Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКИХ ИНТЕРНАТАХ '

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКИХ ИНТЕРНАТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКИХ ИНТЕРНАТАХ »

ружения носительства ртути, а также при большой частоте обращений тех или иных рабочих за медицинской помощью по поводу неспецифических заболеваний, этих людей диспансеризируют, применяя по отношению к ним общеукрепляющее лечение, и временно переводят на участки работ с менее богатой рудой, где в воздухе ртуть не обнаруживается.

Исследования на наличие ртутных паров и металлической ртути в воздухе и различных материалах позволяют нам предъявлять соответствующие требования не только в период эксплуатации объектов ртутного комбината, но и в процессе осуществления предупредительного надзора за проектированием и строительством новых объектов. Комплексные исследования воздуха и различных материалов на наличие металлической ртути и ее паров дают возможность оперативно принимать меры к снижению загрязнения этими вредными веществами цехов, участков, поселков.

Л • «г

ЛИТЕРАТУРА

Быховская М. С. Гинзбург С. Л. Хализова О. Д. Методы определения вредных веществ в воздухе и других средах. М., 1960, ч. 1.—Инструктивио-ме-тодические указания по организации исследования загрязнения атмосферного воздуха. М., 1963.

Поступила 3/1V 1964 г.

УДК 613.22 : 371.716 (202)

#

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКИХ ИНТЕРНАТАХ

Т. И. Поскачей

Центральная городская больница, Новгород-Северский

В нашу задачу входило дать гигиеническую оценку питания сельских школьников, проживающих в интернатах средних общеобразовательных школ № 1 и 2 г. Новгород-Северский Черниговской области. Для этого мы изучали организацию и режим питания этой категории учащихся, химический состав их суточных рационов, калорийность 1 и распределение суточных рационов на протяжении дня (с помощью таблиц Я. Г. Полячека). Кроме того, путем анкеты мы выясняли, сколько детей добавляют к питанию, получаемому в школьной столовой, другие продукты, что именно и каждый ли день.

В интернате школы № 1 в столовой питается 23 учащихся в возрасте 15—18 лет, из них 12 бесплатно, за счет средств школы, а 11 детей обязаны ежемесячно вносить 32 кг картофеля, 3 кг крупы, 2 кг жиров и, кроме того, капусту, морковь, свеклу, лук, сухофрукты и сахар (без нормы).

В интернате школы № 2 в столовой питается 65 учеников в возрасте 15—18 лет, из них 11 частично бесплатно, остальные учащиеся на 65 дней обязаны внести по 3 кг мяса, 2,5 кг сала, 8 кг свеклы, ведро квашеной капусты, 2 кг сухофруктов, 0,5 кг крахмала, 1,5 кг лука, 0,5 л сметаны, 32 кг картофеля и, кроме того, 3 рубля денег. Ученики, которые частично находятся на бесплатном питании, вносят все это, за исключением мяса и денег.

За счет средств, отпущенных на бесплатное питание школьников обеих школ, повара получают для них в горторге крупу, вермишель, сливочное масло, сахар и другие продукты.

В ассортименте продуктов, вносимых учащимися в школах № 1 и 2, имеется разница, которая в основном зависит от решения воспитателей интерната и дирекции школы. Составляют меню-раскладки воспитатели. Готовят пищу для всех учащихся повара без специального образования. Ежедневно из числа учащихся выделяется дежурный по столовой; в школе № 1 этот дежурный моет посуду, а в школе № 2 помогает повару утром чистить картофель, присутствует при закладке продуктов и сам раздает ужин. В связи с этим возникает необходимость прохождения санминимума учащимися, проживающими в интернатах. В столовых питание трехразовое.

В школе № 1 завтрак с 7 часов 30 мин. до 9 часов, обед с 13 часов до 14 часов и ужин с 20 часов 10 мин. до 21 часа. В школе № 2 завтрак с 7 часов 20 мин. до 8 часов, обед с 14 часов 10 мин. до 17 часов (некоторые учащиеся задерживаются на занятиях в кружках после уроков) и ужин в 20 часов. В субботу питание двухразо-

1 Калорийность суточных рационов по нашей просьбе исследовалась в лаборатории районной санэпидстанции.

