Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПИЩЕВЫХ БЛОКОВ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПИЩЕВЫХ БЛОКОВ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Н. Зайцев, Н.А. Караванская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF MEALS AND DESIGNING OF KITCHEN AND DINER BLOCKS IN RURAL SCHOOLS

The article points to the necessity of organizing distribution of hot lunch meals for all the school children irrespective of the type of school end the number of pupils. For this purpose a lunch interval should be arranged from 11:30 to 12:30. It is possible to serve lunch to all the children in two shifts. In boarding school four meals a day are to be served. The school meals should be prepared at the school kitchen diner blocks. In country school these blocks should be provided with sufficiently large storehouses for vegetables and an ice-house. A common block of this type with a special dining room may be used both in the instance of a day school and a boarding school. Considering the importance of proper organization of meals for school children the health officers should improve the control of the school catering, that the sanitary condition in kitchen blocks and to train the school personnel in maintain a rational dietary of school undergraduates.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПИЩЕВЫХ БЛОКОВ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ»

HYGIENIC ISSUES PERTAINING TO DAILY ROUTINE OF TECHNICAL SCHOOL

STUDENTS

I. V. Kolesnichenko, intern

A special questionnaire was compiled for the study of individual features of daily routine in technical schools. Detailed investigations were carried out on three 1st year groups and consisted of determining: 1) working efficiency; 2) muscular endurance; 3) rate of oculo-motor and audito-motor reactions and 4) daily routine timing. The result* obtained indicate that on days marked by the highest working capacity (Tuesday, Wednesday and Thursday) the students presented no negative shifts in their physiological indices at the end of the day at technical schools. However, the daily routine was subject to disruption due to excessive class work. Consequently, the time alotted to sleep and rest was considerably shortened. This points to the necessity of more rational arrangement of classes in technical schools.

* * *

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПИЩЕВЫХ БЛОКОВ

В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ

«я

Кандидат медицинских наук А. Н. Зайцев, научный сотрудник Н. А. Караванская

Из отдела гигиены Института питания АМН СССР

В журнале «Гигиена и санитария» (1960, № 10) была опубликована наша статья «Гигиенические обоснования для проектирования пищевых блоков в городских школах и школах-интернатах», где изложены основные принципы организации школьного питания и некоторые нормативы для проектирования школьных столовых в городах. Однако организация питания в сельских школах еще долгое время будет отличаться от организации питания в городских школах, и поэтому проектирование пищеблоков в школах, предназначенных для строительства в сельской местности, будет иметь свои особенности.

Составить представление об организации питания в сельских школах по имеющимся отрывочным сведениям не представлялось возможным. Поэтому в ряде районов СССР мы изучали организацию питания непосредственно на местах. Было обследовано 38 школ (5 начальных и 33 средних и семилетних) в РСФСР, Узбекской, Украинской и Латвийской союзных республиках. При 21 средней и семилетней школе имелись школьные интернаты.

В организации питания и снабжения пищевыми продуктами сельских школ можно отметить три варианта.

Первый вариант. Питание в школах организуется райпотреб-союзом в школьных буфетах или столовых, которые являются филиалами предприятий общественного питания — чайных, столовых, ресторанов, а также магазинов. Особенно широкого распространения такой вид обслуживания школьников не получил. Однако в Латвийской ССР имеются отдельные районы, где обеспечение учащихся питанием через систему потребкооперации распространено более широко (Валмиерский район). Следует отметить, что буфеты не могут обеспечивать учащихся горячим питанием, а школьных столовых имеется немного.

Основным препятствием к широкому развертыванию сети школьных столовых являются недостаток пригодных для пищеблоков помещений и высокая стоимость питания. Наряду с этим готовые блюда в таких столовых нередко обладают низкими вкусовыми качествами. Поэтому учащиеся отказываются покупать горячие блюда, предпочитая им хлеб, конфеты, пряники.

