Научная статья на тему 'К вопросу об оценивании студентами образовательной деятельности по дисциплине «Физическая культура и спорт»'

К вопросу об оценивании студентами образовательной деятельности по дисциплине «Физическая культура и спорт» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL PROCESS EVALUATION / QUESTIONING / SPORTS SPECIALIZATION / STUDENTS WISHES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / АНКЕТИРОВАНИЕ / СПОРТИВНЫЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / ПОЖЕЛАНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарычев Вадим Александрович

Представлены результаты оценивания студентами первого курса условий и содержания дисциплины «Физическая культура и спорт», организации и качества образовательного процесса. Показано, что при переходе на новый образовательный стандарт высшего образования важную роль играет оперативная информация о соответствии содержания курса ожиданиям студентов, о доступности и последовательности излагаемого преподавателями материала, о новизне и практичности полученных знаний для студентов. Результаты анкетирования студентов позволили оперативно и эффективно скорректировать содержание и качество образовательной деятельности, что в целом повысило качество образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарычев Вадим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Towards “Physical Training and Sports” Educational Activities Evaluation by Students

The author did present the results of evaluation of the “Physical Training and Sports” discipline educational process by first-year students who rated its conditions, content, organization and quality. The author has shown that an important role in the transition to a new higher educational standard is played by active information: about the compliance of the course content with the students’ expectations; about accessibility and consistency of materials presented by teachers; about the novelty and practicality of knowledge the students have gained. The results of students questioning made it possible to promptly and effectively adjust the educational activities content and quality, which increased the overall quality of educational process.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оценивании студентами образовательной деятельности по дисциплине «Физическая культура и спорт»»

УДК 378.016

DOI: 10.24151/2409-1073-2019-2-103-110

К вопросу об оценивании студентами образовательной деятельности по дисциплине «Физическая культура и спорт»

В. А. Макарычев

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия vadim0806@mail.ru

Представлены результаты оценивания студентами первого курса условий и содержания дисциплины «Физическая культура и спорт», организации и качества образовательного процесса. Показано, что при переходе на новый образовательный стандарт высшего образования важную роль играет оперативная информация о соответствии содержания курса ожиданиям студентов, о доступности и последовательности излагаемого преподавателями материала, о новизне и практичности полученных знаний для студентов. Результаты анкетирования студентов позволили оперативно и эффективно скорректировать содержание и качество образовательной деятельности, что в целом повысило качество образовательного процесса.

Ключевые слова: образовательная деятельность; оценка образовательного процесса; анкетирование; спортивные специализации; пожелания студентов.

Towards "Physical Training and Sports" Educational Activities Evaluation

by Students

V. A. Makarychev

National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia vadim0806@mail.ru

The author did present the results of evaluation of the "Physical Training and Sports" discipline educational process by first-year students who rated its conditions, content, organization and quality. The author has shown that an important role in the transition to a new higher educational standard is played by active information: about the compliance of the course content with the students' expectations; about accessibility and consistency of materials presented by teachers; about the novelty and practicality of knowledge the students have gained. The results of students questioning made it possible to promptly and effectively adjust the educational activities content and quality, which increased the overall quality of educational process.

Keywords: educational activities; educational process evaluation; questioning; sports specialization; students wishes.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 № 301 о переходе на новый стандарт

© Макарычев В. А.

организации и осуществления образовательной деятельности [1], на кафедре физического воспитания Национального

исследовательского университета «МИЭТ» разработан и введен в действие новый порядок реализации дисциплины «Физическая культура и спорт». Затем в 2018/19 уч. г. было проведено оценивание [2, п. 4.6.2] качества образовательной деятельности по данной дисциплине.

В ходе этого исследования студентам первого курса было предложено оценить условия, содержание, организацию и качество образовательного процесса. Анонимное анкетирование 184 студентов обоего пола всех медицинских групп проводилось на 8-й и 9-й неделях 1-го семестра в 13 учебных группах на 11 спортивных специализациях и охватило все факультеты университета. В анкете содержалось 20 вопросов. Результативность обучения предлагалось оценить по 10-балльной шкале (10 — отлично, 5 — нормально, 1 — плохо). Результаты анкетирования представлены далее на рисунках, где на оси ординат условно (буквами от А до М) обозначены преподаватели разных специализаций, а на оси абсцисс — оценка студентами их образовательной деятельности в процентах.

