УДК 342.7
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ В РОССИИ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (ОПЫТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Гончаров В.В., Кубанский государственный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар, Российская Федерация, niipgergo2009@mail. ru
Настоящая статья посвящена исследованию профессиональных союзов как субъектов общественного контроля в Российской Федерации. Автор дает определение понятию общественного контроля в России. В статье проводится анализ деятельности профессиональных союзов по осуществлению профсоюзного контроля. Автор обосновывает необходимость включения профсоюзов в перечень субъектов общественного контроля в Российской Федерации путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, в частности, в Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в части закрепления профессиональных союзов в качестве одной из разновидностей субъектов общественного контроля в Российской Федерации, а также в Федеральный закон от 12.01.1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в части закрепления понятия профсоюзного контроля как одной из разновидностей общественного контроля. Это позволит, по мнению автора, не только разрешить современные проблемы, возникающие при определении исчерпывающего перечня субъектов общественного контроля в Российской Федерации, но и обеспечить полноценное развитие общественного контроля как перспективного института гражданского общества.
Ключевые слова: профессиональные союзы, общественный контроль, субъекты, Российская Федерация, конституционно-правовой анализ, профсоюзный контроль, народовластие, конституционно-правовые гарантии, суверенитет, публичные полномочия.
DOI: 10.21779/2224-0241-2019-31-3-38-43
UDC 342.7
TRADE UNIONS IN RUSSIA AS A SUBJECT OF PUBLIC CONTROL (EXPERIENCE OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL RESEARCH)
Goncharov V.V., Kuban State University named by I. T. Trubilina, Legal consulting Corporation «Association of independent human rights defenders», Krasnodar, Russian Federation, [email protected]
This article is devoted to the study of trade unions as subjects of public control in the Russian Federation. The author defines the concept of public control in Russia. The article analyzes the activities of trade unions in the implementation of trade Union control. The author substantiates the need to include trade unions in the list of subjects of public control in the Russian Federation by making changes and additions to the current legislation, in particular, in the Federal law of 21.07.2014 № 212-FZ "On the basis of public control in the Russian Federation", in terms of consolidation of trade unions as one of the varieties of subjects of public control in the Russian Federation, as well as in the Federal law of 12.01.1996 №10-FZ "On trade unions, their rights and guarantees of activity" in terms of consolidation of the concept of trade Union control as one of the types of social control. This will allow, in the author's opinion, not only to solve the modern problems arising in the determination of an exhaustive list of subjects of public control in the Russian Federation, but also to ensure the full development of public control as a promising institution of civil society.
Key words: trade unions, public control, subjects, Russian Federation, constitutional and legal analysis, trade Union control, democracy, constitutional and legal guarantees, sovereignty, public powers.
DOI: 10.21779/2224-0241-2019-31-3-38-43
Настоящая статья посвящена исследованию профессиональных союзов как субъектов общественного контроля в Российской Федерации. Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования института общественного контроля в Российской Федерации. Предмет исследования - совокупность норм действующего законодательства
России, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в области организации и осуществления деятельности профсоюзов по осуществлению общественного контроля в России, а также научные взгляды на место профсоюзов в системе субъектов общественного контроля. Цель исследования - определить роль профессиональ-
ВВ. ГОНЧАРОВ
ных союзов в системе общественного контроля, обосновав их место в перечне его субъектов.
Задачи исследования: 1) дать определение общественного контроля в Российской Федерации; 2) обосновать, что профессиональные союзы являются разновидностью субъектов общественного контроля; 3) обосновать изменения и дополнения в действующее законодательство, которые необходимо принять для разрешения проблем, возникающих с определением места профсоюзов в перечне субъектов общественного контроля в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления [1]. При этом Основной закон страны особо подчеркивает недопустимость присвоения власти в России, принадлежащей народу (путем захвата власти или присвоения властных полномочий), под угрозой преследования по федеральному закону (вплоть до применения к нарушителям данной конституционно-правовой нормы мер уголовной ответственности).
Данные конституционно-правовые принципы народовластия и участия общества (народа) в управлении делами государства для своего реального воплощения на практике требуют закрепления и реализации в Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве конституционно-правовых гарантий, представляющих собой единообразную систему действующих на территории всей страны обязательных условий, принципов, методов, приемов и механизмов, позволяющих обеспечить: полноценную реализацию конституционно-установленных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, их защиту и восстановление в случае нарушения (в том числе и посредством деятельности национальных и международных органов правосудия); повышение в обществе ценности института права; поднятие уровня правовой культуры населения; формирование непримиримости к любым типам нарушений правовых предписаний.
