Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСВЕЩЕННОСТИ ШКОЛЬНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАЛОВ '

К ВОПРОСУ ОБ ОСВЕЩЕННОСТИ ШКОЛЬНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСВЕЩЕННОСТИ ШКОЛЬНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАЛОВ »

вое, так как учащиеся уезжают на воскресенье домой. Иногда в плохую погоду школьники остаются в общежитии, .но ужин в субботу и питание в столовой в воскресенье они не получают потому, что у повара выходной день.

Изучено 49 меню-раскладок. Средняя суточная калорийность питания учащихся школы № 1 составляет 2787 б/кал, а школы № 2 — 2329 б!кал. В школе № 1 учащиеся получают в среднем 54 г белков, в том числе 8 г животных, в школе № 2 — 50 г, в том чиспе 14 г животных; в школе № 1 получают 80 г жиров, в том числе 74 г животных, в школе № 2 — 57 г жиров, в том числе 51 г животных; в школе № 1 получают 452 г углеводов, в школе № 2 — 390 г.

В школе № 1 в среднем 28% суточного рациона приходятся на завтрак, 45% — на обед и 27% —на ужин, а в школе № 2 22% суточного рациона приходятся на завтрак, 53% — на обед и 25% — на ужин. Судя по анкетам, учащиеся школы № 1 добавляют к питанию, получаемому в столовой, мороженое (11 человек), молоко (11), яйца (7), конфеты (16), булочки (16), но не каждый день. В школе № 2 учащиеся добавляют к питанию, получаемому в столовой, сало (51 человек), булочки (49), яйца (29), сахар (22), варенье (28) и молоко (22).

Таким образом, если суточная калорийность удовлетворяет физиологическим нормам питания большинства учащихся, то в качественном отношении оно не всегда соответствует этим нормам. Очевидно, необходимо разработать инструкцию по организации питания сельских школьников, проживающих в интернатах, обязательно указав ассортимент вносимых продуктов с учетом сельскохозяйственных культур, производимых в каждой области. Следует проводить систематический медицинский контроль за питанием этой категории учащихся.

Дальнейшее изучение питания сельских школьников, проживающих в интернатах средних общеобразовательных школ, представляет научный и практический интерес.

Поступила 18/У1 1964 I

УДК 613.5 : 628.9 : 796.093.54 + 796.093.54 : «28.9

К ВОПРОСУ ОБ ОСВЕЩЕННОСТИ ШКОЛЬНЫХ

ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАЛОВ

Д. С. Лещинский

Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Минск

Обследование, проведенное в школах Минска, Бреста, Барановичей и некоторых других городов республики сотрудниками Белорусского санитарно-гигиенического института и работниками санэпидстанций в 1963/64 учебном году, показало, что в зимний период естественная освещенность физкультурных залов достигает гигиенической нормы (не менее 100 лк) только в ясные солнечные дни; плохо (в 3—5 раз ниже нормы) освещены гимнастические стенки и другие снаряды, расположенные вблизи стен. Одной из основных причин этого в дневное время служит неудачное

расположение оконных проемов.

Поскольку для физкультурных залов наиболее существенное значение имеет хорошая освещенность поверхности пола, необходимо в этих помещениях максимально возможно снижать уровень подоконников (не выше 30—40 см от пола), применяя для остекления нижней части окон прочные стеклянные блоки или надежно предохраняя стекла защитными сетками.

Между тем подоконники в типовых физкультурных залах школ Минска находятся в среднем в 131 см от пола, а в отдельных случаях, даже в школах, построенных в самые последние годы, — в 220—280 см от пола.

Отрицательное влияние на освещенность физкультурных залов в дневное время оказывают деревянные защитные решетки на окнах. Сделанные кустарным способом эти решетки не только обезображивают помещения, затрудняют открывание фрамуг и окон для проветривания помещений, но и снижают освещенность днем, так как уменьшают полезную площадь оконных проемов на 17—35%.

