Научная статья на тему 'КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ'

КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / ТВОРЧЕСКИЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ваховская Маргарита Юрьевна

Креативные индустрии в последние годы становятся драйверами роста в экономически развитых странах. Проведен анализ перспектив развития креативных индустрий в Республике Крым. Оценены отдельные аспекты развития креативных индустрий в экономике России и Республики Крым, в частности. Проведено сравнение с глобальными мировыми трендами. Сделан акцент на том, что отдельные творческие личности - индивидуальные предприниматели, самозанятые и небольшие предприятия - часто работают изолированно, не используя возможные преимущества синергии взаимодействия. Максимизация эффекта возможна при использовании кооперации таких субъектов хозяйственной деятельности, и это способно дать толчок пространственному развитию региона в ключе креативных индустрий. Информационную базу исследования составили результаты научных публикаций по теме исследования, нормативно-правовые акты, собственные исследования автора. Обоснованы важнейшие направления развития креативных секторов в экономике Республики Крым, сформулированы рекомендаций по развитию креативных индустрий. Предложенные рекомендации могут быть использованы для планирования и реализации мероприятий по развитию творческих секторов, формированию региональных брендов в реальных условиях Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE INDUSTRIES: PROSPECTS FOR DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

In recent years, creative industries have become growth drivers in economically developed countries. The prospects of the creative industries development in the Republic of Crimea were analyzed. The certain features of the creative industries development in the Russian economy were evaluated, and a comparison with global world trends was carried out. That individual creative individuals - individual entrepreneurs, self-employed and small businesses often work in isolation, the possible advantages of synergy of interaction are not used. Maximizing the effect is possible when using the cooperation of such business entities, this can give impetus to the spatial development of the region in the key of creative industries. The scientific works on the topic legal acts, and the author's own research were the information base of the study. The most important directions for creative sectors development are substantiated, recommendations for the development of creative industries are formulated. The proposed recommendations can be used to plan and implement activities for the development of creative sectors, the formation of regional brands under real conditions.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ»

Экономика. Право. Инновации. 2023. № 1. С. 37-45 Economics. Law. Innovation. 2023. No. 1. P. 37-45

Региональная и отраслевая экономика _Regional and branch economics

Обзорная научная статья УДК 332.1

doi: 10.17586/2713-1874-2023-1-37-45

КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Маргарита Юрьевна Ваховская

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Симферополь, Крым, Россия, margo_vah@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1219-8950 Язык статьи - русский

Аннотация: Креативные индустрии в последние годы становятся драйверами роста в экономически развитых странах. Проведен анализ перспектив развития креативных индустрий в Республике Крым. Оценены отдельные аспекты развития креативных индустрий в экономике России и Республики Крым, в частности. Проведено сравнение с глобальными мировыми трендами. Сделан акцент на том, что отдельные творческие личности - индивидуальные предприниматели, самозанятые и небольшие предприятия - часто работают изолированно, не используя возможные преимущества синергии взаимодействия. Максимизация эффекта возможна при использовании кооперации таких субъектов хозяйственной деятельности, и это способно дать толчок пространственному развитию региона в ключе креативных индустрий. Информационную базу исследования составили результаты научных публикаций по теме исследования, нормативно-правовые акты, собственные исследования автора. Обоснованы важнейшие направления развития креативных секторов в экономике Республики Крым, сформулированы рекомендаций по развитию креативных индустрий. Предложенные рекомендации могут быть использованы для планирования и реализации мероприятий по развитию творческих секторов, формированию региональных брендов в реальных условиях Республики Крым.

Ключевые слова: креативные индустрии, креативная экономика, творческий сектор

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030» № 075-15-2021-1323.

Ссылка для цитирования: Ваховская М.Ю. Креативные индустрии: перспективы развития в Республике Крым // Экономика. Право. Инновации. 2023. № 1. С. 37-45. http://dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2023-1-37-45.

