Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
креативные индустрии / творческое предпринимательство / поддержка творчества / культурная политика / creative industries / creative entrepreneurship / support for creativity / cultural policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нехайчук Дмитрий Валериевич, Нехайчук Юлия Серафимовна

Научная статья посвящена актуальным вопросам развития креативных индустрий. Рассмотрено влияние креатива на экономику территориальных образований, регионов, показаны страны-лидеры по развитию креативных индустрий. Выявлены подходы к оценке креативности стран, регионов и городов. Доказано, что в результате распространения и развития креативной индустрии в территориальном образовании формируется новая уникальность, растет его туристическая привлекательность, формируется мотивация к посещению. Авторами предлагается законодательное закрепление понятий «творческие индустрии» и «творческое предпринимательство» с определением приоритетных направлений поддержки творческих индустрий. Проанализирована значимость создания на территории Крыма арт-кластера Академии творческих индустрий «Меганом». Сделаны выводы о необходимости разработки и реализации комплексной культурной политика, которая будет базироваться на мероприятиях по модернизации отечественной экономики на основе активизации эндогенного потенциала креативной индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific article is devoted to topical issues of the development of creative industries. The influence of creativity on the economy of territorial entities, regions is considered, the leading countries in the development of creative industries are shown. Approaches to assessing the creativity of countries, regions and cities have been identified. It is proved that as a result of the spread and development of the creative industry in the territorial entity, a new uniqueness is formed, its tourist attractiveness grows, and the motivation to visit is formed. The authors propose legislative consolidation of the concepts of "creative industries" and "creative entrepreneurship" with the definition of priority areas for supporting creative industries. The importance of creating an art cluster of the Academy of Creative Industries "Meganom" on the territory of the Crimea is analyzed. Conclusions are drawn about the need to develop and implement a comprehensive cultural policy, which will be based on measures to modernize the domestic economy based on the activation of the endogenous potential of the creative industry.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ»

2. Журнал «День и Ночь». - №3. - 1996. - 205 с.

3. Журнал «День и Ночь». - №6. - 2000. - 195 с.

4. Журнал «День и Ночь». - №4. - 2001. - 164 с.

5. Журнал «День и Ночь». - №1. - 2002. - 154 с.

6. Журнал «День и Ночь». - № 2. - 2004. - 183 с.

7. Журнал «День и Ночь». - №1. - 2005. - 205 с.

8. Капустина, В.А. «Толстые» журналы: прошлое, настоящее и будущее / В.А. Капустина // Вестник КГУ. - 2007. - №3. - С. 105-107

9. Шкловский, В.Б. Журнал как литературная форма. О журналах «толстых» и «тонких» / В.Б. Шкловский // Журналист. - 1924. - №11. - С. 14-21

УДК 332.1

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ

Нехайчук Дмитрий Валериевич,

доктор экономических наук, профессор Севастопольский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (г. Севастополь);

Нехайчук Юлия Серафимовна, кандидат экономических наук, доцент Севастопольский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (г. Севастополь)

Аннотация. Научная статья посвящена актуальным вопросам развития креативных индустрий. Рассмотрено влияние креатива на экономику территориальных образований, регионов, показаны страны-лидеры по развитию креативных индустрий. Выявлены подходы к оценке креативности стран, регионов и городов. Доказано, что в результате распространения и развития креативной индустрии в территориальном образовании формируется новая уникальность, растет его туристическая привлекательность, формируется мотивация к посещению. Авторами предлагается законодательное закрепление понятий «творческие индустрии» и «творческое предпринимательство» с определением приоритетных направлений поддержки творческих индустрий. Проанализирована значимость создания на территории Крыма арт-кластера Академии творческих индустрий «Меганом». Сделаны выводы о необходимости разработки и реализации комплексной культурной политика, которая будет базироваться на мероприятиях по модернизации отечественной экономики на основе активизации эндогенного потенциала креативной индустрии.

Ключевые слова: креативные индустрии, творческое предпринимательство, поддержка творчества, культурная политика.

Annotation. The scientific article is devoted to topical issues of the development of creative industries. The influence of creativity on the economy of territorial entities, regions is considered, the leading countries in the development of creative industries are shown. Approaches to assessing the creativity of countries, regions and cities have been identified. It is proved that as a result of the spread and development of the creative industry in the territorial entity, a new uniqueness is formed, its tourist attractiveness grows, and the motivation to visit is formed. The authors propose legislative consolidation of the concepts of "creative industries" and "creative entrepreneurship" with the definition of priority areas for supporting creative industries. The importance of creating an art cluster of the Academy of Creative Industries "Meganom" on the territory of the Crimea is analyzed. Conclusions are drawn about the need to develop and implement a comprehensive cultural policy, which will be based on measures to modernize the domestic economy based on the activation of the endogenous potential of the creative industry.

