Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ И ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МСП'

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ И ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МСП Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
бизнес / санкции / предпринимательство / приоритетные отрасли экономики / преференции / business / sanctions / entrepreneurship / priority sectors of the economy / preferences

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кешишян Тухман Саргисович

В статье рассматриваются факторы экономического роста, которые находятся в прямой зависимости от уровня его развития. К таким факторам автор относит показатели экономического роста за определенный период времени; структуру валового национального продукта; качество валового национального продукта. Проанализированы основные направления развития и отраслевые особенности развития МСП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кешишян Тухман Саргисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the factors of economic growth, which are directly dependent on the level of its development. The author refers to such factors as indicators of economic growth over a certain period of time; the structure of the gross national product; the quality of the gross national product. The main directions of development and sectoral features of SME development are analyzed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ И ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МСП»

УДК 658 ББК 65.290

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ И ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МСП

Аннотация. В статье

рассматриваются факторы

экономического роста, которые находятся в прямой зависимости от уровня его развития. К таким факторам автор относит показатели экономического роста за определенный период времени; структуру валового национального продукта; качество валового

национального продукта.

Проанализированы основные направления развития и отраслевые особенности развития МСП.

Ключевые слова: бизнес, санкции, 105122, Россия, г. Москва, предпринимательство, приоритетные

Щелковское шоссе, д. 13 отрасли экономики, преференции.

T.S. KESHISHYAN, La wyer LL C « Olympia», tuhmanvke@bk.ru 13, Schelkovskoe highway, Moscow, Russia, 105122

ON THE QUESTION OF THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT AND SECTORAL FEATURES OF SME DEVELOPMENT

Annotation. The article considers the factors of economic growth, which are directly dependent on the level of its development. The author refers to such factors as indicators of economic growth over a certain period of time; the structure of the gross national product; the quality of the gross national product. The main directions of development and sectoral features of SME development are analyzed.

Key words: business, sanctions, entrepreneurship, priority sectors of the economy, preferences.

Малый и средний бизнесы являются опорой рыночной экономики, создающей новые рабочие места и поглощающей избыток высвобождаемой в связи с чрезвычайными ситуациями рабочей силы. Некоторые факторы

Тухман Саргисович Кешишян

юрист

ООО «Олимпия» tuhmanvke@bk.ru

экономического роста находятся в прямой зависимости от уровня его развития. К таким факторам можно отнести:

1) сами показатели экономического роста за определенный период времени;

2) структура валового национального продукта;

3) качество валового национального продукта.

Развитие малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) является приоритетной задачей органов государственного управления по обеспечению развития национальной экономики, ее гибкости и адаптивности к негативному воздействию внешних факторов, позволяющим нивелировать безработицу, моноструктурность экономики отдельных регионов, низкий уровень благосостояния и т.д.

МСП — база для формирования рациональной структуры местных хозяйств. Предпринимательские структуры присутствуют во всех видах экономической деятельности, за исключением государственного управления, социального страхования и обеспечения безопасности населения. Лидером по количеству субъектов МСП, как уже было отмечено выше, является Центральный федеральный округ.

Градацию приоритетных отраслей экономики и видов экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства можно представить следующим образом:

1) сельское хозяйство, включая производство сельскохозяйственной продукции, а также предоставление услуг в этой отрасли экономики, в том числе в целях обеспечения импортозамещения и развития несырьевого экспорта;

2) обрабатывающее производство;

3) производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

4) строительство;

5) туристская деятельность и деятельность в области туристской индустрии в целях развития внутреннего и въездного туризма;

6) деятельность в области информации и связи;

7) деятельность в области здравоохранения;

8) деятельность в области образования;

9) деятельность профессиональная, научная и техническая.

Периодически заключаются экспериментальные сделки по

финансированию компаний, которые предоставляют интеллектуальную собственность в залог, в них участвует также Роспатент и коммерческие банки. Однако финансирование высокотехнологичных и наукоёмких стартапов упирается в вопрос закрытия рисков по таким сделкам. Практика показывает, что в условиях текущего регулирования банки не готовы массово идти в этот

сегмент, скорее здесь более эффективны инструменты финансирования и прямых инвестиций.

