Научная статья на тему 'Вопросы антитеррористической защищенности транспортного комплекса и возможные пути их решения'

Вопросы антитеррористической защищенности транспортного комплекса и возможные пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
518
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА / УГРОЗЫ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ / ВОДНОМ И ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ / ANTI-TERRIRIST SE CURITY OF A TRANSPORT COMPLEX / THREAT ON OBJECTS OF TRANSPORT / TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ON RAILWAY / WATER AND AIR TRANSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пестов Н.Н., Соловьев А.А.

В статье рассмотрены существующие проблемы обеспечения антитеррористической защищенности транспортного комплекса РФ и предложены основные направления их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of anti-terrorist security of a transport complexand possible ways of their decision

in article existing problems of ensuring anti-terrorist security of transport complex of the RF are considered and the main directions their solutions are proposed

Текст научной работы на тему «Вопросы антитеррористической защищенности транспортного комплекса и возможные пути их решения»

S H

и о X

л

<

и

H

к

:'5 О X

Л

<

и

H

s

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

¡Ü

<

а С

к S а

О и н

52

Н.Н. ПЕСТОВ,

старший преподаватель кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,

кандидат юридических наук

А.А. СОЛОВЬЕВ,

старший преподаватель кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

(Академия управления МВД России)

N.N. PESTOV,

the senior teacher of chair of management of law-enforcement bodies in special conditions, the candidate

of jurisprudence

A.A. SOLOVYOV,

the senior teacher of chair of management of law-enforcement bodies in special conditions (Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

УДК 316

Вопросы антитеррористической защищенности транспортного комплекса и возможные пути их решения

Questions of anti-terrorist security of a transport complexand possible ways of their decision

В статье рассмотрены существующие проблемы обеспечения антитеррористической защищенности транспортного комплекса Российской Федерации и предложены основные направления их решения.

Антитеррористическая защищенность транспортного комплекса, угрозы на объектах транспорта, территориальные органы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

In article existing problems of ensuring anti-terrorist security of a transport complex of the Russian Federation are considered and the main directions their solutions are proposed.

Anti-terrorist security of a transport complex, threat on objects of transport, territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on railway, water and air transport.

Россия — огромная страна, и нет ничего удивительного в том, что на ее территории располагаются сотни тысяч транспортных объектов. Для того чтобы гарантированно защитить их от объективных напастей и субъективных преступных посягательств, прежде всего необходимо создать надежную правовую базу и опирающуюся на нее единую государственную систему обеспечения транспортной безопасности, а также эффективный механизм управления этой системой.

В соответствии с Указом Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 создана Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте [7]. На ее реализацию за счет

средств федерального бюджета предусмотрены затраты в сумме 46,7 млрд руб., в том числе 7,8 млрд — на оснащение наиболее уязвимых объектов транспортного комплекса современными средствами защиты. Отметим, что значительная часть транспорта относится к ведению субъектов Российской Федерации.

Задача компетентных структур — выработать конкретные организационные и практические меры по совершенствованию транспортной безопасности в целях выполнения поручений Президента РФ.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О транспортной безопасности» [2] от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ под обеспечением транс-

портной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. В числе основных задач обеспечения транспортной безопасности, определенных данным законом, названы: нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ка-тегорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработка и реализация требований и мер по обеспечению транспортной безопасности и т. д.

При этом задача по обеспечению безопасности объектов транспорта возложена на субъекты транспортной инфраструктуры и уполномоченные федеральные органы. Так в соответствии со ст. 11.1 ФЗ № 16-ФЗ, субъектом, осуществляющим государственный контроль (надзор) за обеспечением транспортной безопасности в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральной службе по надзору в сфере транспорта» от 30 июля 2004 г. № 398 [9], является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы, в связи с чем подразделения транспортной полиции не уполномочены осуществлять в рамках Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ проверки юридических лиц на предмет соблюдения требований транспортной безопасности [3].

Сложность обеспечения транспортной безопасности — объективная ее характеристика, и проводимая реструктуризация транспортного комплекса усложняет систему управления транспортом.

Информационное обеспечение в области транспортной безопасности [2, ст. 11] в части создания и использования правоохранительными органами информационной системы из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах внутренних и международных воздушных перевозок, международных перевозок морским, внутренним водным и автомобильным транспортом до сего дня не реализовано.

Важными объективными факторами нарушений в области обеспечения безопасности на транспорте являются: недостаточное финансирование этой сферы со стороны хозяйствующих субъектов; отсутствие дополнительного

ресурсного обеспечения контрольно-надзорных органов при росте количества субъектов контроля; существенные пробелы в законодательстве, не позволяющие четко разграничить зоны ответственности за транспортную безопасность.

Выполнение задач по обеспечению транспортной безопасности и требований Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» затрудняется также ввиду несогласованности позиций силовых структур и транспортных организаций в реализации требований закона.