Второй вариант. Питание учащихся организуется силами са мой школы. Создание так называемых самодеятельных столовых получило широкое распространение в сельских школах Кировской областв и в Латвийской ССР. Так, в Латвийской ССР из 689 средних и семилет-них сельских школ в 660 есть школьные самодеятельные столовые. Обычно питание в самодеятельных столовых бесплатное или очень дешевое, так как продукты поступают с пришкольного участка или иа колхоза и лишь некоторые из них (сахар, жиры, соль, крупы и др.) школа приобретает через торговую сеть. Кроме того, учащиеся откармливают в школах свиней, кроликов, уток, что является дополнительным источником мяса в их питании.

В Латвийской ССР организация самодеятельных столовых носит несколько иной характер. Правление колхоза вносит в фонд школы определенное количество продуктов или денег соответственно числу детей колхозников, питающихся в школе. Огромную роль в организации питания в школе играет связь школы с общественностью и правлением колхоза. Интересно отметить, что опыт организации горячего питания в школах Латвии одобрен и рекомендован к распространению президиумом ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. Однако организация таких школьных столовых затруднена из-за недостатка помещения и отсутствия повара в штате школы. Органы санитарного надзора недостаточно уделяют внимания самодеятельным школьным столовым. Все это обусловливает неудовлетворительное санитарное состояние таких пищеблоков.

Третий вариант. В отдельных колхозах Украины организовано питание школьников в колхозных столовых. Большого внимания заслуживает также опыт многих школ Воронежской, Рязанской, Кировской, Калининградской, Львовской, Одесской и других областей, где все учащиеся или часть их (обычно 1—4-й классы) ежедневно получают по стакану молока бесплатно; но, к сожалению, все школьное питание ограничивается этим и, таким образом, становится однообразным и неполноценным.

Одной из существенных особенностей сельской школы является своеобразный режим дня школьника. Радиус обслуживания сельских школ в районах с небольшой плотностью населения достигает 25—30 кму следствием чего является длительное пребывание ребенка вне дома. Нередко подростки проходят ежедневно до школы и обратно 10—12 кмт хотя, согласно положению о школьных интернатах, учащиеся, проживающие от школы далее 3—6 км, должны обеспечиваться интернатами-общежитиями, где школьники в обязательном порядке обеспечиваются только постельными принадлежностями.

Длительная ходьба, широкое привлечение учащихся в страдную по» ру к сельскохозяйственному труду увеличивают их энерготраты. Это заставляет работников школы заботиться о питании учащихся. В поло-вине обследованных школ мы наблюдали коллективное, т. е. организованное питание. В некоторых школах это питание ограничено стаканом молока. В большинстве же школ учащиеся получали обед иэ 1—2 блюд, одинаковый для всех, в том числе и для живущих в интернате. Обычно обед выдавали на 2—3-й перемене. Введение в сельских школах горячего полноценного обеда в первую половину дня мы считаем наиболее целесообразным не только по соображениям физиологического характера, но и учитывая традиции в питании сельского населения. В сельских школах такой режим питания легче согласовать с режимом школьного дня и временем работы школы, чем в городских.

При составлении режима питания в школе и в интернате особое внимание нужно обращать на то, чтобы перерывы между отдельными приемами пищи не превышали 4 часов. В качестве примерного режима

можно рекомендовать следующий: завтрак (часть детей завтракает в интернате, часть — дома) в 7 часов 30 минут — 8 часов; обед в школе — 11 часов 30 минут — 12 часов; около 16 часов желательно организовать полдник и в 20 часов — ужин). Значительную трудность обычно представляет включение обеда в режим дня школьника, однако з связи с тем что в сельской местности большинство школ работает в одну смену, представляется возможным устраивать одну «обеденную» перемену длительностью 1 час и кормить всех детей обедом в эту перемену. Наиболее целесообразно устраивать «обеденную» перемену после 3-го урока, т. е. в 11 часов 30 минут — 12 часов 30 минут. Такой режим литания мы наблюдали в ряде обследованных школ, и практическое осуществление его не встречало никаких затруднений. Как правило, эбед организуется в две посадки (по 30 минут на каждую посадку). Гакая организация питания учащихся* в школе и интернате обусловливает некоторые особенности в проектировании пищевых блоков в сельских школах.

