Научная статья на тему 'Применение массового открытого онлайн-курса при реализации дисциплины "Социокультурные процессы в современном мире": методические перспективы в контексте современных тенденций развития образования'

Применение массового открытого онлайн-курса при реализации дисциплины "Социокультурные процессы в современном мире": методические перспективы в контексте современных тенденций развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / OPEN EDUCATION / LIFELONG LEARNING / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES / COMPETENCY / TEACHING / LEARNING INNOVATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Растимешина Татьяна Владимировна

Констатируется не необходимость, а неизбежность восприятия онлайн-обучения как одной из основных тенденций развития современного образования. Анализируются перспективы применения массовых открытых онлайн-курсов в рамках образовательного процесса в МИЭТ и делается вывод, что они станут одним из инструментов улучшения качества образования по ряду направлений. Акцентируется внимание на новых научных и педагогических возможностях, открывающихся преподавателю благодаря массовым открытым онлайн-курсам. Важная их особенность, по мнению автора, возможность сохранения ключевых принципов традиционного обучения при развитии инновационных компетенций студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Massive Open Online Courses Use in Teaching / Learning “Socio-Cultural Processes in the Contemporary World” Course: Methodic Outcomes in the Context of Current Education Development Trends

The author states the inevitability rather than the necessity of online learning perception as one of the main trends in modern education development. The author analyzes the prospects of using mass open online courses under MIET curricula and comes to the conclusion that they will become one of the tools improving the quality of education in a number of areas. The article also highlights the new scientific and pedagogical opportunities offered to the teacher through massive open online courses. The author considers as their important feature the ability to preserve key principles of traditional education while developing the student’s innovative competencies.

Текст научной работы на тему «Применение массового открытого онлайн-курса при реализации дисциплины "Социокультурные процессы в современном мире": методические перспективы в контексте современных тенденций развития образования»

УДК 378.147 + 37.013

DOI: 10.24151/2409-1073-2018-4-133-138

Применение массового открытого онлайн-курса при реализации дисциплины «Социокультурные процессы в современном мире»: методические перспективы в контексте современных тенденций развития образования

Т. В. Растимешина

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия [email protected]

Констатируется не необходимость, а неизбежность восприятия онлайн-о бучения как одной из основных тенденций развития современного образования. Анализируются перспективы применения массовых открытых онлайн-курсов в рамках образовательного процесса в МИЭТ и делается вывод, что они станут одним из инструментов улучшения качества образования по ряду направлений. Акцентируется внимание на новых научных и педагогических возможностях, открывающихся преподавателю благодаря массовым открытым онлайн-курсам. Важная их особенность, по мнению автора, — возможность сохранения ключевых принципов традиционного обучения при развитии инновационных компетенций студента.

Ключевые слова: открытое образование; образование в течение всей жизни; массовые открытые онлайн-курсы; компетенции; инновации в образовании; образовательные технологии; образовательные ресурсы.

Massive Open Online Courses Use in Teaching / Learning "Socio-Cultural Processes in the Contemporary World" Course: Methodic Outcomes in the Context of Current Education Development Trends

T. V. Rastimeshina

National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia [email protected]

The author states the inevitability rather than the necessity of online learning perception as one of the main trends in modern education development. The author analyzes the prospects of using mass open online courses under MIET curricula and comes to the conclusion that they will become one of the tools improving the quality of education in a number of areas. The article also highlights the new scientific and pedagogical opportunities offered to the teacher through massive open online courses. The author considers as their important feature the ability to preserve key principles of traditional education while developing the student's innovative competencies.

Keywords: open education; lifelong learning; massive open online courses; competency; teaching / learning innovation; educational technology; educational resources.

Обучение с использованием инфоком-муникационных технологий перестало быть перспективным направлением развития

© Растимешина Т. В.

образования и стало одним из его центральных течений. Студенты XXI в. предъявляют совершенно новые требования к содержанию,

качеству и даже тематике образования: современный человек стремится к самосовершенствованию и в социокультурном, и в профессиональном, и в технологическом отношении и готов уже сегодня применять все доступные инструменты для того, чтобы интенсифицировать этот процесс.

