Научная статья на тему 'К вопросу об организации инвестиционной деятельности предприятия пищевой промышленности'

К вопросу об организации инвестиционной деятельности предприятия пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
795
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / INVESTMENT / FOOD PROCESSING / PROGRAM-TARGET METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сетяева Е. Ю.

В статье рассмотрены основные тенденции и современные условия организации инвестиционной деятельности пищевой промышленности. Основное внимание уделено применению программно-целевого метода к организации инвестиционной деятельности предприятий пищевой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INVESTMENT ACTIVITIES FOOD INDUSTRY

The article focuses on key trends and current conditions for the investment activities of food industry. Emphasis is placed on the use ofprogram-target method to the investment activities of the food industry.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации инвестиционной деятельности предприятия пищевой промышленности»

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Сетяева Е.Ю., аспирантка ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В.Плеханова»

В статье рассмотрены основные тенденции и современные условия организации инвестиционной деятельности пищевой промышленности. Основное внимание уделено применению программно-целевого метода к организации инвестиционной деятельности предприятий пищевой промышленности.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, пищевая промышленность, программно-целевой метод.

ON THE INVESTMENT ACTIVITIES FOOD INDUSTRY

Setyaeva E., The post-graduate student, GOU DPO Plekhanov Russian Academy of Economics

The article focuses on key trends and current conditions for the investment activities of food industry. Emphasis is placed on the use of _'program-target method to the investment activities of the food industry.

Keywords: investment, food processing, program-target method.

Современное состояние пищевой промышленности можно охарактеризовать как сложное. Несмотря на падение индекса производства пищевых продуктов, который по данным Росстата составил в 2009 году 98,8% против 101,7% в 2008 году, и рост производства основной продукции предприятий пищевой промышленности (ППП), отрасль испытывает серьезные трудности с инвестициями. Высокая потребность в отраслевой продукции и наличие существенной государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса не снимает вопрос о привлечении в отрасль инвестиционных средств. Необходимость в повышении инвестиционной активности ППП объясняется современными условиями и тенденциями развития отрасли.

В 2009 году на государственную поддержку сельскохозяйственного производства были предусмотрены бюджетные ассигнования в виде субсидий в объеме 90,7 млрд. рублей. По состоянию на начало 2010 года все они были профинансированы, в том числе: субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным на срок до 10 лет — 41,32 млрд. рублей; субсидии на развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе — 5,98 млрд. рублей; субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученные на срок до 1 года — 16,65 млрд. рублей; субсидии, полученные на-развитие промышленного рыбоводства -120,0 млн. рублей; субсидии на поддержку растениеводства — 4,49 млрд. рублей, из них субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений — 2,49 млрд. рублей; субсидии на поддержку животноводства — 5,74 млрд. рублей; субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ — 6,55 млрд. рублей; субсидии на развитие консультационной помощи — 188,37 млн. рублей; в рамках ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года» компенсация части затрат на приобретение средств химизации — 9,69 млрд. рублей.

Отсюда, изучение тенденций развития пищевой промышленности позволит раскрыть современные условия организации ее инвестиционной деятельности (ИД), к основным из которых относятся: неполное использование существующих мощностей из-за недостаточного инвестирования; ограничения возможностей обновления материально-технической базы отраслевых предприятий и повышения уровня конкурентоспособности их продукции и услуг; слабое развитие инвестиционной инфраструктуры; недостаточная роль государства как совладельца крупных и стратегических важных производственных объектов, как инициатора проведения активной бюджетной, налоговой, амортизационной и кредитно-денежной политики. Подобный поход позволит обосновать необходимость усиления структурной целостности и повышения эффективности взаимосвязей между участниками ИД ППП.

Задача, которая стоит перед руководством ППП в процессе организации его ИД, заключается, прежде всего, в обеспечении баланса между целями и конкретной инвестиционной программой предприятия, обеспечивающей их достижение. Инвестиционные процессы и мероприятия, проекты и программы, разрабатываемые на

ППП, должны учитывать современные тенденции и условия организации его ИД, а также соотноситься с потребностями отрасли, агропромышленного комплекса и альтернативами перспективного развития самого отраслевого предприятия.