В связи с введением санкций ряда стран в отношении России и ответных мер, значимость сельского хозяйства возросла. Постепенное снижение количества средних предприятий и рост малых в данной сфере обусловлены рядом преимуществ последних — возможности использования УСН и участия в мероприятиях по государственной поддержке. Наиболее распространенной организационно-правовой формой в данной сфере является общество с ограниченной ответственностью (ООО), а также индивидуальные предприниматели (ИП) и фермерские хозяйства (ФХ). Общими для всех форм препятствиями в процессе осуществления деятельности являются:

— пробелы в государственной аграрной политике [7];

— высокая степень износа сельскохозяйственного оборудования;

— кадровый дефицит;

— непредсказуемое инвестиционное поведение рыночных субъектов;

— низкие закупочные цены на сельхозпродукцию;

— зависимость от метеорологических условий. Данный пункт может быть отчасти компенсирован посредством договора сельскохозяйственного страхования в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2011 № 260-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», предметом которого могут быть посевы, насаждения многолетних культур (саженцев, деревьев), животные (скот) и аквакультуры и т.д. Необходимы мероприятия по популяризации сельскохозяйственного страхования МСП (в настоящий момент им пользуются в основном производители уже столкнувшиеся с низким качеством почвы и ущербом для урожая). Также важны услуги консультационных и образовательных центров поддержки МСП по расчету идентифицированных рисков (карты рисков) по возможным издержкам и затратам по управлению рисками. Также важно стабилизировать безопасность продуктовых «корзин» в условиях пандемии коронавирусной инфекции 2019 (COVID-19). Пандемия повлияла почти на все звенья цепочки поставок, но наибольшее влияние оказала на этап продаж, рыночные риски агропроизводства значительно возросли, а разрыв между себестоимостью и рыночной ценой увеличился. Заметна разница в ценах продаж между традиционными каналами и электронной коммерцией;

— неравная конкурентная борьба с иностранными производителями и поставщиками, находящимися в более благоприятных климатических и трудовых условиях. Стоит отметить, что показатели рентабельности МСП в

сельхозпроизводстве ниже, чем других отраслях, что указывает на необходимость мер по интенсификации производства импортозамещающей продукции;

— неравные пропорции распределения экономического результата между участниками цепи «производство — переработка — реализация», приводящие к нарушению принципа справедливого распределения прибыли (в настоящий момент продавцы и переработчики забирают около двух третей доходов). Низкая закупочная цена сельскохозяйственной продукции формируется из-за доминирующего положения на рынке крупных оптовых компаний. Негативное положение, сложившееся в ценообразовании, сглаживается точечными решениями антимонопольных служб Российской Федерации и ее субъектов.

Ожидается положительная динамика показателя производства продукции сельского хозяйства в большинстве регионов. Регионами — лидерами роста производства продукции сельского хозяйства будут являться Калужская, Тверская, Ярославская, Ивановская, Брянская, Амурская, Ульяновская и Тульская области, г. Севастополь, Кабардино-Балкарская и Чеченская республики, Камчатский край, Еврейская автономная область, республики Ингушетия, Мордовия.

— налоговое обременение. Можно также отметить неравномерность налогового обременения, частности, по сельскохозяйственному налогу для всех категорий налогоплательщиков Московской области установлена налоговая ставка в размере 0%. В связи с введёнными в отношении Российской Федерации санкциями, а также последствиями коронавирусной инфекции, представляется рациональным установление моратория на повышение налоговых ставок для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства посредством рассмотрения в Государственной думе Российской Федерации и одобрения Советом Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», либо принятием постановления Правительства Российской Федерации. Так, ранее уже был принят нормативный правовой акт относительно государственного контроля — Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»;

— недостаточность знаний о сельскохозяйственном производстве в форме сельскохозяйственного производственного кооператива. Долгое время колхозы подвергались гонениям и критике как неэффективная форма

хозяйствования в условиях рыночной экономики. В последние годы сельскохозяйственные производственные кооперативы рентабельно ведут свою деятельность, сохраняя не только рабочие места, но и капиталовложения (паевые взносы) своих владельцев — сельских жителей, действующих и бывших работников (пенсионеров), приумножая их капитализацию год от года. Необходима поддержка концепции организации сельскохозяйственного производства в форме сельскохозяйственного производственного кооператива как селообразующего предприятия (где личное трудовое участие принимает большая часть трудоспособного населения сельских территорий, то есть свыше 15 человек). Во исполнение этой задачи предлагается осуществить перераспределение средств государственной помощи всех видов в категории субъектов МСП в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива как наиболее эффективной и жизнеспособной формы самоорганизации производственной деятельности на селе с максимальным вовлечением местного сельского населения в вопросы самоуправления и хозрасчета. Перераспределение средств господдержки каждого вида в пользу субъектов МСП, организованных в форме сельскохозяйственного производственного кооператива, предполагается по коэффициенту, который будет определен в зависимости от вклада сельскохозяйственного производственного кооператива в создание валового регионального продукта.

