Научная статья на тему 'Стратегии творческого мышления специалистов масс-медиа'

Стратегии творческого мышления специалистов масс-медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
425
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ / ДИВЕРГЕНТНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МАСС-МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сумская Анна Сергеевна

Анализируются результаты исследования по выявлению дивергентности как важной мыслительной стратегии будущих специалистов масс-медиа режиссеров, журналистов и продюсеров. Обладание дивергентным мышлением способствует эффективному освоению творческим профессиям. В работе использована модифицированная методика Е. Е. Туник, Д. Б. Богоявленской, Т. А. Барышевой. Выявлена профессионально обусловленная специфика проявления творческого мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии творческого мышления специалистов масс-медиа»

ЖУРНАЛИСТИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 316.77.007

А. С. Сумская

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург

СТРАТЕГИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ МАСС-МЕДИА

Узнай, а есть предел там, на краю Земли?

И можно ли раздвинуть горизонты?

В. Высоцкий

Анализируются результаты исследования по выявлению дивергентности как важной мыслительной стратегии будущих специалистов масс-медиа - режиссеров, журналистов и продюсеров. Обладание дивергентным мышлением способствует эффективному освоению творческим профессиям. В работе использована модифицированная методика Е. Е. Туник, Д. Б. Богоявленской, Т. А. Ба-рышевой. Выявлена профессионально обусловленная специфика проявления творческого мышления.

Ключевые слова: креативные индустрии; профессиональное самоопределение в современной социокультурной среде; дивергентность; творческое мышление специалистов масс-медиа.

В период мощного развития креативных ин-дустрий, обусловленного технико-технологическими особенностями информационной экономики, 'творческость' как подход к решению задач востребована в работе специалистов по контенту. Креативность, нестандартный подход в работе, являясь проявлением творческих способностей, становится важной профессионально-значимой и конкурентно востребованной характеристикой профессионалов масс-медиа, стремящимися быть конкурентно востребованными. Находим подтверждение этой мысли в работах Т. Н. Суминой, которая констатирует, что «...сегодня именно творчество/креативность/творческие способности выступают в качестве одного из ключевых начал разумного сообщества, фактора развития различных экономических субъектов...» [4. С. 105].

Первые этапы освоения профессии реализуются, как правило, в академической среде. Очевидно, в различных профессиях, пусть даже одной отрасли, проявление творчества имеет специфику.

С целью выявления формирующихся отличий проявления творческого мышления будущих специалистов масс-медиа - режиссеров, журналистов и продюсеров - нами проведено исследование дивергентности мышления по модифицированной методике Е. Е. Туник, Д. Б. Богоявленской, Т. А. Бары-

шевой. Этот опыт не является единичным в отечественной практике последних лет, методика использовалась и в работе других исследователей, например, в работах Т. А. Тюленевой по исследованию сформированности лингвистической креативности студентов [5].

Теория дивергентного мышления была разработана американским психологом Д. Гилфордом в 60-х годах XX века. В ее основе лежит понимание того, что мышление человека может быть направлено на решение проблемы по одному стереотипному алгоритму (конвергентное мышление) или допускает их вариативность (дивергентное мышление). Выбранный способ решения задачи, по мнению ученого, является результатом реализации стратегии мыслительной деятельности. Критерии дивергентности: беглость генерирования идей, гибкость как способность переходить от одного класса явления и понятий к другому, оригинальность. Стратегии мышления формируются на основе нейропсихологических доминант, поэтому являются заданными от рождения человека. Безусловно, каждый человек обладает определенным уровнем творческого мышления, но бесспорен и тот факт, что каждый человек в силу индивидуальных психофизиологических особенностей больше расположен к трансляции той или иной мыслительной стратегии. Конечно, это важно учитывать как

при выборе профессионального пути, так при оценке возможностей творческой деятельности, заданных профессиональной спецификой.