Отсюда необходимо отметить, что процесс определения направлений перспективного развития отрасли заключается в установлении общих направлений, продвижение по которым обеспечивает рост и укрепление позиций ППП. С этих позиций, под ИД ППС следует понимать свод целевых установок для детальной разработки конкретных инвестиционных планов, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством и направленных на значительное обновление основных производственных фондов предприятий отрасли. При этом для организации ИД и определения альтернатив перспективного развития ППП необходимо предусмотреть:

- достижение максимально возможных экономического и социального эффектов от рассматриваемых мероприятий - для каждого инвестиционного процесса и мероприятия (проекта) используют свои методы оценки эффективности, а затем отбирают те из них, которые при прочих равных условиях обеспечивают субъекту ИД максимальную эффективность;

- достижение такого уровня доходов от результатов реализации инвестиционных процессов и мероприятий, который позволил бы не только заплатить налоги и выплатить дивиденды акционерам, проценты по кредитам и займам, но и создать условия для дальнейшего развития ППП;

- получение наибольшей нормы прибыли на вложенный капитал;

- рациональное распоряжение средствами на реализацию неприбыльных инвестиционных процессов и мероприятий (проектов), направленных на достижение социального и экологического эффекта;

- минимизация инвестиционных рисков, связанных с реализацией инвестиционных процессов и мероприятий (проектов);

- соответствие мероприятий, осуществляемых в рамках реализации ИД ППП законодательным и другим правовым актам РФ.

В целях улучшения инвестиционного обеспечения ППП исходя из существующих альтернатив перспективного развития необходимо реформирование инвестиционной инфраструктуры и системы инвестиционного посредничества, предусматривающее внесение соответствующих изменений в законодательство о финансовых рынках и направленное на расширение использования инвестиционных инструментов, развитие принципов саморегулирования, унификацию требований по формированию собственного капитала, размещению средств, составу и структуре активов ППП.

Таким образом, для того, чтобы повысить эффективность структуры инвестиционных ресурсов ППП, требуется реализация комплекса мер, направленных на увеличение объема средств, минимизацию затрат по их привлечению и совершенствование структуры инвестиционных ресурсов по конкретным критериям. Установлено, что сложившаяся в российской экономике, и в том числе на ППП, структура инвестиционных ресурсов является деформированной и неэффективной. Она характеризуется преобладанием собственных источников финансирования инвестиций ППП. Ресурсы фондово-

го рынка и кредитной системы в отличие от стран с развитой рыночной экономикой играют крайне незначительную роль в процессе обновления капитала российских ППП.

Необходимо также учитывать, что потенциал стратегического развития ППП во многом зависит от правильной организации инвестиционного планирования. Безусловно, на потенциал стратегического развития ППП оказывают влияние и внешние факторы. Это, прежде всего, платежеспособность потребителей продукции, налоговая и кредитная политика, инфляция, государственное регулирование цен и др. Влияние внешних факторов на процесс формирования инвестиционных ресурсов в рыночных условиях можно было бы ослабить за счет эффективного управления ресурсами предприятий на основе прогнозного инвестиционного планирования с учетом продуманной инвестиционной политики ППП на перспективу и знания положения дел на рынке сбыта.

В настоящее время инвестиционная политика государства в пищевой промышленности нуждается в существенной корректировке. Для этого необходимо учитывать специфику формирования структуры инвестиционных ресурсов на предприятиях данной отрасли и применять метод программно-целевого управления ИД ППП для рационализации взаимодействий основных участников ИД в данной отрасли национальной экономики.

Пищевая промышленность относится к жизненно важной отрасли агропромышленного комплекса и обеспечивает более половины продовольственного товарооборота в России. Причины спада производства продовольствия - просчеты в организационной, финансовой, кредитной и внешнеторговой политике государства, а также отсутствие государственной поддержки в самом начале осуществления реформ и практического опыта работы ППП в условиях рыночных отношений.

При этом важно понимать необходимость применения метода программно-целевого управления ИД ППП, которая состоит в следующем:

- высокая концентрация инвестиционного потенциала в экспортноориентированных отраслях (3/4 валовой прибыли промышленности);

- сохранение рисков, ограничивающих дальнейший рост производства: нестабильность конъюнктуры мировых рынков сырья, ослабление мировой конкурентоспособности российских товаров пищевой промышленности вследствие усиления давления со стороны конкурирующего импорта;

- недостаточная ликвидность, как оборотного капитала ППП, так и ряда внеоборотных активов (земли, строящейся недвижимости);

- несоответствие краткосрочного предложения (финансового рынка) долгосрочному характеру спроса (потребности экономики);

- низкий уровень капитализации. Совокупный капитал банковской системы не превышает 20 млрд. долларов, капитализация финансовых инструментов - не более 100 млрд. долларов;

- низкая кредитная активность финансовых институтов;

- неразвитость «каналов» межотраслевого перетока капиталов из капиталодостаточных в капиталодефицитные отрасли промышленности, какой, к примеру, является пищевая промышленность;

- низкий объем инвестиций при высокой норме сбережений в процентном отношении к ВВП, сбережения не трансформируются в инвестиции.