Нельзя не остановиться кратко на качественной характеристике питания в обследованных школах. Во многих школах никаких меню-раскладок не существует (за исключением отчета о расходе покупных продуктов). Однако даже на основании ознакомления с меню и некоторых наблюдений можно заключить, что белка и, вероятно, жира в ряде случаев в школьном рационе недостаточно; то же самое можно сказать и о витаминах, особенно в зимне-весенние месяцы. Меню в школах и школьных интернатах сейчас составляют директор или педагог-воспитатель и повариха, исходя из жизненного и хозяйственного опыта и наличия пищевых продуктов. Набор продуктов для питания учащихся з сельской школе всегда будет в какой-то степени зависеть от местных л национальных особенностей района. Кроме того, в условиях сельской местности, где население в основном питается местными продуктами, школьное питание как одна из форм общественного питания, обслуживающего детское население, приобретает особое значение в исправлении недостатков в питании населения. В связи с этим врачи должны установить за школьным питанием повседневный контроль и помогать работникам школы обеспечивать учащихся полноценным питанием.

Каким образом предусматривается в проектах сельских школ возможность организации питания учащихся? В старых типовых проектах, но которым строили школы в сельской местности, для питания школьников отводили в лучшем случае буфетные, а обычно весь «пищеблок» ограничивался кубовой площадью 8—12 м2. Организовать рациональное питание всех учащихся в таких школах невозможно. Недостатки, допущенные ранее в проектировании и строительстве сельских школ, сказываются в настоящее время. Отсутствие широко организованного школьного питания в большинстве областей СССР в значительной мере объясняется недостатком или отсутствием помещений для приготовления и приема пищи.

Организация питания вне школьной столовой в настоящее время является мало реальной, так как сеть предприятий общественного питания на селе развита слабо. В связи с этим пищевые блоки в школах должны проектироваться обязательно с учетом приготовления пищи на месте.

В настоящее время специальные типы сельских школ проектироваться не будут. Наиболее перспективными для строительства на селе признаются школы на 320, 480 и 640 ученических мест, которые могут строиться как в сельской местности, так и в городах. В этих школах для питания учащихся предусматриваются столовые.

Принимая во внимание, что в сельской местности широкого производства полуфабрикатов не намечается и что обслуживание ограничено

заготовочными, необходимо разработать вариант школьного пищеблока, рассчитанного для работы на сырье. Состав помещений пищеблока в школе должен обеспечивать правильные с гигиенической точки зрения условия хранения продуктов, организацию технологического процесса приготовления пищи, условия реализации готовой пищи и создание необходимых условий труда для работников пищеблока. Некоторые осо бенности снабжения в сельской местности, а также необходимость иметь и хранить в школе значительные количества пищевых продуктов (овощи, картофель, мясо и др.)» выращенных на пришкольном учебно-опытном участке, полученных за. работу учащихся на полях колхозов и совхозов и выделенных колхозами для организации горячего питания ' учащихся, заставляют предусматривать при школьном пищеблоке соответствующие складские помещения. Как правило, на школьном участке следует проектировать овощехранилище и ледник.

В связи с небольшой плотностью населения в сельской местности радиус обслуживания средних и семилетних, а в отдельных случаях и начальных школ останется еще длительное время значительным. Это обстоятельство требует строить одновременно школы и интернаты при них. Поэтому мы считаем целесообразным проектировать общий пищеблок для школы и интерната. При расчетах следует исходить из того, что все учащиеся в школе должны обеспечиваться горячим обедом; завтрак, полдник и ужин будут получать учащиеся, проживающие в интер нате. Такой подход к проектированию позволит в будущем легко реорганизовать школу с интернатом в школу-интернат.

Наиболее перспективным и простым способом организации питания в школе в настоящее время нам представляется создание самодеятельных школьных столовых. Но для этого должны предусматриваться специальные помещения и штаты во вновь строящихся школах, а также пристраиваться школьные пищеблоки к существующим школьным зданиям. Создание специальных школьных пищеблоков и обеспечение их необходимыми для детского питания пищевыми продуктами позволят организовать полноценное рациональное питание подрастающего поколения и поддерживать необходимое санитарное состояние в школьнь^ столовых.

Выводы

1. Горячее питание в школе должны получать все учащиеся сельских школ независимо от типа школы и числа учащихся.

