Научная статья на тему 'К вопросу об оценке качества и эффективности реализации инновационных образовательных проектов'

К вопросу об оценке качества и эффективности реализации инновационных образовательных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
906
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / REGIONAL INNOVATIVE PLACE / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИЙ / ASSESSMENT OF INNOVATIONS QUALITY AND EFFECTIVENESS / КРИТЕРИИ / CRITERIA / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / PEDAGOGICAL EXPERTISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломакина И.С., Сташкевич И.Р.

В статье представлен опыт разработки системы оценки качества и эффективности реализации инновационных образовательных проектов. Анализируется проблема разработки критериальной базы оценки, алгоритма проведения педагогической экспертизы. Предлагается авторская система критериев и показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ломакина И.С., Сташкевич И.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ASSESSING THE QUALITY AND EFFECTIVENESS OF INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJECTS REALIZATION

The article presents the experience of elaborating the system of assessing the quality and effectiveness of innovative educational projects realization. The authors analyze the problem of assessment criteria creation, algorithm of pedagogical expertise. The author’s criteria and indicators system is offered.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оценке качества и эффективности реализации инновационных образовательных проектов»

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — Режим доступа: http://sudact.ru.

2. Баркова, В. В. Диалектика обертонов профессии и профессиональной идентичности [Текст] / В. В. Баркова // Фундаментальная и прикладная наука. — 2016. — № 1. — С. 6-9.

3. Борисов, С. В. Философия образования и науки : метод. рекомендации [Текст] / С. В. Борисов. — Изд-во ЧГПУ, 2016. — 98 с.

4. Загребин, С. С. Современные проблемы «модернизации» отечественного образования : полемические заметки [Текст] / С. С. Загребин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 3 (11). — С. 91-96.

5. Загребин, С. С. Культурологические аспекты развития профессионального образования [Текст] / С. С. Загребин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4. — С. 9-11.

УДК 001+37.0 И. С. Ломакина, начальник Центра

сравнительной педагогики и инноваций Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: compar.pedagog@inbox.ru И. Р. Сташкевич, проректор по научно-исследовательской и инновационной работе ЧИРПО, д-р пед. наук, доц., e-mail: stashkevichiren@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

В статье представлен опыт разработки системы оценки качества и эффективности реализации инновационных образовательных проектов. Анализируется проблема разработки критериальной базы оценки, алгоритма проведения педагогической экспертизы. Предлагается авторская система критериев и показателей.

Ключевые слова: региональная инновационная площадка, оценка качества и эффективности инноваций, критерии, педагогическая экспертиза.

В настоящее время социально-экономическое положение страны, ее конкурентоспособность во многом определяется возможностью эффективно преобразовывать новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые пользуются спросом на национальных и глобальных рынках. Повышение доли наукоемкой продукции страны на мировом рынке, конвертация природной ренты в ренту инновационную, использование инновационного потенциала способно обеспечить экономический и технологический рост. При этом важную роль в обеспечении экономического роста, основанного на инновациях, играют регионы.

Регионы формируют государственную инновационную политику с учетом федеральной

инновационной и научно-технической стратегии, а также отраслевой специфики, приоритетов развития региона, имеющихся ресурсов и инновационного потенциала. Эффективное использование этих факторов обеспечивает региону конкурентное преимущество и имеет важное значение с точки зрения реализации социально-экономической политики государства, получения государственной поддержки, особенно в условиях дефицита инвестиционных ресурсов.

Стратегическая задача промышленной политики Челябинской области на данном этапе модернизации экономики состоит в диверсификации, импортозамещении, переходе к тех-нолого-наукоемким производствам. В регио-

не уже созданы предпосылки для ускоренного развития базисных элементов инфраструктуры инноваций: индустриальные парки, мультимо-дальный транспортно-логистический комплекс, система субконтрактации между субъектами малого и среднего предпринимательства и крупным бизнесом и др. В промышленном секторе области действуют свыше 60 инновационно активных организаций, из них большая часть сосредоточена в обрабатывающих производствах. Предприятия промышленного комплекса осуществляют разработку и реализацию инвестиционных проектов и научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, способствующих импортозамещению [1]. Важной частью региональной инновационной системы является инновационная система в сфере образования.