Содержание образовательного процесса (см. рис. 1—4) предлагалось оценить, ответив на вопросы:

— «Соответствует ли содержание курса Вашим ожиданиям?»;

93,9 93,8

87,3 87,3 87,1

83,8 83,5

Рис. 1. Соответствие содержания курса ожиданиям студентов

— «Побуждает ли Вас содержание материала к дальнейшему совершенствованию в этом вопросе?»;

— «Практична ли и полезна ли полученная информация?»;

— Узнали ли Вы новую информацию по выбранной специализации?».

93,8

84,6 84,1 83,8

82,7

78,3

Рис. 2. Влияние содержания материала на стремление к дальнейшему совершенствованию в этом вопросе

90,0 90,0

87,5 87,3 87,3

86,5

85,2

83,8 83,6

75,0

Рис. 3. Практичность и полезность полученной информации

79А 79,1

78£ 77Л

76,4 76,3

Рис. 4. Новизна полученной информации

Организацию процесса обучения (см. рис. 5—7) предлагалось оценить, ответив на прямой вопрос: «Как Вы оцениваете организацию обучения?», а также на следующие:

— «Использует ли преподаватель различные методы (практические упражнения, слайды, групповую работу)?»;

— «Излагает ли преподаватель материал ясно, доступно, последовательно?».

70 75 80 85

90 95

95,5

«ДО ОД5

Рис. 5. Качество организации обучения

95 100

Рис. 6. Использование различных методов (практические упражнения, слайды, групповая работа)

92,7 91,7 92,5

— «Коммуникабелен ли преподаватель (умеет ли наладить контакт)?»;

Й5,9

Рис. 9. Коммуникабельность преподавателя (умение наладить контакт)

— «Разъясняет ли преподаватель сложные места?»;

7М 72,7

Рис. 10. Разъяснение сложных мест

— «Выделяет ли преподаватель главные моменты?»;

Рис. 7. Ясность, доступность, последовательность изложения материала

Качество образовательного процесса напрямую зависит от профессиональной подготовки преподавателя и его личных качеств (см. рис. 8—18). Студентам предлагалось оценить это в вопросах:

— «Удовлетворены ли Вы полученными знаниями?»;

50 55 60 65 70 75

85 90 95 100

Рис. 8. Удовлетворенность полученными знаниями

Рис. 11. Выделение главных моментов преподаваемого материала

— «Умеет ли преподаватель вызвать и поддержать интерес аудитории к теме?»;

— «Обладает ли преподаватель творческим подходом и интересом к своему делу?»;

— «Доброжелателен ли и тактичен ли преподаватель по отношению к студентам?»;

— «Проявляет ли преподаватель терпение?»;

«V

Рис. 12. Умение преподавателя вызвать и поддержать интерес аудитории к теме

Рис. 13. Творческий подход преподавателя и интерес к своему делу

Рис. 14. Доброжелательность и тактичность преподавателя по отношению к студентам

Рис. 15. Проявление терпения преподавателем

— «Располагает ли преподаватель к себе высокой эрудицией?»;

— «Способствует ли манера преподавания усвоению материала?»;

— «Хотите ли Вы перейти в другую группу?».

71,6 72,7

Рис. 16. Высокая эрудиция преподавателя, располагающая к себе

65 70 75

90 95 100

Рис. 17. Содействие манеры преподавания усвоению материала

д

А

95 Б

И

96,5 Ж

94 В

93,9 Л

93,3 Г

93 Й

м

Е

3

к

Рис. 18. Отсутствие желания студентов перейти в другую группу

Комплексная оценка преподавателей кафедры физического воспитания с точки зрения содержания дисциплины «Физическая культура и спорт», организации и качества образовательного процесса, рассчитанная по итогам ответов студентов первого курса на 18 вопросов анкеты, представлена на рисунке 19.