CREATIVE INDUSTRIES: PROSPECTS FOR DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Margarita Yu. Vakhovskaya

V.I. Vemadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russia, margo_vah@mail.ru,

https://orcid.org/0000-0003-1219-8950

Article in Russian

Abstract: In recent years, creative industries have become growth drivers in economically developed countries. The prospects of the creative industries development in the Republic of Crimea were analyzed. The certain features of the creative industries development in the Russian economy were evaluated, and a comparison with global world trends was carried out. That individual creative individuals - individual entrepreneurs, self-employed and small businesses often work in isolation, the possible advantages of synergy of interaction are not used. Maximizing the effect is possible when using the cooperation of such business entities, this can give impetus to the spatial development of the region in the key of creative industries. The scientific works on the topic legal acts, and the author's own research were the information base of the study. The most important directions for creative sectors development are substantiated, recommendations for the development of creative industries are formulated. The proposed recommendations can be used to plan and implement activities for the development of creative sectors, the formation of regional brands under real conditions. Keywords: creative economy, creative industries, creative sector, region, Republic of Crimea The study is financially supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, program «Priority - 2030», No. 075-15-2021-1323.

For citation: Vakhovskaya M.Yu. Creative Industries: Prospects for Development in the Republic of Crimea. Ekonomika. Pravo. Innovacii. 2023. No. 1. pp. 37-45. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2023-1-37-45.

Введение. В течение последних лет креативные индустрии претендуют на роль новой модели роста экономики в промыш-ленно развитых странах, генерируя значимую часть ВВП и транслируя результаты своей деятельности за пределы государства, где они сосредоточены. Очевидно, что перспективы развития этого сектора привлекают внимание государства и общества и в Российской Федерации как части мировой экономической системы.

Согласно трактовке Департамента культуры, медиа и спорта Великобритании, креативные индустрии - это индустрии, имеющие в основе творчество, таланты, умения и способные генерировать благосостояние и рабочие местаблагодаря созданию и использованию интеллектуальной собственности [1]. Один из подходов к классификация креативных индустрий, предложенный ЦЫСТАВ в 2010 г., представлен на Рисунке 1.

ОБЬЕКТЫ КУЛЬТУРЫ И ПАМЯТ1ТЫЕ МЕСТА Оььек1ы ирх^цпи! ии.

МУ^Е?И. бИЙ^ИШ^КИ. ЦЫСТЯВКИ И 1.Д.

КУЛЬТУР! 1ЫЕ

ТРАДИЦИИ Ремесло. фесилЕз^ии 1Л тирже{_1ва.

ВИЗУАЛЬНЫЕ ИСКУССТВА Жи асшис.ь, гк\'пм п ур..

¿лнплквориат

ИСПОЛ1 МТЕЛЬСКИЕ ИСКУССТВА Жив^|я м'у'.чыка трлр. ГЛнЩ. цгг^ри. и.1'1 рк. кукольный гнл р 1.Д.

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО И ПЕЧАТНЫЕ МЕДИА Кни1и. пру[.г:и1 и другие ЛуС>ЛИК1!ЦИИ

\

ДИЗАИ! I Интириер. 1 рафики. мид^ ювелирное дегю и игрушки

|

АУДИОВИЗУАЛЫ 1ЫЕ

ИСКУССТВА Кино. телейИ^шЁ« родии и прочее вещание

/

НОВЫЕ МЕДИА Прог раммное ыид«

1ги>ы. цифровой Еворческ1тй каншш

ТВОРЧЕСКИЕ СЕРВИСЫ

Лрхитентур41. рею I сЭМО. твирчес:кие иг:Е:ледовг:н11и и р^р^битни. кулшуро и йгдык

Рисунок 1 - Классификация креативных индустрий ЦЫСТАВ 2010 [2]

Творческие индустрии весьма многообразны. Их способность создавать конкурентоспособную продукцию на фоне интенсивного развития в последние десятилетия стали серьезными основаниями для развития креативной экономики в регионах. Многочисленные публикации научно-практического характера и аналитические данные подтверждают возможность преобразования творческого потенциала в коммерческий и создания региональных брендов [3].

