Научная статья на тему 'Физическое воспитание студенческой молодежи в условиях интернационализации образовательной среды российского вуза'

Физическое воспитание студенческой молодежи в условиях интернационализации образовательной среды российского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / HIGHER SCHOOL / INTERNATIONALIZATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PHYSICAL EDUCATION / FOREIGN STUDENT / HIGHER SCHOOL TEACHER OF PHYSICAL EDUCATION / EDUCATIONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смышляев Кирилл Алексеевич, Минин Михаил Григорьевич, Рябова Тамара Сергеевна

Актуализирована необходимость поиска новых подходов к физическому воспитанию студенческой молодежи российских вузов в интернациональном формате. Приведены данные собственного эмпирического исследования, имеющего целью выявление особенностей физического воспитания студентов в условиях интернационализации образовательной среды российского вуза. Показаны результаты и выводы проведенного исследования по двум направлениям: 1) выявление актуальных задач профессионального развития вузовского преподавателя физической культуры как субъекта интернационального образовательного взаимодействия; 2) выявление актуальных направлений физического воспитания студентов в интернациональной образовательной среде российского вуза и определение наиболее продуктивных форм, способов и средств физического воспитания в условиях такой среды. Исследование проводилось на базе двух вузов г. Томска посредством использования методов опроса (структурированное интервью, анкетирование); включенного наблюдения; экспертного метода. Предложены научно обоснованные организационно-педагогические решения, обеспечивающие механизмы интеграции процессов физического и интернационального воспитания студентов в российском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смышляев Кирилл Алексеевич, Минин Михаил Григорьевич, Рябова Тамара Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT YOUTH PHYSICAL EDUCATION IN CONDITIONS OF INTERNATIONALIZATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF RUSSIAN HIGHER SCHOOL

The paper deals with the student youth physical education in conditions of internationalization of educational environment of Russian higher school. The relevance and necessity of searching new approaches to the student youth physical education of Russian higher schools in conditions of internationalization are presented. The purpose of empirical research is to reveal the peculiarities of students physical education in conditions of internationalization of educational environment of Russian higher school. Data of the empirical research are adduced. The paper presents the results and conclusions of conducted research in two directions: 1) revelation of the urgent objectives of professional development of high school teacher of physical education as the subject of international educational interaction; 2) revelation of the urgent directions of students physical education in the international educational environment of Russian higher school and identifying the most productive forms, methods and tools of physical education in the conditions of internationalization. The research has been conducted on the basis of two Tomsk higher schools by means of the following methods: survey (structured interviewing, questionnaire poll), involved observation and the expert method. The paper suggests scientifically grounded organizational and pedagogical solutions, which ensure integration of physical and international education of students in Russian higher school.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание студенческой молодежи в условиях интернационализации образовательной среды российского вуза»

УДК 378.02

00! 10.23951/1609-624Х-2017-9-83-89

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОГО ВУЗА

К. А. Смышляев1, М. Г. Минин1, Т. С. Рябова2

1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск

2 Томский государственный педагогический университет, Томск

Актуализирована необходимость поиска новых подходов к физическому воспитанию студенческой молодежи российских вузов в интернациональном формате. Приведены данные собственного эмпирического исследования, имеющего целью выявление особенностей физического воспитания студентов в условиях интернационализации образовательной среды российского вуза. Показаны результаты и выводы проведенного исследования по двум направлениям: 1) выявление актуальных задач профессионального развития вузовского преподавателя физической культуры как субъекта интернационального образовательного взаимодействия; 2) выявление актуальных направлений физического воспитания студентов в интернациональной образовательной среде российского вуза и определение наиболее продуктивных форм, способов и средств физического воспитания в условиях такой среды. Исследование проводилось на базе двух вузов г. Томска посредством использования методов опроса (структурированное интервью, анкетирование); включенного наблюдения; экспертного метода. Предложены научно обоснованные организационно-педагогические решения, обеспечивающие механизмы интеграции процессов физического и интернационального воспитания студентов в российском вузе.

Ключевые слова: вуз, интернационализация образовательной среды, физическое воспитание, иностранный студент, преподаватель физической культуры вуза, образовательное взаимодействие.

