Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФСОЮЗ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / PUBLIC AUTHORITIES / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / LEGAL FRAMEWORK / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / CONSTITUTIONAL LAW / ГАРАНТИИ / ЗАЩИТА ПРАВ / GUARANTEE THE PROTECTION OF RIGHTS / TRADE UNIONS / INTEROPERABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павловский Данэк Анатольевич

В настоящей статье рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия профсоюзных организаций с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Автор отмечает, что принятие специальных законов на уровне субъектов Российской Федерации позволяет устранить лакуны в правовом регулировании общественных отношений, регулирующих деятельность профсоюзных организаций на федеральном уровне; современное законодательство, гарантируя невмешательство в деятельность профсоюзов, формирует условия для невмешательства в их работу, неподот-четность органам публичной власти, что создает возможность беспрепятственного осуществления населением своих конституционных прав. Все это позволяет говорить о координационной политике взаимодействия профсоюзных организаций и органов государственной власти субъектов Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE LEGAL FOUNDATIONS OF THE COOPERATION BETWEEN TRADE UNIONS AND BODIES OF STATE POWER OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses some aspects of cooperation between trade unions with bodies of state power of subjects of the Russian Federation. The author notes that the adoption of special laws on the level of subjects of the Russian Federation allows to eliminate gaps in the legal regulation of social relations regulating the activities of trade Union organizations at the Federal level; modern legislation guaranteeing non-interference in trade Union activities, creates the conditions for non-interference in their work, lack of accountability to public authorities, facilitating the smooth implementation of the population of their constitutional rights. All this allows to speak about the politics of coordinating cooperation between trade unions and bodies of state power of subjects of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК - 342 ПАВЛОВСКИЙ Данэк Анатольевич,

ББК - 67.300 аспирант кафедры конституционного и муниципального права

Московского государственного юридического университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;

муниципальное право

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия профсоюзных организаций с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Автор отмечает, что принятие специальных законов на уровне субъектов Российской Федерации позволяет устранить лакуны в правовом регулировании общественных отношений, регулирующих деятельность профсоюзных организаций на федеральном уровне; современное законодательство, гарантируя невмешательство в деятельность профсоюзов, формирует условия для невмешательства в их работу, неподотчетность органам публичной власти, что создает возможность беспрепятственного осуществления населением своих конституционных прав. Все это позволяет говорить о координационной политике взаимодействия профсоюзных организаций и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: профсоюз, органы государственной власти, субъект Российской Федерации, взаимодействие, правовой механизм, конституционные права, гарантии, защита прав.

PAVLOVSKY Danek Anatolievich,

postgraduate student of the Department of constitutional and municipal law

of Moscow state juridical University named after

O.E. Kutafin (MSAL)

TO THE QUESTION ABOUT THE LEGAL FOUNDATIONS OF THE COOPERATION BETWEEN TRADE UNIONS AND BODIES OF STATE POWER OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. This article discusses some aspects of cooperation between trade unions with bodies of state power of subjects of the Russian Federation. The author notes that the adoption of special laws on the level of subjects of the Russian Federation allows to eliminate gaps in the legal regulation of social relations regulating the activities of trade Union organizations at the Federal level; modern legislation guaranteeing non-interference in trade Union activities, creates the conditions for non-interference in their work, lack of accountability to public authorities, facilitating the smooth implementation of the population of their constitutional rights. All this allows to speak about the politics of coordinating cooperation between trade unions and bodies of state power of subjects of the Russian Federation.

Key words: trade unions, public authorities, the subject of the Russian Federation, interoperability, legal framework, constitutional law, guarantee the protection of rights.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018

Создание благоприятных условий для сотрудничества профсоюзных организаций и органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов является важнейшим элементом в механизме координации деятельности публичной власти и общественных объединений, обеспечения режима законности и правопорядка, защиты прав работников. В 2008 г. Председатель Федерации независимых профсоюзов России М.В. Шмаков отметил, что «открывается новый этап взаимодействия профсоюзов и органов власти в деле решения социально-экономических проблем России. При этом должна быть обеспечена преемственность всего ценного, что создано предыдущим развитием и что обеспечивает дальнейшее движение вперед» [2].