В сфере профессионального образования Челябинской области функционируют региональные инновационные площадки (РИП), тематика которых связана в том числе с реализацией задач, обозначенных в указах Президента РФ, принятых в мае 2012 г, Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», региональном стандарте кадрового обеспечения промышленного роста, региональном проекте «ТЕМП». Перечень функционирующих в Челябинской области РИП представлен на сайте ГБУ ДПО ЧИРПО1.

Реализация государственной инновационной политики и устойчивое развитие региона во многом зависит от сформированных механизмов управления инновационной деятельностью, включая систему оценки ее качества и эффективности. Проблема оценки уровня инновационного развития национальной экономики, регионов и отраслей производства возникла давно. В связи с этим в настоящее время активно исследуются вопросы инновационного анализа, построения системы оценки качества и эффективности инноваций, создания информационной и теоретико-методологической базы для проведения исследований в этой области.

Оценка качества и эффективности внедрения инноваций связана с необходимостью решения целого ряда задач:

1 Режим доступа: http://www.chirpo.ru/organizacziya-i-nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-deyatelnosti-innovaczionnyix-ploshhadok.

- обоснования внедрения и использования инноваций в технологическом и производственном процессе;

- определения дальнейшего направления развития организации, отрасли, региона и формирования целостной инновационной инфраструктуры;

- повышения результативности применяемых инструментов для стимулирования инновационной активности и повышения качества и объективности принимаемых решений о выборе объектов инноваций и их поддержки;

- организации правового регулирования в сфере педагогического творчества и педагогических инноваций.

Создание системы оценки качества и эффективности реализации образовательных инновационных проектов сталкивается с рядом проблем. Во-первых, в современной теории и практике отсутствует единая концепция оценки эффективности инноваций, а для обоснования успешности инновационных проектов часто используются основные показатели эффективности инвестиционных проектов. Во-вторых, отсутствие ясности в терминологическом аппарате этой новой области научного знания затрудняет измерение инноваций. Ситуация усугубляется тем, что нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности и выбор объектов поддержки относится к компетенции субъектов РФ [2]. С одной стороны, это привело к активному развитию регионального законодательства в сфере инновационной деятельности и возможности методически отработать детальный порядок оценки региональной эффективности, основанный на конкретизированном понимании связи результатов поддерживаемых инновационных проектов с ключевыми сферами социально-экономического развития региона [2]. С другой стороны, такая ситуация приводит к возникновению значительных различий в выборе критериев инновационности, разнообразию в подходах к определению базовых понятий. В-третьих, методики оценки эффективности социальных инновационных проектов, включая образовательные, находятся на стадии своего становления.

Одним из основных методов оценки качества и эффективности реализации инновационных проектов в образовании выступает экспертиза. В то же время важной проблемой становится определение критериальных показателей, способных объективизировать педагогическое творчество, свести к минимуму субъективизм в оценке его результатов [3]. В широком

контексте современная управленческая деятельность испытывает потребность в критериальной оценке изменений, происходящих в процессе развития образовательного учреждения и в сфере образования в целом [4]. Этой тенденции способствует и переход к оценке исходящих показателей деятельности, произошедший в последние годы в результате влияния неолиберальной, рыночной идеологии. Ориентация на исходящие показатели при оценке деятельности требует внедрения инструментов мониторинга, бизнес-планирования и анализа. Рыночные механизмы продвигают в управление образованием методы и инструменты из сферы бизнеса, где анализ эффективности затрат и прибыли от вложенных средств является распространенным инструментом [5]. В настоящее время экспертиза превращается в новую универсалию культуры и выступает мощным средством социокультурного влияния на ход общественных процессов [6].

Педагогическую экспертизу определяют как оценку результатов, процесса и перспектив деятельности в сфере образования, для которой требуется применение специальных познаний в данной области [6]. Проведение экспертизы инновационных образовательных проектов предусматривает разработку критериальной базы, процедуры экспертирования, методов проведения оценки.