Необходимо признать, что ряд действующих нормативных правовых актов содержит правовые пробелы и коллизии, что приводит, например, к снижению уровня авиационной безопасности и многократному увеличению материальных затрат. Система обеспечения авиационной безопасности имеет некоторую специфику по сравнению с обеспечением безопасности на иных объектах транспорта. Прежде всего, она заключается в наличии на объектах авиационной инфраструктуры собственных служб авиационной безопасности. С момента своего возникновения (1993 г.) САБы являлись службами с особыми уставными задачами, главные из которых — охрана жизни и здоровья пассажиров, а также защита объектов транспортной инфраструктуры. Их деятельность предусматривает возможность применения силы, в частности, оружия, в отношении лиц, совершающих или намеревающихся совершить акт незаконного вмешательства в деятельность авиации.

Так, вызывают недоумение Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденные постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» от 1 февраля 2011 г. № 42, которые содержат весьма туманные указания об организации охраны, не раскрывают ее систему и возлагают организацию исключительно на «лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры» [10]. Роль органов внутренних дел здесь ограничивается использованием сил и средств подразделений вневедомственной охраны на границах территории международных аэропортов.

Спорным документом, на наш взгляд, является приказ Минтранса России «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» от 8 февраля 2011 г. № 40 [11]. Объективно можно говорить о том, что этот приказ не внес ясности в разграничение обязанностей по обеспечению

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

53

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

54

безопасности между субъектами транспортной инфраструктуры, МВД и ФСБ. Согласно данному нормативному акту, транспортники обязаны выявлять и задерживать лиц, подготавливающих преступления, в частности, террористические акты, производить личный досмотр граждан и их вещей в так называемых зонах свободного доступа, выявлять и изымать у граждан предметы, запрещенные или ограниченные для перемещения в зоне свободного доступа (при этом перечень таких предметов законодательно не определен) и т. д. Как именно выполнять подобные весьма специфические функции — не оговорено, тем более субъекты транспортной инфраструктуры, в том числе и САБы, не подпадают под действие федеральных законов «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ [4] и «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 [6], следовательно, правовых оснований заниматься оперативно-разыскной деятельностью у них нет.

Вызывает определенные проблемы и проведение экспертизы состояния антитеррористической защищенности и безопасности транспортных объектов. Следует отметить, что нормативная правовая база для вынесения самой оценки практически отсутствует — не установлен даже примерный состав комиссии, критерии, которыми ее члены должны руководствоваться при проведении обследований различных транспортных объектов, не определена юридическая сила заключений данной комиссии, а также кто и в каком размере будет нести ответственность за неисполнение принятых решений. Вместе с тем согласно п. 17 ст. 12 Федерального закона РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [5] сотрудник полиции позиционируется как эксперт по определению безопасности объектов, каковым на практике он не является, так как не обладает в полной мере специальными знаниями.

В настоящее время действующим законодательством не определен компетентный орган, порядок установки, эксплуатации и обслуживания технических специальных средств для применения на объектах железнодорожного и водного транспорта.

Еще одной проблемой является отсутствие в законодательстве подробно прописанного порядка производства досмотра на железнодорожном и водном транспорте.

Принятие Российской Федерацией Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) [1] должно было решить проблему. В соответствии с ним уже к 1 июля 2004 г. каждое портовое средство или судно, работающее на линии международных перевозок, должно было пройти сертификацию и иметь от-

чет об оценке охраны. Эти обязательства были выполнены только частично, во многом с существенными нарушениями. В настоящее время основная проблема обеспечения безопасности портов в Российской Федерации носит организационно-технический характер.

Задачами ОВДТ здесь являются участие в восстановлении механизма государственного контроля над производственной деятельностью портов и добросовестным предпринимательством на водном транспорте, а также выявление злоупотреблений, связанных с арендой и другими формами противоправного использования государственного имущества, пресечения незаконного перемещения через Государственную границу России сырьевых ресурсов, товаров, культурных ценностей, транспортных средств, осуществление мер по возвращению из-за рубежа валютных средств, вырученных от фрахта судов, договоров перевозки и т. п. В целях их решения совместно с органами управления водным транспортом, налоговыми и другими заинтересованными органами проводятся инвентаризации переданных в оперативное управление и арендованных коммерческими структурами объектов федеральной собственности, ревизии полноты поступления арендной платы в бюджет, осуществляются проверки документации физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; устанавливаются активные участники экономической деятельности, предоставляющие в налоговые инспекции не соответствующие действительности балансы.

Президент России В.В. Путин на заседании расширенной коллегии МВД России, состоявшемся 8 февраля 2013 г., в числе наиболее приоритетных задач, стоящих перед МВД России, назвал усиление взаимодействия с Национальным антитеррористическим комитетом по повышению уровня защищенности транспортной инфраструктуры [12].