Key words: creative industries, creative entrepreneurship, support for creativity, cultural policy.

Постановка проблемы Развитие креативных индустрий играет огромную роль в глобальных экономических и политических переменах. В целом, лидерами в креативных индустриях остаются экономически развитые страны, однако судьба развивающихся стран неуклонно растет.

Динамический характер развития свидетельствует о том, что ГГ-индустрия в РФ может стать одной из передовых экспортоориентированных отраслей экономики, которая будет генерировать высомаржинальный продукт и обеспечивать РФ сильные конкурентные позиции на мировом рынке.

Для этого государству необходимо инвестировать в талант, идеи и образование населения, и прежде всего, молодого поколения специалистов, которые находятся на первых этапах своего профессионального роста для того, чтобы формировать у специалистов конкретное видение будущих перспектив не за пределами государства, а в РФ. Кроме того, необходимо сосредотачивать внимание не только на аутсорсинге, но и выстраивать стратегии развития других сегментов рынка, таких как программное обеспечение, компьютерное оборудование и т.д.

Еще одним рынком креативной экономики в нашей стране с чрезвычайно большим потенциалом является охватывающий медийный рынок: телевидение, онлайн СМИ, продакшен, реклама, РЯ, радио, кино, печатная пресса.

Креативные проекты создают дополнительные возможности для выхода с уникальными, аутентичными продуктами российской культуры на международные рынки. Одной из особенностей организации креативной деятельности является привлечение большого количества женского труда, обеспечивающего внедрение политики тендерного равенства. Доля самозанятых женщин в креативных индустриях в несколько раз превышает аналогичный показатель в целом в экономике: в частности, в Германии эти показатели составляют 44% (в креативном секторе) и 7% (в целом в экономике) соответственно.

Изложение основного материала Проблематика влияния креатива на экономику территориальных образований, регионов сейчас находится на новом этапе научного исследования. На смену традиционным вопросам формирования креативных видов деятельности как локомотивов развития территориальных образований приходят новые глобальные и локальные вызовы.

Они обусловлены быстрым темпом распространения технологий, геополитическими изменениями, трансформацией экономики регионов в постиндустриальный тип, переходом современного общества в сбалансированное развитие и внедрение ряда концепций модернизации территориальных образований и регионов. Наряду с этим формируются новые формы пространственной организации креативной экономики: креативные регионы, креативные кластеры, креативные просторы и хабы. Большинство из них приходят в РФ из практики функционирования креативных индустрий развитых стран Европы, США, Японии.

В то же время, отдельные модели прямого переноса зарубежного опыта функционирования креативной индустрии не дают такого же экономического эффекта как в стране заимствования. Это приводит к необходимости проведения дополнительного исследования особенностей становления форм пространственной организации креативной индустрии в отечественных регионах. Вопросы формы пространственной организации свойственные креативной индустрии, а также формы пространственной организации приоритетные в новых условиях развития РФ требуют обоснованных ответов и разработки дальнейших мероприятий. Особенно важно определить направления повышения эффективности креативных индустрий в условиях стремительных изменений внешней среды. Ведь от сегодняшней фокусировки на приоритетах зависит будущее развития отечественных территориальных образований, регионов и государства.

Проблематика исследования креативной экономики, креативных индустрий отражена в трудах зарубежных и отечественных ученых: Р. Флориды, Ч. Лэндри, Дж. Гоукинса, Э. Пратта, И. Клоудовой, А. Пилясова, И. Вахович, А. Жовтанецкого, А. Чуль, Л. Федуловой, С. Давымуки, И. Галицы, Я. Сеньковской, С. Ткаленко, И. Александренко, М. Гнедовского, Е. Зеленцовой, X. Лошковской и др.

Мировой опыт доказывает большой потенциал и вклад в социально-экономическое

развитие регионов креативных индустрий, что по оценкам экспертов составляет в европейских развитых странах от 4 до 12% ВВП и имеет тенденции к росту, формирует миллионы рабочих мест, повышает качество жизни населения и т.д.

Странами лидерами по развитию креативных индустрий являются Австрия, Дания, Великобритания, Франция, Литва, Латвия и Швеция - более 50%. По состоянию на 2022 г. в креативные индустрии в ЕС было привлечено 8,4 млн. человек, или 3,7% от всех занятых. Наибольшая доля занятых в Эстонии - 5,3%, наименьшая в Румынии - 1,6%.

Креативность является неотъемлемым элементом постиндустриальной экономики, и одновременно новейшим фактором общественного развития. Креативная индустрия характеризуется не только определенной совокупностью видов экономической деятельности, производящих креативные товары и услуги, но и подходом к формированию новой экономики, основанной на применении человеческого творчества и активизации творческого потенциала человека с целью получения конкурентных преимуществ.