Рис. 19. Комплексная оценка работы каждого преподавателя, данная студентами первого курса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе анкетирования студентам был также задан вопрос: «Способствует ли обучение дисциплине "Физическая культура и спорт" развитию Ваших навыков и личных качеств?». Подавляющее большинство (85,75 %) студентов отметили, что процесс обучения способствует развитию у них различных навыков. Большинство (63,03 %) заметили у себя положительное влияние занятий физической культурой на воспитание разных личных качеств (рис. 20).

Рис. 20. Влияние обучения на развитие навыков и личных качеств

В частности, на протяжении двух месяцев обучения студенты отметили улучшение следующих навыков (рис. 21):

— контроль собственного тела (21,35 %);

— саморазвитие (17,57 %);

— способность преодолевать усталость (16,48 %);

— самодисциплина (16,22 %);

— умение расслабляться (11,62 %);

— коммуникабельность (8,92 %);

— анализ информации (7,74 %).

умение контролировать собственное тело

II саморазвитие

-- преодоление усталости

ч- самодисциплина

Я> умение расслабляться

\ коммуникабельность

% анализ информации

Рис. 21. Навыки, развитию которых способствует обучение

При анализе ответов студентов разных специализаций выявлены некоторые особенности. Так, об улучшении в развитии навыков контролирования собственного тела, умения преодолевать усталость

и расслабляться заявили больше студентов, специализирующихся на индивидуальных видах спорта (силовая подготовка, плавание, самбо, тяжелая атлетика), чем занимающихся командными видами спорта (футбол,

волейбол, баскетбол). Вопреки ожиданиям, об улучшении коммуникабельности также сообщило больше студентов специализаций индивидуальных видов спорта.

По мнению студентов (рис. 22), занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» в большей степени содействуют развитию следующих качеств: - усердие (19,81 %);

Завершал анкету вопрос открытого типа: студентов попросили оставить свои пожелания по совершенствованию процесса обучения дисциплине «Физическая культура и спорт». Ряд пожеланий студентов относились к спортивным сооружениям спорткомплекса МИЭТ, на которых проводятся занятия, другие — к организации процесса обучения в группах различных спортивных специализаций. Некоторым студентам физическая нагрузка на занятиях показалась недостаточной. На эту недостаточность указывают и преподаватели [3].

Анкетирование упрочило связь студент — преподаватель, что позволило оптимизировать образовательный процесс:

— 3 человека, по их желанию, переведены на другую спортивную специализацию;

— добавлена игровая практика на занятиях в специализации «Волейбол»;

— скорректированы рабочие программы в специализациях «Легкая атлетика» и «Фитнес» с целью сбалансировать беговую и силовую нагрузки и увеличить количество упражнений на растяжку;

— терпеливость (17,02 %);

— трудолюбие (15,62 %).

В меньшей степени занятия физической культурой и спортом влияют на развитие эмпатии — таких чувств, как:

— отзывчивость (8,39 %);

— доброта (6,06 %);

— дружелюбность (6,06 %);

— миролюбие (3,73 %).

— в программе специализации «Спортивное плавание» учтено пожелание студентов плавать в ластах;

— по просьбе студентов найдена возможность обновить спортивный инвентарь для занятий по силовой подготовке и запланировано приобретение нового инвентаря для других специализаций;

— преподаватели стали требовательнее к себе в вопросах трудовой дисциплины, доброжелательнее и тактичнее по отношению к студентам, стараются проявлять уместное чувство юмора.

К сожалению, учесть удалось не все замечания: расширить зал для самбо и бассейн, заменить систему вентиляции и построить зал для футбола не представляется возможным.

Сделаем выводы.

Прежде всего, анкетирование студентов в процессе обучения позволяет оперативно решать многие вопросы его организации, принимая во внимание пожелания студентов.