В исследовании приняли участие студенты первых курсов обучения кафедры журналистики и массовых коммуникаций ЧелГУ и кафедры режиссуры кино и телевидения ЧГИК численностью 44 человека возраста 18-19 лет. Из них 16 % - юноши (преимущественно, будущие режиссеры) и 84 % - девушки (в основном, журналисты и продюсеры).

Ключевые отличия профессиональной деятельности этих специалистов в контексте твор-ческости заключаются в том, что журналист проявляет исследуемые способности в работе, прежде всего, с информацией, то есть фактами действительности, режиссер - в работе по созданию образов с помощью различных выразительных средств. Проявление творчества в работе продюсера опосредовано. С одной стороны, понимание творческих основ создания аудиовизуальной продукции необходимо продюсеру для продуктивного сотрудничества с представителями производственного коллектива, в том числе журналистами и режиссерами, а с другой - творческий подход необходим при организации всего производственного процесса продюсирования.

Обобщенные данные по при оценке дивергентности мышлет

Методика предполагает как количественный, так и качественный анализ. В рамках данной работы анализируется беглость генерирования идей и оригинальность в 7 субтестах.

Задания тестов:

1. Предложить варианты заглавий для произведения.

2. Предложить варианты окончаний басни (в стихотворной форме).

3. Придумать сценарий поведения героя сказки.

4. Перечислить как можно больше способов применения предмета.

5. Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

6. Придумать предложения их 4-х слов, в которых каждое предложение начинается с указанной буквы.

7. Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Показатель «беглость» оценивается на основе количества вариантов ответов по каждому заданию для каждого респондента. Суммарные значения дают средний балл по каждому субтесту. Результаты количественного анализа по показателю «беглость» представлены в табл. 1.

Таким образом, наибольшее значение по

данному показателю у режиссеров, а наимень-

Таблица 1

показателю «беглость» ш будущих специалистов масс-медиа

№ Названия субтестов Продюсеры Режиссеры Журналисты

1. Заглавие для произведения 2,1 3,7 2,9

2. Варианты окончаний 1,0 0,7 1,34

3. Контекст 1,25 2,3 3,5

4. Использование предметов 1,5 6,2 3,8

5. Заключения 1,9 3,2 4,1

6. Выражения 3,5 4,4 4,3

7. Составление изображений 9,0 14,6 11,5

ИТОГО 20,25 35,1 31,44

шее - у продюсеров. Вполне очевидно, что это обусловлено требованиями профессии.

О профессиональной специфике свидетельствуют следующие данные: будущие режиссеры с наибольшей легкостью справились с образным заглавием литературного произведения и тестом по высказыванию предположений об использовании предметов. На наш взгляд, это является проявлением профессионального мышления - работы предметами, деталями, характеризующими героя аудиовизуального произведения и создающие его образ. Будущие

журналисты предложили больше вариантов окончания басни, последствий гипотетической ситуации, что также является результатом развития профессионально востребованной речевой культуры, вербального творчества. Будущие телережиссеры явились безусловными лидерами по субтесту, связанным с визуализацией.

Показатель «оригинальность» определяется на основе анализа всей выборки результатов по каждому субтесту и выявления отличий в ответах всей группы исследуемых. Обобщенные

Таблица 2

Обобщенные данные по показателю «оригинальность» при оценке дивергентности мышления будущих специалистов масс-медиа

№ Названия субтестов Продюсеры Режиссеры Журналисты

1. Заглавие для произведения 0,6 1,8 2,1

2. Варианты окончаний 0 0, 58 2,1

3. Контекст 0,6 1,2 1,05

4. Использование предметов 0,6 3,8 2,3

5. Заключения 1,25 3,2 4,7

6. Выражения 3,2 6,5 5,0

7. Составление изображений 0 2,9 2,3

ИТОГО 6,25 19,98 19,55

данные по показателю «оригинальность» представлены в табл. 2.

Таким образом, журналисты и режиссеры набрали практически одинаковое и набольшее значение по показателю «оригинальность» по сравнению с результатами продюсеров.