В 2011 г. он же отмечал, что «прошло уже более трех лет с 2008 года, когда мир признал, что находится в состоянии системного кризиса. То, что представлялось кризисом на финансовом рынке, в действительности выражает аномалии в процессе производства и воспроизводства, аномалии в трудовых отношениях, — в абсолютном соответствии с законами классической политической экономии» [3], обращая внимание, что «мировой финансово-экономический кризис, его влияние на экономику и социальную сферу Российской Федерации, глобальная экономическая и политическая нестабильность требуют придать дополнительную динамику развитию социального партнерства в России, определяют необходимость существенного укрепления взаимодействия профсоюзов с законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, органами местного самоуправления и работодателями в целях решения социально-трудовых и экономических проблем России» [8].

Такая позиция Федерации независимых профсоюзов России показывает, что участники профсоюзного движения в полной мере осознают необходимость сотрудничества с органами государственной власти обоих уровней. Без такого сотрудничества невозможно разрешение значительной части проблем и разногласий, коих в условиях развивающихся кризисных про-

явлений становится больше едва ли не с каждым днем.

Целесообразно ответить, что и органы государственной власти, как правило, прислушиваются к мнениям профсоюзов, во многих случаях учитывают их в работе. Анализ сложившейся практики показывает, что во многих общественных советах, комиссиях, рабочих группах, создаваемых на базе органов государственной власти, присутствуют представители профсоюзов. При этом это происходит и на низовых, и на самых высоких уровнях. Так, например, Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» образован Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и утвержден его состав, в соответствии с которым в его состав входят три представителя профсоюзов [12].

Рассмотрим организационно-правовые основы взаимодействия профсоюзных организаций и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, начав с исследования конституционно-правовых основ.

Так, в ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации закреплено право создавать профсоюзы для защиты своих прав [7]. Наличие такого рода структур порождает необходимость взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Такое взаимодействие обусловлено законодательным закреплением в нормативных правовых актах, принятых как на федеральном уровне (например, Трудовой кодекс Российской Федерации [11]), так и в пределах своего ведения субъектами Российской Федерации (например, Закон Республики Дагестан от 14 октября 1997 № 17 «О профессиональных союзах» [4], Закон Республики Крым от 29 декабря 2014 № 64-ЗРК/2014 «О профессиональных союзах» [5]) гарантий деятельности профсоюзов.

Отметим, что взаимоотношения профсоюзных организаций с органами власти субъектов Российской Федерации базиру-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018

ются на социальном консенсусе, отражаемом в государственно-правовых нормах, закрепляющих основные принципы, определяющих устройство государства и гражданского общества, что неоднократно подчеркивалось в трудах под редакцией О.Е. Кутафина [1, с. 8], под редакцией Б.С. Эбзе-ева, Е.Н. Хазова, А.Л. Миронова [6, с. 9].

По своей природе профсоюзы, представляя интересы работников, в определенных аспектах не могут быть в полной мере самостоятельными в защите прав и законных интересов работников (как индивидуальных, так и коллективных). Иными словами, для организации защиты прав профессиональным союзам в определенной степени необходимо взаимодействовать с соответствующими органами государственной власти.

Так, в соответствии со ст. 365 Трудового кодекса Российской Федерации «Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями» [11], что в полной мере подтверждается практикой правоприменения. Во исполнение данной нормы зачастую заключаются отдельные соглашения.

В качестве примеров можно привести: Соглашение о взаимодействии Государственной инспекции труда в Амурской области и Федерации профсоюзов Амурской области [9], Соглашение о взаимодействии Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербург и Общественной организации Межрегиональным Санкт-Петербурга и Ленинградской области объединением организаций профсоюзов «Ленинградская Федерация профсоюзов» (ЛФП) по осуществлению надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018

держащих нормы трудового права [10], а также многие другие.

Тем не менее, несмотря на норму, в соответствии с которой профессиональные союзы осуществляют отдельные виды деятельности во взаимодействии, есть и полномочия, закрепленные непосредственно в законодательстве, которые предоставляют профессиональным союзам существенные права. Так, в соответствии со ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации «профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодате-

лей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений» [11].

