DOI 10.15826/итра.2017.01.005
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РОССИЙСКИХ ВУЗОВ
А. В. Меликян
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20 amelikyan @hse.ru
Ключевые слова: международная деятельность вузов, иностранные студенты, международный образовательный рынок, интернационализация образовательной деятельности, доходы вузов.
В статье представлены результаты исследования международной образовательной деятельности российских вузов. Цели исследования: выделить группы вузов, имеющих близкие показатели международной образовательной деятельности по ряду направлений (на основе кластерного анализа данных), и по каждому из выделенных кластеров проанализировать характеристики вузов (состав иностранных учащихся, размер вуза, специализация, территориальное расположение, уровень селективности вуза, интернационализация научно-педагогического состава и исследовательской деятельности).
В выборку исследования вошел 301 вуз из всех округов Российской Федерации. Был проведен иерархический агломеративный кластерный анализ по следующим показателям: интернационализация состава учащихся, развитие входящей международной академической мобильности, интернационализация образовательных программ, интернационализация дохода вуза от образовательной деятельности, уровень оплаты обучения иностранных учащихся и коммерциализация обучения иностранных учащихся.
Кластерный анализ выявил пять групп вузов со сходными характеристиками, которым присвоены условные названия: «лидеры-интернационализаторы», «лидеры», «рекрутеры», «новички», «аутсайдеры». Кластеры имеют четко идентифицируемый профиль, но значительно различаются по числу вузов. Лишь 14 % вузов выборки вошли в кластеры, демонстрирующие сравнительно высокие достижения. Остальные вузы отнесены к «новичкам» или «аутсайдерам».
Исследование показало, что большинство вузов диверсифицируют состав иностранных учащихся, реализуя как основные, так и дополнительные образовательные программы, предлагая различные формы обучения гражданам разных стран. Размер вуза не определяет состояние его международной образовательной деятельности. В каждом кластере есть как вузы с численностью студентов менее 1000, так и крупные вузы, в которых обучается несколько тысяч студентов. В кластеры с высокими показателями входят преимущественно многопрофильные вузы, предлагающие широкий спектр образовательных услуг для иностранных потребителей. Вузы Москвы и Санкт-Петербурга лидируют по показателям международной образовательной деятельности. Вузы в кластерах с хорошими показателями международной образовательной деятельности имеют наиболее высокий уровень селективности при отборе абитуриентов, высокую численность иностранных научно-педагогических работников и высокий показатель международного цитирования научных публикаций сотрудников вузов.
Полученные результаты исследования могут представлять интерес для руководителей вузов, поскольку позволяют составить общее представление о текущем состоянии и основных направлениях международной образовательной деятельности в российских вузах. Предложенная классификация вузов может служить основой для анализа собственной позиции вуза на международном образовательном рынке и корректировки стратегических планов по завоеванию и укреплению позиций в различных сегментах этого рынка.
Представленная в статье классификация не отражает все многообразие путей поиска российскими вузами возможностей развития и расширения международной образовательной деятельности. В то же время результаты исследования позволяют выявить некоторые общие модели поведения российских вузов на международном образовательном рынке. Необходимы дальнейшие исследования международной образовательной деятельности российских вузов, которые позволят более подробно проанализировать текущее состояние и основные направления ее развития за последние годы.
Введение
В последние годы численность иностранных студентов из разных стран мира, получающих высшее образование в российских вузах, стабильно растет. Выход на международный образовательный рынок дает российским вузам возможность увеличить численность студентов, обучающихся на коммерческой основе, и получить дополнительный внебюджетный доход. Эта
статья доходов привлекательна для вузов, так как не подлежит строгому государственному контролю. Размер такого дохода законодательно не ограничен и определяется возможностями и усилиями самих вузов. Количество обучаемых в вузе иностранных студентов является одним из показателей внешней оценки эффективности деятельности вуза и учитывается при составлении международных рейтингов университетов. Все это стимули-
рует вузы к дальнейшему развитию данного направления деятельности. Иностранные граждане получают высшее образование более чем в 90 % российских вузов.
В статье представлены результаты исследования международной образовательной деятельности российских вузов. Цели исследования:
- выделить группы вузов, имеющих близкие показатели международной образовательной деятельности по ряду направлений (на основе кластерного анализа данных);
- по каждому из выделенных кластеров проанализировать следующие характеристики вузов: состав иностранных учащихся, размер вуза, специализация, территориальное расположение, уровень селективности вуза, интернационализация научно-педагогического состава и исследовательской деятельности. Исследование основано на кластерном анализе вузов по 6 показателям, характеризующим направления их международной образовательной деятельности. Подобные исследования на репрезентативных выборках вузов были проведены и в России, и за рубежом. В рамках этих исследований была осуществлена классификация вузов по показателям их научной, образовательной, инновационной деятельности; размеру получаемого дохода; составу учащихся [1-9]. В табл. 1 приведена информация о ряде научных публикаций последних лет, где представлены результаты кластерного анализа вузов.