Одной из отличительных характеристик современного периода развития высшего образования в России является интернационализация. Большинство российских и зарубежных экспертов в области развития образовательных систем обозначают интернационализацию стратегическим вектором развития университетского образования на мировом уровне. Интернационализированному вузу присущи следующие отличительные черты:

- понимание административно-управленческим персоналом университета приоритетности и значимости международной деятельности;

- реализация университетских образовательных практик международной специализации;

- осуществление образовательных программ подготовки российских студентов на иностранных языках и включенность в учебные планы курсов кросс-культурной коммуникации;

- активная включенность университетского сообщества в проведение международных мероприятий различной направленности (культурные, спортивные, научные, образовательные и др.);

- рост количества иностранных студентов, преподавателей и научных сотрудников в образовательной среде университета;

- создание условий студентам для обучения, проведения научных исследований и образовательных стажировок за рубежом (включая академические обмены);

- выстроенность системы работы по организации профессорско-преподавательского состава

университета в процессах преподавания, проведения исследований и консультаций за рубежом;

- отлаженность механизмов осуществления партнерских отношений с зарубежными университетами [1].

Статистика подтверждает, что проявление интернационализации российских университетов по аспекту роста количества иностранных студентов, обучающихся в них, с каждым годом все более активно обозначает себя [2, 3]. Количество иностранных студентов в вузах России растет год от года. Причем география такого явления расширяется. В российских вузах обучаются студенты не только из ближнего зарубежья, но и из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, из стран Африки и Европы.

Включенность в образовательную среду российского вуза иностранных обучающихся, представляющих различные страны мира, актуализирует необходимость решения задач построения продуктивных педагогических механизмов реализации образовательного взаимодействия между его субъектами по всем линиям коммуникации: «студент - преподаватель», «студент - студент», «студент - администрация и прочие организационные структуры вуза» и т. д. Это требует системных преобразований университетской образовательной среды.

Одним из элементов системы вузовской подготовки является физическое воспитание (ФВ) студенческой молодежи. Предметом обсуждения в

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2017. 9 (186)

данной статье является рассмотрение особенностей физического воспитания студентов в условиях интернационализации образовательной среды российского вуза. Предмет исследования отражает нацеленность на разрешение противоречия между необходимостью обеспечения продуктивного образовательного взаимодействия в процессе ФВ студентов в условиях интернационализации российского вуза и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий реализации такого взаимодействия.

ФВ рассматривается специалистами как вид воспитания, направленный на становление культуры двигательной активности, развитие физических качеств человека (ловкости, гибкости, силы, выносливости и др.), овладение приемами различных видов физкультурно-спортивной активности и формирование потребности в такой активности [4-6]. Главным смыслом ФВ является системное формирование двигательных умений и навыков человека, направленных на развитие его физических качеств, что обусловливает активную физическую дееспособность. Цель ФВ состоит в совершенствовании физического состояния человека в целостном единстве с воспитанием его духовных и нравственных качеств, соотносящихся с нормативными требованиями общества, обеспечивающими успешную социализацию человека в процессе взросления. К специфическим методам ФВ относят: метод строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод. Безусловно, использование специфических методов ФВ требует их сочетания с общепедагогическими - словесными и наглядными. В системе вузовского образования задачи ФВ студенческой молодежи осуществляет преподаватель физической культуры (ФК) - тренер-преподаватель. Он решает ряд специфических задач ФВ обучающихся: педагогические, организационные и управленческие [4-6]. Преподаватель ФК в вузе осуществляет ФВ студенческой молодежи посредством достаточно широкого спектра направлений деятельности, включая:

- проведение академических занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов вуза в соответствии с требованиями ФГОС ВО, действующих основных образовательных программ по различным направлениям (профилям) подготовки, учебных планов и рабочих программ;

- организацию учебно-тренировочных и факультативных занятий по различным видам спорта;

- организацию и проведение спортивно-массовых мероприятий среди студентов;

- организацию самостоятельной работы студентов по ФК во внеучебное время;

- индивидуальную работу по ФВ обучающихся, в том числе со студентами, испытывающими затруднения при освоении учебной дисциплины «Физическая культура»;

- прием контрольных нормативов (в том числе нормы комплекса «Готов к труду и обороне!») и зачетов по учебной дисциплине «Физическая культура»;

- целенаправленную работу по повышению спортивного мастерства студентов-спортсменов, имеющих высокие спортивные достижения и намерения продолжать развиваться в профессиональном спорте;

- организацию участия студентов в различных соревнованиях вне вуза [4-6].

