Научная статья на тему 'К вопросу об отличиях профессионально-значимых способностей специалистов, ориентированных на медиатворчество в современной социо-культурной среде'

К вопросу об отличиях профессионально-значимых способностей специалистов, ориентированных на медиатворчество в современной социо-культурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ / ПРОФЕССИОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ РЕЖИССЕРА / ПРОДЮСЕРА И ЖУРНАЛИСТА / Д. ХОЛЛАНД / Д. ГИЛФОРД / ДИВЕРГЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сумская Анна Сергеевна

В статье предпринята попытка осмысления профессионально-значимых способностей специалистов отечественной медиаиндустрии журналистов, режиссеров, продюсеров. В ходе исследования разработаны профессиограммы, выявлены профессионально обусловленные характеристики личности специалистов медийной сферы. Апробирование профессиограмм реализовано на группе респондентов первых курсов обучения по соответствующим специализациям. Выявлены сходства и отличия профессионально-значимых способностей специалистов, ориентированных на медиатворчество в современной социо-культурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об отличиях профессионально-значимых способностей специалистов, ориентированных на медиатворчество в современной социо-культурной среде»

А. С. Сумская

К ВОПРОСУ ОБ ОТЛИЧИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА МЕДИАТВОРЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

В статье предпринята попытка осмысления профессионально-значимых способностей специалистов отечественной медиаиндустрии - журналистов, режиссеров, продюсеров. В ходе исследования разработаны профессиограммы, выявлены профессионально обусловленные характеристики личности специалистов медийной сферы. Апробирование профессиограмм реализовано на группе респондентов первых курсов обучения по соответствующим специализациям. Выявлены сходства и отличия профессионально-значимых способностей специалистов, ориентированных на медиатворчество в современной социо-культурной среде.

Ключевые слова: профессионально-значимые способности, профессиональное самоопределение в современной социо-культурной среде, профессиограмма, профессионально обусловленные характеристики личности режиссера, продюсера и журналиста, Д. Холланд, Д. Гилфорд, дивергентность.

В преддверии очередной приемной кампании перед многими вузовскими специалистами, принимающими участие в этой чрезвычайно важной для современной вузовской системы деятельности, осложненной наложением отрицательных факторов - последствием демографического спада, реформированием высшего образования и экономическим кризисом в отечественной экономике, очередной раз встает вопрос о необходимости полноценного и качественного набора в свои альма-матер. Известно, во многие вузы страны набор идет на основании результатов единых государственных экзаменов (далее - ЕГЭ). Исключением из этих общих правил являются вузы, факультеты, обеспечивающие подготовку по так называемым творческим специальностям, количество вступительных экзаменов в которые увеличено за счет творческих испытаний. Эти испытания нацелены «диагностировать» возможности будущих креативных специалистов. Подобная система - ЕГЭ + творческие испытания - реализуется и при наборе абитуриентов, желающих освоить творческие профессии в масс-медиа: режиссеры, журналисты, продюсеры медиаиндустрии и пр.

В этой ситуации важной задачей является подготовка таких заданий для творческих конкурсов, которые наиболее точно позволят оценить значимые для данного вида профессиональной подготовки и уже имеющиеся компетенции, и профессионально-значимые способности, способствующие качественному

освоению профессии. Роль подобных испытаний не просто важна, а, пожалуй, является определяющей при вынесении окончательного вердикта экспертного совета по вступительным испытаниям, поскольку результаты ЕГЭ не дают должного представления о творческом потенциале и возможностях абитуриентов, не являются ориентиром для определения «судьбы абитуриента». Более того, мной, постоянным участником приемных кампаний и автором данного сочинения, на практике замечено и подтверждено качественно-количественным анализом успеваемости студентов, что будущие режиссеры и продюсеры, имеющие «на входе» очень высокие баллы по ЕГЭ (85-90 баллов за экзамен), подчас очень скромно проявляются впоследствии в учебе. Особенно это становится очевидным при освоении профессиональных дисциплин. А именно в этих ситуациях и необходимо проявлять свои способности, творческий потенциал, разрабатывая и реализуя аудиовизуальные проекты. Объяснение в данном случае крайне простое: подготовка к ЕГЭ представляет собой механическое заучивание материала и тренировку поиска единственно правильных ответов на тесты, а становление в творческой профессии - создание и воплощение оригинальных решений в той или иной креативной индустрии. То есть в данном случае задействованы принципиально противоположные мыслительные стратегии.