В докладе ООН под креативными индустриями понимают совокупный цикл создания, производства и распространения товаров и услуг, основанных на креативности и интеллектуальном капитале [2, С. 4]. Согласно подходу британского правительства под «креативной индустрией» следует понимать совокупность видов экономической деятельности, область творческого предпринимательства (средства массовой информации, кинематограф, музыкальная деятельность, разработка программного обеспечения, научные исследования и другие виды деятельности культуры), где занята значительная часть творческих работников, результаты труда которых зависят от постоянного внедрения инноваций [3, С. 110].

По разным подходам, структура креативных индустрий отличается по составляющим, значимости выполняемых функций в обществе, существующему потенциалу и приоритетам и т.д. Содержание и структура креативной промышленности зависит также от методологических подходов исследователей и политики поддержки креативного сектора. Как отмечает И. Клоудова, предпосылкой развития данной сферы экономики является наличие определенного уровня развития творческих способностей человека, формирование креативного класса, развитие креативной экономики, базирующейся на новых подходах в бизнесе, культуре и дизайне [3, С. 111-112].

Поскольку, несмотря на термин «индустрия», большинство видов креативной экономической деятельности относятся к модели экономики знаний, в которой знание и инновации генерируют новую добавленную стоимость.

Многие работы ученых посвящены анализу средовых характеристик экономического пространства, рассмотрены параметры креативности территорий, разработаны подходы к ее оценке.

Наиболее распространенным подходом к оценке креативности стран, регионов и городов является индексный, основанный Флоридой - Индекс креативности, развитый и дополненный другими учеными в соответствии с потребностями национальной экономики. Отметим, что пространственный фактор в оценке креативности присутствует в Индексе креативности Балтимора (ВС1), разработанный учеными Золтаном Ачем и Моникой Медьеши с учетом модели Р. Флориды для оценки потенциала трансформации Балтимора в креативной сфере. В нее было включено такое измерение как территория, включающая территориальные и коммунальные услуги, а также индекс доступности жилья. С другой стороны, данное исследование указывает на географическую близость Балтимора к Вашингтону, являющуюся признанным креативным и высокотехнологичным эпицентром [3, С. 43]. В других подходах к оценке Индекса инновационности также косвенно включены показатели, отражающие место локализации креативных индустрий, пространственный аспект включен в расчет Индекса креативного города Ч. Лэндри и Дж. Хаямса, а также учитывают масштабы распространения креативной экономики [3, С. 43].

Предпосылками роста удельной доли креативной индустрии являются образование, высокие доходы потребителей, высокая профессиональная подготовка работников, открытое к идеям социальное пространство, высокий технологический уровень и развитая институциональная инфраструктура [6, С. 121]. По другим подходам, драйверам роста креативной индустрии являются технологии, спрос на креативную продукцию и

туризм [7]. Такое разнообразие позиций свидетельствует, что изучение территориальной креативности - процесс незавершенный, еще недостаточно апробированы методологические подходы к оценке ее уровня, что с одной стороны препятствует эффективному мониторингу развития регионов, выявлению и своевременному решению проблем, связанных с усилением их конкурентоспособности, а с другой - позволяет ученым совершенствовать методику исследования и объективно оценивать креативность на разных уровнях иерархии экономических систем.

Отметим, что большинство методических подходов, разработанных иностранными исследователями, базируются на существующей статистической базе данных и в силу отсутствия ряда показателей в отечественной официальной статистике усложняют сравнительные исследования и не способствуют развитию отечественного креативного сектора. Как известно, пространственная организация экономической деятельности наиболее полно выражается в разнообразии ее форм [8, С. 72]. Ведь экономическое пространство является совокупностью экономических и институциональных форм организации деятельности, упорядочивающих пространственное поведение хозяйствующих субъектов и отношения между ними.

Экономическое пространство состоит из определенных частей, для которых характерна разная степень плотности связей между экономическими агентами, проектируемая на территории с разной деловой активностью и степенью доступа к ресурсам, постоянно дополняется новыми экономическими агентами, тяготеющими к местам наибольшей концентрации ресурсов и субъ ектов хозяйствования в ответ на главный критерий оптимального размещения - минимизацию затрат на производство и сбыт. Соответственно и разнообразие форм пространственной организации бизнеса обусловлено определенными характеристиками: площадью охвата, функциями деятельности, задачами создания и подходами к регулированию и т.п.

Как отмечает И Клоудова, пространство, в котором динамично развивающийся креативный сектор отличается высоким уровнем экономического развития, когда население удовлетворило базовые потребности и имеет избыток финансовых ресурсов на приобретение товаров и услуг креативных индустрий (посещение концертов, кинотеатров, приобретение предметов искусства, пользование дизайном). По мнению ученых, существует разница между пространственной организацией экономики индустриального и постиндустриального типов, к которой относится креативная индустрия. Организация такой экономики выдвигает повышенные требования к среде существования своего ключевого ресурса - людей, а это в свою очередь определяет совершенно новые условия организации деятельности и быта [4, С. 4].

