Научная статья на тему 'К вопросу об организации научно-исследовательской работы студентов'

К вопросу об организации научно-исследовательской работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК / STUDENT''S SCIENTIFIC SOCIETY / RESEARCH WORK OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малыш Елена Юрьевна, Ромашов Борис Борисович, Гречкин Вячеслав Иванович

Одной из форм эффективной организации научно-исследовательской работы студентов является студенческий научный кружок. Результатом работы студентов в студенческом научном кружке является овладение студентов навыкам и умениям организации и проведения научных исследовании, расширение их научного и практического кругозора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малыш Елена Юрьевна, Ромашов Борис Борисович, Гречкин Вячеслав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS ORGANIZATION OF RESEARCH WORK OF STUDENTS

One of the effective forms of organization of research work of students is a student scientific society. The result of the work of students in student's scientific society is the acquirement of the skills and abilities of organizing and conducting scientific research, the broadening of their scientific and practical perspectives.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации научно-исследовательской работы студентов»

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Малыш Елена Юрьевна

канд. мед. наук, ассистент Воронежская медицинская академия им.

Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж E-mail: mey79@mail. ru Ромашов Борис Борисович канд. мед. наук, ассистент Воронежская медицинская академия им.

Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж Гречкин Вячеслав Иванович канд. мед. наук, доцент Воронежская медицинская академия им.

Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж

TOWARDS ORGANIZATION OF RESEARCH WORK OF STUDENTS

Malysh Elena

candidate of medical sciences, assistant of Voronezh State Medical Academy

N.N. Burdenko, Russia Voronezh Romashov Boris

candidate of medical sciences, assistant of Voronezh State Medical Academy

N.N. Burdenko, Russia Voronezh Grechkin Vyacheslav

candidate of medical sciences, associated professor of Voronezh State Medical

Academy N.N. Burdenko, Russia Voronezh

АННОТАЦИЯ

Одной из форм эффективной организации научно-исследовательской работы студентов является студенческий научный кружок. Результатом работы студентов в студенческом научном кружке является овладение студентов навыкам и умениям организации и проведения научных исследовании, расширение их научного и практического кругозора.

ABSTRACT

One of the effective forms of organization of research work of students is a student scientific society. The result of the work of students in student's scientific society is the acquirement of the skills and abilities of organizing and conducting scientific research, the broadening of their scientific and practical perspectives.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов; студенческий научный кружок

Keywords: research work of students; student's scientific society

Важным звеном в подготовке будущих научных и педагогических кадров академии является студенческий научный кружок (СНК), который в свою очередь является основной структурной единицей организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС) на кафедре. Основной формой осуществления и развития науки является научное исследование.

Активное привлечение студентов к исследовательской работе позволяет использовать их творческий научный потенциал для решения актуальных современной науки, в том числе медицинской. НИРС является не только методом углубленного изучения учебного материала, но и способом освоения навыков научного исследования и организуется непосредственно на кафедрах. НИРС подразделяются на:

1. Учебно-исследовательскую работу студентов — работу, которая включается в план учебного процесса;

2. Собственно НИРС — работа, которая выполняется во внеучебное время.

НИРС, организуемая во внеучебное время, подразумевает активное

участие студентов в деятельности СНК.

Это определяет цель и задачи работы СНК. Соответственно, основной целью деятельности студенческого научного кружка любой кафедры является обучение студентов навыкам и умениям организации и проведения научных исследовании, расширение их научного и практического кругозора, а так же выявление наиболее активных студентов, имеющих способности и стремление к научно-исследовательской деятельности.

Основными задачами научно-исследовательской работы студентов — членов СНК является:

1. Овладение научным методом познания и на его основе углубленное и творческое освоение нового материала;

2. Непосредственное участие в решении научных и практических задач в сфере своей научной деятельности.

3. Овладение методами и средствами самостоятельного решения поставленных теоретических и практических задач научной деятельности.