Считаем необходимым и чрезвычайно полезным для выявления различий, специфики творческого мышления специалистов различных профессий масс-медиа сделать качественный анализ результатов исследования.

В первом субтесте «Заглавие произведения» продюсеры, в целом, высказали достаточно типичные и примитивные заголовки на фрагмент романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Например, Несчастливая семья и Свое несчастье. В ответах журналистов к оригинальным отнесены: Домино несчастья; Хрупкие скрепы; Семья - не повод, чтобы остаться; Близкие чужие; Дом, в котором забыли о любви; Счастье сбежало и др. Специфика журналистской деятельности проявляется в заголовках, отсылающих к желтой прессе: Скандал! Шок! Князь Стива изменил жене с гувернанткой (фото); Жена - затворница, брошенные дети и сбежавший повар: хаос в доме Облонских; Догулялся: двери супружеской спальни закрылись для Стивы. К числу оригинальных ответов режиссеров отнесены следующие: Потухший очаг; Потерявшиеся; Трещина; Неизбежное; Открой глаза и пр.

Во втором субтесте исследуется образное творческое мышление и предлагается сформулировать варианты окончаний басни И. Крылова «Собачья дружба». Наиболее типичные вариации окончания сюжетной темы среди всех респондентов: лечь, отдохнуть, мир прекрасен, дружба, солнце и пр. Результаты группы будущих журналистов отличны тем, что все до единого предложения изложены в стихотворной

форме: от двустиший и четверостиший до целых многострочных композиций.

Отсыл к журналистике, к актуальным темам, освещаемым в СМИ, явно прослеживается в следующих строках авторов:

1. О том, куда мы все идем,

И в колбасе ни грамма мяса нету, И не найдешь нормальную котлету, И овощи - сплошные пестициды. Кто виноват? Барбос тут разрыдался, -гниды?

Но тут, прервав барбоскин шум и гам, Напомнил умудренный опытом Полкан: Пока «Контрольная закупка» существует, Хорошие продукты процветают, враг -пасует!

2. Приехал тут Обама к нам из Штатов, Советует всем санкции вводить.

У нас здесь и своих проблем не мало -Бунтующих мигрантов, например, будить. Они погром устроили на праздник, И с каждым днем все больше их ряды, Как швы уже трещат границы наши -То беженцы сбегают от войны.

3. Ах, если у меня была бы будка

В Париже, Лондоне, иль Гонио, иль Ницце, Я счастлив был бы каждую минуту И чувствовал себя сеньором, принцем. - А я хотел бы кость из серебра Или еще подобного добра И чтоб еще сестра моя родная В родстве бы с канцлером Германии была.

Предложения будущих продюсеров, как и в предыдущем тесте, не отличаются оригинальностью. Среди ответов будущих режиссеров достаточно много предложений-продолжений истории дружбы псов, изложенных не в сти-

хотворной форме. Это значительно снижает рейтинг ответов, а те, которые есть, зачастую изложены с нарушением стихотворного размера, рифмы и прочими недостатками.

Результаты третьего субтеста. Испытуемым предлагалось придумать сценарии поведения Красной Шапочки, персонажа сказки Шарля Перро, которая не пошла к бабушке. Сложность теста заключалась в том, что требовалось сформулировать именно сценарий поведения, то есть некоторую драматургическую конструкцию, а не объяснение, почему героиня сказки не пошла к бабушке, не развернутое описание «жизни и деятельности» Красной Шапочки как героини одноименной сказки. То есть важны герои, обстоятельства, конфликт, преодоление и другие элементы драматургии. В данном случае группа продюсеров сделала 10 предложений, 2 из которых только представляли сценарий, в группе журналистов из 68 предложений только 10 - это сценарии истории, а в группе режиссеров из 44 также только 10 сценарных заявок. То есть продуктивность работы журналистов и режиссеров практически одинакова. Каковы отличительные особенности сценарного сказкосложения? Во-первых, во многие сюжетные линии интегрированы сказочные персонажи из других сказок (например, Золотая рыбка, Ведьмы, Волшебный ветерок, Чеширский кот, заколдованный лес, заклинания). Во-вторых, предлагаемые сюжеты лишают Красную Шапочку сказочности и погружают ее в современный мир, где есть ИГИЛ, правительственные войска, депутаты и прочие персонажи из реальной действительности. Эти варианты часто встречаются, конечно, в работах журналистов. В-третьих, Красная Шапочка как персонаж сказки лишается мифологичности, свойственной сказкам, и транслирует поведенческие модели обычного человека, не сказочного персонажа. К сожалению, такие работы часто встречаются и в группе режиссеров.