Кроме того, именно профессиональные компетенции в эпоху быстро эволюционирующих

медиатехнологий трансформируются в очень короткие промежутки времени. И если еще лет пятнадцать назад имел место тезис, что смена профессиональных компетенций обусловлена сменой поколений, шаг которой равен примерно 20 годам, то в настоящее время постоянных технологических преобразований срок этот значительно сократился.

Так, во второй редакции «Атласа новых профессий», разработанного «Сколково» и «Агентством стратегических инициатив», к числу конкретных задач будущего до 2020 г. в области медиа относятся: формирование специализированных информационных потоков в соответствии с потребностями пользователей, проектирование миров для виртуальной реальности и др. [1].

В том же документе к числу задач будущего в области культуры и искусства до 2020 г. относятся: Создание новых синтетических форматов, использующих в искусстве последние достижения науки и технологий; управление измененными состояниями сознания, важными как для творческого процесса, так и для восприятия искусства; создание художественных образов в виртуальном пространстве и др. [1].

Таким образом, область инструментальных компетенций специалистов масс-медиа стремительно меняется и важно вовремя заложить изменения в учебные планы, а вот область способностей, более длительное время остается константой, своеобразным фундаментом, позволяющим успешно осваивать профессиональные умения и навыки.

Ключевые отличия профессий в сфере масс-медиа, которые проявляются на уровне специальных способностей и исследуются в проблемном поле психологии, являются значимым ресурсом, своеобразное тестирование которого важно еще в период приемной кампании.

Совокупность профессионально-значимых характеристик и способностей специалистов обобщается, как правило, в профессиограммах.

В настоящее время профессиографии специалистов посвящено достаточно много исследовательских работ. Вместе с тем, проблема профессиограмм специалистов в области контентной и креативной индустрий, занимающихся медиатворчеством, является в настоящее время недостаточно разработанной.

Объектом нашего исследовательского интереса являются профессиограммы таких специалистов масс-медиа как журналисты, режиссеры телевизионных программ и продюсеры

теле- и радиопрограмм, их сходства, отличия и способы диагностики.

Конкретизация и структурирование профессионально-значимых качеств и способностей специалистов медиаиндустрии находит свое отражение в работах исследователей: готовности режиссера к профессиональной деятельности - О. А. Кирьяновой, Е. А. Зоткиной и др., творческих способностей к журналистской деятельности - В. Ф. Олешко, В. В. Тулупова, Т. М. Артишевской и др., сферу компетенций продюсера - Т. Н. Суминовой, Н. Б. Кирилловой и других.

Возьмем за основу понимание профессио-граммы В. В. Тулупова как системы признаков, описывающих ту или иную профессию, включающих в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику [7].

За основу построения профессиограмм возьмем структуру, предложенную З. З. Ки-риковой, которая включает 3 компонета:1) область, объекты и виды профессиональной деятельности: 2) структуру личности профессионала; 3) специальные психофизиологические способности [3].

Основанием для формулирования первого компонента профессиограмм могут являться требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее, ФГОС ВПО), в которых определены область и объекты, виды профессиональной деятельности, к которым готовятся специалисты в рамках той или иной специализации.

В таблице 1 обобщены ключевые характеристики профессиональной деятельности режиссеров, журналистов и продюсеров на основе ФГОС ВПО 3 поколения и поколения 3+.

Таким образом, область профессиональной деятельности режиссеров и продюсеров предполагает руководящую работу, в отличие от журналистов. Количество объектов профессиональной деятельности увеличивается в горизонтали: журналист - режиссер - продюсер, что обусловлено сложностью и многообразием координации объектов/видов деятельности последними. Однако виды профессиональной деятельности утрачивают разнообразие в такой же горизонтали: журналист - режиссер - продюсер. Все интересующие нас специалисты должны быть готовы реализовывать художественно-творческую/ творческую и (или) организационно-управленческую деятельность по

Таблица 1

Характеристики профессиональной деятельности режиссеров, журналистов и продюсеров на основе ФГОС ВПО 3 поколения и поколения 3+

Специализации/ Характеристика деятельности Журналисты Режиссеры Продюсеры

Область профессиональной деятельности 1. Средства массовой информации. 2. Смежные информа-ционно-коммуникатив-ные сферы. 1. Создание аудиовизуального произведения. 2. Руководящая работа в киноорганизациях и на телевидении. 1. Создание аудиовизуального произведения. 2. Руководящая работа в киноорганизациях и на телевидении.

