301
А.В. БЕЦКОВ,
доцент кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка,
доктор технических наук
А.Г. ЕЛАГИН,
профессор кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка,
доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)
К вопросу об организации взаимодействия органов и подразделений внутренних дел, служб и подразделений транспортных систем при повышении уровня террористической угрозы
В статье предложен вариант организации взаимодействия органов внутренних дел, служб и подразделений Минтранса России по обеспечению транспортной безопасности, в котором учтены уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Уровни безопасности, синий (повышенный) уровень угрозы, желтый (высокий) уровень угрозы, красный (критический) уровень угрозы, обеспечение транспортной безопасности, угрозы возможного совершения террористических актов.
Проблема обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры, транспортной системы и прилегающих к ним территорий предполагает принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства от террористических угроз [1, 2, 4, 17].
Нормативное правовое регулирование данной сферы было изменено вследствие принятия следующих документов: постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 июня 2007 г. № 352 [9]; Закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты России по вопросам противодействия терроризму» от 30 декабря 2008 г. № 321-Ф3 [6]; Закона РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 3 мая 2011 г. № 96-ФЗ [7].
При этом предложенные дополнительные меры будут затрагивать деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов России и органов местного самоуправления, которые принимают участие в противодействии терроризму [3]. Министерством транспорта России подготовлены приказы об утверждении требо-
ваний по обеспечению транспортной безопасности, где учитываются уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (воздушного, водного, автомобильного, железнодорожного и метрополитена) [7, 12—14]. В них регламентирован комплекс мероприятий для служб и подразделений транспортных систем, выполняемых при повышении уровня террористической угрозы на транспорте.
Принятые меры по противодействию терроризму позволят своевременно отреагировать на угрозы возможного совершения террористических актов. Новые документы позволили скорректировать и отдельные нормы Федерального закона РФ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ [5], изменения затронули и порядок принятия решения по проведению контртеррористической операции, коснулись процесса ее организации и проведения. В частности, руководить контртеррористической операцией (КТО) поручают должностному лицу, принявшему решение о ее проведении. Устанавливается, что в период проведения КТО руководство может быть возложено на иное должностное лицо только директором ФСБ России. Кроме того, согласно Закону с момента, когда руководителем КТО был отдан боевой приказ о применении группировки сил и средств, вмешательство другого лица, независимо от занимаемой им должности, в управление подразделениями, входящими в состав группировки, не допускается [3].
Каждому уровню террористической опасности будет соответствовать свой порядок действий как органов внутренних дел, так и администрации на критически важных и потенциально опасных объектах.
Синий уровень (повышенный уровень угрозы) вводится при получении информации о возможной подготовке теракта. Органы внутренних дел, обеспечивающие правопорядок
S н и о X
Л
<
И
н «
:|5 О X
Л
<
И
н S
X
<
а
X О
о
ва
<
а
С
<
bS S н
bS
<
а С
к S а
О и н
53
S н и о X
л
<
И
н «
:|S
о X
л
<
И
н S
X
<
а
X О
о
ва
<
а
С
<
bS S н
bS
<
а С
к S а
О и н
54
в общественных местах и на обслуживаемых территориях, в это время проводят специальные мероприятия, но никакие дополнительные ограничения для граждан не вводятся [8, 13—16]. При синем уровне угрозы полиция действует по следующим направлениям. Рассмотрим каждое из них.
Управленческое направление
1. Проверяется информация о возможном теракте на объектах транспорта, транспортной инфраструктуры и прилегающей территории с использованием всего набора мер и методов, предусмотренных законом.
2. Проводятся совместные совещания руководящего состава территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте, составляются новые и корректируются имеющиеся планы совместных мероприятий [10].
3. Обновляется информация о состоянии собственных и приданных (дополнительных) сил и средств.
4. Уточняется схема оповещения и порядок экстренной связи между дежурными частями и структурными подразделениями полиции на транспорте и территориальными органами внутренних дел [10].
5. Корректируются планы развертывания сил и средств (деятельности оперативных штабов, временных оперативных штабов, комендатур, охраны и обороны объектов и т. п.) территориальных органов внутренних дел и на транспорте, ФСБ, ВВ МВД, МЧС и др., находящихся на обслуживаемой территории и вблизи границ [3].
6. Приводятся в особый режим функционирования технические средства обеспечения управлением силами и средствами, резервируются системы энергопитания.
7. Устанавливается особый режим обмена оперативной информацией между заинтересованными лицами (дежурными частями, руководителями органов внутренних дел, старшими нарядов, патрульных групп и т. д.) об оперативной обстановке на обслуживаемых территориях и объектах транспорта [12]. Оперативно-разыскное направление
1. Вводится усиленный контроль сохранности вооружения, боеприпасов, спецсредств, взрывчатых веществ, сильнодействующих отравляющих веществ и особых объектов на обслуживаемой территории.