Постановка задачи. Актуальность темы исследования связана с быстрыми изменени-

ями в структуре мировой экономики, сделавшими креативные индустрии драйверами роста в экономически развитых странах. При этом нужно отметить относительно малое число исследований, посвященных развитию креативного сектора в отдельных регионах и его роли в региональном пространственном развитии.

Повышенное внимание к вопросам креативных индустрий в последние годы на территории РФ объясняется общемировыми тенденциями в этой сфере и требует дополнительных исследований, в том числе на

уровне конкретных регионов. В этой связи целью настоящего исследования является анализ перспектив развития креативных ин-дустрий как в РФ, так и в Республике Крым, а также соотнесение их с глобальными мировыми трендами.

Методика исследования. Настоящее исследование носит обзорно-прикладной характер.

Методика исследования состоит из следующих этапов:

- подбор, изучение, критический анализ современных публикаций;

- изучение и анализ нормативной базы и лучшего опыта по проблематике исследования;

- сбор, анализ информации по текущей ситуации и практическим аспектам исследования и представление авторского видения перспектив развития креативного сектора в Республике Крым с учетом результатов предыдущих этапов;

- обобщение полученных результатов и формулирование выводов по проблематике исследования.

Основные методы: анализ и синтез, описание, сравнение, обобщение.

Информационной базой исследования послужили публикации научного и прикладного характера российских и зарубежных авторов из открытых источников, нормативные акты, информация официальных сайтов различных организаций, собственные исследования автора по указанной проблематике.

Обзорная часть включает выявление глобальных трендов креативной экономики, ее инфраструктурной составляющей и важных методов исследования этого сектора на уровне регионов и стран, основных черт креативных индустрий в РФ.

Научная новизна и практическая значимость исследования состоят, во-первых, в раскрытии факторов развития креативных индустрий в Республике Крым, во-вторых, в очерчивании перспектив развития отдельных направлений креативной экономики в Республике Крым с учетом местной специфики, в-третьих, в предложении конкретных мероприятий, ориентированных на развитие сектора креативных индустрий в регионе.

Обзор современных подходов. Проблематике креативных индустрий уделяли вни-

мание многие зарубежные и отечественные ученые, в частности Howkins J. [4], Garnham N., Florida R. [5], Castillo-Vergara M., Alvarez-Marin A., Placencio-Hidalgo D. [6], Хестанов Р. [7], Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. [8] и многие другие.

Анализ и обобщение последних публикаций по указанной проблематике позволяет согласиться с мнением авторов, высказанном в [9], и в числе глобальных трендов креативной экономики назвать следующие:

- именно интеллектуальная, созидательная деятельность обеспечивает весомую долю добавленной стоимости в экономике, и это привлекает в сферу креативных индустрий и инвесторов, и предпринимателей;

- в реальности, где цифровые технологии повсеместно заменяют человека, креативные индустрии сосредоточены на тех видах работ, которые не могут быть автоматизированы и благодаря этому становятся особенно перспективными для создания и сохранения рабочих мест;

- работа в удаленном формате получает активное распространение в творческой занятости, повышая доступность ее результатов при разработке новых товаров и услуг;

- широкий ассортимент товаров и услуг создается и распределяется в цифровом пространстве, на глобализацию рынков повлияли развитие транспортно-логистических систем и технологий и унификация производства товаров;

- ускоренная цифровизация в условиях пандемии, вызванного ею кризиса и изменение структуры занятости стимулируют расширение творческих отраслей, увеличивая их вес в экономике;

- сектор творческих индустрий отличается от других отраслей широкими возможностями для трудоустройства молодежи, инвалидов, женщин, жителей малых городов и сел, что способствует сохранению человеческого капитала и гармоничному развитию территорий в условиях кризиса.