Важным условием проведения экспертизы является привлечение компетентных, квалифицированных специалистов, административно независимых и принадлежащих к образовательному сообществу [4; 6]. Эксперт посредством метода опроса дает оценку продукта по его характеристикам, опираясь на свое профессиональное мнение о качестве в силу отсутствия объективно выработанного эталона. Как отмечает Т. Г. Новикова, экспертиза инновационной деятельности должна учитывать предметное и деятельностное направление [4]. Специалист в предметной области должен обладать опытом и авторитетом в заявленном направлении инновации, а специалист в деятельностной — опытом анализа деятельности, выявления средств и целей инновационной работы [4].

Процедура проведения экспертизы инновационных образовательных проектов имеет определенную последовательность действий, которая согласуется с этапами инновационной деятельности, включая разработку новой идеи, реализацию инновационного процесса, оценку результатов деятельности, распространение опыта. В Челябинской области мероприятия ре-

гламентируются Постановлением Правительства Челябинской области от 19.11.2014 № 603-П «О Порядке признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками», Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 11.06.2015 № 01/1674 «О Совете по вопросам формирования и функционирования региональных инновационных площадок на территории Челябинской области». Эти документы предусматривают следующие мероприятия.

1. Организация-соискатель подает заявку в Совет по вопросам формирования и функционирования региональных инновационных площадок на территории Челябинской области (далее — Совет). В заявке организации указывается цель, задачи, основная идея инновационного проекта, дается обоснование инновационного потенциала проекта и механизмов его финансирования, предоставляется программа и календарный план реализации инновационного проекта. Заявка оформляется в соответствии с установленными требованиями.

2. Заявка подвергается технической экспертизе документов, и в случае соответствия требованиям проект проходит научно-методическую экспертизу на соответствие критериям актуальности, новизны, образовательной и общественной значимости, полезности и реализуемости. Для проведения научно-методической экспертизы инновационного проекта из числа членов Совета создается экспертная группа.

3. Результаты технической экспертизы документов и заключение по результатам научно-методической экспертизы инновационного проекта рассматриваются на заседании Совета, где принимается предложение о признании организации региональной инновационной площадкой либо об отказе в признании. Приказ о признании организации региональной инновационной площадкой издается региональным министерством образования и науки. Образовательная организация признается РИП на период реализации инновационного проекта, но не более чем на три года.

4. Совет рассматривает промежуточные отчеты РИП в соответствии с критериями и готовит предложения по корректировке основных направлений ее деятельности, разрабатывает рекомендации о характере полученных результатов реализации инновационного проекта, информирует общественность о реализуемых площадкой инновационных проектах.

5. По окончании срока реализации инновационного проекта в рамках РИП Совет рассматривает итоговый отчет о проведенной работе, готовит предложения о прекращении деятельности площадки и о характере применения полученных результатов. Приказ о прекращении деятельности РИП издается министерством образования и науки региона.

Экспертиза инновационного проекта опирается на принципы добровольности подачи заявки и определения темы инновационного проекта со стороны организации-соискателя, независимости экспертов, объективности и профессионального характера экспертизы.

Существует множество подходов к выбору критериев и методики оценки инновационных проектов, в зависимости от целей и задачи экспертизы, ее принципов, объекта инновации. Мы опираемся на общую теорию инноваций, анализирующую циклы создания нового или обновленного продукта творческой деятельности, введение его в употребление для дальнейшего коммерческого использования и системный подход к инновационной деятельности, рассматривающий ее как системную целостность с внешней и внутренней направленностью инноваций, внешними и внутренними причинами нововведений.

Для оценки качества и эффективности реализации инновационных проектов на промежуточном этапе Центром сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО ЧИРПО разработана система критериев и показателей, представленная в таблице 1. Критерий «актуальность» представляет собой категорию, отражающую соответствие основным федеральным и региональным нормативным документам, формирующим информационно-аналитическую базу государственной инновационной политики. Критерий «эффективность» оценивает

степень достижения цели с учетом актуальных ресурсных, временных и институциональных ограничений, а также динамику интенсивности инновационной деятельности. Критерий «новизна» характеризует получение отличных, новых или усовершенствованных результатов, продуктов, подходов. Критерий «управляемость инновационной деятельности» отражает наличие инфраструктуры, включая информационное обеспечение для упорядочения деятельности в соответствии с целями, логикой инновационного процесса. Критерий «диссеминация опыта» характеризует масштаб и уровень распространения полученных результатов.