Объекты профессиональной деятельности 1. Массовая информация, передаваемая по различным каналам СМИ. 2. Аудиторные группы СМИ и новых медиа. 1. Литературное, драматическое, сценарно-драматур-гическое произведение. 2. Творческие коллективы в сфере создания аудиовизуальной продукции. 3. Материальные и технические средства, используемые при их создании. 1. Аудиовизуальные произведения. 2. Зрительская аудитория. 3. Творческие коллективы кино-, теле-, видеоорганизаций. 4. Материальные и технические средства при создании аудиовизуальных произведений.

Виды профессиональной деятельности 1. Авторская. 2. Редакторская. 3. Проектно-аналити-ческая. 4. Организационно-управленческая. 5. Социально-организаторская. 6. Производственно-технологиче ская. 1. Художественно-творческая. 2. Производственно-технологиче ская. 3. Организационно-управленческая. 4. Педагогическая. 1. Художественно-творческая. 2. Организационно-управленческая. 3. Педагогическая.

созданию контента для СМИ в современной со-цио-культурной среде. Кроме того, объединяет режиссеров и журналистов готовность к производственно-технологической деятельности.

Структурирование личности специалиста представлено в работах Э. Ф. Зеера. Составляющие профессионально обусловленной структуры личности, включают подструктуры личности в его понимании: профессиональная направленность, профессиональная компетентность, профессионально-важные качества, профессионально-значимые психофизиологические свойства [2].

Использование данной структуры позволяет на основе анализа научных работ по данной

проблематике и личного включенного наблюдения сформулировать социально-психологические и психофизиологические компоненты подструктур, не включив в актуальное обобщение компетентностные характеристики, которые достаточно полно описаны во ФГОСах ВПО. Кроме того, как было отмечено выше, они быстро эволюционируют в современной социо-культурной среде вслед за общемировыми трендами, создавая условия для развития отечественной креативной экономики.

Предваряя обобщение профессионально-значимых способностей, приведем примеры суждений по этому поводу исследователей.

Так, В. В. Тулупов к числу особых профессионально-значимых способностей журналистского труда относит «способности человека, стремящегося стать подлинным профессионалом: оперативность, аналитизм, объективность, сообразительность, находчивость, обаяние, умение прогнозировать, коммуникабельность, общительность, любознательность, инициативность, рациональность, трудолюбие (работоспособность, усидчивость), креативность, эрудированность, владение устным и письменным словом, умение вести полемику, поддерживать дискурс, умение работать в команде и по жесткому графику, потребность рассказывать, умение создавать оригинальный информационный продукт, следование профессиональным и этическим стандартам [7. С. 216].

Что касается продюсирования, то Т. Н. Су-минова замечает, что арт-менеджер или продюсер в настоящее время «представляет собой управленца в сфере искусства - сердцевины художественной культуры» [5. С. 48].

Н. Б. Кириллова в учебном издании «Ме-диаменеджмент как интегрирующая система» вслед за Г. П. Ивановым обобщает, что продюсер «должен уметь: предвидеть, рисковать, требовать, мобилизовать, благодарить, верить, распоряжаться, укрощать, отстаивать, терпеть, считать, экономить, убеждать, вдохновлять, лукавить, иронизировать, уличать, льстить, лавировать..» [4. С. 175].

Обобщение профессионально обусловленных характеристик личности режиссера, продюсера и журналиста представлено в таблице 2.

Таблица 2

Профессионально обусловленные характеристики личности режиссера, продюсера и журналиста

№ Специали- Журналисты Режиссеры Продюсеры

зации / Под-

структуры

личности

специали-

ста

1. Професси- Мотивационно-ценност- Мотивационно-ценност- Мотивационно-ценностная

ональная ная направленность на ная направленность на направленность на руко-

направлен- интеллектуальный труд, на художественное творче- водство людьми и бизнес в

ность взаимодействие с социаль- ство области художественного

ной средой творчества

2. Профес- 1. Профессионально-ори- 1. Профессионально- 1. Профессионально-ори-

сио-наль- ентированное дивергент- ориентированное ди- ентированное дивергентное

но-важные ное практическое мышле- вергентное интуитивно- интуитивно-практическое

способности ние. практическое мышление. мышление.