В четвертом субтесте, исследующем вербальное творчество, требовалось перечислить как можно больше способов применения степлера. Наиболее типичные предложения среди всех групп испытуемых: в первую очередь - держатель, скрепитель чего-либо с чем-либо, подставка, утяжелитель; во вторую - средство самообороны и нападения, использование звуковых возможностей степлера; в третью - пирсинг.

К числу оригинальных ответов в группе продюсеров можно отнести применение сте-плера как ключницы. В группе журналистов:

переворачивать стейки на гриле или шампуры, положить в воду и показывать опыт по выращиванию ржавчины, привязать его на веревочку и ходить с ним по городу, для записи аналогового техно, как Лего-конструктор, китайские палочки для еды, мостик для муравьев и пр. В группе режиссеров к числу оригинальных способов использования степлера могут быть отнесены: хлопушка для мух, мышеловка, трафарет для картинок, циркуль, летающий музыкальный инструмент, грузило на рыбалке, герой компьютерной игры, хлопушка на съемочной площадке. Как видим, в данном случае, в ответах проявлена специфика труда режиссера.

В пятом субтесте необходимо перечислить различные последствия гипотетической ситуации: что если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке?

В принципе, содержательно все ответы респондентов образуют два смысловых вектора: позитивное развитие событий (например, лучшее понимание друг друга), так и деструктивное развитие (например, войны, истребление людей, нигде нельзя побыть в тишине и пр.) Кроме того, обозначается эволюционный процесс: социализация животных, переход на новую ступень их развития, как и другое последствие - присвоение людьми поведения птиц и животных. В группе продюсеров к оригинальным отнесен ответ: дети начинали бы разговаривать раньше, поскольку постоянно контактируют не только с людьми, но и с животными. В группе журналистов к таковым относятся: исчезнут зоомагазины, так как животные будут приравнены к людям, а торговля людьми запрещена; мощное развитие науки, так как животные смогут рассказать о своих ощущениях; женщины перестанут хотеть замуж, кошки будет достаточно; разорение животноводства; птицы будут вводить кормовую контрабанду; люди станут разговаривать на птичьем, улетят на юг, некоторые уйдут в лес; начнется глобальное восстание животных, кровь, мясо; появятся новые организации ветеранов.

Профессиональная специфика проявлена в следующих ответах журналистов: голубиная почта обретет функцию «голосового сообщения», появятся СМИ и учебные заведения для животных, среди птиц и животных были бы писатели, будет развиваться звериная культура, возникнет закон о Коммуникации птиц и животных.

В группе режиссеров к оригинальным отнесем ответы: появятся прейскуранты, в которых будет отмечена цена сотрудничества животных и птиц с человеком; появятся разговорники, словари для животных и птиц разных стран; будут паспорта для животных и птиц для пересечения границ во время путешествий; умные животные и птицы создадут свой бизнес, везде будет речь, даже там где есть бактерии; люди будут договариваться с птицами о сотрудничестве на свадьбах и кор-поративах, а птицы помогут снимать мероприятия с высоты птичьего полета. В данном случае нельзя не отметить организаторскую и бизнес ориентированность ответов.