В некоторых из перечисленных выше исследований, наряду с показателями деятельности вузов по разным направлениям, фигурируют отдельные показатели международной образовательной деятельности вузов. Например, такие показатели, как соотношение численности иностранных и национальных студентов, размер финансирования
из иностранных источников, численность иностранных преподавателей и количество реализуемых программ двух дипломов.
Особенность проведенного исследования заключается в том, что классификация вузов проведена только по показателям, характеризующим их международную образовательную деятельность. Источниками данных для проведения исследования послужили данные Мониторинга эффективности вузов и филиалов, проведенного в 2015 г., отчеты о самообследовании вузов за 2015 г. и данные статистического сборника «Экспорт российских образовательных услуг», в котором приведена информация о показателях деятельности российских вузов за 2014/2015 учебный год [10-11].
Общая характеристика состояния международной образовательной деятельности российских вузов
В 2014/2015 учебном году в российских вузах прошли обучение 282,3 тыс. иностранных граждан, что составило 5,42 % от общего числа студентов, обучавшихся в них. Доход вузов от обучения иностранных граждан составил 13 млрд руб. [10]. Иностранные граждане обучались по образовательным программам различного типа. В табл. 2 представлено процентное соотношение численности иностранных учащихся по уровню обучения и типам образовательных программ. Значительная часть иностранных учащихся (43 %) обучалась по программам бакалавриата, около четверти - по программам специ-алитета. Российские вузы, наряду с основными программами высшего образования, реализуют программы дополнительного обучения, например, курсы русского языка как иностранного, подготовительные курсы, летние школы.
Таблица 1
Обзор исследований по кластерному анализу вузов
Направления деятельности и характеристики вузов, которые оценивают показатели кластеризации Страна Авторы, год
Научно-образовательная результативность Россия Абанкина и др., 2013
Инновационная деятельность Россия Блаженков и др., 2014
Размер, образовательная и исследовательская деятельности, «третья» миссия, социальная интеграция и доступность Великобритания HoweИs et а1., 2008
Результативность исследовательской деятельности Испания Ibanez et а1., 2013
Результативность исследовательской деятельности Корея Jung ^ео1 Shin, 2009
Результативность исследовательской деятельности Австралия Va1adkhani, Worthmgton, 2006
Размер и результативность деятельности Турция Erdogmus, Esen, 2016
Таблица 2 Статус иностранных учащихся российских вузов
Статус иностранных учащихся Процент учащихся
Бакалавры 43,3 %
Дипломированные специалисты 23,3 %
Стажеры 13,4 %
Слушатели подготовительных отделений 8,2 %
Магистры 7,6 %
Аспиранты 2,8 %
Ординаторы 0,8 %
Интерны 0,5 %
Докторанты 0,1 %
Всего 100 %
В российских вузах обучаются граждане из разных стран. Около половины - граждане стран СНГ, Грузии, Абхазии, Южной Осетии, около четверти - граждане стран Азии, на остальные группы стран приходится 6 % и менее иностранных учащихся.
По показателям международной образовательной деятельности вузов среди федеральных округов лидирующее положение занимает Центральный федеральный округ. В вузах округа прошли обучение 40,5 % иностранных студентов, было получено 43,2 % дохода от образовательной деятельности из иностранных источников. Среди субъектов Российской Федерации по этим показателям лидируют Москва и Санкт-Петербург. На долю указанных двух субъектов приходится
35.2 % иностранных студентов и, соответственно,
45.3 % дохода от образовательной деятельности из иностранных источников.
Выборка исследования
В выборку исследования были включены вузы, в которых в 2014/2015 учебном году прошли обучение не менее 100 иностранных учащихся по различным формам обучения и типам образовательных программ. Такой критерий отбора позволил исключить из выборки вузы, демонстрирующие очень низкие значения показателей по всем направлениям международной образовательной деятельности. В выборку вошел 301 вуз из всех округов Российской Федерации, среди которых - 11 негосударственных вузов. В этих вузах обучались 161,7 тыс. иностранных учащихся.
Таблица 3
Вузы выборки по округам Российской Федерации
Округ Российской Федерации Количество вузов
Центральный федеральный округ 108
Приволжский федеральный округ 52
Сибирский федеральный округ 45
Северо-Западный федеральный округ 40
Южный федеральный округ 24
Уральский федеральный округ 15
Дальневосточный федеральный округ 11
Северо-Кавказский федеральный округ 6
Всего 301
Около трети вузов расположены в Центральном федеральном округе (см. табл. 3).
