Микерин А. А., кандидат политических наук, доцент (Казанский юридический институт МВД России)
К вопросу об основных направлениях реформирования политической системы современной России: историко-политический аспект
В статье выявляются основные тенденции и перспективы развития политической системы современной России. Характеризуется качественное состояние конституционного регулирования федеративных отношений и обозначаются некоторые направления его дальнейшего совершенствования.
Ключевые слова: политическая система, федерация, политическая партия, федеративные отношения
Политическая система современной России динамично развивается. В процессе поэтапного реформирования она неизбежно сталкивается с новыми вызовами, угрозами и рисками для развития общества и государства. Важнейшим стратегическим национальным приоритетом, позволяющим обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны, по сей день остаётся охрана государственного суверенитета Российского государства, его территориальной целостности. Обеспечение незыблемости конституционного строя Российской Федерации занимает не последнее место в перечне её национальных интересов на долгосрочную перспективу [1]. Мировой экономический кризис, продемонстрировавший социально-экономические изъяны западных либеральных политических режимов, обострение международных противоречий и т.п. актуализируют задачу выявления тенденций, определения направления дальнейшего пути политического развития России. Ситуация осложняется усиливающейся политической поляризацией российского общества, отсутствием общей национальной идеи.
В развитии отечественной политической системы в 2000-х гг. всё отчётливее выделяются этапы, характеризующиеся особым содержанием и направленностью.
Вектор развития политической системы в 2000-х гг. определялся политикой укрепления вертикали власти, имевшей целью вывод страны из хаоса 90-х, борьбу с экстремизмом и сепаратизмом, унификацию политико-правовой системы страны, централизацию федеративных отношений, консолидацию федеральной и региональных элит. Содержанием её в череде прочего стало учреждение института полномочного представителя Президента в федеральных округах, изменение порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта федерации, введение нового порядка формирования Совета Федерации, создание Г осударственного Совета РФ, масштабная ревизия двусторонних договоров, заключённых между федеральным центром и регионами [2]. Важной вехой в реформировании российской партийной системы стало повышение требований для регистрации общественного объединения в качестве по-
литической партии: "...в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов...» [3]. Серьёзные изменения вносятся в избирательное законодательство: повышен до 7% порог допуска федеральных списков кандидатов к распределению мандатов в Государственной Думе РФ, отменены возможности голосовать против всех, голосовать по одномандатным округам [4].
Главными положительными результатами реформы политической системы 2000-2008гг. стало сохранение политического единства государства, консолидация политической элиты страны, унификация законодательного процесса и системы российского законодательства.
Проводимые меры встретили массовую поддержку со стороны граждан России, что проявилось в том числе и в популяризации Президента В.Путина и консолидировавшей в своих рядах представителей федеральной и региональных элит политической партии «Единая Россия». В Государственной Думе 5-го созыва (2007-2011гг.) депутаты от «Единой России» имели 70 % мест, что обеспечивало квалифицированное большинство и открывало широкий простор законодательной деятельности. Посредством ресурса «Единой России» была проведена корректировка Конституции в части увеличения срока полномочий Президента и Госдумы до шести и пяти лет соответственно, о чём заявил ещё 5 ноября 2008 года в послании к Федеральному Собранию РФ Президент Медведев [5]. А 7 ноября 2008г. премьер В. Путин на встрече с руководством партии "Единая Россия" заявил: "Думаю, что "Единая Россия" должна поддержать позицию президента и за счет своего политического ресурса обеспечить прохождение президентских предложений через федеральный парламент, а при необходимости и через законодательные собрания регионов" [6].
Достижение некоторой политической стабильности, консолидация конфликтовавших на протяжении 90-х гг. федеральной и региональных элит породили в обществе надежды на дальнейшее повышение роли и ответственности государственной власти в решении многочисленных социальных проблем.
Однако дальнейшее реформирование политической системы России характеризуется последовательной либерализацией и децентрализацией, что составляет содержание нового этапа развития политической системы.
