Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — Режим доступа: http://sudact.ru.
2. Баркова, В. В. Диалектика обертонов профессии и профессиональной идентичности [Текст] / В. В. Баркова // Фундаментальная и прикладная наука. — 2016. — № 1. — С. 6-9.
3. Борисов, С. В. Философия образования и науки : метод. рекомендации [Текст] / С. В. Борисов. — Изд-во ЧГПУ, 2016. — 98 с.
4. Загребин, С. С. Современные проблемы «модернизации» отечественного образования : полемические заметки [Текст] / С. С. Загребин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 3 (11). — С. 91-96.
5. Загребин, С. С. Культурологические аспекты развития профессионального образования [Текст] / С. С. Загребин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4. — С. 9-11.
УДК 001+37.0 И. С. Ломакина, начальник Центра
сравнительной педагогики и инноваций Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: compar.pedagog@inbox.ru И. Р. Сташкевич, проректор по научно-исследовательской и инновационной работе ЧИРПО, д-р пед. наук, доц., e-mail: stashkevichiren@mail.ru
К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
В статье представлен опыт разработки системы оценки качества и эффективности реализации инновационных образовательных проектов. Анализируется проблема разработки критериальной базы оценки, алгоритма проведения педагогической экспертизы. Предлагается авторская система критериев и показателей.
Ключевые слова: региональная инновационная площадка, оценка качества и эффективности инноваций, критерии, педагогическая экспертиза.
В настоящее время социально-экономическое положение страны, ее конкурентоспособность во многом определяется возможностью эффективно преобразовывать новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые пользуются спросом на национальных и глобальных рынках. Повышение доли наукоемкой продукции страны на мировом рынке, конвертация природной ренты в ренту инновационную, использование инновационного потенциала способно обеспечить экономический и технологический рост. При этом важную роль в обеспечении экономического роста, основанного на инновациях, играют регионы.
Регионы формируют государственную инновационную политику с учетом федеральной
инновационной и научно-технической стратегии, а также отраслевой специфики, приоритетов развития региона, имеющихся ресурсов и инновационного потенциала. Эффективное использование этих факторов обеспечивает региону конкурентное преимущество и имеет важное значение с точки зрения реализации социально-экономической политики государства, получения государственной поддержки, особенно в условиях дефицита инвестиционных ресурсов.
Стратегическая задача промышленной политики Челябинской области на данном этапе модернизации экономики состоит в диверсификации, импортозамещении, переходе к тех-нолого-наукоемким производствам. В регио-
не уже созданы предпосылки для ускоренного развития базисных элементов инфраструктуры инноваций: индустриальные парки, мультимо-дальный транспортно-логистический комплекс, система субконтрактации между субъектами малого и среднего предпринимательства и крупным бизнесом и др. В промышленном секторе области действуют свыше 60 инновационно активных организаций, из них большая часть сосредоточена в обрабатывающих производствах. Предприятия промышленного комплекса осуществляют разработку и реализацию инвестиционных проектов и научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, способствующих импортозамещению [1]. Важной частью региональной инновационной системы является инновационная система в сфере образования.
В сфере профессионального образования Челябинской области функционируют региональные инновационные площадки (РИП), тематика которых связана в том числе с реализацией задач, обозначенных в указах Президента РФ, принятых в мае 2012 г, Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», региональном стандарте кадрового обеспечения промышленного роста, региональном проекте «ТЕМП». Перечень функционирующих в Челябинской области РИП представлен на сайте ГБУ ДПО ЧИРПО1.
Реализация государственной инновационной политики и устойчивое развитие региона во многом зависит от сформированных механизмов управления инновационной деятельностью, включая систему оценки ее качества и эффективности. Проблема оценки уровня инновационного развития национальной экономики, регионов и отраслей производства возникла давно. В связи с этим в настоящее время активно исследуются вопросы инновационного анализа, построения системы оценки качества и эффективности инноваций, создания информационной и теоретико-методологической базы для проведения исследований в этой области.