Вошедшие в выборку вузы в основном многопрофильные, лишь 19 % из них специализированные (см. табл. 4).
Таблица 4 Вузы выборки по специализации
Специализация вузов Количество вузов
Многопрофильные 243
Медицинские 34
Творческие 12
Сельскохозяйственные 6
Спортивные 4
Транспортные 2
Всего 301
Методология анализа данных
Российские вузы были разделены на группы со схожими показателями международной образовательной деятельности на основе метода кластерного анализа данных. Это метод количественного анализа данных, применяемый для классификации объектов исследования на основе ряда характеризующих их показателей. Применение метода позволяет добиться максимально возможной однородности объектов в каждом кластере [6].
Кластеризация вузов была проведена по шести показателям, характеризующим состояние международной образовательной деятельности вузов
Таблица 5
Показатели кластеризации и порядок расчета их значений
Показатели кластеризации Расчет значений показателей
1. Интернационализация состава учащихся Удельный вес иностранных студентов в общей численности студентов вуза, обучающихся по основным программам высшего образования
2. Развитие входящей международной академической мобильности Численность студентов иностранных образовательных организаций, прошедших обучение в вузе не менее семестра (триместра) в расчете на 100 студентов очной формы обучения
3. Интернационализация образовательных программ Число образовательных программ высшего образования, реализуемых совместно с зарубежными вузами и предполагающих получение двух дипломов
4. Интернационализация дохода вуза от образовательной деятельности Удельный вес дохода из иностранных источников в общем доходе вуза от образовательной деятельности
5. Уровень оплаты обучения иностранных учащихся Усредненный доход от оплаты стоимости одного года обучения в вузе иностранными гражданами
6. Коммерциализация обучения иностранных учащихся Удельный вес учащихся на контрактной основе в общем числе иностранных учащихся вуза
по основным направлениям. В табл. 5 приведены показатели кластеризации и порядок их расчета.
Показатели выражены в относительных единицах, что позволило сравнить результаты деятельности вузов разных типов и масштабов. Между некоторыми их этих показателей наблюдается статистически значимая корреляция, но ни один из коэффициентов корреляции не превышает 0,4, что допускает возможность их использования для проведения кластерного анализа данных.
В табл. 6 приведены статистические показатели по переменным кластеризации. Как видно из таблицы, наблюдается большой разброс значений и высокие значения стандартного отклонения по каждому показателю.
Из-за несопоставимых единиц измерения переменных их значения были преобразованы с помощью z-стандартизации, чтобы добиться равнозначной оценки вклада каждой переменной [3, 5]. На основании значений переменных был проведен
иерархический агломеративный кластерный анализ по методу Варда. Такая методология исследования позволяет отследить процесс формирования кластеров по шагам. На начальном этапе каждое наблюдение представляет собой отдельный кластер. Далее эти кластеры объединяются, образуя более крупные кластеры. Число кластеров обычно определяется номером шага, на котором происходит скачок значения суммы квадратов расстояний объектов до центров кластеров, получаемых в результате их объединения [12]. В качестве метрики различия между отдельными объектами в кластерном анализе использовался квадрат евклидова расстояния.
Выбор количества кластеров основывался на сравнении различных кластерных решений с учетом значений индекса Цалиньски-Харабаша, рассчитанного для количества кластеров в диапазоне от 3 до 8. Индекс рассчитывается как соотношение общего разброса объектов между кластерами и внутри них [1, 5]. Оптимальным является
Таблица 6
Статистические показатели по переменным кластеризации
Интернационализация состава учащихся Входящая международная академическая мобильность Интернационализация образовательных программ Интернационализация дохода от образовательной деятельности Уровень оплаты обучения (в руб.) Коммерциализация обучения иностранных учащихся
Среднее арифметическое 6,1 % 0,4 3,4 1,6 % 104 266,9 61,1 %
Стандартное отклонение 5,8 % 0,9 9,3 3,0 % 49 180,8 28,3 %
Минимум 0,2 % 0 0 0 % 24 888,9 1,6 %
Максимум 58 % 8,1 119 28,1 % 386 835,2 100 %
кластерное решение с максимальным значением индекса [13]. Поэтапный процесс кластеризации изображен на рис. 1. В результате были выделены пять кластеров.
301
42 259
/ ~~—
39 3 259
, -----
39 3 158 101
—* ч 1 1
14 25 3 158 101
Лидеры Рекрутёры Новички Аутсайдеры
Рис. 1. Поэтапный процесс кластеризации
Каждому из пяти сформированных кластеров было присвоено условное название: «Лидеры», «Лидеры-интернационализаторы», «Рекрутеры», «Новички» и «Аутсайдеры». Далее приведено описание каждого кластера.