Важное место в системе конституционно-правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение и реализацию конституционно-правовых принципов народовластия и участия общества (народа) в управлении делами государства, занимает институт общественного контроля.
Представляется, что под общественным контролем власти в Российской Федерации следует понимать совокупность облечённых в правовую форму принципов, норм и общественных институтов, представляющих собой объединения граждан, массовая и добровольная деятельность которых направлена на осуществление контроля за формированием и функционированием органов государственной власти и местного самоуправления, а так-
же за деятельностью уполномоченных юридических и физических лиц, которые наделены действующим законодательством определенным набором властных полномочий, осуществляемых ими самостоятельно, либо совместно с органами государственной власти и местного самоуправления, либо от их имени и (или) по их поручению, в целях обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, формирования и функционирования органов публичной власти в соответствии с действующим законодательством и недопущения присвоения власти или ее узурпации отдельными органами власти и их должностными лицами.
Общественный контроль в России осуществляется различными видами субъектов, закреплённых в действующем законодательстве, в частности, в федеральных законах от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [2, 3, 4].
Так, последний Закон в статье 9 к субъектам общественного контроля относит: 1) Общественную палату Российской Федерации; 2) общественные палаты субъектов Российской Федерации; 3) общественные палаты (советы) муниципальных образований; 4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться: 1) общественные наблюдательные комиссии; 2) общественные инспекции; 3) группы общественного контроля; 4) иные организационные структуры общественного контроля [4].
Однако, по мнению ряда авторов, существующий перечень субъектов общественного контроля хоть и не носит исчерпывающего характера и может быть дополнен путем принятия соответствующих федеральных нормативно-правовых актов, носит дискуссионный характер [5, с. 118; 6, с. 108]. Кроме того, Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» по сути искусственно создает препятствия в осуществлении общественного контроля общественными организациями и объединениями, не конкретизируя понятия «иные организационные структуры общественного контроля».
В связи с этим в научной и учебной литературе высказываются многочисленные мнения о включении в состав субъектов общественного контроля тех или иных разновидностей общественных
организаций и объединений [7, с. 71; 8, с. 3], деятельность которых либо имеет в своем составе элементы общественного контроля, либо преимущественно связана с контролем за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, а также иными структурами, наделёнными публичными полномочиями.
При этом нормы действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего организацию и осуществление общественного контроля, нуждаются в изменениях и дополнениях, касающихся, с одной стороны, расширения перечня субъектов общественного контроля, а с другой -расширения и детализации их полномочий.
Как справедливо отмечает в этой связи А.П. Забайкалов, расширение состава субъектов общественного контроля в Российской Федерации выступит в роли дополнительной констшуционно-правовой гарантии конституционного права граждан на участие в управлении делами государства [9, с. 28]. Это особенно актуально в силу того, что в настоящее время в более половины муниципальных образований Российской Федерации отсутствуют общественные палаты (советы) муниципальных образований [10, с. 109] и, следовательно, в данных муниципальных образованиях сама возможность оперативной организации и осуществления общественного контроля ставится под сомнение.
Представляется, что важную роль в организации общественного контроля в России должна играть такая разновидность общественных объединений, как профессиональные союзы, которые успешно функционируют уже многие десятилетия. По мнению ряда авторов, дополнение перечня субъектов общественного контроля в Российской Федерации профессиональными союзами позволит, с одной стороны, существенно расширить объёмы проводимых субъектами общественного контроля мероприятий общественного контроля на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном), а с другой - более эффективно осуществлять защиту прав, свобод и законных интересов трудящихся от возможных правонарушений со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, муниципальных и государственных учреждений и организаций, а также иных субъектов, наделённых публичными полномочиями [11, с. 52; 12, с. 237].
В настоящее время правовую основу деятельности профессиональных союзов в Российской Федерации составляет Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который не упоминает в числе видов деятельности профессиональных союзов общественный контроль.
Однако статья 19 данного Федерального закона закрепляет право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени
и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. При этом закон обязывает работодателей, должностных лиц в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах [13].
Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами. Основным видом деятельности данных организационных структур по сути и является профсоюзный контроль.
При этом деятельность инспекций труда имеет много общего с деятельностью субъектов общественного контроля, предусмотренных законодательством об общественном контроле.
Во-первых, инспекции труда при осуществлении своих полномочий вправе взаимодействовать с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с иными федеральными органами исполнительной власти, которые, в свою очередь, обязаны рассматривать в установленный законом срок документы, проступающие от инспекций труда относительно результатов проведённых мероприятий профсоюзного контроля, выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Во-вторых, в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.
