Научная статья на тему 'К вопросу Об особенностях банкротства хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение'

К вопросу Об особенностях банкротства хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
499
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА / ИМЕЮЩИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) / НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) / АРБИТРАЖНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ / THE STRATEGIC ENTERPRISES /ORGANIZATION/ / INCONSISTENCY /BANKRUPTCY/ / THE ECONOMIC SOCIETIES HAVING STRATEGIC VALUE / THE ARBITRATION MANAGING DIRECTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хасанов Ринат Максутович

Статья посвящена исследованию особенностей механизма правового регулирования банкротства хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, выработке рекомендаций по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of bankruptcy of the economic societies having strategic value

the article is devoted research of features of the mechanism of legal regulation of bankruptcy of the economic societies having strategic value, development of recommendations about its perfection

Текст научной работы на тему «К вопросу Об особенностях банкротства хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение»

4.12. К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ БАНКРОТСТВА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ, ИМЕЮЩИХ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Хасанов Ринат Максутович, аспирант, кафедра гражданского права юридического факультета Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации Контакты автора:

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей механизма правового регулирования банкротства хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, выработке рекомендаций по его совершенствованию.

Ключевые слова: хозяйственные общества,

имеющие стратегическое значение, стратегические предприятия (организации), несостоятельность (банкротство), арбитражный управляющий

SPECIFICITY OF BANKRUPTCY OF THE ECONOMIC SOCIETIES HAVING STRATEGIC VALUE

Hasanov Rinat Macsutovich, post-graduate student of the department of civil law of faculty of law of the All-Russian state tax academy of Ministry of finance of Russian Federation

Annotation: the article is devoted research of features of the mechanism of legal regulation of bankruptcy of the economic societies having strategic value, development of recommendations about its perfection Keywords: the economic societies having strategic value, the strategic enterprises /organization/, inconsistency /bankruptcy/, the arbitration managing director

Если кратко охарактеризовать действующий Закон о банкротстве1, необходимо отметить, что его принятие в Российской Федерации (в третьей по счету редакции) явилось важным событием в экономической жизни страны, как бы в ответ на усиление критического отношения в публично-властных структурах к предшествующему законодательству в этой сфере, обусловившему рейдерские захваты предприятий, «поточное банкротство»2, иные негативы, связанные с так называемым «переделом собственности» В период 20022010 годов в Закон банкротстве было внесено значительное число позитивных изменений и дополнений. Например, конкретизированы полномочия арбитражных управляющих, порядок их материального стимулирования, уточнены права кредитора и средства его защиты от недобросовестных должников, учтен ино-

1Федеральный закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действующая редакция) //Российская газета. - 2002. - 2 ноября; КонсультантП-люс. - 2011. - 20 марта.

2По словам Главы нашего государства, «поточное банкротство успело стать доходным бизнесом» (/Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации 2002 г. «России надо быть сильной и конкурентоспособной» /(Российская газета. - 2002. - 19 апреля.

странный опыт (в частности, унификации соответствующего законодательства США и стран-членов ЕС). К несомненным достоинствам Закона о банкротстве относится попытка законодателя сократить сферу так называемых «заказных банкротств» Ограничена возможность продажи имущества должника по заведомо заниженной стоимости и т.п.3

По смыслу действующего законодательства, содержание понятий «хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение»4 и «стратегические предприятия и организации»5 во многом совпадает. Закон о банкротстве подробно регламентирует процедуру их банкротства («§5. гл.ІХ Банкротство стратегических предприятий и организаций». Они отнесены к отдельной «категории» должников, которая «является наиболее сложной, как с теоретической, так и с практической точек зрения» а специфика банкротства этих субъектов определяется повышенной значимостью для государства их деятельности6.

В литературе обоснована позиция, что выделение «стратегических предприятий и организаций» в особую категорию должников является оправданным, исходя из специфики правового положения данной категории субъектов7. Кроме того, нельзя не учитывать, что мно-

3Подробнее см.: Эпштейн С. Основные тенденции развития современного законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) //Бизнес в законе. - 2009. - №3.