Отечественные исследователи информационных технологий в образовании (А. А. Андреев, Я. А. Ваграменко, Л. Х. Зай-нутдинова, А. А. Кузнецов, С. В. Панюкова, Н. В. Софронова) справедливо указывают, что современным и наиболее совершенным воплощением информационно-коммуникационных технологий в образовании являются массовые открытые онлайн-курсы (МООК), важный инструмент совершенствования качества образования. В них воплощаются такие императивы (требования безусловного характера), как субъект-субъектность (диа-логичность, интерактивность) образовательного процесса, высокая информативность и информационная емкость (благодаря использованию электронных библиотек и баз данных), а также технологичность, высокая доступность и адаптивность (онлайн-курсы могут осваивать и студенты с ограниченными возможностями здоровья, и все категории людей, для которых МООК открывают самые широкие возможности использования образовательных ресурсов «не выходя из дома»).

МООК и все применяемые в их рамках информационные и коммуникационные технологии способствуют осуществлению качественного скачка в образовательных технологиях. Соответственно, они делают образовательный процесс более активным, интенсивным, содержательно насыщенным, в конечном итоге — эффективным по девяти наиболее существенным, с точки зрения автора, направлениям.

1. МООК позволяют совершенствовать и расширять собственно содержание образовательного процесса (и соответственно обновлять методы и формы обучения), что соотносится с целями опережающего развития образования (являющегося, в свою очередь, императивом развития образования в глобальном образовательном пространстве.

Так, рабочая программа междисциплинарного курса «Социокультурные процессы в современном мире» не позволяет осветить в рамках аудиторной работы и проанализировать вместе с обучающимися проблемы, связанные с общей и социальной психологией. К их числу относятся следующие: психология личности, социальная психология, психология группы, психология конфликта, методы разрешения конфликта в группе. И здесь выравнивающую функцию выполняет дистанционный модуль — МООК «Психология межгрупповых отношений». Технология дистанционного электронного обучения позволяет включать в образовательный процесс тематику, отражающую научные достижения в таких вопросах, как: групповой подход к построению отношений; стереотипы и межгрупповые эмоции; предрассудки; межгрупповая дифференциация; стадии и институты социализации; изменение стереотипов и предрассудков; организация контакта. О содержании своего курса его автор О. А. Гулевич пишет: «Почему возникают межгрупповые конфликты? Что происходит с нами, когда мы выступаем от лица группы? Как улучшить отношения между разными сообществами? — вот основные вопросы, на которые пытаются ответить психологи, изучающие межгрупповые отношения. Наш курс состоит из трех частей. Сначала мы проанализируем разные объяснения межгрупповых конфликтов: поговорим о том, почему мы отвергаем "чужих". Затем рассмотрим, как мы воспринимаем и ведем себя по отношению к другим группам: обсудим, что такое стереотипы, предрассудки и групповая дискриминация. В завершение мы поговорим о психологических процедурах, которые помогают нам установить хорошие отношения с членами других групп: от убеждающих сообщений и художественных фильмов до организации личного контакта» [1].

Действительно, необходимо признать, что за аудиторное время, отведенное на занятия со студентами, преподаватель курса «Социокультурные процессы в современном мире» физически не сможет разобрать

такое количество вопросов. Иными словами, МООК позволяют отчасти преодолеть противоречие между объемами информации, представленными в глобальной образовательной среде, и пределами человеческих возможностей ее восприятия и освоения. Более того, информационная емкость гипертекстовых и гипермедийных форм представления знаний позволяет увеличить объем материала, который усваивает студент. Таким образом, требование нового качества и опережающего характера образования достигается путем обогащения его содержания МООК.

2. Благодаря применению интерактивных баз данных педагогической информации (электронных журналов и т. п.), образовательный процесс оказывается более прозрачным и для студента, и для педагога, а также для структур управления образовательным процессом в вузе.