В этой связи целесообразно, на наш взгляд, определить основные направления (пути) решения проблем антитеррористической защищенности транспортного комплекса Российской Федерации.

1. Критический анализ и оценка действующей системы законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих функционирование всей транспортной инфраструктуры с четким определением прав, обязанностей, компетенции хозяйствующих субъектов и правоохранительных органов по антитеррористической защищенности транспортного комплекса, с четким разграничением зон охраны и ответственности хозяйствующих структур, Минтранса, МВД России (по организации охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры).

2. Создание и формирование единой государственной системы антитеррористической защищенности транспортной инфраструктуры по типу Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), с учетом стратегии устройства системы обеспечения антитеррористической защиты объектов топливно-энергетического комплекса (паспортизация, категорирование объектов от федерального до муниципального уровня по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму; формы создания физической защиты и подготовки специалистов; правовой режим(ы) охраны объектов; государственная регистрация сведений о границах охраняемых зон; криминализация деяний, нарушающих требования по обеспечению антитеррористической защищенности объектов).

3. Осуществление нормативной правовой разработки алгоритмов совместных действий работников транспорта и сотрудников правоохранительных органов по выявлению и нейтрализации угроз незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса как в повседневных условиях деятельности, так и в условиях различных уровней угроз, иных режимах несения службы, а также в условиях действия разных уровней безопасности.

4. Выполнение требований Указа Президента России «О порядке установления уровней террористической опасности» (осуществление комплекса мер по подготовке объектов транспортного комплекса к возможному отражению террористических угроз) от 14 июня 2012 г. № 851 [8].

5. Повсеместное техническое оснащение приборами видеоконтроля объектов транспортной инфраструктуры (метро, аэропорты, вокзалы и др.) во исполнение Указа Президента РФ «О создании комплексной системы обеспече-

Список литературы

1.

2.

Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС): резолюция II Дипломатической конференции по охране на море договаривающихся правительств Конвенции СОЛАС-74 (9—13 декабря 2002 г.). СПб., 2009. О транспортной безопасности: Федеральный закон РФ от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ // Рос. газ. 2007. 14 февр.

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Фе-

ния безопасности населения на транспорте» от 31 марта 2010 г. № 403 [7].

6. Консолидация научного потенциала Минтранса России, ФСБ России, МВД России и других субъектов в целях осуществления системы комплексных, межведомственных научных исследований по проблемам антитеррористической защищенности транспортного комплекса.

7. Улучшение качества образовательного процесса, включая его модернизацию в соответствии с современными требованиями, оптимизацию инфраструктуры и сети образовательных учреждений, развитие учебно-лабораторной, технической, информационной и методологической оснащенности по предметам отрасли безопасности.

8. Планирование и выполнение конкурентоспособных на мировом рынке (в плане снижения уязвимости объектов от действий террористов) работ в рамках прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических исследований, направленных на создание принципиально новых материалов, конструкций и технологий, включая высокие технологии и технологии двойного назначения.

9. Проведение целевого исследования по разработке инновационных проектов высокой степени коммерциализации, имеющих особо важное значение для ускоренного развития экономики и достижения высокого национального уровня безопасности, вытекающее из приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня, а также приоритетных направлений развития транспортного комплекса.

10. Инициирование на законодательном уровне повторного обсуждения проекта федерального закона об установлении ответственности и участии собственников (независимо от форм собственности) в обеспечении антитеррористической безопасности объектов.

деральный закон РФ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ // Рос. газ. 2008. 30 дек.

4. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Рос. газ. 1995. 18 авг.

5. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

6. О противодействии терроризму: Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Рос. газ. 2006. 10 марта.

7. О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транс-

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

55

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

порте: Указ Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 // Рос. газ. 2010. 5 апр.

8. О порядке установления уровней террористической опасности: Указ Президента РФ от 14 июня 2012 г. № 851 // СПС Гарант.

9. Об утверждении Положения о федеральной службе по надзору в сфере транспорта: постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398 // Рос. газ. 2004. 10 авг.

10. Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры: постановление Правительства РФ 1 февраля 2011 г. № 42 // Рос. газ. 2011. 8 февр.

11. Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учи-

тывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта: приказ Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 40 // Рос. газ. 2011. 16 марта.

12. Выступление В.В. Путина на заседании расширенной коллегии МВД 8 февраля 2013 г. в Москве. URL: // http://police-russia.info/ index.php/2013/02/08/vladimir-vladimirov-ich-putin-vystupil-na-zasedanii-rasshirennoj-kollegii-mvd/ (дата обращения: 13.09.2013).

E-mail: pestov-nn@yandex.ru

andromedasss@yandex.ru

к S а

О и н

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.