Субъектами интернационального образовательного взаимодействия в контексте ФВ студентов в вузе выступают: российские студенты, иностранные студенты, преподаватели физической культуры.

С целью выявления особенностей ФВ студентов в условиях интернационализации образовательной среды российского вуза было проведено собственное эмпирическое исследование на базе Национального исследовательского Томского политехнического университета (НИ ТПУ) и ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российский Федерации (СибГМУ). В исследовании участвовали 43 преподавателя названных вузов г. Томска, 67 иностранных студентов (Вьетнам, Китай, Индия, страны Африки и Европы) и 67 российских студентов. Эмпирическое исследование включало два направления:

1. Выявление профессиональных затруднений вузовского преподавателя ФК и задач его профессионального развития как субъекта интернационального образовательного взаимодействия.

2. Выявление актуальных задач и направлений ФВ студентов в интернациональной образовательной среде российского вуза и определение наиболее продуктивных форм, способов и средств ФВ студентов в условиях такой среды.

Исследование проводилось в период с сентября 2015 г. по апрель 2017 г. посредством использования методов опроса (структурированное интервью, анкетирование); включенного наблюдения; экспертного метода. Собственные исследовательские данные подтверждают наличие профессиональных затруднений у вузовского преподавателя ФК при взаимодействии с иностранными студентами [7]. По итогам исследования установлены также актуальные задачи профессионального развития преподавателя ФК как субъекта интернационального образовательного взаимодействия (опрос 43 преподавателей ФК вузов г. Томска), а именно:

- изучение английского языка преподавателями ФК (97 % опрошенных);

- развитие профессиональных компетенций, обеспечивающих возможность продуктивного и психологически комфортного интернационального взаимодействия участников образовательного процесса в сфере ФВ (83 % респондентов).

На основе опроса и экспертного метода (фокус-группы) был выявлен перечень компетенций преподавателя ФК, обеспечивающих возможность продуктивного и психологически комфортного интернационального взаимодействия участников образовательного процесса в сфере ФВ, а именно:

- понимание преподавателем ФК особенностей иностранного студента как субъекта образовательной деятельности с учетом специфики его национального менталитета, образовательной культуры страны, представителем которой он является;

- освоение педагогических технологий, актуализирующих потенциал ФВ при решении задач социокультурной адаптации иностранных студентов к российскому образовательному и культурному контексту;

- способность преподавателя ФК осуществлять мониторинговые исследования, направленные на оценку психофизиологической компоненты социальной адаптации иностранных студентов в России (владение методическим инструментарием данного мониторинга, включая психологические и психофизиологические методики);

- владение формами, методами и средствами организации «диалога» национальных спортивных культур в вузе, включая выбор и продуктивное использование организационно-методического инструментария преподавателя физической культуры, обеспечивающего формирование у иностранных и российских студентов понимания особенностей национальных спортивных культур, интернациональных ценностей и толерантного интернационального взаимодействия в процессе различных социальных коммуникаций на поведенческом уровне;

- способность осуществлять индивидуальное сопровождение иностранного студента в процессе интеграции в физкультурные практики вуза посредством реализации способов индивидуализации педагогического взаимодействия преподавателя ФК с иностранными студентами.

Для выявления актуальных задач и направлений ФВ студентов в интернациональной образовательной среде российского вуза и определения наиболее продуктивных форм, способов и средств ФВ студентов в условиях такой среды проводился опрос (анкетирование, интервьюирование российских и иностранных студентов).