Результаты оценки инновационных проектов на основе разработанных критериев, отражают объективную информацию о процессе реализации проекта и наращивания инновационной активности, об изменении эффективности деятельности, влиянии инновационных процессов на образовательную деятельность организации, роли инновационной среды.

На основе полученных данных в виде числовых величин осуществляется расчет индекса результативности инновационного проекта, который складывается из суммы оценок критериев. Показатели рассчитываются по трехбалльной шкале, отражающей следующие уровни эффективности инновационных проектов: от 0 до 1 — низкий уровень, от 1 до 2 — средний, от 2 до 3 — высокий уровень эффективности. Информационными источниками для проведения оценки могут выступать финансовая отчетность, отчеты, плановая документация, статистические данные, периодические издания, информация в СМИ, результаты исследований.

В настоящее время разрабатывается механизм проведения промежуточной экспертизы инновационных образовательных проектов.

Таблица 1

Критерии оценки РИП

Критерий Показатель Индикатор Баллы

1. Актуальность Соответствие федеральной стратегии инновационного развития Доля мероприятий в рамках инновационной деятельности (ИД), соответствующих приоритетным направлениям федеральной программы/ стратегии, % 30-50 % — 1 балл 50-75 % — 2 балла 75 % и выше — 3 балла

Соответствие инновационной политике региона Доля мероприятий в рамках ИД, соответствующих приоритетным направлениям инновационной политики Челябинской области, % 30-50 % — 1 балл 50-75 % — 2 балла 75 % и выше — 3 балла

Продолжение таблицы 1

Критерий

Показатель

Индикатор

Баллы

Соответствие развития ПОО

программе

Доля мероприятий в рамках ИД в общей численности мероприятий программы развития ПОО за отчетный период, %_

10-25 % — 1 балл 25-55 % — 2 балла 55 % и выше — 3 балла

2. Новизна

Разработка новых подходов, совершенствование и модернизация существующей образовательной деятельности

Количество инновационных продуктов (технологии, методы, средства), шт.

1-3 — 1 балл 4-6 — 2 балла 7-10 — 3 балла

3. Эффективность

Численность пед. работников, участвующих в ИД

Доля пед. работников, участвующих в ИД, в общей численности пед. работников ПОО, %

10-20 % — 1 балл 20-40 % — 2 балла 40-60 % — 3 балла

Наличие задействованных в ИД пед. работников — победителей и призеров конкурсов на региональном, федеральном и международном уровнях

Наличие призовых мест в конкурсных мероприятиях, шт.:

- регионального

- всероссийского

- международного уровня (подтверждение документами)_

1 — 1 балл; 2 — 2 балла; 3 и более — 3 1 — 2 балла; 2 — 4 балла; 3 и более — 6 1 — 3 балла; 2 — 6 баллов; 3 и более — 9

Наличие выступлений пед. работников, задействованных в ИД, на конференциях и семинарах регионального, федерального, международного уровней

Количество пед. работников, участвующих в конференциях и семинарах с докладами и выступлениями, чел.:

- регионального

- федерального

- международного уровня (подтверждение документами)_

1 — 1 балл; 2 — 2 балла; 3 и более — 3 1 — 2 балла; 2 — 4 балла; 3 и более — 6 1 — 3 балла; 2 — 6 баллов; 3 и более — 9

Подготовка ПОО методических и научно-практических материалов в рамках ИД

Количество разработанных материа-

лов, шт.