и качества. 2. Коммуникативные спо- 2. Коммуникативные 2. Коммуникативные

собности. способности. способности.

3. Аналитические способ- З.Организаторские спо- З.Организаторские способ-

ности. собности. ности.

4. Способность к публици- 4. Способность к худо- 4. Аналитические способ-

стическому творчеству. жественному творчеству. ности.

5. Способность к самоу- 5. Способность куправ- 5. Способность к художе-

правлению и работе в кол- лению коллективной ственному творчеству.

лективной художественно- производственной худо- 6. Способность к управ-

творческой деятельности. жественно-творческой лению коллективной

6. Развитие волевых деятельностью. производственной художе-

качеств личности: инициа- 6. Развитие волевых ка- ственно-творческой дея-

тивности, решительности, честв личности: инициа- тельностью.

самостоятельности, на- тивности, энергичности, 7. Развитие волевых качеств

стойчивости, энергично - внимательности, целеу- лично сти:инициативно сти,

сти, целеустремленности. стремленности. энергичности, внимательно-

сти, целеустремленности.

7. Развитие профессионально-ориентированной эмоциональной сферы лич но сти:нравственных,интел лектуальных, эстетических чувства 7. Развитие профессионально-ориентированной эмоциональной сферы личности: нравственных, интеллектуальных, эстетических чувств. 8. Развитие профессионально-ориентированной эмоциональной сферы личности: нравственных, интеллектуальных, эстетических чувств.

3. Профессионально-значимые психофизиологические свойства Сильный тип нервной системы, энергизм, эмоциональная лабильность, реактивность, интенсивность. Самостоятельность, критичность, гибкость, легкость и широта мышления. Сильный тип нервной системы, энергизм, эмоциональная лабильность, выраженная в яркости эмоциональных переживаний. Самостоятельность, критичность, гибкость и глубина мышления. Сильный тип нервной системы, энергизм, эмоциональная лабильность, реактивность. Самостоятельность, критичность, гибкость, широта и скорость мышления.

Таким образом, нами разработана профес-сиограмма специалистов современной меди-аиндустрии: журналистов, режиссеров и продюсеров. Важно отметить, что при разработке мы ориентировались на современный тренд - творческость как важную профессиональную характеристику специалистов масс-медиа, стремящимися быть конкурентно востребованными в актуальной социо-культурной среде. В данном случае находим подтверждение этой мысли в работах Т. Н. Суминой, которая резюмирует, что «...сегодня именно творчество/ креативность/творческие способности выступают в качестве одного из ключевых начал разумного сообщества, фактора развития различных экономических субъектов...» [6. С. 105].

Тем не менее, должны заметить, что, достоверность и корректность разработанных про-фессиограмм необходимо еще доказать в ходе экспериментальных исследований, с тем чтобы использовать их и решить те вопросы, которые были поставлены нами в начале исследования: разработка заданий для творческих испытаний, тестирования потенциала абитуриентов, планирующих освоение творческих специальностей.

Очевидно, что это очень серьезная и кропотливая работа. Тем не менее, мы предприняли ряд усилий и провели серию психологических диагностических исследований с целью выявления отличий в профессионально-значимых способностях будущих специалистов медиаиндустрии: журналистов, режиссеров и продюсеров.

В исследовании приняли участие студенты начальных курсов обучения кафедры журналистики и массовых коммуникаций ЧелГУ и

кафедры режиссуры кино и телевидения ЧГИК численностью 44 человека возраста 18-19 лет. Из них 16% — юноши (преимущественно, будущие режиссеры) и 84% - девушки (в основном, журналисты и продюсеры). В исследовании принял участие, к сожалению, не весь списочный состав студенческих групп, а наиболее ее активная часть: студенты, систематически присутствующие на занятиях и, вероятно, наиболее заинтересованные в профессиональной самореализации.

В рамках данной статьи считаем допустимым и целесообразным обозначить результаты исследований по двум методикам:

1. Методика профессионального самоопределения Дж. Холланда.

2. Диагностика дивергентного мышления (модификация Е.Е. Туник, Д. Б. Богоявленской, Т. А. Барышевой).