Так, на вопрос о том, какие трудности испытывают российские (иностранные) студенты (опро-

шено 67 иностранных и 67 российских студентов) при взаимодействии друг с другом на занятиях по ФК, ответы респондентов распределились следующим образом:

- трудности языкового барьера (72 % российских студентов; 85 % иностранных студентов);

- незнание национальных особенностей культуры общения (84 % российских студентов; 85 % иностранных студентов);

- незнание национальных особенностей спортивной культуры иностранных (российских) студентов (87 % российских и 81 % иностранных студентов);

- низкая продуктивность при решении задач, требующих совместной деятельности (сотрудничества) в образовательном процессе по ФК (61 % российских и 72 % иностранных студентов).

На вопрос «Какие трудности Вы испытываете при взаимодействии с преподавателями физической культуры?» иностранные студенты ответили таким образом:

- трудности языкового барьера (76 %);

- непонимание преподавателем национальных особенностей Вашей образовательной культуры и Ваших национальных поведенческих норм (привычек, традиций и т. п.) (67 %);

- преподаватель мало интересуется Вашим настроением, самочувствием, спортивными интересами (37 %);

- преподаватель недостаточно активно привлекает Вас к участию в спортивно-массовых мероприятиях вуза, города, региона (61 %);

- преподаватель мало знакомит Вас с российскими национальными спортивными традициями (59 %).

Как уже отмечалось, в эмпирическом исследовании принимали участие иностранные студенты НИ ТПУ (29 человек) и СибГМУ (38 человек). Следует особо обратить внимание на то, что в этих вузах академические занятия по ФК проводятся по разной организационной схеме. Так, в ТПУ иностранные и российские студенты занимаются ФК вместе (смешанные группы), а в СибГМУ для иностранных студентов занятия проводятся в группах, не включающих российских студентов (дифференцированные группы).

В ходе исследования выявлялось то, какая практика академических занятий по ФК более привлекательна для иностранных и российских студентов. По итогам опроса российских и иностранных студентов были получены следующие данные. Российские и иностранные студенты ТПУ (смешанные группы) на вопрос «Нравится ли Вам то, что на занятиях по ФК Вы занимаетесь вместе с иностранными (российскими) студентами?» ответили так: положительные ответы дали 43 % иностранных

Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2017. 9 (186)

студентов и 57 % российских студентов; отрицательные - 41 % иностранных и 31 % российских студентов. При выявлении мнения российских и иностранных студентов СибГМУ (дифференцированные группы) о том, нравится ли им такой способ организации академических занятий по ФК, было установлено, что 57 % иностранных и 63 % российских студента хотели бы заниматься ФК в смешанных группах. Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения дальнейших исследований, связанных с выбором наиболее оптимальной организационной схемы проведения вузовских учебных занятий по ФК в плане определения целесообразности смешанности или дифференцированности групп по национальному признаку.

Проведенный опрос включал также исследование того, какие возможности видят российские и иностранные студенты при взаимодействии друг с другом на академических занятиях по ФК и в процессе участия в спортивно-массовых мероприятиях. Интересны данные, позволяющие понять, какие положительные моменты видят студенты в ситуации интернационального образовательного взаимодействия на академических занятиях по ФК и в спортивно-массовых мероприятиях. Так, иностранные студенты отмечают следующие положительные эффекты от взаимодействия с российскими студентами в рассматриваемых практиках: опыт общения с иностранцами - 92 %; развитие способности к владению иностранным (русским (английским)) языком - 97 %; расширение кругозора -89%; знакомство с культурой России - 79 %. Российские студенты, в свою очередь, так обозначают свои «резоны» от взаимодействия с иностранными студентами на занятиях по ФК и в спортивно-массовых событиях вуза: опыт общения с иностранцами - 87 %; развитие способности к владению иностранным (английским) языком - 94 %; расширение кругозора - 89 %; знакомство с культурой других стран - 82 %.

По итогам анализа результатов представленного эмпирического исследования были сделаны некоторые выводы и предложены конкретные педагогические решения, связанные с обновлением вузовской практики ФВ студенческой молодежи в контексте интернационализации образовательной среды российского вуза.

Во-первых, в связи с обозначенной выше ситуацией прежде всего актуализируется задача интеграции процессов физического интернационального воспитания (ИВ) студентов российских вузов. Специальная литература достаточно однозначно трактует содержание понятия «интернациональное воспитание» как педагогического процесса воспитания у обучающихся уважения к культурным цен-

ностям других народов и национальностей, терпимости (толерантности) к национальным особенностям людей, стремление к национальной консолидации» [8-10].