Описание кластеров, полученных в результате анализа данных
Для количественной характеристики полученных кластеров рассчитаны средние значения показателей кластеризации по каждому из них (см. табл. 7). Темно-серым цветом выделены кластеры, имеющие самые высокие значения показателей по сравнению с остальными кластерами, а светло-серым цветом -кластеры с наименьшими значениями.
Кластер 1: Лидеры-интернационализаторы
Вузы этого кластера лидируют со значительным отрывом по таким показателям, как
численность студентов иностранных вузов, проходящих в них краткосрочное обучение, и количество реализуемых программ двух дипломов. Показатели интернационализации состава учащихся основных образовательных программ и интернационализации дохода от образовательной деятельности сравнительно высокие. К «лидерам-интернационализаторам» относятся 14 вузов, 8 из которых расположены в Москве, 2 - в Санкт-Петербурге. Один из вузов частный - Международный университет (Москва). К вузам этого кластера относятся: Российский университет дружбы народов, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Томский политехнический университет. Таким образом, к кластеру «Лидеры-интернационализаторы» относятся вузы, активно развивающие программы сотрудничества с зарубежными вузами, в рамках которых осуществляется обмен студентами и реализуются совместные образовательные программы. Это способствует развитию в вузах интернациональной среды обучения.
Кластер 2: Лидеры
У вузов кластера высокие показатели по всем направлениям международной образовательной деятельности и самая высокая стоимость обучения для иностранных граждан. К ним относятся 25 вузов, 15 из которых расположены в Москве, 9 - в Санкт-Петербурге. В кластер вошли: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, которые в международных рейтингах вузов занимают самые высо-
Таблица 7
Профили кластеров
Кластер Количество вузов Интернационализация состава учащихся Входящая международная академическая мобильность Интернационализация образ. Программ Интернационализация дохода от образовательной деятельности Уровень оплаты обучения (в руб.) Коммерциализация обучения иностранных учащихся
1. Лидеры-ин- тернационали- заторы 14 9,3 % 3,4 27,6 2,4 % 140 587,1 56,3 %
2. Лидеры 25 7,5 % 0,5 4,6 1,4 % 223 300,4 58,9 %
3. Рекрутеры 3 24,4 % 0,01 0 23,9 % 168 695,4 85,7 %
4. Новички 158 5,8 % 0,3 1,7 1,8 % 93 926,4 79,6 %
5. Аутсайдеры 101 5,15 0,1 2,4 0,5 % 84 031,5 32,7 %
Всего 301 6,1 % 0,4 3,4 1,6 % 104 266,9 61,1 %
кие позиции из числа российских вузов, имеют многолетний опыт международной деятельности. К кластеру также относятся Московский государственный институт международных отношений и Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. Таким образом, к кластеру «Лидеры» относятся вузы, которые уже много лет проводят обучение иностранных студентов. У данных вузов уже сформирован положительный имидж на международном рынке услуг высшего образования и налажена сеть пар-тнерств с зарубежными организациями.
Кластер 3: Рекрутеры
Кластер является уникальным по своим характеристикам и включает три вуза -Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Волгоградский государственный медицинский университет и Курский государственный медицинский университет. У этих вузов очень высокие показатели интернационализации состава учащихся и интернационализации дохода от образовательной деятельности, то есть обучение иностранных граждан является важнейшим направлением деятельности указанных вузов и приносит им значительный доход. В вузах ведется подготовка иностранных учащихся преимущественно на коммерческой основе. Стоимость обучения сравнительно высокая. Таким образом, в вузах кластера «Рекрутеры» обучение иностранных граждан поставлено «на поток», они сотрудничают с зарубежными необразовательными организациями, для которых проводят подготовку специалистов. В то же время в этих вузах входящая международная академическая мобильность не развита, программы двух дипломов не реализуются, тогда как такие направления деятельности характерны для вузов, претендующих на высокие позиции на международном образовательном рынке.
Кластер 4: Новички
В вузах этого кластера низкие показатели международной образовательной деятельности. Но уровень интернационализации состава учащихся и дохода от международной образовательной деятельности достигает среднего значения по выборке, что делает возможным не относить их к группе аутсайдеров. Из 158 вузов этого кластера 25 расположены в Москве, 16 - в Санкт-Петербурге, 10 вузов - частные. Таким образом, вузы данного кластера имеют определенные достижения по отдельным направлениям международной образовательной деятельности, что может рассматриваться как наличие основы для дальнейшего развития в этом направлении.
Кластер 5: Аутсайдеры
Аутсайдеры - вузы с самими низкими значениями по всем показателям международной образовательной деятельности. Для улучшения своих результатов в этой области им предстоит приложить очень большие усилия. Из 101 вуза этого кластера 6 расположены в Москве, 5 - в Санкт-Петербурге.