Далее, низкая оценка студентами развития своих навыков коммуникабельности (8,92 %) и анализа информации (7,84 %)

усердие

терпеливость

трудолюбие

ответственность

юмор

отзывчивость доброта дружелюбность миролюбие

Рис. 22. Личные качества, развитию которых способствует обучение

свидетельствует о том, что преподаватели уделяют недостаточно внимания интерактивным упражнениям на улучшение взаимодействия студентов в группе.

Возможность дополнительной нагрузки в различных видах спорта в университете есть: студентов вновь проинформировали, что на кафедре физического воспитания действуют спортивные секции и факультативные занятия.

Кроме того, на заседании кафедры принято решение использовать итоги анкетирования студентов как элемент внутренней системы оценки качества образовательной деятельности и учесть их при распределении дополнительных выплат преподавателям за эффективность работы.

Наконец, произведенная студентами оценка стиля и доступности преподавания, компетентности преподавателей и их увлеченности своей специализацией, способности донести до обучаемых знания и любовь к предмету позволила профессорско-преподавательскому составу взглянуть со стороны на свои сильные и слабые стороны и приложить усилия к совершенствованию своей работы.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалите-та, программам магистратуры» (зарег. 14.07.2017 № 47415) // Официальный интернет-портал правовой информации: [электронный ресурс] / Государственная система правовой информации. Опубли-ков.: 17.07.2017. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201707170035 (дата обращения: 06.05.2019).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 сентября 2017 г. № 940 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Физическая культура» (зарег. в Минюсте России 16 окт. 2017 № 48566) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [электронный ресурс] / ФГОС ВО. Cop. 2019. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%20 3++/Bak/490301_B_3_30102017.pdf (дата обращения: 06.05.2019).

3. Королёв В. Г., Бардушкин В. В. Оценка физической подготовленности студентов для прохождения военной подготовки в вузе // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. № 2 (14). С. 63—69. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2017-2-63-69

Поступила 14.03.2019

Макарычев Вадим Александрович — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шоки-на, д. 1), vadim0806@mail.ru

References

1. "Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Ros-siiskoi Federatsii ot 05.04.2017 No. 301 'Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazova-tel'noi deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya — programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratu-ry' (zareg. 14.07.2017 No. 47415)" (Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 5.04.2017 No. 301 "On Approval of the Procedure of Arrangement and Pursuit of Educational Activity on Higher Learning Educational Programs for Bachelor's Degree, Specialist's Degree and Master's Degree (Registered on June 14, 2017 No. 47415)). Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii. Gosudarstvennaya sistema pravovoi informatsii, date of publ.: 17.07.2017. Web. 6 May 2019. <http://publication.pravo.gov.ru/Doc-ument/View/0001201707170035>.

2. "Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 19 sentyabrya 2017 g. No. 940 'Ob utverzhdenii fe-deral'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo stan-darta vysshego obrazovaniya — bakalavriat po napravle-niyu podgotovki 40.03.01 Fizicheskaya kul'tura' (zareg. v Minyuste Rossii 16 okt. 2017 No. 48566)" (Order of the RF Ministry of Education and Science from Sept. 19, 2017 No. 940 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education (Bachelor's Degree) for Training Program 40.03.01 'Physical Training' " (Registered in Ministry of Justice of Russia on Oct. 16, 2017 No. 48566)). Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya. FGOS VO, cop. 2019. Web. 6 May 2019. <http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/ Bak/490301_B_3_30102017.pdf>.

3. Korolev V. G., Bardushkin V. V. Otsenka fiziche-skoi podgotovlennosti studentov dlya prokhozhdeniya voennoi podgotovki v vuze (Estimation of Students' Physical Preparedness for Military Training in the University), Ekonomicheskie i sotsial'no-gumanitarnye issle-dovaniya, 2017, No. 2 (14), pp. 63—69, https://doi. org/10.24151/2409-1073-2017-2-63-69

Submitted 14.03.2019

Makarychev Vadim A., Candidate of Sciences (Pedagogical), Associate Professor, assistant professor of the Physical Education Department, National Research University of Electronic Technology (1, Shokin Square, Zelenograd, Moscow, 124498, Russia), vadim0806@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.