На основе использования метода теоретического анализа можно назвать главные характеристики ИВ человека как процесса, нацеленного на формирование поведенческих норм, основанных на ценностях интернационализма, что является следствием зрелости и стойкости соответствующих убеждений. Процесс ИВ, по мнению специалистов, имеет несколько уровней: теоретический (мировоззренческий); психологический; практический [10]. На мировоззренческом уровне формируются интернационалистские ценности как основа соответствующего мировоззрения. На психологическом уровне осуществляется становление интернационалистских по содержанию и функциям социальных чувств людей, настроений, привычек (норм поведения, включая общение). Практический уровень ИВ предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитуемых, когда принципы интернационализма начинают превращаться в убеждения, осознанные формы поведения, в повседневные нормы жизни человека. Для достижения целей ИВ человеку необходимо организовывать «встречи» с реальными жизненными примерами, включенность в проживание события, создающие непосредственный опыт интернационального общения (в социально одобряемых его формах). Получение студенческой молодежью такого опыта может быть организовано в российской вузовской системе ФВ. Анализ специальной литературы и практического опыта работы вузов (ТПУ, СибГМУ) показывает, что актуальными направлениями ИВ студентов в рамках ФВ могут стать:

- знакомство иностранных студентов с особенностями спортивных культур народов России и знакомство российских студентов с национальными спортивными культурами тех стран, представители которых осваивают основные образовательные программы вуза (авторами разработан практикум для внеучебных занятий студентов по ФК «Подвижные и спортивные игры народов мира»; занятия данного практикума предполагают обязательное взаимодействие российских и иностранных студентов при изучении и освоении таких игр в рамках спортивно-массовых мероприятий) [11];

- организация событий по развитию физкуль-турно-спортивного диалога России и других стран, представителями которых являются иностранные студенты (квесты, спортивные праздники, эстафеты, конкурсы, викторины, спектакли и т. п.);

- увеличение объема и глубины физкультурной компоненты в содержании курсов иностранного

языка для российских и иностранных студентов (это обеспечит актуализацию весьма ресурсной для ИВ практики ФВ обучающихся интернационализирующегося российского вуза посредством языковой подготовки).

Во-вторых, одной из актуальных задач ФВ студентов российских вузов в интернациональной образовательной среде выступает поиск организационно-педагогических механизмов использования возможностей ФК (учебные и внеучебные занятия) для содействия иностранным студентам в их социокультурной адаптации к российскому образовательному и социальному контексту. Социокультурная адаптация (СКА) - сложный многоплановый процесс взаимодействия личности и новой социокультурной среды, в ходе которого иностранные студенты, имея специфические этнические и психологические особенности, вынуждены преодолевать разного рода психологические, социальные, нравственные, религиозные барьеры, осваивать новые виды жизненной активности и формы поведения [12]. Для преодоления трудностей СКА иностранных студентов к условиям российской действительности существенное значение имеет изучение ими национальных традиций России через приобщение к вузовской практике ФК. В рамках решения этой задачи, по мнению авторов, необходимо:

- развитие организационно-методических механизмов интеграции иностранных студентов в спортивно-массовые практики города, региона;

- мотивированное приобщение иностранных студентов к знакомству с национальной историей российского спорта в региональном (муниципальном) контексте;

- актуализация потенциала лучшего (наиболее эффективного) зарубежного опыта ИВ студенческой молодежи к российскому контексту.

В-третьих, наиболее продуктивным способом интеграции процессов ФВ, ИВ и СКА иностранных студентов станет использование интерактивных форм и методов работы со студенческой молодежью в интернационализирующемся вузе, как то: спортивные и подвижные национальные игры, квесты, видеопросмотры и т. п. Кроме того, немалый потенциал для решения задач развития системы ФВ в вузе в контексте его интернационализации имеет такая форма образовательного взаимодействия, как наставничество российских студентов в отношении иностранных обучающихся при осуществлении спортивно-массовой работы в вузе.