6* 83

вое, так как учащиеся уезжают на воскресенье домой. Иногда в плохую погоду школьники остаются в общежитии, .но ужин в субботу и питание в столовой в воскресенье они не получают потому, что у повара выходной день.

Изучено 49 меню-раскладок. Средняя суточная калорийность питания учащихся школы № 1 составляет 2787 б/кал, а школы № 2 — 2329 б!кал. В школе № 1 учащиеся получают в среднем 54 г белков, в том числе 8 г животных, в школе № 2 — 50 г, в том чиспе 14 г животных; в школе № 1 получают 80 г жиров, в том числе 74 г животных, в школе № 2 — 57 г жиров, в том числе 51 г животных; в школе № 1 получают 452 г углеводов, в школе № 2 — 390 г.

В школе № 1 в среднем 28% суточного рациона приходятся на завтрак, 45% — на обед и 27% —на ужин, а в школе № 2 22% суточного рациона приходятся на завтрак, 53% — на обед и 25% — на ужин. Судя по анкетам, учащиеся школы № 1 добавляют к питанию, получаемому в столовой, мороженое (11 человек), молоко (11), яйца (7), конфеты (16), булочки (16), но не каждый день. В школе № 2 учащиеся добавляют к питанию, получаемому в столовой, сало (51 человек), булочки (49), яйца (29), сахар (22), варенье (28) и молоко (22).

Таким образом, если суточная калорийность удовлетворяет физиологическим нормам питания большинства учащихся, то в качественном отношении оно не всегда соответствует этим нормам. Очевидно, необходимо разработать инструкцию по организации питания сельских школьников, проживающих в интернатах, обязательно указав ассортимент вносимых продуктов с учетом сельскохозяйственных культур, производимых в каждой области. Следует проводить систематический медицинский контроль за питанием этой категории учащихся.

Дальнейшее изучение питания сельских школьников, проживающих в интернатах средних общеобразовательных школ, представляет научный и практический интерес.

Поступила 18/У1 1964 I

УДК 613.5 : 628.9 : 796.093.54 + 796.093.54 : «28.9

К ВОПРОСУ ОБ ОСВЕЩЕННОСТИ ШКОЛЬНЫХ

ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАЛОВ

Д. С. Лещинский

Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Минск

Обследование, проведенное в школах Минска, Бреста, Барановичей и некоторых других городов республики сотрудниками Белорусского санитарно-гигиенического института и работниками санэпидстанций в 1963/64 учебном году, показало, что в зимний период естественная освещенность физкультурных залов достигает гигиенической нормы (не менее 100 лк) только в ясные солнечные дни; плохо (в 3—5 раз ниже нормы) освещены гимнастические стенки и другие снаряды, расположенные вблизи стен. Одной из основных причин этого в дневное время служит неудачное

расположение оконных проемов.

Поскольку для физкультурных залов наиболее существенное значение имеет хорошая освещенность поверхности пола, необходимо в этих помещениях максимально возможно снижать уровень подоконников (не выше 30—40 см от пола), применяя для остекления нижней части окон прочные стеклянные блоки или надежно предохраняя стекла защитными сетками.

Между тем подоконники в типовых физкультурных залах школ Минска находятся в среднем в 131 см от пола, а в отдельных случаях, даже в школах, построенных в самые последние годы, — в 220—280 см от пола.

Отрицательное влияние на освещенность физкультурных залов в дневное время оказывают деревянные защитные решетки на окнах. Сделанные кустарным способом эти решетки не только обезображивают помещения, затрудняют открывание фрамуг и окон для проветривания помещений, но и снижают освещенность днем, так как уменьшают полезную площадь оконных проемов на 17—35%.

Меньше снижается освещенность при использовании металлических решеток. К сожалению, их изготовляют из чересчур толстой проволоки (сечением от 2 до 6 мм); кроме того, они нередко чрезмерно густые, что также затемняет залы.

Как показывает практика (в том числе -и школ Латвийской ССР), защитные сетки на окнах можно делать из 'Проволоки сечением 1 мм с размером ячеек 5x5 см. Такая сетка, туго натянутая -на раму, надежно защищает окна от ударов волейбольным и теннисным мячом.

Сетка из тонкой проволоки имеет и то преимущество, что она уменьшает полезный просвет оконных проемов всего на 3—4%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.