Среди основных направлений развития малого и среднего бизнеса следует выделить:

— деятельность Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» — института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам малого и среднего предпринимательства поддержки, согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). Важно отметить, что нормы о корпорации практически не содержат правовых основ, ориентированных на экспортную поддержку, что особенно важно в связи с пересмотром экспортных правоотношений со странами ЕС и США, в связи с чем представляется целесообразным:

1) усилить правовые основы, регламентирующие деятельность Корпорации МСП, закрепив в рамках ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» национальный приоритет за поддержкой экспортно-ориентированных МСП;

2) в рамках разработки проектов Программы деятельности Корпорации МСП на последующие годы учесть необходимость формирования специальной и конкретной системы мер поддержки, направленной на экспортно-ориентированные субъекты МСП, с учетом национальных стратегических ориентиров по сферам деятельности экспортно- ориентированных МСП, с точки зрения конкурентоспособности российских товаров на внешних рынках;

— деятельность делового объединения «Опора России», представляющего интересы малого и среднего бизнеса. Заслуживает отдельного внимания предложенная концепция регулирования онлайн-ретейлеров (Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «Сбермегамаркет», AliExpress, eBay и др.) в связи с рисками дискриминации пользователей, а также их давления на ценовую политику поставщиков. Агрегаторы товаров могут задерживать перевод оплаты за товар и ограничивать доступ к отчетам о продажах. Кроме того, маркетплейсы диктуют продавцам условия акций и скидок. Некоторые онлайн-ретейлеры могут не выдавать накладные при отгрузке товара. Таким образом, если товар теряется, доказать, что он был поставлен, невозможно. Без платформ малый бизнес не может продавать, а доступ к платформам определяют сами платформы в соответствии с внутренними правилами. «Опора России» предлагает обязать маркетплейсы публиковать принципы формирования рейтингов продавцов, очередность выдачи товаров в поиске, а также запретить им требовать от бизнеса гарантий низких цен и лучших условий именно при продаже через свою площадку. Также организация просит утвердить конкретный перечень информации, которую маркетплейсы обязаны раскрывать, и обязать их обеспечить внутреннюю систему рассмотрения жалоб и заявлений пользователей. Случаи монополизации и давление на ценовую политику происходили и раньше. Так, ФАС запретила сервису бронирования Booking.com навязывать отелям «паритет цен». Сервис бронирования отелей был оштрафован на 1,3 млрд руб. за «злоупотребление доминирующим положением на рынке».

— развитие институциональной экономической реформы, положения которой дополнили бы Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (разработан Минэкономразвития России). Данная реформа должна закрепить внутриполитический курс на создание децентрализованной бизнес администрации, передачу регулирования в региональное и муниципальное ведение [6]. Центр стратегических разработок Российской Федерации периодически выдвигает инициативы по исключению тормозящих развитие МСП норм [4]. Одной из таких инициатив является создание Совета по умному регулированию в рамках уже использующейся ЕС концепции «smart regualtion». Основными задачами Совета будут правовой

мониторинг и изучение международных практик, улучшение языка нормотворчества, участие в генеральных мероприятиях государственного управленческого цикла. Предполагается, что Совет стал бы аналогом зарубежных административных советов и независимых групп по административным барьерам. Деятельность Совета не окажет существенного влияния на курс развития корпораций ТЭК и ОПК, но является необходимой для предприятий второго уклада, не располагающих средствами защиты от бюрократического давления.