В заключение следует отметить, что, на взгляд авторов, реализация обозначенных выше подходов в работе по ФВ студенческой молодежи обеспечит не только поддержку и содействие интернационализации вузовской образовательной среды, но и откроет новые возможности ФВ для решения задач формирования общекультурных компетенций, необходимых любому современному специалисту, который хочет успешно функционировать в глобализирующемся, интернациональном мире. Обогащение задач и содержания ФВ в вузе через интернационализацию образовательного взаимодействия на основе идеи интеграции процессов ФВ, ИВ и содействия СКА иностранных студентов; наличие отлаженных организационно-методических механизмов такой интеграции создает предпосылки для реализации новой модели ФВ студентов российского вуза на основе актуализации интернациональной компоненты.

Список литературы

1. Ellingboe B. J., Mestenhauser J. A. Divisional strategies to internationalize a campus portrait: Results, resistance, and recommendations from a case study at U.S. university // Reforming the higher education curriculum: Internationalizing the campus. Phoenix, AZ: The American Council on Education and The Oryx Press, 1998. P. 198-228.

2. Арефьев А. Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг // Образовательные технологии. 2008. № 4. С. 13.

3. Шевелёва С. И. Формирование межкультурной компетенции обучающихся из стран Азиатско-Тихоокеанского региона на этапе предву-зовской подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск: ТГПУ, 2015. 23 с.

4. Федеральный закон № 329-ФЗ, ст. 28 от 4 декабря 2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 13.06.2017).

5. Ильинич В. И. Физическая культура студента: учебник. М.: Гардарики, 2000. 448 с.

6. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 480 с.

7. Смышляев А. В., Смышляева Л. Г., Смышляев К. А., Белоусов А. В. Преподаватель физической культуры как субъект педагогического взаимодействия с иностранными студентами // Теория и практика физической культуры. 2017. № 3. С. 17-19.

8. Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом: учебное пособие. М.: Сфера, 2007. 224 с.

9. Шевелева С. И. Учет национальных особенностей студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона при обучении русскому языку как иностранному // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 115-118.

10. Тавадов Г. Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М.: Диалог культур, 2011. С. 54-56.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 9 (186)

11. Бака М. М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи: учебно-методическое пособие. М.: Советский спорт, 2004. 280 с.

12. Кривцова И. О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. С. 17-25.

Смышляев Кирилл Алексеевич, аспирант, тренер-преподаватель, Национальный исследовательский Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050). E-mail: smyshlyaev-k@mail.ru

Минин Михаил Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор, Национальный исследовательский Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050). E-mail: minin@tpu.ru

Рябова Тамара Сергеевна, магистрант, Томский государственный педагогический университет, (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: rachel_rosie@mail.ru

Материал поступил в редакцию 17.06.2017.

DOI 10.23951/1609-624X-2017-9-83-89

STUDENT YOUTH PHYSICAL EDUCATION IN CONDITIONS OF INTERNATIONALIZATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF RUSSIAN HIGHER SCHOOL

K. A. Smyshlyaev1, M. G. Minin1, T. S. Ryabova2

1 National Research Tomsk Polytechnic University, Тоmsk, Russian Federation

2 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The paper deals with the student youth physical education in conditions of internationalization of educational environment of Russian higher school. The relevance and necessity of searching new approaches to the student youth physical education of Russian higher schools in conditions of internationalization are presented. The purpose of empirical research is to reveal the peculiarities of students physical education in conditions of internationalization of educational environment of Russian higher school. Data of the empirical research are adduced. The paper presents the results and conclusions of conducted research in two directions: 1) revelation of the urgent objectives of professional development of high school teacher of physical education as the subject of international educational interaction; 2) revelation of the urgent directions of students physical education in the international educational environment of Russian higher school and identifying the most productive forms, methods and tools of physical education in the conditions of internationalization. The research has been conducted on the basis of two Tomsk higher schools by means of the following methods: survey (structured interviewing, questionnaire poll), involved observation and the expert method. The paper suggests scientifically grounded organizational and pedagogical solutions, which ensure integration of physical and international education of students in Russian higher school.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: higher school, internationalization of educational environment, physical education, foreign student, higher school teacher of physical education, educational interaction.