Оценка качества и эффективности внедрения инноваций связана с необходимостью решения целого ряда задач:
1 Режим доступа: http://www.chirpo.ru/organizacziya-i-nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-deyatelnosti-innovaczionnyix-ploshhadok.
- обоснования внедрения и использования инноваций в технологическом и производственном процессе;
- определения дальнейшего направления развития организации, отрасли, региона и формирования целостной инновационной инфраструктуры;
- повышения результативности применяемых инструментов для стимулирования инновационной активности и повышения качества и объективности принимаемых решений о выборе объектов инноваций и их поддержки;
- организации правового регулирования в сфере педагогического творчества и педагогических инноваций.
Создание системы оценки качества и эффективности реализации образовательных инновационных проектов сталкивается с рядом проблем. Во-первых, в современной теории и практике отсутствует единая концепция оценки эффективности инноваций, а для обоснования успешности инновационных проектов часто используются основные показатели эффективности инвестиционных проектов. Во-вторых, отсутствие ясности в терминологическом аппарате этой новой области научного знания затрудняет измерение инноваций. Ситуация усугубляется тем, что нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности и выбор объектов поддержки относится к компетенции субъектов РФ [2]. С одной стороны, это привело к активному развитию регионального законодательства в сфере инновационной деятельности и возможности методически отработать детальный порядок оценки региональной эффективности, основанный на конкретизированном понимании связи результатов поддерживаемых инновационных проектов с ключевыми сферами социально-экономического развития региона [2]. С другой стороны, такая ситуация приводит к возникновению значительных различий в выборе критериев инновационности, разнообразию в подходах к определению базовых понятий. В-третьих, методики оценки эффективности социальных инновационных проектов, включая образовательные, находятся на стадии своего становления.
Одним из основных методов оценки качества и эффективности реализации инновационных проектов в образовании выступает экспертиза. В то же время важной проблемой становится определение критериальных показателей, способных объективизировать педагогическое творчество, свести к минимуму субъективизм в оценке его результатов [3]. В широком
контексте современная управленческая деятельность испытывает потребность в критериальной оценке изменений, происходящих в процессе развития образовательного учреждения и в сфере образования в целом [4]. Этой тенденции способствует и переход к оценке исходящих показателей деятельности, произошедший в последние годы в результате влияния неолиберальной, рыночной идеологии. Ориентация на исходящие показатели при оценке деятельности требует внедрения инструментов мониторинга, бизнес-планирования и анализа. Рыночные механизмы продвигают в управление образованием методы и инструменты из сферы бизнеса, где анализ эффективности затрат и прибыли от вложенных средств является распространенным инструментом [5]. В настоящее время экспертиза превращается в новую универсалию культуры и выступает мощным средством социокультурного влияния на ход общественных процессов [6].
Педагогическую экспертизу определяют как оценку результатов, процесса и перспектив деятельности в сфере образования, для которой требуется применение специальных познаний в данной области [6]. Проведение экспертизы инновационных образовательных проектов предусматривает разработку критериальной базы, процедуры экспертирования, методов проведения оценки.
Важным условием проведения экспертизы является привлечение компетентных, квалифицированных специалистов, административно независимых и принадлежащих к образовательному сообществу [4; 6]. Эксперт посредством метода опроса дает оценку продукта по его характеристикам, опираясь на свое профессиональное мнение о качестве в силу отсутствия объективно выработанного эталона. Как отмечает Т. Г. Новикова, экспертиза инновационной деятельности должна учитывать предметное и деятельностное направление [4]. Специалист в предметной области должен обладать опытом и авторитетом в заявленном направлении инновации, а специалист в деятельностной — опытом анализа деятельности, выявления средств и целей инновационной работы [4].