Среди перечисленных трендов креативной экономики сложно оценить, какие из них проявляются слабее или сильнее в условиях изменяющейся российской экономики в связи с несформированной системой учета. При этом доля добавленной стоимости от этого сектора пока существенно ниже, чем в боль-

шинстве европейских стран, как и онлайн-товарооборот. По мнению автора, перспектива широкой автоматизации трудовых процессов с риском значительного сокращения рабочих мест также не является ведущим трендом для российских условий.

Член Консультационного Совета по креативной экономике ООН Джон Хокинс отмечает, что пандемия оказала существенное влияние на креативную индустрию, заставила переосмыслить многие подходы с тем, чтобы стараться максимально «предугадать, что будет жизнеспособно через 10-15 лет» [10]. В частности, он говорит о стратегиях пространственного развития на уровне городов. С этим нельзя не согласиться, учитывая колоссальные сложности с движением транспорта в крупных городах (и между ними особенно усилившиеся в условиях коро-навирусных ограничений), недостатком площадей и технических условий организации креативных пространств и пр.

Успешная практика мировой экономики свидетельствует, что созреванию креативного сектора оказывает содействие развитие своеобразной инфраструктурной опоры из пяти компонентов:

1) Выработка политики и регулярная деятельность по представительству, защите прав креативного сектора, продвижение его интересов в органах власти, работа ассоциаций по профессиональному признаку;

2) Упрочение возможностей организации, путем специализированного образования и life long learning;

3) Поддержка работы инкубаторов и акселераторов;

4) Создание кластеров и хабов;

5) Ориентация на международные рынки и мировую креативную сцену [1].

Очевидно, что творческое начало не признает границ, не зависит от национальности и государственной принадлежности, а наоборот, может получать импульс для развития от неожиданных креативных союзов. Однако в современных условиях последний компонент испытывает на себе влияние политики.

Обзор современных подходов к проблематике развития территорий посредством креативных индустрий [11, 12] показал, что важнейшим этапом считается использование

метода картирования культурных ресурсов Дж. Брауна (от англ. «mapping»), весьма успешно реализованный в Великобритании. Этот метод предполагает последовательные действия от сбора информации и анализа таких показателей, как процент занятости, специализация рынков, уровень доходов и расходов до формулирования конкретных рекомендаций с учетом территориальных особенностей в сфере культуры, выявления ее сильных и слабых сторон, что может быть использовано для разработки культурной политики.

С помощью метода картирования могут быть выявлены и исследованы культурный, социально-экономический, юридический, образовательный и другие контексты; определена потребность в федеральной, региональной, муниципальной поддержке институтов культуры, индустрий; выявлены основные стейкхолдеры [11, 12].

Комплексность развития региона может достигаться также благодаря созданию и развитию креативных кластеров, где моделируются новые управленческие механизмы и создаются нестандартные технологические цепочки. «Культурные сети, союзы, ассоциации, развитые неформальные связи и опыт сотрудничества друг с другом начинают играть первостепенную роль в развитии рынков творческих индустрий» [13]. В качестве метода активизации секторов креативной экономики может выступать создание кластеров в сфере творческих индустрий. В кластерах происходит активный обмен технологиями, растет число предприятий и их конкурентоспособность, сочетаются высокая квалификация, капитал и технологии, проявляется синергетический эффект [14].

В этой связи нужно отметить необходимость и важность поддержки таких образований как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов, не упуская из вида механизм государственно-частного партнерства в этой сфере.

Полученные результаты. Креативные индустрии в Российской Федерации. Концепция развития творческих (креативных) индустрий до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ в сентябре 2021 года, ставит три цели: доведение уровня импортозамещения до

положительного сальдо экспорта и импорта, увеличение количества занятых в креативных индустриях с 4,7% в 2020 году до 15% к 2030 году и повышение вклада сектора в ВВП к этому сроку с 2,2% до 6%. Очевидно, что с февраля 2022 года их достижение сопряжено с дополнительными трудностями.

