR. 1960.№. 40. St. 591; 1982. №. 49. St. 1821; NW RF. 1995. №. 11. St. 939.
6. The decree «On civil marriage, children and the maintenance of the books of acts of civil status» // SU RSFSR 1917. №. 11. St. 160.
7. The decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR from 15.02.1947 «On the prohibition of marriages between Soviet citizens and foreigners» // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR. 1947. №. 10.
8. The decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR dated 08.09.1943 «On adoption»
№ 5/2021
// Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR.
1943. №. 34.
9. The decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR dated 08.07.1944 «On increasing state assistance to pregnant women, large and single mothers, strengthening the protection of motherhood and childhood, on establishing the highest degree of distinction of the title "Mother Heroine" and the establishment of the Order of Maternal Glory and the medal "Medal of Motherhood"» // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR.
1944. №. 60.
10. The decision of the CEC and SNK on 27.06.1936 «Prohibiting abortion, the increase in financial assistance to pregnant women, the establishment of a state aid multi-family, expanding the network of maternity homes, nurseries and kindergartens, strengthening criminal penalties for failure to pay child support and some changes in the law about divorce» // SZ the Soviet Union. 1936. №. 34. St. 309.
11. The decision of the CPC of the USSR and the CPSU (b) from 31.05.1935 «On the elimination of child abandonment and neglect» // SZ| the Soviet Union. 1935. №. 32. St. 252.
12. Gadzhiev D.M. Power and features of crime prevention in the Republic of Dagestan: Monograph. Makhachkala, 2007. 480 p.
13. Dorokhina O.V. Family policy of the state as an object of research // Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. 1997. №. 2. Pp. 118—137.
14. Course of criminal law. The general part. Volume 1: The Doctrine of Crime / Edited by N.F. Kuznetsova, I.M. Tyazhkova. M., 2002. 464 p.
15. Popular scientific and practical commentary of the Criminal Code of the RSFSR with additions and amendments to August 15, 1927 / Edited by
M.N. Gernet and A.N. Trainin M.: Law and Life, 1927. 460 p.
15. Popular scientific and practical commentary of the Criminal Code of the RSFSR with additions and amendments to 1927 August 15 / Edited by M.N. Gernet and A.N. Trainin M.: Law and Life, 1927. 460 p.
16. Nizhnik N.S. Year 1917: the beginning of the revolution in family and marriage relations // Civil society in Russia and abroad. 2017. №. 4. Pp. 25—31.
17. Nizhnik N.S. Legislative bases of state policy in the sphere of family and marriage relations during the Great Patriotic War // State. Right. War: the 60th anniversary of the Great Victory / Auth. and hands. project Romashov R.A., N.S. Nizhnik. SPb., 2005. P. 373—384.
18. Nizhnik N. With. Normative foundations of regulation of family relations in the years of the great Patriotic war of rights in modern Russia: Sat. articles of the international interuniversity scientific and practical conference. Vol. 2. SPb.: Politekh. un-t, 2010. Pp. 125—132.
19. Sverdlov G.M. On the subject and system of socialist family law // The Soviet state and law. 1941. №. 1. Pp. 58—68.
20. Uenkova O.G. Institute of Divorce under the legislation of the Russian Federation and the countries of the Continental Legal family (comparative legal research): Dis. ... cand. jurid. M., 2010. 233 p.
21. Kharchev A.G. Marriage and family in the USSR. M., 1979. 367 p.
22. Family Law: Textbook. The author's team allpravo.ru . URL: http://www.allpravo.ru/library/ doc100p0/instrum102/item169.html (accessed: 10.28.2021).
Информация об авторах
A.А. Кочин — главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор.
B. С. Харламов — профессор кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, доцент.
Information about the authors
A.A. Kochin — Chief Researcher of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of pedagogical sciences, Professor.
V.S. Kharlamov — professor of the Criminology Department of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of law sciences, Associate Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
№ 5/2021