Целесообразно отметить, что в соответствии с анализируемой статьей «профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности» [11], а также «профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве» [11].

Результаты работы профессиональных союзов по данной норме народу с правами, закрепленными в проанализированной ранее норме ст. 365 ТК РФ, могут дать огромный синергетический эффект. Однако важно обратить внимание на то, что у профессиональных союзов есть и более важные, как видится, полномочия. Используя их, профессиональные союзы могут не только разрешать конкретные проблемы в отдельно взятых организациях, но и оказы-

вать влияние на выработку государственной политики и ее закрепление в нормативных правовых актах всех уровней.

Законодателем предусмотрен учет мнения профессиональных союзов при рассмотрении проектов нормативных правовых актов, а также право профсоюзов выступать с предложением принятия тех или иных актов и участвовать в их рассмотрении. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» законодатель закрепил, что «профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы» [13].

Очевидно, что данная норма предоставляет профессиональным союзам огромное количество возможностей, которые они (профсоюзы) могут реализовывать или не реализовывать по собственному желанию. При этом наряду с проанализированными полномочиями у профессиональных союзов есть и многие другие весьма интерес-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018

ные права, нашедшие закрепление в законе, которые в определенных случаях также могут быть эффективным инструментом для реализации конституционной цели и уставных задач.

Так, в ст. 15 Федерального закона от 12 января 1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закреплены такие интересные права профессиональных союзов:

«профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами; ...

профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта» [13].

Все перечисленное выше является важными инструментами, доступными профессиональным союзам и дающими им возможность при грамотной организации работы должным образом обеспечивать защиту прав и законных интересов работников во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Однако полевые исследования, проведенные автором, свидетельствуют о том, что далеко не все организации пользуются теми правовыми механизмами, которые предоставлены им работодателем. Зачас-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018

тую это вызвано недостатком финансирования и нехваткой квалифицированных кадров, а также рядом других, весьма прагматических причин неправового характера.

Список литературы:

[1] Государственное право Российской Федерации: Курс лекций для юридических институтов и факультетов / Под ред. О.Е. Кута-фина. Т. 1. М., 1993.

[2] Доклад Председателя ФНПР М.В. Шмакова на заседании Генерального Совета ФНПР 29 января 2008 года // 2008, Федерация независимых профсоюзов России. URL: http:// www.fnpr.ru/n/2/15/186/3268.html.

[3] Доклад Председателя ФНПР М.В. Шмакова на заседании Генерального Совета ФНПР 23 ноября 2011 года // 2011, Федерация независимых профсоюзов России. URL: http:// www.fnpr.ru/n/241/6662.html.

[4] Закон Республики Дагестан от 14 октября 1997 № 17 «О профессиональных союзах» // СПС «КонсультантПлюс», 2017.

[5] Закон Республики Крым от 29 декабря 2014 № 64-ЗРК/2014 «О профессиональных союзах» //СПС «КонсультантПлюс», 2017.

[6] Конституционное право России (8-е издание) / Под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.Л. Миронова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.

[7] Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс», 2017.

[8] Постановление Федерации независимых профсоюзов Российской Федерации от 23 ноября 2011 № 3-7 «О повышении эффективности взаимодействия профсоюзов, органов власти и работодателей в решении социально-трудовых проблем в Российской Федерации» // СПС «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2017.

[9] Соглашение о взаимодействии государственной инспекции труда в Амурской области и Федерации профсоюзов Амурской области // 2017, Федерация Независимых Профсоюзов Амурской области. URL: http://fpao.ru/ sotsialnoe-partnerstvo/14-o-kompanii/ informatsiya/445-2012-10-09-10-31-08.

[10] Соглашение о взаимодействии Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге и Общественной организации Межрегиональным Санкт-Петербурга и Ленинградской области объединением организаций профсоюзов «Ленинградская Федерация Профсоюзов» (ЛФП) по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового за-

конодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права // 2017, Государственная инспекция труда в городе Санкт-Петербурге. URL: https:// git78.rostrud.ru/upload/Doc/Соглашениес Ленингр.Федерациейпрофсоюзов.pdf

[11] Трудовой кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс», 2017.