Меньше снижается освещенность при использовании металлических решеток. К сожалению, их изготовляют из чересчур толстой проволоки (сечением от 2 до 6 мм); кроме того, они нередко чрезмерно густые, что также затемняет залы.

Как показывает практика (в том числе -и школ Латвийской ССР), защитные сетки на окнах можно делать из 'Проволоки сечением 1 мм с размером ячеек 5x5 см. Такая сетка, туго натянутая -на раму, надежно защищает окна от ударов волейбольным и теннисным мячом.

Сетка из тонкой проволоки имеет и то преимущество, что она уменьшает полезный просвет оконных проемов всего на 3—4%.

Замена в физкультурных залах школ на окнах деревянных защитных решеток металлическими сетками представляет собой неотложное гигиеническое требование.

Проверка выявила неудовлетворительную освещенность физкультурных залов и в вечернее время. В школах Минска, например, средняя освещенность гимнастических снарядов составляет 45—61,2 лк, а средняя освещенность всех проверенных точек на полу — 35 лк, или немногим более 7з гигиенической нормы.

Средняя освещенность поверхности пола в других физкультурных залах оказалась значительно ниже освещенности классов, что видно на рисунке.

Одна из главных причин неудовлетворительной освещенности физкультурных залов школ в вечерние часы — недостаточная мощность ламп.

Следует отметить серьезный просчет, допущенный в нормативных документах при исчислении мощности ламп в физкультурных залах на 1 м2 площади пола. В Санитарных правилах содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов, утвержденных Госсанинспекцией СССР 22/V 1962 г., норма освещенности в физкультурных залах определена в 100 лк, или на 7з ниже освещенности кры шек парт, для которых норма установлена в 150 лк. Такое нормирование, видимо, отвечает фактической потребности. В то же время в этих правилах (табл. 4) исчислена удельная мощность ламп (количество ватт на 1 м- площади пола) даже классных комнат в 48 вт, а для физкультурных залов в 32 вт, или на 7з меньше. Логика при таком исчислении была допущена чисто формальная: норма в люксах на 7з меньше, стало быть, и в ваттах она должна быгь на 7з меньше.

Однако при этом не учтена разница в расстояниях между осветительными точками и освещаемой поверхностью в классах и в физкультурных залах. Обычная высота классных комнат составляет около 3,2 м. Лампы в классах подвешиваются на высоте 40—60 см от потолка, а крышки парт расположены на уровне 80 см от пола. ТакихМ образом, расстояние от источника света до освещаемой поверхности в классах не превышает 2 м.

Совершенно иное положение в физкультурных залах. Их высота обычно составляет около 5 м. Лампы устанавливаются непосредственно на поверхности потолка, а освещенность нормируется на полу. В результате в этих залах расстояние от источника света до освещаемой поверхности около 5 м, или в 2,5 раза больше, чем в классах. Если учесть, что сила света обратно пропорциональна квадрату расстояния, то при увеличении расстояния в 2,5 раза сила света уменьшится в 6,25 раза.

Стало быть, при грубом просчете в исчислении удельной мощности ламп фактическая освещенность физкультурных залов (в люксах) всегда будет в несколько раз ниже расчетных нормативов, что и наблюдается на практике.

Освещенность физкультурных залов не достигает нормы еще и потому, что в этих помещениях, как правило, насчитывается большое количество бездействующих, неисправных ламп, что объясняется ненадежной системой защиты светильников от ударов мячом во время игр и недооценкой роли хорошей освещенности физкультурных залов.

Освещенность физкультурных залов еще более снижают защитные решетки на лампах, нередко сооружаемые из широких металлических планок.

Во многих школах не уделяется достаточного внимания окраске ограждающих поверхностей в достаточно светлые тона. Полы в физкультурных залах обычно окрашиваются в коричневый цвет, довольно часто оконные переплеты и панели окрашиваются в темные светопоглощающие тона, и недостаточно светлыми делаются стены и даже потолки.

Предложения

1. В целях повышения освещенности физкультурных залов в школах в дневное

время необходимо при строительстве школьных зданий предусматривать сооружение

в них окон с уровнем подоконников от пола не былее 20—40 см и оборудование

окон защитными сетками из тонкой проволоки (диаметром 1 мм), туго натянутой на рамы.