2. Уделяется особое внимание пассажиропотокам и особо опасным грузам.
3. Вводится паспортный контроль и совместный досмотр транспортных средств, отслеживается информация о вновь прибывших людях и подозрительных предметах, обнаруженных гражданами.
Профилактическое направление
1. Обеспечивается информирование населения о нарастании угрозы (при этом населению не нужно предпринимать никаких действий).
2. Организовываются дополнительные каналы связи в интересах взаимодействия линейных и территориальных подразделений полиции.
3. Проводятся совместные дополнительные инструктажи с нарядами полиции, организуется взаимодействие нарядов линейной и территориальной полиции [10].
Желтый уровень (высокий уровень угрозы) объявляется тогда, когда оперативная информация о терактах подтвердилась. Об этом предупреждают население, людям рекомендуют воздержаться от посещения общественных мест, при необходимости запрещается движение транспортных средств [7, 12—14]. От населения требуется проявлять бдительность и гражданскую сознательность, информировать сотрудников органов внутренних дел обо всех подозрительных происшествиях. Кроме того, люди должны быть готовы к усилению паспортного режима и проверке транспорта на наличие подозрительных лиц и предметов.
В это период направления, по которым ранее действовала полиция, наполняются новым содержанием.
Управленческое направление
1. Проводятся совместные совещания руководителей органов внутренних дел на транспорте и территориальных органов внутренних дел, где планируются совместные мероприятия по обеспечению правопорядка на обслуживаемых территориях.
2. Осуществляются совместные инструктажи личного состава, входящего в план единой дислокации, по направлениям деятельности подразделений.
3. Вводится усиленный вариант несения службы личным составом территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте.
4. Разворачиваются и функционируют все информационные, радиотехнические, электронные системы (каналы, сети, направления), обеспечивающие управление и, соответственно, взаимодействие территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте.
5. Поддерживаются в готовности резервные системы энергообеспечения.
6. Происходит постоянный обмен оперативной информацией между должностными лицами транспортной полиции и территориального органа внутренних дел.
7. Организуется взаимодействие органов внутренних дел и органов государственной, муниципальной власти, общественных организаций.
301
8. Налаживается взаимодействие со СМИ в интересах правопорядка на обслуживаемой территории.
9. Происходит отзыв личного состава из отпусков.
10. Ведется инструктаж приданных сил и средств.
11. Вводится жесткий контроль паспортного режима на обслуживаемой территории, транспортных средствах, объектах транспортной инфраструктуры и т. д.
12. Берутся на особый контроль места массового скопления людей, объекты транспортной инфраструктуры, места дислокации органов государственного и муниципального управления и особо опасные объекты.
13. Производится расстановка дежурных сил, входящих в план единой дислокации, с учетом складывающейся оперативной обстановки [10].
Оперативно-разыскное направление
1. Происходит усиление оперативного обслуживания и охраны особо опасных объектов (мест хранения взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, нефтегазовых объектов, гидротехнических сооружений, промышленных предприятий, АЭС, ТЭЦ, ГЭС, ГРЭС и пр.) со стороны органов внутренних дел, а также других правоохранительных органов.
2. Уделяется особое внимание объектам транспортной инфраструктуры и транспортным системам всех видов транспорта [4]. Профилактическое направление
1. Проводятся инструктажи руководителей и ответственных лиц учреждений, предприятий и объектов различной формы собственности, находящихся на обслуживаемой территории.
2. Ведется контроль исполнения руководителями и ответственными лицами учреждений, предприятий и объектов действий, прописанных в паспортах безопасности, вносятся необходимые коррективы.
3. Производится расстановка сил и средств на дополнительные маршруты, посты, оперативные заслоны, исходя из складывающейся оперативной обстановки, в интересах охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на обслуживаемых объектах и территории.
Красный уровень (критический уровень угрозы) вводится, когда теракт совершен и ожидаются новые атаки [7, 12—14]. В этом случае отменяются все массовые мероприятия, временно закрываются общеобразовательные школы и другие детские учреждения, приостанавливается (или на отдельных участ-
ках, наоборот, активизируется) работа общественного транспорта. Транспортная система начинает функционировать во внештатном режиме, перемещение транспортных средств определяется разумной необходимостью (с целью минимизировать ущерб и количество жертв на обслуживаемой территории).
Органы внутренних дел и спецслужбы получают максимальные полномочия в борьбе с терроризмом. Охарактеризуем направления, по которым теперь действует полиция, получив сигнал о критическом уровне угрозы. Управленческое направление
1. Вводится особый правовой режим контртеррористической операции с ограничениями прав и свобод граждан.
2. Осуществляется план действий органа внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях.