Таким образом, выделенные кластеры имеют четко идентифицируемый профиль. Они значительно различаются по числу вузов. Лишь 14 % вузов выборки вошли в кластеры, демонстрирующие сравнительно высокие достижения. Остальные вузы отнесены к «Новичкам» или «Аутсайдерам».
Состав иностранных учащихся в вузах кластеров
По каждому кластеру проанализированы характеристики состава иностранных учащихся вузов на основе трех показателей:
- тип программы обучения: основная или дополнительная (показатель доли иностранных учащихся по основным программам высшего образования);
- форма обучения: очная или заочная (показатель доли иностранных учащихся очной формы обучения);
- гражданство учащихся: граждане стран СНГ или дальнего зарубежья (показатель доли иностранных учащихся из стран дальнего зарубежья).
В табл. 8 приведены средние значения показателей по кластерам.
По каждому кластеру более половины иностранных учащихся вузов обучались по основным образовательным программам. У «Рекрутеров» доля учащихся по основным образовательным программам самая низкая, а у «Аутсайдеров» -самая высокая. «Рекрутеры» активно реализуют программы обучения русскому языку как иностранному и подготовительные курсы для иностранных граждан.
По каждому кластеру большая доля иностранных учащихся прошли обучение в очной форме. У «Рекрутеров» практически все учащиеся прошли обучение в очной форме, у «Аутсайдеров» больше всего учащихся заочной формы обучения.
У «Рекрутеров» преимущественное большинство учащихся из дальнего зарубежья. У «Лидеров» и «Лидеров-интернационализаторов» - около половины учащихся их дальнего зарубежья, у «Аутсайдеров» и «Новичков» большинство иностранных учащихся из стран СНГ.
Таблица 8
Средние значения показателей, характеризующих состав иностранных учащихся (по кластерам)
Кластер Доля иностранных учащихся по основным программам высшего образования (%) Доля иностранных учащихся по очной форме (%) Доля иностранных учащихся из стран дальнего зарубежья (%)
1. Лидеры-интернациона-лизаторы 70,3 % 85,1 % 46,6 %
2. Лидеры 77,6 % 87,1 % 41,5 %
3. Рекрутеры 66,7 % 99,1 % 86,8 %
4. Новички 78,2 % 81,3 % 38,9 %
5. Аутсайдеры 85,3 % 79,5 % 22,6 %
Таким образом, вузы каждого из кластеров присутствуют на всех сегментах международного образовательного рынка, определяемых тремя рассмотренными показателями. Таким образом, во всех кластерах иностранные учащиеся обучаются по основным и дополнительным программ, по очной и заочной формам, являются гражданами разных стран, но процентное соотношение присутствия вуза в сегментах различное.
Размер, специализация и территориальное расположение вузов кластеров
Рассмотрим по каждому кластеру такие характеристики вузов как размер вуза (общее число студентов), его специализация и территориальное расположение. В табл. 9 приведены данные по этим показателям.
В каждом кластере есть как вузы с численностью студентов менее 1000, так и крупные вузы, в которых обучается несколько тысяч студентов. Таким образом, показатель размера вуза не определяет его принадлежность к тому или иному кластеру.
Анализ территориального расположения вузов показал, что «Лидеры» и «Лидеры-интернационализаторы» в основном расположены в Москве и Санкт-Петербурге. «Рекрутеры», «Новички» и «Аутсайдеры» - в разных округах Российской Федерации.
Анализ специализации вузов показал, что среди «Лидеров» - 5 творческих и 3 медицинских вуза, среди «Рекрутеров» - 2 медицинских вуза. Все сельскохозяйственные, спортивные и транспортные вузы отнесены к «Новичкам» или «Аутсайдерам».
Таблица 9
Характеристики вузов разных кластеров
Кластер Размер вуза (количество студентов) Территориальное расположение вуза Специализация вуза
1. Лидеры-интернациона-лизаторы Нет значимых различий В основном в Москве или Санкт-Петербурге Все многопрофильные
2. Лидеры 5 творческих 3 медицинских
3. Рекрутеры В разных регионах страны 2 медицинских
4. Новички 28 медицинских 4 творческих 4 сельскохозяйственных 2 спортивных 2 транспортных
5. Аутсайдеры 3 творческих 2 сельскохозяйственных 2 спортивных 1 медицинский
Уровень селективности и интернационализации научно-педагогического состава и исследовательской деятельности в вузах разных кластеров
В разрезе сформированных кластеров были проанализированы следующие показатели деятельности вузов:
- уровень селективности при отборе абитуриентов (средний балл Единого государственного экзамена студентов, принятых на обучение по программам бакалавриата и специалитета, по всем формам обучения);
- уровень интернационализации научно-педагогического состава (НПС) вузов (численность зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей, работающих в образовательной организации не менее одного семестра);
- уровень интернационализации научной деятельности (количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus в расчете на 100 научно-педагогических работников, НПР). Результаты анализа приведены в табл. 10. Анализ показал, что уровень селективности
при отборе абитуриентов высокий у «Лидеров» и «Лидеров-интернационализаторов», средний у «Рекрутеров» и низкий у «Новичков» и «Аутсайдеров».