Переход городов в креативные индустрии высоко оценили ученые, назвав его «вторым шансом для возрождения городов» (Рагнар Сиил). Отметим, что в больших городах наблюдается более высокая плотность и концентрация креативных людей, которым присущи определенные особенности сотрудничества и тяготения к неформальным сетям, свободное перемещение и фокусировку на возможностях среды для реализации креативного потенциала.

Признавая креативную индустрию прежде городским феноменом, ряд ученых анализирует формы пространственной организации креативной экономики, присущи собственно высокоурбанизированным территориям: креативные кластеры, креативные кварталы и центры, арт-галереи, шоу-румы, теле- и медицинские платформы , анти кафе и медиатеки, стартапы и т.д. Хотя существуют научные подходы, доказывающие необходимость привлечения креативной индустрии к развитию сельских территорий, формированию креативных пространств и содействию диверсификации экономики сельских территорий, объединенных территориальных образований путем децентрализации сферы культуры [9].

Сегодня действенные инструменты городского развития заключаются в поддержке бизнеса в сфере культуры и творчества, создании «коммуникативных площадок», в которые могут входить новые творческие и культурные центры, сочетающие функции культурного производства и культурного потребления [4, С. 5]. Как известно, такие креативные центры в городах удовлетворяют не только эстетические потребности творческих горожан, но и привлекают предпринимателей, туристов, меняют имидж самого города, повышая впоследствии его капитализацию за счет концентрации

предпринимательской активности. Креативные индустрии играют роль своеобразных каналов установления культурных и предпринимательских связей территории [4, С. 6].

В результате распространения и развития креативной индустрии в городе формируется новая уникальность, растет его туристическая привлекательность, формируется мотивация к посещению города и желание жить и работать в нем, увеличивается количество рабочих мест в креативной сфере и количество инвестиционно привлекательных объектов для трансформации в креативные пространства.

Занимая 20-е место по индексу креативной привлекательности, Россия аккумулирует 1,03% от общего числа звезд креативных индустрий, что в 1,7 раз ниже ее доли в мировом валовом продукте (1,75%).

Для России ключевыми креативными специализациями являются литература, реклама и пиар-индустрия. Искусство и культура, промышленный дизайн, архитектура, игровая индустрия пока не стали в полной мере ее креативными специализациями, но вклад страны в эти индустрии сопоставим с ее долей в общей численности всех креативных звезд.

Распоряжением Правительства РФ от 17 августа 2022 г. N 2290-р утвержден план мероприятий по реализации в 2022-2024 гг. Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г.

План рассчитан на 2022-2024 гг. Его мероприятия направлены на создание условий для развития креативного предпринимательства и продвижения отечественных креативных брендов.

Предлагается законодательно закрепить понятия «творческие индустрии» и «творческое предпринимательство» и определить приоритетные направления поддержки творческих индустрий исходя из специфики каждой территории.

Для творческих индустрий планируется сформировать отдельную группу в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Предлагается привлекать венчурное и заёмное финансирование, внедрять модели государственно-частного партнёрства.

Планом предусмотрено развитие таких инициатив, как Российская креативная неделя, Всероссийская премия в сфере креативных индустрий, конкурс лучших маршрутов креативного туризма, издание сборников лучших проектов, открытие арт-резиденций, инклюзивных творческих лабораторий, школ креативных индустрий в регионах и университета креативных индустрий «Таврида». На базе Национальной электронной библиотеки планируется создать специализированный каталог изданий, который будет включать периодические, видео- и аудиоподкасты по вопросам развития творческих индустрий.

Предполагается обновить ГОСы по творческим предметам в школах и колледжах и внедрить модули по всему спектру творческих индустрий в ведущих университетах страны.

Планируется запустить цифровую платформу «Культурная карта 360», которая объединит на одной площадке производителей и потребителей креативных товаров и услуг, инвесторов и органы власти. Будет создана информсистема - агрегатор, с помощью которого можно будет узнавать о культурных мероприятиях и покупать билеты на них. Будет запущен цифровой сервис, на котором будут собраны цифровые копии предметов искусства.

Предполагается создать эффективный механизм защиты интеллектуальных прав, уточнить требования к их обороту в цифровой форме и установить правовые основы использования произведений неизвестных авторов. Будет запущен пилотный проект по распознаванию литературных и музыкальных произведений, звучащих в театрах, концертных залах и кинозалах.