4На основании Федерального закона Российской Федерации 29 апреля 2008 г. №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (д ействующая редакция //КонсультантПлюс. - 2011. - 20 марта), под хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, понимается хозяйственное общество, созданное на территории России и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно Указу Президента России от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (действующая редакция //КонсультантПлюс. - 2011. - 20 марта), под стратегическими предприятиями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы), осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России, а под стратегическими акционерными обществами - открытые акционерные общества (ОАО), акции которых находятся в федеральной собственности и участие России в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России.

5В соответствии с Законом о банкротстве, под стратегическими предприятиями и организациями понимаются: ФГУПы и ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом; организации ОПК - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

6Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. - М., 2008. - С.19.

7Алимова Е.В. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) стратегических организаций: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - СПб., 2004. - С.14; Андреев С.Е. Соотношение реабилитационных и ликвидационных аспектов правоотношений в сфере банкротства: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2004. -С.17; Кращенко Д.А. Банкротство субъектов предпринимательства в Российской Федерации: проблемы правового регулирования: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2001. - С.18.

гие из них являются градообразующими8. С другой стороны, обращает на себя внимание аргументация рядом ученых критических замечаний к законодательной регламентации банкротства «стратегических должников» Так, П.А.Марков полагает, что особенности этого банкротства слишком незначительны, что позволяет по-прежнему использовать процедуру банкротства стратегических предприятий и организаций как инструмент «передела собственности»9. С точки зрения юридической техники не вполне приемлемым и логичным представляется В.В.Витрянскому использование самой дефиниции «стратегические предприятия и организации» «Используемый в Законе термин для обозначения соответствующей категории должников нельзя признать удачным. В одном понятии объединены совершенно различные гражданско-правовые категории: в гражданском законодательстве термин "предприятие" служит для обозначения особого объекта гражданских прав - имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (ст.132 ГК РФ), в то же время словом "организация" обозначается субъект гражданских прав, действующий как юридическое лицо (см., например, "Коммерческие и некоммерческие организации" -ст.50 ГК РФ)»10.

На наш взгляд, особый правовой статус хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, обусловлен не столько специальной процедурой их банкротства, сколько имеющим юридические основания участием государства (Российской Федерации) в управлении данными субъектами и осуществлением ими производства продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение.

Стратегические предприятия и организации считаются несостоятельными, неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и(или) обязанности не исполнены в течение 6-ти месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Для возбуждения производства по делу о банкротстве стратегических предприятий и организаций принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем 500 тыс. руб. (пп.3 и 4 ст.190 Закона о банкротстве).

На практике нередки ситуации, когда у предприятий и организаций отечественного оборонно-

промышленного комплекса (ОПК), иных хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, нет денег на оплату судебных издержек11, а их долг кредиторам, установленный законодателем в относительно скромном, по нынешним временам, размере (пятьсот тысяч рублей) в большинстве случаев получается не

8Гаврилова Н.В. Формирование института банкротства и его роль в экономике переходного периода: Автореф. дис... канд. эконом. наук. - М., 2000. - С.11.

9Марков П.А. Особенности банкротства стратегических предприятий: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2004. - С.5.

10Витрянский В.В. Постатейный комментарий Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». -М., 2003. - С.766.

11Так, постановлением ФАС Северо-Западного округа от

12.08.2010 по делу №А56-64006/2009 арбитражный суд снизил

размер исполнительского сбора, взыскиваемого с ФГУП на осно-

вании постановления судебного пристава-исполнителя, установив, что ввиду сложного финансового положения ФГУП, включенное в перечень стратегических предприятий, обеспечивающих оборону страны и безопасность государства, было лишено возможности исполнить требования исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения //КонсультантПлюс. - 2011. - 20 марта.

умышленно, а непреднамеренно, так как не отлажен должным образом механизм государственных гарантий для привлечения кредитов коммерческих банков под выполнение государственного оборонного заказа и пр. В связи с этим некоторыми авторами справедливо подчеркивается, что, исходя из сути правоотношений, складывающихся в случае возбуждения производства по делу о несостоятельности «стратегического должника» необходимо на всех стадиях банкротства, начиная с наблюдения , особым образом анализировать и учитывать интересы государства12, а В.В.Витрянский считает, что увеличить необходимо как общую сумму задолженности, так и продолжительность просрочки в уплате долга в несколько раз13.