Процедура проведения экспертизы инновационных образовательных проектов имеет определенную последовательность действий, которая согласуется с этапами инновационной деятельности, включая разработку новой идеи, реализацию инновационного процесса, оценку результатов деятельности, распространение опыта. В Челябинской области мероприятия ре-
гламентируются Постановлением Правительства Челябинской области от 19.11.2014 № 603-П «О Порядке признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками», Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 11.06.2015 № 01/1674 «О Совете по вопросам формирования и функционирования региональных инновационных площадок на территории Челябинской области». Эти документы предусматривают следующие мероприятия.
1. Организация-соискатель подает заявку в Совет по вопросам формирования и функционирования региональных инновационных площадок на территории Челябинской области (далее — Совет). В заявке организации указывается цель, задачи, основная идея инновационного проекта, дается обоснование инновационного потенциала проекта и механизмов его финансирования, предоставляется программа и календарный план реализации инновационного проекта. Заявка оформляется в соответствии с установленными требованиями.
2. Заявка подвергается технической экспертизе документов, и в случае соответствия требованиям проект проходит научно-методическую экспертизу на соответствие критериям актуальности, новизны, образовательной и общественной значимости, полезности и реализуемости. Для проведения научно-методической экспертизы инновационного проекта из числа членов Совета создается экспертная группа.
3. Результаты технической экспертизы документов и заключение по результатам научно-методической экспертизы инновационного проекта рассматриваются на заседании Совета, где принимается предложение о признании организации региональной инновационной площадкой либо об отказе в признании. Приказ о признании организации региональной инновационной площадкой издается региональным министерством образования и науки. Образовательная организация признается РИП на период реализации инновационного проекта, но не более чем на три года.
4. Совет рассматривает промежуточные отчеты РИП в соответствии с критериями и готовит предложения по корректировке основных направлений ее деятельности, разрабатывает рекомендации о характере полученных результатов реализации инновационного проекта, информирует общественность о реализуемых площадкой инновационных проектах.
5. По окончании срока реализации инновационного проекта в рамках РИП Совет рассматривает итоговый отчет о проведенной работе, готовит предложения о прекращении деятельности площадки и о характере применения полученных результатов. Приказ о прекращении деятельности РИП издается министерством образования и науки региона.
Экспертиза инновационного проекта опирается на принципы добровольности подачи заявки и определения темы инновационного проекта со стороны организации-соискателя, независимости экспертов, объективности и профессионального характера экспертизы.
Существует множество подходов к выбору критериев и методики оценки инновационных проектов, в зависимости от целей и задачи экспертизы, ее принципов, объекта инновации. Мы опираемся на общую теорию инноваций, анализирующую циклы создания нового или обновленного продукта творческой деятельности, введение его в употребление для дальнейшего коммерческого использования и системный подход к инновационной деятельности, рассматривающий ее как системную целостность с внешней и внутренней направленностью инноваций, внешними и внутренними причинами нововведений.
Для оценки качества и эффективности реализации инновационных проектов на промежуточном этапе Центром сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО ЧИРПО разработана система критериев и показателей, представленная в таблице 1. Критерий «актуальность» представляет собой категорию, отражающую соответствие основным федеральным и региональным нормативным документам, формирующим информационно-аналитическую базу государственной инновационной политики. Критерий «эффективность» оценивает
степень достижения цели с учетом актуальных ресурсных, временных и институциональных ограничений, а также динамику интенсивности инновационной деятельности. Критерий «новизна» характеризует получение отличных, новых или усовершенствованных результатов, продуктов, подходов. Критерий «управляемость инновационной деятельности» отражает наличие инфраструктуры, включая информационное обеспечение для упорядочения деятельности в соответствии с целями, логикой инновационного процесса. Критерий «диссеминация опыта» характеризует масштаб и уровень распространения полученных результатов.
Результаты оценки инновационных проектов на основе разработанных критериев, отражают объективную информацию о процессе реализации проекта и наращивания инновационной активности, об изменении эффективности деятельности, влиянии инновационных процессов на образовательную деятельность организации, роли инновационной среды.