Предполагается, что осуществление целей, обозначенных в Концепции, будет способствовать росту конкурентоспособности субъектов РФ и их привлекательности для миграции творческих кадров высокой квалификации (в частности, зарубежных), замедлит отток молодых талантов. Кроме того, среди желательных результатов - рост базы налогообложения и улучшение качества жизни населения, вовлечение одаренных людей в национальную экономику, отдача от вложений в человеческий капитал и творчество [9].

Обозначим основные черты креативных индустрий в Российской Федерации. Нужно отметить выраженную неравномерность подключения регионов и городов РФ к процессу поддержки творческих индустрий и коммерциализации результатов интеллектуального труда. Вместо поиска и развития собственной специализации и взаимовыгодной кооперации между регионами часто наблюдаются конкурентные отношения, а статистически значимая доля результатов интеллектуального труда ожидаемо приходится на Москву [9]. Такое положение объясняется тем, что только Москву и Санкт-Петербург можно действительно считать постиндустриальными центрами в отличие от абсолютного большинства регионов России, а также более поздним включением российской экономики в глобальные процессы развития творческих индустрий. Очевидно, что серьезная проблема неравномерности развития российских регионов накладывает свой значимый отпечаток и на творческий сектор.

В качестве отдельных примеров успеха творческих направлений в экономике регионов можно назвать развитие разработки компьютерных игр в Калининграде и анимационной сферы в Воронежской области. Кроме того, сектор креативных индустрий в условиях российской экономики, очевидно, тяготеет к капиталоемким отраслям, поэтому в

лидерах такие направления, как архитектура, реклама и программирование.

Регулярное изучение и использование позитивного опыта взаимодействия местных органов власти и творческих пространств тех регионов, где креативные кластеры преуспевают, и тех, в которых их развитие только намечается, можно считать важным условием равномерного развития креативных секторов экономики в российских регионах [3]. Таким образом, важную роль в успешном развитии играет кооперация пространственного развития регионов и обмен лучшим опытом, «benchmarking».

Важнейшей проблемой для активизации творческих индустрий нужно считать вопросы защиты интеллектуальной собственности, авторских прав и совершенствование правовой охраны региональных брендов, что пока нельзя считать сильной стороной в поддержке креативного сектора в условиях российской экономики.

Факторы развития креативных индустрий в Республике Крым. В Республике Крым вопросы креативных индустрий регулируются в документах стратегического характера, например, в Законе Республики Крым от 9 января 2017 года № 352-ЗРК/2017 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» [15].

Одним из факторов, который может способствовать развитию креативной экономики, является высокая, по сравнению с другими регионами РФ, доля предприятий малого и среднего бизнеса, которые в основном и задействованы в секторах креативной индустрии. Однако на протяжении ряда лет количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и малых предприятий на полуострове сокращается. При этом в свете последних тенденций можно надеяться на то, что представители креативного сектора могут оформлять свою деятельность как самозанятые.

Нужно отдельно отметить развитость экосистемы поддержки и содействия развитию предпринимательства в Республике Крым, в т.ч. субъектов малого и среднего бизнеса, которые играют ключевую роль в креативном секторе экономики, что подробно изложено автором в [16], наряду с обзо-

ром уже реализованных проектов в различных секторах креативной индустрии Республики Крым.

Перспективы развития отдельных направлений креативной экономики в Республике Крым. Очевидно, что богатейшая история региона с древних времен создает беспрецедентные условия для развития тех направлений креативной экономики, которые связаны с объектами культуры и памятными местами, с культурными традициями. Практически в любом муниципальном образовании Крыма существуют упомянутые объекты, следовательно, есть условия, чтобы развивать связанные с ними аутентичные виды ремесел, направления в кулинарии, обыгрывать тематику и атмосферу экскурсий, театрализованных представлений, фестивалей, объектов размещения. Отметим, что здесь возможна кооперация различных видов бизнеса из разных муниципальных образований республики - туристического, организации мероприятий, развлечений и пр.