По показателю интернационализации научно-педагогического состава с большим отрывом лидируют «Лидеры-интернационализаторы», в вузах этого кластера работают несколько десятков иностранных НПР. В большинстве вузов из кластеров «Лидеры» и «Рекрутеры» численность иностранных НПР не превышает 10, а в «Аутсайдерах» иностранные НПР не работают.
По показателю интернационализации научной деятельности самые высокие значения
Характеристики ву:;
у «Лидеров-интернационализаторов» - несколько сотен цитирований на 100 НПР. С отставанием следуют «Лидеры» - около 100 цитирований на 100 НПР. У «Новичков» и «Рекрутеров» - около 50 цитирований, а у «Аутсайдеров» самые низкие значения показателя.
Таким образом, анализ подтвердил, что вузы с высокими показателями международной образовательной деятельности также имеют высокие показатели интернационализации научно-педагогического состава, научной деятельности и характеризуются высокой селективностью при отборе абитуриентов.
Выводы и рекомендации вузам
Результаты проведенного исследования отражают текущее состояние международной образовательной деятельности российских вузов. На основе кластерного анализа были выделены пять кластеров вузов. В рамках своего кластера вузы демонстрируют близкие по значению показатели международной образовательной деятельности. В кластерах с высокими значениями по всем анализируемым показателям число вузов незначительно. Это обусловлено тем, что лишь единичные российские вузы добились результатов в международной образовательной деятельности, сопоставимых с результатами ведущих зарубежных вузов.
Проведенный анализ показал, что размер вуза не определяет состояние его международной образовательной деятельности. В кластеры с высокими показателями входят преимущественно многопрофильные вузы, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг для иностранных потребителей. Вузы Москвы и Санкт-Петербурга лидируют по показателям международной образовательной деятельности. Большинство крупных вузов расположены в этих городах, и понятно стремление иностранных студентов проживать в крупных городах с развитой инфраструктурой.
Таблица 10
в разных кластеров
Кластер Уровень селективности Интернационализация НПР Интернационализация научной деятельности
1. Лидеры-интернационализаторы Высокий Высокий Самый высокий
2. Лидеры Высокий Средний Высокий
3. Рекрутеры Средний Средний Средний
4. Новички Низкий Низкий Средний
5. Аутсайдеры Низкий Нулевой Низкий
Исследование показало, что вузы всех кластеров не концентрируют свои усилия на узком сегменте международного образовательного рынка. Большинство вузов диверсифицируют состав иностранных учащихся, реализуя как основные, так и дополнительные образовательные программы, предлагая различные формы обучения гражданам разных стран. Предлагая широкий диапазон программ обучения для иностранных граждан, они повышают вероятность привлечения разных групп иностранных потребителей. В то же время такая стратегия может негативно сказаться на качестве предлагаемых образовательных программ и результативности рекрутинга иностранных студентов. Концентрация усилий на узком сегменте международного образовательного рынка для определенных вузов может повысить вероятность успеха в области привлечения иностранных студентов.
Вузы в кластерах с высокими показателями международной образовательной деятельности имеют наиболее высокий уровень селективности при отборе абитуриентов. Размер проходного балла ЕГЭ является одним из барьеров для поступления иностранных студентов в российские вузы. Понижение этого барьера может увеличить спрос со стороны иностранных абитуриентов, но и результаты обучения с большей вероятностью будут неудовлетворительными.
В вузах с высокими показателями международной образовательной деятельности численность иностранных научно-педагогических работников наиболее высокая. Интернациональный состав преподавателей способствует увеличению числа образовательных программ, реализуемых на иностранных языках, и повышению уровня интернационализации образовательной среды вуза. Эти факторы способствуют привлечению иностранных студентов.
Полученные результаты исследования могут представлять интерес для руководителей вузов, поскольку позволяют составить общее представление о текущем состоянии и основных направлениях международной образовательной деятельности в российских вузах. Предложенная классификация вузов может служить основой для анализа собственной позиции вуза на международном образовательном рынке и корректировки стратегических планов по завоеванию и укреплению позиций в различных сегментах этого рынка. Результаты исследования также могут быть учтены при выработке адресных мер государственной поддержки российских вузов для повышения их конкурентоспособности на международном образовательном рынке.