На основании ст.191 Закона о банкротстве, в целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности; проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций; осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу; обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами; содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий; проводит досудебную санацию стратегических предприятий и организаций; осуществляет иные направленные на предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций меры14. Данные меры, по смыслу Закона, должны применяться в рамках судебной процедуры внешнего управления, однако, похоже, ничто не мешает их самостоятельному применения заинтересованными лицами без возбуждения арбитражносудебного дела и назначения внешнего управляющего.

12Говоров Б.Г. Практика и проблемы банкротства стратегических предприятий //Арбитражный управляющий. - 2006. - №4. -С.35; Ткачев В.Н. Указ. соч. - С.44.

13Витрянский В.В. Банкротство и ликвидация в сфере судебной практики //Закон. - 2007. - Июль. - С.45. Он же. Постатейный комментарий Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». - С.768.

14См. постановления Правительства Российской Федерации от: 22 мая 2006 г. №301 (ред. от 15.06.2010) «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса», (4 февраля 2009 г. №104 (ред. от 31.12.2009) «О предоставлении в 2009-2010 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса» 7 мая 2008 №368 (ред. от 31.12.2009) «Об утверждении Правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства», 21 декабря 2005 г. №792 (ред. от 03.02.2007) «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности» (/КонсультантПлюс. - 2011. - 20 марта.

На наш взгляд, предотвращению банкротств действующих предприятий и организаций могло бы служить широкое применение предусмотренных Законом о банкротстве положений о мировом соглашении, заключаемом должником (арбитражным управляющим) и кредиторами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. Однако в настоящее время отсутствуют необходимые условия, которые стимулировали бы участников дела о банкротстве к заключению мирового соглашения. В соответствии со ст.120 Закона о банкротстве, требования о взыскании задолженности должника по платежам в бюджет и внебюджетные фонды не являются предметом мирового соглашения и могут быть предъявлены в полном объеме непосредственно после заключения такого соглашения и прекращения производства по делу о банкротстве. Предъявление же таких требований государством в лице налоговых и иных уполномоченных органов в ряде случаев приводит к тому, что заключение мирового соглашения теряет практический смысл. Выход из создавшегося положения в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, может быть найден путем оптимизации действующих порядка и условий реструктуризации их задолженности по обязательным платежам в отношении должников, заключивших мировое соглашение с кредиторами. Имеется в виду предоставление должнику права на отсрочку или рассрочку уплаты соответствующей задолженности на условиях, близких к мировому соглашению, но не свыше определенных сроков. В то же время регулирующие соответствующие отношения акты Правительства Российской Федерации15 оставляют решение данного вопроса в компетенции налоговых органов, однако те, в свою очередь, другими подзаконными (ведомственными) актами в большей степени сориентированы на инициирование дел о банкротстве должников в арбитражном суде16. Следует обратить внимание и на то, что налоговое законодательство не предусматривает «налоговых каникул» для организаций, находящихся в кризисном положении, или в отношении которых возбуждено дело о банкротстве.

15См.: постановления Правительства Российской Федерации от: 10 декабря 2009 г. №995 «О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности организаций обороннопромышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списания этих пеней и штрафов», « июня 2004 г. №259 «О порядке списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации» /«КонсультантПлюс. - 2011. - 20 марта.

16См.: Приказ Минэкономразвития России от 21 апреля 2006 г. №104 «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2006 №7953); Приказ Минфина России от 21 октября 2004 г. №91 н «Об утверждении Правил списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации» «Зарегистрировано в Минюсте России 09.11.2004 №6106) //КонсультантПлюс. -2011. - 20 марта.

Резюмируя сказанное, было бы разумным рекомендовать законодателю оптимизировать критерии банкротства стратегических предприятий и организаций путем увеличения суммы их задолженности перед кредиторами с 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. и срока неисполнения обязанностей по уплате соответствующих платежей с 6 месяцев до 1 года, а также расширить перечень оснований досудебного предупреждения несостоятельности «стратегических должников».