Богатое культурное наследие, разнообразные природные ландшафты полуострова и его мягкий климат всегда были притягательны для творческих личностей - художников, писателей, поэтов, актеров, исполнителей. И сейчас эти преимущества в совокупности создают перспективы для развития направлений визуального, аудиовизуального искусства, издательской деятельности, архитектуры, рекламы. С одной стороны, они могут служить источником вдохновения, создания атмосферы для творчества отдельных людей и коллективов, с другой стороны, крымские компании, зная местную специфику, могут кооперировать свою деятельность с компаниями с материка, имеющими большие технические и технологические возможности, с третьей - Крым был и остается одной из лучших площадок для проведения конференций, фестивалей, обучающих семинаров, в том числе и в области живописи, фотоискусства, кино- , теле-, радио- и рекламной индустрии. В условиях санкций очевидно, что указанные направления креативной экономики будут ориентированы преимущественно на российскую аудиторию, что в определенном смысле противоречит самой сути творчества, которое никогда не ограничивалось рамками региона, государст-

ва, языковыми, национальными и иными барьерами.

В существующих условиях больше всего вопросов вызывает развитие направления программного обеспечения, видеоигр и создания цифрового творческого контента в Крыму, поскольку деятельность IT-специалистов больше остальных связана с зарубежными цифровыми ресурсами, ПО, оборудованием, малодоступным в современных реалиях. Это направление может требовать участия распределенных команд, что осложняется правовыми нюансами. Кроме того, усложняются вопросы экспорта готовых продуктов и выхода на глобальный рынок. Столь же проблематичным по сходным причинам представляется развитие упомянутого выше кластера производства локального электротранспорта в Крыму. Хотя он и не относится напрямую к креативному сектору, однако имеет творческую и инновационную составляющие и большой потенциальный рынок сбыта на полуострове, а также в рекреационных регионах за его пределами, учитывая современные ESG-тренды.

Выводы, направления дальнейших исследований. На основании проведенного обзора трендов развития креативных инду-стрий в мире, российских особенностей и местной специфики, могут быть предложены следующие мероприятия для гармоничного формирования этого сектора в Республике Крым:

- применение на практике упомянутых выше методик картирования и создания кластеров, оценка эффективности меж- и внутрирегионального взаимодействия, например, с использованием методики, описанной в [17], которая адаптируется и для оценки взаимодействия внутри региона;

- проведение контент-анализа стратегий социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов Республики Крым для выявления видов и лучшей практики меж- и внутрирегионального взаимодействия;

- рассмотрение города Севастополь как неотъемлемой и значимой части Республики Крым, с которой необходимо развивать кооперацию. Это обусловлено как расположением города, его экономическим и культурным потенциалом, так и тем, что большинство его

социально-экономических связей с материком осуществляется через территорию полуострова;

- модификация методик сбора и обработки статистических данных по креативному сектору экономики Республики Крым для проведения мониторинга и оценки эффективности принимаемых мер в этой сфере;

- активизация участия в реализации региональных программ развития организаций творческого сектора, зарегистрированных на территории региона;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- решение задач меж- и внутрирегиональной кооперации с акцентом на креативную индустрию при разработке региональных программ развития;

- глубинный анализ ввоза-вывоза продукции местных производителей с применением специфических методов и показателей (анализ материального потока (MFA), транс-портно-экономический баланс, моделирование взаимодействующих смежных зон логистического обслуживания и др.);

Список источников

1. Креативная экономика в Европе: 5 шагов для взлета // Ассоциация «Культура и Креативность». Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.culture partnership.eu/artide/creative-economy-steps-to-rise

2. Атлас креативных индустрий Российской Федерации // Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://disk.yandex.ru/d/9FTmWI5_OB6RFA

3. Креативные индустрии. Современные тренды развития регионов // Материалы заседания Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 22 октября 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://council.gov.ru/ media/files/cArZsej 5uEzf7rYuwtSduLBfl0bgYRUj. pdf

4. Howkins J. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas // Allen Lane. 2001. 263 c. (In Eng.).

5. Florida R. The Rise of the Creative Class: And How It's Transforming Work, Leasure, Community and Everyday Life // Canadian Public Policy. 2003. Том 29 (3). С. 378. DOI: 10.2307/3552294 (In Eng.).