Профсоюзный контроль не ограничивается контролем за соблюдением законодательства о труде. Статья 20 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает возможность осуществление профсоюзного контроля за состоянием охраны труда и окружающей среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами.
В.В. ГОНЧАРОВ
В рамках данных полномочий профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда в случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.
Кроме осуществления профсоюзного контроля, профессиональные профсоюзы наделены действующим законодательством Российской Федерации многочисленными полномочиями, аналогичными полномочиям субъектов общественного контроля.
Так, например, согласно части 1 статьи 11 вышеназванного Федерального закона, профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке, в том числе путем обращения в суд и в правоохранительные органы с заявлениями в защиту интересов как членов профсоюзов, так и широкого круга работников, не являющихся членами профсоюзов.
В свою очередь, часть 5 статьи 11 предусматривает право профсоюзов на беспрепятственное посещение организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.
На основании части 3 статьи 12 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.
Статья 17 данного Федерального закона гарантирует профсоюзам для осуществления своей уставной деятельности право на бесплатное и беспрепятственное получение от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информации по социально-трудовым вопросам. При этом профсоюзные органы уполномочены на вызов представителей работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления для обсуждения полученной информации, а также имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учре-
дителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законом.
Кроме того, на основании статьи 20 вышеназванного Федерального закона при невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо за неустранение нарушений несут ответственность, предусмотренную законодательством.
Таким образом, профсоюзы, формально не являясь субъектами общественного контроля, во-первых, осуществляют полномочия по реализации профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, за состоянием охраны труда и окружающей среды, содержание которого во многом схоже с общественным контролем, во-вторых, наделены правами, аналогичными правам субъектов общественного контроля.
В связи с этим, представляется необходимым внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в части закрепления профессиональных союзов в качестве одной из разновидностей субъектов общественного контроля в Российской Федерации.
В частности, статью 9 вышеназванного Федерального закона следует изложить в следующей редакции:
«Статья 9. Субъекты общественного контроля
1. Субъектами общественного контроля являются:
1) Общественная палата Российской Федерации;
2) общественные палаты субъектов Российской Федерации;
3) общественные палаты (советы) муниципальных образований;
4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:
1) общественные наблюдательные комиссии;
2) общественные инспекции;
3) группы общественного контроля;
4) профессиональные союзы;
5) иные организационные структуры общественного контроля».
Кроме того, данный Федеральный закон следует дополнить статьей 13.1 следующего содержания:
«Статья 13.1. Профессиональные союзы как субъекты общественного контроля
1. Профессиональные союзы осуществляют общественный контроль в целях содействия соблюдению законодательства, защиты социально-трудовых прав, свобод и законных интересов граждан, являющихся членами профессиональных союзов, учета общественных интересов в социально-трудовой сфере общественных отношений во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль.
2. Полномочия, порядок организации и деятельности профессиональных союзов как субъектов общественного контроля определяются федеральными законами».
Кроме того, следует внести изменения и дополнения в статью 19 Федерального закона от 12.01.1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в части закрепления понятия профсоюзного контроля как одной из разновидностей общественного контроля, изложив ее в следующей редакции:
«Статья 19. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде
1. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Профсоюзный контроль является одной из форм общественного контроля. В связи с этим профсоюзы имеют право на осуществление общественного контроля за деятельностью, актами и принимаемыми решениями работодателей, затрагивающими
социально-трудовые права, свободы и законные интересы граждан, являющихся членами профессиональных союзов. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.
2. Для осуществления профсоюзного контроля над соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.
Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с иными федеральными органами исполнительной власти.
3. Профсоюзные инспекторы труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.
4. Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля в формах, предусмотренных пунктами 1-3 настоящей статьи, определяется данным Федеральным законом, а также федеральным законодательством об общественном контроле».
Это позволит, с одной стороны, задействовать многочисленные организации профессиональных союзов для осуществления полномасштабного общественного контроля в стране (особенно в части соблюдения трудового законодательства), а с другой стороны, повысит его статус в глазах как общества, так и органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций, иных организаций, наделённых отдельными публичными полномочиями.
Литература
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 19 дек. 1993. № 273.
2. Об Общественной палате Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 4 апр. 2005 г. № 32-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 15, ст. 1277.
3. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: федер. закон Рос. Федерации от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 4, ст. 2789.
4. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ // Рос. газ. 23 июля. 2014. № 6435 (163).
5. Гончаров В.В. О некоторых проблемах, связанных с определением перечня субъектов общественного контроля в Российской Федерации и их полномочий (конституционно-правовой анализ) //
В В. ГОНЧАРОВ
Весшк Магшёускага дзяржаунага ушверспэта ímh А. А. Куляшова. Серыя D. Эканомша, сацыялопя, права. 2019. № 1 (53). С. 118-122.