На наш взгляд, наиболее интересны для анализа специфики профессионального творчества респондентов результаты субтеста, в котором требовалось придумать предложения из 4 слов, причем каждое слово начинается с указанной буквы. Большинство предложений имеют простое построение: предмет, действие с ним, характеристика действия или предмета (наречие, прилагательное). К числу типичных относятся: визжит мотор старого квардацик-ла, все мамы самые красивые. Оригинальными в группе продюсеров являются предложения: Всеобщее место смеха - карусель; Выбор мой стал критичным. И, наконец, из профессии: Вместе мы создадим кино.

Имеют особенности ответы будущих режиссеров и журналистов. Журналисты предпочитают оперировать не просто предметами, а понятиями, терминами. Например, Весна меняет смысл коммуникации; Воображение мое скупое, конечно; Времена меняются слишком кардинально.

В вариантах журфаковцев достаточно много диалоговых предложений, обращений. Например,

1. «Восемь минут», - сказал Костя.

2. Возьмите, мадам, сей карандаш!

3. Видишь, мышь средь кактусов?

4. Верни мне стеклянную колбу!

5. Валя, мы с Колей?

6. Вы можете сесть куда-нибудь?

7. Виктория мысленно сказала: «Косичка!».

8. Верни машину! - сказал Кирилл.

9. Веди меня скорее, Катя!

10. Верни мне сына, Константин!

11. Вы мне скажете, как?

12. Ведь мы сообразим, как?

13. Вот, мой супер кот!

14. Вот, мой собственный ковбой!

Режиссеры предпочитают изъясняться образ-

но, словно погружая в мир истории. Например, Вдали, мерцая, светится кристалл; Возле мотеля слышны крики; Вредный мороз сечет колени; Вокруг метель, снег кругом; Ветер морозит сонного курсанта; Вечер может сложиться круто.

Специфика профессии отражена в содержании предложений: Великий мастер снял кино, «Верно, мыслишь!»- сказал кинорежиссер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эта тенденция - ориентация на понятийно вербальное и образно-художественное - проявляется и в работах испытуемых в завершающем субтесте, предлагающем нарисовать заданные объекты, пользуясь набором фигур. Простотой и незначительной оригинальностью отличаются визуализации от продюсеров: машина, вагон, улыбка, ракета, солнце и пр. Журналисты пытаются «прорисовать» либо понятия, либо сложные объекты: любовь, семья, свобода, спортсмен-бегун, квартира и пр.

Режиссеры с помощью заданных геометрических фигур создают целые тематические композиции: Парусник в ночном море, Лошадь на выгуле, Часы - время жизни, Лампочка -мое вдохновение, Котенок и клетка и пр.

Используемая нами методика позволяет рассчитать интегральный показатель дивер-гентности, данные по которому представлены в табл. 3.

Таким образом, дивергентность в наибольшей степени проявлена у режиссеров и журналистов. Результаты исследования позволяют констатировать, что мышлению будущих продюсеров свойственна логическая доминанта, преобладание конвергентной мыслительной стратегии, пусть продуктивной, но все-таки ориентирующей на следование к заданной цели аналитическим путем и по определенному заданному алгоритму.

Специфика творческого мышления будущих режиссеров и журналистов различна: режиссеры ориентированы на образное, а журналисты - на вербальное творчество.

Семантическая гибкость, широта категоризации, способность к «сцеплению», то есть к объединению новых сведений с уже имеющимся багажом знаний (по В. Ф. Олешко), концептуальная ориентированность (по Р. Г. Бухарце-ву), стремление к интеллектуальной новизне, мобильность и подвижность умственной ориентировки, способность к оценочным действиям, диалетическое соединение понятийного и образного начала, важного для создания художественно-публицистических материалов -

Таблица 3

Обобщенные данные при оценке дивергентности мышления будущих специалистов масс-медиа

№ Названия субтестов Продюсеры Режиссеры Журналисты

1. Заглавие для произведения 2,7 5,5 5,0

2. Варианты окончаний 1,0 1,28 3,44

3. Контекст 1,85 3,5 4,55

4. Использование предметов 2,1 10,0 6,1

5. Заключения 3,15 6,4 8,8

6. Выражения 6,7 10,9 9,3

7. Составление изображений 9,0 17,5 13,8

ИТОГО 26,5 55,08 50,99

специфика мыслительной деятельности журналиста [1; 3. С. 48].