Креативные индустрии в России, как и в мире, - преимущественно городской феномен. В больших (с численностью населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек), крупных (от 500 тыс. до 1 млн) и крупнейших (свыше 1 млн человек) городах суммарно сосредоточено немногим более половины населения России, при этом в них трудятся 81% работников креативных индустрий.

Значительная их часть (40,4%) приходится на Москву и Санкт-Петербург. Остальные

города-миллионеры аккумулируют 14% креативной занятости, немного отставая от больших городов (17%), но опережая крупные (10%).

Вклад городов с численностью населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек в занятость в креативных индустриях страны наиболее заметен в промыслах и ремеслах (26,8% численности занятых в индустрии), от 250 тыс. до 500 тыс. человек - в ювелирном деле (38,3%), крупных городов - в промыслах и ремеслах, а также музейном, библиотечном и архивном деле (21,9 и 16,7% соответственно), а крупнейших - в архитектуре (23,8%).

В топ-20 по значению индекса креативной активности вошли лишь 7 из 16 российских городов-миллионеров. Все остальные участники верхней двадцатки (кроме Ярославля) находятся сравнительно далеко от столиц и относятся даже не к крупным, а к большим городам. Следовательно, последние уже сегодня могут выступать центрами развития креативных индустрий.

Истории развития креативных индустрий в 20 городах - лидерах по значению индекса креативной активности заметно различаются. Ювелирное искусство в Костроме уходит корнями к дореволюционной эпохе [ОГБУК «Костромской музей-заповедник», 2012], в то время как в Смоленске - во многом является наследием советского периода. В Ярославле специализация на информационных технологиях связана с базированием в городе компании «Тензор» - крупного отраслевого игрока, многолетнего лидера в сфере электронного документооборота, а в Тобольске - с развитием нефтяной отрасли (здесь расположено ООО «СИБУР Диджитал» - поставщик решений для цифровизации нефтяной отрасли). В Якутске успехи в сфере кинематографа обусловлены особыми традициями в изобразительном искусстве региона и популярностью кино как формы досуга, а издательского дела - концентрацией носителей языка и местных культурных традиций. Большинство городов - лидеров этой индустрии (Элиста, Черкесск, Нальчик, Якутск, Майкоп, Симферополь) имеют статус республиканских столиц.

Важны и краткосрочные факторы. Так, участие в государственных программах по благоустройству территорий стимулировало развитие архитектурной индустрии в Калининграде и Якутске.

Наиболее высокая концентрация креативных индустрий наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Столицы значительно опережают другие города-миллионеры по масштабам развития креативного сектора. В то же время по уровню креативной активности большие города с численностью от 250 тыс. до 500 тыс. человек часто не уступают крупным и крупнейшим. Принадлежность к административным центрам субъекта Российской Федерации оказывает заметное влияние только на креативную активность в индустрии ИТ и видеоигр. В издательской, исполнительской деятельности и телерадиовещании более ощутимый эффект оказывает статус города как республиканской столицы.

Исследование выявило существенную неоднородность креативных индустрий. Их можно разделить на локальные, относительно равномерно распределенные по городам разного размера (издательское дело, исполнительские искусства, музеи, библиотеки, архивы, промыслы и ремесла, фотография, художественное творчество, кино и анимация), и бизнес-индустрии, сконцентрированные преимущественно в больших, крупных и особенно крупнейших городах и выступающие драйвером экономического развития креативного сектора.

В локальных индустриях выделяется «культурное ядро», включающее музеи, библиотеки, архивы, издательскую деятельность и исполнительские искусства. Эти отрасли характеризуются значительной некоммерческой составляющей и тесно связаны с культурой. В то же время для развития городских бизнес-индустрий важно соседство с себе подобными.

Особую роль в развитии креативных индустрий играет фактор разнообразия. Прослеживается статистическая связь между уровнем креативной активности и диверсификации городского креативного сектора. В частности, высокие значения индекса креативной активности характерны для городов, в которых присутствует не менее трех отраслей специализации.

Несмотря на активность мероприятий по популяризации креативной индустрии в крупных городах путем проведения Форумов креативных индустрий, конференций, фестивалей, конгрессов, мастер-классов, жители малых городов и сел, ОТГ остаются вне

такой деятельности, теряя культурного туриста, возможности для сохранения собственной культурной идентичности и соответствующих знаний в области культурного менеджмента. Организационная составляющая выражается в отсутствии достаточного опыта, инициативности и готовности к сотрудничеству по созданию и управлению формами пространственной организации креативной индустрии. Для этого необходимо поддерживать развитие профессионального образования в сфере культуры и искусства, а также государственную политику развития научных исследований в сфере культуры и креативной индустрии [11, С. 13].