6. Пищулин О.В. Цели, объекты и субъекты общественного контроля // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 4. С. 108-110.
7. Горнев Р.В. Общественные объединения как субъект общественного контроля на муниципальном уровне // Гласность и открытость местного самоуправления: актуальные теоретические и практические вопросы: сб. статей / под ред. Д.С. Михеева. Йошкар-Ола, 2015. С. 71-77.
8. Гриб В. В. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации как участники общественного контроля: российский и зарубежный опыт // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 4. С. 3-6.
9. Забайкалов А.П. О расширении состава субъектов общественного контроля как гарантии конституционного права граждан на участие в управлении делами государства // Юридическая наука. 2018. № 1. С. 28-33.
10. Гончаров В.В. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации. М., 2019.
11. Мурзанов И.А. Профессиональные союзы как субъекты общественного контроля // Закон и право. 2016. № 5. С. 52-55.
12. Килессо М.А. Субъекты, осуществляющие общественный контроль над деятельностью органов местного самоуправления в России // Административное и муниципальное право. 2015. № 3 (87). С. 237-240.
13. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 12 янв. 1996 г. № 10-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 148.
References
1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dek. 1993 g. // Ros. gaz. 19 dek. 1993. № 273.
2. Ob Obshchestvennoi palate Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 4 apr. 2005 g. № 32-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2005. № 15, st. 1277.
3. Ob obshchestvennom kontrole za obespecheniem prav cheloveka v mestakh prinuditel'nogo soderzhaniya i o sodeistvii litsam, nakhodyashchimsya v mestakh prinuditel'nogo soderzhaniya: feder. zakon Ros. Federatsii ot 10 iyunya 2008 g. № 76-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2008. № 4, st. 2789.
4. Ob osnovakh obshchestvennogo kontrolya v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 21 iyulya 2014 g. № 212-FZ // Ros. gaz. 23 iyulya. 2014. № 6435 (163).
5. Goncharov V.V. O nekotorykh problemakh, svyazannykh s opredeleniem perechnya sub"ektov obshchestvennogo kontrolya v Rossiiskoi Federatsii i ikh polnomochii (konstitutsionno-pravovoi analiz) // Vesnik Magileyskaga dzyarzhaynaga yniversiteta imya A.A. Kulyashova. Seryya D. Ekanomika, satsyyalogiya, prava. 2019. № 1 (53). S. 118-122.
6. Pishchulin O.V. Tseli, ob"ekty i sub"ekty obshchestvennogo kontrolya // Vestnik Kostromskogo gosu-darstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2014. T. 20. № 4. S. 108-110.
7. Gornev R.V. Obshchestvennye ob"edineniya kak sub"ekt obshchestvennogo kontrolya na munitsi-pal'nom urovne // Glasnost' i otkrytost' mestnogo samoupravleniya: aktual'nye teoreticheskie i prakticheskie vo-prosy: sb. statei / pod red. D.S. Mikheeva. Ioshkar-Ola, 2015. S. 71-77.
8. Grib V.V. Obshchestvennye ob"edineniya i inye negosudarstvennye nekommercheskie organizatsii kak uchastniki obshchestvennogo kontrolya: rossiiskii i zarubezhnyi opyt // Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom. 2015. № 4. S. 3-6.
9. Zabaikalov A.P. O rasshirenii sostava sub"ektov obshchestvennogo kontrolya kak garantii konstitut-sionnogo prava grazhdan na uchastie v upravlenii delami gosudarstva // Yuridicheskaya nauka. 2018. № 1. S. 28-33.
10. Goncharov V.V. Konstitutsionno-pravovye osnovy obshchestvennogo kontrolya v Rossiiskoi Federatsii. M., 2019.
11. Murzanov I.A. Professional'nye soyuzy kak sub"ekty obshchestvennogo kontrolya// Zakon i pravo. 2016. № 5. S. 52-55.
12. KilessoM.A. Sub"ekty, osushchestvlyayushchie obshchestvennyi kontrol' nad deyatel'nost'yu organov mestnogo samoupravleniya v Rossii // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2015. № 3 (87). S. 237-240.
13. O professional'nykh soyuzakh, ikh pravakh i garantiyakh deyatel'nosti: feder. zakon Ros. Federatsii ot 12 yanv. 1996 g. № 10-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 1996. № 3, st. 148.
Поступила в редакцию 31 августа 2019 г.
Received 31 August, 2019