В сентябре 2009 г. президент Д.Медведев опубликовал в интернет-издании «Газетами» статью «Россия, вперёд!», в которой изложил своё представление о будущем развитии России, в том числе и её политической системы. Важным элементом будущей политической системы, судя по содержанию статьи президента, должны были стать политические партии: «Партии и их коалиции будут формировать федеральные и региональные органы исполнительной власти (а не наоборот), выдвигать кандидатов на пост главы государства, руководителей регионов и местного самоуправления. Они будут иметь длительный опыт цивилизованной политической конкуренции. Ответственного и содержательного взаимодействия с избирателями, межпартийного сотрудничества и поиска компромиссных вариантов решений острейших социальных проблем. Соединят в по-
литическое целое все части общества, граждан всех национальностей, самые разные группы людей и наделенные широкими полномочиями российские земли» [7]. Необходимым условием обновления партийной системы в статье ставится достижение межпартийного консенсуса, в том числе и в отношении основ конституционного строя: «Политическая система будет обновляться и совершенствоваться в ходе свободного соревнования открытых политических объединений. При сохранении межпартийного консенсуса по стратегическим вопросам внешней политики, социальной стабильности, национальной безопасности, основ конституционного строя, охраны суверенитета нации, прав и свобод граждан, защиты права собственности, неприятия экстремизма, поддержки структур гражданского общества, всех форм самоорганизации и самоуправления» [7].
Приведённые цитаты, думается, свидетельствуют о некоторой идеализации роли партийной системы, пусть и высокоразвитой, в упрочнении федеративного государства в условиях предполагаемой широкой децентрализации. Подобное соревнование политических объединений должно проходить на «ровном» конституционно-правовом поле, с безусловным принятием ими установленных государством «правил игры». Говорить о межпартийном консенсусе по вопросам, составляющим функциональную нагрузку государства (внешняя политика, нац. безопасность, основы конституционного строя, охрана суверенитета и т.п.) как о необходимом условии обновления политической системы вряд ли стоит. Государство как основной элемент политической системы должно обеспечивать прочный фундамент функционирования и развития институтов гражданского общества.
К сожалению, за весь срок работы Государственной Думы 5 созыва (2.12.2007 - 26.12.2012) не было принято каких-либо мер, направленных на реальное укрепление конституционно-правовых основ российской государственности. Последовательная либерализация политической системы переносит нагрузку в решении важных социальных проблем на плечи не развитого ещё гражданского общества, освобождая от ответственности государство. Вместе с тем предпринятая ревизия конституционного законодательства, результатом которой стало увеличение сроков полномочий президента и парламента, способствовала, прежде всего, укреплению личной власти президента и влияния правящей партии «Единая Россия», консолидировавшей в своих рядах представителей чиновничьих бюрократических структур федерального и регионального уровней.
В ноябре 2011 года, накануне декабрьских выборов в Государственную Думу РФ, лидеры «Единой России» поставили вопрос о дальнейшей децентрализации федеративных отношений, а Президент России Д.Медведев согласился с тем, что вопросы децентрализации полномочий и повышения роли регионов должны найти отражение в государственной политике [8]. Декабрьские выборы в Госдуму, хотя и были проведены на «высоком организационном уровне» в большинстве регионов, продемонстрировали падение доверия к сложившемуся политико-правовому режиму. Отсутствие ощутимого улучшения уровня жизни граждан, безответственность и произвол госчиновников, небывалый размах
коррупции, лишающей страну потенциала для дальнейшего развития, явились неизбежными причинами прокатившихся по стране массовых акций протеста, выразивших сомнения в легитимности результатов выборов в Г осударственную Думу.
В своём послании к Федеральному Собранию 22 декабря 2011 г. Президент Д.Медведев озвучил ряд инициатив по дальнейшему развитию политической системы страны. Важнейшими новшествами, реализованными в развитие положений этого программного документа, стали упрощение порядка регистрации политических партий и возобновление прямых выборов высших должностных лиц субъектов федерации. В соответствии с внесёнными изменениями в законодательство численность членов партий снижается с минимальных 40 тысяч до 500, расширены возможности партий по подаче регистрационных документов, упрощается система их отчетности [9]. Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ, выдвигаемые политическими партиями либо в порядке самовыдвижения, должны получить поддержку депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований соответствующего субъекта РФ [10].
В складывающейся социально-политической обстановке указанные меры, направленные на демократизацию политической системы, получают весьма специфическое наполнение. Увеличение числа политических партий будет способствовать значительному «размыванию» оппозиции, прежде всего левой. Так называемый муниципальный фильтр, который должны проходить кандидаты на пост высшего должностного лица в субъектах, в условиях, когда муниципальный уровень представляет собой, по сути, «нижний этаж» государственных структур, вряд ли окажет содействие демократизации института выборов глав регионов.