27 мая в Крыму в бухте Капсель состоялось официальное открытие Академии творческих индустрий «Меганом». Круглогодичный образовательный центр станет одной из ключевых площадок развития молодого российского искусства и драйвером преобразования арт-кластер «Таврида» (проект от Росмолодёжь) в молодежно-просветительский курорт «Таврида.АРТ». В обращении к участникам открытия Президент России Владимир Путин назвал это событие знаковым и отметил, что «на карте нашей страны появляется новая точка притяжения молодых талантов: архитекторов, музыкантов, дизайнеров, представителей других творческих профессий -из всех регионов России».

В мероприятиях, посвященных открытию Академии, приняли участие общественные и политические деятели, звезды эстрады, деятели культуры и творческих индустрий, молодые творцы со всей России, а также популярные блогеры и представители СМИ. Зрителями стали жители и гости Республики Крым.

Площадку Академии посетил Первый заместитель Руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко. Он совершил прогулку по территории, погрузился в атмосферу Академии и прошел теми маршрутами, которыми будут ходить участники.

Давая официальный старт Академии, он обратился к молодым творцам, будущим слушателям образовательных программ: «Со времени запуска форума «Таврида» молодые деятели культуры со всей страны собирались в Крыму и мечтали о том, что палаточный городок перерастет в круглогодичный образовательный центр. И вот эта мечта реализовалась здесь и сейчас. Это пример и символ того, что надо быть смелее, потому что будущее нашей страны определяется смелостью вашей мечты и вашего творчества. В это трудное время, время вызова, на самом деле, для всех нас, для России, для Крыма, для «Тавриды», для «Меганома» все только начинается».

Каждый, кто оказался на площадке Академии «Меганом» в день открытия, смог ознакомиться с территорией, её локациями и пространствами, самостоятельно или во время экскурсии «Академия Меганом: только в России». В качестве гидов в этот день выступили почетные гости Академии «Меганом» и эксперты «Тавриды»: директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок; сооснователь и креативный директор российского бренда SLIP, управляющий директор коммуникационного агентства Pure Marketing, бизнес-консультант Владислав Иванов; дизайнер и основатель бренда CHAPURIN Игорь Чапурин; стилист, знаток моды и предприниматель Владислав Лисовец; PR и маркетинг директор бренда CHAPURIN, бизнес-консультант Антон Копылов; основатель проекта АЯТпатруль Юрий Омельченко.

Руководитель арт-кластера «Таврида» Сергей Першин на встрече с представителями СМИ, блогерами и победителями конкурса студенческих СМИ, реализованного «Тавридой» совместно с Минобрнауки РФ, рассказал о новом проекте арт-кластера: «Академия творческих индустрий «Меганом» - это 27 га земли в Крыму под Судаком. Это 5 жилых корпусов, в которых единовременно и круглогодично могут проживать 350 человек. Это 3 творческие мастерские, рассчитанные на работу 900 человек. Здесь есть художественные и цифровые мастерские, типография, залы хореографии, мастерские театра и цирка, швейные мастерские, студия звукозаписи, кинозал, медиацентр и другие помещения.

По сути, это мини-город для молодых профессионалов творческих индустрий. В этой Академии мы будем УЧИТЬСЯ СОЗДАВАТЬ ВМЕСТЕ - именно так звучит наш слоган. Это означает, что вместе с молодыми творцами, лучшими экспертами, выдающимися деятелями культуры, нашими партнёрами, наставниками, легендами, сми, со всеми, кому небезразлична культура и история нашей страны будем учиться, созидать и приумножать то великое, что у нас уже есть».

Ключевым событием открытия Академии «Мегаиом» стала презентация пяти направлений, в рамках которых будут реализованы первые образовательные программы. Это «музыка», «театр», «новые медиа», «дизайн», «изобразительное искусство». Так, по направлению «Театр» будут готовить управленческие кадры для театров - директоров с Кириллом Кроком и худруков с Сергеем Безруковым. В направлении «Дизайн» предусмотрено шесть программ для дизайнеров различных областей. В рамках направления «Новые медиа» уже в этом году молодые журналисты, литераторы, представители медиасферы и издательского дела совместно с холдингом «Шкулев медиа» создадут журнал «Таврида.АРТ». Для теоретиков искусства, арт-менеджеров и критиков открывается образовательная программа «Изобразительное искусство», цель которой, - подготовить кураторов и сотрудников для нового филиала Третьяковской галереи в Калининграде. На курсе «Музыка» профессиональный опыт молодым артистам передаст Легенда Тавриды Юрий Башмет.

Также объявлено, что в этом году Академия «Меганом» реализует серию программ для военнослужащих и тех, кто вернулся из зоны специальной военной операции. Эти программы помогут героям актуализировать их профессиональные навыки и компетенции в сфере творческих индустрий и познакомят их с возможностями самореализации.