2. Наиболее целесообразным видом питания в сельских школах следует считать обед, который рекомендуется организовать в течение 3-й перемены. Обед можно проводить в две посадки. Учащиеся, живущие в школьных интернатах, должны получать 4-разовое питание.

3. Пищу нужно приготовлять на месте, в школе. Учитывая специфику сельской местности, пищеблоки в сельских школах следует проектировать как столовые, работающие на сырье. При школьных пищеблоках в сельских местностях нужно проектировать овощехранилище и ледник.

4. Целесообразно проектировать общий пищеблок для школы и школьного интерната. В связи с этим в состав помещений пищеблока должен входить специальный обеденный зал.

5. Принимая во внимание всю важность организации питания учащихся в школе, врачи должны взять под повседневный контроль школьное питание и санитарное состояние пищеблоков в школах, а также подготовку работников школы в области рационального питания учащихся.

Поступила 17/VII 1962 г.

3 Гигиена и санитария. № 1У

33

ORGANIZATION OF MEALS AND DESIGNING OF KITCHEN AND DINER BLOCKS

IN RURAL SCHOOLS

A. N. Zaitsev, Candidate of Medical Sciences, N. A. Karavanskaya, scientific worker

The article points to the necessity of organizing distribution of hot lunch meals ior all the school children irrespective of the type of school and the number of pupils. For this purpose a lunch interval should be arranged from 11.30 to 12.30. It is possible to serve lunch to all the children in two shifts. In boarding schools four meals a day are to be served. The school meals should be prepared at the school kitchen diner blocks. In country school these blocks should be provided with sufficiently large storehouses for vegetables and an ice-house. A common block of this type with a special dining room may be used both in the instance of a day school and a boarding school.

Considering the importance of proper organization of meals for school children the health officers should improve the control of the school catering, that of sanitary condition in kitchen blocks and to train the school personnel in maintaing a rational dietary of school undergraduates.

ft ft ft

К ВОПРОСУ о возможности ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОДЕЦИЛГАЛЛАТА КАК АНТИОКИСЛИТЕЛЯ

ПИЩЕВЫХ ЖИРОВ

Кандидат медицинских наук И. А. Карплюк

Из кафедры гигиены питания Центрального института усовершенствования врачей,

Москва

В качестве пищевых антиокислителей в СССР разрешено применение бутилоксианизола и бутилокситолуола (максимальная концентрация в жире 0,02%).

На основании результатов работ И. А. Карплюк (1959, 1960). Н. Д. Бухман (1962), Ф. Е. Будагяна и Л. И. Смирновой (1962) возникло сомнение в целесообразности использования в качестве антиокислителя пропилгаллата (пропилового эфира галловой кислоты); в СССР не разрешено вводить его в пищевые жиры. Однако использование эфи-ров галловой кислоты является очень перспективным, так как они обладают очень высоким антиокислительным действием (стабильность жира при концентрации галлата 0,01% увеличивается в 7—10 раз) и в смеси с бутилоксианизолом галлагы показывают высокое синергетиче-ское действие.

В связи с необходимостью решить вопрос о возможности применения в СССР другого эфира галловой кислоты (додецилгаллата), который, по данным зарубежных авторов, менее токсичен, чем пропилгал-лат, была проведена работа по изучению токсических свойств этого антиокислителя.

С целью установления LD50 препарата производили острую затравку крыс. Додецилгаллат вводили в растворе подсолнечного масла (концентрация 20 и 25%) непосредственно в пищевод. Животных затравливали пятью дозами: 2000, 3000, 4000, 5000, 6000 мг/кг, по 20 крыс каждой дозой. После введения препарата крысы оставались под наблюдением в течение четырех недель.

Отравление при введении додецилгаллата проявлялось рвотными движениями, заторможенностью животных, затрудненным тяжелым дыханием с хрипом, сопровождавшимся цианозом видимых слизистых оболочек и кожных покровов, парезом и параличом задних конечностей, боковым положением, смертью. В зависимости от вводимой дозы явления отравления были выражены или только рвотными движениями и легкой заторможенностью (2000 мг/кг), или всеми описанными симптомами, вплоть до наступления смерти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.