References

1. Ellingboe B. J., Mestenhauser J. A. Divisional strategies to internationalize a campus portrait: Results, resistance, and recommendations from a case study at U.S. university. Reforming the higher education curriculum: Internationalizing the campus. Phoenix, AZ: The American Council on Education and The Oryx Press, 1998. P. 198-228.

2. Aref'ev A. L. Rossiyskiye vuzy na mezhdunarodnom rynke obrazovatel'nykh uslug [Russian universities in the international market of educational services]. Obrazovatel'nye tekhnologii- Educational Technology, 2008, no. 4, p. 13 (in Russian).

3. Sheveleva S. I. Formirovaniye mezhkul'turnoy kompetentsii obuchayushchikhsya iz stran Aziatsko-Tkhookeanskogo regiona na etape predvuzovskoy podgotovki. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Forming of the cross-cultural competence of the students from Asian-pacific region at the stage of pre-university training. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Tomsk, 2015. 23 p. (in Russian).

4. Federal'nyy zakon no. 329-FZ, st. 28 ot 4 dekabrya 2007 goda "O fizicheskoy kul'ture i sporte v Rossiyskoy Federatsii" [Federal law of the Russian Federation of December 4, 2007 No. 329-FZ about physical culture and sport in the Russian Federation]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (accessed 13 Juni 2017).

5. Il'inich V. I. Fizicheskaya kul'tura studenta: uchebnik [Student's physical culture: textbook]. Moscow, Gardariki Publ., 2000. 448 p. (in Russian).

6. Kholodov Zh. K., Kuznetsov V. S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta: uchebnoye posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Theory and methods of physical education and sport: workbook for the students of higher education institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2003. 480 p. (in Russian).

7. Smyshlyaev A. V., Smyshlyaeva L. G., Smyshlyaev K. A., Belousov A. V. Prepodavatel' fizicheskoy kul'tury kak sub"ekt pedagogicheskogo vzaimodeystviya s inostrannymi studentami [Physical education teacher's competence required to train foreign students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2017, no. 3, pp. 17-19 (in Russian).

8. Dzhurinskiy A. N. Pedagogika mezhnatsional'nogo obshcheniya: polikul'turnoye vospitaniye v Rossii i za rubezhom: uchebnoye posobiye [Pedagogy of interethnic communication: polycultural upbringing in Russia and abroad: workbook]. Moscow, TTs Sfera Publ., 2007. 224 p. (in Russian).

9. Sheveleva S. I. Uchet natsional'nykh osobennostey studentov iz stran aziatsko-tikhookeanskogo regiona pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu [The importance of national identity factor in the process of teaching Russian as a foreign language for students from Asian-pacific region]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, vol. 12 (102), pp. 115-118 (in Russian).

10. Tavadov G. T. Etnologiya. Sovremennyy slovar'-spravochnik [Ethnology. Modern dictionary]. Moscow, Dialog kul'tur Publ., 2011. Pp. 54-56 (in Russian).

11. Baka M. M. Fizicheskaya i voenno-prikladnaya podgotovka doprizyvnoy molodezhi: uchebno-metodicheskoye posobiye [Physical and military applied training of pre-conscription youth]. Moscow, Sovetskiy sport Publ., 2004. 280 p. (in Russian).

12. Krivtsova I. O. Sotsiokul'turnaya adaptatsiya inostrannykh studentov k obrazovatel'noy srede rossiyskogo vuza (na primere Voronezhskoy gosudarstvennoy meditsinskoy akademii imeni N. N. Burdenko) [Social and cultural adaptation of foreign students to educational medium of the Russian high school (on the example of the Voronezh state medical academy of N. N. Burdenko)]. Fundamental'nye issledovaniya -Fundamental Research, 2011, no. 8, pp. 17-25 (in Russian).

Smyshlyaev K. A. National Research Tomsk Polytechnic University (pr. Lenina, 30, ^ msk, Russian Federation, 634050).

E-mail: smyshlyaev-k@mail.ru

Minin M. G., National Research Tomsk Polytechnic University (pr. Lenina, 30, % msk, Russian Federation, 634050).

E-mail: minin@tpu.ru

Ryabova T. S., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061).

E-mail: rachel_rosie@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.