Культурная программа была наполнена разнообразными событиями. На концертных площадках, сменяя друг друга, выступали молодые артисты - резиденты арт-кластера «Таврида» и звезды российской сцены: группы «Корни» и «Фабрика», блогер-музыкант Никита Златоуст, актер и исполнитель Антон Лаврентьев. Любители джазовой музыки смогли насладиться выступлением квинтета под управлением саксофониста, Легенды Тавриды Игоря Бутмана. По случаю открытия Академии музыканты представили новую программу «Джаз у Меганома». Вместе с опытными джазменами выступили и резиденты «Тавриды» Андрей Рыбальченко и Никита Злобин.

Трибьют «Иванушки International», посвященный Легенде Тавриды Игорю Матвиенко - шоу, уже ставшее визитной карточкой «Тавриды» - состоялось на большой сцене Академии «Меганом». Знакомые всем хиты в оригинальных обработках прозвучали в исполнении групп «Фабрика» и «Корни», группы «Рондо» и Александра Иванова, а вместе с ними и резидентов арт-кластера «Таврида».

Загадочные сновидения, сказочные миры и смелые фантазии ожили благодаря перформансу «Ловцы снов». Красивую и захватывающую историю о вечной борьбе добра и зла на языке пластики и воздушной акробатики рассказали артисты уличного театра «Пластилиновый дождь».

Наука и искусство слились в единое целое и предстали перед участниками в формате интерактивных и мультимедийных зон, топографических инсталляций, видеоарта и творчества цифровых художников-резидентов «Таврида.АРТ». В рамках открытия Академии «Меганом» была презентована первая в Крыму мультимедийная выставка «День Первый». В каждой точке прогулочного маршрута зрители могли познакомится с новым объектом, символизирующим слияние науки и природы, света и формы, божественной составляющей нашего мира и рукотворного вмешательства человека. Ядром каждой экспозиции стали технологии искусственного интеллекта.

Для любителей киноискусства состоялся показ исторической драмы «Нюрнберг», а после - творческая встреча с режиссером фильма Николаем Лебедевым. Ещё одно собятие для киноманов - показ фильма о фильме «Вызов» и онлайн-встреча с Алексеем Дудиным, второго оператора съемочной группы, участника научно-просветительского проекта «Вызов», члена дублирующего экипажа МКС-66.

VK как стратегический партнер «Тавриды» и Академии творческих индустрий «Меганом» запустил лекторий VK, в котором будут проходить образовательные мероприятия и встречи на актуальные для творческой молодежи темы. Компания также представила творческое пространство VK Клипов для самостоятельной работы участников и съемок UGC-контента. Для участников было запущено мини-приложение «Меганом» ВКонтакте, благодаря которому они смогут в удобном формате следить за программой обучения и пользоваться разными сервисами Академии. В рамках образовательной программы «Тавриды» была создана бесплатная образовательная программа «Личный бренд» подготовленная Академией «Меганом», VK Education и

БкШЪох (проекты входят в УК). Программа будет запущена в июне и поможет научиться создавать, продвигать и развивать персональный бренд.

Российское движение детей и молодежи открыло на базе Академии творческих индустрий «Меганом» первичное отделение, которое станет творческой лабораторией «Движения первых», важным центром реализации инициатив, идей и дизайнерских решений участников Движения. Первую креативную сессию провели уже в день открытия - создали макеты тематических арт-объектов.

Завершением насыщенного дня стала большая программа в лучших традициях арт-кластера «Таврида» - сочетание смыслов и вечных ценностей, искусства и технологий, классики и современных стилей.

В программе прозвучали отрывки стихотворений из медиапроекта «Настоящие», посвященного актуальной поэзии и авторской песне. Премьера проекта состоялась 18 марта в Москве, в читальном зале Ленинской библиотеки звучали стихи и песни об актуальных событиях, происходящих в Луганской и Донецкой народных республиках, Херсонской и Запорожской областях, голосами авторов и приглашенных артистов. А теперь проект продолжает жить и расширяться в разных форматах. Так, на открытии Академии состоялась премьера ролика к песне группы Гринкевич «Роса», снятого резидентами арт-кластера «Таврида» в рамках проекта «Настоящие». В съемках приняли участие жены и матери участников СВО.

Выводы. Финансово-экономическая плоскость развития креативной индустрии заключается в отсутствии действенных механизмов государственного, частного финансирования, софинансирования креативных проектов.

Принятую практику содержания учреждений культуры за счет местных бюджетов следует дополнить такой формой, как культурный заказ, когда финансирование различных проектов осуществляется на конкурсной основе. Такой механизм будет способствовать сохранению культурного разнообразия регионов и обеспечит связь региональных программ с общегосударственными. Важна стабилизация бюджетной поддержки путем закрепления гарантированных объемов бюджетного финансирования культурной сферы.