На основе полученных данных в виде числовых величин осуществляется расчет индекса результативности инновационного проекта, который складывается из суммы оценок критериев. Показатели рассчитываются по трехбалльной шкале, отражающей следующие уровни эффективности инновационных проектов: от 0 до 1 — низкий уровень, от 1 до 2 — средний, от 2 до 3 — высокий уровень эффективности. Информационными источниками для проведения оценки могут выступать финансовая отчетность, отчеты, плановая документация, статистические данные, периодические издания, информация в СМИ, результаты исследований.
В настоящее время разрабатывается механизм проведения промежуточной экспертизы инновационных образовательных проектов.
Таблица 1
Критерии оценки РИП
Критерий Показатель Индикатор Баллы
1. Актуальность Соответствие федеральной стратегии инновационного развития Доля мероприятий в рамках инновационной деятельности (ИД), соответствующих приоритетным направлениям федеральной программы/ стратегии, % 30-50 % — 1 балл 50-75 % — 2 балла 75 % и выше — 3 балла
Соответствие инновационной политике региона Доля мероприятий в рамках ИД, соответствующих приоритетным направлениям инновационной политики Челябинской области, % 30-50 % — 1 балл 50-75 % — 2 балла 75 % и выше — 3 балла
Продолжение таблицы 1
Критерий
Показатель
Индикатор
Баллы
Соответствие развития ПОО
программе
Доля мероприятий в рамках ИД в общей численности мероприятий программы развития ПОО за отчетный период, %_
10-25 % — 1 балл 25-55 % — 2 балла 55 % и выше — 3 балла
2. Новизна
Разработка новых подходов, совершенствование и модернизация существующей образовательной деятельности
Количество инновационных продуктов (технологии, методы, средства), шт.
1-3 — 1 балл 4-6 — 2 балла 7-10 — 3 балла
3. Эффективность
Численность пед. работников, участвующих в ИД
Доля пед. работников, участвующих в ИД, в общей численности пед. работников ПОО, %
10-20 % — 1 балл 20-40 % — 2 балла 40-60 % — 3 балла
Наличие задействованных в ИД пед. работников — победителей и призеров конкурсов на региональном, федеральном и международном уровнях
Наличие призовых мест в конкурсных мероприятиях, шт.:
- регионального
- всероссийского
- международного уровня (подтверждение документами)_
1 — 1 балл; 2 — 2 балла; 3 и более — 3 1 — 2 балла; 2 — 4 балла; 3 и более — 6 1 — 3 балла; 2 — 6 баллов; 3 и более — 9
Наличие выступлений пед. работников, задействованных в ИД, на конференциях и семинарах регионального, федерального, международного уровней
Количество пед. работников, участвующих в конференциях и семинарах с докладами и выступлениями, чел.:
- регионального
- федерального
- международного уровня (подтверждение документами)_
1 — 1 балл; 2 — 2 балла; 3 и более — 3 1 — 2 балла; 2 — 4 балла; 3 и более — 6 1 — 3 балла; 2 — 6 баллов; 3 и более — 9
Подготовка ПОО методических и научно-практических материалов в рамках ИД
Количество разработанных материа-
лов, шт.
3-5 — 1 балл 5-10 — 2 балла 10-15 — 3 балла
Подготовка студентов — победителей и призеров региональных, всероссийских, международных олимпиад, конкурсов профессионального мастерства в рамках ИД
Наличие призовых мест в конкурсных мероприятиях, шт.:
- регионального
- всероссийского
- международного уровня (подтверждение документами)_
1 — 1 балл; 2 — 2 балла; 3 и более — 3 1 — 2 балла; 2 — 4 балла; 3 и более — 6 1 — 3 балла; 2 — 6 баллов; 3 и более — 9
Достижение студентами, включенными в ИД, высоких результатов промежуточной аттестации
Доля студентов, обучающихся по очной форме обучения, не имеющих академической задолженности, %
30-50 % — 1 балл 50-75 % — 2 балла 75 % и более — 3 балла
Мероприятия, проведенные в рамках ИД
Доля мероприятий, проведенных в рамках ИД, в общем плане учебных и внеу-чебных мероприятий ПОО, %_
10-20 % — 1 балл 20-40 % — 2 балла 40 % и более — 3 балла
Наличие диссертационных исследований по теме ИД
Количество соискателей ученой степени / количество защищенных диссертаций, шт.