Так, МСП нуждаются в защите от «регистрирующих, лицензирующих, проверяющих». До сих пор действует жесткая контрольная санкционная политика, неофициальная «палочная» система, предусматривающая проведение рейдовых мероприятий и административных расследований, необоснованное принятие ограничительных мер в связи с выявленными нарушениями в виде блокировки банковских счетов без достаточных на то оснований. Чем больше государственных денег (преференций, субсидий и проч.) выделяется МСП, тем больше проверок и администрирования. За рост оборота МСП с последующим сокращением госдотаций — важнейшего критерия оценки качества работы местной и региональной администрации должен, соответственно, отвечать конкретный муниципалитет, его глава, администрация региона, для чего субъекты управления должны располагать необходимыми полномочиями, распоряжаться значительной долей собираемых налогов. Средств для перераспределения и межрегионального трансфера финансов остается все меньше, и налоговый кодекс должен отвечать этим тенденциям;

— увеличение объёмов выдачи поручительств и объёмов привлечённого финансирования МСП. Данный блок можно рассмотреть на примере отраслевой структуры поручительств Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. В целом отраслевая структура выданных фондом

— поручительств близка отраслевому распределению МСП в столице в целом: наибольший объём приходится на торговлю, треть суммарно получают важнейшие отрасли — производство, инновации, строительство, медицина, оставшаяся доля — различные услуги и другие сферы. Среди получателей поручительств важное место занимают участники госзаказа, кто поставляет питание, медикаменты, различные услуги городским заказчикам, хотя всё чаще банки работают с этой категорией клиентов без поручителей. Для участников госзаказа Фонд в 2019 году существенно упростил процедуру получения поручительства и при оценке таких заёмщиков учитывает опыт компаний в реализации, например, небольших заказов, с тем чтобы господдержка позволила клиенту выполнить более крупный заказ и перейти в другую бизнес-нишу;

— развитие семейного предпринимательства [3, с. 15-28, 87-94]. Большие совместно проживающие семьи из нескольких поколений в прошлом привлекали своих членов к выполнению предпринимательских задач и превращали домашние хозяйства в значительную единицу экономического производства. В настоящий момент семейными признаются отношения, возникающие и изменяющиеся в силу:

1) кровного родства;

2) заключения брака;

3) кооперации/объединения (ведение совместного быта, проживание на единой жилой площади и т.д.).

Семейный бизнес — неоднозначное понятие для российской действительности [5]. Российская нормативно-правовая база предусматривает три варианта юридического отражения семейно-родственных связей в деятельности коммерческих и некоммерческих предприятий:

1) общины коренных малочисленных народов (ст. 123.16 ГК РФ);

2) казачьи общества (Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от

02.07.2021) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.01.2022);

3) КФХ (единственный полноправный субъект предпринимательских отношений).

В рамках традиционных организационно-правовых форм члены семьи фигурируют как индивидуальные предприниматели, заключающие гражданско-правовые договоры (партнёрские договоры, договоры о сотрудничестве, трудовые договоры), самозанятые или оформляют долевое участие. Семейные предприятия, существующие несколько поколений, как правило, имеют долгосрочный горизонт планирования наряду с более низкими ставками задолженности и более диверсифицированными портфелями, которые помогают снизить краткосрочное финансовое давление, вызываемое экономическими шоками, в связи с чем придание им официального правового статуса субъекта предпринимательских отношений, регулируемых гражданским, экономическим и финансовым законодательством, представляется необходимым. Преимуществами семейного предприятия также являются: личная заинтересованность сотрудников (членов семьи) в коммерческом успехе, автономность в принятии управленческих и экономических решений, присущая предпринимательской деятельности в целом [1] — предпринимательское поведение индивида часто коренится в семейном контексте, аналогичным образом устойчивость семейной фирмы зависит от индивидуального или коллективного предпринимательского поведения. Значимость семейных

предприятий обусловлена набором социальных функций, которые они выполняют, включая региональное развитие. Так, семейные предприятия в социальных и производственных структурах взаимодействуют с региональными факторами и региональными процессами, например, информационный обмен, процессы обучения, динамика конкуренции и демографическая и институциональная динамики.

Закрепление в действующем законодательстве новой организационно-правовой формы «семейное предприятие» позволит претендовать на государственную поддержку — участие в специальных целевых программах, направленных на развитие предпринимательской деятельности членов семьи [2, с. 54.] (льготные программы кредитования, лизинга и проч.).

Минэкономразвития РФ и ТПП РФ разработаны следующие положения в ФЗ № 209 относительно семейных предприятий:

— исполнительным органом семейного предприятия являются члены одной семьи, владеющие в совокупности долей в уставном капитале общества или голосующими акциями АО в размере, превышающем половину;

— половину сотрудников семейного предприятия должны составлять члены одной семьи;

— особый режим налогообложения — семейный патент.

