Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В РФ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В РФ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1120
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CREATIVE INDUSTRIES / CREATIVE ECONOMY / CULTURAL PRODUCT / CULTURAL ENTREPRENEURSHIP / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КУЛЬТУРНЫЙ ПРОДУКТ / КУЛЬТУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Поточенко Руслан Олегович

В статье представлен анализ перспектив развития креативных индустрий в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В РФ»

УДК 330

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Поточенко Руслан Олегович, магистрант, ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет "

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В РФ

Аннотация: В статье представлен анализ перспектив развития креативных индустрий в РФ.

Ключевые слова: креативные индустрии, креативная экономика, культурный продукт, культурное предпринимательство.

Abstract: The article provides an analysis of the prospects for the development of creative industries in Russia.

Keywords: creative industries, creative economy, cultural product, cultural entrepreneurship.

Креативные индустрии - новая «нефть» для Российской Федерации, сегодня уже не получится не уделять должное внимание данному сектору экономики. Объем креативного сектора мировой экономики непрерывно растет, и чтобы РФ войти в десятку лидеров стран-экспортеров креативных товаров и услуг, необходимо, как минимум, закрепить понятие «креативные индустрии» законодательно, чтобы креативные индустрии стали полноправным сектором российской экономики.

Для работы в креативном секторе, для развития креативной экономики необходим квалифицированный человеческий капитал. Развитие в данном направление последние 10-15 лет набирает оборот. Так, сегодня в России есть первый Университет креативных индустрий - Universal University, где студенты могут получить обучение на программах британского бакалавриата по

искусству, дизайну, бизнесу, маркетингу, современной музыке, а также в области архитектуры и урбанистики [3, с. 337].

Существует возможность пройти бесплатное онлайн - обучение на сайте сайте «Культура и Креативность», который был создан в 2015 году в рамках программы ЕС, чтобы поддержать вклад культуры в социально-экономическое развитие шести стран Восточного партнерства: Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины [4].

Стоит отметить, что большая часть креативных индустрий сосредоточена в Москве, где сегодня у креативных пространств есть возможность получить статус креативных технопарков. Этот статус предполагает получение льгот и субсидий, например, субсидии на участие в мероприятиях по продвижению продукции [5]. Это дополнительная возможность привлечения инвестиций и модернизации креативных пространств.

В городах уже во всю функционируют креативные пространства, многие из них также осваиваются в бывших промышленных зданиях, например, Арт Пространство Портал в Северной Осетии, или в офисных зданиях, например, Коворкинг-центр Loft, который располагается на КМВ [6, с. 25].

Перспективу развития креативного сектора можно проследить по количеству Всероссийских конкурсов проектов в креативной сфере. Так, расположившийся на территории республики Крым Арт-кластер «Таврида», который объединяет в себе форум молодых деятелей культуры и искусств «Таврида», фестиваль фестивалей «Таврида - АРТ», арт-парк и образовательный центр «Арт-резиденция Таврида», здесь молодые деятели культуры и искусств могут не только повысить уровень своих знаний и компетенций, но и выиграть денежную сумму на реализацию проекта в области культуры, в 2020 году грантовый конкурс составляет до 3 000 000 рублей. Формат работы на форуме - это многофункциональный коворкинг 24/7, где работу участников будут сопровождать продюсеры. Смены форума проходят по следующим креативным направлениям: современная музыка, визуальная культура и мода, театр, классическая музыка, кино, дизайн и архитектура,

юмор, хореография, литература и медиа, арт-академия, а также, творческая антишкола повышения региональной привлекательности.

В 2020 году впервые Роскультцентр совместно с Фондом Инносоциум и АНО «Центр кинофестивалей и международных программ» проводит конкурс авторов проектов области креативных индустрий Art Team. Конкурс проводится по наиболее актуальным на сегодняшний день направлениям: «Digital в культуре», «Событийный менеджмент», «Креативная локация», «Образование и искусство» и «Туризм». Авторы лучших проектов получать возможность пройти образовательный интенсив от бизнес-лидеров креативной сферы [2].

Государство стало уделять большее внимание интеллектуальной собственности, которая становится наиболее ценным экономическим ресурсом [1]. Идет рост научно-технологических достижений, уделяется внимание расширению творческих возможностей населения - это поспособствует привлечению иностранного капитала в страну.

Интеллектуальная собственность - это мощный инструмент в руках управленцев, он не только помогает увеличить добаленную стоимость на товары и услуги, но и повышает капитализацию активов компаний на 30-50%. Инновационные менеджмент сегодня должен вкладывать в интеллектуальную собственность, ведь, именно она станет основным активом на уровне бизнеса и важным фактором конкурентоспособности на уровне государства. А для этого необходимо разработать современный подход к защите интеллектуальных прав, который будет отвечать реалиям цифровой эпохи.

Симбиоз между творческим и цифровым мирами сегодня не должен вызывать удивления. Творческий контент переплетается и дает визуальную жизнь цифровому миру. Таким образом, само собой разумеется, что цифровая среда стала бы благодатной почвой, на которой могла бы действовать более интегрированная, синхронизированная креативная экономика, опираясь на многие рычаги творческой индустрии: литература, дизайн, видео, программное

обеспечение, музыка, публицистика, фотография, перформанс, игры, исследования и разработки.