Представленная в статье классификация не отражает все многообразие путей поиска российскими вузами возможностей развития и расширения международной образовательной деятельности. В то же время результаты исследования позволяют выявить некоторые общие модели поведения российских вузов на международном образовательном рынке. Необходимы дальнейшие исследования международной образовательной деятельности российских вузов, которые позволят более подробно проанализировать текущее состояние и основные направления ее развития за последние годы.
Список литературы
1. Абанкина И. В., Алескеров Ф. Т., Белоусова В. Ю., Гохберг Л. М., Зиньковский К. В., Кисельгоф С. Г., Швыдун С. В. Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов // Форсайт. 2013. Т. 7. № 3. C. 48-63.
2. Блаженков В. В., Емелин Н. М., Голодкова О. В. Кластерный анализ инновационной деятельности российских вузов // Известия института инженерной физики. 2014. № 34. С. 94-98.
3. Angulo F., Pergelova A., Rialp J. A market segmentation approach for higher education based on rational and emotional factors, Journal of Marketing for Higher Education, 2010, vol. 20, no. 1, pp. 1-17.
4. Erdogmus N., Esen M. Classifying Universities in Turkey by Hierarchical Cluster Analysis, Education and Science, 2016, vol. 41, no. 184, pp. 363-382.
5. Howells J., Ramlogan R., Cheng S.-L. The Role, Context and Typology of Universities and Higher Education Institutions in Innovation Systems: A UK Perspective. MIoIR Discussion Paper, University of Manchester, 2008, available at: https://ewds.strath.ac.uk/Portals/8/typology.doc (accessed 20.10.2016).
6. Huberty C. J., Jordan E. M., & Brandt W. C. Cluster Analysis in Higher Education Research. In: J. C. Smart (ed.), Higher Education: Handbook of Theory and Research. [S. l.], Springer, 2005, vol. 20, pp. 437-457.
7. Ibanez A., Larranaga P., Bielza C. Cluster Methods for Assessing Research Performance: Exploring Spanish Computer Science, Scientometrics, 2013, vol. 97, pp. 571-600.
8. Shin J. C. Classifying Higher Education Institutions in Korea: a Performance-Based Approach, Higher Education, 2009, vol. 57, pp. 247-266.
9. Valadkhani A., Worthington A. Ranking and Clustering Australian University Research Performance, 1998-2002, Journal of Higher Education Policy and Management, 2006, vol. 28, no. 2, pp. 189-210.
10. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 6. М.: Социоцентр, 2016. 408 с.
11. Информационно-аналитические материалы по результатам анализа показателей эффективности образовательных организаций высшего образования // Официальный сайт Главного информационно-вычисли-
тельного центра федерального агентства по образованию РФ [Электронный ресурс]. URL: http://miccedu.ru/ monitoring/ (дата обращения: 20.10.2016).
12. Ward J. H., Jr. Hierarchical Grouping to Optimize
an Objective Function, Journal of the American Statistical Association, 1963, vol. 58, pp. 236-244.
13. Calinski R., Harabasz J. A Dendrite Method for Cluster Analysis, Communications in Statistics, 1974, no. 3, pp. 1-27.
DOI 10.15826/umpa.2017.01.005
INTERNATIONAL EDUCATIONAL ACTIVITIES OF RUSSIAN UNIVERSITIES
A. V. Melikyan
National Research University Higher School of Economics 20 Myasnitskaya str., Moscow, 101000, Russian Federation amelikyan@hse.ru
Keywords: international activities of higher education institutions, foreign students, international higher education market, internationalization of educational activities, university income.
The article represents the results of a research into international educational activities of Russian Universities. The aims of the research were to identify university groups with similar international educational Activities indicators in certain areas (based on data cluster analysis) and analyze university characteristics for each cluster (foreign students characteristics, university size, specialization, territorial position, university selectivity, teaching and research staff internationalization, international research).
The research included 301 universities from all regions of the Russian Federation. We conducted hierarchical agglomeration cluster analysis on the following indicators: student internationalization, development of incoming academic mobility, teaching programs internationalization, internationalization of university income from educational activities, amount of fees paid by foreign students and commercialization of foreign students training.
Cluster analysis identified five groups with similar characteristics that got the following names: «internationalization leaders», «leaders», «recruiters», «newcomers», «outsiders».
The research demonstrated that most universities diversify the content of foreign students implementing both basic and supplementary teaching programs, offering different formats of training for the students from different countries. The size of the university does not predetermine the scope of its international activities. Each cluster includes universities with less than 1000 students and large universities with several thousand students. High performance clusters usually include multi - profile universities offering a broad spectrum of educational services for foreign consumers. Moscow and Saint Petersburg universities lead in terms of international educational activities. Universities from high performance clusters are the most selective in choosing students, have a large number of foreign teaching and research staff, high international quotation rating of academic publications by university researchers.