Образная адаптивная гибкость, преобладание метафоричности и сюжетности в мышлении (по В. П. Морозову), легкость генерирования идей по созданию образов, стремление к новизне образов, мобильность и подвижность умственной ориентировки - специфика мыслительной деятельности режиссера. [2]

Таким образом, результаты исследования подтвердили наше предположение о том, что пространство профессии способствует развитию различных стратегий творческого мышления будущих специалистов масс-медиа.

Список литературы

1. Дорощук, Е. С. Основные направления проектирования системно-целевой индивидуализации обучения студентов- журналистов [Текст] / Е. С. Дорощук // Казанский педагогический журнал. - 2007. - № 2. - С. 23-28.

2. Морозов, В. П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические прикладные аспекты [Текст] / В. П. Морозов // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14, № 1.

- С. 28.

3. Олешко, В. Ф. Психология журналистики [Текст] / В. Ф. Олешко. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. - 240 с.

4. Суминова, Т. Н Творческое предпринимательство в контексте формирования креативной экономики и региональной политики в сфере культуры и искусства [Текст] / Т. Н. Суминова // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. - № 1 (12). - 2014. - С. 103-110.

5. Тюленева, Т. А. Методики диагностики сформированности лингвистической креативности студентов [Текст] / Т. А. Тюленева // Гуманитарные исследования. - № 3 (51). - 2014.

- С. 52-57.

THE STRATEGY OF CREATIVE THINKING PROFESSIONALS OF MASS-MEDIA

Sumskaia A. S., Ural Federal University, Ekaterinburg, anyuta.sumskaja@yandex.ru

The article analyzes the results of a study to identify the divergence of thought as an important strategy for future specialists of mass media - film directors, journalists and producers. Having divergent thinking promotes effective development of creative professions. We used a modified method of E. E. Tunick, D. B. Epiphany, T. A. Barysheva. Revealed professionally due to the specificity of imaginative thinking.

Keywords: the creative industries; professional self-determination in the modern environment; a divergence; creative thinking of experts of mass media.

References

1. Doroschuk, E. S. (2007) Osnovnyie napravleniya proektirovaniya sistemno-tselevoy individualizatsii obucheniya studentov-zhurnalistov [=Basic design direction of the target system-

individualization of training students-journalists], in: Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [=Kazan pedagogical journal], no. 2, pp. 23-28. (In Russ.).

2. Morozov, V. P. (1993) Neverbalnaya kommunikatsiya: eksperimentalno-teoreticheskie prikladnyie aspektyi [=Nonverbal communication: experimental and theoretical aspects of the application], in: Psihologicheskiy zhurnal [=Psychological magazine], Volume 14, no. 1, p. 28. (In Russ.).

3. Oleshko, V. F. (2006) Psihologiyazhurnalistiki [=Journalism Psychology], SPb., Izd-vo Mihaylova V. A., 240 p. (In Russ.).

4. Suminova, T. N (2014) Tvorcheskoe predprinimatelstvo v kontekste formirovaniya kreativnoy ekonomiki i regionalnoy politiki v sfere kulturyi i iskusstva [=Creative entrepreneurship in the context of the formation of the creative economy and regional policy in the sphere of culture and art], in: Kultura i obrazovanie: nauchnyiy zhurnal vuzov kulturyi i iskusstv [=Culture & Education: Journal of high schools of culture and arts], no. 1 (12), pp. 103-110. (In Russ.).

5. Tyuleneva, T. A. (2014) Metodiki diagnostiki sformirovannosti lingvisticheskoy kreativnosti studentov [=Diagnostic techniques of formation of linguistic creativity of students], in: Gumanitarnyie issledovaniya [=Humanities research], no. 3 (51), pp. 52-57. (In Russ.).

Сумская Анна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры телевидения, радиовещания и технических средств журналистики, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург.

anyuta.sumskaja@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.