Так, например, всё развитие digital происходит в сети интернет и многие люди предпочитают развивать своё творчество на таких платформах как Instagram и Youtube и добиваются огромного успеха. Появляется огромное количество творческих объединений, способных монетизировать свое творчество в сети. Так, например, творческое объединение LABELCOM за год работы на Youtube на проектах «Блиц-крик», «Что было дальше», «Созвон», «Лена-Кука» собрали аудиторию в 3 000 000 человек, а в июне 2019 года у канала появилось свое научно-популярное шоу «SEGOZAVTRA» в формате подкаста. Последние несколько лет в России происходит активное развивтие подкастинга в аудио и видео формате, толчком для которого стали подскасты издания Meduza.

Сегмент творческих профессий растет с каждым годом благодаря техническому прогрессу, поэтому необходимо увеличивать долю междисциплинарных программ, которые объединят в себе элементы креативных и технических областей знаний.

На международном уровне большими проектами, реализуемыми в сфере культуры и имеющими приоритетный характер, помимо Дней российской культуры, перекрестных годов культуры, являются Санкт-Петербургский международный культурный форум, в рамках которого ежегодно заключаются десятки соглашений о сотрудничестве в сфере культуры с зарубежными партнерами, осуществляется запуск национальных, межгосударственных и программ, направленных на сохранение и преумножение мирового культурного наследия, а начиная с июня 2017 года - уникальный проект "Русские сезоны", в рамках которого запланировано более 200 выступлений лучших оперных, концертных, симфонических, фольклорных российских коллективов в 45 городах Японии.

В перспективе география "Русских сезонов" расширится и охватит Италию, США, Германию. 2016-й год был отмечен активной законотворческой

деятельностью в сфере культуры, приняты федеральные законы в сфере туризма, кинематографии, сохранения культурного наследия, архивного, библиотечного и музейного дела, разработаны законопроекты по вопросам управления авторскими правами на коллективной основе, борьбы с пиратством в интернете, регулирования порядка ввоза и вывоза культурных ценностей, предоставления финансовой поддержки меценатам, льгот для книжных магазинов.

Политика и нормативные акты, регулирующие эти сектора, изо всех сил пытаются не отставать. Политики должны сделать культурные и творческие отрасли приоритетными, укрепляя образование и профессиональную подготовку, доступ к информационным и коммуникационным технологиям, возможности финансирования и создавая дружественную деловую среду для креативных кластеров [7, с. 46]. Растет сектор динамичных услуг, таких как кино, телевидение и видео, музыка, издательская деятельность и видеоигры, движимые цифровыми инновациями. Обеспечить то, чтобы творческие отрасли продолжали расти и расширяться - сегодня, способ увеличения возможностей и разнообразия, что ведет к инклюзивному росту и адаптации к новым экономическим сдвигам.

Таким образом, для обеспечения дальнейшего развития сферы культуры требуется совершенствование финансирования и нормативно-правового регулирования при детальном учете особенностей различных направлений культурной сферы, отказ от оценки творческих процессов по модели услуг, создание благоприятных условий для работы учреждений культуры в субъектах Российской Федерации, совершенствование механизмов стимулирования со стороны государства творческой деятельности работников культуры.

В итоге реализация соответствующих мер должна способствовать повышению уровня обеспеченности граждан страны объектами культуры и доступности культурных благ, причем успешность выполнения этой задачи зависит от эффективности скоординированной работы на всех уровнях, в том числе - от активности регионов.

Библиографический список:

1. Creative industries are driving economic growth across the UK, on track to create one million new creative industries jobs between 2013 and 2030, [Электронный ресурс] // URL: https://www.nesta.org.uk/press-release/creative-industries-are-driving-economic-growth-across-the-uk-on-track-to-create-one-million-new-creative-industries-jobs-between-2013-and-2030/.

2. Creative Industries in the Modern City, [Электронный ресурс] // Tacis Cross Border Cooperation Small Projects Facility - St Petersburg, Helsinki, Manchester, - September, - 2002.URL: http: //www.creative.leontief. net/data/Creative_en.pdf.

3. Ermakova L.I., Sukhovskaya D.N. Creative industries and areas as tools of global crisis managemenT // Contributions to Economics. 2017. № 9783319606958. С. 335-340.

4. The MEDIA sub-programme of Creative Europe, [Электронный ресурс] // URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/media-sub-programme-creative-europe.

5. Доклад об итогах диалога высокого уровня по политике в отношении креативной экономики в интересах развития, [Электронный ресурс] // Тринадцатая сессия Доха, Катар 21-26 апреля 2012 год. URL: https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/td481_ru.pdf.

6. Ермакова Л.И., Суховская Д.Н. Анализ отечественной практики внедрения креативных пространств в социальное тело города (на материалах Санкт-Петербурга) // В сборнике: Университетские чтения - 2017 Материалы научно-методических чтений ПГУ. 2017. С. 23-27.

7. Ермакова Л.И., Суховская Д.Н. Значение креативных пространств городов современной России для преодоления кризиса ценностных ориентаций личности //Аспирантский вестник Поволжья. 2016. № 7-8. С. 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.