Методика профессионального самопроде-ления Дж. Холланда разработана на основе его авторской психологической концепции, объединившей теорию личности и теорию выбора профессии. Согласно Холланду, направленность является наиболее значимой подструктурой личности, а успешность в той или иной деятельности определяется такими ее компонентами как ценностные ориентации, интересы, установки, мотивы. На этой основе ученым выделено 6 типов личности, ориентированных на определенную профессиональную среду. Успех в профессиональной деятельности зависит, по его мнению, в первую очередь, от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Диагностика позволяет выделить три ведущие рекомендуемые профессиональные среды.

Причем, на первом месте - среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на других позициях - менее значимые профессиональные среды, позволяющие наметить альтернативные пути профессионального развития.

Результаты исследования профессионального самоопределения будущих журналистов, режиссеров и продюсеров представлены в Таблице 3.

Если исходить из шкалы 10 баллов, то наиболее ярко выраженные типажи - это более 5 баллов.

Таким образом, во всех трех группах респондентов наиболее выражен аристократи-

В данном случае можем отметить, что данные результаты группы режиссеров имеют высокую корреляцию с предложенными нами показателями профессиональной направленности, сформулированными в профессиограммах.

Если исходить из того, что данная методика позволяет выделить преобладающую совокупность профессиональных сред, по констатируем следующее: преобладающая совокупность у будущих журналистов - аристократический, интеллектуальный, социальный, у продюсеров -аристократический, предприимчивый, а у режиссеров — аристократический, социальный и интеллектуальный. Таким образом, данные результаты, формируют практически полноценное представление о профессиональной направленности будущих специалистов-респондентов, вполне согласующееся со сформулированными нами в профессиограммах характеристиками профессиональной направленности данных специалистов.

Что касается результатов группы будущих журналистов, то, казалось бы, эти специалисты не только занимаются художественным творчеством. Кроме художественной публици-

ческий тип личности, причем лидерами по баллам являются режиссеры. Холланд интерпретирует представителей такого типа как оригинальных личностей, независимых в принятии решений, слабо ориентирующихся на социальные нормы и одобрение, обладающих необычным взглядом на жизнь. Представители этого типа не выносят жесткой регламентации, предпочитая гибкий график работы, а отношения с окружением строят на основании эмоций, воображения и интуиции, выбирая профессии, связанные с художественным творчеством.

стики, есть еще и информационное вещание, где более востребована оперативность и достоверность, чем творчество. Вместе с тем, помня об актуальных трендах и задачах будущего, зная, что сегодня-завтра массивы информации будут перерабатывать и транслировать аудитории не люди, а специализированные сервисы, и что наиболее востребованной в ближайшем будущем становится авторская журналистика, то тогда данные результаты перестают настораживать, а позволяют свидетельствовать о востребованной направленности журналистов в современной социо-культурной среде.

Далее, о результатах диагностики дивергентного мышления по методике модифицированной методике Е. Е. Туник, Д. Б. Богоявленской, Т. А. Барышевой. Вообще теория дивергентного мышления разработана американским психологом Д. Гилфордом еще в 60-х годах XX века, согласно которой мышление человека может быть направлено на однова-риантное решение проблемы по четкому алгоритму (конвергентное мышление), а может предполагать и вариативность решений (дивергентное мышление). Эта вариативность, по

Таблица 3

Профессиональное самоопределение будущих журналистов, режиссеров и продюсеров

Тип личности Группа журналистов Группа продюсеров Группа режиссеров Тип личности

Реалистический 4,4 4,5 4,3 Ре алистиче ский

Интеллектуальный 6,0 4,1 5,5 Интеллектуальный

Социальный 5,6 4,5 5,6 Социальный

Конвенциональный 2,3 2,0 1,1 Конвенциональный

Предприимчивый 4,0 5,6 4,3 Предприимчивый

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аристократиче ский 7,6 8,0 9,0 Аристократиче ский

мнению ученого, является результатом метода творческого мышления, стратегией мыслительной деятельности. Критерии дивергент-ности: беглость генерирования идей, гибкость как способность переходить от одного класса явления и понятий к другому, оригинальность. Стратегии мышления формируются на основе нейропсихологических доминант, поэтому являются условно заданными от рождения человека. Безусловно, каждый человек обладает определенным уровнем творческого мышления, но бесспорен и тот факт, что каждый человек в силу индивидуальных психофизиологических особенностей больше расположен к

трансляции той или иной мыслительной стратегии. Это, конечно, важно учитывать при выборе профессионального пути.

