Научная статья на тему 'К вопросу об основании возбуждения уголовных дел, связанных с неправомерным доступом к охраняемой законом компьютерной информации'

К вопросу об основании возбуждения уголовных дел, связанных с неправомерным доступом к охраняемой законом компьютерной информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
969
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осокин Владимир Константинович

В статье освещены особенности оснований возбуждения уголовных дел, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации. Рассмотрены некоторые средства процессуального, административно-правового и оперативно-разыскного ведения проверки первичной информации о преступлениях, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Осокин Владимир Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the basis for institution of an action concerning the illegal access to computer information

The article highlights the particular grounds of opening criminal cases relating to unauthorized access to computer information. Some means of procedural, administrative and legal, and operational investigation of verification of primary information about crimes related to unauthorized access to computer information are considered here.

Текст научной работы на тему «К вопросу об основании возбуждения уголовных дел, связанных с неправомерным доступом к охраняемой законом компьютерной информации»

TPMsvHa молодого vviHoro

B.K. Осокин

Осокин Владимир Константинович — адъюнкт кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России

E-mail: cshag@yandex.ru

К вопросу об основании возбуждения уголовных дел, связанных с неправомерным доступом к охраняемой законом

компьютерной информации

В статье освещены особенности оснований возбуждения уголовных дел, связанньых с неправомерным доступом к компьютерной информации. Рассмотрены некоторые средства процессуального, административно-правового и оперативно-разыскного ведения проверки первичной информации о преступлениях, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации.

The article highlights the particular grounds of opening criminal cases relating to unauthorized access to computer information. Some means of procedural,

administrative and legal, and operational investigation of verification of primary information about crimes related to unauthorized access to computer information are considered here.

При наличии повода возбуждение уголовного дела осуществляется в соответствии с основаниями, предусмотренными Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УП К РФ), то есть при наличии достаточн ых дан н ых, указывающих на признаки преступления. Формулировка части 2 статьи 140 УПК РФ «наличие достаточных данных» является субъективной оценочной формулой. Для каждого должностного лица, уполномоченного возбуждать уголовные дела о преступлениях, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, будет свое представление о «достаточности данных» и их «наличии». Идея законодателя заключается в том, что нет универсального требования к определению достаточности данных для возбуждения уголовного дела по каждому виду преступления и по каждому преступлению в отдельности. Используется дифференцированный подход к каждому случаю. Однако в определении «достаточности данных», в отсутствии законодательно закрепленных рамок этой оценочной категории, по нашему мнению, и заключается одна из ключевых проблем возбуждения уголовных дел о преступлениях, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации.

Многие ученые-процессуалисты сходятся в том, что «достаточность данных» не подразумевает под собой наличие сведений, указывающих на состав преступления (субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону). В соответствии с УПК РФ для возбуждения уголовного дела необходимы данные, указывающие на признаки преступления. На наш взгляд, решение о возбуждении уголовного дела может быть основано на предположительно установленных фактах. А.В. Смир-

нов и К.Б. Калиновский также говорят о вероятностном выводе наличия преступления1. Мы можем считать достаточным обоснованное предположение о том, что преступление могло быть. Данные должны указывать на такие признаки преступления, как виновность, противоправность, общественная опасность, наказуемость. При возбуждении уголовного дела не требуется доказать все признаки состава преступления. Признаки преступления на стадии возбуждения дела, прежде всего, выявляются путем установления объекта и объективной стороны состава преступления2. Необходимо в соответствии с уголовно-процессуальной терминологией установить наличие признаков события преступления, которое включает в себя время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления (п. 1 ч. 1 ст. 73 УПК РФ). «Уголовное дело возбуждается не тогда, когда событие преступления установлено, а для того, чтобы установить, имело ли оно место»3.

Для констатации наличия основания к возбуждению уголовного дела, связанного с неправомерным доступом к компьютерной информации, не требуется достоверного знания о том, что событие преступления имело место. Субъект и субъективная сторона состава преступления могут предполагаться. Закон не связывает возбуждение дела с признаками субъекта преступления. Например, при обнаружении пользователем несанкционированного списания денежных средств с использованием программы «Клиент Банк» уголовное дело необходимо возбуждать как по статье 159 УК РФ (мошенничество), так и по 272 УК РФ (неправомерный доступ в сеть «Интернет»). Основаниями возбуждения уголовного дела по признакам преступления, связанным с неправомерным доступом к ох-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2012, № 19

im

Осокин В.К. К вопросу об основании возбуждения уголовных дел, связанных с неправомерным доступом к охраняемой законом компьютерной информации

Осокин В.К. К вопросу об основании возбуждения уголовных дел, связанных с неправомерным доступом к охраняемой законом компьютерной информации

раняемой законом компьютерной информации, являются сведения о факте копирования информации (пароля, электронной подписи, необходимых для осуществления платежа) и блокирования информации (отсутствие доступа к системе «Клиент Банк» легальным пользователем в момент совершения несанкционированного переводаденежных средств).

Возбуждение уголовных дел, связанных с неправомерным доступом, «без лица», кроме теоретического обоснования в условиях дефицита необходимой информации, имеет также тактическое обоснование. Уголовные дела данной категории даже при наличии сведений о субъекте преступления возбуждаются без указания такового. Действительно, в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства предусмотрено обязательное, незамедлительное уведомление лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Учитывая характер и специфику компьютерных преступлений, это может способствовать совершению действий со стороны подозреваемого по уничтожению информации, могущей стать доказательствами в уголовном процессе. Например, физическое уничтожение жесткого диска, удаление лог-файлов, иной информации, свидетельствующей о неправомерном доступе.