[12] Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 № 249 (ред. от 18 декабря 2016) «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» // СПС «Консультант-Плюс», 2017.

[13] Федеральный закон от 12 января 1996 № 10-ФЗ (ред. от 03 июля 2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СПС «КонсультантПлюс», 2017.

Spisok literatury:

[1] Gosudarstvennoe pravo Rossijskoj Federacii: Kurs lekcij dlya yuridicheskix institutov i fakul'tetov / Pod red. O.E. Kutafina. T. 1. M., 1993.

[2] Doklad Predsedatelya FNPR M.V. Shmakova na zasedanii General'nogo Soveta FNPR 29 yanvarya 2008 goda // 2008, Federa-ciya nezavisimy'x profsoyuzov Rossii. URL: http://www.fnpr.ru/n/2/15/186/3268.html.

[3] Doklad Predsedatelya FNPR M.V. Shmakova na zasedanii General'nogo Soveta FNPR 23 noyabrya 2011 goda // 2011, Fede-raciya nezavisimy'x profsoyuzov Rossii. URL: http://www.fnpr.ru/nZ241/6662.html.

[4] Zakon Respubliki Dagestan ot 14 oktyabrya 1997 № 17 «O professional'ny'x soyuzax» // SPS «Konsul'tantPlyus», 2017.

[5] Zakon Respubliki Kry'm ot 29 dekabrya 2014 № 64-ZRK/2014 «O professional'ny'x soyuzax» //SPS «Konsul'tantPlyus», 2017.

[6] Konstitucionnoe pravo Rossii (8-e izdanie) / Pod red. B.S. E'bzeeva, E.N. Xazova, A.L. Mironova. M.: YuNITI-DANA, 2017.

[7] Konstituciya Rossijskoj Federacii // SPS «Konsul'tantPlyus», 2017.

[8] Postanovlenie Federacii nezavisimy'x profsoyuzov Rossijskoj Federacii ot 23 noyabrya 2011 № 3-7 «O povy'shenii e'ffektivnosti vzaimodejstviya profsoyuzov, organov vlasti i rabotodatelej v reshenii social'no-trudovy'x problem v Rossijskoj Federacii» // SPS «GARANT-SERVIS», 2017.

[9] Soglashenie o vzaimodejstvii gosudarst-vennoj inspekcii truda v Amurskoj oblasti i Federacii profsoyuzov Amurskoj oblasti // 2017, Federaciya Nezavisimy'x Profsoyuzov Amurskoj oblasti. URL: http://fpao.ru/ sotsialnoe-partnerstvo/14-o-kompanii/ informatsiya/445-2012-10-09-10-31-08.

[10] Soglashenie o vzaimodejstvii Gosudarst-vennoj inspekcii truda v gorode Sankt-Peterburge i Obshhestvennoj organizacii Mezhregional'ny'm Sankt-Peterburga i Lenin-gradskoj oblasti ob»edineniem organizacij profsoyuzov «Leningradskaya Federaciya Profsoyuzov» (LFP) po osushhestvleniyu nadzora i kontrolya za soblyudeniem trudovogo zakonodatel'stva i iny'x normativny'x pravovy'x aktov, soderzhashhix normy' trudovogo prava / / 2017, Gosudarstvennaya inspekciya truda v gorode Sankt-Peterburge. URL: https://git78. rostrud.ru/upload/Doc/Soglashenies Leningr.Federaciejprofsoyuzov.pdf

[11] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii // SPS «Konsul'tantPlyus», 2017.

[12] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 16 aprelya 2014 № 249 (red. ot 18 dekabrya 2016) «O Nacional'nom sovete pri Prezidente Rossijskoj Federacii po professional'ny'm kvalifikaciyam» // SPS «Konsul'tantPlyus», 2017.

[13] Federal'ny'j zakon ot 12 yanvarya 1996 № 10-FZ (red. ot 03 iyulya 2016) «O professional'-ny'x soyuzax, ix pravax i garantiyax deyatel'nosti» // SPS «Konsul'tantPlyus», 2017.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.