3. Принимаются и исполняются распоряжения и приказы руководителя КТО (от руководителя сформированного оперативного штаба) [3].
4. Проводятся совместные совещания руководителей территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте, на которых координируется взаимодействие органов и подразделений, входящих в план единой дислокации и задействованных в обеспечении правопорядка на обслуживаемых территориях [10].
5. Организуется круглосуточное дежурство сотрудников всех служб.
6. Происходит переход на усиленный режим несения службы личным составом, приданными силами и средствами.
7. Повышается боевая готовность группировки сил и средств.
8. Обеспечивается поступление дополнительных материально-технических, специальных средств и боеприпасов, необходимых для поддержания правопорядка в особых условиях. Оперативно-разыскное направление
1. Принимаются и исполняются распоряжения и приказы руководителя КТО (ОШ).
2. Вступают в действие ограничительные меры: вводятся тотальный контроль передвижения на территории проведения КТО, проверка паспортов, досмотр автотранспортных средств, контроль за информационно-техническими каналами связи [3].
3. Осуществляется оперативное обеспечение объектов транспортной инфраструктуры, транспортных систем, прилегающих территорий с учетом особенностей оперативной обстановки [4].
4. Привлекаются сотрудники специальных подразделений полиции для силового сопровождения оперативно-разыскных мероприятий и проведения спецопераций.
к н и о X
Л
<
и
н «
О X
Л
<
и н к
X
<
а
X О
о
ва
<
а
С
<
Б
н
<
а С
к К а
О и н
55
S н и о X
л
<
И
н «
:|S
о X
л
<
И
н S
X
<
а
X О
о
ва
<
а
С
<
bS S н
bS
<
а С
к S а
О и н
56
Профилактическое направление
1. Оцепляются или блокируются места совершения теракта и проведения спецоперации.
2. Пресекается несанкционированное перемещение лиц (групп лиц) по территории проведения спецоперации.
3. Осуществляется тотальный контроль всех подъездных путей и прилегающих территорий к месту проведения спецоперации.
4. Происходит оповещение населения с помощью различных информационных ресурсов (рекламных щитов, информационных электронных панелей, радио, телевидения, Интернета и т. д.).
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. О полиции: Федеральный закон РФ от
7 декабря 2011 г. № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011.
8 февр.
3. О безопасности: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // Рос. газ. 2010. 29 дек.
4. О транспортной безопасности: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. (с изм. и доп. от 2 августа 2011 г.) № 390-ФЗ // СПС Гарант.
5. О противодействии терроризму: Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты России по вопросам противодействия терроризму: Федеральный закон РФ от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ // СПС Гарант.
7. О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму»: Федеральный закон РФ от 3 мая 2011 г. № 96-ФЗ // Рос. газ. 2011. 5 мая.
8. Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления): постановление Правительства России от 10 декабря 2008 г. № 940 // СПС КонсультантПлюс.
9. О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»: постановление Правительства РФ от 6 июня
2007 г. № 352 // Рос. газ. 2007. 14 июня.
10. Об организации взаимодействия между органами внутренних дел и МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органами внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и разграничении объектов оперативного обслуживания: приказ МВД России от 10 июля
2008 г. № 598.
11. Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов
5. Ведется мониторинг оперативной обстановки в целях охраны общественного порядка на объектах транспортной инфраструктуры, транспортной системы и прилегающих территориях.
Предложенный алгоритм деятельности полиции по противодействию террористической угрозе, с учетом ее уровня, является производным от утвержденного Минтрансом России в соответствующих нормативных актах концептуального видения. По нашему мнению, он позволяет на базе сформулированных направлений деятельности органов внутренних дел разработать необходимые управленческие правовые акты для обеспечения деятельности органов и подразделений внутренних дел.
транспортной инфраструктуры и транспортных средств: приказ Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 5 марта.
2010 г. № 52/112/134.
12. О взаимодействии дежурных служб государственных органов в области обмена оперативной информацией о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, имеющих особую общественную значимость: приказ Генеральной прокуратуры России, МВД России, МЧС России, ФСКН России, СК при прокуратуре России от 3 апреля 2008 г. № 54/308/144/163/117/40.
13. Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта: приказ Минтранса от 8 февраля 2011 г. № 40 (с изм. от 9 февраля 2012 г.) // СПС Гарант.
14. Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта: приказ Минтранса России от 5 августа 2011 г. № 209 // СПС Гарант.
15. Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена: приказ Минтранса России от 29 апреля
2011 г. № 130 // СПС Гарант.
16. Об объявлении уровня безопасности объектов аэропортовой инфраструктуры: приказ Минтранса России 26 января 2011 г. № 23 // СПС Гарант.
17. МайдыковА.Ф. Организация взаимодействия в ГРОВД. М., 1977.
E-mail: [email protected]