Результаты диагностики дивергентности мышления в группах респондентов показали, что исследуемое качество мышления в группе будущих журналистов развито на 72%, в группе будущих режиссеров - на 78%. А вот показатели группы продюсеров гораздо скромнее, всего 37%, что свидетельствует скорее о преобладании конвергентного мышления в среде этой группы будущих профессионалов. Более подробно представлены результаты по диагностике дивергентного мышления в Таблице 4.

Таблица 4

Результаты исследования дивергентного мышления в группах будущих журналистов, режиссеров и продюсеров

№ Субтест / Специализация, показатель Т.1. Заглавие для произведения Т.2. Варианты окончаний Т.3. Контекст Т. 4. Использование предметов Т.5. Заключения Т.6. Выражение Т.7. Составление изображений ИТОГО

Показатель «беглость»

1. Продюсеры 2,1 1,0 1,25 1,5 1,9 3,5 9,0 20,25

2. Режиссеры 3,7 0,7 2,3 6,2 3,2 4,4 14,6 35,1

3. Журналисты 2,9 1,34 3,5 3,8 4,1 4,3 11,5 31,44

Показатель «оригинальность»

1. Продюсеры 0,6 0 0,6 0,6 1,25 3,2 0 6,25

2. Режиссеры 1,8 0,58 1,2 3,8 3,2 6,5 2,9 19,98

3. Журналисты 2,1 2,1 1,05 2,3 4,7 5,0 2,3 19,55

Интегральный показатель дивергентности мышления показателей)

1. Продюсеры 2,7 1,0 1,85 2,1 3,15 6,7 9,0 26,5

2. Режиссеры 5,5 1,28 3,5 10,0 6,4 10,9 17,5 55,08

3. Журналисты 5,0 3,44 4,55 6,1 8,8 9,3 13,8 50,99

Таким образом, показатель «беглость» в наибольшей степени развит у журналистов и режиссеров, причем, в группе режиссеров в большей степени, что соответствует их содержательной основе профессиональной деятельности. По показателю «оригинальность» практически одинаково высоки также результаты режиссеров и журналистов.

Данные результаты, хотя и не являются стандартизированными в силу все-таки доста-

точно небольшой группы испытуемых, но четко демонстрируют отличия в преобладающих мыслительных стратегиях, нашедших свое отражение в формулировках предложенных про-фессиограмм.

Резюмируя результаты проведенного нами как теоретико-моделирующего, так и апро-бационного этапа исследования позволяют сделать вывод, что разработанное содержательное наполнение профессиограмм может

претендовать на достоверность, может быть использовано при формулировании заданий для творческих испытаний абитуриентов при поступлении на творческие специальности современной медиаиндустрии - журналистику, режиссуру, продюсирование. Использованные нами методики могут выступать диагностическим инструментарием про востребованности соответствующего психологического тестирования абитуриентов.

Список литературы

1. Видеопрезентация «Атлас новых профессий» [Электронный ресурс] // Атлас новых профессий 2.0: какие компетенции будут востребованы в ближийшие годы. — Москва, 20132015. - URL: http://neohr.ru/hr/article_post/ atlas-novykh-professiy-2-0-kakiye-kompetentsii-budut-vostrebovany-v-blizhayshiye-gody, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 20 марта 2016.)

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. Заведений / Э. Ф. Зеер .— 3-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 240 с. ISBN 978-5-7695-5833-7

3. Кирикова, З. З. Профессиограмма как инструмент формирования и уточнения компетенций работника [Текст] / З. З. Кирикова // Высшее образование сегодня. — Издательство : ООО «Издательская группа «Логос»,— Москва. - 2009 .— № 5 .— С. 30—33. ISSN: 1726-667X

4. Кириллова, Н. Б. Медиаменеджмент как интегрирующая система [Текст] — М.: Академический Проект, 2008.— 412 с.

5. Суминова, Т. Н. Профессиональная подготовка арт-менеджеров в вузах культуры и искусств [Текст] / Т. Н. Суминова // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. - № 3 (14). — 2014. - С. 47—52. ISSN 2310-1679.