Проводимая реформа политической системы всё более ассоциируется в общественном сознании с укреплением личной власти Президента и его партии, а отнюдь не с укреплением государства, роль которого как основного элемента политической системы неуклонно падает. Видимые политическое единство и согласие установлены не на основе создания, укрепления соответствующих политических институтов, но на основе партийной консолидации, иерархии и дисциплины. Показательно, кстати, что в данном функциональном отношении «Единая Россия» всё чаще сравнивается с КПСС, имевшей конституционный статус «ядра политической системы».
Исторический опыт свидетельствует о необходимости своевременной модернизации конституционного законодательства в условиях динамичного изменения экономической и политической конъюнктуры. Сохранение политического единства страны возможно лишь при условии создания чётких институциональных форм политического устройства, закреплённых в основном законе страны.
Представляется, что уже к концу прошлого десятилетия сложились необходимые предпосылки дальнейшего укрепление конституционного строя России путём устранения из конституционного законодательства положений, яв-
ляющихся источником противоречий федеративных отношений на протяжении 1990-х гг. и составляющих источник перманентной конфликтности и по сей день. Действующая Конституция была принята в непростой ситуации обострения политического конфликта и революционных преобразований, явившись во многом следствием компромисса. Многие её положения, в том числе и затрагивающие основы конституционного строя, не поддаются однозначной трактовке, сохраняют пространство для политического манёвра. Кроме того, не может не вызывать опасений и то, что за период проведения политики выстраивания вертикали власти были преодолены далеко не все противоречия между федеральным и республиканским конституционным законодательством. Например, действующая редакция Конституции Республики Татарстан сохранила положение о суверенном статусе республики в составе Российской Федерации, вопреки постановлению Конституционного Суда РФ, не признавшему за республиками в составе России подобный статус.
Подобные недостатки конституционного регулирования должны являться объектом тщательного анализа и подлежать устранению.
Справедливо заметить, что сложившаяся сегодня на практике модель российского федерализма вполне оправдывает себя. Она является залогом прочности и устойчивости государства, что само по себе жизненно необходимо для социально-экономического развития страны, роста жизненного уровня ее населения, сохранения великого духовного и многообразного культурного наследия ее народа.
Фактически нивелирован статус различных типов субъектов Российской Федерации путем введения единообразного порядка организации их законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Сохраняющиеся различия носят лишь номинальный характер, что трактуется как дань исторически сложившейся традиции. Таким образом, современная Россия - фактически симметричная федерация.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется преимущественно Конституцией; Федеративный и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий фактически изъяты из разграничительного процесса. Таким образом, современная Россия - фактически конституционная федерация. Представляется целесообразным и своевременным придание оформившейся модели конституционного статуса, устранив из текста основного закона положения, допускающие возможность «люфта» между различными моделями федеративного устройства.
Для пересмотра положений Конституции, имеющих отношение к затронутой проблематике, необходима поддержка тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы и созыв Конституционного Собрания в соответствии с федеральным конституционным законом (ст.135 Конституции РФ).
Таким образом, одной из возможных и целесообразных альтернатив дальнейшего реформирования политической системы России является разработка, широкое общественное обсуждение проблем оптимизации конституционных основ российского федерализма, публичное обсуждение и принятие федерального конституционного закона о Конституционном Собрании Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 //Российская газета. 2009. 19 мая.
2. Микерин А.А. Административная реформа и новые контуры модели российского федерализма// Государственно-правовая политика в северо-западном регионе: материалы международной научно-практической конференции, 29-30 октября 2010 г. СПб., 2010. С. 105-109.
3. О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях": Федеральный закон Российской Федерации от 20 декабря 2004 г. N 168-ФЗ// Российская газета. Федеральный выпуск. 2005.24 мая.
4. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ// Российская газета. Федеральный выпуск. 2004. 24 декабря
5. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года
//Президент России. Официальный сайт.
http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/11/208749.shtml (23.10.2012)
6. Путин В.В.: "Единая Россия" должна обеспечить поддержку положений Послания
президента// Вести (интернет-газета). 2012. 23 октября
http://www.vesti.ru/doc.html?id=221599 (23.10.2012)
7. Дмитрий Медведев: Россия, вперед! // Газета.Ру 10.09.09.
http://www.gazeta.ru/comments/2009/09/10_a_3258568.shtml (23.10.2012)
8. Заседание президиума Госсовета по вопросу повышения роли регионов в модернизации экономики//Президент России. иКЬ: http://kremlin.ru/news/13477 (11.12.2011)
9. О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях": Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ// Российская газета. Федеральный выпуск. 2012. 4 апреля.
10. О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ// Российская газета. Федеральный выпуск. 2012. 4 мая.