Образовательные учреждения, особенно такого уровня, как национальные исследовательские университеты, с применением в образовательном процессе МООК еще лучше адаптируются к условиям интенсивно меняющейся среды глобального образования, что, в свою очередь, позволяет повышать рейтинговые позиции учреждения в условиях глобальной конкуренции [2, с. 27].

3. В методическом отношении МООК представляют собой принципиально новую систему обучения, в которой, с одной стороны, сохраняются важные принципы традиционного обучения, а с другой, развиваются такие инновационные, но при этом уже жизненно необходимые компетенции студента, как способность самостоятельно осваивать информационную среду, адаптироваться к ней и совершенствоваться личностно и профессионально.

Благодаря тому обстоятельству, что рабочая программа дисциплины содержит модуль МООК, а система аттестации по дисциплине побуждает студентов осваивать модуль открытого доступа, они научаются реализовывать принцип образования в течение всей жизни: «приобретать знания, собирать, обрабатывать и хранить информацию,

а также ее продуцировать и транслировать» [2, с. 27]. Обучение, на взгляд автора, становится более информационно насыщенным, интенсивным, следовательно — эффективным.

Модуль «Психология межгрупповых отношений» создан ярким преподавателем НИУ ВШЭ и отличается, с одной стороны, лапидарностью, с другой — информационной насыщенностью, эмоциональной емкостью, что позволяет снять в учебно-познавательной ситуации самостоятельного изучения онлайн-курса такие демотиваци-онные проблемы онлайн-обучения, как недостаток эмоций и отсутствие визуального контакта с преподавателем.

МООК построены на широчайшем использовании преимуществ сетевых технологий. Курс «Психология межгрупповых отношений» ориентирован среди прочего на задействование всех возможностей глобальной сети. Так, образовательная ситуация, в которой оказывается студент, стимулирует ознакомление не только с курсом, но и самим порталом «Открытое образование» и мотивирует к использованию в самообучении всех ресурсов глобальной образовательной и культурной среды (в частности, баз данных научной информации в Интернете, электронных библиотек, других разделенных репозитариев знаний, сетевых лабораторий и т. п.). В составе электронных библиотек сформированы тематические базы данных обучающих, справочных, иллюстративных, каталогизированных материалов для обеспечения адресного поиска и свободного доступа к ним через глобальные сети [3, с. 23].

4. Использование модуля МООК, как и других сетевых ресурсов, позволяет организовать образовательный процесс принципиально по-новому, в том числе с точки зрения его экономики, хронотопа и распределения образовательных ресурсов.

Увеличению эффективности по этим направлениям способствуют следующие особенности МООК:

— сложность и глубина освоения компетенций возрастают при сохранении прежних показателей времени аудиторных занятий;

— открываются перспективы сохранения того же уровня финансовых затрат на образовательный процесс при росте его качества;

— достигается экономия образовательных ресурсов за счет организации учебной деятельности вне пространства вуза.

5. МООК (в отличие от ряда других видов электронного обучения) не создают ограничений применению каких бы то ни было методик контроля и оценки продвижения студента в обучении.

Сегодня все еще принято недооценивать тестовые методы контроля знаний обучающихся. Однако относительно длительный и успешный опыт аттестации выпускников школ России посредством ЕГЭ показал, что техническая оценка, построенная на количественных методах «измерения» результатов процесса обучения, и основанная на этой оценке аттестация более объективны, нежели оценка, осуществляемая учителем или преподавателем. Педагог избавлен от искушения впасть в субъективизм при аттестации студента, а студент — от эмоционального напряжения, которое может возникнуть в общении с преподавателем при «игре на чужом поле». Кроме того, тесты легко поддаются стандартизации, а их результаты — количественной оценке.

6. МООК позволяют обеспечить студенту доступ к самым известным, компетентным, авторитетным преподавателям, невзирая на ограниченность кадровых возможностей вуза.