Поэтому применение метода программно-целевого управления ИД ППП соответствует структурной политике, проводимой государством. Изменение приоритетов в сторону стимулирования развития ИД отраслей, ориентированных на внутренний рынок, например, пищевой промышленности, способно качественно преобразовать структуру российской экономики. Кроме того, пищевая промышленность сможет стать катализатором для развития смежных с ней отраслей: сельского хозяйства, машиностроения и других отраслей экономики.

Значимость применения метода программно-целевого управления ИД ППП подчеркивает сложность и развитость инфраструктуры отрасли, требующие серьезного и комплексного подхода к проектированию инвестиционных процессов, мероприятий и организации взаимодействий между основными участниками ИД на принципах усиления структурной целостности и повышения эффективности их взаимосвязей.

Также следует учитывать, что применение программно-целевого управления ИД ППП позволит вывести исследуемую отрасль на качественно новый уровень конкурентоспособности. В основе

успеха - лидерство в модернизации производственного аппарата и освоении эффективных технологий ИД. Результатом применения данного метода управления ИД станет привлечение иностранных инвестиций и формирование сильных отечественных ППП, способных успешно реализовывать стратегии освоения расширяющегося рынка и рационально использовать свой ресурсный потенциал.

Инвестиционная политика государства в отношении пищевой промышленности должна строиться с учетом ее отраслевых особенностей, в том числе экономических. Кроме того, применение программно-целевого управления ИД ППП должно проводиться совместно с улучшением государственной инвестиционной политики развития отрасли в плане оптимизации инвестиционных процессов и мероприятий, а также повышения эффективности разработки и реализации проектов и целевых программ перспективного развития отрасли.

Отсюда становятся понятны основные составляющие механизма организации ИД ППП, основанного на использовании программно-целевого подхода и обеспечивающего согласованность действий ее участников в области получения синергетического эффекта от интенсификации инвестиционных процессов, а также минимизацию рисков и ресурсных затрат при разработке и реализации инвестиционных мероприятий. Отличительной особенностью данного механизма является использование инструментальных методов управления структурно - функциональными изменениями в ИД ППП, реализуемых с помощью мониторинга существующей системы управления и определения узких мест в процессе принятия управленческих решений.

В целом механизм организации ИД ППП следует рассматривать как наиболее активный элемент системы управления, обеспечивающий воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта. Механизм управления ИД ППП можно определить как совокупность инвестиционных ресурсов, методов, средств, инструментов и рычагов воздействия на инвестиционные процессы, применяемые органами государственной власти для достижения целей инвестиционного развития. Эффективное функционирование механизма управления ИД ППП возможно только при наличии определенной системы обеспечения, которая предполагает формирование и реализацию следующих элементов: законодательное и нормативное обеспечение, организационно-методическое обеспечение, ресурсное обеспечение, обоснование и развитие приоритетных отраслей пищевой промышленности. При этом организационную основу механизма управления ИД ППП формирует организационно-методическое обеспечение данного вида деятельности.

Организационное обеспечение предполагает обеспечение поддержки и создание необходимых организационных структур, осуществляющих действия по инициированию, развитию и контролю за достижением поставленных ею целей. Организационную основу здесь составляют: государственные специализированные структуры различных уровней управления; банковская система и другие институциональные инвесторы (финансовые, инвестиционные, страховые компании); а также инвестиционные посредники и консультанты. На уровне субъектов федерации наблюдается большое разнообразие специализированных организационных структур, в компетенцию которых входит регулирование региональных инвестиционных процессов, мероприятий, проектов и программ. К их числу можно отнести: фонд реализации программ развития, агентство содействия инвестициям, фонд государственных гарантий инвестиционных проектов, внебюджетный фонд науки и технологического развития, региональный фонд развития, залоговый фонд, региональный координационный совет по инвестициям и т.д.

Методическое обеспечение механизма организации ИД ППП включает комплекс разработок, целью которых является установление единых терминов, принципов оценки, техники расчетов и методических подходов к определению эффективности инвестиционных процессов и мероприятий (проектов), адаптации их к действующим стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.