Список литературы:

1 .Федеральный закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» «действующая редакция) //Российская газета. - 2002. - 2 ноября; КонсультантПлюс. - 2011. - 20 марта.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 апреля 2008 г. №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» //КонсультантПлюс. - 2011. - 20 марта.

3. Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (действующая редакция) //КонсультантПлюс. - 2011. - 20 марта.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2009 г. №995 «О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности организаций обороннопромышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списания этих пеней и штрафов» //КонсультантПлюс. - 2011. - 20 марта.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. №259 «О порядке списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации» //КонсультантПлюс. -2011. - 20 марта.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. №104 (ред. от 31.12.2009) «О предоставлении в 2009-2010 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса» //КонсультантПлюс. - 2011. - 20 марта.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2006 г. №301 (ред. от 15.06.2010) «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций обороннопромышленного комплекса» «/КонсультантПлюс. - 2011. - 20 марта.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. №792 (ред. от 03.02.2007) «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности» /«КонсультантПлюс. - 2011. - 20 марта.

9. Приказ Минфина России от 21 октября 2004 г. №91 н «Об утверждении Правил списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социальноэкономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации» «Зарегистрировано в Минюсте России 09.11.2004 №6106) //КонсультантПлюс. - 2011. - 20 марта.

10. Приказ Минэкономразвития России от 21 апреля 2006 г. №104 «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и органи-

заций» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2006 №7953) //КонсультантПлюс. - 2011. - 20 марта.

11. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.08.2010 по делу №А56-64006/2009 //КонсультантПлюс. -2011. - 20 февраля.

12. Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации 2002 г. «России надо быть сильной и конкурентоспособной» (/Российская газета. - 2002. - 19 апреля.

13. Алимова Е.В. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) стратегических организаций: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - СПб., 2004.

14. Андреев С.Е. Соотношение реабилитационных и ликвидационных аспектов правоотношений в сфере банкротства: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2004.

15. Витрянский В. В. Банкротство и ликвидация в сфере судебной практики //Закон. - 2007. - Июль.

16. Витрянский В.В. Постатейный комментарий Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» - М., 2003.

17. Гаврилова Н.В. Формирование института банкротства и его роль в экономике переходного периода: Автореф. дис... канд. эконом. наук. - М., 2000.

18. Говоров Б. Г. Практика и проблемы банкротства стратегических предприятий //Арбитражный управляющий. - 2006. -№4.

19. Кращенко Д.А. Банкротство субъектов предпринимательства в Российской Федерации: проблемы правового регулирования: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2001.

20. Марков П.А. Особенности банкротства стратегических предприятий: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2004.

21. Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. - М., 2008.

22. Эпштейн С. Основные тенденции развития современного законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) //Бизнес в законе. - 2009. - №3.

РЕЦЕНЗИЯ

Судя по многочисленным литературным и иным источникам, которые использовал Хасанов Р.М. при подготовке рецензируемой статьи, она посвящена одному из достаточно изученных юридической наукой феноменов (особенно в теоретико-методологическом и нормативно-правом аспектах), а именно - механизму правового регулирования банкротства предприятий (организаций). Однако, с учетом того, что указанный механизм был непосредственно рассмотрен применительно к хозяйственным обществам, имеющих стратегическое значение, и то, что Хасанов Р.М. сумел предложить заслуживающие внимания рекомендации по его совершенствованию, все это, несомненно, привлекает внимание к данной статье, делает ее актуальной и познавательной. Следует отметить и акцентирование внимания автора на предусмотренных Законом о банкротстве положениях о мировом соглашении, заключаемом должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве, а также на иных мерах, призванных оградить стратегические предприятия и организации от банкротства. Статья содержательна, логически выстроена, написана на высоком теоретическом уровне, в ней много элементов нетрадиционного взгляда на привычные явления и процессы правовой действительности.

Таким образом, автор обладает необходимыми качествами исследователя, а его работа имеет научную и практическую ценность, отвечает требованиям, предъявляемым к статьям по правовой проблематике, и может быть рекомендована к опубликованию в ведущих научно-юридических журналах страны.

Заведующая кафедрой гражданского права юридического факультета Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ,

д.ю.н., профессор Г.Ф. Ручкина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.