Ни для кого не секрет, что образовательный процесс в вузах РФ построен таким образом, что один его участник (профессор) преподает студентам несколько, а порой множество курсов (НИУ МИЭТ в этом отношении — не исключение). Далеко не по каждой дисциплине этот преподаватель является ведущим специалистом, далеко не каждый курс ему удается освоить настолько, чтобы стать авторитетным наставником, подлинным экспертом в относительно узкой области знаний. МООК решает эту проблему. Специалист НИУ

ВШЭ О. Н. Стогниева отмечает: «По данным опроса The Chronicleпреподаватели массовых открытых онлайн-курсов — профессора с большим опытом аудиторной работы. Они амбициозны и не хотят отставать от современных тенденций в образовании, поэтому готовы приобретать новые навыки и профессиональные компетенции, пересматривать собственные приемы обучения, учиться работать в новых технических условиях, так как переход к интернет-образованию требует не только новых навыков и умений, но и формирования нового менталитета» [4, с. 73]. Таким образом, благодаря МООК студенты могут познакомиться с наиболее известными профессорами самых престижных университетов, освоить соответствующий курс с настоящими экспертами в выбранной области, не испытав демотивирующего разочарования от общения с менее компетентным преподавателем. Преподаватель, в свою очередь, имеет возможность сконцентрироваться на углубленном изучении и преподавании той области науки, которая соответствует его научным и педагогическим интересам.

7. МООК воплощают в себе противоречие и диалектическое единство двух необходимы свойств учебного процесса в вузе XXI в.: массовости (как следует среди прочего и из названия) и возможности индивидуализации учебного процесса.

МООК интересны тем, что сетевая технология по определению не налагает физических ограничений на количество обученных при реализации таких курсов. Вместе с тем особенности построения МООК позволяют реализовать учебный процесс в соответствии с личностными (при их ведущей роли), субъектными и индивидными свойствами каждого студента. При изучении модуля МООК студент сам регулирует интенсивность и форму движения по траектории предложенного ему курса. Он может просматривать видеолекции (причем нужное ему количество раз),

1 URL: http://chronicle.com/article/The-Professors-Behind-the-MOOC/137905/

а может обратиться к другим онлайн-ре-сурсам, таким как электронные библиотеки. Нельзя не согласиться с коллегами из НИУ ВШЭ в том, что индивидуализация проявляется и в следующем: «...студенты с менее развитыми способностями <...> имеют возможность многократно возвращаться к изученному материалу, просматривать видеозаписи и прослушивать лекции, пользоваться словарями для уточнения значения непонятных терминов, затрачивать больше времени на выполнение заданий, работать в своем темпе» [4, с. 74].

8. МООК в большей степени, чем традиционные УМК, соответствуют требованиям возобновляемости и адаптивности образовательных ресурсов.

Действительно, традиционные учебники неизбежно проходят длительные стадии подготовки материала, редакционно-изда-тельского процесса, вследствие чего не могут переиздаваться каждые полгода и даже ежегодно ввиду трудоемкости для автора и издательского подразделения вуза. Кроме того, любой учебник рассчитан на обучение «среднестатистического студента» — тогда как МООК отсылают именно к тем точкам глобального образовательного пространства, которые сегодня наиболее новы, актуальны, с точки зрения создателя конкретного курса. При этом не требуется ни переписывать, ни переиздавать учебник, пособие или курс лекций. Создатель МООК выполняет новую функцию — экспертной оценки появляющихся в образовательном пространстве образовательных ресурсов, предварительного их отбора. В результате студент имеет не просто широкий выбор ресурсов, но конкретные ссылки на рекомендованные экспертом в своей области «секторы» ресурсов и далее осваивает их в соответствии со своими потребностями, возможностями и способностями.

9. МООК наиболее оптимально, по сравнению с другими формами дистанционного образования и сетевыми формами получения знаний, позволяют преодолеть замкнутость и автохтонность образовательного процесса в одном вузе.