2. Во всех существующих школах требуется заменить деревянные защитные решетки на окнах физкультурных залов металлическими сетками, для чего следует организовать фабричное производство таких сеток и металлических рам соответствующей потребностям школ конструкции.

70.0

wXw«

CvXw

v'v'v-:

{♦Ж

POOOOOOQ

Минск

Брест

Барановичи

Лида

Сравнительная освещенность классов и физкультурных залов в школах ряда городов Белоруссии (в %

к норме). Гигиеническая норма—100%.

1 — классы, 2 — физкультурные залы.

3. Для повышения освещенности физкультурных залов в вечернее время нужно устранить имеющиеся противоречия в нормативах освещенности залов (в люксах) и в удельной мощности ламп; разработать более совершенную систему защиты ламп от ударов мяча и обеспечить физкультурные залы техническими средствами для регулярной очистки осветительной арматуры от пыли, окрашивать полы и стены в этих залах в светлые тона, а потолки в белый цвет; усилить контроль за фактической освещенностью физкультурных залов и повысить требования в этом отношении к руководителям школ, преподавателям физической культуры и школьным медицинским работникам.

Поступила 7/Х 1964 г.

УДК 613.471 : 614.38

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ЭКСПЛУАТАЦИИ

ПЛАВАТЕЛЬНОГО БАССЕЙНА

Санитарные врачи Е. Ю. Макарова, Е. Ф. Горовская,

канд. мед. наук И. А. Гусатинский

Городская санэпидстанция, Ростов-на-Дону

С начала эксплуатации плавательного бассейна местного ДСО «Спартак» результаты анализов воды были неудовлетворительными (коли-титр достигал 0,04, а количество колоний—сплошного роста); зарегистрированы также вспышки инфекционного конъюнктивита среди пловцов. Все это побудило нас изучить санитарно-гигиенический режим и эксплуатацию плавательного бассейна.

Бассейн питается родниковой водой из источника «Богатый»; для поддержания температуры воды на уровне 23—25° туда добавляется горячая вода ТЭЦ. Однако

Результаты химико-бактериолсгического исследования воды плавательного бассейна

«Спартак»

--- Год исследования 4 Количество проб Количество колоний в 1 мм (в %) Коли-титр (в А %) Остаточный хлор (в мг/л)

Объект исследования более 100 до СПЛОШНОГО роста менее 100 от 0,04 до 100 от 100 до 333 более 333 0,1—0,3 0,3—0,5 более 0,5

Ванна бас-

сейна до переоборудования Ванна бас- 1962—1963 # 172 61 39 45 9 46 39 42 19

сейна пос-

ле пере-оборудова- НИЯ • • 1964 52 — 100 — 4 96 ! - 95 5

в устройстве ванны, хлораторной и методике хлорирования воды имелись технические недочеты. Бассейн не имел очистных сооружений; работал он с полной сменой воды через 3—4 дня. Хлорная вода из хлораторной подавалась через 4 отверстия, расположенные только в мелкой части ванны, а поэтому размешивание воды шло крайне медленно и неравномерно.

Для изучения качества воды проведено физико-химическое и бактериологическое исследование 172 проб ее. Пробы отбирались на разной глубине и в разных частях ванны. Из 172 проб воды 45% давали низкий коли-титр (от 0,04 до 100). Количество колоний, превышавшее 100 и доходившее до сплошного роста, выявлено в 61% проб. Остаточный хлор от 0,1 до 0,3 мг/л обнаружен в 39% проб, от 0,3 до 0,5 мг/л— в 42% и свыше 0,5 мг/л—в 19% проб. При отборе проб воды в 1, 2 и 3-й день недели после полной смены ее в бассейне и в разные часы дня установлено, что с увеличением числа лиц, пропущенных через бассейн, качество воды ухудшалось. К концу дня количество колоний доходило до сплошного роста и коли-титр был ниже 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.