В настоящий момент данный законопроект все еще проходит стадию согласования.

В качестве наиболее проблемного аспекта ввода семейных предприятий в правовой и научный оборот можно выделить обеспечение преемственности [8]. Индивидуальные характеристики (эмоциональные факторы), факторы окружающей среды (например, культура труда в стране), параметры управления и управление ресурсами — все это может влиять на преемственность и, следовательно, на решения, связанные с преемственностью. Ярким примером преемственности является японский отель «Хоси-Рекан», основанный в 717 г.

Закрепление семейных предприятий в отечественном законодательстве позволит восстановить пострадавший вследствие пандемии COVID-19 малый и средний бизнес [9], а также вывести реально существующий бизнес-сегмент из «серой зоны» налогообложения;

— поддержание гендерного равенства в бизнес-среде. Анализируя перспективы развития экономики страны, необходимо учитывать и гендерные признаки, поскольку женская экономическая активность с каждым годом возрастает. Устранение гендерного разрыва имеет решающее значение для

экономики, восстанавливающийся после пандемии и в период санкций1. Развитие женского предпринимательства определяется стратегическими документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и способствующими созданию условий для получения женщинами профессионального образования в наиболее передовых областях экономики, расширения прав, возможностей малого и среднего бизнеса и участия женщин в развитии инфраструктуры социального предпринимательства, профессиональной подготовки и повышения квалификации женщин с низким уровнем конкурентоспособности на рынке труда (находящихся в декретном отпуске, с недостаточным уровнем компетенций и квалификации, безработных), участия женщин в высокотехнологичных сферах и бизнес-конкурсах для бизнес-ориентированных и социально активных женщин;

— цифровизацию МСП, цифровое развитие. За последние 20 лет сильно поменялся ландшафт бизнеса, ожидаемо, что через 5 лет список зарегистрированных МСП поменяется. Каждый этап развития приносит новые источники формирования стоимости, сегодня — это цифровизация данных. Ее всепроникающий характер, технологии интернет-вещей позволяют воплощать в жизнь принцип «всё, что может быть оцифровано, должно быть оцифровано», развитие приобретает экспоненциальный характер. Непонимание этого оказывает влияние как на принятие экономический и финансовых решений, так и налоговый контроль. Налоговая система должна обладать знаниями о налогоплательщиках, понимать производственные процессы, бизнес-модели, логику принятия решений — всё это позволяет узнать налоговую базу. Общими характеристиками цифрового бизнеса являются:

— низкая стоимость вхождения в бизнес;

— дематериализация активов, товаров и услуг;

— упор на нематериальные активы и интеллектуальную собственность;

— масштабная экономическая активность без физического присутствия;

— трансформация данных в стоимость;

— прямые контакты между продавцом и покупателем без участия регуляторов;

— невидимость для государственных органов.

Так, микробизнес и самозанятые граждане сегодня — самая незащищенная сфера предпринимательской деятельности. Выделить даже небольшую сумму

1 Данные сайта агентства Bloomberg. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-03-09/women-could-give-20-trillion-boost-to-economic-growth-by-2050 (Дата обращения: 23.02.2022).

для внедрения IT-инструментов для них является проблематичным. Сглаживание цифрового неравенства предполагает работу в 5 блоках:

1) продвижение и использование Интернета как ресурса для продаж;

2) информационная безопасность (самое уязвимое место); каналы хранения и передачи информации; использование различных CRM и аналитики; это обучение цифровым навыкам;

За 20 с лишним лет существования систем ЭДО они так и не стали распространены повсеместно. Примечательно, что 2024 году ФНС планирует внедрить обязательный электронный документооборот (95% счетов-фактур и 70% накладных). Отраслями-лидерами по использованию ЭДО сегмента малого и среднего бизнеса традиционно являются технологичные отрасли с высоким средним чеком:

1. Операции с недвижимостью (ОКВЭД 68).

2. Бизнес-услуги (ОКВЭД 77-82).

3. Консалтинг и научные разработки (ОКВЭД 69-75).

Общепит и строительство находятся в зоне особого внимания ФНС ввиду непрозрачности денежных потоков.