Obtained results of the research are of interest to university administration as they form an overall picture of the current state and main trends of international educational activities at the Russian universities. Suggested university classification can serve as the basis for analyzing the position of a university in an international educational market and altering strategic plans on obtaining and strengthening positions at different segments of this market.
The classification presented in the article does not reflect all the diverse ways Russian universities take to develop and broaden their international educational activities. At the same time research results allow for identifying several general models of the Russian universities' behavior at the international educational market. Further research in the field of international educational activities of the Russian universities is required that would allow for a more detailed analysis of its current state and its main development trends for the recent years.
References
1. Abankina I. V., Aleskerov F. T., Belousova V. Yu., Gokhberg L. M., Zinkovsky K. V., Kiselgof S. G., Shvydun S. V. Tipologiya i analiz nauchno-obrazovatel'noy rezul'tativnosti rossiyskikh vuzov [A Typology and Analysis of Russian Universities' Performance in Education and Research]. Foresight-Russia, 2013, vol. 7, no. 3, pp. 48-63.
2. Blazhenkov V. V., Emelin N. M., Golodkova O. V. Klasternyi analiz innovatsionnoi deyatel'nosti rossi-iskikh vuzov [Cluster Analysis of Innovative Activity
of Russian Universities], Izvestiya instituta inzhenernoi fiziki [Proceedings of the Institute of Engineering Physics], 2014, vol. 34, pp. 94-98.
3. Angulo F., Pergelova A., Rialp J. A Market Segmentation Approach for Higher Education Based on Rational and Emotional Factors, Journal of Marketing for Higher Education, 2010, vol. 20, no. 1, pp. 1-17.
4. Erdogmus N., Esen M. Classifying Universities in Turkey by Hierarchical Cluster Analysis, Education and Science, 2016, vol. 41, no. 184, pp. 363-382.
5. Howells J., Ramlogan R., Cheng S.-L. The Role, Context and Typology of Universities and Higher Education Institutions in Innovation Systems: A UK Perspective. MIoIR Discussion Paper, University of Manchester, 2008, available at: https:// ewds.strath.ac.uk/Portals/8/typology.doc (accessed 20.10.2016).
6. Huberty C. J., Jordan E. M., & Brandt W. C. Cluster Analysis in Higher Education Research. In: J. C. Smart (ed.), Higher Education: Handbook of Theory and Research. [S. l.], Springer, 2005, vol. 20, pp. 437-457.
7. Ibanez A., Larranaga P., Bielza C. Cluster Methods for Assessing Research Performance: Exploring Spanish Computer Science, Scientometrics, 2013, vol. 97, pp. 571-600.
8. Shin J. C. Classifying Higher Education Institutions in Korea: a Performance-Based Approach, Higher Education, 2009, vol. 57, pp. 247-266.
9. Valadkhani A., Worthington A. Ranking and Clustering Australian University Research Performance, 1998-2002, Journal of Higher Education Policy and Management, 2006, vol. 28, no. 2, pp. 189-210.
10. Aref'ev A. L., Sheregi F. E. Eksport rossiiskikh obrazovatel'nykh uslug: Statisticheskii sbornik. Vypusk 6 [Export of Russian Educational Services: Statistical Collection. Issue 6]. Moscow, Sotsiotsentr, 2016, 408 p.
11. Informatsionno-analiticheskie materialy po rezul'tatam analiza pokazatelei effektivnosti obrazovatel'nykh organi-zatsii vysshego obrazovaniya. Ofitsial'nyi sait Glavnogo informatsionno-vychislitel'nogo tsentra federal'nogo agent-stva po obrazovaniyu RF [Information and analytical materials on the results of analysis of effectiveness indicators of higher education institutions. The official website of the Head Information and Computing Center of the Federal Agency for Education], available at: http://miccedu.ru/monitoring/ (accessed 20.10.2016).
12. Ward J. H., Jr. Hierarchical Grouping to Optimize an Objective Function, Journal of the American Statistical Association, 1963, vol. 58, pp. 236-244.
13. Calinski R., Harabasz J. A Dendrite Method for Cluster Analysis, Communications in Statistics, 1974, no. 3, pp. 1-27.
Информация об авторе / Information about the author:
Меликян Алиса Валерьевна - старший преподаватель, факультет компьютерных наук НИУ «Высшая школа экономики»; 8-916-884-23-68; amelikyan@hse.ru.
Alisa V. Melikyan - Senior Lecturer; National Research University Higher School of Economics; 8-916-884-23-68; amelikyan@hse.ru.