Каким бы большим и интенсивно развивающимся ни было учебное заведение, традиционный образовательный процесс ограничивает студента стенами родного вуза, и он и преподаватель оказываются в определенной степени заложниками сложившихся там традиций, атмосферы, всего того, что во многих отношениях придает образовательной ситуации монохромность. В противовес этому, открытое пространство он-лайн-курса разворачивает перед студентом глобальное образовательное пространство во всей полноте, знакомит с преподавателями и коллегами-студентами из других вузов. В отношении такой компетенции, как «умение работать в команде», эта формирующая особенность онлайн-курса особенно методически важна и даже ценна: «Участники онлайн-курса имеют возможность общаться на тематических форумах с единомышленниками, обмениваться идеями, принимать участие в дискуссиях, оказывать поддержку другим участникам академического сообщества» [4, с. 74]. Соответственно МООК сами по себе, даже в отрыве от образовательного контента, — это мощнейший инструмент командообразования и расширения образовательного кругозора студента.

Итак, проведенный автором анализ образовательных возможностей массовых открытых онлайн-курсов показал широкие возможности для их включения в образовательный процесс НИУ МИЭТ без риска утраты традиционных ценностей образования и университета.

Литература

1. Гулевич О. А. Психология межгрупповых отношений // Coursera: [Электронный ресурс] / Coursera, Inc. Cop. 2018. URL: https://ru.coursera.org/learn/ psikhologiya-mejgruppovykh-otnoshenii (дата обращения: 12.12.2018).

2. Аветисян П. С. Информатизация образования как информационно-технологическая и социокультурная основа формирования единого образовательного пространства стран СНГ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2007. № 1. С. 21—30.

3. Шитов С. Б. Социально-философский анализ управления высшим профессиональным образованием в условиях информационного общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2004. 26 с.

4. Стогниева О. Н. Массовые открытые онлайн курсы (MOOCs) как способ повышения мотивации к изучению английского языка для специальных целей (ESP) // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2017. № 1. С. 72—77. https://doi.org/10.20339/AM.01-17.072

Поступила 18.11.2018

Растимешина Татьяна Владимировна — доктор политических наук, доцент, профессор кафедры философии, социологии и политологии Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, д. 1), [email protected]

References

1. Gulevich O. A. "Psikhologiya mezhgruppovykh otnoshenii" (Psychology of Group Relations). Coursera. Coursera, Inc., cop. 2018. Web. 12 Dec. 2018. <https:// ru.coursera.org/learn/psikhologiya-mejgruppovykh-ot-noshenii>.

2. Avetisyan P. S. Informatizatsiya obrazovaniya kak informatsionno-tekhnologicheskaya i sotsiokul'turnaya osnova formirovaniya edinogo obrazovatel'nogo prostrans-tva stran SNG (Informatization of Education-Information

Technologies and Socio-Cultural Ground for the CIS Countries Common Educational Space Forming). Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov, Seriya Informati-zatsiya obrazovaniya, 2007, No. 1, pp. 21—30.

3. Shitov S. B. Sotsial'no-filosofskii analiz upravle-niya vysshim professional'nym obrazovaniem v usloviyakh informatsionnogo obshchestva, avtoref. dis. ... kand. filos. nauk (Socio-Philosophical Analysis of Higher Vocational Education Management against the Backdrop of Information-Oriented Society, Extended Abstract of Cand. Sci. (Philos.) Dissertation), 09.00.11, M., 2004, 26 p.

4. Stognieva O. N. Massovye otkrytye onlain kursy (MOOCs) kak sposob povysheniya motivatsii k izucheniyu angliiskogo yazyka dlya spetsial'nykh tselei (ESP) (Massive Open Online Courses (MOOCs) as Motivational Factor for Learning English for Specific Purposes (ESP)), Alma Mater (Vestnikvyssheishkoly), 2017, No. 1, pp. 72—77. https:// doi.org/10.20339/AM.01-17.072

Submitted 18.11.2018

Rastimeshina Tatiana V., Doctor of Political Sciences, Associate Professor, Professor of Philosophy, Sociology and Politology Department, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1), [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.