Следующая проблема заключается в методах, способах и средствах, а главное, в процессуальном оформлении проверки полученной первичной информации. Принято считать, что проверка поводов возбуждения уголовных дел осуществляется в рамках так называемой доследственной проверки, однако четкого и однозначного процессуального закрепления ни субъектов, ни прав этих субъектов нет.

Исходя из статьи 144 УПК РФ доследственную проверку осуществляют лица, уполномоченные возбуждать уголовные дела: дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа. Представляется, что доследственную проверку по уголовным делам о преступлениях, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, должны осуществлять оперативные сотрудники отделов по борьбе с компьютерными преступлениями. Однако в УПК РФ размыто и косвенно закреплен процессуальный статус оперативных сотрудников. Мы можем предположить, что они входят в состав органа дознания. В соответствии со статьей 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции. Иного упоминания об оперативных сотрудниках в УПК РФ нет.

Проверку первичной информации о преступлениях, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, можно осуществлять на основе уголовно-процессуальных норм, норм Ко-

декса об административных правонарушениях, а также при осуществлении оперативно-разыскной деятельности. УПК РФ в рамках проверки сообщений о преступлениях разрешает проводить документальные проверки и ревизии, исследование документов и предметов, привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, а также давать обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий.

В случаях распространения информации о готовящемся или совершенном преступлении в средствах массовой информации предусмотрена обязанность редакции и главного редактора соответствующего СМИ передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, данные о лице, предоставившем указанную информацию. Исключение составляют случаи, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источник информации.

Кроме того, при проверке сообщений о совершении преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, следователь, дознаватель, орган дознания в соответствии с частью 4 статьи 21 УПК РФ имеют право предъявлять обязательные для исполнения требования, поручения и запросы, адресованные гражданам, учреждениям, организациям и должностным лицам. Например, запрос провайдеру о предоставлении сведений об 1р-адресах, с которых осуществлялся доступ к тем или иным ресурсам. Еще одним процессуальным способом получения «достаточных данных» является осмотр места происшествия в случаях, не требующих отлагательств (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).

К административным средствам проверки сообщений о преступлении можно отнести: истребование материалов; административное изъятие предметов, документов и веществ; направление веществ и объектов на исследование; получение объяснений и иные. Кроме того, некоторые способы проведения проверки закреплены в статьях 12 и 13 Федерального закона «О полиции»4.

Оперативно-разыскные средства проведения проверок сообщений о преступлении описаны в статье 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»5, в которой представлен исчерпывающий список оперативно-разыскных мероприятий.

С одной стороны, способов и средств для получения необходимых сведений, указывающих на признаки преступления при проверки сообщений о готовящемся или совершенном преступлении, связанном с неправомерным доступом к компьютерной информации, достаточно. С другой стороны, существует ряд проблем по их реализации. Во-первых, четко не определены субъекты, осуществляющие проверочные мероприятия. Во-вторых, законодательное закрепление реализации этих мер носит разрозненный, несистематический характер,

142

Юридическая наука и практика

а в некоторых случаях непроцессуальный, что впоследствии затрудняет приобщение полученных сведений в качестве доказательств по уголовному делу. В-третьих, проведение доследственной проверки «упирается» в процессуальные сроки.

Процессуальный порядок проведения доследственной проверки закреплен в статье 144 УПК РФ. Доследственная проверка осуществляется с момента получения повода к возбуждению уголовного дела до принятия решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности в течение трех суток. В исключительных случаях при необходимости проведения документальных проверок, исследований документов, что непосредственно относится к преступлениям, связанным с неправомерным доступом к компьютерной информации, например, изучение лог-файлов работы сервера, в течение тридцати суток необходимо установить основание для возбуждения уголовного дела. Особенности компьютерных преступлений, а именно трудности в установлении лица, непосредственно осуществлявшего неправомерные действия (при изучении технической информации достаточно несложно установить место, откуда осуществлялся неправомерный доступ, и сам факт неправомерного доступа, но не лицо, его осуществившее), сказывается на реализации уголовных дел (доведение до суда). Нередко материалы предварительной проверки субъектами, уполномоченными возбуждать уголовные дела, направляются на дополнительную проверку. Однако в соответствии с УПК РФ, как мы отмечали ранее, для возбуждения уголовного дела не нужно выходить на субъект преступления, достаточно наличия сведений, указывающих на объективную сторону преступления, на событие преступления.

Обратной стороной медали является то, что получение необходимой компьютерной информации,

которая может использоваться в качестве доказательств по уголовному делу, необходимо осуществлять в кратчайшие сроки в силу ограниченного времени хранения указанной информации. Наряду с этим, учитывая, что компьютерные преступления не относятся к категории «тяжких», круг оперативно-разыскных мероприятий, связанных с ограничением прав и свобод гражданина и человека, резко сужается. Ввиду чего получение необходимой информации о возможном субъекте преступления упирается в необходимость возбуждения уголовного дела.

Таким образом, для возбуждения уголовного дела не обязательно наличие данных о том, кто совершил преступление, — они могут отсутствовать полностью. Необходимы лишь данные, которые указывают на признаки преступления. Это позволяет в рамках закона при наличии исчерпывающей информации (о событии преступления и о лице, совершившем его) в тактических целях использовать ограниченную информацию о событии преступления и в случаях наличия признаков преступления отказ о возбуждении уголовного дела опровергнуть, опираясь на УПК РФ.

Примечания

1. См.: Смирнов А.В. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный) / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; Под общ. ред. А.В. Смирнова // СПС «КонсультантПлюс».

2. См. там же.

3. Безлепкин Б.Т. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный). — 9-е изд., пере-раб. и доп. — М., 2010. — С. 388.

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. — 2011. — № 7. Ст. 900.

5. Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2012, № 19

103

Осокин В.К. К вопросу об основании возбуждения уголовных дел, связанных с неправомерным доступом к охраняемой законом компьютерной информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.