6. Castillo-Vergara M., Alvarez-Marin A., Placen-cio-Hidalgo D. A Bibliometric Analysis of Creativi-

- оценка потенциала местных организаций производить конкурентоспособную продукцию, подобную ввозимой в регион извне, создание региональных брендов;

- изыскание возможностей для развития и поддержки творческих видов деятельности, не зависящих от курортного сезона, и кооперация сезонных и внесезонных видов креативных индустрий;

- привлечение малых предприятий и предпринимателей региона к активизации кооперационных отношений с акцентом на креативную индустрию;

- разработка механизмов привлечения банковского капитала для обслуживания кооперации с акцентом на креативную индустрию.

Очевидно, что затронутая проблематика достаточно обширна, а условия, в которых развивается экономика Республики Крым и сектор креативной индустрии, подвержены постоянным изменениям, поэтому настоящая статья открывает перспективу для дальнейших исследований более узких ее аспектов.

References

1. Creative Economy in Europe: 5 Steps to Take off. Association «Culture and Creativity». Official site. Available at: https://www.culturepartnership.eu/ article/creative-economy-steps-to-rise (in Russ.).

2. Atlas of Creative Industries of the Russian Federation. Agency for Strategic Initiatives. Official website. Available at: https://disk.yandex. ru/d/9FTmWI5_OB6RFA (in Russ).

3. Creative Industries. Modern Trends in the Development of Regions. Materials of the Meeting of the Council for the Development of Social Innovations of the Subjects of the Russian Federation under the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation on October 22, 2020. Available at: http://council.gov.ru/media/files/cArZsej5uEzf7r YuwtSduLBfl0bgYRUj.pdf (in Russ.).

4. Howkins J. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas. Allen Lane. 2001. 263 р.

5. Florida R. The Rise of the Creative Class: And How It's Transforming Work, Leasure, Community and Everyday Life. Canadian Public Policy. 2003. Vol. 29 (3). P. 378. DOI: 10.2307/3552294

6. Castillo-Vergara M., Alvarez-Marin A., Placen-cio-Hidalgo D. A Bibliometric Analysis of Creativi-

ty in the Field of Business Economics // Journal of Business Research, Elsevier. 2018. Том. 85 (C). С. 1-9. (In Eng.).

7. Хестанов Р. Креативные индустрии - модели развития // Социологическое обозрение. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/kreativnye-industrii-modeli-razvitiya.

8. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Интеллектуальная составляющая российских креативных индустрий в период их становления // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022. № 3. С.129-143.

DOI: bhttps://doi.org/10.17308/econ.2022.3/9955.

9. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6 EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf

10. Джон Хокинс о креативном мировоззрении и человеческой экономике // Development 2.0. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://development-2 -0.ru/johnhowkins

11. Браун Дж. Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории // Институт культурной политики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cpolicy.ru/analytics/64.html.

12. Новосельская В.В. Креативные индустрии в инновационном развитии территорий: особенности функционирования // Вестник МГУКИ. 2017. № 4 (78). С. 164-174.

13. Матецкая М.В. Культурные индустрии как инновации в культуре, менеджменте, технологиях [Электронный ресурс]. - Режим досту-па:https://www.hse.ru/data/2012/01/31/1269679204/ Matetskaya_men_2011.pdf

14. Акопов Г.Л., Тирацуян В.Х. Развитие креативного кластера в Республике Крым: глобальные и локальные аспекты // Материалы IV Международной трансдисциплинарной научно-практической WEB-конференции «CONNECT-UNIVERSUM-2018» «Цифровой бренд-менеджмент территорий: глобальный и локальный аспекты», 29-30 ноября 2018 года. - Томск, НИУ ТГУ, 2018. - С. 13-17.