1 — 1 балл
2 — 2 балла
3 и более — 3 балла
Наличие подписанных соглашений о партнерстве в инновационной сфере
Количество подписанных соглашений о партнерстве в инновационной сфере, шт.
3-5 — 1 балл 5-10 — 2 балла 10 и более — 3 балла
Степень достижения поставленных целей в рамках ИД
Доля реализованных за отчетный период целей и задач от общего количества целей и задач, %
30-50 % — 1 балл 50-75 % — 2 балла 75 % и более — 3 балла
4. Управляемость ИД
Наличие организационных форм для реализации ИД
Доля структурных подразделений ПОО, задействованных в реализации и координации ИД, в общем числе структурных подразделений ПОО, %
10-20 % — 1 балл 20-40 % — 2 балла 40 % и более — 3 балла
Окончание таблицы 1
Критерий Показатель Индикатор Баллы
Наличие методик оценки и диагностики в рамках ИД Количество творческих коллективов, созданных в рамках ИД, шт. Количество разработанных методик оценки и диагностики исходного состояния практики и промежуточных результатов деятельности в рамках ИД, шт. 3-5 — 1 балл 5-7 — 2 балла 7 и более — 3 балла 1-3 — 1 балл 3-5 — 2 балла 5 и выше — 3 балла
5. Диссеми-нация опыта Масштаб распространения результатов ИД Количество публикаций по результатам ИД, шт.: - на региональном - федеральном - международном уровне 1 — 1 балл; 2 — 2 балла; 3 и более — 3 1 — 2 балла; 2 — 4 балла; 3 и более — 6 1 — 3 балла; 2 — 6 баллов; 3 и более — 9
Библиографический список
1. Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области на 2015-2020 годы [Электронный ресурс] : проект государственной программы Челябинской области. — Режим доступа: http://www.econom-chelreg. ru/progrrealmingp?article=3397 (дата обращения 20.05.2017).
2. Шаталова, О. М. Подходы к оценке эффективности инноваций в реализации региональной политики стимулирования инновационной активности (на примере Удмуртской Республики) [Текст] / О. М. Шаталова // Вестник ИжГТУ. — 2014. — № 4 (64). — С. 71—76.
3. Игошев, Б. М. Правовые аспекты повышения качества педагогических инноваций [Текст] / Б. М. Игошев, С. А. Новоселов // Педагогическое образование. — 2008. — № 1. — С. 4-14.
4. Новикова, Т. Г. Экспертиза инновационной деятельности [Текст] / Т. Г. Новикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — № 1. — С. 62-65.
5. Why should we care about the costs and benefits of education? // EENEE Policy Brief. — 3/2014. — 2 p.
6. Богуславский, М. В. Методологические и теоретические основы историко-педагогиче-ской экспертизы инноваций в образовании [Текст] / М. В. Богуславский // Проблемы современного образования. — 2016. — 1. — С. 21-33.
УДК 376 Д. Ф. Романенкова, начальник Регионального
учебно-научного центра инклюзивного образования Челябинского государственного университета (РУНЦИО ЧелГУ), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: droman@csu.ru
КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ СОДЕЙСТВИЯ ИХ ТРУДОУСТРОЙСТВУ
Статья посвящена вопросам организации и проведения конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, которые рассматриваются в качестве механизма содействия трудоустройству этих лиц. Раскрыты цели и задачи проведения конкурсов, их организационная структура. Основная цель, к которой должны стремиться организаторы конкурсов, — это трудоустройство победителей и участников. В статье исследуются вопросы трудоустройства лиц