Увеличивается доля пользователей цифровых сервисов: конструкторов сайтов (readymag, tilda, ecwid), сайтов по созданию рассылок (postcards, mailchimp, unisender). АmoCRM и Zoho CRM позволят быстро подключить CRM-систему к своему бизнесу и собирать все данные о своих покупателях в онлайне, тем самым повышая эффективность продаж (системы полностью интегрируются с emai^);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— популяризацию консультационных и информационных мероприятий по возможности перевода из категории самозанятого в сектор малого бизнеса. В соответствии с постановлением Правительства от 29.09.2020 № 1536 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» самозанятым стали доступны льготы, которые перечислены в нацпроекте поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы: бесплатные консультации по бизнесу и финансам, льготная аренда офисов и рабочих мест, льготные кредиты до 1 млн. рублей и т.д. Данная категория ранее не могла подавать заявки на получение бизнес-кредитов, т. к. они выдаются банками компаниям и ИП, поэтому Правительство разрешило самозанятым брать займы в государственных микрофинансовых организациях.

Таким образом, в ближайшие 5 лет российской экономике предстоит перестроиться под глобальное импортозамещение и сместить фокус с

добывающего сектора (горно-химическое сырье, руды чёрных и цветных металлов, нефть, газ, уголь, торф, сланец и т. д.) на обрабатывающий (машиностроение, швейная, обувная, пищевая и т. д.). Такая стратегия окажет существенное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства. Возможны три направления замены импортных товаров:

1) диверсификация производства (предприятий оборонного и космического комплекса, например, Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королёва, АО «136 ЦБПР», АО Мичуринский завод «Прогресс», «АК» Туламашзавод», ПАО «Тульский оружейный завод», АО «Концерн ВКО „Алмаз-Антей"» и проч.), их переоборудование/расширение для изготовления высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения (см. Постановление Правительства РФ от 21.01.2020 № 026 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса» (ред. от 21.01.2021)). Данное направление не затронет порядок субсидий из федерального бюджета на развитие МСП, за исключением локализированных производств (мелкая сложная техника, комплектующие запчасти и т. д.);

2) активное финансирование МСП в целях поддержания конкурентоспособности отечественных импортозамещающих производителей, поиск новых инвестиционных потоков (реальные инвестиции);

3) укрепление внешнеэкономических связей с быстро растущими развивающимися экономиками (прежде всего, Китаем и Индией).

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Ершова И.В. Понятийно-правовая пертурбация как способ достижения государственной цели (на примере понятия субъекта малого и среднего предпринимательства) // Гражданское право. — 2016. — № 4. — С. 3336.

2. Мохов А.А. Правовая поддержка и правовая защита субъектов малого предпринимательства // Власть закона. — 2017. — № 2 (30). — С. 53-59.

3. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров / Р.Н. Аганина, В.К. Андреев, Л.В. Андреева [и др.]; отв. ред. И.В. Ершова. — М.: Проспект, 2017. —848 с.

4. Сапожков О. Закон понятной силы не имеет. ЦСР предлагает создать комиссию при президенте по дерегулированию российской экономики // Коммерсантъ от 26.05. 2018. — № 90/П. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.kommersant.ru/doc/3642527 (Дата обращения: 25.02.2022).

5. Семейное предпринимательство // Торгово-промышленная палата Российской Федерации: официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://family.tpprf.ru/ (Дата обращения: 23.02.2022).

6. Структурно-инвестиционная политика в условиях модернизации экономики России // Проблемы прогнозирования. — 2017. — № 4. — С. 3-16.

7. Шагайда Н.И. Аграрная структура как фактор устойчивости сельского хозяйства. // Среднерусский вестник общественных наук. — 2017. — № 5. — Т. 12. — С. 23-33.

8. Васильева О.Н. Мотивация субъектов предпринимательской деятельности: правовой аспект // В сборнике: Теория и практика развития предпринимательства: современные концепции, цифровые технологии и эффективная система. Материалы VI Международного научного конгресса. Под научной редакцией А.В. Шарковой, О.Н. Васильевой, Б. Оторовой. 2018. С. 233236.

9. Тимофеев С.В. К вопросу о правовом регулировании кредитования малого и среднего бизнеса в России // В сборнике: Актуальные проблемы частноправового регулирования общественных отношений. Сборник материалов Всероссийской научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону, 2020. С. 114-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.