Требует разработки и реализации комплексная культурная политика, которая будет базироваться на мероприятиях по модернизации отечественной экономики на основе активизации эндогенного потенциала креативной индустрии:

- реформирование отечественного законодательства в сфере разработки приоритетов креативного сектора;

- содействие формированию креативных кластеров и хабов, бизнес-инкубаторов и акселераторов для масштабирования других регионов успешных практик, повышения коммуникативности и благоприятности среды для привлечения человеческого капитала и защиты авторских прав;

- формирование открытых сетей и ассоциаций для популяризации и поддержки отечественного креативного продукта;

- стратегирование и учет рисков развития для городской среды при запуске креативных товаров и услуг, которые заключаются в сверхконцентрации креативного сектора, росте диспропорций в экономическом развитии региона, углублении сегрегации.

Перспективное развитие форм пространственной организации креативной индустрии должно происходить на основе их согласованного и взаимодополняющего использования с поддержкой тех форм ПОКИ, которые способствуют, облегчают, обеспечивают накопление человеческого капитала, способны наладить взаимодействие корпораций, малых и средних предприятий, домохозяйств между собой, обеспечив комплексное обучение участников друг у друга для доступа к новым знаниям, являющимся весомым критерием успеха сотрудничества в постиндустриальной экономике.

Для высокоурбанизированных территорий характерно проявление постиндустриальных закономерностей локализации форм ПОКИ, которые выражаются в размещении новых32 экономических активов в городах-миллионниках и их ближайших пригородах, а потому следует понимать о возможных рисках и углублении социально-экономических диспропорций среди регионов, что следует учитывать при разработке стратегии развития креативной индустрии.

Список литературы:

1. Белокрылова, О.С. Мировой опыт формирования креативной экономики и возможности его использования в России / О.С. Белокрылова, Е.С. Дубская // Terra Economicus. - 2013. - Т. 11. - № 4-2. - С. 5-11

2. Буката, Дж.Ф. Теоретические подходы к изучению тенденций и перспектив развития креативных индустрий / Дж.Ф. Буката, A.A. Сидорня // Молодой исследователь Дона.-2018.-№2(11).-С. 155-161

3. Дубина, И.Н. Подходы к определению, характеристике и анализу креативной экономики / И.Н. Дубина. - Москва: Креативная экономика. - 2010. - 589 с.

4. Жаров, Е.К. Оценка потенциала развития креативного сектора экономики России Е.К. Жаров, О.Ю. Патласов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. -№3(29).-С. 190-198

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Жаров, Е.К. Новые экономические модели в системе постиндустриального развития общества / Е.К. Жаров. - EDN WMRVQL // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 8. - С. 174-178

6. Зеленцова, Е.В. Творческие индустрии: теории и практики / Е.В. Зеленцова, Н.М. Гладких. - Москва: Классика-XXI. - 2010. - 237 с.

7. Креативные специализации российских городов // Научный дайджест. Спецвыпуск. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://ww.hse.ru/data/2022/02/16/1747086382/Human_Capital_NCMU_Digest_Special_Issu e_Creative_Cities_02-2022.pdf

8. Пономаренко, A.A. Концептуальные основания креативных индустрий / A.A. Пономаренко // E-Scio. - 2020. - № 3 (42). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/kontseptualnye-osnovaniya-kreativnyh-industriy

9. Савина, О. Творчество как товар. Как развивается креативная экономика в России? / О. Савина // ПОЛИТ.РУ. - 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://polit.ru/article/2020/08/24/creative

Ю.Федотова, Н.Г. Креативные индустрии (Creative Industries): теория и практика / Н.Г. Федотова // Культурное обозрение. - 2012. - № 4. - С. 52-72

ll.Hesmondhalgh, D. The Cultural Industries / D. Hesmondhalgh. - London: SAGE. -2012.-290 p.

УДК 002.2

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ КНИЖНОЙ ПРОДУКЦИИ КЛЕЕВЫМ БЕСШВЕЙНЫМ СКРЕПЛЕНИЕМ

Пазий Ярослав Дмитриевич,

старший преподаватель Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Анотация. В статье рассмотрены характерные особенности применения цифровых технологий и цифрового оборудования на всех этапах производства книжных изданий клеевым бесшвейным скреплением. Указаны устройства и программные пакеты, используемые при выполнении технологических операций на стадии допечатной подготовки. Обозначены преимущества цифровой печати книжной продукции при существенном снижении, в последнее время, тиражей книжных изданий. Предложен пример цифровой рулонной печатной машины с Drop-On-Demand красочностью 4+4 с модулем разделения листов и подбора страниц книжного блока. А также пример линии клеевого бесшвейного скрепления с технологией Motion Control, работающей в линию с трехножевой бумагорезальной машиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.