3-5 — 1 балл 5-10 — 2 балла 10-15 — 3 балла

Подготовка студентов — победителей и призеров региональных, всероссийских, международных олимпиад, конкурсов профессионального мастерства в рамках ИД

Наличие призовых мест в конкурсных мероприятиях, шт.:

- регионального

- всероссийского

- международного уровня (подтверждение документами)_

1 — 1 балл; 2 — 2 балла; 3 и более — 3 1 — 2 балла; 2 — 4 балла; 3 и более — 6 1 — 3 балла; 2 — 6 баллов; 3 и более — 9

Достижение студентами, включенными в ИД, высоких результатов промежуточной аттестации

Доля студентов, обучающихся по очной форме обучения, не имеющих академической задолженности, %

30-50 % — 1 балл 50-75 % — 2 балла 75 % и более — 3 балла

Мероприятия, проведенные в рамках ИД

Доля мероприятий, проведенных в рамках ИД, в общем плане учебных и внеу-чебных мероприятий ПОО, %_

10-20 % — 1 балл 20-40 % — 2 балла 40 % и более — 3 балла

Наличие диссертационных исследований по теме ИД

Количество соискателей ученой степени / количество защищенных диссертаций, шт.

1 — 1 балл

2 — 2 балла

3 и более — 3 балла

Наличие подписанных соглашений о партнерстве в инновационной сфере

Количество подписанных соглашений о партнерстве в инновационной сфере, шт.

3-5 — 1 балл 5-10 — 2 балла 10 и более — 3 балла

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Степень достижения поставленных целей в рамках ИД

Доля реализованных за отчетный период целей и задач от общего количества целей и задач, %

30-50 % — 1 балл 50-75 % — 2 балла 75 % и более — 3 балла

4. Управляемость ИД

Наличие организационных форм для реализации ИД

Доля структурных подразделений ПОО, задействованных в реализации и координации ИД, в общем числе структурных подразделений ПОО, %

10-20 % — 1 балл 20-40 % — 2 балла 40 % и более — 3 балла

Окончание таблицы 1

Критерий Показатель Индикатор Баллы

Наличие методик оценки и диагностики в рамках ИД Количество творческих коллективов, созданных в рамках ИД, шт. Количество разработанных методик оценки и диагностики исходного состояния практики и промежуточных результатов деятельности в рамках ИД, шт. 3-5 — 1 балл 5-7 — 2 балла 7 и более — 3 балла 1-3 — 1 балл 3-5 — 2 балла 5 и выше — 3 балла

5. Диссеми-нация опыта Масштаб распространения результатов ИД Количество публикаций по результатам ИД, шт.: - на региональном - федеральном - международном уровне 1 — 1 балл; 2 — 2 балла; 3 и более — 3 1 — 2 балла; 2 — 4 балла; 3 и более — 6 1 — 3 балла; 2 — 6 баллов; 3 и более — 9

Библиографический список

1. Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области на 2015-2020 годы [Электронный ресурс] : проект государственной программы Челябинской области. — Режим доступа: http://www.econom-chelreg. ru/progrrealmingp?article=3397 (дата обращения 20.05.2017).

2. Шаталова, О. М. Подходы к оценке эффективности инноваций в реализации региональной политики стимулирования инновационной активности (на примере Удмуртской Республики) [Текст] / О. М. Шаталова // Вестник ИжГТУ. — 2014. — № 4 (64). — С. 71—76.

3. Игошев, Б. М. Правовые аспекты повышения качества педагогических инноваций [Текст] / Б. М. Игошев, С. А. Новоселов // Педагогическое образование. — 2008. — № 1. — С. 4-14.

4. Новикова, Т. Г. Экспертиза инновационной деятельности [Текст] / Т. Г. Новикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — № 1. — С. 62-65.

5. Why should we care about the costs and benefits of education? // EENEE Policy Brief. — 3/2014. — 2 p.

6. Богуславский, М. В. Методологические и теоретические основы историко-педагогиче-ской экспертизы инноваций в образовании [Текст] / М. В. Богуславский // Проблемы современного образования. — 2016. — 1. — С. 21-33.

УДК 376 Д. Ф. Романенкова, начальник Регионального

учебно-научного центра инклюзивного образования Челябинского государственного университета (РУНЦИО ЧелГУ), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: droman@csu.ru

КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ СОДЕЙСТВИЯ ИХ ТРУДОУСТРОЙСТВУ

Статья посвящена вопросам организации и проведения конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, которые рассматриваются в качестве механизма содействия трудоустройству этих лиц. Раскрыты цели и задачи проведения конкурсов, их организационная структура. Основная цель, к которой должны стремиться организаторы конкурсов, — это трудоустройство победителей и участников. В статье исследуются вопросы трудоустройства лиц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.