Научное исследование является основной формой осуществления и развития науки, и представляет собой выявление с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных внешних и внутренних факторов, а также изучение взаимодействия между ними с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики максимально эффективные решения [4, 3].

Целью научного исследования является определение конкретного объекта научного исследования и всестороннее, доскональное изучение его структуры и основных характеристик, выявление связей на основе разработанных научных принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов с возможностью последующего их внедрения в практическую работу.

Основой проведения любого научного исследования является методология научного поиска, представляющая собой совокупность методов, способов и приемов в определенной последовательности. Таким образом, методология — это схема, поэтапный план решения поставленной научно-исследовательской задачи.

Важнейшие требование, которое предъявляется к научному исследованию — это научное обобщение, которое позволит установить зависимости и связи между изучаемыми явлениями и процессами и сделать соответствующие научные выводы. Именно глубина сделанных выводов и будет определять научную значимость проведенного исследования.

Таким образом, участники студенческого научного кружка должны пройти первый, «базовый», уровень подготовки, как то:

1. Понять и изучить методологию теоретического и экспериментального научного поиска, поскольку именно метод научного исследования в значительной мере определяет его ценность.

2. Изучить принципы статистического анализа в медицине

Следующим этапом развития студента в рамках его деятельности в студенческом научном кружке является научиться «соединять» теорию и практику, т. е. уметь ставить конкретную цель исследования, определять соответствующие задачи, проводить теоретические и экспериментальные исследования, с помощью статистически грамотно проведенного анализа находить зависимость и связь между изучаемыми процессами и явлениями и делать научные выводы [1].

Соответственно, содержание этапов научного исследования можно представить следующим образом [2]:

1. Формулировка темы:

• первое знакомство с проблемой, по которой будет выполняться научное исследование,

• изучение литературы и определение важнейших направлений, формулирование темы исследования,

• составление краткого плана исследований, формулировка гипотезы, описывающей ожидаемые результаты,

• предварительно оценить ожидаемые результаты.

2. Формулирование цели и задач исследования:

• подбор и составление библиографических списков отечественной и зарубежной литературы,

• анализ литературы, который включает в себя обобщение, критику и составление собственного суждения по проблеме,

• формулирование цели и задач исследования.

3. Проведение экспериментальных исследований:

• разработка цели и задач эксперимента,

• планирование и осуществление эксперимента

• бработка математических результатов эксперимента

4. Анализ результатов научного исследования:

• общий анализ теоретико-экспериментальных исследований,

• сопоставление результатов эксперимента с уже известной теорией,

• анализ полученных расхождений или совпадений,

• формулирование окончательных научных и практических выводов Общее руководство СНК кафедры осуществляет заведующий кафедрой.

Студент, участник СНК, прикрепляется к преподавателю (научному руководителю), который помогает ему вести научное исследование. Непосредственно координацией деятельности кружка занимается ответственный преподаватель и староста кружка, который ежегодно избирается из числа студентов.

В рамках всего выше сказанного, каждый студент, являющийся членом СНК, получает тему научного исследования, которая является актуальной, конкретной и доступной к исполнению и курируется научным руководителем. Соответственно вышеозначенным этапам научного развития студента и осуществляется последовательная разработка темы научного исследования. Члены СНК обязаны выполнять задания в установленные сроки. О результатах своих исследований студенты регулярно должны докладывать на заседаниях СНК.

Итогом работы студента в СНК может являться научный доклад, представленный на научные конференции или иные конкурсы.

Таким образом, результатом активного участия студента в работе студенческого научного кружка может являться дальнейшее обучение в аспирантуре и продолжение повышения уровня своего интеллектуального развития и расширения сферы научного знания.

Список литературы:

1. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров). ИНФРА-М, 2011. — 265 с.

2. Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов. Екатеринбург 2010 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://science.usue.ru/attachments/214 metodposobie nirs.pdf

3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2012. — 280 с.

4. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.