6. Суминова, Т. Н Творческое предпринимательство в контексте формирования креативной экономики и региональной политики в сфере культуры и искусства [Текст] / Т. Н. Суминова // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. -№ 1 (12).— 2014. - С. 103—110. ISSN 2310-1679.

7. Тулупов, В. В. Профессиональные стандарты, роли и деструктуризация в журналистике [Текст] / В. В. Тулупов // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2014. - № 7. - С. 214-219. ISSN 1998-0817.

TO THE QUESTION ABOUT THE DIFFERENCES PROFESSIONALLY SIGNIFICANT ABILITIES OF THE EXPERTS, FOCUSED ON MEDIA CREATIVITY IN MODERN SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT

Sumskaia A. S., Chelyabinsk State Academy of Culture and Art, Chelyabinsk, [email protected]

The article makes an attempt to understand professionally significant abilities of specialists of the Russian media industry - journalists, Directors, producers. Understanding of occupationally related personality characteristics of the professionals of the media sector in demand when determining the content of creative tests in the period of entrance examinations to the appropriate specialty.

The study developed a professiograms, identified occupationally related criteria and indicators developed by the personality characteristics of the professionals of media sector. Testing of implemented job descriptions for the group of respondents of the first courses of the specialisations. Identified the similarities and differences between professionally significant abilities of the experts, focused on media creativity in modern socio-cultural environment.

Keywords: professionally significant abilities, professional self-determination in contemporary socio-cultural environment, professiogram, professionally caused characteristics of the characteristics of the identity of director, the producer and the journalist, John Henry Hollan, Joy Paul Guilford, diver-gentnost.

References

1. Videprezentaciya «Atlas novyh professij» [=Videopresentatie «Atlas of new professions»], in: Atlas novyh professij 2.0: kakie kompetencii budut vostrebovany v blizhijshie gody [=Atlas of new professions 2.0: which competencies will be needed in blijaishie years], available at: http://neohr.ru/ hr/article_post/atlas-novykh-professiy-2-0-kakiye-kompetentsii-budut-vostrebovany-v-blizhayshiye-gody, accessed 20.03.2016. (In Russ.).

2. Zeer, EH. F. (2009) Psihologiya professional'nogo razvitiya [=Psychology of professional development], Moscow, «Academy» Publ., 2009. - 240 p. (In Russ.).

3. Kirikova, Z. Z. (2009) Professiogramma kak instrument formirovaniya i utochneniya kompetencij rabotnik [=Professiogram as a tool to enhance and clarify the competences of the employee], in: Vysshee obrazovanie segodnya [=Higher education today], Moscow, Logo Publ., pp. 30-33. (In Russ.).

4. Kirillova, N. B. (2008)Mediamenedzhmentkakintegriruyushchayasistema [=Media management as an integrative system], Moscow, Academic Project, 412 p. (In Russ.).

5. Suminova, T. N. (2014) Professional'naya podgotovka art-menedzherov v vuzah kul'tury i iskusstv [=Professional training of art managers in the universities of culture and arts], in: Kul'tura i obrazovanie: nauchnyj zhurnal vuzov kul 'tury i iskusstv [=Culture and education: the scientific journal of universities of culture and arts], no. 3 (14), pp. 47-52. (In Russ.).

6. Suminova, T. N. (2014) Tvorcheskoe predprinimatel'stvo v kontekste formirovaniya kreativnoj ehkonomiki i regional'noj politiki v sfere kul'tury i iskusstva [=Creative entrepreneurship in the context of the creative economy and regional policy in the sphere of culture and art], in: Kul 'tura i obrazovanie: nauchnyj zhurnal vuzov kul 'tury i iskusstv [=Culture and education: the scientific journal of universities of culture and arts], no. 1 (12), pp. 103-110. (In Russ.).

7. Tulupov, V. V. (2014) Professional'nye standarty, roli i destrukturizaciya v zhurnalistike [=Professional standards, roles and restrukturizatsia in journalism], in: VestnikKGUim. N. A. Nekrasova [=Bulletin of KGU], no. 7, pp. 214-219. (In Russ.).

Сумская Анна Сергеевна - доцент кафедры режиссуры кино и телевидения Челябинского государственного института культуры, кандидат педагогических наук.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.