15. Закон Республики Крым от 9 января 2017 года No 352-ЗРК/2017 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» // Правительство Республики Крым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rk.gov.ru/document/show/11146

ty in the Field of Business Economics. Journal of Business Research, Elsevier. 2018. Vol. 85 (C). pp. 1-9.

7. Khestanov R. Creative Industries - Development Models. Sotsiologicheskoe obozrenie. 2018. No. 3. Available at: https://cyberlenin ka.ru/ article/n/krea tivnye-industrii-modeli-razvitiya (in Russ.).

8. Gumerova G.I., Shaimieva E.SH. The Intellectual Component of the Russian Creative Industries During Their Formation. Vestnik Voronezhskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya: Ehkonomika i upravlenie. 2022. No. 3. pp. 129-143. (In Russ.). DOI: bhttps://doi.org/10.17308/econ.2022.3/9955

9. The Concept of the Development of Creative Industries and Mechanisms for the Implementation of Their State Support in Large and the Largest Urban Agglomerations Until 2030. Decree of the Government of the Russian Federation of September 20, 2021 No 2613-r. Available at: http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6 EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (in Russ).

10. John Hawkins on the Creative World View and the Human Economy. Development 2.0. Available at: https://development-2-0.ru/johnhowkins (in Russ).

11. Brown J. Cultural Industries. Identification of the Cultural Resources of the Territory. Institute of Cultural Policy. Official website. Available at: http://www.cpolicy.ru/analytics/64.html (in Russ.).

12. Novoselskaya V.V. Creative Industries in the Innovative Development of Territories: Features of Functioning. Vestnik MGUKI. 2017. No. 4 (78). pp. 164-174 (in Russ.).

13. Matetskaya M.V. Cultural Industries as Innovations in Culture, Management, Technologies. Available at: https://www.hse.ru/data/2012/01/31/1269 679204/Matetskaya_men_2011.pdf (in Russ.).

14. Akopov G.L., Tiratsuyan V.Kh. Development of a Creative Cluster in the Republic of Crimea: Global and Local Aspects. Proceedings of the IV International transdisciplinary scientific and practical WEB-conference «CONNECT-UNIVERSUM-2018» «Digital brand management of territories: global and local aspects». November 29-30, 2018. Tomsk, NRU TSU. pp. 13-17 (in Russ.).

15. Law of the Republic of Crimea dated January 9, 2017 No. 352-3PK/2017 «On the Strategy for Social and Economic Development of the Republic of Crimea until 2030». Government of the Republic of Crimea. Available at: https://rk.gov.ru/document/ show/11146 (in Russ.).

16. Ваховская М.Ю. Экосистема поддержки и развития креативных индустрий в Республике Крым // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Финансово-экономическая безопасность Российской Федерации и ее регионов» (11 ноября 2022 года, г. Симферополь) (в печати).

17. Махотаева М.Ю., Бакуменко О.А., Малышев Д.П. Межрегиональное взаимодействие как инструмент развития стратегических приоритетов региона: монография. - Псков, Псковский государственный университет, 2017. - 118 с.

16. Vakhovskaya M.Yu. Ecosystem of Support and Development of Creative Industries in the Republic of Crimea. Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference «Financial and Economic Security of the Russian Federation and its Regions» (November 11, 2022, Simferopol) (in the press) (in Russ.).

17. Makhotaeva M.Yu., Bakumenko O.A., Maly-shev D.P. Interregional interaction as a tool for the development of the region's strategic priorities: monograph. Pskov: Pskov State University. 2017. 118 p. (in Russ.).

Статья поступила в редакцию 16.01.2023; одобрена после рецензирования 10.03.2023; принята к публикации 12.03.2023. The article was submitted 16.01.2023; approved after reviewing 10.03.2023; accepted for publication 12.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.